Социальная активность человека в обществе. В чем проявляется социальная активность общества

В рамках статьи будет рассмотрена социальная активность личности и ее виды, факторы социальной активности, а также то, какие последствия она имеет для общества. Также внимание будет уделено её основным характеристикам и путям развития.

Общая информация

Что же понимают под активностью? Следует отметить, что это обобщенное и одновременно сложное понятие. Оно используется для того, чтобы давать характеристику живым организмам. Если говорить в целом и общем, то под активностью понимают внутреннее детерминированное движение живой материи. Но нас интересует частный случай - поведение индивида в обществе. И, раскрывая тему статьи, следует сказать, что социальная активность личности - это потребность отдельного человека в том, чтобы поддерживались или изменялись основы его жизни, согласно его мировоззрению и Условиями и средой проявления является комплекс всех факторов, что воздействует на конкретного индивида в обществе. Социальная активность чаще всего проявляется в попытках изменить обстоятельства жизни людей (или самого себя), чтобы человек (или группа) получила определённую пользу. Также следует отметить широкие возможности для подобной деятельности. Безусловно, все виды активности являются взаимосвязанными. Но если человек больше не может ходить, это вовсе не значит, что он не будет принимать участия в жизни общества. Это возможно в силу социальной природы этого типа активности.

Виды и взаимодействие

Социальная активность наиболее сильно связана с психическим и физическим проявлениями. Она определяет их дальнейшее развитие. При этом существуют отдельные положения, от которых наиболее зависит социальная активность личности. Ее характеристика может быть выражена тремя словами: мировоззрение, долженствование и воля. Правда, на всё это разные науки имеют немного различающееся видение. Чтобы ознакомиться с ними, можно почитать философскую, психологическую и социологическую литературу. Так, активность может рассматриваться не только как непосредственно сама деятельность, но и в качестве меры её направленности и совокупной способности конкретного субъекта вступать в многообразные деятельные отношения с имеющейся объективной действительностью. При этом нет общепринятой трактовки этого явления. Существуют обобщенные и более узкие толкования.

Трактовка

Итак, единственного толкования у исследователей нет. Социальная активность личности в психологии, философии и иных науках рассматривается с точки зрения отдельных мнений. Приводить их все довольно проблематично. Поэтому они были автором объединены в три группы, которые и будут обозначены в рамках данной статьи:

  1. является более широкой категорией, нежели деятельность. В данном случае подразумевается, что человек может оказывать определенное влияние даже одним своим присутствием.
  2. Социальную активность отожествляют с деятельностью. В этом случае подразумевается, что всё, что делает человек, является важным для общества.
  3. Социальная активность является более узкой категорией, нежели деятельность. Приверженцами такого утверждения являются люди, считающие, что не все действия человека можно рассматривать с общественной точки зрения.

Мнения исследователей

Для лучшего понимания темы статьи предлагаю ознакомиться с двумя подходами. Первый предложен С. А. Потаповой, которая рассматривает мировоззрение и деятельность субъекта как часть одного целого - социальной активности. При этом не каждое действие может рассматриваться в таком русле. Только та деятельность является показателем социальной активности, которая обладает определёнными количественными и качественными характеристиками, связанными между собой. Также обязательным условием является самостоятельность. Иными словами - активность не должна быть навязана извне. Она обязана быть порождением потребностей человека. То есть, чтобы признать конкретного индивида социально активным субъектом, нужно убедиться, что он сознательно реализовывает свои потребности.

Интересен также и методологический вывод В. Г. Мордковича. Он рассматривает активность как существенный признак субъекта. Если же человеку навязывается чужая воля, то он становится уже носителем деятельности. Иными словами, индивид превращается из субъекта в объект, что выполняет чужие задачи, в которых не имеет потребности. Для обозначения людей такого типа было введено понятие «социально пассивный». При этом подмечается, что движущее влияние на активность оказывают не все потребности, а только те из них, удовлетворение которых обладает социальным значением или затрагивает определённые общественные интересы. Структура поведенческой модели в этом случае зависит от преследуемых субъектом целей и предпочитаемых рычагов влияния.

Разделение по сферам

Мы ранее рассмотрели деление на основании теоретических подходов изучения. Если же смотреть по практическому результату, что социальная активность может проявляться в следующих сферах жизни:

  1. Трудовая;
  2. Общественно-политическая;
  3. Духовная.

Каждый из видов имеет свои подвиды.

Особенности теоретического рассмотрения

Социальная активность может рассматриваться в двух основных аспектах. В первом она предстаёт в качестве Социальная активность в данном случае рассматривается как такая, что обусловлена природными данными и характеристиками, что сформировались и были развиты во время воспитательного, образовательного, обучающего и практического процессов. Иными словами, это качество показывает, как относится человек к социальной среде и насколько он способен решать возникающие проблемы (как свои, так и других людей). Второй же аспект рассматривает активность как определённую меру деятельности. Иными словами, даётся количественная и качественная оценка включенности личности в существующую и функционирующую систему

Оценка социальной активности

Для того чтобы оценить, как проявляет себя человек, как правило, используются такие показатели, как исполнительность и инициативность. Под первой понимают способности индивида выполнять поставленные задачи на необходимом уровне в соответствии с предъявленными требованиями, нормами и правилами. Для характеристики исполнительности часто используется нормативность.

В качестве примера можно вспомнить заводы и существующие на них системы оплаты труда, где людям платят за количество созданной продукции не ниже определённого уровня качества. Если исполнительность воспитывается с малых лет, то инициативность зарождается в детском возрасте и постепенно развивается. Пиковых значений она достигает в зрелом возрасте, когда человек создаёт наибольшее количество различных идей. Все они оцениваются по качеству проработки, общественной ценности, направления инициативы, ответственности исполнителя, длительности, устойчивости и частоте проявлений. Также особняком могут подводиться те из них, где человек выступил в качестве организатора или исполнителя. Существуют, конечно, и другие показатели оценивания, но это наиболее универсальные. Давайте рассмотрим небольшой пример. В нём мы объединим представленную ранее информацию.

