Персональная личная ответственность. Личный блог мирры

    Ответственность - – 1. самоконтроль с позиций принятых в определённой культуре норм и правил. Синоним: Чувство долга; 2. контроль индивида за исполнение возложенных на него обязанностей со стороны окружающих. * * * – специфическая для зрелой личности форма… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Ответственность социальная - понятие, выражающее меру соответствия действий социальных субъектов (личностей, социальных групп, общества) взаимным требованиям, а также исторически конкретным социальным нормам, общим интересам. Эго соответствие вытекает из закономерностей… … Социологический справочник

    ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Ст. 10 Конституции СССР устанавливает: «Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    ответственность - Большая, великая, высокая, главная, глубокая, громадная, значительная, изрядная, колоссальная, немалая, неразделенная, нешуточная (разг.), огромная, основная, особая, полная, почетная, реальная, серьезная, страшная (разг.), строгая, суровая,… … Словарь эпитетов

    И; ж. 1. к Ответственный (3 4 зн.). О. работника. Проявить ответственность при выполнении задания. С полным сознанием своей ответственности за исполнение поручения. 2. Необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках и т.п.; обязанность… … Энциклопедический словарь

    ответственность - и; ж. 1) к ответственный 3), 4) Отве/тственность работника. Проявить ответственность при выполнении задания. С полным сознанием своей ответственности за исполнение поручения. 2) Необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках и т.п.;… … Словарь многих выражений

    ЛИЧНАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - банкротство дееспособного гражданина – физического лица, не способного в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, налогов, сборов и иных… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Свобода воли = Свобода выбора (греч. το αύτεξούσιον или το εφ ημίν, лат. liberum arbitrium) от времён Сократа и доселе спорный в философии и богословии вопрос о том обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками. Содержание … Википедия

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - (нравственная) категория этики, характеризующая личность с т. зр. выполнения ею нравственных требований, предъявляемых об вом; выражающая степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в… … Словарь по этике

    Личная неприкосновенность - это требование недопустимости какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности человека, включающее в себя физическую (телесную), психическую, духовную неприкосновенность. Неправомерное посягательство на личную… … Большой юридический словарь

    СОЛИДАРНОСТЬ - – личная ответственность за выполнение поставленных задач при решении социально трудовых проблем … Краткий словарь экономиста

Книги

  • Бесогон. Россия между прошлым и будущим , Михалков Никита Сергеевич. "Русская цивилизация" и"русский либерализм", прошлое, настоящее и будущее России и русского мира, свобода слова и личная ответственность, украинский вопрос, проблемы школьного образования в…
  • Борьба за власть. Троцкий. Сталин. Хрущев. Брежнев. Андропов , Виталий Бондаренко. В книге рассказывается о борьбе И. В. Сталина за лидерство, о его роли в становлении сверхдержавы, о масштабе, смысле и бессмысленности сталинского террора, о ВеликойОтечественной войне и…

Каждый человек, осознает он это или нет, принимает на себя ответственность в рамках личных границ. В идеале, конечно, понимание или чувство собственной личной ответственности, должно соответствовать реальной области, за которую человек отвечает. Но в большинстве случаев наблюдается перекос в одну из сторон – либо перекладывание личной ответственности на других, либо расширение границ и включение в них той ответственности, которая вашей не является, а принадлежит кому-то другому. Как же найти золотую середину и научиться соблюдать баланс между своим и не своим? Для этого я предлагаю разобраться, что означает личная ответственность и как можно с ней работать.

Влияние личной ответственности на вашу жизнь

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что, если мы отказываемся брать на себя ответственность, это тормозит наш собственный рост и развитие. Противоположно заряженные частицы притягиваются, а потому человек в позиции ребенка, не желающего ответственность принимать, часто притягивает к себе того, у кого чувство личной ответственности гипертрофированно. Эти отношения несут деструктивный характер, потому что позволяют обеим сторонам соблюдать внутренний дисбаланс. Тот, кто слишком многое принимает на себя – чужие ошибки и успехи, настроение, и т.д. – как минимум, рискует заработать переутомление и стресс, а также не позволяет этим самым «чужим» (на самом деле, зачастую, близким) повзрослеть и стать самостоятельными.
Границы личной ответственности определяются не только характером человека, но и культурными особенностями, традициями, в которых он был воспитан.

