Литература по окружающему миру. Аспектный анализ программ и учебников по окружающему миру для начальной школы

В начале ХХ века мир вступил в новую для себя стадию - эпоху индустриальной цивилизации. Появление новой техники, средств связи, развлечений, сокращение расстояний между государствами и континентами посредством создания и внедрения новых средств передвижения и т. д. позволили человеку по-новому взглянуть на окружающий его мир. В начале века у многих людей складывалось впечатление, что человек достиг своей наивысшей точки прогресса, что он является хозяином на планете. Характеристике положения в начале ХХ века посвящён данный урок.

Тема: Первая мировая война и её последствия

Урок: Мир в начале ХХ века

К началу ХХ века самые развитые по экономическому потенциалу державы стали вступать в эпоху индустриальной цивилизации , отказываясь от традиционной - аграрной. Это было связано со всё более набиравшей обороты промышленностью, которой требовались новые рынки сбыта, увеличение материально-ресурсной базы и проч. Капитализм вступил в свою наивысшую стадию - империализм. Индустриальная цивилизация позволила людям создать машинное производство, что облегчало труд рабочего и увеличивало производство товара в разы, привела к созданию новых, более быстрых средств передвижения - аэропланов, автомобилей, новых быстроходных кораблей.

Увеличивающей ежедневно свой потенциал промышленности постоянно требовались свободные руки, люди, которые могли бы встать за станок и работать на производстве (см. Рис. 1).

Вместе с тем, в обществе стал наблюдаться демографический рост , что привело к появлению большой безработицы, экономические кризисы стали платой за интенсивность развития.

Наличие толп безработных, готовых в любой момент занять место выбывшего по различным причинам рабочего, позволил крупной буржуазии пренебрегать своей рабочей силой. Страховки, социальные выплаты, улучшение условий труда и т. д. были мечтой рабочего человека - пролетария. Из-за тяжёлых условий труда и несоблюдения основных норм и правил по отношению к человеку в начале ХХ века стали набирать силу профессиональные союзы (профсоюзы ) - организации, защищающие права рабочих. В такой среде популярными становились идеи социал-демократии . Социализм виделся многим несбыточной мечтой, но, видя тяжелую ежедневную работу, всё больше и больше людей стали сочувствовать идеям социализма и справедливости.

Но важно помнить, что индустриальное общество, со всеми его минусами и плюсами, было распространено только в странах Западной Европы и Северной Америки. Подавляющее число остальных стран или только переходили к индустриальному обществу, или были полностью аграрными, где сельское хозяйство составляло ведущую роль в экономике государства.

Начало ХХ века характеризует собой т. н. технологический рывок . Появление радио, телеграфа, телефона, электричества, самолёта и проч. позволило человеку пересмотреть своё отношение к миру (см. Рис. 2). Он стал намного ближе. Инженеры крупных западных компаний разрабатывали новые типы пассажирских кораблей, более быстроходных и мощных. По дну Атлантического океана был проложен телеграфный кабель, который соединил США и Европу. Прокладывались новые морские пути. Создавались транснациональные компании.

Как казалось многим, вершиной научно-технического прогресса был построенный английской компанией роскошный лайнер - «Титаник » (см. Рис. 3). Он казался непотопляемым, но затонул в первом же рейсе, напоровшись на айсберг.

Мир человека ХХ века был интересен и вместе с тем опасен. Индустриальное общество только стало в открытую заявлять о себе. ХХ век начинается…

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте § 1 учебника Шубина А.В., стр. 6-12, и дайте ответы на вопросы 1-4 на с. 15.
  2. Кратко охарактеризуйте общество начала ХХ века.
  3. Почему именно на рубеже веков стали происходить изменения жизни и быта людей? Почему этого не произошло раньше?
  1. Энциклопедия вещей ().
  2. Вокруг света ().
  3. История ().

Мир в первой половине ХХ века.