Пример роста социальной активности

Для моделирования условий представим, что действия будут разворачиваться в общественно-политической сфере. Итак, у нас есть человек-индивид. Он не предпринимает никаких активных действий и является обычным рядовым обывателем. В один определённый момент на него «снисходит» озарение того, что в общественной или политической жизни государства что-то идёт не так. Он начинает собирать информацию, посещать различные конференции, общаться с представителями организаций, что действуют в данной сфере. Таким образом, человек-индивид становится пассивным участником общественной жизни: он в ней участвует, но его возможности влияния на неё близки к нулю. Он проявляет социальную активность, но пока что не является более-менее значимым участником, его общественный «вес» весьма низок. Со временем человек-индивид начинает более активно участвовать в различных событиях. Возможно, он даже учреждает свою собственную общественную организацию. Это требует от него больше времени и сил, которые нужно уделять делу. Таким образом, будет расти социальная активность. Причем это будет работа не вхолостую, а для достижения определённых целей, которые преследуются человеком.

Заключение

Социальная активность - это важный параметр при изучении вовлечённости населения в процесс управления государством. Также если есть мысли о масштабной государственной или общественной деятельности, то активизация этой характеристики населения может сослужить очень хорошую службу.

Человек с самого рождения взаимодействует с окружающей средой, с обществом. При анализе процесса взаимодействия личности и общества, личности и социальной группы используется понятие «социализация».

Социализация (от лат. socialis - общественный) - это процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность.

Социализация - это процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой.

В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки. Общество посредством образования и воспитания приобщает человека к культуре, создаёт условия для саморазвития. Несоциализированных людей нет. Асоциальное поведение – результат упущений в ходе социализации.

Социализация - это процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, опытом и знаниями. Благодаря социализации человек становится полноправным членом общества.

Процесс социализации складывается из определённых этапов.

В отечественной литературе преобладала точка зрения, согласно которой главным критерием сформировавшейся личности является ее трудовая деятельность.

В соответствии с этим выделяют три основных периода социализации: дотрудовой; трудовой; послетрудовой, связанный с выходом на пенсию.

Критерий «трудовая деятельность» подвергается критике. Он плохо учитывает особенности первой фазы социализации. В эти этапы не вписывается понятие “ресоциализация”.

Более простым и удобным является выделение двух этапов социализации.

Первый - это “первичная социализация” - от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности.

Второй этап, период “вторичной социализации” или ресоциализации. Под этим этапом понимается своеобразная перестройка личности в период её социальной зрелости.

К социальным институтам социализации принято относить различные социальные группы и организации, осуществляющие этот процесс.

Среди них на первом месте стоит семья, затем дошкольные учреждения, школа, другие учебные заведения. Сюда же относятся средства массовой информации, формальные и неформальные организации, в которых участвует молодой человек.

Каждый из перечисленных социальных институтов в социализации личности выполняет свои функции.

Необходимость вторичной социализации диктуется условиями современного производства, динамичностью социальной среды, необходимостью осваивать новые социальные роли, достигать определённого статуса в обществе.

Что такое социальная роль?

Социальная роль личности - это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.


Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей.

Ролевая теория личности активно разрабатывалась американскими социологами Парсонсом, Мидом и др.

Попытки характеризовать личность в рамках ролевой теории популярны и в работах отечественных авторов. Так, И.С.Кон характеризует личность главным образом через выполняемые ею основные роли. Другие авторы определяют личность как «единицу в системе социальных отношений» (В.Е.Давидович) либо как меру усвоения социальных отношений (П.Е.Кряжев).

Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом .

Социальный статус личности - общее положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей. Социальный статус - это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

Американский социолог Р.Мартон всё это назвал «статусным набором».

Социальный статус подразделяется на предписанный (приписанный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность и др.) и достигнутый (достигаемый), т.е. приобретённый собственными усилиями личности. Индивид может иметь и смешанный социальный статус, сочетающий черты двух указанных. Обычно личность имеет несколько социальных статусов, но один из них является основным (например, должность по основному месту работы).

Социальная активность личности

В научной литературе под ней понимается общественное качество людей, их способность к взаимодействию со средой, энергичная самодеятельность, направленная на удовлетворение потребностей и интересов путём преобразования различных областей действительности и самого себя. Социальная активность личности - это способ самовыражения себя.

Социальная активность личности является необходимым условием осуществления ею своей функции субъекта (творца) общественных отношений. Её можно рассматривать в двух основных аспектах.

Во-первых , как свойство личности, обусловленное прежде всего её природными данными и усиленное качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности.

Во-вторых , активность рассматривается в качестве некоторой конкретной меры деятельности. В таком случае активность может быть выражена в определённых количественных показателях.

Социологи предполагают матричный подход к измерению активности, т.е. анализ её в вертикальном и горизонтальном срезах. При вертикальном расчленении учитываются уровни активности, её интенсивность, а при горизонтальном - её различные виды.

Основные виды активности совпадают с основными сферами общественной жизни - трудовой, социальной, политической, духовной, семейно-бытовой и др. Активность может быть индивидуальной, групповой, организованной или стихийной. Можно выделить даже преступную активность. Однако, если рассматривать мотивы, содержание, цели и направленность активности, то её можно оценить как социальную и асоциальную. Последняя часто характеризуется как антиобщественное поведение. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности, т.е. те изменения существующей ситуации, которые достигаются путём затрат энергии, соотнесённой с общественными интересами.

Антиподом социальной активности в этом смысле является социальная пассивность, бездеятельность, равнодушие к окружающей действительности.

Высшим проявлением социальной активности является творчество . Оно всегда имеет личностное измерение.

Каковы же источники социальной активности? Существуют внутренние и внешние источники социальной активности. К внутренним относятся материальные и духовные потребности, интересы, сознательность, уровень культуры. Внешние - те условия, в которых живут и действуют люди. Особенно важное значение для развития социальной активности имеет здоровый морально-психологический климат в коллективе, хорошая, чёткая организация труда, забота о людях, их труде и отдыхе, справедливая оценка труда и его оплата и т.д.

Социальная активность проявляется через деятельность, которая протекает во всех сферах общественной жизни. Это обусловливает многообразие форм и видов социальной активности; выделяют политическую, экономическую, социокультурную, организаторскую и др. Естественно, что в реальной жизни все они взаимосвязаны.

3.Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления

Проблема отчуждения личности в нашем обществоведении была слабо теоретически разработана. Главная причина такого положения коренилась в господствовавшей советской идеологической доктрине. Согласно ей проблема отчуждения присуща только капитализму. Характерно, что даже в настоящее время в справочниках и словарях по социологии и политологии этот термин чаще всего отсутствует (см., например: Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996).

Что такое отчуждение, каковы формы его проявления?

Общее определение отчуждения дали К.Маркс и Ф.Энгельс в ”Немецкой идеологии”.

