Эти качества присущи. Список положительных моральных качеств человека

Какие положительные качества характера человека для работы и комфортной жизни в социуме наиболее значимы? Как лучше охарактеризовать себя и что указать в резюме? Давайте разбираться. Чтобы знать свои добродетели в лицо, мы подготовили перечень положительных качеств для характеристики человека.

Аккуратность

Это стремление к порядку и чистоте. Аккуратность проявляется во внешней опрятности, заботливом отношении к вещам, точности и тщательности в делах. Данная черта больше присуща женщинам, поэтому для мужчины особенно важно выработать в себе привычку к созданию и поддержанию чистоты. Помните: порядок в доме - это порядок и в голове.

Бережливость

Это заботливое отношение к имеющимся благам, неважно собственным или чужим. Речь идет не только о материальных вещах, но даже о душевных силах и жизненной энергии человека. Данное качество позволяет оптимизировать расход любых ресурсов, достигать большего за счет сохранения малого.

Бескорыстие

Это отсутствие стремления к получению наживы. Корыстными людьми движет только личная выгода. Чистосердечным и бескорыстным людям собственная выгода не важна, они помогут и ничего не потребуют взамен, поэтому им доверяют гораздо больше.

Вежливость

Уважительное отношение к окружающим. Всегда. Даже в тех случаях, когда ситуация не располагает к учтивому и тактичному обращению. Кстати, данное качество раздражает хамов. Им поругаться хочется, а вежливый человек с ними на конфликт не идет. Вежливость и бранящегося за пояс затыкает, и города покоряет!

Верность

Это преданность, но не только по отношению к близким людям, но и к собственному мировоззрению, идеям и взглядам. Это важная сторона отношений между мужчиной и женщиной, ведь с ней сопряжена такая отрицательная черта, как ревность. Верность говорит о надежности и постоянстве личности, обладающей данным качеством.

Воспитанность

Это хорошие манеры и умение вести себя в обществе. Воспитанный человек вежлив с окружающими вне зависимости от их социального статуса. Это знание и выполнение правил поведения в социуме, уважение к чужой собственности, природе, обществу. За воспитанного человека никогда не бывает стыдно.

Дисциплинированность

Это умение соблюдать правила и распорядок. Дисциплинированный человек не только неукоснительно соблюдает установленные правила, но и умеет так распоряжаться собственным временем, чтобы его хватало на все важные дела.

Доброта

Это ласковое и заботливое отношение к людям. Отзывчивость и внимательность по отношению к другим, стремление помогать и выручать из трудных ситуаций, не ожидая ничего взамен. Данное качество не приносит сиюминутной выгоды, но окружающие его ценят, и на проявленную доброту зачастую отвечают такой же добротой и заботой.

Дружелюбие

Это доброжелательное отношение к окружающим. Это не только возможность выстраивать дружеские отношения с любым человеком, но и умение вести себя открыто и участливо по отношению к людям. Дружелюбный человек стремится к обоюдному приятному общению, поэтому имеет не только верных друзей, но и массу полезных знакомств.

Коммуникабельность

Это способность устанавливать контакты. Человек, не имеющий коммуникативных барьеров, легко входит в коллектив и заводит друзей. Мы живем в обществе, поэтому умение вступать в коммуникацию с окружающими полезно в любой сфере жизни. Человек, обладающий подобным качеством, никогда не останется один.

Ответственность

Это способность человека отвечать за то, что ему поручено, умение принимать сложные решения и оценивать их последствия. Мужья несут ответственность за жен, матери - за детей, сотрудники - за профессиональные задачи. Человек, который не боится брать на себя ответственность за что-либо, проявляет себя как самостоятельная и зрелая личность.

Отзывчивость

Это готовность прийти на помощь, способность бескорыстно откликнуться на просьбу, помочь в сложной ситуации. Плюс данного качества не только в хорошем отношении окружающих, но и в самоощущении себя добрым человеком.

Пунктуальность

Это соответствие правилам и предписаниям. В жизни данное качество больше связано с отсутствием опозданий, умением выполнять поручения в срок, соблюдать договоренности. Особо ценится в отраслях, где «время - деньги». Но не стоит пренебрегать пунктуальностью и в других сферах жизни - ее отсутствие может восприниматься как неуважение.

Решимость

Это готовность принимать решения, умение осуществить задуманное, не робея и не поддаваясь опасениям. Решимость - это отсутствие так называемого паралича воли, когда сомнения мешают деятельности. Тесно связана с твердостью духа и храбростью. Про решительных людей говорят: «У него есть внутренний стержень».

Самокритичность

Это трезвая самооценка, адекватное восприятие собственных взглядов и деятельности. Самокритичный человек не считает собственное мнение единственно верным, имеет здравое отношение к взглядам со стороны. Но нужно помнить о золотой середине, ведь излишняя самокритичность свидетельствует о низкой самооценке.

