Комплексная работа по русскому языку. Самостоятельные работы по русскому языку

Комплексная контрольная работа. 4 класс.

Цель комплексной проверочной работы – оценка достижения планируемых результатов выпускников начальной школы по междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий».
Структура комбинированной работы включает один текст и 20 заданий к нему на межпредметной основе.
Содержание текста комплексной работы не выходит за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы, с одной стороны, а с другой – текст включает разнообразные учебные и практические ситуации, выходящие за пределы детского опыта, поскольку в основной школе им нередко предстоит работать именно с такими текстами.
Задачи комплексной работы
– установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Описание : проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно как раз и позволяет определить сформированонсть умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, способствует в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем. Работа охватывает две основные междисциплинарные программы: “Чтение: работа с информацией” и “Программу формирования универсальных учебных действий”.

Около 100 тысяч видов грибов растет на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях.
Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще всего находим в ельниках, сосновых борах, дубравах и березовых лесах, рыжики – под соснами и елями.
Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы. Часто гриб не может существовать без дерева. Если грибницу белого гриба перенести на грядку, то плодовые тела образовываться не будут потому, что рядом нет сосны или ели.

К каждому заданию даны варианты ответа. Выбери правильный вариант ответа или запиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай использовать прочитанный текст.
1. Сколько абзацев в тексте?
1) 1
2) 2
3) 3

2.В предложении – Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. - найди глаголы. Эти глаголы…
1) 3л, 1спр
2) 2л, 2спр
3) 3л, 2спр

3.В каких лесах не встретишь белый гриб?
1) в ельниках
2) в осинниках
3) в дубравах

4. Число – сто тысяч- записывается
1) 10 000
2) 10000
3) 100000

5.Какой абзац можно озаглавить «Дружба грибов и деревьев»?
1) 1
2) 2
3) 3

6. Дополни предложение словами из текста – Если грибницу гриба перенести на грядку, то плодовые тела ________________________________________________

7. В России 200 видов съедобных грибов, но грибники собирают из них только десятую часть. Сколько видов съедобных грибов практически не употребляют в пищу?
1) 2000
2) 20
3) 180

8. Из первого предложения второго абзаца выпиши грамматическую основу.
______________________________

9. Среди каких деревьев можно отыскать рыжики?
1) сосны
2) березы 3) дубы

10. Как следует поступить при отравлении грибами?
1) вывести больного на свежий воздух
2) вызвать врача и отвезти в больницу
3) уложить в постель и напоить горячим чаем

11. В последнем предложении текста найди и выпиши прилагательное И.п, мн.числа
_____________________________________

12. В крае 400 видов лишайников, что на 450 видов меньше, чем видов грибов. Сколько видов грибов в крае?
1) 50
2) 850
3) 350

14. Когда Кирилл собирал в лесу грибы, то все ядовитые грибы он сбивал, потому что эти грибы приносят вред. Как ты считаешь, правильно ли Кирилл поступал? Запиши свой вариант ответа.
1) нет, потому что ______________________________________
2) да, потому что _______________________________________

15. Из предложенных чисел выбери число, которое при делении на 7, в остатке получится 3.
1) 164
2) 289
3) 740

16. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) дубы
2) сосны
3) ели

17. Что получает грибница от деревьев?
1) сахар
2) воду
3) питательные вещества

18. Где можно встретить грибы?
1) только на камнях и растениях
2) только в лесу
3) можно встретить практически везде

19. Из третьего абзаца выпиши предложение с однородными членами.
__________________________________________

20. Каждый из 6 детей нашли по 8 рыжиков. Половину всех грибов мама засолила, а оставшиеся грибы разложила в 4 пакета и заморозила. Сколько грибов было в каждом пакете?
1) 24
2) 20
3) 6

1. 3)3
2. 1)3л,1спр
3. 2) в осинниках
4. 3)100000
5. 2)2
6. образовываться не будут потому, что рядом нет сосны или ели.
7. 3)180
8. грибы дружат и селятся
9. 1)сосны
10. 2)вызвать врача и отвезти в больницу
11. плодовые
12. 2)850
13. 3)бледная поганка, ложный опенок, желчный гриб
14. 1)нет, потому что____________________________________________________________________________.(ответ в свободной форме: например: мухоморами лечатся лоси)
15. 1)164
16. 3)ели
17. 1)сахар
18. 3)можно встретить практически везде
19. Такая дружба выгодна и грибу, и дереву.