Отчуждение , по их мнению, есть «консолидирование нашего собственного продукта в какую-то вещественную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчёты...” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.3.с.32).

В социологии отчуждение трактуется так: “… отношение между социальными субъектами и какой-то его социальной функцией, складывающейся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта и изменению (извращению, перерождению) природы отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства” (Западная социология: Словарь. М., 1990. С. 252).

Иными словами, отчуждение - это такое состояние отношений между личностью и обществом, при котором продукт труда отчуждается от неё и превращается в противостоящую ей силу. Не только продукт деятельности, но и сам процесс деятельности.

Существуют различные источники и причины отчуждения . К их числу относятся отношения собственности. Причиной отчуждения могут быть субъективные факторы. Например, экономическая и социальная политика может вестись в интересах узкой группы людей, что приводит к противопоставлению интересов одних групп другим.

Отчуждение в нашей стране в недавнем прошлом было связано с природой авторитарно-тоталитарного режима.

В условиях господства административно-командных методов хозяйствование привело к отчуждению человека от собственности. Диктат в сфере политики породил отчуждение в сфере властных отношений, к формализму. Аналогично отчуждение проявилось и в социальной и духовной сферах.

Радикальные преобразования во всех сферах жизни российского общества должны положить начало преодолению отчуждения личности.

Сегодня уже более чётко просматриваются пути решения этой сложнейшей проблемы.

Проблема должна решаться по следующим направлениям:

Экономическое отчуждение преодолевается за счёт экономических реформ (приватизации, многообразия форм собственности). В результате рождается чувство хозяина, формируется «средний класс», развивается инициатива;

Реформа политической системы, демократизация всех сторон жизни способствуют преодолению политического отчуждения личности;

Проблемы преодоления социального отчуждения должны решаться путем коренного улучшения социальных условий жизни и труда;

Отчуждение в духовной сфере преодолевается на основе нравственного возрождения народа, повышения уровня культуры.

Здесь необходимо иметь в виду, что одно дело выделить приоритетные направления, заявить о них и другое – реализовать в реальной жизни. Последнее решается непоследовательно, половинчато и некомплексно.

В силу этого острота проблемы отчуждения в современной России не только не снизилась, но даже произошло ее обострение. Это проявляется в снижении мотивации на труд, в росте преступности, бюрократизации общественной жизни, продолжающем обнищании значительной части населения, росте социальной неудовлетворенности людей своим положением и др.

Современные теоретические изыскания и передовая практика показывают, что в полной мере преодолеть отчуждение личности от общества, личности от социальных групп и институтов невозможно.

Серьёзным препятствием на пути преодоления отчуждения личности является ориентация её на потребление.

А.Н.Леонтьев пишет: «... Личность не может развиваться в рамках потребления, её развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» (Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. С.25).

Существенным барьером на пути снижения степени отчуждения является усиливающийся индивидуализм .

Сравнение результатов исследования проблем российской молодежи, проведенное автором пособия в 1993 г., с данными аналогичного исследования американских ученых позволило сделать вывод, что коллективность в американском обществе, как это ни может показаться странным, проявляется более широко, чем в российском. От коллективизма наше общество резко повернуло в сторону индивидуализма. Но от преувеличенного индивидуализма даже американское общество начинает задыхаться. Не случайно, как на государственном, так и муниципальном уровне в США разработаны программы внедрения общинного сознания у горожан.

В российском обществе важно гармонизировать отношения личности с коллективом, демократизировать коллективные отношения. Эта мера, с учетом социокультурных факторов, обеспечит более благоприятные условия для преодоления высокого уровня отчужденности граждан от труда, власти и др. Наглядный пример - Китай, где сумели найти оптимальное сочетание между идеологией и современными методами организации и управления экономикой и обеспечить экономическое благосостояние огромной массы населения.

Характерной чертой российского общества является нетерпимость к идеологии, которую не разделяет либо власть предержащие, либо оппозиционеры. И те и другие пока не поднялись до уровня диалога.

Современное состояние развитых стран подтверждает значимость данной проблемы отчуждения в общественном прогрессе.

В заключение данной лекции можно сделать такие обобщающие выводы:

1) развитие человека как личности предполагает развитие и обогащение взаимосвязи человека и общества.

Отдельный человек может существовать и реально развивать свои способности, удовлетворять потребности и многообразные интересы только в обществе других людей;

2) не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Личность является носительницей социального в человеке. Это мера развития социального в человеке, целостное воплощение и реализация в нём системы социально значимых черт и качеств данного общества;

3) для социолога личность предстает прежде всего как объект и продукт социальных отношений, как носитель определённой социальной программы.

Социология учитывает и активные отношения самого человека в системе социальных отношений.

При предельно общем подходе к структуре личности она характеризуется двумя аспектами: с одной стороны, как объект, с другой - как субъект социальных отношений.

Понятие социальной активности и его сущность

В данной статье рассмотрены позиции учёных, педагогов, социологов, философов, психологов по вопросу содержания понятия «социальной активности». На основе анализа психолого-педагогической литературы автор уточняет понятие социальная активность студентов ключевые слова

Термин «социальная активность» в условиях становления постнеклассической научной картины мира фундаментально вошел в систему понятий целого ряда социально - гуманитарных наук: педагогики, социологии, психологии, философии. Термин «социальная активность» трактуется весьма противоречиво, несмотря на массовое распространение, в научной литературе существует неоднозначность в определении этого термина. Это связанно со сложностью самого понятия, а так же разнообразием проявления форм и видов «социальной активности».

Рассматривая проблему развития социальной активности студентов, нельзя не заострить внимание на парадигмальной цепочке «активность - социальная активность - социальная активность студента».

В.С. Мухина излагая в своей книге феноменологию и развитие самосознания личности, постулирует что, социальная активность личности основана на трех ипостасях: мировоззрение - долженствование - воля .

Н.Н. Башаев используя системный подход, изучая и раскрывая целостность феномена социальной активности личности, определил его как особое, интегральное качество человека, как высшую форму человеческой активности и как его способность изменяя окружающую действительность, мир действовать сознательно. При этом синтезировались представления о данном феномене, обеспечивающие его функционирование компоненты, заключающееся в определении сущности социальной активности, характеристики ее источников и условий функционирования .

Отсюда можно сделать вывод, социальная активность - высшая форма активности.

Социальная активность проявляется как особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя .

В.З. Коган дает следующее определение социальной активности - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно социально психологические качества, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности . На наш взгляд оно является развернутым и реализующим главный смысл социальной активности.

