Личные качества человека способствуют проявлению инициативы. Список положительных моральных качеств человека

Студенты зачастую путают свойства и качества личности. В литературе детально эти понятия не разведены и поэтому смутно воспринимаются. В обучении психологов, как и в любом другом профессиональном обучении, предметы и явления жизни раскладываются на более простые элементы и, чем проще элемент, тем понятнее о чем идет разговор.

При обучении психологии, мы сначала начинаем различать психику и психические явления, которые включают в себя психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Психические процессы раскладываем на познавательные психические процессы и эмоционально-волевые. Первые состоят из ощущений, восприятия, памяти, мышления и речи, представлений, воображений. Особняком стоит такой психический познавательный процесс, как внимание. С одной стороны, внимание может быть самостоятельным процессом, а с другой внимание является катализатором других познавательных процессов. Эмоционально-волевые психические процессы представлены аффектами, эмоциями, настроением, чувствами и волей. Психические состояния включают в себя состояние сознания человека в определенный момент времени, которое проявляется в триаде: 1. мышление, 2. эмоция, 3. поведение (тело).

И. наконец, психические свойства личности, с чего мы и начали разговор.

Свойство личности — это индивидуальная особенность личности, выражающаяся в отношении к какой-либо сфере жизни.

Качество личности — это уровень развития свойства.

Например, свойство личности «общительность» можно разбить на такие качества, начиная с низкого уровня развития этого качества у человека до высокого.

1. Замкнутый

2. Молчаливый

3. Общительный

4. Разговорчивый

5. Болтливый

После такого примера становится более понятно, как охарактеризовать человека. В этом случае мы можем показать его отношения к основным сферам человеческой жизни:

К труду:

1. Ленивый

2. Медлительный

3. Рациональный

4. Трудолюбивый

5. Трудоголик

К семье:

1. Равнодушный

2. Эгоистичный

3. Хороший семьянин

4. Заботливый

5. Альтруистичный

К себе:

1. Неряха

2. Простой

3. Уверенный

4. Самолюбивый

5. Нарциссический

Из приведенных примеров видно, что в каждом свойстве личности есть своя качественная «золотая середина», которая является «нормальной», «адекватной», но в то же время это отношение претерпевает субъективные влияния. Например, для самолюбивого человека простой человек покажется неряхой, а для неряхи уверенный будет восприниматься, как самолюбивый, для равнодушного семьянина хороший семьянин будет восприниматься, как альтруистичный, а для трудолюбивого работника медлительный будет казаться ленивым. Так что индивидуальные личностные качества дают уникальный неповторимый узор личности, который прекрасен в своем несовершенстве и красив в своем совершенном проявлении одновременно.

Постепенно, по мере изучения психологии, мы проникаем все глубже во все психические явления и нам становится все более понятным поведение человека, как результат сложных био-социо-психических взаимодействий.

Иван Котва, психолог

), ведет авторские тренинги для менеджеров высшего и среднего звена, является постоянным автором статей для журнала «Бизнес Без Проблем. Персонал»; газет «Биржа труда», «Газета перемен», обладатель диплома «Лучший консультант делового Петербурга», преподаватель Института проблем предпринимательства, Института практической психологии, куратор Школы лидеров СПбГУ.

Век новых технологий усложняет мир, в котором мы живем и работаем; непрерывные социальные и экономические перемены, возрастание сложности решаемых задач приводят к необходимости адекватного развития средств и методов управления. Недостаточная компетентность руководителей в вопросах управления приводит к тому, что используется самый легкий (и далеко не самый эффективный) способ взаимодействия с миром - по шаблону, по старинке, по раз и навсегда разработанной технологии, по образцу. Однако, как отмечают А. В. Авилов и Е. Б. Моргунов в своей работе «Трудности управления», в силу уникальности каждой организации руководитель предприятия не может совершенствовать свое предприятие, копируя организационную, технологическую и прочие схемы «образцового» предприятия.

С середины XX в. научные исследования в сфере психологии управления привели к ощутимым достижениям, которые, однако, до сих пор до обидного мало используются на практике. Это приводит к недостаточно грамотному распоряжению имеющимися ресурсами предприятия, и менее всего освоенным оказывается человеческий ресурс.

Предлагаю с психологической точки зрения рассмотреть имеющиеся возможности для раскрытия творческого, интеллектуального и волевого потенциала людей, работающих в организации, а также условия его проявления.

В основе искусства управления лежат два основополагающих правила:

1) получение желаемого эффекта при минимуме затрат;

2) получение максимального эффекта при использовании заданных ограниченных ресурсов.

Оба правила реализуются и эффективность принимаемых решений увеличивается, когда руководитель поощряет инициативность сотрудников и побуждает их к высказыванию творческих идей, впечатлений, советов и практических предложений - инициатив. Сотрудники, демонстрирующие инициативу, предвосхищают решения руководителя, не ждут, когда им скажут, что и как они должны делать, высказывают свое видение ситуации и предлагают возможные решения проблем.