Скромность

Это отсутствие намерения превозносить себя. Приятно иметь дело с людьми, которые многого добились, и при этом не расхваливают себя на каждом шагу. Скромность - это не только отсутствие хвастовства, но и тактичность в отношении к окружающим. Данное качество может проявляться как из-за уважения к другим людям, так и из-за стеснительности.

Смелость

Это способность не поддаваться страхам. Говорят, смелый человек ничего не боится, но полное отсутствие страха - не только безрассудство, но и синдром некоторых психических отклонений. Смелость же - это умение действовать вопреки опасениям. Как пример, пожарные тоже могут бояться огня, но выполнять свой профессиональный долг, не поддаваясь страху.

Справедливость

Это правильность и беспристрастность. В основе данного понятия лежат представления о добре и зле, законах воздаяния за хорошие и плохие поступки. Оценивая события, справедливая личность исключает предрасположенности и симпатии к кому-либо. Человек справедлив тогда, когда объективен.

Толерантность

Это терпимость к людям. Толерантность не позволяет делить людей на представителей иных наций, этносов и религий. Терпимый человек не отвергает чужую точку зрения, и вряд ли позволит себе грубо кому-то ответить. Толерантность - это необходимость современного мира.

Трудолюбие

Это способность позитивно относиться к собственной работе. Трудолюбие – не только готовность отдавать свои силы и личное время процессу труда, но и способность делать это с удовольствием. Человек, систематически отлынивающий от работы и не способный воспринимать свой труд с интересом - бремя всего коллектива.

Уважение к другим

Это признание ценности чужих взглядов. Уважительное отношение к окружающим говорит о том, что вы видите личность в каждом человеке. В трудовых процессах это качество является обязательным, проявляется в дистанции и субординации.

Уверенность

Это позитивная оценка собственных качеств. Уверенность тесно связана со способностью человека управлять собой в неоднозначных ситуациях. Уверенная личность знает себе цену, не боится публичных выступлений, в стрессовой ситуации умеет держать себя в руках. Глядя на такого человека можно подумать: «Он знает, что делает».

Упорство

Это умение идти к цели. Данное качество свойственно сильным людям, не пасующими перед трудностями и неудачами. Настойчивость в достижении целей и осуществлении планов показывает твердость характера и непоколебимость духа. Упорные личности собственными силами добиваются высот.

Честность

Это открытость, недопустимость обмана по отношению к окружающим. Данное качество говорит о порядочности, нравственности и сильном характере. Честный человек всегда уважает собеседника, поэтому говорит ему правду иногда даже неприятную, но необходимую.

Чувство собственного достоинства

Это самоуважение и высокая оценка своих качеств, понимание ценности и значимости. Человек, обладающий этим качеством, вряд ли решится на низкий поступок, обман или даже обычную ругань в общественном месте. Это ниже его достоинства. Для такого человека важно даже не мнение окружающих, а собственная оценка своих поступков.

Чувство юмора

Это умение воспринимать ситуацию с комической стороны. Еще лучше - находить эту комичную сторону во всем. Так и жить веселее, и людям с таким человеком общаться приятно. Чувство юмора - показатель душевного здоровья человека. Неизвестно, увеличивает ли смех продолжительность жизни, но от лишних горестей точно может уберечь.

Щедрость

Это готовность делиться с ближним, абсолютно не желая получить что-то взамен. Щедрые люди, к примеру, могут заниматься благотворительностью – помогать нуждающимся, жертвовать средства специальным фондам. Даже самые бескорыстные люди ценят это качество, ведь оно показывает широту души.

Фото: William Mahnken/Rusmediabank.ru

Есть люди, которые считаются замкнутыми, избегающими общения и контактов, на первый взгляд, мало эмоциональными и апатичными, бесцветными и закрытыми на сто замков. Мы называем их интровертами, аутистами. Их не спутаешь с кем-то другим, потому что уже с детства – это личности особенные, сдержанные и даже холодные. Иногда мы видим черты замкнутого интроверта и в себе и пытаемся объяснить нелогичность своего поведения, застенчивость, склонность к одиночеству особенностями своего психотипа. Все эти качества присущи так называемому шизоидному типу личности. Что же это за тип?

Автор книги «Психоаналитическая диагностика» Нэнси Мак-Вильямс (Nancy McWilliams), психоаналитик, пишет о них так: «Таких людей немного, 1-2%. Они не любят, когда к ним приближаются слишком близко, и часто отпугивают людей своим особым поведением. Многие считают их «не такими». Но они привыкли к этому».