Спецификация

итоговой работы для 4 класса по предмету «Русский язык»

Назначение КИМ

Диагностическая работа «Почему лист зелёный» предназначена для установления уровня достижения школьниками планируемых результатов по предмету «Русский язык» у учащихся 4 класса.

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Основная цель работы – зафиксировать уровень достижения школьниками планируемых результатов, разработанных на основе ФГОС НОО по предмету «Русский язык», включая метапредметные результаты, возможность формирования которых определяется особенностями данного предмета. Объектами проверки выступают элементы содержания, а также метапредметные умения, определенные программой по предмету «Русский язык». Для достижения поставленной цели используется комплекс заданий, отобранных из итоговой комплексной работы «Почему лист зелёный». Комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровня подготовки обучающихся в рамках стандартизированной проверки.

Структура КИМ

Диагностическая работа содержит 7 заданий, направленных на выявление уровня сформированности филологических умений и различающихся по содержанию, типу и уровню сложности.

Работа содержит две группы заданий.

Первая группа – базовые задания, позволяющие проверить освоение базовых (опорных) знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.

Вторая группа – задания, повышенного уровня, проверяющие способность учащихся решать учебные и практические задания, в которых нет явного указания на способ выполнения, а учащийся сам выбирает этот способ из набора известных ему.

В работу входят задания по русскому языку.

Все задания работы отвечают следующим требованиям:

    Задания строятся на основе системы знаний, представлений и умений, заложенных в содержание предмета и отраженных в планируемых результатах.

    Во всех заданиях предполагается некоторая учебная и практическая ситуация, в рамках которой формулируется вопрос задания.

В работе используются 3 типа ответов:

    Задания с кратким ответом, требующие определения последовательности, выписывания слов, записи ответа в несколько слов.

    Задания с развернутым ответом, в которых необходимо либо записать несколько групп слов.

    Задания с выбором ответа, в некоторых заданиях предлагаются варианты ответов, из которых только один правильный.

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности.

Задания диагностической работы базового уровня сложности проверяют следующие умения: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; выделять и осмыслять/объяснять отдельные слова или словосочетания; умение строить речевое высказывание в письменной форме; умение объяснять значение слов с опорой на контекст; умение различать гласные и согласные звуки.

Умения, проверяемые в заданиях повышенного уровня сложности, являются умениями найти в тексте абзац, содержащий ответ на поставленный вопрос; умения находить слова с заданными грамматическими признаками; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение строить речевое высказывание в письменной форме.

Распределение заданий по уровням сложности.

Работа содержит 4 задания базового уровня сложности и 3 задания повышенного уровня. За верное выполнение задания 1 обучающийся получает 2 балла. За верное выполнение задания 2 обучающийся получает 2 балла. За верное выполнение задания 3 обучающийся получает 2 балла. За верное выполнение задания 7 обучающийся получает 4 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший задания базового уровня сложности – 7 баллов, повышенного уровня сложности – 8 баллов. Максимальное количество баллов за выполнение всей работы- 15 баллов.

В плане работы дана информация о каждом задании: его содержание и объект оценивания, уровень сложности, тип и максимальный балл.

Условные обозначения:

Уровень сложности: Б – базовый, П – повышенный.

Тип задания: КО – краткий ответ, ВО – выборочный ответ, РО – развернутый ответ.

На выполнение работы отводится 40 минут.

План итоговой комплексной работы

задания

Объект оценивания

Уровень сложности

Тип задания

Максимальный балл

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий и проводить семантический анализ: выделять и осмыслять/объяснять отдельные слова и словосочетания

Умение находить в тексте требуемую информацию и проводить семантический анализ: выделять и объяснять отдельные слова или словосочетания, термины

Умение строить речевое высказывание в письменной форме

Умение выделять и осмыслять слова с опорой на контекст

Умение находить в тексте слова или словосочетания, содержащие ответ на поставленный вопрос

Умение работать с текстом – находить нужный абзац, умение объяснять значение слов с опорой на контекст

Умение находить в тексте родственные слова

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Умение находить родственные слова

Для выполнения работы требуются дополнительные материалы:

Рекомендации по подготовке к работе: работы выполняются на специально приготовленных напечатанных листах и черновиках, которые раздаются учащимся. Основные вопросы, которые задают учащиеся в процессе работы, время работы, а также все проблемы, которые возникли во время ее выполнения, фиксируются учителем в протоколе проведения диагностической работы.