      Инициатива - почин, первый шаг в каком-либо деле; предприимчивость.

Условия, способствующие проявлению инициативности

На форуме нашего сайта (www.sovetnik-n.spb.ru) было проведено обсуждение темы «Параметры, способствующие/мешающие проявлению инициативности» в режиме он-лайн. Участники отвечали на 4 основных вопроса. Привожу здесь некоторые цитаты.

1. Что в Вашей работе открывает возможности для проявления Вашей инициативности?

  • Отсутствие специальных знаний у боссов и наличие их у меня, моя собственная креативность.
  • Неопределенность, отсутствие четких рамок и границ.
  • Мое личное желание. Мотивация начальства. Полная свобода действий.
  • Нужда!
  • Моя личная заинтересованность в конечном результате.
  • Экспертный уровень понимания задачи, которую выполняет организация.
  • Можно работать только с человеком, от взаимодействия с которым получаешь приемлемый результат и положительные эмоции.

2. Что в Вашей работе мешает проявлению инициативности?

  • Убежденность боссов в их исключительной «креативности» и бездарности остальных.
  • Отсутствие интереса к моим идеям.
  • Лень.
  • Достаток!
  • Убежденность в том, что инициативность наша никому не нужна, нужны исполнители, пускай не всегда даже хорошие.
  • Руководитель призывал проявлять инициативу, выдвигать идеи и даже обещал ее поощрять, но это на словах, а по факту идеи не нужны, так как он хочет держать все в своих руках, боится что-то упустить.

3. Что Вы предпринимаете, чтобы Вашей песне «не наступали на горло»?

  • Изворачиваюсь, альтернативничаю, доказываю и убеждаю результатами.
  • Гордо ухожу; настаиваю на своем; пытаюсь найти любые аргументы в свою пользу; хитрю; игнорирую то, что мне не нравится; мщу; делаю вопреки; смиряюсь на время; начинаю делать это для себя (вариант самый выгодный - если люди не видят своего счастья, я не могу им приставить своих глаз…); откладываю на время и методично готовлю почву. Я никогда не отказываюсь от реализации своих идей. Еще я умею себя хвалить.
  • Если начальник дурак, то с ним и работать не стоит. Или предположим, что у него есть весомые аргументы в его пользу, тогда надо что-то «в себе» менять! А лучше не менять! Лучше открыть свою компанию, пусть и маленькую, но свою.
  • При наличии заинтересованности и экспертного уровня: точно выбирать место, время и уши (кому петь); искать союзников, создавать ситуацию, когда последствия моей инициативности выгодны группе поддержки.
  • Если твоя идея никому не нужна, но ты хочешь ее реализовать - сформируй потребность, манипулируй картиной мира других.

4. Как Вы помогаете своим сотрудникам реализовать свой потенциал?

  • Вовлекаю, мотивирую, давлю авторитетом.
  • Окружающих стараюсь вдохновлять, подбадривая, подначивая и подтрунивая.
  • Я достаточно лояльно отношусь к компании, в которой работаю. И стараюсь принести ей, и, соответственно, ее сотрудникам наибольшую пользу. Если команда делает одно дело, то почему бы не помочь коллегам.
  • Обучаю. Формирую среду. Сильные должны работать в окружении сильных. Делегирую функции организации и разработку процессов.
  • Если мы хотим, чтобы сотрудники организации проявляли инициативу и творческий подход к делу, нужно разделить функции. Например, инициа тивы принимаются от генераторов, рассматриваются и передаются исполнителям.

Подведя итоги обсуждения, нетрудно сформулировать перечень условий, способствующих проявлению инициативности:

  • стандартизация алгоритма нововведений;
  • стимулирующая система оплаты труда. Личная материальная заинтересованность;
  • осознание безопасности последствий для сотрудника лично (инициатива не должна быть «наказуемой»);
  • разделение функций и командная работа;
  • осознание сотрудником общественной пользы выполняемой работы и, как следствие, повышение его личного рейтинга в организации, ощущения собственной значимости;
  • наличие знаний и полномочий для реализации инициатив. Доверие со стороны руководства к профессионализму сотрудника;
  • осознание сотрудником целей, к которым стремится весь коллектив.

      Инициативность - это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая позиция, гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется осознанно и намеренно, а не под влиянием безотчетного стихийного порыва. Как правило, она связана с напряжением физических и духовных сил того, кто ее проявляет. Возможности же для ее проявления появляются, когда у человека есть внутренний интерес к изменению существующей ситуации к лучшему. Именно руководитель ответственен за создание перечисленных условий внутри организации.

      Для этого ему необходимо взять на себя лидерскую роль и квалифицированно, в полной мере выполнять свои управленческие обязанности и функции (табл. 13).