Психологи и психотерапевты различают адаптивный и неадаптивный шизоидные типы. Есть , которые сумели адаптироваться в социуме и найти себя в мире людей, и есть те, кто испытывает значительные трудности с адаптацией, попадая в условия деструктивного существования. Неадаптированный шизоидный тип – претендент на специальное психотерапевтическое воздействие во избежание серьезных психических отклонений, заболеваний и проявлений. Наркотики, алкоголь, суицид… да мало ли.

Не будем касаться патологий, поговорим об особенностях шизоидного типа личности, который встречается сегодня довольно часто, а его проявления – чуть ли не у каждого из нас в тот или иной период нашей жизни.

Шизоид

Шизоидный тип виден чуть ли не с самого рождения, когда младенец, вместо того, чтобы искать объятий матери, прижиматься и требовать ласки, отстраняется. Отодвигается, избегает прикосновения и поглощения. Парадокс этого типа заключается в том, что отодвигаясь, он больше всего на свете хочет сближения. «Стой там, иди сюда!» – мог бы сказать ребенок своей матери, пытаясь объяснить ей, как нужно себя вести с ним, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

Такой малыш играет в одиночестве, трудно сходится со сверстниками, находится где-то на своей волне.

«Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела, дитя сама в толпе детей играть и прыгать не хотела и часто целый день одна сидела молча у окна».
Вот так очень метко и точно Александр Сергеевич Пушкин описал свою Татьяну Ларину – типичную представительницу шизоидного типа личности.

Он и сам был таким в детстве. Да и позже. Но на примере и его героини Татьяны можно проследить, как в шизоидном типе личности проявляется неожиданно полярное разделение. Татьяна была тихоней, а тут раз – и сама первая написала письмо Онегину. Небывалый по смелости, просто дерзкий для того времени поступок. А потом: «Смотри-ка, что Татьяна выкинула: взяла и вышла замуж!» – пишет Пушкин о своей героине, которая выкинула неожиданный фортель. Будто проснулась. Будто то внутреннее, скрытое от других и тщательно охраняемое, вдруг вырвалось наружу и не остановить его никакими способами. Да и сам Пушкин «стихи и проза, лед и пламень», выкинул фортель сначала со своей женитьбой, потом с внезапной дуэлью.

На этих классических примерах легко видно, что шизоидный тип личности – это не такой уж однозначный интроверт. Это не заморыш какой-то, тихий и никому незаметный. Это человек с глубоким и разнообразным внутренним миром, порой опасным, непредсказуемым, но который неизменно тем или иным способом вырывается наружу. И буквально заставляет своего хозяина совершать неожиданные для него поступки, действовать неадекватно, с точки зрения обычного человека. Это может быть неожиданный протест, выходка, агрессивная реакция, поступки нонконформиста, то есть того, кто выбивается из привычных установленных рамок и законов.

Почему он так поступает? Сидел бы себе там тихо в уголке, где он обычно и предпочитает находиться, и не лез на свет божий. Причина вспышек и неожиданных эмоциональных извержений таится, на мой взгляд, в неутолимой жажде прикосновения, невозможного для него и в то же время болезненно желанного. Он будто постоянно отталкивает руку, которую до безумия хочет пожать. Причина в том парадоксе, который заключен внутри его психотипа. Такие люди предпочитают быть слишком откровенным, например, виртуально, в сети, в чате, в комментариях, на расстоянии, но ни за что не идут на сближение или откровенность в реальной жизни.

Получается, спасения нет, так и будет он жить, как затухающий и разгорающийся вулкан, в вечном соперничестве страха и желания.

С одной стороны, он слишком чувствителен к окружающему миру, с другой, не в силах разобраться, что в нем опасно. Шизоидный тип личности плохо разбирается в людях, чаще потому, что невнимателен к ним. Слишком занятый своими внутренними переживаниями, он не видит других, не пытается разобраться в их эмоциях, не может отличить симпатии к себе от насмешки и пренебрежения. Иногда он может быть навязчивым, не чувствует, что нужно оставить человека, не видит его эмоций, потому что поглощен своими.

Некоторые психологи называют это недостатком интуиции. Возможно, это связано с тем, что шизоидный тип личности видит гораздо глубже внешних проявлений. И все условности, и фантики кажутся ему лишними для истинного понимания сути вещей.

Основные черты шизоидной личности

По сути, основными признаками шизоидного типа является:

Расщепление. Раздвоение. Как основная характеристика человека. «Стой там, иди сюда!» Очень ярко проявляется также в пословице «В тихом омуте черти водятся». Причем это не только в негативном смысле. Это может выражаться в неожиданных всплесках какой-то феноменальной творческой активности, необычности, неординарности, гениальности, смелости… Да чего угодно. «Какая-то подпольная модница!» – помните, как в старом фильме «Самая обаятельная и привлекательная» о героине воскликнула ее сотрудница, удивленная ее неожиданным преображением. Этот тихоня, шизоидный тип, оказывается, не так-то прост. По сути, в адаптированном варианте – это невероятно талантливая и даже гениальная личность.