Существует трактовка социальной активности основанная на общефилософском понимании активной роли субъекта во взаимодействии с социумом, посредством которой субъект познает, преобразует социальную реальность и самого себя .

Педагогическая наука это понятие рассматривается с разных позиций.

За последние годы в педагогической науке понятие «социальная активность» рассматривалось с разных позиций и претерпело изменения.

Социальную активность можно рассматривать в двух полярных измерениях - как позитивную и как негативную. Традиционно психология обсуждает социальную активность как сознательную направленность на изменение обстоятельств, других людей и самого индивида для пользы общества, как ответственность за преобразование обстоятельств. Именно в такой форме проявляется позитивная активность. Однако в человеческом обществе формируются также и отчужденные от человечества вообще и от любого человека, стоящего на пути, социально опасные личности, которые тоже творят и изменяют обстоятельства, обладают рефлексией, действуют сознательно, предвосхищая результаты своих действий. Но по своей направленности они асоциальны, лишены чувства ответственности за людей. Асоциальные формы воздействия на общество следует отнести к негативной социальной активности .

Так же есть социальная пассивность, как антипод активности социальной выражается в отчуждении человека от общественных идеалов и задач, что проявляется в снижении социальной удовлетворенности и активности трудовой, в равнодушии к общественно - политическим проблемам, в потребительском стиле досуга. Рост активности социальной в обществе осуществляется не автоматически, а предполагает целенаправленное социальное стимулирование этого процесса .

Социальная активность в психологическом аспекте может быть определена через: мотивы поведения, смысловые системы, ценностные ориентации, конкретную направленность ее на решение общественных задач, в способности личности быть представленной в других, продолжении себя в других. «Личность, - как отмечает A.B. Петровский, - выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его «инобытие» в них (и, между прочим, в себе как «другом»), как его персонализация. Важнейшая особенность личности - обрести имеющую свою динамику вторую жизнь в других людях, производить в них долговечные изменения» .

Идея ученого, что представленность в других людях и есть мера личностного в человеке, а значит, и мера его социальной активности, нам понятна. Исследования психологов направлены, на раскрытие конкретных механизмов функционирования социально активной личности в зависимости от требований общества и задаваемых им критериев.

Социальная активность связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием и целеполаганием. С позиции философии - это понятие, «отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе» .

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова социальная активность - понятие, отображающее функционирование индивида в обществе и связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека .

Социология рассматривает социальную активность как свойство личности, ее способность к преобразованию как природной, так и социальной среды для своего существования. На социальную активность личности и ее изменение влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и т.д. Все это тесно связано между собой. К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует.

Н.Ф. Третьяков на основе данных социологических исследований, показал, что социальная активность личности в одном виде деятельности перестраивает свою внутреннюю структуру к овладению другими видами деятельности. Личность находит все новые сферы и формы приложения своих сил, блокируя отдельные звенья активности с целью усиления тех участков, где потребность в мере социальной активности более актуальна .

В философских, социологических, психолого - педагогических исследованиях социальная и общественная активность чаще всего выступает как синонимы (В.Ф. Бехтерев, К.А. Абульханова - Славская). Под общественной активностью В.Ф. Бехтерев понимает качество личности, проявляющееся в сознании необходимости общественно значимой деятельности и в готовности к этой деятельности, в умении действовать на общую пользу бескорыстно .

По мнению К.А. Абульхановой - Славской, общественная активность личности проявляется в ее отношении к деятельности и состоит в способности выдвигать новые общественные задачи и дела, брать на себя ответственность за их решение и т.д. .

Понятие «социальная активность» сегодня трактуется в широком и узком смыслах. Под социальной активностью в широком смысле понимается качество, отражающее уровень социальности личности, т.е. ее связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества, глубина принятия общественных интересов. А в узком смысле под социальной активностью понимается качество личности, выражающее ее связи с определенной социальной общностью .

Сущность социальной активности состоит в творческом отношении к миру, которое объективируется в положительной деятельности. Данной точки зрения придерживаются многие ученые. Например, Е.А. Ануфриев в своей книге «Социальная активность личности» раскрывая понятие нравственной личности, природы нравственных отношений и их роль в становлении человеческого характера, прослеживая существенные этапы и факторы нравственного воспитания молодежи, определяет социальную активность как сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности .

Следовательно, творческое отношение к жизни предполагает наличие у личности таких черт, как высокая культура и нравственность, знания и мировоззрение.

Л.М. Архангельский, в своей книге рассматривая понятие нравственной личности, природы нравственных отношений и их роли в становлении человеческого характера рассматривает социальную активность как цель и средство развития личности и как активность творческую .

Так же социальная активность личности разными авторами определяется по - разному: как своеобразная мера деятельности в обществе; мера направленности деятельности; сама деятельность; совокупная способность субъекта к многообразию деятельных отношений с объективной действительностью .

Н.Е. Воробьев высказывает мнение, что «… социальная активность в ее общесоциологическом понимании - атрибут социального субъекта, субъективная социальная причина, источник, основа всех ее социальных качеств, свойств, всей ее социальной структуры, более того, самого ее социального бытия…» .

В данном случае, «социальная активность - это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во все видах общественной деятельности».

Социологи Г.Е. Зборовский и Г.П. Орлов дают следующее определение: «Социальная активность - интегративная характеристика социальной, целенаправленной деятельности человека, связанной с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности» .

В своем исследовании возьмем это определение понятия «социальная активность» как базовое.

Во всех сферах жизнедеятельности общества личность может проявлять социальную активность. Социальную активность личности можно подразделить на: трудовую, политическую, социальную активность в области духовной жизни, другие виды социальной активности.

Основные виды социальной активности могут подразделяться на подвиды. В отдельных сферах жизни и видах деятельности личность может проявлять большую социальную активность, чем в других.

Все виды и подвиды социальной активности, как и сферы общественной жизни, связаны между собой. Ученые, занимавшиеся проблемой личности: Т. Парсонс, Ч. Кули, З. Фрейд, Г. Гегель, П. Сорокин, П. Лавров, Н. Михайловский, М. Вебер и другие .

Так же понятием, близким нашему пониманию социальной активности, является социальная инициатива. Под социальной инициативой многие авторы понимают деятельность, направленную на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социокультурного поля .

В Таблице 1 представлены в обобщенном виде различные трактовки авторов понятия «социальная активность».

Таблица 1

Понятие «социальная активность» с позиции различных авторов

Определение понятия «социальная активность»

Социальная активность - особое качество , как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя.

