Литература по окружающему миру. Аспектный анализ программ и учебников по окружающему миру для начальной школы
В начале ХХ века мир вступил в новую для себя стадию - эпоху индустриальной цивилизации. Появление новой техники, средств связи, развлечений, сокращение расстояний между государствами и континентами посредством создания и внедрения новых средств передвижения и т. д. позволили человеку по-новому взглянуть на окружающий его мир. В начале века у многих людей складывалось впечатление, что человек достиг своей наивысшей точки прогресса, что он является хозяином на планете. Характеристике положения в начале ХХ века посвящён данный урок.
Тема: Первая мировая война и её последствия
Урок: Мир в начале ХХ века
К началу ХХ века самые развитые по экономическому потенциалу державы стали вступать в эпоху индустриальной цивилизации , отказываясь от традиционной - аграрной. Это было связано со всё более набиравшей обороты промышленностью, которой требовались новые рынки сбыта, увеличение материально-ресурсной базы и проч. Капитализм вступил в свою наивысшую стадию - империализм. Индустриальная цивилизация позволила людям создать машинное производство, что облегчало труд рабочего и увеличивало производство товара в разы, привела к созданию новых, более быстрых средств передвижения - аэропланов, автомобилей, новых быстроходных кораблей.
Увеличивающей ежедневно свой потенциал промышленности постоянно требовались свободные руки, люди, которые могли бы встать за станок и работать на производстве (см. Рис. 1).
Вместе с тем, в обществе стал наблюдаться демографический рост , что привело к появлению большой безработицы, экономические кризисы стали платой за интенсивность развития.
Наличие толп безработных, готовых в любой момент занять место выбывшего по различным причинам рабочего, позволил крупной буржуазии пренебрегать своей рабочей силой. Страховки, социальные выплаты, улучшение условий труда и т. д. были мечтой рабочего человека - пролетария. Из-за тяжёлых условий труда и несоблюдения основных норм и правил по отношению к человеку в начале ХХ века стали набирать силу профессиональные союзы (профсоюзы ) - организации, защищающие права рабочих. В такой среде популярными становились идеи социал-демократии . Социализм виделся многим несбыточной мечтой, но, видя тяжелую ежедневную работу, всё больше и больше людей стали сочувствовать идеям социализма и справедливости.
Но важно помнить, что индустриальное общество, со всеми его минусами и плюсами, было распространено только в странах Западной Европы и Северной Америки. Подавляющее число остальных стран или только переходили к индустриальному обществу, или были полностью аграрными, где сельское хозяйство составляло ведущую роль в экономике государства.
Начало ХХ века характеризует собой т. н. технологический рывок . Появление радио, телеграфа, телефона, электричества, самолёта и проч. позволило человеку пересмотреть своё отношение к миру (см. Рис. 2). Он стал намного ближе. Инженеры крупных западных компаний разрабатывали новые типы пассажирских кораблей, более быстроходных и мощных. По дну Атлантического океана был проложен телеграфный кабель, который соединил США и Европу. Прокладывались новые морские пути. Создавались транснациональные компании.
Как казалось многим, вершиной научно-технического прогресса был построенный английской компанией роскошный лайнер - «Титаник » (см. Рис. 3). Он казался непотопляемым, но затонул в первом же рейсе, напоровшись на айсберг.
Мир человека ХХ века был интересен и вместе с тем опасен. Индустриальное общество только стало в открытую заявлять о себе. ХХ век начинается…
Список литературы
- Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
- Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
- Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.
Домашнее задание
- Прочитайте § 1 учебника Шубина А.В., стр. 6-12, и дайте ответы на вопросы 1-4 на с. 15.
- Кратко охарактеризуйте общество начала ХХ века.
- Почему именно на рубеже веков стали происходить изменения жизни и быта людей? Почему этого не произошло раньше?
- Энциклопедия вещей ().
- Вокруг света ().
- История ().
Мир в первой половине ХХ века.