Дистанцирование
– это излюбленный способ существования этого типа в мире людей, даже среди своих. Шизоидный тип предпочитает сохранять значительную дистанцию между собой и окружающими. Он выбирает одиночество, но необычное такое, в котором он должен знать, что рядом, в соседней комнате, в одном городе, в одной стране, на одной планете есть люди, которые его любят таким, какой он есть.

Поглощение – это основной страх, который испытывает человек шизоидного типа. Ему все время кажется, что если он окажется на слишком близком расстоянии от других людей, слишком раскроется, то его проглотят, сомнут, сделают больно, уничтожат его индивидуальность.

Как спастись шизоидному типу в современном мире?

Мне кажется, полностью избавиться от проявлений шизоидного типа невозможно. Но, понимая, причины и истоки своего поведения, человек относится спокойнее к перепадам своего состояния, сомнениям, неадекватным, на первый взгляд, поступкам. Он учится жить с тем, что дала ему природа. А природа, на самом деле, невероятно наградила его особенным, оригинальным, невероятно неожиданным внутренним содержанием и особенной чувствительностью. Которые он может в полной мере раскрыть в творчестве.

В принципе, каждый из нас вправе выбрать, хочется ли ему быть интровертом, замкнувшимся на себе и живущим внутри своей скорлупы, шизоидом, который живет в раковине, но иногда выползает на свет и бурно проявляет свой вулканический темперамент. Или стать творцом своих и чужих миров, где все его страхи и все его особые возможности смогут сублимироваться и найти свое применение.

Можно ли это сделать самостоятельно, без помощи специалиста? А кто сказал, что это невозможно? Пушкин же нашел способ справиться со своим шизоидным темпераментом.

Присущие качества

♦ (ENG proper qualities)

(лат. idiomata)

атрибуты или свойства, к-рые идентифицируют специфическую индивидуальность определенной вещи и, т. обр., ей "присущи".


Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика" . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .

Смотреть что такое "Присущие качества" в других словарях:

    информационная модель коммуникативного качества речи - Одна из абстрактных схем инвариантного характера, включающая следующие типовые компоненты, отражающие общие закономерности, присущие каждому из коммуникативных качеств речи: 1) значение; 2) формы ККР; 3) языковые уровни, на которых реализуется… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Присущие качества … Вестминстерский словарь теологических терминов

    ПРЕССА - (франц. la presse, от лат. presso жму, давлю) периодич. печать, т. е. газеты и журналы, издаваемые ежедневно или с правильной периодичностью. П. один из важнейших источников по истории нового и новейшего времени. Прообразом совр. П. были Acta… … Советская историческая энциклопедия

    ПРИРОДА - Можно выделить три более или менее отчетливых общих значения этого термина. 1. Те черты или характеристики организма, которые считаются врожденными или наследственными. Проблемы, затрагиваемые этим значением, отражены в том, что часто называется… … Толковый словарь по психологии

    Договор - (Contract) Понятие договора, виды договоров, условия договоров Информация о понятии договора, виды договоров, условия договоров Содержание > Содержание Понятие и значение. Договор и сфера его применения. Законодательное регулирование соглашения … Энциклопедия инвестора

    Личность преступника - Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личн … Википедия

    Злоумышленник

    Правонарушитель - Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

    Преступник - Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

    Преступники - Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

Книги

  • Железная хватка: Как развить в себе качества, необходимые для достижения успеха , Каплан Талер, Линда, Коваль, Робин. Упорство - ключевой фактор успеха. Трудолюбивый и настойчивый человек, утверждают авторы книги, способен добиться большего, чем одаренный лентяй, уповающий толькона свои природные… Купить за 429 руб
  • Железная хватка. Как развить в себе качества, необходимые для достижения успеха , Каплан Л.. "Железная хватка"-звучит немного старомодно, как будто из прошлого века. Но в наши дни это качество переживает второе рождение. Почему? Потому что, судя по всему, мы становимся мягкотелыми.…

«Бесстрашие, очищение своего существования, развитие духовного знания, благотворительность, самообладание, принесение жертв, изучение «ВЕД», аскетизм, простота, неприменение насилия, правдивость, свобода от гнева, самообладание, спокойствие, нежелание выискивать недостатки в других, сострадание ко всем живым существам, свобода от алчности, доброта, скромность, стойкая решимость, энергичность, всепрощение, сила духа, чистота, отсутствие зависти и стремления к славе – все эти трансцендентальные качества, присущи праведным людям, наделенным божественной природой.» (Бх.г.16. 1-3)

Бесстрашие – это свойство души, полностью вручившей себя Господу. Тот, кто обладает совершенной верой в Бога полностью бесстрашен. Он уверен, что Бог как Параматма (Сверхдуша) в его сердце, всегда с ним. Говорится, что Господь заботится о человеке в той мере, насколько он предан Ему.