И.Ч. Христова

Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество , которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности.

В.З. Коган

Социальная активность - атрибут социального субъекта , субъективная социальная причина, источник, основа всех ее социальных качеств , свойств, всей ее социальной структуры, более того, самого ее социального бытия.

Н.Е. Воробьев

Социальная активность - понятие, отображающее функционирование индивида в обществе и связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека.

И.Т. Фролов

Социальная активность - форма диалектической связи человека с окружающей действительностью, во взаимодействии с которой изменяется как действительность, так и сам человек.

С.Л. Рубинштейн

Социальная активность - может быть определена через мотивы поведения, смысловые системы, ценностные ориентации, конкретную направленность ее на решение общественных задач, в способности

личности быть представленной в других, продолжении себя в других.

A.B. Петровский

Социальная активность - общественно-политическая активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.

Н.В. Савин

Социальная активность проявляется как особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя.

И.Ч. Христова

На основании обобщенных данных перечисленных определений понятия «социальная активность» представленных в таблице, мы провели контент-анализ и выделили общие тенденции (социальная активность есть интегративное качество личности, как субъекта деятельности) и предлагаем следующее определение понятия «социальная активность».

Социальная активность - это итегративное качество и самостоятельная, инициативная, целенаправленная деятельность личности, направленные на осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социокультурной среды в соответствии с интересами общества.

Мы считаем что, сущность социальной активности невозможно определить вне рассмотрения отношения активности и деятельности.

Можно разделить на следующие группы различные мнения исследователей по поводу соотношения понятий «активность» и «деятельность»:

    социальная активность отождествляется с деятельностью;

В своем исследовании мы придерживаемся мнения что, эти категории соотносятся как целое к части, социальная активность реализуется в мировоззрении и деятельности субъекта.

Социальную активность можно рассматривать в нескольких аспектах: с одной стороны - как результат воздействия социальной среды, а с другой - как фактор, который определяет эту среду.

Социальная активность является показателем целеустремленности личности. Вместе с тем было бы неправильно рассматривать социальную активность лишь как «свойство» или «признак» отдельной личности. Это - показатель социальной сущности личности. Формы проявления и цели, и все другие особенности социальной активности порождены обществом, той социальной средой, в которой формируется личность. В этом смысле социальная активность является показателем степени социализации личности, свойственным соответствующим социальным общностям и социальным группам. Следует подчеркнуть, что социальная активность - это не просто приспособление личности к тем или иным условиям, главным образом она направлена на их преобразование, осуществляемое целенаправленно и организованно. Преобразование социальных условий является одним из важнейших показателей социальной активности личности .

Социальная активность может осуществляться в различных формах, не только как индивидуальная, но и как групповая, коллективная, организационная, направленная на реализацию возможностей и интересов тех или иных социальных общностей. Общественное значение социальной активности определяется ее содержанием и направленностью, тем, насколько она отвечает объективным интересам, потребностям общества в стратегической перспективе. Важно также, в какой сфере общественной жизни человек ее проявляет. Основными сферами активности социальной являются общественно - политическая, учебно - профессиональная деятельность и трудовая деятельность, предоставляющая наиболее широкие возможности для творческого и эффективного труда, для социальных инициатив, участия в управлении производством и обществом, в формировании новых социальных норм и ценностей. В тоже время не заменима по своему значению и сфера досуга, необходимого для развития личности.

Рассмотрев феноменологию понятий «активность» и «социальная активность» с педагогической, философской, психологической, социологическойточек зрения можно сделать вывод что, авторы часто компоненты социальной активности соотносят между собой как целое и часть: единство субъективной и объективной сторон, качество и свойство, деятельность и действие, самодеятельность и деятельность и т.д.

Как следует, из анализа литературы существуют многообразные, противоречивые точки зрения различных авторов на сущность данных понятий и выявить что, единства позиций в определении социальной активности и понимании ее сущности у ученых нет.

Это является свидетельством того, что понятийный аппарат проблемы социальной активности личности еще далек от его окончательного определения.

Под термином «активность» мы понимаем сложное, обобщённое понятие, выражающее не саму деятельность, а её уровень и характер. Как принадлежность деятеля, она влияет и на процесс целеполагания, и на создание мотивации, и на выбор способов деятельности.

Под социальной активностью мы понимаем - интегративное качество и самостоятельная, инициативная, целенаправленная деятельность личности, направленные на осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социокультурной среды в соответствии с интересами общества.

Основные виды социальной активности могут подразделяться на подвиды. В отдельных сферах жизни и видах деятельности личность может проявлять большую социальную активность, чем в других. Все виды и подвиды социальной активности, как и сферы общественной жизни, связаны между собой. Социальная активность может осуществляться в различных формах, не только как индивидуальная, но и как групповая, коллективная, организационная, направленная на реализацию возможностей и интересов тех или иных социальных общностей.

Основными сферами активности социальной являются общественно - политическая, учебно - профессиональная деятельность и трудовая деятельность, предоставляющая наиболее широкие возможности для творческого и эффективного труда, для социальных инициатив, участия в управлении производством и обществом, в формировании новых социальных норм и ценностей.

Видов социальной активности столько же, сколько видов социальной деятельности.

Библиографический список используемой литературы

    Абрамова Н.Т. Сфера деятельности и уровень активности / Н.Т. Абрамова // Вопросы философии. - 1970. - № 9. - С. 75 - 85.

    Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: 1980. - 334 с. - с. 39.

    Ануфриев Е.А. Социальная активность личности / Е.А. Ануфриев. М.: Знание, 1969. - 37 с.

    Арефьева Г.С. Социальная активность / Г.С. Арефьева. - М.: Высшая школа, 1974. - 142 с.

    Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности/ Л.М. Архангельский М. :Мысль,1974. - 222 с.

    Башаев Н. Н. Роль физического воспитания в формировании социальной активности социальной активности студентов:дис. … канд. пед. наук / Н.Н. Башаев.- Л., 1979. - с. 21.

    Бехтерев В.Ф. Воспитание общественной активности учащихся: Учебное пособие. Красноярск, 1985.- с. 12.

    Воробьев Н.Е. К вопросу о критериях социальной активности / Н.Е. Воробьев. - Волгоград, 1976.- с. 8-29.- с. 9.

    Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. - М.: Интер-пракс, 1995. - 320 с.

    Коган В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1970. -22 с.

    Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Составители Э.М. Коршева, Н.Ф. Наумова. - Политиздат, 1989.-479 с.- с. 8.