1. Вторая промышленная революция - это технологические изменения 70-х – 90-х годов девятнадцатого столетия. Это период, когда был сделан ряд важнейших изобретений, продолжающих развитие тех социально-экономических изменений, которые были начаты первой промышленной революцией. Перечислить все изобретения практически невозможно, но важнейшие из них мы должны знать: в первую очередь это изобретение электричества и строительство в 80-е – 90-е годы первых паровых электростанций. Телефон – это новое средство связи, несколько раньше появился телеграф (как и фотография в 37-м году). В 70-е – 90-е годы были изобретены телефон, радио. Многие из этих изобретений были сделаны одновременно в самых разных странах мира или разными учеными одной страны вне зависимости друг от друга. Третья группа изобретений связана с использованием новых видов топлива: в первую очередь это нефть и газ. Нефть и газ в конце XIX века применяются еще только для освещения, и на рубеже XIX – XX веков появляется бензин, как топливо для двигателей внутреннего сгорания. Следующая группа изобретений как раз связана с появлением первых автомобилей, которые были построены вне зависимости друг от друга Бенцом и Крайслером в Германии, Фордом в Америке. В начале XX века появляется первый русский автомобиль Яковлева и Фризе. В 1896 году на нижегородской ярмарке они представили первый автомобиль, который вызвал больше возмущения, чем восхищения. В начале XX века появляются первые аэропланы, изобретение которых приписывают братьям Райт. С этого момента, т. е. с 70-х – 90-х годов девятнадцатого столетия, технические, а затем и научно-технические изобретения, следуют одно за другим, постоянно меняя не только промышленность, не только производство, но и бытовую жизнь людей. Практически наступает такая лавина, когда казалось, что техника может справиться со всеми проблемами, когда человек жил в постоянно меняющемся темпе и в постоянно меняющемся мире. С тех пор мы так и живем.

Вторая промышленная революция одной из особенностей имела то, о чем уже говорилось выше, - массовый характер изобретательства одновременность, парралельность изобретения одного и того же продукта в различных странах. Это свидетельствовало о том, что уже не отдельные, а многие страны вступили в век промышленной цивилизации.

В большинстве европейских стран первая и вторая промышленные революции сливаются и выступают в качестве единого процесса. Вместе с развитием индустриализации Европа теряет свою гегемонию в развитии техники. На путь индустриализации встали Соединенные Штаты Америки, а также некоторые страны Азии и, в первую очередь, Япония, ставшая на путь модернизации.

Из Европейских стран наиболее быстрыми темпами вторая промышленная революция или индустриализация развивается в Германии, которая в семидесятые годы, наконец, объединяется. В ней вырастает сильное национал-патриотическое движение, и идея национализма становится одной из ведущих идей. По темпам индустриализации Германия в этот период превосходит все остальные европейские страны. Несколько отстает Франция. Это связано с парижской коммуной, первой в мире социалистической революцией и последовавшей за ее поражением франко-прусской войной.

Всплеск национализма, естественно, мы отмечаем во всех странах, не только в Германии, но, например во Франции. Создатель одного из первых автомобилей, Бенц, имел немецкое происхождение, но родился и долгие годы жил во Франции, и он на своей шкуре почувствовал, что такое национализм. В ходе франко-прусской войны его семья была вынуждена уехать назад в Германию, потому что жить во Франции немцам стало невозможно. И свое главное изобретение он сделает уже в Германии.

Вторая промышленная революция охватывает период с 70-х годов XIX века по 60-е годы XX века. Она не однородна, мы будем делить ее на два этапа. Первый этап – этап индустриализации, который продолжается до 30-х годов XX века, приводит к формированию развитых капиталистических обществ, где ведущими социальными группами становятся класс буржуазии и рабочий класс. Второй этап второй промышленной революции – это так называемая научно-техническая революция. Важнейшие изобретения, свидетельствующие о вступлении промышленной революции в новую фазу, были сделаны в 20-е – 30-е годы, но широкое применение в промышленности и быту они нашли в основном после Второй мировой войны, поэтому в нашей литературе нередко можно встретить выделение в качестве второго этапа именно 1945 год, тем более, что в свое время Никита Сергеевич Хрущев на одном из партийных съездов так и заявил: после Второй мировой войны Советский Союз вступает в эпоху научно-технической революции.

К сожалению, даже среди ученых единого мнения по этим классификациям нет. В реальной истории все эти изменения идут сплошным диффузным потоком, и деление на этапы, периоды носит условный характер. Это делается для облегчения учебного процесса и научной работы. В реальной жизни разделить первую промышленную, вторую промышленную, научно-техническую, компьютерную революции крайне сложно. И это является причиной разногласий по этому вопросу. Хотя социальные, политические изменения явно свидетельствуют о наличии таких периодов, таких этапов.