1. Вторая промышленная революция - это технологические изменения 70-х – 90-х годов девятнадцатого столетия. Это период, когда был сделан ряд важнейших изобретений, продолжающих развитие тех социально-экономических изменений, которые были начаты первой промышленной революцией. Перечислить все изобретения практически невозможно, но важнейшие из них мы должны знать: в первую очередь это изобретение электричества и строительство в 80-е – 90-е годы первых паровых электростанций. Телефон – это новое средство связи, несколько раньше появился телеграф (как и фотография в 37-м году). В 70-е – 90-е годы были изобретены телефон, радио. Многие из этих изобретений были сделаны одновременно в самых разных странах мира или разными учеными одной страны вне зависимости друг от друга. Третья группа изобретений связана с использованием новых видов топлива: в первую очередь это нефть и газ. Нефть и газ в конце XIX века применяются еще только для освещения, и на рубеже XIX – XX веков появляется бензин, как топливо для двигателей внутреннего сгорания. Следующая группа изобретений как раз связана с появлением первых автомобилей, которые были построены вне зависимости друг от друга Бенцом и Крайслером в Германии, Фордом в Америке. В начале XX века появляется первый русский автомобиль Яковлева и Фризе. В 1896 году на нижегородской ярмарке они представили первый автомобиль, который вызвал больше возмущения, чем восхищения. В начале XX века появляются первые аэропланы, изобретение которых приписывают братьям Райт. С этого момента, т. е. с 70-х – 90-х годов девятнадцатого столетия, технические, а затем и научно-технические изобретения, следуют одно за другим, постоянно меняя не только промышленность, не только производство, но и бытовую жизнь людей. Практически наступает такая лавина, когда казалось, что техника может справиться со всеми проблемами, когда человек жил в постоянно меняющемся темпе и в постоянно меняющемся мире. С тех пор мы так и живем.
Вторая промышленная революция одной из особенностей имела то, о чем уже говорилось выше, - массовый характер изобретательства одновременность, парралельность изобретения одного и того же продукта в различных странах. Это свидетельствовало о том, что уже не отдельные, а многие страны вступили в век промышленной цивилизации.
В большинстве европейских стран первая и вторая промышленные революции сливаются и выступают в качестве единого процесса. Вместе с развитием индустриализации Европа теряет свою гегемонию в развитии техники. На путь индустриализации встали Соединенные Штаты Америки, а также некоторые страны Азии и, в первую очередь, Япония, ставшая на путь модернизации.
Из Европейских стран наиболее быстрыми темпами вторая промышленная революция или индустриализация развивается в Германии, которая в семидесятые годы, наконец, объединяется. В ней вырастает сильное национал-патриотическое движение, и идея национализма становится одной из ведущих идей. По темпам индустриализации Германия в этот период превосходит все остальные европейские страны. Несколько отстает Франция. Это связано с парижской коммуной, первой в мире социалистической революцией и последовавшей за ее поражением франко-прусской войной.
Всплеск национализма, естественно, мы отмечаем во всех странах, не только в Германии, но, например во Франции. Создатель одного из первых автомобилей, Бенц, имел немецкое происхождение, но родился и долгие годы жил во Франции, и он на своей шкуре почувствовал, что такое национализм. В ходе франко-прусской войны его семья была вынуждена уехать назад в Германию, потому что жить во Франции немцам стало невозможно. И свое главное изобретение он сделает уже в Германии.
Вторая промышленная революция охватывает период с 70-х годов XIX века по 60-е годы XX века. Она не однородна, мы будем делить ее на два этапа. Первый этап – этап индустриализации, который продолжается до 30-х годов XX века, приводит к формированию развитых капиталистических обществ, где ведущими социальными группами становятся класс буржуазии и рабочий класс. Второй этап второй промышленной революции – это так называемая научно-техническая революция. Важнейшие изобретения, свидетельствующие о вступлении промышленной революции в новую фазу, были сделаны в 20-е – 30-е годы, но широкое применение в промышленности и быту они нашли в основном после Второй мировой войны, поэтому в нашей литературе нередко можно встретить выделение в качестве второго этапа именно 1945 год, тем более, что в свое время Никита Сергеевич Хрущев на одном из партийных съездов так и заявил: после Второй мировой войны Советский Союз вступает в эпоху научно-технической революции.
К сожалению, даже среди ученых единого мнения по этим классификациям нет. В реальной истории все эти изменения идут сплошным диффузным потоком, и деление на этапы, периоды носит условный характер. Это делается для облегчения учебного процесса и научной работы. В реальной жизни разделить первую промышленную, вторую промышленную, научно-техническую, компьютерную революции крайне сложно. И это является причиной разногласий по этому вопросу. Хотя социальные, политические изменения явно свидетельствуют о наличии таких периодов, таких этапов.
Научно-техническая революция связана, в первую очередь, с автоматизацией и роботизацией производства, в определенной степени с заменой труда человека трудом машины, т.е. с переходом производства на производство машин, создающих машины. Кроме этого научно-техническая революция связана с революционными изменениями в области связи, с открытием и применением телевидения, с передачей видео и звуковой информации на расстояние. Первый телевизор был изобретен в конце 20-х годов инженером Зворыкиным, конечно, американцем. Он сам в своих воспоминаниях напишет: «Россия дала мне широчайшее образование, благодаря которому я в состоянии был работать в науке, а Америка дала мне материальную возможность претворить мои идеи в жизнь». В 36-м году в Америке впервые началась трансляция телепередач, но развитие телевидения уже в массовом масштабе началось в послевоенный период. Собственно заслуга Зворыкина не в создании телевидения, как такового, а в создании электронной трубки, которая могла передавать, воспринимать изображение. Все остальные компоненты телевидения были сделаны другими учеными.