    Купрейченко А.Б. Проблема определения и оценки социальной активности // Психология индивидуальности. Материалы IV Всероссийской научной конференции. М.: Логос, 2012.

    Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. / Мухина В.С. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

    Никитина Л.Е. Прогнозирование развития воспитательной ситуации // Педагогика. 2006. - №10. с. 28-36.

    Олесич Н.Я., В.И. Ленин и революционное студенчество России / Н.Я. Олесич - М., 1982. - 89 с.

    Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

    Семенов. В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи / В.Е. Семенов// Социологические исследования. - 2007. - № 4. - с. 37-43.

    Социальная активность специалиста: истоки и механизм формирования /социологический анализ/. Киев, 1983. - с. 5.

    Социальная активность [Электронный ресурс] / Философский словарь. - Режим доступа: http://www.edudic.ru/fil/1160/# - Дата доступа: 10.09.2012.

    Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций / Е.М. Токарева. М.: МИЭМП, 2005.- 70 с.

    Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. -М.: Смысл, 2000. - 199 с.

    Филоненко В.И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации. Ростов н/Д, 2009. , с. 108

    Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В.Психологическая школа молодежных лидеров. - М., 2005. – 275с.

    Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе: учебное пособие для студентов пед. институтов / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

В условиях качественного преобразования общества проблема социальной активности масс и личности приобретает особое значение. "

Процесс радикального обновления невозможен без вовлечения

в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. Между тем эта потребность общества не удовлетворяется. Обостряется противоречие между необходимостью развития конструктивной творческой активности и реальным состоянием -активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности. ^

Что же такое социальная активность?

Исходным, отправным в понимании социальной активности является уяснение ее связи с социальностью личности. Социальность личности в широком смысле этого слова - это ее связь с социально

ЛИЧНОСТЬ

целым: обществом, социальными общностями, человечеством. Со-

циальность может быть. раскрыта только через изучение системы социальных связей личности с самыми разнообразными общностями:

классовыми, профессиональными, поселенческими, демографическими, этническими, культурологическими, статусными и т.д. Интересы, потребности, ценности этих групп многообразны. Понятие социальной активности дает представление о качестве социальности, уровне

и характере ее реализации.

В условиях качественных изменений особенно важно выяснить уровень, характер социальности личности. Ощущает ли, понимает ли личность потребности, интересы социума и в связи с этим цели и

задачи социальных движений? Принимает ли их в качестве собственных? Бездумно ли следует им, или способна осознать, самостоятельно осмыслить? Как реализует? Осознает ли себя в качестве субъекта общественных отношений? Насколько развито человеческое в человеке, усвоен ли опыт его исторического социального развития? Нельзя ответить на эти вопросы без обращения к категории социальной активности.

Социальная активность личности - системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности,

т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений.

Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостное, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности.

Интересы личности, ценности, которые^на принимает, могут вступать в противоречие с интересами более широких общностей,

общества в целом, но это отнюдь не означает, что личность не является социально активной. Высокий уровень социальной активности предполагает не бездумное следование интересам социума, автоматическое принятие его ценностей.

Социальная активность - это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность,

умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта.

Важнейшими признаками социальной активности личности (в

противоположность личности пассивной) является сильное, устой-

  • 4 5-275

личность чивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы

(в конечном счете общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок,

его формы, стороны. И по своему содержанию, направленности на определенные ценности, и по уровню их осмысления, и по характеру

и уровню реализации социальная активность многообразна. Представляется, что именно анализ ее связи с социальностью позволит выявить определенные типы социальной активности. Можно выделить, исходя из особенностей этой связи, три основных критерия социальной активности .

Первый критерий позволяет выявить широту, диапазон ценностей личности, уровень социальности в плане ориентации на инте-

Направленность на определенные интересы, потребности, ценности. Характер и уровень принятия интересов, потребностей, ценностей. Характер и уровень реализации интересов, потребностей, ценностей.

ресы не только узкой социальной группы, но и более широких общностей, общества в целом, человечества. Социальная активность может иметь эгоцентрическую направленность, замыкая человека в

пространстве его личной субъективности; альтероцентрическую, подчиняющую жизнь служению близким; социоцентрическую, направленную на реализацию общественных потребностей разного уровня,

делающую жизнь человека неотделимой от забот и проблем широких социальных общностей. В современных условиях возрастает значение ориентации на общечеловеческие ценности. Для социально активной личности они являются исходными, определяющими. Таким образом, первый критерий выявляет характер побудительных сил,

потребностей, ценностей, лежащих в основе социальной активности.

Активная личность - личность, для которой наивысшей ценностью является жизнь во имя общественных интересов, жизнь в гуще социальных событий, жизнь, субъективно включенная в движение и

развитие общественных организмов и общественных процессов.

В основе социальной активности лежат особые характеристики самосознания личности, идентифицирующие ее с социумом и рас-

ЛИЧНОСТЬ

сматривающие ее в качестве субъекта, выражающего и защищающего интересы общности как собственные. Продуктивным является понятие генеральной ценностной направленности личности, которая ин-

"тегрирует в целостное единство все ценности, представления. Зная содержание генеральной ценностной направленности индивида, нельзя

с уверенностью предсказать его поступки на определенных, дискретных отрезках жизненного пути (они могут быть следствием влияния многих факторов), но можно с уверенностью прогнозировать общие линии его социальной активности в длительной жизненной перспективе .

Второй критерий характеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. При этом исходным методологическим принципом понимания социальной активности является выделение трех ее сторон: рациональной, чувственно-эмоциональной, волевой. Личность

Может принимать ценности на уровне чувств, настроений, знаний или волевых устремлений. Как правило, на уровне эмоций личность усваивает ценности поверхностно, хотя и в яркой эмоциональной форме. На уровне знаний происходит более глубокое и конкретное усвоение ценностей. На уровне волевых устремлений формируются социальные установки, т.е. готовность к действию, к реализации потребностей, ценностей. Только в единстве все эти уровни дают действительно полное и глубокое принятие ценностей. Ярким выражением органической связи знаний, Чувств и воли, обеспечивающим подлинную социальную активность, являются убеждения личности, ее социальные установки. Показателями высокого уровня социальной активности является осознанная включенность в социальную жизнь,

высокая личная значимость интересов общества в целом и конкретных общностей, осознание личностью своего места в обществе, персональной ответственности за происходящие в нем процессы.

Третий критерий раскрывает особенности реализации ценностей. Показателями уровня реализации выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности.

