Как я понимаю значение слова любознательность. Паттерны добродетелей

Вариант 1

Любознательность - это желание постигать мир, узна­вать новую информацию самостоятельно или с помощью доступных источников, например книг.

Я считаю, что без любознательности процесс самообразо­вания невозможен, ведь именно это качество рождает жела­ние знать больше.

В рассказе «Чудо» мальчик Лукьян действительно любо­знателен: сам решил узнать всё о своей болезни и не остано­вился на этом. Он с азартом исследователя стал изучать но­вые страницы энциклопедии, радовался, когда в реальной жизни находил иллюстрации к полученным знаниям, де­лился ими с мамой (предл. 15-18).

Лукьяна мне напоминает мой лучший друг и однокласс­ник Вадим. Он знает гораздо больше многих ребят из клас­са, и его кругозор намного шире моего. А всё потому, что в свободное время Вадим любит читать различные книги по истории, географии, физике, ему интересно всё! А нам все­гда интересно в его компании: он знает массу поразитель­ных фактов и историй.

Действительно, любознательность - очень важное каче­ство, которое позволяет человеку развиваться, становиться умнее и не останавливаться на достигнутом.

Вариант 2

Какого человека можно назвать любознательным? Того, кто любит знания, ведь ответ кроется в самом слове «любо­знательность». Того, кто хочет понять как можно больше закономерностей окружающего мира, кто ищет причину яв­лений и суть вещей, кто жаждет новой информации.

Именно таким мне видится Лукьян в рассказе «Чудо». В шестом классе, когда многие его ровесники с большей радо­стью читали бы приключенческие романы или фантастику, он отдал предпочтение физике. Мало кому из моих друзей пришло бы в голову самостоятельно изучать энциклопедию! Он хотел узнать больше о своей болезни, но именно любо­знательность помогла ему увлечься природой света, откры­тиями известных исследователей (предл. 12-13).

А вот результатом любознательности царя Петра I стали реформы в России, значительно ускорившие её развитие.

Я уверена, что любознательность - это замечательное ка­чество, присущее настоящим исследователям. Любознатель­ность отличает людей умных, увлекающихся, нескучных.

Вариант 3

Любознательность - замечательное качество. Оно позво­ляет человеку развиваться, не даёт лениться уму. Именно любознательность помогает людям накапливать знания, де­лать открытия.

Любознателен и Лукьян, герой рассказа «Чудо». Он сам открыл энциклопедию, желая разобраться в причине своей болезни; законы природы и физики увлекли его. Он не ос­тановился, прочитав пару определений, а стал настоящим исследователем и всё глубже погружался в новый для него мир знаний (предл. 14-18).

В истории человечества немало примеров, когда любо­знательность превращала обычных людей в гениев. Именно она помогла Леонардо да Винчи стать великим учёным, ин­женером, художником, скульптором, музыкантом.

Я считаю, что это потрясающее качество, без которого невозможно было бы представить развитие всего человечества.

Вариант 4

Любознательность - это стремление к получению новой информации об окружающем мире, любовь к знаниям. Лю­бознательные люди хотят как можно больше знать о самых различных вещах и разбираться во многих сферах жизни.

Лукьян из рассказа «Чудо» тоже таков. Он захотел про­читать больше о своей болезни и открыл энциклопедию. Од­нако мальчик узнал не только определение близорукости (предл. 6-7, 10-11). Понятия из мира физики и медицины увлекли его, а явления света стали настоящей страстью. Он с удовольствием находил в окружающем мире иллюстрации к полученным знаниям (предл. 13-16), стремился узнать всё больше.

Любознательной я могу назвать и свою маму, которая интересуется сферами знаний, не связанными с её професси­ей юриста: она с удовольствием читает книги об истории Рос­сии и других стран, многое знает об архитектуре Европы.

Я считаю, что любознательность - очень полезная черта характера, потому что она может стать компасом в мире знаний.

Вариант 5

Любознательность - это желание знать как можно больше о различных вещах и явлениях. Любознательным называют человека, который постоянно задаёт вопросы о су­ти происходящего, уточняет детали, самостоятельно изучает то, что его интересует.

Так, Лукьян предпочёл подробно изучить свой неприят­ный диагноз. И любознательность подарила ему целый мир, который поглотил его (предл. 11-12, 21-23). Герою было интересно узнавать больше о законах физики и явлениях природы, и его главным помощником стала простая энцик­лопедия. Нелюбознательный человек разве стал бы её от­крывать?