Особенность научно-технической революции заключается в том, что теперь важнейшие изобретения делают не одиночки, а группы ученых различной специализации. С начала двадцатого века во Франции появляются мощные исследовательские лаборатории и научные институты, но в начале века их было немного. С середины 30-х годов начинается массовое создание научно-исследовательских институтов и лабораторий, как отдельными фирмами, так и в качестве государственных учреждений или созданные академиями наук. Это была потребность времени. Специализация ученых в течение XIX века привела к тому, что уже в 20-е – 30-е годы ученые даже близких специальностей перестали понимать друг друга. Каждая частная наука выработала свой незнакомый и непонятный язык для других наук. Эти лаборатории, институты, научные и проблемные группы объединили ученых разных специальностей, интегрировали язык близких и смежных специальностей, а главное дали великолепные результаты.
Широкое применение ракетной техники в годы Второй мировой войны привело к появлению автоматических линий на производстве взамен конвейера, а конвейер связан с именем Тейлора, хотя на практике конвейер использовался еще в античные времена, но это был конвейер другого типа. Тейлор – это инженер, который работал на заводах Форда. В конце Второй мировой войны появляется новый тип энергии – атомная энергия, которая вначале используется в военных целях и только с середины 50-х, начала 60-х годов в мирных целях. В то же время начинает развиваться электроника, хотя первые вычислительные машины были созданы тоже на рубеже 20-х - 30-х годов, но они были ламповыми, очень громоздкими с очень маленькой памятью, и предназначались они в основном для промышленных целей. О развитии компьютеров будет говориться в лекциях по информационной революции. Научно-техническая революция во многом подготовила революцию информационную, а значит и переход промышленной цивилизации в совершенно новую стадию, так называемого постиндустриального или информационного общества, о котором заговорили уже в конце 50-х начале 60-х годов.
Быстрые темпы индустриализации привели к резкой дифференциации стран, ставших на путь промышленной цивилизации, являющихся ее лидерами, и стран, которые к промышленной цивилизации не приступили. Это являлось экономической основой деления колониальных империй. Ведущей колониальной державой XIX века являлась Великобритания. По мере вступления в эпоху промышленной цивилизации других стран начинается передел, в первую очередь экономический, колоний. Особенно активно борьбу за колонии ведут такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Германия и Япония. В США решалась эта проблема довольно просто, благодаря проникновению американских промышленных товаров в Центральную и Латинскую Америку и вытеснению, по крайней мере, в экономической сфере оттуда бывших колонизаторов, Испании и Португалии, которые по темпам экономического развития были наиболее слабыми в Европе.
Второй этап второй промышленной революции привел к тому, что значительно выросло количество людей наемного труда. Пик численности рабочего класса в мировой истории, т.е. людей наемного труда занятых в промышленности, приходится на 30-е годы XX столетия (во всех странах, кроме Советского Союза). В это время рабочий класс составлял 30% - 35% трудоспособного населения – значительно больше, чем в концеXIX века, и значительно больше, чем в наше время. В период второй промышленной революции усиливаются кризисные явления, присущие капитализму, как таковому. Первые экономические кризисы появляются еще в 20-е годы XIX века, но они носили, как правило, однонациональный характер. До 50-х годов они затрагивали в основном Великобританию. С конца 50-х годов кризисы распространились сразу на несколько стран. Самым сильным мировым экономическим кризисом начинается XX столетие 1901-1903 годов. Причины экономических кризисов, в общем-то, элементарны. Прирост производства промышленной продукции не находит своего потребителя, благодаря тому, что совокупная стоимость произведенного товара значительно больше, чем покупательная способность населения, т.е. наметился разрыв между ценой товара и стоимостью рабочей силы.
Среди первых крупных предпринимателей были люди, которые прекрасно понимали недопустимость подобного положения. Среди этих людей, в первую очередь, надо назвать Генри Форда. Это был единственный человек, который поставил своей целью создание не просто автомобиля, а создание дешевого автомобиля, такого автомобиля, который был в состоянии на свою зарплату купить любой работник заводов Форда. Но компания Форда жила в условиях жесточайшей конкуренции и должна была считаться с общим уровнем цен. В результате этой идеи Форду удалось добиться только в 30-е годы, опираясь на поддержку талантливого американского президента Франклина Делано Рузвельта. Второй экономический кризис 1900 –1903 годов, а для России 1901 – 1903 годов, показал, что капиталистическое общество вступило в новую стадию своего развития, называемую эпохой империализма.