Таблица 13. Функции руководителя
Целеполагающая функция Определение целей коллектива и средств их достижения
Административно-организационная Формирование управляющих органов, распределение заданий между подчиненными, согласование их действий и контроль выполнения решений
Экспертная Консультирование работников
Дисциплинарно-стимулирующая Оценка качества работы подчиненных, определение поощрений и наказаний
Представительская Перед внешними организациями
Воспитательно-пропагандистская Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, развитие способностей и инициативы подчиненных, подбор и расстановка кадров, участие в обучении резерва на выдвижение

В рамках выполнения административно-организационной и дисциплинарно-стимулирующей функции для регулирования инициативности сотрудников может быть введена стандартизация алгоритма нововведений .

Можно предоставить сотрудникам свободу действий в рамках конкретной задачи, ограничив при этом и жесткими рамками личной ответственности. Коммуникативный план действий, которого стоит придерживаться, таков:

1) идея, предложенная сотрудником;

2) его обоснование этой идеи, включающее, по возможности, прогноз исхода дела в виде расчетов в письменном виде, - своеобразное ТЭО или бизнес-план;

3) определение целесообразности и возможности осуществления идеи, ее защита;

4) определение сроков реализации проекта;

5) определение личной ответственности идеолога в случае отрицательного результата;

6) определение вознаграждения в случае положительного результата.

В результате использования этой схемы образуется равноправный и равноответственный тандем «сотрудник - фирма», возникает взаимное доверие, уважение, что на пользу всем и приносит прибыль. Происходит внутренняя «инвестиция», когда фирма вкладывает средства в личный проект сотрудника под реальные гарантии, с обоснованной надеждой на получение прибыли.

При этом инициативность активного сотрудника несколько снижается, становится разумной и целесообразной, направляется им самим в нужное русло. Человек перестает распыляться на бесплодные мечты, концентрируется на поставленной им же самим задаче. Такому сотруднику может быть предложено возглавить новое направление или принимать участие в его работе. Результат становится выгодным для обеих сторон.

Управление инициативой через системы оплаты труда

Дешевый труд дорого обходится предприятию: он убивает инициативность. На низкую зарплату приходит, как правило, низкоквалифицированный, неопытный работник, которому нечего терять. Однако и платить высокий оклад сотруднику, некачественно выполняющему свои обязанности, смысла нет.

Чтобы решить сложную задачу адекватного вознаграждения труда, используют системы оплаты труда, складывающиеся из постоянной и переменной частей (табл. 14). Система оплаты труда позволяет и не платить лишних денег тому, кто их не заслуживает, и поощрять тех, кто показывает результаты, полезные для организации.

Системы оплаты труда должны ориентировать сотрудников на достижение результата, нужного предприятию, учитывая результаты как группы, так и отдельного работника. Правила распределения вознаграждения должны быть известны сотрудникам, а их выполнение поддаваться контролю. Кроме того, они должны гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды предприятия. Являясь для руководителя одним из рычагов управления инициативностью, прозрачная и внятная система оплаты труда создает чувство уверенности и защищенности у сотрудников.

      Инициативность стимулируется самой системой оплаты труда, которая отдает предпочтение тем, кто стремится повысить свой доход, и наделяя наиболее достойных правом на награды и премии.

Премирование подразделяется на два вида:

  • премия за промежуточный результат зависит от количественных и качественных показателей работы подразделения или сотрудника (может составлять от 10 до 70 % базовой зарплаты);
  • премия за конечный результат работы компании зависит от количественных показателей экономической эффективности компании (может составлять от 30 до 300 % месячной зарплаты сотрудника).

Премия дает сотруднику возможность реализовать свои амбиции, однако в очень узких пределах. Например, менеджер по продажам, обладающий личной склонностью к руководящей деятельности, имеет возможность управлять лишь собственными продажами, но не прямо влиять на деятельность других сотрудников.

Однако если административно-организационная, дисциплинарно-стимулирующая и представительская функции хорошо освоены руководителями предприятий, то целеполагающей, экспертной и воспитательно-пропагандистской уделяется, как правило, мало внимания. Тем не менее, реализация именно этих функций позволяет руководителю достойно управлять процессом создания условий во внутренней среде организации, трансформировать их под ее нужды, быть не только координатором действий, но и их инициатором: истинным управляющим, лидером.

Трансформационный лидер - инициатор изменений

Термин «трансформационное лидерство» был введен в психологическую науку в 70-е гг. XX в. Б. Бернсом. Американские ученые Б. Басс и Б. Аволио подробно исследовали и раскрыли его смысл, предложив описание трансформационного лидера в рамках четырех «I»: индивидуальный подход, интеллектуальная стимуляция, инспирируемая (вдохновляющая) мотивация и идеализированное влияние (харизма).