Условия проведения: в процессе выполнения работы никто не должен помогать учащимся выполнять задания.

Максимальное количество баллов за выполнение заданий – 15 баллов (за задания базового уровня 7 баллов, повышенного уровня сложности – 8 баллов).

15 – 14 баллов – «5»

13 – 12 баллов – «4»

11 – 10 баллов – «3»

9 и менее баллов – «2»

Итоговая работа для учащихся 4 класса по предмету «Русский язык»

Инструкция для учащихся

Работа состоит из определенных заданий. На выполнение работы отводится 35 минут.

Даётся текст «Почему лист зеленый» и задания к нему. При выполнении заданий тебе придется не один раз вернуться к тексту. Необходимо будет выделить в тексте слова, строки, словосочетания; найти нужную часть текста. В других заданиях достаточно выбрать правильный ответ и отметить нужным знаком. Есть задания, в которых требуется записать краткий ответ.

Для выполнения работы тебе понадобятся: линейка, ластик, черновик, простой и цветные карандаши.

Желаем успеха и удачи!

«Почему лист зеленый»

Очень любила Маринка ходить по лесу и удивляться: запоет птица – Маринке удивительно, почему у неё не такие песни, как у других. Скачет по веткам белка – Маринке интересно знать, куда и зачем она скачет.

Как – то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, всё равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.

«И почему это листья такие зеленые, и о чем они всё перешептываются?» - подумала Маринка.

Эй, малыш – ш – ш – ш, что глядишь – шь – шь? – лопотали над ней листья. – Разве ты нас поймёшь – шь – шь?

Пойму, - решительно сказала девочка.

Ишь – ишь какая, ишь – ишь, - засмеялись листья. Да ведь ты спишь – шь – шь!

И вовсе не сплю, - пробормотала Маринка. – Это вам так кажется.

Ну если не спишь – шь – шь, тогда слушай, - зашептали листья. – Мы потому ш - шелестим, ш – шепчемся, что солнышку радуемся. А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным – полно чудесных зеленых хлорофилловых зерён. Зёрна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко – как бы крохотный заводик.

Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.

А вот и нет, - прошептала сквозь сон Маринка. – Я знаю – дерево кормят корни. Ведь так?!

Несмыш – ш – шлёныш – ш – ш! – наперебой зашелестели листья. – Корни само собой. Без корней нам тоже не прожить: они из – под земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и всё – таки из того, что добывают под землей корни, не то что ствол или сук – даже малой веточки не построить. Вот потому – то и работает в листьях бессчетное множество хлорофилловых зёрен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворенных в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки – заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зеленые зёрнышки - заводики.

Ну да, вы уж скажете, - засомневалась Маринка. – Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь. Разве нет? – задала вопрос Маринка.

Верно говоришь – шь – шь, - зашелестели листья. – Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну а нашим зеленым заводикам энергию даёт солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет – самое главное! Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. С его – то помощью они и соединяют различные вещества в одно чудесное – живое. Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зернам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна, или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш. Ну а когда дерево, отжив свой век, упадет или люди срубят его, распилят на дрова, солнечный свет, пойманный когда – то зелеными зернышками и запасенный деревом, вновь вырвется на свободу и обернется веселым, горячим огнём.

Значит, огонь – это тоже солнышко? – спросила Маринка.

Конечно! – залепетали над ней листья. – Только не сегодняшнее, а давнишнее. Сегодняшнее солнышко светит и греет сейчас, а солнышко давно минувших дней помогает хозяйкам готовить обед, обогревает дома.

А меня, - подумав, сказала Маринка, - зимой обогревают батареи, в них горячая вода, а она пришла со станции, мне об этом папа рассказывал. На теплоэлектростанции горит в топках каменный уголь. Он и электричество добывает, и воду греет для домов. Это не так?!

А разве ты не знаешь, - наперебой зашумели листья, - что каменный уголь – это остатки деревьев, живших десятки миллионов лет назад?

И они принялись рассказывать о растениях, шумевших на Земле давным – давно, - о папоротниках и хвощах, только огромных, выше ёлок.