При анализе характера особенно важно выяснить, реализуются ли интересы, социальные роли чисто формально, стандартно или творчески, каков уровень творчества, новаций в методах, способах реализации. Является ли реализация внутренне непротиворечивым процессом, когда реализуются ценностные ориентации личности, ее социальные установки, или существует разрыв между ценностями, ценностными ориентациями личности, ее социальными установками и

деятельностью, когда на базе ситуационных мотивов реализуются иные

личность ценности. Выявление внутреннего единства процесса реализации достигается в результате сопоставления ценностных ориентации, социальных ^установок и деятельности личности.

При изучении масштабов необходимо выявить, берет ли личность на себя в связи с ориентацией на определенные ценности цели,

дополнительные обязательства, более весомые специализированные роли или лишь добросовестно либо инициативно выполняет ранее ей присущие.

При изучении форм активности - самое существенное уяснение одноплановости или многоплановости выражений социальной активности. Реализуются ли определенные ценности, интересы, цели

в одной или многообразных формах? В современных условиях продуктивным является сопоставление уровня развития форм активности и выявление их связи.

Тесная связь, взаимопроникновение форм социальной активности является необходимым условием ее существования и развития.

И, напротив, активность приобретает ущербный характер, когда формы рассогласованы, не дополняют, а противостоят друг другу. В современных условиях мы сталкиваемся с противостоянием политической

и нравственной активности. Развитие нравственной активности отстает, и это приводит к превращению политической активности в

квазиактивность, порождающую вредные в нравственном и во всех иных планах последствия.

Можно дать следующую схему основных показателей социальной активности личности (см. рис. ь6).

При системном подходе социальная активность предстает как внутренне многогранное явление, как единство субъективного и объективного, как система ориентации и ценностей, выражающих интересы тех или иных социальных общностей, как система чувств, знаний, волевых компонентов, как творческое отношение, предполагающее новации в понимании и реализации ценностей в многообразных формах;

Социальная активность - это системообразующее качество,

характеризующее целостность личности. О его уровне свидетельствует согласованность элементов, не столько уровень их развития, сколько характер их взаимосвязи, единство.

Поэтому при измерении качества, уровня зрелости активности плодотворным является использование в качестве интегративного показателя культуры личности. Чаще всего культура определяется как совокупность определенных ориентации, ценностей, реализуемых в

личность

(Эгоцентрическая и альтероцентрическая направленность Моносоциоцентрическия направленность Направленность на определенные интересы, потребности. ценности

Полисоциоцентрическ;?я напрасленность Ориентация на общечеловеческие ценности

Принятие на уроцне чукств Принятие на "уровне знаний Принятие на уровневолевых устрем-лений, ^Принятие на уровне чувств, . знаний, волевых устремлс-ншй Хириктер и уровень принятия интересов, ценностей

Принятие на уровне чувств и волевых устремлений Принятие на уровне знаний ц чувств Принятие на уровне знаний и волевых устремлений

Характер творческий, нетворческий противоречивый и непротиворечивыйМасштабы и результаты (социальные роли и эффективность деятельности)Формы (ориентация на-многоплановое и однопланоиое пыражеине, связь форм) Характери уровень реализации потребностей интересов," ценностей

личность преобразующей деятельности. По А. Молю, культура личности - это ее духовное оснащение . Думается, что эти определения не являются достаточно точными. Культура - это более общее понятие,

это качественно зрелое проявление социальности личности измеряемое через согласованность элементов духовного мира личности, это общий способ освоения личностью социального опыта, социальных ролей, функций. Культура - это не только направленность, настроенность сознания, не просто совокупность знаний, а определенное состояние их продуктивной реализации, выражение социальной активности и социальной инициативы личности. Это реализация духовного оснащения. Это способ восприятия мира, видов деятельности, который складывается на основе определенных ценностных ориентации, знаний, убеждений, определенной деятельности и является выражением внутренне присущих личности социальных свойств. Ос-

новными структурными элементами культуры личности являются убеждения, качества личности, характер деятельности, ее навыки и

умения. Поэтому мы судим о культуре личности прежде всего по уровню освоения и реализации ею социальных ролей, выполнению определенных функций, по владению в этом плане механизмами усвоения и развития социального опыта. Обращение к культуре как интегративному показателю ориентирует на изучение моментов активности личности, выражающих ее целостную направленность, взаимосвязь,

Структурную упорядоченность, системность качеств, целостность деятельности.

Изучение механизма становления социальной активности личности в современных условиях требует прежде всего анализа влияния новаций общественной жизни, формирования новых экономических,

социальных и политических структур, новых моментов духовного развития, характерных для нашего общества в настоящее время. Важно сопоставить это влияние с воздействием старых консервативных структур и традиционных форм.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

1.1 Понятие социальной активности и его сущность

1.1.1 Социальная активность личности в научной литературе

Рассмотрим сущность понятия «социальная активность личности», её основные характеристики, опишем пути её развития. При этом следует выявить генезис цепочки понятий («активность» - «активность личности» - «социальная активность») в совокупности с взаимосвязанными с ними понятиями.

«Активность» – сложное, обобщённое понятие, используемое для характеристики отражения на уровне живых организмов. Активность и её особенности выступают в качестве конституирующего признака отражения. Так, М.С. Каган рассматривает активность как форму «…внутренне детерминированного движения живой материи…» . В своих работах В.С. Тюхтин отмечает, что «с активностью живое связывают такие способности, как способность к самосохранению, приспособлению, саморегулированию, самовоспроизведению и развитию в процессе взаимодействия организмов с живой средой» . В свою очередь, Н.А. Берштейн на основе изучения движений живых организмов разработал концепцию «физиологии активности», согласно которой активность рассматривается как существенное свойство живого организма, определяющее его поведение .

Физиология активности явилась принципиально новым шагом в развитии не только нейрофизиологии и психологии, но и биологии, переходом от рассмотрения организма как реактивной системы к его рассмотрению как активной системы. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определённой цели требует преодоления сопротивления среды. Но это преодоление организм отпускает энергию до тех пор, пока он не восторжествует над средой либо погибнет в борьбе с ней . Как философская категория, активность отражает «способность объектов живой и неживой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному или сознательному взаимодействие со средой, изменению и преобразовании себя и среды, а также интенсивность этого процесса, его меру» . В трактовке С.Л. Рубинштейна, человек сознательно преобразует мир, а сознание проявляется и формируется в деятельности. В сознательной деятельности человека проявляется его активность. Как побудительную силу человеческой деятельности, С.Л. Рубинштейн выделяет мотив . Детерминирующие деятельность мотивы, определяемые потребностями, выступают источником активности личности, обеспечивая ей определенную направленность. Мотивы, в свою очередь, интегрируются в разнообразные отношения. Содержание отношений наиболее полно отражается в личностных смыслах, под которыми понимается «…индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение» .