Научно-техническая революция связана, в первую очередь, с автоматизацией и роботизацией производства, в определенной степени с заменой труда человека трудом машины, т.е. с переходом производства на производство машин, создающих машины. Кроме этого научно-техническая революция связана с революционными изменениями в области связи, с открытием и применением телевидения, с передачей видео и звуковой информации на расстояние. Первый телевизор был изобретен в конце 20-х годов инженером Зворыкиным, конечно, американцем. Он сам в своих воспоминаниях напишет: «Россия дала мне широчайшее образование, благодаря которому я в состоянии был работать в науке, а Америка дала мне материальную возможность претворить мои идеи в жизнь». В 36-м году в Америке впервые началась трансляция телепередач, но развитие телевидения уже в массовом масштабе началось в послевоенный период. Собственно заслуга Зворыкина не в создании телевидения, как такового, а в создании электронной трубки, которая могла передавать, воспринимать изображение. Все остальные компоненты телевидения были сделаны другими учеными.

Особенность научно-технической революции заключается в том, что теперь важнейшие изобретения делают не одиночки, а группы ученых различной специализации. С начала двадцатого века во Франции появляются мощные исследовательские лаборатории и научные институты, но в начале века их было немного. С середины 30-х годов начинается массовое создание научно-исследовательских институтов и лабораторий, как отдельными фирмами, так и в качестве государственных учреждений или созданные академиями наук. Это была потребность времени. Специализация ученых в течение XIX века привела к тому, что уже в 20-е – 30-е годы ученые даже близких специальностей перестали понимать друг друга. Каждая частная наука выработала свой незнакомый и непонятный язык для других наук. Эти лаборатории, институты, научные и проблемные группы объединили ученых разных специальностей, интегрировали язык близких и смежных специальностей, а главное дали великолепные результаты.



Широкое применение ракетной техники в годы Второй мировой войны привело к появлению автоматических линий на производстве взамен конвейера, а конвейер связан с именем Тейлора, хотя на практике конвейер использовался еще в античные времена, но это был конвейер другого типа. Тейлор – это инженер, который работал на заводах Форда. В конце Второй мировой войны появляется новый тип энергии – атомная энергия, которая вначале используется в военных целях и только с середины 50-х, начала 60-х годов в мирных целях. В то же время начинает развиваться электроника, хотя первые вычислительные машины были созданы тоже на рубеже 20-х - 30-х годов, но они были ламповыми, очень громоздкими с очень маленькой памятью, и предназначались они в основном для промышленных целей. О развитии компьютеров будет говориться в лекциях по информационной революции. Научно-техническая революция во многом подготовила революцию информационную, а значит и переход промышленной цивилизации в совершенно новую стадию, так называемого постиндустриального или информационного общества, о котором заговорили уже в конце 50-х начале 60-х годов.

Быстрые темпы индустриализации привели к резкой дифференциации стран, ставших на путь промышленной цивилизации, являющихся ее лидерами, и стран, которые к промышленной цивилизации не приступили. Это являлось экономической основой деления колониальных империй. Ведущей колониальной державой XIX века являлась Великобритания. По мере вступления в эпоху промышленной цивилизации других стран начинается передел, в первую очередь экономический, колоний. Особенно активно борьбу за колонии ведут такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Германия и Япония. В США решалась эта проблема довольно просто, благодаря проникновению американских промышленных товаров в Центральную и Латинскую Америку и вытеснению, по крайней мере, в экономической сфере оттуда бывших колонизаторов, Испании и Португалии, которые по темпам экономического развития были наиболее слабыми в Европе.