Мало кто знает, что именно это качество помогло вели­кому учёному М.В. Ломоносову два века назад предугадать современное значение Северного морского пути.

Любознательность - свидетельство интереса к жизни, активности, желания развиваться. Это одно из самых полез­ных свойств человеческого характера.

Вариант 6

Любознательность - это свойство характера, которое по­зволяет человеку самостоятельно накапливать информацию о мире. Желание понять причину явлений или природу ве­щей - вот что отличает любознательного человека.

Не будь Лукьян из рассказа «Чудо» любознательным, он никогда бы не раскрыл энциклопедию и не погрузился в мир физики и её явлений, не узнал бы, что такое «диспер­сия», «каустика». Герой не смог бы разобраться в сути сво­его заболевания и справиться со страхом, который испыты­вал перед близорукостью.

Себя я тоже могу назвать любознательным: мне интерес­ны предметы, не входящие в школьную программу, напри­мер астрономия. У меня целая коллекция книг о созвездиях и планетах, которые я с удовольствием перечитываю, каж­дый раз открывая для себя что-то новое, а летом мы часто берём на дачу телескоп и наблюдаем за небесными телами.

Любознательность действительно открывает новые двери в мир знаний. Это замечательное и очень полезное качество человека.

Текст для работы

(1)Лукьян был необычным мальчишкой. (2)В шестом классе у него диагностировали прогрессирующую близору­кость - заболевание, при котором запрещены активные иг­ры и занятия спортом. (З)Оно способно разом перечеркнуть всю радость жизни простого школьника. (4)Но этого, к сча­стью, не случилось. (5)«Неудачи, - услышал он однажды от мамы, - посылаются нам для того, чтобы заставить лучше понять себя и смысл происходящего». (б)Задачу «по­нять смысл происходящего» Лукьян понял буквально. (7)И когда, как приговор, очки с толстыми линзами плотно сели на его тонкую переносицу, он снял с полки маминых книг энциклопедический словарь и нашёл в нём статью «Близо­рукость». (8)Десять строчек определения строились на шес­ти незнакомых ему словах. (9)Лукьян устроился в кресле поудобнее и погрузился в чтение. (10)«Любознательность открывает новые двери», - и тут мама была права. (И)Энциклопедия оказалась миром, полным открытий. (12)Строение человеческого глаза, явления оптики поглоти­ли юного исследователя целиком. (13)Ньютон, Гюйгенс, Максвелл стали для него лучшими друзьями, мир физики казался ему интереснее любой художественной литературы. (14)И самым сложным и поразительным феноменом в этом мире оказался для Лукьяна свет.

(15)- Всё вокруг заполнено им, - делился он знаниями с мамой, - все цвета, которые ты видишь, - это вибрация света разной частоты, а наши глаза - это сложные наборы светочувствительных палочек и колбочек... (16)Ты говорила мне, что радуга - это чудо природы. (17)А радуга - это просто дисперсия белого света. (18)И северное сияние - это не чудо, а люминисценцйя верхних слоёв атмосферы...

(19)- Твоим глазкам пора отдыхать, - улыбалась мама. (20)- Чудо моё, я выключаю свет!

(21)Лукьян укладывался на подушку и строго замечал:

Мама, чудес вообще никаких на свете нет. (22)Просто мы принимаем за них то, что не можем объяснить.

(23)Пространство небольшой квартиры стало для Лукья- на набором иллюстраций к полученным знаниям. (24)«Интерференция», - отмечал он, наблюдая за радужной игрой мыльных пузырей в раковине. (25)Разглядывая замы­словатые пересечения лучей, играющих на столе у прозрач­ного стакана с водой, радовался: «Каустика»!

(26)Мама гордилась сыном. (27)И особенно её радовало, что, в то время, как другие подростки входили в острый пе­риод постоянных ссор с родителями, прогулянных уроков и непослушания, Лукьян становился всё более покладистым. (28)Он начал послушно укладываться спать в назначенный час, почти перестал смотреть телевизор и даже стал больше помогать ей по дому, чаще оставляя учебники в стороне.

(29) Но новое поведение мальчика было вызвано отнюдь не его желанием угодить маме.