Теорию империализма разрабатывает в первую очередь английский экономист Гильфердинг, во вторую очередь Роза Люксембург, а в третью Владимир Ильич Ленин, который написал работу в свойственном ему духе очень строгую, очень точную, где все было разложено по пунктам. Чем империализм отличается от классического капитализма? Во-первых, это образование монополий, т.е. создание объединений ряда крупных, средних, мелких предприятий, которые разрабатывают единый промышленный цикл. Например, производство автомобилей: от производства металла, отдельных деталей до выпуска готовых машин; нефтяные компании: от добычи нефти до выпуска готовых продуктов, включая, скажем, искусственные ткани, которые готовятся на основе нефти. Монополии не были едины, они имели различные формы: картели, синдикаты, тресты. Вторым признаком империализма по Ленину является объединение промышленной и банковской верхушки, образование, так называемой финансовой олигархии. В годы второй промышленной революции сильно выросла роль банков. Подавляющее большинство изобретателей новой техники не были людьми состоятельными. Для осуществления их идей им нужны были материальные средства, а финансы находились в руках бывшей феодальной знати в большинстве стран мира, которые не в состоянии были эти финансы должным образом использовать. Посредниками между этими финансами и изобретателями и становятся банки, которые рассматривают проекты изобретений и выдают целенаправленные кредиты под строительство того или иного промышленного предприятия, под научные исследования в той или иной области, естественно, претендуя на прибыль данного предприятия или на прибыль от данного изобретения.
Банки сыграли и еще одну удивительную роль. Благодаря тому, что большинство изобретений второй промышленной революции были сделаны одновременно во многих странах, в конце XIX века судебные иски между учеными и техниками друг к другу стали явлением нормальным и постоянным. Из всех изобретателей больше всего судились такой известный человек, как Томас Эдисон, и Дизель, но в результате судебных тяжб Дизель покончил жизнь самоубийством, так и не сумев доказать свой приоритет в изобретении этих моторов. Для этих судебных тяжб роль банков была колоссальна, т.к. любой судебный процесс стоил дорого, но продажа патента и прав на изобретение обходилась еще дороже. Изобретения и их промышленное освоение приносили колоссальные прибыли, очень редко самим изобретателям, гораздо чаще тем же банкам и владельцам промышленных предприятий, которые использовали эти изобретения. Сочетание изобретательских, инженерных способностей и предпринимательских в одном человеке явлением было крайне редким. Пожалуй, только Форд и Тейлор. Второй признак говорит о том, что в начале XX века, особенно в ходе мирового экономического кризиса, банки стали одновременно и владельцами промышленных предприятий. Создавались своеобразные империи внутри промышленности вначале одной страны, а затем и в международном масштабе. Классический пример: такой банкир, как Морган, скупил на среднем западе Соединенных Штатов ряд нефтяных скважин и стал строить нефтеперерабатывающие заводы, обеспечивая финансирование этого производства своими банками. Прямо противоположный пример – семейство Рокфеллеров. Крупнейшие нефтепромышленники в ходе мирового экономического кризиса скупают целый ряд обанкротившихся банков и становятся одновременно и промышленниками и банкирами, т.е. создавая как бы отдельные, свои собственные государства внутри государства. Естественно, что эта финансовая олигархия начинает рваться и к политической власти. Нередко члены семей этих олигархов претендуют на президентские и парламентские посты, еще чаще они покупают политиков или выдвигают из числа своих служащих, создают массированные лоббистские группы в парламентах стран. Третий признак – заканчивается территориальный раздел мира. Четвертый и пятый связаны с начинающейся борьбой за передел мира, вначале экономического, а затем политического, т.е. Первая мировая война была неизбежностью. Она отвечала экономическим закономерностям развития мира. Естественно, эти экономические процессы приводили к достаточно серьезным социально-политическим изменениям. В ходе второй промышленной революции мы замечаем некоторое торможение процессов, свойственных первой промышленной революции. Процесс урбанизации продолжается, но идет более медленными темпами: к началу XX века в развитых странах 50% населения жило в городах, к нашим дням живет около 75%, т.е. темпы урбанизации явно замедлялись. С другой стороны изменяются и демографические показатели, в первую очередь, такой важнейший показатель, как средняя продолжительность жизни населения. Она вырастает с 45 до 65 лет в середине 60-х годов, несмотря на последствия Второй мировой войны, которые этот показатель резко снизили. В настоящее время средняя продолжительность жизни составляет 75-80 лет, в более развитых странах – 83 года. Наша страна, в этом плане, – феномен, за последние десять лет средняя продолжительность жизни мужчин у нас сократилась на двенадцать лет, и разрыв между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин составил 14 лет (за десять лет количество убийств выросло в 30 раз). Демографические показатели и их изменение связаны не только с увеличением продолжительности жизни, но и с замедлением темпов прироста в развитых странах. Начиная с 20-х – 30-х годов, а в большинстве стран уже с начала XX века, падают темпы рождаемости. Большие семьи выходят из моды. Сокращение рождаемости отмечается во всех европейских странах вплоть до сегодняшнего дня, кроме одной развитой страны, начиная с 45-го года, увеличивается рождаемость в Соединенных Штатах Америки. Рост численности жителей США наблюдается не только за счет большого притока иммигрантов, но и за счет резкого увеличения рождаемости.