Как определить границы личной ответственности

Прежде всего, считается, что взрослый человек несет ответственность за свои поступки и слова. Это первый аспект, так сказать, необходимый минимум. Если уровень развития человека – высокий, он силен и готов взять на себя ответственность и распорядиться ею, то к словам и действиям в зоне ответственности прибавляются собственные мысли и чувства.

– Человек ответственен за свои слова и то, как они влияют на окружающих.
– Человек ответственен за последствия своих поступков.
– Человек ответственен за свои мысли

Если обобщить, то зона вашей личной ответственности – это то, что лично ВЫ делаете, говорите и чувствуете, а также за то, как воспринимаете слова и поступки других людей. Уже немало, правда? Так зачем еще добавлять к этому чужие деяния и их последствия, нагружая себя лишним багажом? Речь сейчас, безусловно, идет не об альтруистических порывах, благотворительности и волонтерстве, к примеру, а скорее, о тех ситуациях, когда вы принимаете на себя чужое в ущерб собственному комфорту, здоровью, счастью и т.д.

Проверить, насколько правильно вы определяете границы своей личной ответственности, можно, выполнив небольшое упражнение. Напишите список дел, за которые лично вы ответственны в своей семье (например, материальное обеспечение всем необходимым, поддержание уюта, хорошие успехи сына в университете). Если какие-то пункты вызывают у вас сомнения, то есть, вы не уверены, что они являются вашими, по каждому из них ответьте на следующие вопросы:

– Кому в данном случае выгодна моя личная ответственность?
– Каким моим интересам отвечает эта ответственность, чем она выгодна мне?
– Беря на себя эту ответственность, с кого я ее снимаю?
– Что я могу предпринять, чтобы не брать на себя эту ответственность, на кого могу ее переложить?
– Что я могу сделать, чтобы в этом случае не испытывать негативных чувств, не ощущать вину?

В нашем примере сомнение вызывает ответственность родителя за успехи взрослого ребенка в учебе. В данном случае она выгодна, конечно, ребенку. Родителю она дает ощущение собственной нужности и важности, подтверждение того, что он хороший родитель. Для того чтобы перестать брать ее на себя, нужно дать понять ребенку, что это его задача – преуспевать в учебе и в жизни, что от этого зависит качество его будущей жизни; перестать контролировать его и, если имели место такие случаи, использовать свои связи или деньги для помощи в учебе. Избавиться от чувства вины вам поможет понимание того, что ваша задача – не оберегать ребенка всю жизнь от трудностей, а научить с ними справляться, а ему можно сказать, что вы любите и поддерживаете его независимо ни от чего, верите в его способность самостоятельно закончить учебу успешно.

Конечно, правильное понимание и соблюдение границ личной ответственности – задача не из легких, но каждому, кто стремится к улучшению своей жизни, будет крайне полезно установить в этом вопросе баланс и соблюдать его, помогая, таким образом, и себе, и окружающим. (с)

Мы часто упоминаем слово ответственность, но понимаем ли до конца, что означает ответственность человека? Мы с ней сталкиваемся на работе, дома, на улице. У меня это чувство ответственности просто зашкаливало. На работе я выполняла любые поручения, даже если они не соответствовали моей должностной инструкции. Потому что не могла сказать "нет". Как известно кто везет, на том и едут. В связи с этим, я иногда не успевала выполнять в срок свои непосредственные обязанности. В этом случае я предпочитала, оправдываясь перед руководством, свалить вину на тех людей, которые давали мне левые задания, чем отказать им. Мне казалось, что руководство заметит меня какая я ответственная и трудолюбивая и оценит меня по достоинству, повысив зарплату. Я тащила на себе непосильный груз и не понимала почему себя так плохо чувствую.