(30) Уже несколько месяцев Лукьян замечал странные пугающие эффекты, причин которых он не мог найти в кни­гах: вокруг всех источников света - лампочек, свечей, ог­ней на улицах - он видел странное радужное свечение, пе­ред глазами всё чаще начинали кружить неприятные «мушки», а по вечерам страницы энциклопедий словно за­стилала серая, мутная пелена. (31)Всё чаще болела голова, и боль отдавала в глаза, мешая сосредоточиться.

(32) Обеспокоенный мальчишка старался больше отдыхать.

(33) Постепенно пелена перед глазами начала сходиться в кольцо, словно кто-то сужал диаметр объективов и без того неисправного бинокля, через который Лукьян смотрел на мир. (34)Мальчишка ложился спать, но долго ворочался. (Зб)Мысли, которые он безуспешно пытался отогнать, не да­вали спать: «Что со мной?..»

(Зб)Лукьян помнил, что всё неизвестное пугает, и по ве­черам он накрывался одеялом с головой и всматривался в чёрное пространство перед собой, словно пытаясь узнать его получше. (37)«Но ведь на самом деле темноты не бывает, в физике нет такого понятия. (38)Ты, темнота, - это просто отсутствие света. (39)Тебя нет! (40)Нельзя бояться того, чего нет!..»

(41)Но страх брал своё: Лукьян сбрасывал одеяло, нащу­пывал очки, надевал их и впивался глазами в полоску света под дверью спальни. (42)Её рассеянное сияние слабо стели­лось по полу, словно придавленное тяжестью ночи. (43)«А что если однажды, - с ужасом подумал Лукьян, - тьма поглотит весь мой свет?..»

(44) Эта мысль, сначала показавшаяся ему глупой, дет­ской, подняла мальчика с постели.

(45) - Мама, я должен тебе сказать кое-что. (46)Мне ка­жется, я теряю зрение...

(47) Результат осмотра врач озвучил осторожно, словно извиняясь:

(48) - Вы знаете, при близорукости глаукома ведёт себя очень коварно, часто ничем себя не выдавая. (49)Ваш маль­чишка просто чудо, что сам настоял на приёме. (50)Нужна операция. (51)Сначала мы сделаем её на одном глазу, потом на другом. (52)Она занимает немного времени...

(53)Когда с левого глаза, прооперированного первым, сняли повязку, Лукьян осторожно открыл его. (54)Проморгался, избавляясь от лёгкой рези, вызванной све­том лампы. (55)3акрыл по очереди глаза ладошкой. (56)Кольца тёмной пелены, видимой правым глазом, левый уже не видел. (57)Палату заполнял чистый, ровный белый свет, не скованный темнотой.

(58) Мальчик посмотрел на маму, и встретил её встрево­женный, застывший в немом вопросе взгляд: «Ну как ты?»

(59) - Это какое-то чудо, мама, - губы мальчика дрогну­ли, и он подался в её объятья. (60)- Самое настоящее чудо!

(По О. Павловой)

Любознательность лежит в основе всех идей, изобретений и креативных действий. Она создаёт изобретателей, инноваторов, перооткрывателей, творцов, мастеров. Результат любознательности может стать ценным как для самого человека, так и для его окружения.

Что такое любознательность

Любознательность - это интерес к получению новых знаний, внутренняя открытость к людям, явлениям, окружающему миру, искреннее стремление удовлетворить познавательные потребности и получить новый опыт или впечатления.


В процессе жизни разум нуждается в новой информации, а душа - в переживаниях. Любознательность присуща открытым людям, которым свойственно доверие, что несовместимо со злобой. Любознательность подразумевает готовность к обучению, приобретение опыта у знающих. Она стимулирует к развитию.

Преимущества

Любознательность вовлекает человека в мир открытий, приносит положительные эмоции, освобождает от безразличия, побуждает к действию, расширяет кругозор и позволяет взглянуть на мир без стереотипов.

Благодаря любознательности исследователей наука не стоит на месте, в сочетании с трудолюбием это качество даёт непревзойдённые результаты.

Любознательность "создаёт" лучших учащихся.

Любознательный человек отличается полноценным восприятием и неподдельным вниманием к собеседнику. Для него не бывает скучных тем, в любой из них он отыщет что-то захватывающее.