Индивидуальный подход (Individualized consideration), или Лидерство путем развития людей

Прежде всего этот стиль лидерства связывается с вниманием лидера к развитию сотрудников и их личным интересам. Лидер знает потребности своих коллег и создает условия для их удовлетворения: обеспечивает сотрудникам возможность выполнять интересную работу и обучаться. Он дает им такие задания, которые развивали бы их мастерство и укрепляли уверенность в себе. Сотрудники в этом случае сами стремятся развивать свои профессиональные навыки и проявлять инициативу.

Огромную роль в отсутствии или малом проявлении инициативы сотрудников играет самоуспокоенность. Борясь с этим недугом, руководитель должен постоянно инициировать вызов, пробуждая в людях новые, более высокие потребности, внушая новую мотивацию. Последняя реализуется путем признания заслуг и нематериального поощрения (например, обучение, карьерные возможности, организация удобного рабочего места, режима труда) или конструктивную критику. Планирование карьеры каждого сотрудника в организации предусматривает выявление возможностей человека (наклонности, потребности в развитии) и проведение мероприятий, обеспечивающих их реализацию (план развития карьеры). Эффективность предприятия в целом возрастает за счет повышения эффективности каждого отдельно взятого работника.

Интеллектуальная стимуляция (Intellectual stimulation), или Лидерство путем стимулирования

Лидер поощряет сотрудников использовать свое воображение, думать самостоятельно, искать новые творческие пути решения привычных задач. При этом руководитель берет на себя обязательство выслушивать любые идеи, даже самые глупые. Одна из его первичных целей состоит в том, чтобы развить в сотрудниках уверенность в себе и стремление к самосовершенствованию. Такой подход побуждает людей пересмотреть собственные представления, они ищут и находят новые способы решения старых проблем. Лидер делает акцент на интеллекте, рациональности, осторожном и наилучшем способе решения поставленных задач.

Здесь стоит упомянуть о необходимом доверии к профессионализму , который можно определить как соотношение экспертных знаний и должностных полномочий во взаимоотношениях специалист/руководитель.

Общепризнанно считать руководителя предприятия компетентным во множестве профессиональных областей деятельности, осуществляемой специалистами возглавляемого им предприятия. Подобная «компетентность» руководителя достигается в ущерб его собственной, вполне специфической профессиональной деятельности. При этом он не в состоянии овладеть полным объемом экспертных знаний, которыми обладает хороший специалист. Это приводит к тому, что работа на всех уровнях выполняется плохо: у реального специалиста экспроприируются полномочия, у руководителя, в свою очередь, не хватает времени на качественное выполнение собственной деятельности.

Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений способствуют тому, что инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Взаимодействие между сотрудниками и руководителем определяется принципом доверия творческим силам и способностям друг друга , при этом руководитель поощряет каждую инициативу членов творческой группы.

Инспирируемая (вдохновляющая) мотивация (Inspirational motivation), или Лидерство путем воодушевления людей

Лидер создает ясную картину будущего, которая одновременно оптимистична и достижима, поощряет других поднимать уровень ожиданий, уменьшает сложность путем сведения проблемы к ключевым вопросам, использует простой язык, чтобы донести миссию организации до сотрудников. Сотрудники при таком типе лидерства готовы затрачивать дополнительные усилия в попытке реализовать миссию организации.

Идеализированное влияние (Idealized influence), или Лидерство, основанное на харизме

Лидер стремится стать для своих сотрудников образцом для подражания, находится в постоянном процессе роста и развития. Создает видение будущего и миссию, ставит высокие цели, проявляет настойчивость и решимость в их достижении, жертвует своими корыстными интересами ради пользы других, чем заслуживает уважения и доверия.

Отличие трансформационного лидерства от классического управления заключается в том, что оно определяется в координатах «видения» и «действия», а не «задачи» и «отношений».

«Видение» связано с созданием образа будущей цели. «Действие» связано непосредственно с поведением. По мысли Р. Дилтса, «видение без действия остается только мечтой, а действие без видения - бессмысленной суетой».

Мир вокруг нас стремительно меняется. Сегодня уже не только потребитель диктует свои условия, но и сами бренды управляют поведением людей. С этой точки зрения сами лидеры должны обладать предпринимательским мышлением, характеризующимся инициативностью и способностью создавать новое: бренды, рынки и подходы к управлению.

Резюмируя, отмечу, что для грамотного распоряжения человеческими ресурсами предприятия и получения максимального эффекта при минимуме затрат руководителю необходимо проявить личную инициативу : не оставляя без внимания классических техник руководства , обогатить их искусными методами управления людьми.

Продвигаясь к цели путем создания творческой рабочей среды, делая шаг навстречу индивидуальным способностям и талантам людей, пробуждая в них скрытые личностные резервы, поощряя желание экспериментировать и воспитывая готовность принять на себя ответственность за происходящие события и достигнутый результат, лидер-инициатор становится для сотрудников наилучшим примером и образцом для подражания.

Какие качества человека, кроме положительных и отрицательных, выделяют в психологии и где применяется эта классификация? Зачем нужна осведомленность в этом вопросе и какие преимущества она несет? Что включает в себя понятие «личные качества»? Какими они бывают? Ответ ниже, в этой статье.