В итоге я была измотана и физически, и психологически, а желаемого авторитета и денег не заработала. Я не могла поставить перед собой цель в жизни. И все потому, что я неправильно понимала понятие ответственности человека. Тоже самое творилось со мной и дома. Я считала, что я в ответе за всех членов семьи и пыталась за них принимать решения. Но у меня это плохо получалось, потому что при отсутствии личной ответственности, отсутствует уверенность в себе. Я не могла с уверенностью принять даже незначительное решение и искала все время кого-нибудь, кто мне скажет, что нужно сделать. Если это решение будет правильным, то я молодец, а если нет, то можно свалить вину на того, кто мне сказал так сделать. С таким подходом просто не реально добиться успеха в жизни ни в какой сфере.

Пытаясь нести ответственность за все и всех в этом мире, мы тянем непосильную ношу. Важно это понять до тех пор, пока ваш организм окончательно не износится. Истинная ответственность человека заключается в том, что он готов принять и отвечать за любые последствия принятого им решения. Вы, и только вы, в ответе за свою жизнь.

Все свои личные проблемы в жизни должны решать только вы сами. Можно попросить близких людей о помощи. Важно понять, что вам должны помогать в решении ваших проблем, а не решать их. А мы очень часто ждем, что кто-то решит за нас наши проблемы. Когда я осознала, что я ничего и никому не должна, что я отвечаю только за себя, мне стало так легко и хорошо. С моих плеч свалилась железобетонная плита. Это своего рода вредная привычка, от которой так сразу не избавишься. Но как только я пыталась взвалить этот груз на себя по привычке, я сразу же напоминала себе о личной ответственности. От этого страдают и наши близкие люди, потому что мы не позволяем им проявить себя. Необходимо другим людям дать возможность отвечать за свою собственную жизнь. Особенно это касается наших детей. Мы считаем, что в ответе за своих детей, и решаем за них как им питаться, как одеваться, где учиться, как вообще жить. Конечно каждый родитель желает счастья своему ребенку, и таким образом мы серьезно полагаем, что, опекая их, мы делаем только лучше.

На самом деле все наоборот. Мы не даем развиваться им как личностям. Во взрослой жизни им очень тяжело будет принимать самостоятельные решения, потому как они привыкли что всегда это делали за них родители. Каждый человек должен учиться только на своих ошибках. Предоставьте свободу выбора своим детям, уважайте их решения, даже если вы не согласны с ними, и просто любите их. Это их жизнь, и они ее должны прожить по-своему. Ваша забота заключается в любви и поддержке. Любовь в жизни - это самое главное.

Не понимая, что такое личная ответственность человека, мы давим сами на себя и на окружающих нас близких людей. Тяжело всем. Сделайте счастливее себя и других. Примите решения о личной ответственности на себя, не откладывая в долгий ящик. Хочу сразу предупредить, что это нелегко.

Когда я осознала, что с этой минуты, все решения, касающиеся моей жизни, буду принимать сама, я испугалась. А чтобы победить страх, надо глядя ему в глаза, идти напролом. Сделайте это, и увидите, как ваша жизнь начнет меняться в лучшую сторону.

Представление о личной ответственности человека за все, что с ним происходит, было характерно для древних эзотерических учений. Оно получило выражение в теории кармы. Согласно этой теории, каждое деяние человека имеет последствия, которые он с неизбежностью переживает. Это относится и к наличной эмпирической жизни, и к перевоплощению. Тот, кто творил зло в прошлых своих инкарнациях, в настоящей жизни переживает большие страдания. Но эти страдания – не наказание, ниспосланное жестокими богами или справедливым небесным судьей, в самом их факте нет ничьей суровой воли. Наличные страдания – лишь форма естественной и неизбежной ответственности, которая настигает каждого, как бы он ни стремился избежать удара судьбы. Молить о милости некого. Можно только изменить собственное поведение, по собственному свободному выбору начать делать благо, и тогда отношения между прошлым и настоящим изменятся, причинная связь трансформируется, и мы получим от мира ответ на свои добрые дела – вместо наказания последует награда – радость и возможность дальнейшего развития. В концепции кармы ответственность носит онтологический характер, она – закон космоса, универсума и следует за любым действием.

Светское понимание морали приписывает человеку полноту ответственности не за всякое действие, хотя в оценках таких "ответственных" ситуаций есть много противоречий и несогласий.