Недостатки

Редко любознательность приносит негативный опыт. Если в результате познания обнаруживается, что кое-что не может быть изменено, такое положение вещей угнетает.

Иногда стремление овладеть новой информацией или провести рискованный эксперимент влечёт большие неприятности. Существует достаточно примеров того, как любопытство, порождённое запретом, оборачивалось не только аварийными происшествиями, но и пожизненными комплексами в использовании заурядных вещей (спички, вода, электричество).

Интерес может играть на руку злорадству или превратиться в рычаг управления, помочь разобраться в психологических причинах неудач. Таким образом, любознательность - это интерес в том или ином направлении, который может приравниваться к достоинствам, а любопытство просто выходит за пределы собственных интересов человека и может принести как пользу, так и вред.

Взаимосвязь любознательности с другими качествами

Чем больше знаний получает человек, тем сильнее его любознательность. Воспитатели, преподаватели основывают учебный процесс также на факте о том, что развитие любознательности детей и обучение взаимосвязаны.


Благодаря наблюдательности, способности замечать детали, легко возникает интерес и активируется размышление. Любознательность и наблюдательность находятся в прямой зависимости друг от друга.

Любознательный человек хорошо информирован. Благодаря получению новостей о людях, стране и мире развивается целостное восприятие.

С повышением профессиональной квалификации стимулируется любознательность, без неё нет профессионального успеха.

1. Стоит отбросить мнение о том, что всё, необходимое человеку, уже известно, ведь в любом направлении остаётся непознанное, и всегда есть чему научиться.

2. Не стесняться спрашивать. Каждый глупый вопрос удаляет от невежества и приближает к просвещённости.

3. Необязательно стремиться к идеалу, достаточно придерживаться уравновешенного состояния: заинтересованность дополнять получением удовольствия от нового опыта. Развитие должно радовать, и тогда всё будет происходить само собой.

4. Работать нужно регулярно, хоть и понемногу, чтобы выработались соответствующие привычки. Избегайте крайностей.

5. Не отступать: у каждого человека случаются неудачи, даже у великого.

6. Развивать интуицию. В сочетании с фундаментальной логикой интуиция даёт потрясающие результаты.

Вечные вопросы вроде "а что там внутри?" мы задаём ещё с детства. И если человек расщепил атом, изобрёл электричество и многое другое, то только благодаря своему любопытству!

Альберт Эйнштейн одним из главных условий успеха считал умение задавать вопросы. Любопытство, самокритика, упорная выносливость, по его словам, привели его к поразительным идеям.


История науки изобилует примерами любознательности, результатом которых был головокружительный успех. Известны также случаи, когда исследователю удавалось подойти совсем близко к открытию, но лавры первооткрывателя доставались другим! К примеру, знаменитый Майкл Фарадей в процессе электролиза мог бы открыть элементарный электрический заряд, но, видимо, был слишком сосредоточен на процессе электролиза.

Любознательность способствовала появлению теории Чарльза Дарвина. Благодаря упорству исследователя он смог состояться как революционер науки.

Пётр I в высшей мере был наделён любознательностью, о чём красноречиво говорит история. Массовые реформы и преобразования в государстве являются тому подтверждением.

Для Леонардо да Винчи любознательность стала одним из семи качеств, способствовавших развитию его гения, и, как он считал, может помочь стать гением любому человеку. По словам Леонардо, он никогда не был удовлетворён лишь одним ответом "да".

1. Слушайте вопросы малыша, не уклоняйтесь от них. Не молчите, не одёргивайте ребёнка под аргументом усталости, его назойливости, ведь вопросы могут и вовсе исчезнут из его жизни. Ваши ответы нужны для его опыта и развития.

2. Разрешайте малышу получать опыт. Исследовательская деятельность малыша с вашим участием может быть переведена в то русло, где её результат будет устраивать и родителя, и ребёнка: вместо испытания игрушек на прочность - лепка фигурок из глины, пластилина, теста; вместо разбрасывания песка - просеивание его сквозь сито; вместо рисования на обоях - растворение в воде пищевых красителей, и так далее.


Не секрет, что развитие любознательности дошкольников зависит от возможности проявлять себя, самостоятельности, уверенности в себе. Разрешайте малышу сажать цветы, рисовать мелком, жать на кнопку звонка, говорить по телефону, готовить тесто. Возможности получать впечатления есть везде.