Что дает знание о качествах человека

Осведомленность и грамотность в психологических вопросах – это своего рода оружие. Умение пользоваться им помогает избегать неприятностей и бороться со своими врагами – и внутренними, и внешними.

Овладение знаниями в области качеств личности позволяет:

  • повысить собственный уровень самосознания;
  • более глубже понять социум;
  • научиться верно устанавливать приоритеты
    и строить с ними отношения.

При поступлении на работу, при знакомстве с человеком противоположного пола, при взаимодействии с людьми на улицах вечернего города всегда стоит первая задача: узнать, кто перед тобой находится, что это за человек, каков он. Как с ним необходимо взаимодействовать. И что в итоге принесет та или иная тактика поведения. Невозможно понять другого не поняв сначала себя. С другой стороны, оценка личных качеств других людей позволяет сравнить себя с ними.

Классификация личных качеств

Личными качествами называют комплекс сложных составляющих как биологических, так и обусловленных социально компонентов личности. Они демонстрируют все особенности внутренних психических свойств:

  • индивидуальные прохождения внутренних внутри человека
  • комплекс состояний и свойств отдельно взятой личности;
  • особенности характера;
  • тип темперамента;
  • особенности поведения;
  • характер общения и ;
  • отношение к самому себе и проч.

Также в личные качества человека входит система ЗУН: знаний, умений, навыков.

Личностные свойства имеют разные классификации:

Прежде чем приступить к разбору тех или иных сторон личности, необходимо помнить, что любые классификации в это вопросе и оценка личных качеств – весьма условны. Объясняется это тем, что все в мире относительно, даже понятие добра и зла. Разделение базируется на общепринятых моральных и нравственных нормах. Условимся, что к каждому определению будем приписывать слово «условно»: условно положительные, условно отрицательные и т. д. К примеру, агрессивность – условно отрицательная характеристика. Она будет иметь неприятные последствия в одной ситуации, но в ситуации необходимости постоять за себя будет единственно верной.

Отрицательные качества человека

Отрицательные качества личности – это свойства, являющиеся нежелательными для самого человека и его окружающих и требующие исправления которые являются нежелательными и . Их – крайне много. Полный список мог бы составить небольшую брошюру. Здесь будет приведено лишь несколько из них:

  • лживость;
  • лицемерие;
  • грубость;
  • леность;
  • склонность к депрессиям;
  • агрессивность;
  • ненависть;
  • нетерпеливость;
  • пассивность;
  • слабоволие;
  • трусость;
  • обидчивость;
  • неряшливость.

Эти и подобные личные качества человека определяют и соответствующее их подведение: неряшливый будет выглядеть неопрятно и воссоздавать вокруг себя соответствующий атмосферу. Безответственный – плохо работать и подводить себя и коллектив.

Положительные качества человека

Положительные качества личности – это категория внутреннего блага человека, которая приносит как ему самому, так и окружающим положительные переживания и чувство удовлетворенности. Полный список положительных качеств будет не менее внушительным. Также упомянем лишь некоторые:

  • доброта;
  • отзывчивость;
  • трудолюбие;
  • терпеливость,
  • ответственность;
  • миролюбие;
  • дружелюбие;
  • верность;
  • бескорыстие;
  • честность;
  • уверенность в себе.

Идеальных людей не бывает: обладатели только положительных качеств существуют только в сказках. Однако тех, в ком положительные качества человека преобладают, очень много. Часто наличие перечисленных свойств – это личные качества лидера. Благодаря им лидеры способны расположить к себе, завоевать доверие и повести за собой.

Для тех, у кого в характере преобладают отрицательные качества человека, есть хорошие новости: недостатки могут сыграть роль «пинка» к стремительному рывку вперед и внутреннему росту. Это доступно каждому.

Волевые качества личности

Волевыми качествами лично
составленных целей. Коснемся основных.

Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.

Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо . Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.

Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.

Профессиональные качества личности

На влияют такие качества человека, которые можно назвать: личные качества лидера. Выделяют несколько категорий:

  • вербальная составляющая – отвечает за умение понимать смысл информации, передаваемой словами;
  • числовая – умение быстро решать в уме арифметические примеры;
  • тригонометрическая – умение мысленно видеть а 2-3 измерениях;
  • визуальная – внимательность к деталям, равное детской игре “найди 10 отличий»;
  • корректорская – умение быстро корректировать слова, числа;
  • координационная – умение оперативно координировать мелкую и крупную моторику рук, ног, а также падать хорошей моторной координации;
  • зрительная – умение согласовывать направление взгляда с движением ног, рук;
  • сравнивающая – восприимчивость к цвету и его оттенкам, умения их видеть и отличать;
  • обучаемость – умение схватывать смысл, способность к рассуждению, умение делать верные выводы (общий интеллект).