«Десятки миллионов лет! – подумала девочка. – Как же долго спало под землей пойманное солнышко, чтобы однажды вдруг проснуться, обернуться огнём и согреть меня, Маринку! Десятки миллионов лет – это ведь ужасно долго».

Над Маринкой сквозь листья поблёскивало яркое солнце. Такое яркое, что пришлось зажмуриться.

Послушайте! – решила расспросить Маринка. – Выходит, если я ем яблоко или картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зеленые заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?

Солныш – шко, солныш – шко, солныш – шко… - наперебой повторяли листья над головой девочки.

И кроме этого слова, Маринка ничего не смогла различить в зеленом шелесте.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №46 имени И.С.Полбина» г.Ульяновска

Комплексная диагностическая работа для 5 класса (входная)

Составитель: учитель

русского языка и литературы

МБОУ СШ №46 им. И.С.Полбина

Захарова Елена Викторовна

Пояснительная записка

Комплексная диагностическая работа составлена для учащихся 5 класса.

Данная работа проводится в начале учебного года для диагностики оценки достигнутых результатов за курс начального образования.

Контрольная работа рассчитана на 45 минут. Мониторинг подготовки обучающихся 5 класса проводится по двум учебным предметам: «Литература» и «Русский язык»

Работа имеет следующую структуру:

    научно-популярный текст; созданный на основе краеведческого

материала.

    задания по прочитанному тексту.

Основная часть состоит из 10 заданий: 3 задания по литературе, 7 заданий по русскому языку.

Выполнять задания можно в любом порядке. При выполнении работы нельзя пользоваться учебником, рабочими тетрадями.

Данную работу могут использовать учителя среднего звена.

Комплексная диагностическая работа для 5 класса (входная):

Задание 1.

Предмет: литература (читательская компетенция).

Раздел: техника и навыки чтения

Оценивается скорость чтения текста «про себя».

Учитель дает сигнал приступить к выполнению задания и с помощью песочных часов отмечает временной интервал в 1 мин.

По повторному сигналу учителя дети отмечают слово, до которого они дочитали текст.

    4 балла – темп чтения составляет более 100-120 слов в минуту;

    3 балла – темп чтения составляет от 91 до 100 слов в минуту;

    2 балла – темп чтения составляет от 81 до 90 слов в минуту;

    1 балл – темп чтения составляет от 70 до 80 слов в минуту;

    0 баллов – темп чтения ниже 70 слов в минуту.

Интерпретация результатов

Задание 2.

Предмет: литература (читательская компетенция)

Разделы: типы текста

Предметные умения:

Оценивается понимание особенностей типов текста, умение распознавать различные типы текста.

Правильный ответ: В .

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1 балл – дан ответ В;

    0 баллов – дан иной ответ.

Интерпретация результатов

1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 3

Раздел: работа с текстом

Оценивается

Метапредметные умения:

    умение разделить текст на части,

    умение озаглавить части текста.

Предмет: литература

Номер части

Название части

Описание внешнего вида орлана-белохвоста

Питание орлана-белохвоста

Гнезда орлов

Полет орлов

Долина солнечных орлов

Природный символ Ульяновской области

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    2 балл –текст правильно поделен на смысловые части и каждая часть озаглавлена

    1 баллов – текст правильно поделен на смысловые части, но ученик не озаглавил их.

    0 баллов – текст неправильно поделен на смысловые части

Интерпретация результатов

    2 балла – ученик достиг уровня базовой подготовки

    1 балл – ученик не полностью достиг уровня базовой подготовки по обоим предметам;

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки ни по одному предмету.

Задание 4

Вопрос 1

Предмет: Русский язык.

Оценивается

Метапредметные умения:

    Умение найти заданный фрагмент текста.

    Сформированность навыка самокоррекции

Предметные умения:

    Списать текст правильно, без ошибок, пропусков или искажений букв

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1 балл – предложение найдено правильно и при списывании не допущено ошибок, пропусков или искажения букв,

    0 баллов – предложение найдено неверно, при списывании допущены ошибки, пропуски или искажения букв

Интерпретация результатов

    1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Вопрос 2

Предмет: Русский язык

Оценивается

Предметные умения:

    Умение находить грамматическую основу предложения

    Умение правильно подчеркивать грамматическую основу предложения

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    2 балла – правильно найдена и подчеркнута грамматическая основа

    1 балл – правильно найден и подчеркнут только один главный член

    0 баллов – дан иной ответ

Интерпретация результатов

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 5

Русский язык

Оценивается

Предметные умения:

    Умение изменять существительные по падежам

    Умение выделять падежные окончания существительных

орлан

орлана

орлану

орлана

орланом

Об орлане

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    2 балла правильно существительное изменено по падежам, верно выделены падежные окончания

    1 балл – правильно существительное изменено по падежам, но неверно выделены падежные окончания

    0 баллов – неправильно существительное изменено по падежам, неверно выделены падежные окончания

Интерпретация результатов

    2 балла - ученик достиг уровня базовой подготовки;

    1 балл – ученик не полностью достиг уровня базовой подготовки;

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 6

Русский язык

Оценивается

Предметные умения:

    Умение разбирать слова по составу

Правильный ответ - Б

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1 балл – правильно подобрана схема для разбора слова императорский

    0 баллов – неправильно подобрана схема для разбора слова императорский

Интерпретация результатов

    1 балла - ученик достиг уровня базовой подготовки;

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 7

Русский язык

Оценивается

Метапредметные умения:

    умение выбрать предложения, отвечающие заданному критерию;

Предметные умения:

    умение распознать однородные члены предложения

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    2 балла правильно выбраны 2 предложения с однородными членами

    1 балл – правильно выбрано 1 предложение с однородными членами

    0 баллов – неправильно выбраны предложения с однородными членами

Интерпретация результатов

    2 балла - ученик достиг уровня базовой подготовки;

    1 балл – ученик не полностью достиг уровня базовой подготовки;

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 8

Русский язык

Оценивается

Метапредметные умения:

Сформированность понятийного аппарата,

Предметные умения:

Сформированность умения видеть структуру курса, соотносить основные

разделы курса с важнейшими понятиями этих разделов.

Правильный ответ предполагает следующее заполнение таблицы:

К разделу «Звуки» относятся 3 объекта (гласные, согласные,

ударение );

К разделу «Состав слова» относятся 4 объекта (окончание,

основа слова, корень, предлог );

К разделу «Части речи» относятся 4 объекта (имя

существительное, имя прилагательное, глагол, предлог );

К разделу «Предложение» относятся 3 объекта

(грамматическая основа, повествовательное, распространенное );

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    2 балл – правильно отнесены не менее 12 объектов;

    1 балл – правильно отнесены не менее 8 объектов

    0 баллов – ответа нет, либо дан иной ответ.

Интерпретация результатов

    2 балл- ученик достиг уровня базовой подготовки;

    1 балла - ученик не полностью достиг уровня базовой подготовки;

    0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки

Задание 9.

Русский язык

Оценивается

Метапредметные умения:

    Соответствие содержания высказывания заданному вопросу, наличие аргументированного отклика на поставленную проблему (максимальная оценка – 3 балла).

Интерпретация результатов

    3 баллов – ученик достиг уровня базовой и повышенной подготовки;

    2– ученик достиг уровня базовой подготовки;

    1- и менее баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Задание 10.

Вопрос 1

Русский язык

Метапредметные умения:

Оценивается словарный запас ребенка.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    3 балла – незнакомых слов не более пяти;

    2 балла – незнакомых слов не более восьми;

    1 балл – незнакомых слов от 8 до 10;

    0 баллов – 11 и более незнакомых слов или задание не выполнялось.

Интерпретация результатов

    3 балла – ученик достиг высоких уровней развития;

    2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;

    1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

    0 баллов – результат не подлежит интерпретации.

Вопрос 2.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел: лексика

Оценивается

Метапредметные умения:

Умение выбрать и использовать какую-либо стратегию для выяснения значений незнакомых слов, и отразить результат ее использования, а также степень самостоятельности ребенка в выяснении значений незнакомых слов.

Допускается использование любых способов пояснения лексического значения слова:

    описание смысла слова своими словами,

    передача смыла с помощью составления словосочетаний и/или фразы,

    с помощью подбора синонимов и антонимов, однокоренных слов.

Коды оценки возможных ответов учащихся:

    2 балла – любым способом в целом передан смысл слова, найденный ребенком самостоятельно;

    1 балл – любым способом в целом передан смысл слова, найденный ребенком с существенной помощью;

    0 баллов – задание не выполнялось (в том числе и потому, что незнакомых слов нет), или смысл незнакомого слова не разъяснен (передан неверно, передан тавтологически и т.п.).