Когда и при каких условиях человек способен отвечать за свои поступки? Первым важнейшим условием ответственности является сама свобода совершаемого действия. Если человек был связан, находился в беспамятстве или был заключен в тюрьму, о свободном выборе говорить не приходится, и мы не можем считать индивида морально ответственным за то, что происходило с ним и вокруг него. У него не было выбора. Он не мог поступать сообразно своей воле.

Однако в то же время вопрос о моральной ответственности человека оборачивается другой гранью, если он вынужденно совершает нечто под угрозой смерти или под воздействием физического насилия. С позиций мягкости и терпимости мы можем сказать, что человек слаб, он не в состоянии выносить жестоких страданий, и его предательство – акт вынужденный, несвободный. Он не может нести за него ответственности в полном смысле слова. Мы чтим героев, но потому они и герои, что в состоянии выносить нечеловеческое, и подобных мерок нельзя применять к обычным людям. Такой подход представляется гуманным, но он как бы полностью оправдывает тех, кто проявляет слабость, в то время как реальное моральное сознание все равно их осуждает. Да и сами такие индивиды, если их жизнь продолжается, часто испытывают глубокое чувство вины, несмотря на то что выбора у них вроде бы и не было.

С ригористических позиций, напротив, проявление "слабости" резко осуждается, потому что оценивается как свободно избранное. Если ты связан, то действительно не можешь действовать, но если тебе грозят или тебя пытают – лучше выбери смерть, чем предательство: этот выбор у человека всегда остается. Но тут тоже возникает вопрос: можем ли мы обязать другого пожертвовать жизнью? Не является ли наше приписывание свободы одному из мучеников – только жестокостью? Ответствен ли человек и должен ли он получить суровую расплату за вынужденное поведение в безвыходной ситуации? На эти вопросы нет окончательных ответов.

Вторым важнейшим условием полноты моральной ответственности человека является преднамеренность его поступков. Мы морально отвечаем прежде всего за то, что хотели сделать, что сознательно выбрали, к чему стремились. А если мы принесли другим зло случайно, по ошибке, непреднамеренно? Как тогда? Надо сказать, что непреднамеренность, хотя и смягчает моральную ответственность, полностью ее не снимает. Если некто играл с ружьем и случайно убил своего лучшего друга – он также испытывает муки совести и страдает от чувства вины. И если суд оправдает такого случайного убийцу или накажет его лишь за халатность в обращении с оружием – т.е. за легкомыслие, то нравственная ответственность будет гораздо выше. Возможно, это и парадоксально, но люди, невольно ставшие причиной чужих бед, часто вовсе без вины виноватые, переживают весь груз ответственности за случившееся, даже если извне их никто строго не осуждает. Наверное, это происходит потому, что нам трудно утешиться ролью игрушки судьбы и орудия рока. Всегда возникает вопрос: "Почему именно я, а не другой?" Мы не желаем быть простым средством даже в руках Провидения, напряженно ищем скрытый собственный импульс, способный объяснить нашу драматическую роль в чужой жизненной истории, и эта личностная интерпретация случившегося заставляет нас чувствовать ответственность.

Третий момент, обусловливающий ответственность, – вменяемость, т.е. осознание происходящего, которое предполагает возможность волевым путем остановить негативное действие или поддержать позитивное. Невменяемы бывают сумасшедшие, одурманенные наркотиками или алкоголем люди, наконец, маньяки. Они не ведают, что творят и потому не способны отвечать за свои поступки. Они безумны. Впрочем, юридический закон нередко не принимает во внимание ни наркотический, ни алкогольный дурман. Напротив, при совершении преступления искусственное безумие может служить отягчающим фактором – как человек, будучи исходно в здравом уме, безответственно позволил себе дойти до такого состояния? Теперь он дважды в ответе – и за попустительство пороку, и за совершенные злодейства. Закон также не принимает во внимание маниакальность, если доказано, что преступник сознавал свои деяния. Считается, что он вменяем и в полной мере ответствен, хотя феномен серийных убийц как ничто другое ярко свидетельствует о глубокой патологии личности виновных, об искажениях волевых качеств и извращенном характере чувствования. Быть может, маньяков надо не обвинять в аморальности, а радикально лечить? Просто не допускать их возникновения. Проблема вменяемости и связанной с ней ответственности очень сложна и по сей день не разрешена в достаточной мере.