Специальные профессиональные качества

Каждое из этих свойств рассматривается в соответствии с профессиональной значимостью. К примеру, человеку, не способному различать цвета (дальтонизм), противопоказано вождение. Ведущим экономистом не возьмут человека, с низким показателем числовой способности.

Также необходимо перечислить такие качества личности, без которых овладение профессиями в принципе будет невозможно:

  1. Свойства индивидуально –типологического характера (выносливость, физическая сила, лабильность нервной системы) – проще говоря, стрессоустойчивость.
  2. Аналитические свойства, позволяющие со временем приобретать уникальные способности. Пример: «технический слух» – умение без приборов, только в опоре на опыт понять причину неисправности механизма.
  3. Внимательность – впрямую зависит от заинтересованности и желания человека иметь актуальную информацию о действительности, адекватно ее оценивать.
  4. Психомоторика – особые свойства и восприятие человека, которыми он руководствуется при выборе направления действий для осуществления поставленных целей. К ней же относят скорость анализа и умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как показывает практика, это умение хорошо тренируется..
  5. Мнемические качества. Связаны с памятью. Профессиональная память тоже свободно тренируется.
  6. Особенности имажинитивные – способность к воображению и сложным мыслительным процессам
  7. Волевые качества – не для каждой профессии они обязательны, но они всегда необходимые для преодоления сложностей в процессе работы.

Нравственные качества личности

Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его отношения к себе и окружающим.

Ее формирует влияние многих составляющих:

  • семейные ценности;
  • индивидуальный опыт;
  • влияние школы;
  • социума.

В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:

  • расовая;
  • религиозная;
  • гуманистическая.

Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.

Жизнь не стоит на месте. Все свершения, победы и достижения невозможны без инициативы творческих и энергичных людей. Многим известно такое понятие, как инициатива. Что такое, откуда возникает и как в себе воспитать?

Определение

Инициатива - это первый шаг в каком-либо начинании, внутренний толчок, побуждающий к новым идеям и решениям в различных сферах деятельности, форма проявления активности и руководящих способностей.

Инициативность всегда побуждала энергичных, находчивых, предприимчивых людей к активным умственным или физическим действиям. Она не подчиняется инструкциям и предписаниям извне, осознанна и направлена на достижение личных или общественных целей. Только смелый человек может проявить инициативу.

Значение слова "инициатива" в психологии разветвилось в двух направлениях: ответственная и безответственная.

  1. Ответственная инициатива возникает у высокоразвитых интеллектуалов и профессионалов своего дела.
  2. Безответственная характеризует незрелую личность, неспособную принять на себя ответственность за собственные идеи и реальные действия.

Фраза о том, что инициатива наказуема, относится именно к безответственной форме проявления этого понятия.

Три золотых правила удачной инициативы

Чтобы инициатива дала хорошие и ожидаемые результаты, стоит помнить о «трех китах», которые лежат в ее основе:

  1. Уместность. Нужно реально оценивать ситуацию и обстановку, в которой можно себя проявить, взвешивать все нюансы, благоприятствующие успеху задуманного мероприятия. И правильно выбрать момент. Во многом уместность зависит от занимаемой должности инициатора и может наткнуться на противодействие.
  2. Решительность. Инициатива - что такое слово означает в плане решительности? Это осознание ответственности при расчетах и планировании полезности идеи. Нужно быть готовым нести ответственность и при взлете, и при падении.
  3. Корректность. Есть инициативные люди, а есть сверхинициативные. Рамки полномочий пока никто не отменял. Настойчивость в инициативе может быть расценена как посягательство на чужую территорию. А поскольку последствия удачного предложения могут иметь карьерный рост, то ненавязчивость и такт - залог успеха.

Инициатива: что такое для личности?

Инициатива не возникает из ниоткуда, с ней не рождаются, ее необходимо постепенно, усердно и планомерно развивать, чтобы выработать в себе умение отстаивать свои интересы.

Плыть по течению - это скучно. Только знания и личная инициатива вознаграждаются успехом. Люди, проявляющие ее, - это лидеры, которые приносят пользу обществу и пользуются определенными преимуществами, такими как:

  • уважение и влияние;
  • карьерный рост;
  • рост самооценки;
  • совершенствование;
  • слава.

Что такое проявить инициативу?

Существует несколько направлений, в которых проявляется и утверждается это мощное человеческое качество:

  1. На работе. Грамотный руководитель всегда создает благоприятные условия для развития сотрудников. Если работа доставляет удовольствие, то инициатива (что такое слово означает, уже понятно) толкает к поощрению и повышению по служебной лестнице.
  2. В каждой семье, безусловно, есть лидер. Во избежание конфликтов, необходимы компромиссы, поскольку согласие и совместное принятие решений даст возможность проявить свою инициативность каждому из супругов.
  3. В военных действиях. На войне все средства хороши, лишь бы не перегнуть палку.
  4. В любой компании есть заводилы, мнение которых является доминирующим среди прочих. Организация любого увеселительного мероприятия - дело непростое и ответственное, но хорошее настроение окружающих, внимание и одобрение стоят того.
  5. В дружбе инициатива необходима, только если дружба настоящая и на равных условиях. Постоянное проявление инициативы к безынициативным людям вызывает обиды и раздражение. За подаренное время и усилия нужно платить вниманием и любовью.
  6. Детскую инициативу необходимо грамотно и терпеливо развивать, привлекая практические навыки. Дети зачастую слишком инициативны, но степень ответственности занижена или отсутствует вообще. Все придет с жизненным опытом.