Очищение своего существования – означает, что в конце жизни человек должен принять санньясу , отреченный образ жизни, который предполагает отход от материальной активности. Для любого, кто стремится подняться на платформу духовного осознания, необходимо прекратить всякую деятельность, направленную на удовлетворение чувств, отказавшись от общения с противоположным полом и участия в денжных делах. Такой образ жизни называется санньясой , отречением.

Развитие знания сопутствует принятию санньясы . Те, кто наиболее отречены, являются духовными наставниками всех людей. Они проповедуют высшие знания и живут на подаяние. Но это не означает, что они нищие. Просто Бог Сам заботится о них. Не следует изображать из себя отреченного, попрошайничая, превратив санньясу в бизнес, сделав нищенство профессиональным занятием.

Смирение – это качество присуще человеку достигшего трансцендентальной реализации. Тот, кто отождествляет себя с материальным телом, не может быть истинно смиренным.

Благотворительность – означает добровольное пожертвование тем, кто занят распространением духовного знания. К ним можно отнести брахманов и санньяси . Эти два типа людей представляют цвет цивилизованного общества, и общество должно заботиться о них. Также как распространение знания и проповедь высших знаний является прямой обязанностью санньяси и брахманов , так благотворительность – обязанностью людей, живущих семейной жизнью как домохозяева(грихастхи ). Эти люди должны зарабатывать себе на жизнь достойным образом и тратить 10% на распространение высших знаний по всему миру. Такого рода благотворительность находится в гуне благости. Она способствует развитию в человеке духовного начала в отличие от той, что принадлежит к гуне страсти и невежества.

Владение собой – под этим подразумевается контроль чувств и страстных желаний.

Аскетизм хорош для каждого человека, но особенно для тех, кто желает оставить домашний очаг и пуститься в старанствия по местам паломничеств, ради своего очищение. Человек удалившийся от семейных дел должен быть аскетом в отношении тела, ума и языка. Те, кто потакают своим чувствам, никогда не смогут достичь духовного осознания.

Простота, неприменение насилия, правдивость – э то качества присущие брахманам . Являясь учителями человечества. Они должны быть простыми в общении, бесхитростными, правдивыми и не совершающими насилия, иначе их поучения будут обесценены.

Свобода от гнева – важное качество для всех людей, потому что гнев, также как жадность и похоть, раскрывает широкие врата ада.

Не следует выискивать недостатков в других. Не следует заниматься пустой критикой из зависти к вышестоящим. Конечно, если вора назвать вором, то это не является придиркой, однако, если назвать вором честного человека, то это непростительный проступок, который станет препятствием в духовной жизни.

Скромность предполагает отсутствие гордости, котороая возникает от ложного эго. Человек понимающий свое положение вечного слуги Господа всегда скромен. Он знает, что только милостью Господа он мог достичь чего-либо в своей жизни.

Решимость – означает, что если результаты деятельности не приходят сразу или они, против ожидаемого, оканчиваются неудачей, то и в этом случае не следует впадать в уныние. Преданные Богу всегда решительны. Они продолжает свое служение Господу с великим энтузиазмом при любых обстоятельствах.

Энергичность – означает качество присущее правителям. Руководители общества должны быть энергичными, сильными, готовыми всегда оказать покровительство слабым. Для них применение насилия в соответствии с закономи Бога является своего рода доблестью. Чтобы наказать бандитов и преступников, правитель, воин, администратор или другой лидер общества, должен знать и уметь применять насилие ради торжества справедливости, мира и спокойствия граждан.

Всепрощение – это качество наряду с энергичностью также необходимо тому, кто руководит. Будучи непреклонным в исполнении воли Господа, он может согнуть своего врага, но при иных обстоятельствах ему следует проявлять милосердие. «Покорную голову меч не сечет!»

Чистота – под этим подразумевается не только чистота тела, но и чистота ума, чистота помыслов и поступков человека. Особенно важна чистота и корректность в ведении дел, комерции и в бизнесе.

Отсутствие зависти и стремления к славе – это качество ценно для тех, кто занят ремеслами и в услужении другим. Рабочие, проллетарии, которые не имеют никакой собственности бывают очень чувствительны к обладающим ею.Они больше других склонны завидовать. В соответстии со своей благочестивой и нечестивой деятельностью (кармой ) совершенной в прошлом, каждый получает то, что заслужил: хорошее или плохое рождение, богатство или бедность… Человеку необходимо это знать. За добро воздается добром – за зло злом. Таков закон кармы . Никто не должет сетовать и искать виновных в своих несчастьях, ибо это – результат его собственных греховных поступков, совершенных им в прошлых воплощениях. Для тех, кто занят в сфере обслуживания, необходимо быть почтительными к вышестоящим, ради поддержания общественного порядка. Он не должен гордиться своей полушкой и требовать к себе почестей. Тот, кто наделен от рождения божественной природой, ясно сознает свое положенние слуги Господа, поэтому он лишен каких-либо притязаний, всегда учтив и умиротворен.