Желательно, чтобы комната малыша позволяла устраивать эксперименты, не сдерживала фантазию ребёнка. Нужно обязательно объяснить ребёнку, что в его опытах вас может не устраивать лишь результат, а не сам процесс.

3. Наблюдайте и показывайте. Парк, лужайка, игровая площадка, музей, зоопарк, магазин, улица - любое место может стать познавательным пространством. Хорошо посещать выставки и концерты, спектакли, приглашать гостей. Задавайте ребёнку вопросы, делитесь наблюдениями, обсуждайте интересное для него.

4. Поощряйте фантазию малыша. Кроме воспитателей и реальности, малыша окружает мир фантазий: мультфильмы, игры, книги, его воображение. Позволяйте ребёнку импровизировать, "быть взрослым", играть роли сказочных героев, изображать зверей, характеры людей. Пусть малыш придумает свою сказку. Стимулируйте его воображение нестандартным развитием сюжета: "что было бы, если...", "как жили бы герои?"

Телевизор - враг активного познания мира, даже самая изысканная передача включает пассивное ожидание. Ребёнок понимает, что любые вопросы решатся без его участия. Исключением может стать совместный просмотр познавательной передачи.

5. Включайте обучение в повседневность. Знакомьте ребёнка с числами, задавайте простые вопросы: "одна конфета или две?", "красный или синий?", "на что похоже?", "на какую букву?", и так далее. Задача такого общения - в пробуждении интереса, что сделает процесс обучения простым.

6. Поощряйте малыша к высказыванию своего мнения. Меняйте обстановку, перекладывайте игрушки, наводите порядок, ищите лучший вариант, принимая участие в едином процессе.

7. Представьте обучение в виде игры. Критика, высмеивание, наказание за неудачи, принуждение против воли - всё это заставит ребёнка думать, что обучение - очень сложное дело, может вызвать замкнутость и опасение по отношению к учёбе.


8. Станьте примером для малыша. Пусть ребёнок поймёт, что вы тоже увлечены процессом познания мира, что это интересно и может продолжаться всю жизнь.

9. Устраивайте эксперименты. Нестандартный поворот событий активирует любознательность детей дошкольного возраста. Такой подход включит размышление, побудит к самостоятельности, поспособствует развитию смекалки. Разрешите малышу видеть решение задачи несколькими способами в повседневности. Расскажите, как учатся и живут в других странах, как питаются. Нарушайте привычное, приходите в восторг от новшеств, которые создаёте сами. И будьте ребёнку другом.

Проблемы развития любознательности

В современном обществе развитие любознательности обусловлено противоречиями между:

  • необходимостью развития этого качества в дошкольном возрасте и принятой практикой, не всегда способствующей развитию любознательности;
  • потребностью в теоретическом анализе проблемы развития любознательности дошкольников и недостаточной изученностью её в психологических исследованиях;
  • возможностью развития детской любознательности в дошкольных образовательных учреждениях и отсутствием программных ориентиров для педагогического процесса.


Специалисты указывают на перечень возможных препятствий, сдерживающих проявление любознательного поведения человека, которое основывается на поиске, усвоении и преобразовании информации.

К ним относятся так называемые операциональные трудности: недостаточность познавательной сферы и способности к анализу и обобщению информации, ограниченность навыков рассудительности и познавательных привычек.

Из эмоциональных трудностей в качестве примера можно привести завышенную самокритичность, не обеспечивающую психологической стабильности, базовой основы для самовыражения.

Любознательность следует рассматривать как самостоятельную активность: поиск информации, полноценное самовыражение и взаимодействие с окружением - вот те компоненты, на основе которых будут развиваться положительные стороны характера.

Формирование познавательного интереса зависит от внешних причин и индивидуальных особенностей личности, задача отследить которые возлагается на воспитателей. Многое зависит от окружения человека: понимание, стимулирование, поддержка, общение и взаимообмен имеют большое значение в становлении личности и воспитании любознательности.

Высказывания о любознательности

Любознательность - это составляющая активного ума, которая во все времена волновала учёных, писателей, художников.

Эдвард Фелпс призывал поддерживать в себе огонь любознательности, который не позволит иссякнуть смыслу жизни.

По словам Анатоля Франса, лишь благодаря любознательности мир богат учёными и поэтами.