Второй этап второй промышленной революции привел к тому, что значительно выросло количество людей наемного труда. Пик численности рабочего класса в мировой истории, т.е. людей наемного труда занятых в промышленности, приходится на 30-е годы XX столетия (во всех странах, кроме Советского Союза). В это время рабочий класс составлял 30% - 35% трудоспособного населения – значительно больше, чем в концеXIX века, и значительно больше, чем в наше время. В период второй промышленной революции усиливаются кризисные явления, присущие капитализму, как таковому. Первые экономические кризисы появляются еще в 20-е годы XIX века, но они носили, как правило, однонациональный характер. До 50-х годов они затрагивали в основном Великобританию. С конца 50-х годов кризисы распространились сразу на несколько стран. Самым сильным мировым экономическим кризисом начинается XX столетие 1901-1903 годов. Причины экономических кризисов, в общем-то, элементарны. Прирост производства промышленной продукции не находит своего потребителя, благодаря тому, что совокупная стоимость произведенного товара значительно больше, чем покупательная способность населения, т.е. наметился разрыв между ценой товара и стоимостью рабочей силы.

Среди первых крупных предпринимателей были люди, которые прекрасно понимали недопустимость подобного положения. Среди этих людей, в первую очередь, надо назвать Генри Форда. Это был единственный человек, который поставил своей целью создание не просто автомобиля, а создание дешевого автомобиля, такого автомобиля, который был в состоянии на свою зарплату купить любой работник заводов Форда. Но компания Форда жила в условиях жесточайшей конкуренции и должна была считаться с общим уровнем цен. В результате этой идеи Форду удалось добиться только в 30-е годы, опираясь на поддержку талантливого американского президента Франклина Делано Рузвельта. Второй экономический кризис 1900 –1903 годов, а для России 1901 – 1903 годов, показал, что капиталистическое общество вступило в новую стадию своего развития, называемую эпохой империализма.

Теорию империализма разрабатывает в первую очередь английский экономист Гильфердинг, во вторую очередь Роза Люксембург, а в третью Владимир Ильич Ленин, который написал работу в свойственном ему духе очень строгую, очень точную, где все было разложено по пунктам. Чем империализм отличается от классического капитализма? Во-первых, это образование монополий, т.е. создание объединений ряда крупных, средних, мелких предприятий, которые разрабатывают единый промышленный цикл. Например, производство автомобилей: от производства металла, отдельных деталей до выпуска готовых машин; нефтяные компании: от добычи нефти до выпуска готовых продуктов, включая, скажем, искусственные ткани, которые готовятся на основе нефти. Монополии не были едины, они имели различные формы: картели, синдикаты, тресты. Вторым признаком империализма по Ленину является объединение промышленной и банковской верхушки, образование, так называемой финансовой олигархии. В годы второй промышленной революции сильно выросла роль банков. Подавляющее большинство изобретателей новой техники не были людьми состоятельными. Для осуществления их идей им нужны были материальные средства, а финансы находились в руках бывшей феодальной знати в большинстве стран мира, которые не в состоянии были эти финансы должным образом использовать. Посредниками между этими финансами и изобретателями и становятся банки, которые рассматривают проекты изобретений и выдают целенаправленные кредиты под строительство того или иного промышленного предприятия, под научные исследования в той или иной области, естественно, претендуя на прибыль данного предприятия или на прибыль от данного изобретения.