«Гордость, высокомерие, тщеславие, гнев, грубость и невежество – эти качества присущи тем, кто обладает демонической природой, о сын Притхи». (Бх.г.16.4.)

Часто бывает так, что люди хотят показать свою религиозность, но поскольку они по природе своей – демоны, то сами не способны следовать принципал религии. Более того, в силу своей демонической природы, они всегда пытаются оправдать свои дурные наклонности, фальсифицируя писания и истолковывая их причудливым образом так, как-будто они заключили договор со Всевышним.

Своим последователям Христос заповедал: «Не убий!» Значит они должны отказаться от мясоедения. Человек не должен убивать невинных животных, «братьев своих меньших», и поедать их плоть. На самом деле ни одна религия не поошряет убийство животных. Но демоны говорят, что заповедь «не убий» относится только к людям. Из этого следует, что Христос проповедовал убийцам и бандитам с большой дороги. Может это было и так? Действительно, заповеди: «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради» и пр. для нормального человека весьма странны: он и так никого не убивает, не крадет и не прелюбодействует. Цивилизованному человеку нет необходимости напоминать, что убивать, воровать и прелюбодействовать нехорошо. Нет необходимости напоминать тому, кто предан Богу, что Его надо любить. Это в природе души. У благочестивого человека, наделенного божественной природой, нет склонности делать что-либо вопреки воле Господа. Только людям, находящимся под влиянием демонической природы, живущих как животные, необходимо под страхом смертной казни говорит: «Не убий!» «Не укради!» «Не прелюбодействуй, не спаривайся как животное!» Люби Бога…» Демоны не понимают ничего, кроме страха. Только для них пылает «геенна огненная», в страхе перед которой они вынуждены сдерживать свои дурные наклонности и желание богохульствовать. Из страха перед адскими муками и возможностью быть побитыми или наказанными Господом и Его представителями они обуздывают свои похотливые желания и не проявляют своих демонических наклонностей. Но бывает так, что они приходят к власти. Надо знать демонов в лицо.

Гнев, грубость и невежество – качества демонических людей. Речь их неприятна, груба. Из-за пустяков они впадают в гнев. Когда человек сыплет бранные слова из своих уст, антогонизм неизбежен. Ум немедленно возбуждается, глаза наливаются кровью и…

Мы видим, что материальной существование двойственно. Оно подчиняется силам добра и зла. Вражда в человеческом обществе неизбежна, пока каждый не достигнет сознания Кришны, освободившись от материалистической концепции жизни, которая основана на сознании «я есть продукт материи, я есть тело». Душа чиста. Она трансцендентна ко всем проявлениям материальной природы, которая затрагивает лишь тело, ум и разум человека, но не касается его души. Только потому, что человек отождествляет себя с телом, он вынужден подчиняться законам этой природы, преобретая в течение жизни божественные или демонические качества. Стоит ему очистить свое сознание, как он тут же станет непогрешимым. В этом секрет истинной свободы, равенства и братства всех живых существ, объединенных своей духовной, трансцендентальной природой.

«Находя отраду в ненасытном вожделении и поглощенные тщеславием, гордостью и ложным престижем, демоны, находящиеся таким образом в иллюзии, всегда привлекаются нечистой деятельностью, притягиваются преходящим.»

«Они считают, что удовлетворение чувств – первая необходимость человеческой цивилизации. Таким образом, до конца жизни их тревоги неизмеримы. Опутанные сетью тысяч желаний и поглощенные вожделением и гневом, они добывают деньги неправедными путями во имя удовлетворения чувств».

«Трое врат открывают дорогу в ад: вожделение, гнев и жадность. Каждый разумный человек должен отказаться от них, так как они приводят к деградации души».

И в заключении помните, что «Трансцендентальные качества ведут к освобождению, тогда как демонические – сковывают…» (Бх.г.16.5.)

Выбор за вами!

Понедельник, 24 Мар. 2014

В Ведах нигде не говориться о национальностях, есть только Суры (божественные натуры), чья деятельность направлена на созидание, и Асуры (демонические натуры) деятельность которых направлена на разрушение.

Обусловленные живые существа, населяющие материальный мир, делятся на две категории.