Жан-Жак Руссо справедливо отмечал, что человек является любознательным по мере своей просвещённости.

"Любопытство — двигатель прогресса!" - высказывание Андрея Белянина.

По словам Марии фон Эбнер-Эшенбах, любознательность - это любопытство, которое касается серьёзных предметов, и его справедливо можно называть "жаждой познаний".

Любознательный человек всегда пользуется популярностью в обществе, с ним приятно беседовать и невозможно заскучать, а его многосторонние интересы и увлечения способствуют приобретению новых друзей. Любознательные дети отличаются инициативностью, целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью, уверенностью, успеваемостью в учёбе. Таким образом, развитие любознательности становится одной из важных задач в современном образовании.

Любознательность как качество личности – склонность к приобретению новых знаний, проявление потребности пытливого ума в стремлении к познанию окружающего мира, ж ивой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

К бабушке на лето отправили внучку. Внучка смышлёная, любопытная, всем помочь старается… Вышла во двор. Видит, петух курочку обижает - задирается, запрыгивает на неё и бьёт по голове клювом. Увидела девчонка это безобразие, схватила палку и прогнала петуха. На шум выбежала бабушка. Поняв, в чём дело, объяснила: - Внученька, у нас тут много интересного происходит. Всё не так, как в городе. Учись разбираться, что к чему, проявляй любознательность, а только потом уже палкой. Иначе всю семью оставишь без яиц.

Гениальный Альберт Эйнштейн придавал огромное значение наличию любознательности в структуре личности: «Важно не переставать задавать вопросы… Не утрачивайте с годами святой любознательности». Люди, порой не прислушиваются к совету гения и давят на корню любознательность в своих детях. Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?»

Детская любознательность должна восприниматься как норма поведения, как признак талантливости и одаренности. Плохо и тревожно, когда ребенок не задает вопросов. Когда родители утрачивают терпение и отмахиваются от детских вопросов, как от надоедливой мухи, происходит примерно такая ситуация, которую описал В. Вересаев в «Рассказах о детях»: «Мальчик Игорь изводил всех вопросом «Почему?». Знакомый профессор психологии посоветовал родителям: «Когда вам надоест, отвечайте ему «Потому что перпендикуляр», — увидите, скоро он отвыкнет». Родители так и сделали. Через короткое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все затруднительные для себя вопросы стал отвечать: «Потому что перпендикуляр». — Ты почему не одел калоши? — Потому что перпендикуляр. — Почему грубишь? — Потому что перпендикуляр». Так закладываются «перпендикулярные» отношения, может быть, на всю жизнь.

В отличие от любопытства, представляющего склонность проявлять мелочный интерес к чему-либо без цели и пользы, желание узнать в подробностях что-нибудь новое, вновь появившееся, услышанное, любознательность – это сознательное стремление к приобретению новых знаний, живой интерес к тому, что может стать частью жизненного опыта. Любознательность проявляется в связке с разумностью и осознанностью. В сравнении с любопытством это более серьезное и глубокое качество. Любопытство, как бессознательное стремление к познанию, присуще и многим животным. «Тяга» к знаниям у этих качеств принципиально разная. Любопытный человек – это приземленный уровень, он норовит сунуть свой нос в чужой вопрос, в личное пространство окружающих, стремится узнать информацию личного характера о своём окружении, которую люди по понятным причинам не желают выставлять напоказ. «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» — гласит народная поговорка. В любопытстве отсутствует рациональное зерно, в то время как любознательность ищет его в каждом исследуемом вопросе. Любопытство – это поверхностное восприятие мира, это захват всего, что может и не пригодиться в жизни. Любознательность, как правило, задает себе вопрос: «Для чего именно мне нужно это знать? И нужно ли вообще?»

Любознательность – это открытая, активная, душевная и доверительная позиция к миру. Это позиция Ученика, воспринимающего жизнь, как урок. Ученик говорит: «Я не совершенен, жизнь – совершенна. Я должен измениться в лучшую сторону, и жизнь будет мне посылать энергию любви и процветания». Иными словами, в любознательности присутствует жирные плюсы – ее разум не блокирован ложным эго и поэтому готов воспринимать новое знание, готов учиться. Она не ставит себя выше других, то есть в ней отсутствует ярко выраженная гордыня, высокомерие и кичливость. Она в своем стремлении и любви к знаниям искренна, как ребенок. Любознательность активизирует умственные способности, дарит человеку радость познания, восторг открытий и свершений, придаёт жизни интерес, освобождает от апатии и безучастности, дает силы для активных и энергичных действий.