Мир в начале 20 века.
Большая часть населения мира была неграмотной. Да и грамота была не нужна: вековые традиции и обычаи предопределяли тогда жизнь большинства людей от колыбели до могилы. Самым быстрым средством передвижения была тогда железная дорога, но во многих местах не было и ее. Массовое распространение электричества в быту было еще впереди, верхом удобства считалась тогда керосиновая лампа. Почти все население мира жило в сельской местности. Города были редкими. На их улицах господствовали конные экипажи и неуклюжие трамваи. Женщины в Европе носили еще длинные юбки, а неотъемлемой частью мужского костюма был цилиндр или шляпа-котелок.
Еще не взлетел первый самолет и первая ракета.
Еще не были изобретены антибиотики.
Еще не заработали сборочные конвейеры на автомобильных заводах Генри Форда.
Еще не изобрели телевизоры.
Но уже родились Рузвельт и Черчилль, Эйнштейн и Пикассо, Гитлер и Муссолини, Ататюрк и Мао Цзэдун, Лени» и Сталин - те, кому было суждено стать главными действующими лицами мировой драмы XX века.
Столетие назад Европа господствовала в мире. Европейцы, открыв для себя мир после Великих географических открытий, захватили его и поделили между собой. Мало что свидетельствовало тогда о грядущей утрате Европой своего лидерства. Особое место принадлежало США. Будучи по истокам своего возникновения продолжением европейской цивилизации, США стремительно становились крупнейший державой мира. В стране была создана гигантская индустрия. Во многих отраслях промышленности Америка начинала опережать Европу. Крупнейшие предприниматели - Рокфеллер, Карнеги, Морган и другие - символизировали новую эпоху, в которой США отводилось ведущее место в мире.
Феноменальный рост Соединенных Штатов Америки, ставших к концу века ведущей промышленной державой мира, да угрожающе быстрое превращение Японии в могучую военную державу обещали будущие перемены.
Если сравнивать карту современного мира и карту мира начала века, поражает многоцветность первой и бедность палитры второй. Европейские страны поделили Южную и Юго-Восточную Азию, Африку, островной мир Океании и Карибского бассейна на колонии, их цвета поэтому превалировали на карте. Самыми крупными владениями располагала Великобритания. Второй по величине колониальной империей являлась Франция. Испания и Португалия, которые положили начало созданию колониальных империй в XV веке, - потеряв в XIX веке свои владения в Центральной и Южной Америке, стали второстепенными колониальными державами. Позже других, только после своего объединения, приступила к колониальным захватам Германия, но и она быстро стала обладательницей крупной империи. Маленькая Бельгия владела колонией Конго, которая в 78 раз превосходила ее по территории. Но это не значит, что все европейские страны имели колонии: их не было, например, у Швейцарии, Швеции, Австро-Венгрии.
Страны и народы, оказавшиеся в составе колониальных империй, теряли свою независимость; они непосредственно управлялись из своей страны-метрополии, т.е. владелицы данной колонии. Лишь в британских колониях, заселенных европейцами, было введено самоуправление, эти колонии - Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз - получили название доминионов. Те неевропейские страны, которые сохранили внешне независимость, - Китай, Сиам (Таиланд), Афганистан, Иран, Османская империя, страны Центральной и Южной Америки оказались в орбите европейского господства. Но она приняла другие формы. В одних случаях эти государства были вынуждены призыать покровительство, протекторат, со стороны одной из европейских держав. В других случаях европейцы добивались подписания договоров, обеспечивающих им право свободно заниматься торговлей на территории этих государств, создавать там свои опорные пункты.
Ответить