  • Люди, наделенные божественной природой, ведут упорядоченный образ жизни, то есть следуют предписаниям шастр (Священных Писаний) и указаниям авторитетов . Человек должен исполнять обязанности, предписанные авторитетными шастрами . Такой образ мыслей называют божественным.
  • Тех же, кто не следует заповедям священных писаний и действует по собственной прихоти , называют демонами , или асурами .

Критерий только один - выполнение указаний священных писаний. В Ведах сказано, что как полубоги, так и демоны появились на свет от Праджапати ; единственная разница в том, что одни следуют предписаниям Вед, а другие - нет.

Те, кто обладает демоническими качествами и живет, потакая собственным прихотям и не следуя предписаниями шастр, в следующей жизни рождаются среди низших существ и все больше запутываются в сетях материального мира.

Те же, кто обладает божественными качествами и живет по правилам, установленным шастрами, достигают духовного совершенства.

Божественные качества

  • бесстрашие
  • очищение своего бытия
  • совершенствование в духовном знании
  • благотворительность
  • владение чувствами
  • совершение жертвоприношений
  • изучение Вед
  • совершение аскезы
  • простота
  • отказ от насилия
  • правдивость
  • негневливость
  • самоотречение
  • спокойствие
  • отсутствие стремления злословить
  • сострадание ко всем живым существам
  • отсутствие алчности
  • мягкость
  • скромность
  • решимость
  • целеустремленность
  • способность прощать
  • стойкость
  • чистота
  • отсутствие зависти

Все эти двадцать шесть качеств являются трансцендентными. Их следует развивать в себе в зависимости от того, какое место мы занимаем в обществе и каким делом занимаемся.

Если все люди будут сознательно развивать в себе эти качества, то, несмотря на неизбежные материальные страдания, со временем они смогут подняться на высшую ступень духовного самопознания.

В ведической цивилизации существует институт варнашрама-дхарма - ведическая система деления общества на четыре сословия (варны ) и четыре уклада духовной жизни (ашрамы ).

Согласно системе варнашрамы общество делится на четыре варны:

  • брахманов (духовных наставников и священников),
  • кшатриев (правителей, администраторов, воинов),
  • вайшьев (земледельцев, торговцев, предпринимателей),
  • шудр (рабочих и слуг).

Необходимо констатировать факт, что в наше время, эпоху Кали-юги , системы варнашрама-дхармы не существует.

В древности во главе ведического общества стоял благочестивый царь, руководствовавшийся в своей деятельности советами придворных мудрецов и брахманов. Существовали такие цари, как Притху Махарадж, Прахлада Махарадж, Дхрува Махарадж, Господь Рамачандра , Махарадж Юдхиштхира и Парикшит Махарадж, которые идеально управляли царствами и народами в течение тысячелетий. Но, как и предсказывалось в писаниях, безукоризненная система варнашрама-дхармы, представленная в Ведах , деградировала под влиянием Кали-юги.

В системе варнашрамы санньяси , то есть человек, отрекшийся от мира, считается головой, или духовным учителем всех остальных каст и укладов.

Брахманы являются духовными учителями для трех других каст: кшатриев, вайшьев и шудр , однако санньяси , стоящие на самой верхней ступени общественной лестницы, являются духовными учителями даже для брахманов .

Санньяси должен посвятить свою жизнь распространению знания среди семейных людей и всех тех, кто забыл, что истинной целью жизни является достижение духовного совершенства. Санньяси должен стучаться в каждую дверь и просить подаяние, но это вовсе не значит, что он попрошайка. Одно из качеств по-настоящему духовного человека - это смирение , и только поэтому санньяси стучится в каждую дверь, не столько для того, чтобы попросить милостыню, сколько для того, чтобы встретиться с домохозяевами и пробудить в них сознание Кришны. Таков долг санньяси .

Подвижничество - удел тех, кто отошел от семейной жизни. Человек не должен до конца своих дней жить с семьей, необходимо помнить о том, что существует четыре периода жизни: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса . Завершив период семейной жизни, человек должен удалиться от дел. Если продолжительность человеческой жизни составляет сто лет, то первые двадцать пять лет необходимо посвятить изучению Вед, следующие двадцать пять лет провести в семье, затем в течение двадцати пяти лет вести жизнь ванапрастхи , удалившись от дел, после чего принять санньясу (отречься от мира).

Таковы правила, регламентирующие духовную жизнь человека в ведическом обществе. Человек, отошедший от семейной жизни, должен совершать аскезу, чтобы обуздать тело, ум и язык. В этом суть тапасьи . Вся система варнашрама-дхармы предназначена для тапасьи . Без нее никто не способен получить освобождение.

Теория, утверждающая, что человеку не нужно ни в чем себя ограничивать, что можно продолжать делать все, что угодно, и все будет в порядке, не находит поддержки ни в Ведах, ни в «Бхагавад-гите». Подобные теории придумывают корыстолюбивые проповедники, желающие умножить число своих последователей. Ограничения и правила отпугивают людей. Поэтому те, кто хочет вести за собой людей, на словах прикрываясь религией, не требуют от своих учеников соблюдения каких-либо правил и не следуют им сами. Однако Веды не одобряют этого.