Нужно стремиться проявлять инициативу, поскольку будущее человека только в его руках. Страх в этом деле - плохой советчик. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Первое понимание объема самое широкое:

Личность - это перечень всех свойств, личность - это индивидуальность.

Мы выбираем второй вариант , принятый у Алексея Николаевича Леонтьева:

Социальный и культурный субъект - это личность, а природный он называет - индивид.

Это второе понимание, мы проиллюстрировали и именем мирового классика Альфреда Адлера, который говорит: личность начинается с социального чувства.

Третье понимание:

Личность в точном смысле этого слова.

Ссылаясь на Владимира Викторовича Столина, а среди мировых имен, на Карла Юнга, который личность именовал словечком «самость». Это: «я сам», но без «я». Переживание своей уникальности, единства с человечеством.

Если у нас культурный субъект - это личность, то социального мы тоже назовем - индивид. Тогда получается:

природный индивид - это организм,

социальный индивид - это член общества и личность.

Для пояснения возьмем другую фразу А. Н. Леонтьева: «личность рождается дважды». Первое рождение личности происходит внутри социального индивида. Личностью человек становиться не сам, а только входя в социальное целое. Он внутри социального индивида, внутри своего общества, внутри своего социального слоя, внутри своей группы. В конце концов, в качестве личности в первый раз мы не можем иметь в виду отдельного человека, это обязательно хотя бы двое людей: жрец и его прихожанин, учитель и его ученик, взрослый и ребенок, то есть о самостоятельности в полном смысле, как и об ответственности, речь конечно пока не идет. Так рождается личность в первый раз.

Второе рождение личности происходит вне социального индивида, то есть второе рождение не имеет социальных опор. Скажем, в выборе профессии человек должен опираться на собственные возможности, чтобы его профессия была выбрана правильно. Создание семьи - правильный выбор тоже должен быть самостоятельным.

Рассмотрим, как в разных теориях личности, называют трех наших субъектов. Мы возьмем таких авторов: Вильям Джемс, Зигмунд Фрейд и Эрик Берн.

Психологические сферы определяют основные (базовые) свойства личности. К числу их чаще всего относят: направленность, способности, подготовленность (опыт) и темперамент личности. Разберем эти свойства подробнее.

1) Направленность личности - ее ведущее психическое свойство, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности. Ее микроструктура включает ряд качеств.

Мировоззрение - совокупность идей, мнений, убеждений, взглядов личности на мир, жизнь, общество.

Потребность - испытываемая человеком устойчивая и сильная нужда в чем-либо. Потребности побуждают человека к постоянному поиску того, что их удовлетворяет. Они направляют его интерес, мысли, движения. Стремление к удовлетворению потребностей- основа целенаправленной деятельности, а успешные результаты удовлетворения той или иной потребности усиливает ее роль в направленности личности. Потребности делятся на 2 группы: материальные и духовные.

Материальные (социализированные)- это потребности в пище, тепле, отдыхе, продолжении рода, сохранении жизни, одежде, жилище, предметах быта и т.д. они развиваются на основе биологических, наследственных признаках, но социализируются в онтогенезе, приобретая новые признаки и содержание.

Духовные - это потребности в самореализации, самоутверждении, знании, информации, общении, труде, защите Родины, творчестве, красоте, чтении, музыке и т.д. Духовные потребности взрослого человека социальны, сформировались при жизни под влиянием ее условий.

Идеалы - образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.

Жизненные цели - долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.

Интересы - избирательное, эмоционально окрашенное внимание к определенным предметам, деятельности, результатам, условиям, связанным с возможностями удовлетворения потребностей и достижения жизненных целей.

Социальные установки - сложившиеся на основе опыта устоявшееся предрасположение, готовность человека к определенной форме реагирования (восприятию, оценке, действии, поведению) при контакте с определенными социальными объектами, факторами, условиями, событиями, информацией.

Склонности- положительное отношение, влечение, тяга к какому-либо занятию.

Мотивы - осознаваемые личностью побудительные силы конкретных выборов, решений и действий.

2) характер личности (свойство, относящееся к операциональной сфере)- это сложившееся у личности система устойчивых отношений к труду, к другим людям, к самому себе. Эти отношения во многом зависят от направленности, но связаны и со специальными знаниями, регулирующими отношения, ценностными ориентациями и навыками в реализации отношений, а также с соответствующими привычками и качествами.