Интерпретация результатов

    2 балла – ученик достиг высоких уровней развития;

    1 балл – ученик достиг уровней базовой подготовки;

    0 баллов – результат не подлежит интерпретации.

Количество баллов

23-25 баллов

Выше среднего

18-22 баллов

14-17 баллов

Менее 14 баллов

Орлан-белохвост.

Орлан-белохвост -хищная птица относящаяся к семейству ястребиных. Орлан-белохвост является одной из самых крупных птиц. Размер тела птицы достигает 90 см в длину, а размах крыльев до 2 метров. Взрослый орлан весит до 6 кг. Окраска перьев птицы буро-коричневого цвета, хвост короткий, имеет форму клина и белую окраску, что и определило название этого вида – орлан-белохвост. Клюв птицы крупный, мощный, светло-жёлтого цвета, также жёлтого цвета и глаза орлана-белохвоста. Лапы когтистые, желтого цвета, “пальцы” голые (не покрыты перьями, что является отличительным признаком от беркутов).

Питаются орланы-белохвосты рыбой, водоплавающими птицами, мелкими млекопитающими. Орел способен поднять предметы, вес которых приближается к его собственному.

Гнёзда больших размеров из веток, прутьев, тростника и др. Расположены высоко на деревьях в труднодоступных местах. То, что гнездо находится на большой высоте дает три преимущества: птенцы находятся в безопасности, орлу удобно обозревать окрестности, и наконец, высокая стартовая площадка позволяет экономить энергию для полета.

Средняя скорость полета орла составила 190 км/ч. Высматривая добычу, орел может подняться над землей на 800 м, и охватить взором поверхность в 11,5 кв.км. Заметив, добычу, орел круто разворачивается, плотно складывает крылья и пикирует со скоростью примерно 320 км/ч!

В Европе орлана-белохвоста именуют «императорским» или «солнечным», а изучать теперь приезжают в Россию. Самая крупная популяция этих державных птиц живет рядом с Волгой, в Радищевском районе, недалеко от села Соловчиха. Долина, где живут орланы-белохвосты, отсеченная от внешнего мира двумя длинными горами, поросшими лесами, в которых можно найти 200-летние сосны и дубы, и получила название « Долина солнечных орлов».

Солнечный орел стал не только гербом Радищевского района, но и природным символом Ульяновской области. А еще говорят, что орлиное перо приносит счастье, так может державные птицы принесут удачу и нашему региону.

Предмет «Литература»

Задание 2. К какому из перечисленных ниже текстов ты бы отнёс прочитанный текст? Обведи правильную, по твоему мнению, букву ответа.

А. сказка Б. научно-популярный текст

В. легенда Г. инструкция

Д. повесть Е. не знаю

Задание 3. На сколько частей можно разделить текст? Озаглавь каждую часть.

Номер части

Название части

Предмет «Русский язык».

Задание 4.

Вопрос1.

Выпиши из текста предложение, в котором указывается вес птицы. Проверь. Если надо, исправь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 2

Найди и подчеркни грамматическую основу выписанного предложения.

Задание 5. Слово орланизмени по падежам. Выдели окончания.

Задание 6. Выбери подходящую схему для разбора слова императорский по составу.

Д. Нет правильной схемы.

Задание 7.

Выпиши из текста 2 предложения с однородными членами и подчеркни их.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

В таблице написаны названия четырех групп понятий. Отнеси каждое из перечисленных ниже записанных понятий к одной из групп и запиши их в таблицу: грамматическая основа, глагол, имя существительное, гласные, имя прилагательное, корень, окончание, предлог, основа слова, приставка, повествовательное, согласные, распространенное, ударение.

Звуки

Состав слова

Части речи

Предложение

Задание 9.

Ранее поголовье орланов-белохвостов было под угрозой. С 70-х годов прошлого столетия благодаря предпринимаемым мерам поголовье орлана-белохвоста увеличилось. Что нужно предпринимать людям, чтобы поголовье орлана-белохвоста вновь не начало сокращаться?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.

1) Перечитай текст «Орлан-белохвост». Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.

Ответ : Незнакомых слов ________

2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.

Инструкция для учеников

Ребята! Вам предлагается за один урок выполнить необычную контрольную работу. В ней есть задания не только по русскому языку, но и по литературному чтению, и по окружающему миру. Внимательно читайте все задания. Не торопитесь и выполняйте задания по одному, последовательно.