Что касается такого качества брахманов, как простота , то им должны обладать не только представители какого-то одного уклада, но каждый человек, будь он брахмачари, грихастха, ванапрастха или санньяси . Человек должен быть простым и прямолинейным.

Истину нельзя искажать ради достижения корыстных целей. В ведических писаниях иногда встречаются трудные для понимания места. В этом случае их смысл должен разъяснить опытный духовный учитель. Таков путь постижения Вед. Слово шрути значит «слушать сведущих людей». Мы не должны интерпретировать писания так, как это выгодно нам. Существует множество комментариев к «Бхагавад-гите», искажающих оригинальный текст. Мы должны объяснять людям истинный смысл писания, и сделать это можно, только слушая истинного духовного учителя.

Умение подавлять гнев. Даже если что-то раздражает нас, мы должны сдерживать себя, ибо, когда человек гневается, все его тело оскверняется. Гнев и вожделение являются порождением гуны страсти, поэтому тот, кто идет по духовному пути, должен уметь подавлять в себе гнев.

Человек не должен искать недостатки в других или без нужды делать людям замечания. Разумеется, назвать вора вором - не значит искать у него недостатки, но, назвав вором честного человека, мы нанесем ему тяжелое оскорбление, которое станет помехой для нашего духовного развития.

Человек должен быть очень скромным и не делать ничего предосудительного.

Решимость , проявляется в способности человека не огорчаться и не отчаиваться, когда его постигает неудача. Какие-то наши попытки могут закончиться поражением, но это еще не повод для того, чтобы расстраиваться. Невзирая на неудачи, нужно терпеливо и настойчиво двигаться по избранному пути.

Чистыми должны быть не только наши ум и тело, но и поступки. Это требование прежде всего относится к людям, занимающимся коммерцией, которые не должны участвовать в махинациях на черном рынке. Нати-манита, отсутствие стремления к почестям, - качество, которым должны обладать шудры , рабочие (представители низшего сословия в ведической социальной системе). Они не должны стремиться занять более высокое положение и добиваться почета. Им следует довольствоваться своим местом в обществе. Долг шудр - почитать представителей высших сословий, поддерживая таким образом в обществе порядок.

В этом стихе описан прямой путь в ад. Демоничные люди часто выставляют себя поборниками религии и защитниками духовного прогресса, хотя сами не следуют никаким принципам. Они всегда высокомерны и горды своей образованностью и богатством. Желая, чтобы перед ними преклонялись, они требуют уважения и почета, хотя и не заслуживают его. Они раздражаются из-за пустяков и говорят грубо и неучтиво. Они не знают, что можно делать, а чего нельзя. Они всегда поступают как им заблагорассудится, потакая собственным прихотям, и не признают никаких авторитетов.

Эти демонические качества присущи им от природы - они получают их еще в утробе матери и, вырастая, проявляют их в полной мере.

Демонические качества

  • Гордость
  • Высокомерие
  • Тщеславие
  • Гневливость
  • Грубость
  • Невежество

В наше время единственное божественное качество, которое держит мир на плаву, это остатки правдивости.

Правдивость очень сильно влияет на нашу жизнь, потому что иметь видение, иметь правильное видение, иметь знания, как правильно жить, иметь понимание обстановки, окружающей среды, понимать людей, которые нас окружают. Конечно же это все зависит от качества правдивости. Потому что качества правдивости обладает не только внешней, но оно еще и внутренней функцией обладает. Несет в себе внутреннюю функцию определенную. Поэтому это очень практичное качество - правдивость. Многие люди об этом не задумываются просто, совершают обман, не понимая, чего они себя лишают.

Для успешной жизни, для успешной духовной практики необходимо в себе развивать именно божественные качества. Благодаря этому человек сможет овладеть своими чувствами. Мы не сможем избавить от наших чувств, но их можно заключить в рамки культуры.

Таким образом, любой человек должен владеть своими чувствами. Часто можно наблюдать проявления именно демонических чувств, в частности гневливости и жадности . Наши чувства влияют на всю нашу жизнь, особенно это важно в семейной жизни. Жить в соответствии со священными писаниями это развивать божественные качества в себе.

В ведические времена эти качества доминировали у людей в зависимости от психического типа. Например людей, которые отриченные от мира, это люди, которые дают знания всем остальным и совершенствоваться самим. Отреченные люди являются главой всего общества. И для того, чтобы принять отриченный образ жизни необходимо в себе развить такое качество, как бесстрашие . Чтобы человек мог передавать знание, он должен вести чистый образ жизни.