Банки сыграли и еще одну удивительную роль. Благодаря тому, что большинство изобретений второй промышленной революции были сделаны одновременно во многих странах, в конце XIX века судебные иски между учеными и техниками друг к другу стали явлением нормальным и постоянным. Из всех изобретателей больше всего судились такой известный человек, как Томас Эдисон, и Дизель, но в результате судебных тяжб Дизель покончил жизнь самоубийством, так и не сумев доказать свой приоритет в изобретении этих моторов. Для этих судебных тяжб роль банков была колоссальна, т.к. любой судебный процесс стоил дорого, но продажа патента и прав на изобретение обходилась еще дороже. Изобретения и их промышленное освоение приносили колоссальные прибыли, очень редко самим изобретателям, гораздо чаще тем же банкам и владельцам промышленных предприятий, которые использовали эти изобретения. Сочетание изобретательских, инженерных способностей и предпринимательских в одном человеке явлением было крайне редким. Пожалуй, только Форд и Тейлор. Второй признак говорит о том, что в начале XX века, особенно в ходе мирового экономического кризиса, банки стали одновременно и владельцами промышленных предприятий. Создавались своеобразные империи внутри промышленности вначале одной страны, а затем и в международном масштабе. Классический пример: такой банкир, как Морган, скупил на среднем западе Соединенных Штатов ряд нефтяных скважин и стал строить нефтеперерабатывающие заводы, обеспечивая финансирование этого производства своими банками. Прямо противоположный пример – семейство Рокфеллеров. Крупнейшие нефтепромышленники в ходе мирового экономического кризиса скупают целый ряд обанкротившихся банков и становятся одновременно и промышленниками и банкирами, т.е. создавая как бы отдельные, свои собственные государства внутри государства. Естественно, что эта финансовая олигархия начинает рваться и к политической власти. Нередко члены семей этих олигархов претендуют на президентские и парламентские посты, еще чаще они покупают политиков или выдвигают из числа своих служащих, создают массированные лоббистские группы в парламентах стран. Третий признак – заканчивается территориальный раздел мира. Четвертый и пятый связаны с начинающейся борьбой за передел мира, вначале экономического, а затем политического, т.е. Первая мировая война была неизбежностью. Она отвечала экономическим закономерностям развития мира. Естественно, эти экономические процессы приводили к достаточно серьезным социально-политическим изменениям. В ходе второй промышленной революции мы замечаем некоторое торможение процессов, свойственных первой промышленной революции. Процесс урбанизации продолжается, но идет более медленными темпами: к началу XX века в развитых странах 50% населения жило в городах, к нашим дням живет около 75%, т.е. темпы урбанизации явно замедлялись. С другой стороны изменяются и демографические показатели, в первую очередь, такой важнейший показатель, как средняя продолжительность жизни населения. Она вырастает с 45 до 65 лет в середине 60-х годов, несмотря на последствия Второй мировой войны, которые этот показатель резко снизили. В настоящее время средняя продолжительность жизни составляет 75-80 лет, в более развитых странах – 83 года. Наша страна, в этом плане, – феномен, за последние десять лет средняя продолжительность жизни мужчин у нас сократилась на двенадцать лет, и разрыв между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин составил 14 лет (за десять лет количество убийств выросло в 30 раз). Демографические показатели и их изменение связаны не только с увеличением продолжительности жизни, но и с замедлением темпов прироста в развитых странах. Начиная с 20-х – 30-х годов, а в большинстве стран уже с начала XX века, падают темпы рождаемости. Большие семьи выходят из моды. Сокращение рождаемости отмечается во всех европейских странах вплоть до сегодняшнего дня, кроме одной развитой страны, начиная с 45-го года, увеличивается рождаемость в Соединенных Штатах Америки. Рост численности жителей США наблюдается не только за счет большого притока иммигрантов, но и за счет резкого увеличения рождаемости.

Мир в начале 20 века.
Большая часть населения мира была неграмотной. Да и грамота была не нужна: вековые традиции и обычаи предопределяли тогда жизнь большинства людей от колыбели до могилы. Самым быстрым средством передвижения была тогда железная дорога, но во многих местах не было и ее. Массовое распространение электричества в быту было еще впереди, верхом удобства считалась тогда керосиновая лампа. Почти все население мира жило в сельской местности. Города были редкими. На их улицах господствовали конные экипажи и неуклюжие трамваи. Женщины в Европе носили еще длинные юбки, а неотъемлемой частью мужского костюма был цилиндр или шляпа-котелок.
Еще не взлетел первый самолет и первая ракета.
Еще не были изобретены антибиотики.
Еще не заработали сборочные конвейеры на автомобильных заводах Генри Форда.
Еще не изобрели телевизоры.
Но уже родились Рузвельт и Черчилль, Эйнштейн и Пикассо, Гитлер и Муссолини, Ататюрк и Мао Цзэдун, Лени» и Сталин - те, кому было суждено стать главными действующими лицами мировой драмы XX века.
Столетие назад Европа господствовала в мире. Европейцы, открыв для себя мир после Великих географических открытий, захватили его и поделили между собой. Мало что свидетельствовало тогда о грядущей утрате Европой своего лидерства. Особое место принадлежало США. Будучи по истокам своего возникновения продолжением европейской цивилизации, США стремительно становились крупнейший державой мира. В стране была создана гигантская индустрия. Во многих отраслях промышленности Америка начинала опережать Европу. Крупнейшие предприниматели - Рокфеллер, Карнеги, Морган и другие - символизировали новую эпоху, в которой США отводилось ведущее место в мире.
Феноменальный рост Соединенных Штатов Америки, ставших к концу века ведущей промышленной державой мира, да угрожающе быстрое превращение Японии в могучую военную державу обещали будущие перемены.