Контрольная работа написана для каждого на индивидуальной карточке. Часть ответов вы будете заносить в третий столбик таблицы. Задания № 6 и № 7 выполняйте на отдельном тетрадном листочке. Помните о красивом и правильном письме. Это тоже оценивается.

Желаем вам успехов в работе!

Контрольная работа

Вариант 1

Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.

У весны свое рабочее расписание. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвется с ветки тут - жёлтый березовый, там - красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.

Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры - листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд.

Прилетели стрижи. Воздух пустеет. И теплеет вода: больше уже не тянет купаться...

И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки, и радостно блестит в полях свежая молодая зелень. Бабье лето настаёт...

Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё еще не могут примириться, что лето прошло: опять принесли зайчат! Листопадничков. Лето кончилось.

Таблица 1 Опорная таблица заданий, проверяемых общеучебных умений и предметных знаний

№ задания

Какое общеучебное умение проверяется

Какое знание проверяется

Найди в тексте отрывок, в котором автор описывает «жизнь» листьев осенью (начало и конец листопада) или отрывок, в котором автор описывает проказы ветра. Выпиши его в тетрадь, но не просто так, а в виде письма. Представь, что у тебя есть друг, который никогда не видел листопада (или любит наблюдать за природой), а ты видел и можешь ему описать это явление. Начни письмо как обычно, с обращения, и далее запиши нужный отрывок.

Ручкой подчеркни в этом отрывке предложение (словосочетания), в котором выражена главная мысль всего текста.

Выпиши из всего текста все формы слова «ЛИСТ» (ЛИПА).

Выпиши из всего текста однокоренные слова к слову «ЛИСТ» (ЛИСТЬЯ).

Лист ответов

Вариант 1

№ п/п

Задания к тексту

Ответы ученика

Прочитай текст/загадку внимательно. Найди в нем три фенологические ошибки (ошибки, связанные с искажением явлений природы). Запиши в третью колонку слова парами через тире: первое слово - которое заменил; второе слово - каким заменил.

Весна - осень. Прилетели - улетели. Теплеет - холодеет.

Перечитай текст еще раз, но уже в исправленном варианте. Определи жанр текста: басня; сказка; рассказ-повествование; рассказ-описание; рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание.

Угадай, о каком месяце осени идет речь. Запиши название месяца.

Сентябрь.

Подчеркни в тексте ручкой предложение, которое помогло тебе разгадать загадку.

Подошел первый месяц осени.

Виталий Бианки.

Найди в тексте отрывок, в котором автор описывает «жизнь» листьев осенью (начало и конец листопада). Выпиши его в тетрадь, но не просто так, а в виде письма. Представь, что у тебя есть друг, который никогда не видел листопада, а ты видел и можешь ему описать это явление. Начни письмо как обычно, с обращения, и далее запиши нужный отрывок.

Например: Дорогой друг!

Я знаю, что ты никогда не видел листопада. Опишу тебе его. Представь... Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зеленый цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвется с ветки тут - желтый березовый, там - красный осиновый


Шумилова Н.К.
МБОУ «Школа № 44» Кемеровская область, г. Полысаево
Учитель начальных классов
Итоговая комплексная контрольная работа

По русскому языку
за курс начальной школы
ученика (цы) 4 класса «__»
Ф.И.__________________________________________
1 вариант
Базовый уровень
1. Отметь ✔ ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука.
чудеса, факел, Илья, лёд;
якорь, вихрь, циркуль, йод;
хомяк, щегол, искра, библиотека;
метро, эскиз, жираф, яблоко.

2. Обведи номер верной характеристики слова тополь.
1) В этом слове все согласные твёрдые.
2) В этом слове три слога.
3) В этом слове букв больше, чем звуков.
4) В этом слове нет звонких согласных.

3. Обведи номер ряда, в котором записаны только родственные слова.
1) Смола, смолистый, смолкнуть, просмолить.
2) Сосна, сосновый, сосняк, сосёнка.
3) Трава, отравить, травка, травянистый.
4) Силач, сила, мощь, обессилеть.

6. Из данного предложения запиши в каждый столбик таблицы по 2 примера каждой из указанных частей речи.
(Записывать слова можно в начальной форме или в той форме, в которой они встретились в предложении).
Ранним утром солнце в лесу не сразу увидишь, только по огненным пятнам догадаешься, что оно спряталось за большим деревом и бросает оттуда в тёмный лес утренние косые лучи.
имена
существительные имена прилагательные глаголы
1. 1. 1.
2. 2. 2.