Мудрецы древности считали, что далеко не всякое стремление к знаниям можно считать проявлением любознательности. Любознательность – это довольно редкое качество личности. Половина всех «любознательных» интересуются знанием, чтобы освободиться от боли и страданий. Четверть тянутся к знанию для получения богатства. Доля истинно любознательных людей -15%. И, наконец, 10% составляют люди, ищущие Абсолютную Истину, пытающиеся установить связь с Богом. То есть больше всего добропорядочных, благочестивых людей находится в поиске освобождения от боли и страданий. Это страждущие люди. На втором месте люди, ищущие богатств. Любознательные люди, интересующиеся неизведанным, возможностью совершить что-то необычное в своей жизни, занимают лишь третье место.

Преданным сыном любознательности был великий русский ученый Михаил Ломоносов. В книге «Слово о Ломоносове» Б.В. Шергин пишет: «– Ну и парень! – вторили монахи архиерейского подворья. – Принесли владыке книгу древлеписьменную для справок. Он поглядел и очки бросил: «Витиевато и узорно, а нечетко…» А Миша зачитал, будто с парусом по ветру побежал. И кряду вопрошает: «Владыка, куда солнце заходит?» Ну, тот пояснил, что в окиян-де – умыться, чтобы лучи просветить.

Годы шли. Михайло перечитал все церковные книги, что были под рукой. Многое выучил наизусть. В особенности очаровала его Псалтырь в стихах Симеона Полоцкого. Михайло терял сон и еду, пока не получал на руки какой-нибудь полюбившейся книги. Вот он узнает, что за рекой, в доме Дудиных, есть две книги по новой мудрости. «Как свеча я теплился перед старым идолом Дудиным, – рассказывает сам Ломоносов. – Помер, а не дал. В воду я совался ради этих книг пред наследниками Дудиными и, наконец, получил в вечное владение. «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого, печати 1645 года, то были врата учености моей… У мужиков разговор: «почем хлеб да почем рыба»; у баб: «кто где женился, богату ли взял». А книга моя беседует мне: «Разумей читать книгу природы, живую грамоту. Подивися, как из малого семени вырастает великий дуб. Поразмысли чудное устройство тела твоего: глаз, орган тончайший хрупкого стекла, безопасно прибран в чашку костяную. И ресницами от пыли загорожен; и бровями от поту со лба защищен». Новые мысли, новые вопросы рождались в молодом уме. Бывая с отцом в Архангельске, где жило много иностранцев, Михайло начал пытать у многограмотных людей, нет ли таких книг, где бы протолковано было о дубах и семенах, о звездах и о теле человека. Городские грамотеи отвечали, что о звездах и о небе трактует наука астрология, а человеческим телом ведает антропология купно с медициною. Сия последняя знает и о растениях. Потому что «всяк злак на пользу человека…», кроме табаку… Науки эти все заморские, изложены латинским языком. – Латинскому языку где учат? – В Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Принимают детей дворянского и духовного звания. Тебе, крестьянскому сыну, латыни не нюхать… – Ну… Сей день не без завтра…

Михайле исполнилось девятнадцать лет, управя морские промыслы, осенью тысяча семьсот тридцатого года он упал отцу в ноги: – Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться! У отца сердце озябло и ноги задрожали: – Люди меня давно ума доводили и мне говорили: сын взгляду отцова должен бояться, от взгляда с ног падать, а у вас-де с сыном дружба-приятство… Добра-де не жди. Так и вышло: думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать. – Татенька! Ужели ты произволяешь детищу своему лучше быти враг, нежели друг? – Как это враг? А для кого я потом кровавым дом и все богатство наживал? Для тебя! Кому оставлю? Тебе!… Миша! Погляди-ко, – руки-те отцовы… как крюки!… Сколько я на веку работы унес!… Ужели отцовы труды людям под ноги бросишь?… – Татенька Василий Дорофеевич! Я с божьей помощью вознамерился шире да выше свой жизненный полет управить… Татенька, государь, благослови в Москву учиться… – Ну, сын… Воля твоя… Люди-те, люди-те что скажут: «У Василия Дорофеевича сын по миру пошел, скитаться…» – Татенька, не плачь!… Воля твоя… – Нет, сын! Ты с отца волю снял!…