Если сравнивать карту современного мира и карту мира начала века, поражает многоцветность первой и бедность палитры второй. Европейские страны поделили Южную и Юго-Восточную Азию, Африку, островной мир Океании и Карибского бассейна на колонии, их цвета поэтому превалировали на карте. Самыми крупными владениями располагала Великобритания. Второй по величине колониальной империей являлась Франция. Испания и Португалия, которые положили начало созданию колониальных империй в XV веке, - потеряв в XIX веке свои владения в Центральной и Южной Америке, стали второстепенными колониальными державами. Позже других, только после своего объединения, приступила к колониальным захватам Германия, но и она быстро стала обладательницей крупной империи. Маленькая Бельгия владела колонией Конго, которая в 78 раз превосходила ее по территории. Но это не значит, что все европейские страны имели колонии: их не было, например, у Швейцарии, Швеции, Австро-Венгрии.

Страны и народы, оказавшиеся в составе колониальных империй, теряли свою независимость; они непосредственно управлялись из своей страны-метрополии, т.е. владелицы данной колонии. Лишь в британских колониях, заселенных европейцами, было введено самоуправление, эти колонии - Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз - получили название доминионов. Те неевропейские страны, которые сохранили внешне независимость, - Китай, Сиам (Таиланд), Афганистан, Иран, Османская империя, страны Центральной и Южной Америки оказались в орбите европейского господства. Но она приняла другие формы. В одних случаях эти государства были вынуждены призыать покровительство, протекторат, со стороны одной из европейских держав. В других случаях европейцы добивались подписания договоров, обеспечивающих им право свободно заниматься торговлей на территории этих государств, создавать там свои опорные пункты.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

Помогите хотя бы частично,кто что знает) 1)Продолжите предложения: 1.главным тормозом развития с/х в России в начале xx века были... 2.Портсмутский

мир-это договор,заключенный в итоге... 3.события 9 января 1905г. в Петербурге получили название... 4.началом парламентаризма в России считают 1906г.,потому что... 5.события 3 июня 1907г. в России считаются государственным переворотом.так как... 6.к либеральным партиям в России в начале xx века принадлежали... 7.неограниченная монархия- это форма правления,при которой... 8.Кровавое воскресенье-это событие,которое стало поводом... 9.основным вопросом I B II Государственной Думы являлся... 10.слова "Дайте стране 20 лет покоя и вы не узнаете Россию" принадлежат... 11.к революционным партиям в России в начале xx века принадлежали... 2)Укажите названия терминов по их определениям: 1.поход войск на Петроград в августе 1917г. с целью установления военной диктатуры в стране-это 2.организация крестьянского самоуправления,владеющая всеми крестьянскими землями и выполняющая основные хозяйственно-административные функции-это 3.мирное шествие рабочих Петербурга к царю расстрелянное полицией-это 4.принятие законов согласно которым малоземельные крестьяне могли безвозмездно получить землю в незаселённых районах Сибири,Средней Азии и Казахстана-это 5.участок земли выделяемый крестьянину вышедшему из общины с сохранением его двора в деревне-это 6.демократически избранный представительный парламентский орган,цель которого оформить после революции новый государственный строй и выработать конституцию 7.царский указ о даровании гражданских свобод населению и об образовании законадательной Думы-это 8.политический режим,установившийся в России после поражения первой революции,опиравшийся на помещиков и буржуазию и сочетавший во внутренней политике репрессии с буржуазными реформами-это 9.война ведущих европейских держав за сферы влияния,рынки сбыта и колонии это 10.ежегодные выплаты крестьян государству за землю,полученную по реформе 1861 года это 11.буржуазно-демократическая революция,проходившая с 23 по 28 февраля и приведшая к ликвидации монархии в России-это 12.межпартийная коализация депутатов IV Думы и Государственного Совета,выступающая за создание министерства народного доверия-это 13.участок земли,выделяемый крестьянину вышедшему из общины с переносом его хозяйственного двора из деревни на новое место жительства-это 14.буржуазные реформы в социально-экономической сфере проводившиеся в России в начале xx века и оставшиеся незавершёнными-это