7. Обведи номер предложения, в котором есть глагол настоящего времени, единственного числа, 3 лица.
1) Луч солнца упал на замёрзшую лужицу.
2) Скоро появится на деревьях молодая листва.
3) Сердце замирает от чудесных звуков песни.
4) Белые сугробы сверкают на ярком солнце.

8. Дано предложение:
На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.
Обведи номер ответа, в котором указаны подлежащее и сказуемое этого предложения.
1) гнездо строит; 3) грач чёрный;
2) грач строит; 4) на берёзе строит.

9. Закончи предложения.
Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных, если они относятся к ____________________________________________.
У глаголов в форме 2-го лица единственного числа после шипящих _____________________ мягкий знак.

10. Запиши слова в четыре столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.
Слова: садик, ужи, трава, (в) поле, подал, чайник, проплыл, дверной.

11. Обведи номер предложения, в котором есть однородные члены.
1) После сильного дождя дорога была очень скользкой.
2) По тонкой ветке скатывается прозрачная капля.
3) В нашем саду ещё цветут чудесные гладиолусы.
4) Рыжая собака стояла и смотрела на нас.

12. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст?
А. Долго лисица рвала барабан когтями, грызла зубами, наконец разорвала кожу и увидела пустоту.
Б. А потом осмелела и набросилась на добычу.
В. Голодная лисица однажды наткнулась на старый барабан.
Г. Он лежал в кустах и гудел, когда ветки ударяли по натянутой коже.
Д. Услышав эти громкие звуки, лисица вначале побоялась подойти.
Ответ:_________________

13.Отметь ✔имя прилагательное в родительном падеже.
□ в ночном (небе)
□ из спелой (вишни)
□ с новым (учителем)
□ об интересной (книге)

14. Обведи, в каком слове на месте пропуска надо писать букву т?
1) прекрас..ный 3) опас…ный
2) интерес..ный 4) прелес...ный

15. Отметь ✔ слово с пропущенной буквой о.
□ м...рковь
□ г...зета
□ в...гон
□ к...лендарь

Повышенный уровень
16*. Сгруппируй слова, которые имеют одинаковый состав. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
Лисица, нора, дятел, зимний, дерево, погрузка, мостик, пришкольный, бездомный.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

17*. Раздели слова на группы так, чтобы в каждой группе оказались слова с одинаковой орфограммой в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
Читать, местный, сторонка, доблестный, лёгкий, сердце, робкий, плясал, скользкий.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

18*. В таблице перечислены признаки двух слов.

Признаки слова №1
Признаки слова № 2
Стоит в форме единственного числа, среднего рода, творительного падежа. В предложении является определением. Относится к третьему склонению. Употреблено в форме единственного числа, родительного падежа.

Запиши, какими частями речи являются слово №1 и слово №2.
Слово №1_____________________________________________
Слово №2_____________________________________________

19*. Составь из словосочетаний предложение. Запиши.
на поверхности воды, на гладкой поверхности, белые кувшинки, закачались на поверхности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20*. Подчеркни в тексте вопросительное предложение (границы предложений не отмечены).

Чему научились ребята за лето они научились плавать, грести вёслами, сгребать сено граблями вечером ребята устраивали весёлые конкурсы и соревнования

Ключи:
1- 2-й ряд
2- 3
3- 2
4- Мышь 3 скл., врач 2 скл., грач 2 скл.
5- 3
6- Слова должны соответствовать заданным частям речи
7- 3
8- 2
9- …к 3-му склонению; …пишется….
10- 1 столбец- подал, проплыл
2 столбец-трава, дверной
3 столбец- садик, чайник
4 столбец-(в) поле, ужи
11-4
12-В,Г,Д,Б,А
13- из спелой (вишни)
14-4
15-морковь
16-нора, дятел, дерево; пришкольный, бездомный, погрузка; зимний, мостик, лисица.
17- читать, сторонка, плясал; местный, доблестный, сердце; лёгкий, робкий, скользкий.
18- №1 – имя прилагательное, №2 – имя существительное.
19-На гладкой поверхности воды закачались белые кувшинки.
20- чему научились ребята за лето