Отношение к труду выражены в знаниях личности, соответствующих ценностных ориентациях, навыках, умениях, привычках и качествах целеустремленности, деловитости, предприимчивости, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, инициативности, организованности и т.д.

Отношение к людям выражены в уважительности личности, гуманности, доброжелательности, справедливости, доброте, альтруизме, коммуникабельности, сотрудничестве, конфликтности и др.

Отношение к себе характеризуется самовоспитанием и самооценкой личностью себя и своих особенностей, отношением к необходимости стать культурным, образованным и цивилизованным человеком, требовательностью к себе, самокритичностью, владением собой, отношением к самосовершенствованию, личному росту, самореализации и др.

Большинство отношений личности, закрепленных в характере, моральные. Мораль - это система ценностей и норма поведения, воплощающая сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и порядочности. Характер и воплощает в себе моральные особенности личности. Это не абстрактная мораль, а живущий в личности и действующий арсенал моральных отношений, порождающих е поступки с выбором и реализацией свойственным им способов поведения и решения задач.

3) Особенности личности (также относится к операциональной сфере)- свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению.

Различают способности частные и способности к определенной профессии, специальности.

К частным способностям относят: интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, к наблюдению, к запоминанию, музыкальному слуху и т.д. они обусловлены, как правило, особым развитием отдельных качеств.

Способности к определенной профессии, специальности, виду деятельности. Работа не по способностям малопродуктивна, неудачлива, трудна. Человек без способностей к делу, которым он занимается, принимает, как правило, не лучшие решения, не очень успешно реализует имеющиеся средства и условия труда, часто совершает ошибки и промахи. Оценка способностей- дело нужное, тонкое и должно осуществляться при участии специалиста-психолога.

  • 4) Опыт (подготовленность) личности - еще одно свойство, относящееся к операциональной сфере, - это совокупность знаний, приемов, деловых качеств, которые личность приобрела в процессе прижизненного развития и использует на пути к достижению жизненных и профессиональных целей. Без этого свойства личность не может обладать социальной значимостью, достигнуть желаемого в жизни.
  • 5) Темперамент личности - свойство, характеризующее модуляционную сферу, - это совокупность динамических особенностей психической деятельности, зависящих от особенностей высшей нервной деятельности данного человека.

Выделяют ряд особенностей темперамента:

  • * сила - интенсивность, выраженность психических процессов;
  • * подвижность - быстрота возникновения и прекращения психических процессов;
  • * скорость протекания психических процессов;
  • * уравновешенность - сбалансированность активности, побуждений, импульсивных ответов со сдержанностью, торможением;
  • * ригидность/пластичность - трудность или легкость приспособляемости к новой обстановке, задачам, коррекции привычек, навыков и т.д.;
  • * активность - устойчивый уровень активности, энергичности психической деятельности;
  • * сентизивность - повышенная или пониженная чувствительность человека ко всем или некоторым воздействиям на органы чувств. Так, небольшой шум в читальном зале может раздражать одного студента, в то время как другой студент может даже не замечать его;
  • * эмоциональность - степень эмоционального реагирования на воздействия;
  • * психофизиологическая устойчивость- устойчивость к риску и опасности, перегрузкам, перенапряжению, потрясениям;
  • * работоспособность - запас психофизиологической выносливости.

Комплексы различных психофизиологических особенностей служат основанием для выделения типов темперамента. Есть четыре общих типа, обусловленных особенностями нервной системы. Их названия даны еще в V веке до н.э. Гиппократом:

¦ Сангвинический. Наиболее распространенный среди людей тип. Сангвиник отличается активностью, выраженностью и силой всех процессов, эмоциональностью, легкой переключаемостью, гибкостью, работоспособностью. Он уравновешен, оптимистичен, весел, но при этом обладает пониженной усидчивостью, нелюбовью к монотонной работе, непостоянством.

¦ Холерический. Холерик тоже отличается высокой активностью, повышенной эмоциональностью, легкой переключаемостью, работоспособностью, быстрой адаптацией к новым условиям. Обладает быстрой речью, выразительной мимикой, жестикуляцией,. Недостатки- неуравновешенность, быстрая смена настроения, раздражительность, импульсивность.

¦ Флегматический. Флегматик работоспособен, обычно спокоен, сдержан, упорен, усидчив, малоподвижен, медлителен, избегает перемен и ситуаций, где необходимо быстро реагировать, осторожен, нерешителен, консервативен.

¦ Меланхолический. Меланхолик (примерно 2% людей) отличается слабостью нервных процессов. Поэтому он повышенно сензитивен, эмоционален, и из-за этого недостаточно уравновешен, малоустойчив, психологически раним, склонен к отрицательным настроениям, растерян, пессимистичен, плаксив, работоспособность пониженная. Плюсы - хорошая наблюдательность, внимание к бедам других, отзывчивость, повышенная самокритичность.