Той же зимы Михайло ушел из дому. Мимо шел на Москву рыбный обоз. Миша и ушел с обозом. Снес на себе шубу, да кафтан, да три рубля денег. …Буря-непогодушка унесла его с родной сторонушки. В архиве холмогорского воеводы сохранился документ: «7-го декабря 1730 года с дозволенья отца своего отпущен к Москве Михайло Васильев сын Ломоносов, О чем выдан ему пашпорт». С помощью обозников Михайло отыскал в Москве рыбного старосту, холмогорца. Земляк, выслушав юношу, умилился и прослезился: – Неслыханно! Отрок, из одной токмо жажды знания, презирая тысячи препятствий, за тысячу верст бежит в Москву учиться!…

Славяно-греко-латинская академия учреждена была еще в XVII веке при Заиконоспасском, что на Никольской улице, монастыре. Сюда земляк и привел Михаила. Удивился и отец архимандрит, ректор академии: – Преудивленно! У нас ребята от учения, как от заразы, бегают. Дубьем не можем приневолить, а этот ради наук с Белого моря прибежал!… Податное сословие не препятствие: несть правила без исключений. Принятый в Спасские школы, как называли в Москве академию, Михайло ног под собой не чуял от радости. Ежели по доме какая слеза катилась, та назад воротилась. Низшие классы он прошел в один год. Через год умел уже сочинять латинские вирши – стихи. Латынь была тогда преддверием всех наук. Сочинения писались по-латыни. Михайло быстро одолевал класс за классом. Был первым в богословии и в философии, в красноречии и в поэзии. Но в Москве не оказалось тех наук, ради которых он сюда прибежал. Ни физика, ни механика, ни астрономия, ни иные науки, объясняющие природу и ее явления, в школе не преподавались. Конечно, пытливый и живой ум везде находил себе пишу. Библиотекарь и ключ отдал ревностному любителю наук: «Начитаешься, дак закрой! А я ужинать да спать!…»»

Петр Ковалев

  • Любознательность обеспечивает внутренний стимул – для получения новых знаний.
  • Любознательность дарит радость – больших и малых открытий.
  • Любознательность освобождает – от апатии и безучастности.
  • Любознательность даёт возможность – заглянуть за горизонт.
  • Любознательность даёт силы – для активных действий.

Проявления любознательности в повседневной жизни

  • Наука. Любознательность движет вперед науку; только любознательные и при этом трудолюбивые люди способны к свершению научных открытий.
  • Образование. Самые лучшие ученики получаются из людей любознательных, так как процесс получения знаний им искренне интересен и отнюдь не является тяжкой обязанностью.
  • Межличностное общение. Любознательный человек виден в общении: его отличает интерес и внимание к собеседнику.
  • Туризм и путешествия. Самый лучший отдых для любознательных людей.

Как научиться любознательности

  • Обучение. Чем большими знаниями человек обладает – тем больше растет и его любознательность.
  • Наблюдение. Подмечая детали и нюансы, легче разбудить в себе интерес и к целому; любознательность возрастает в прямой пропорциональности к наблюдательности.
  • Информированность. Получая информацию о новостях, о событиях в жизни города, страны и миру – человек не только создает для себя целостную картину мира, но и «тренирует» свою любознательность.
  • Профессиональная деятельность. Повышая свой профессиональный уровень – человек подстегивает и свою любознательность; без любознательности успех в профессии недостижим.

Золотая середина

Безучастность, безразличность

Любознательность

Дотошность, чрезмерное любопытство

С. И. Вавилов / Исаак Ньютон Любознательность – качество, присущее всем великим ученым прошлого, в том числе и Ньютону. Кроме научной биографии книга содержит статьи академика В. Л. Гинзбурга и доктора физико-математических наук А. П. Юшкевича о жизни этого удивительного человека, заложившего основы всего математического естествознания. Е. Н. Лебедев / Ломоносов Михаил Ломоносов – личность уникальная. Крестьянский сын, сбежавший из архангельского села в Москву учиться, претерпевший множество невзгод, но не истребивший в себе стремление к знанию, ставший в результате светилом ученого мира России, является воплощением добродетели любознательности.