В специально проведенных исследованиях были выделены параметры для оценки динамических проявлений активности. Например, В.М. Русалов выделяет три параметра активности:

1) скоростной;

2) эргический (стремление к напряжённой умственной работе);

3) вариационный (внутренняя тенденция к разнообразию поведения).

В психологии выделяют такие виды активности, как общую и поисковую .

Общая активность является чертой проявления темперамента. Одни люди могут быть пассивными, инертными по своей природе. Следовательно, им необходимо приложить существенные усилия, чтобы стать активными и инициативными в той или иной деятельности. Другим же, активным и стремительным, необходимо определить, в каком направлении действовать, чтобы их энергия и энтузиазм помогли им в достижении поставленных целей.

Под поисковой активностью понимается поведение, направленное на изменение существующей ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности. Поисковая активность – обязательный компонент многих типов поведения. Например, проявление поисковой активности – важная составная часть процесса планирования, прогнозирования результатов самообразовательной деятельности.

В педагогике активность раскрывается как важнейшая черта личности, состоящая в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и проявляющаяся в интенсивной деятельности в труде, учении, творчестве и т.п.

В своей работе мы придерживаемся позиции В.И. Андреева, М.Г. Гарунова, О.Г. Сущенко, Г.И. Щукиной, которые при рассмотрении понятия «активность» акцентируют внимание на её деятельностном аспекте, утверждая, что активность побуждается предметом деятельности, а сама деятельность, таким образом, выступает в качестве мотива активности .

Так, Г.И. Щукина показала диалектику двух основных подходов в педагогике рассматриваемого понятия: «активность» рассматривается как синоним деятельности или качества деятельности личности. По её мнению, если деятельность представляет собой единство субъект-субъектных свойств, то активность – принадлежность человека, и в большей мере – субъекта деятельности. Активность, таким образом, выражает не саму деятельность, а её уровень и характер. Как принадлежность деятеля, она влияет и на процесс целеполагания, и на создание мотивации, и на выбор способов деятельности .

Смысл прогресса – в превращении каждого человека в личность, в «активного деятеля», необходимого другим. В благоприятных условиях у здорового индивида развиваются три вида активности: физическая (биологическая), психическая и социальная активность, которые можно трактовать через призму потребностей личности .

Физическая активность – естественная потребность здорового организма в движении, в физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий. Она является предпосылкой психического развития в онтогенезе.

Психическая активность – это потребность индивида в познании, с одной стороны, окружающей действительности, в том числе общественных отношений, а с другой – в познании индивидом самого себя. Все виды познания осуществляются через рефлексию – форму умственной деятельности, направленную на осмысление действий других людей и своих собственных действий.

Социальная активность – потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Позитивная социальная активность обусловлена долженствованием. Подлинно социальная активность состоит в направленности на изменение обстоятельств жизни людей и на самоизменение с пользой для себя и других. Условием для развития социальной активности выступает комплекс всех факторов, воздействующих на человека.

Все виды человеческой активности, безусловно, взаимодействуют друг с другом. Однако потеря человеком физической активности не лишает его возможности развивать и утверждать свою психическую и социальную активность именно в силу его социальной природы. Социальная активность личности не только детерминирована ее психической активностью, но, в свою очередь, определяет дальнейшее развитие психической и физической активности. Социальная активность личности базируется на трёх основаниях: мировоззрение – долженствование – воля.

В философской, социологической, психологической литературе социальная активность личности определяется по-разному: как своеобразная мера деятельности в обществе; мера направленности деятельности; сама деятельность; совокупная способность субъекта к многообразию деятельных отношений с объективной действительностью . Высказывается мнение, что «… социальная активность в ее общесоциологическом понимании – атрибут социального субъекта, субъективная социальная причина, источник, основа всех ее социальных качеств, свойств, всей ее социальной структуры, более того, самого ее социального бытия…» . Существуют и иные, более узкие трактовки, сводящие социальную активность к черте личности, элементу, компоненту ее структуры.

Как следует из анализа литературы, единства позиций в определении социальной активности и понимании ее сущности у ученых нет. Бесспорным является то, что сущность социальной активности не может быть определена вне рассмотрения отношения активности и деятельности.

Существуют различные мнения исследователей по поводу соотношения этих понятий, которые можно разделить на следующие группы:

  • социальная активность отождествляется с деятельностью;
  • категория «социальная активность» шире категории «деятельность»;
  • категория «социальная активность» уже категории «деятельность».

На наш взгляд, социальная активность реализуется в мировоззрении и деятельности субъекта, т.е. эти категории соотносятся как целое к части. Подобный подход характерен для С.А. Потаповой, которая определяет социальную активность как «…социально-психологическую, ценностную, профессиональную установку субъекта, реализуемую в его деятельности…» .

Значимым фактором в определении социальной активности является то, что не всякая деятельность является выражением и показателем социальной активности, а лишь деятельность, имеющая определенные качественные и количественные характеристики в их взаимосвязи. Для того чтобы деятельность можно было считать активной, она должна обладать свойством самостоятельности. Это означает, что деятельность не должна быть навязана извне, а быть внутренне необходимой человеку, порождаться его потребностями. Потребности являются внутренним источником активности. Кроме того, чтобы охарактеризовать субъект как социально активный, он должен осознавать и сознательно реализовывать свои потребности.

Важным является методологический вывод В.Г. Мордковича, согласно которому активность является существенным признаком субъекта, ибо «без активности нет субъекта». Это связано с тем, что при осуществлении навязанной ему деятельности человек должен быть охарактеризован как «носитель деятельности», т.е. объект, выполняющий чужую волю и не имеющий при этом в ней собственной потребности. Выполнение такой деятельности можно охарактеризовать категорией «социальная пассивность», которая является обратной категории «социальная активность» . Следует отметить, что движущим фактором социальной активности являются не все потребности, а лишь те из них, удовлетворение которых имеет социальное значение, затрагивает общественные интересы. Структура и виды социальной активности будут различными для каждого вида деятельности субъекта, т.е. социальная активность может рассматриваться только совместно с определенным видом деятельности.