Как вы могли убедиться, моральная ответственность – вещь трудная, от нее невозможно уклониться, спрятаться или убежать. Она настигает человека и извне, и изнутри. Именно поэтому свобода является не только высшим благом и великой Ценностью, за которую сражаются поколения героев, но и в некотором роде пугалом, от которого бегут. И рад бы стать свободным, да ответственность больно тяжела...

Немецко-американский философ XX в. Э. Фромм посвятил проблеме "бегства от свободы" книгу с аналогичным названием. Он показал, что в ходе развития европейского человечества уровень личной свободы неуклонно повышался. С крахом феодализма, с гибелью традиционного патерналистского общества распались крестьянские общины, в которых человек был несвободен, но в то же время достаточно безответствен. Крестьянин опирался на традицию, на мнение сельского схода, подчинялся воле сеньора и коллективному решению. Сфера его собственного выбора была чрезвычайно узкой, зато он всегда мог положиться на помощь односельчан, от которых зависел, да и хозяин- феодал был не только эксплуататором, но и защитой.

Возникновение капитализма привело к распаду старых связей, к конкуренции за рабочие места, к тому, что индивиды, покинувшие деревню, оказались атомизированы, распылены в больших городах, где больше не на кого положиться. Люди приобрели свободу самим решать свою судьбу – над ними больше не было ни традиции, ни сеньоров, отдающих приказы, но в то же самое время они оказались беззащитны перед новой, полной соревновательности жизнью. Им принадлежала не только свобода, но и ответственность за собственные провалы и победы, взлеты и неудачи. Теперь не с кого стало спросить и не на кого опереться, кроме самого себя.

Этот груз – полнота ответственности за собственную жизнь и жизнь своих близких – становится с Нового времени непременным атрибутом индустриального и урбанизированного мира. И Э. Фромм показывает, как по сей день многие люди не выдерживают этого груза, стараются уклониться от него, хотя далеко не всегда отдают себе в этом отчет.

Э. Фромм выделяет целый ряд психологических механизмов, позволяющих избавиться и от факта собственной свободы, и от ответственности за происходящее. Эти механизмы действуют как в личных отношениях, так и на уровне общества. На социальном уровне люди охотно "бегут от свободы" в тоталитарные режимы. Они хотят иметь сильного вождя, который способен и приказать, и взять на себя ответственность за все происходящее. Рядовому человеку остается скромная, но удобная роль "боевой единицы", которая радостно подчиняется, дает манипулировать собой, но зато ни за что не отвечает. В ситуации благополучия власть и обеспечит работой, и защитит тех, кто ей верен. В случае военного или экономического провала виновата будет тоже власть, в то время как "рядовой-передовой" чист перед собой и перед другими, ибо ни на что не влиял, не участвовал в судьбоносном выборе.

Второй механизм социального уклонения от личной ответственности Э. Фромм называет автоматизирующим конформизмом. Это некритическое принятие нами общественного мнения, которое переживается индивидом как свое. Установки, почерпнутые из радио- и телепередач, из родительских внушений, из представлений друзей или соседей личность воспринимает как свои собственные, не задумываясь над ними. Таким образом человек оказывается просто марионеткой в руках порой анонимных кукловодов, он довольствуется арсеналом штампов, за которые, разумеется, не отвечает, поскольку просто позаимствовал их извне. Он ничего не выбирал, он думает и поступает "как все". И если его взгляды обнаружат себя как жестокие, несправедливые, даже абсурдные, он просто может сказать:

"Но все же так думали! При чем тут я? Я – как другие..." Поскольку автоматизирующий конформизм связан с бессознательной установкой на некритическое принятие чужих мнений, Фромм советует своим читателям время от времени проверять себя на самостоятельность мышления. Для этого, считает он, надо всякий раз думать, как именно вы пришли к представлению, в котором убеждены. Если вы пришли к нему путем собственного размышления, переживания, опыта, то это мнение – лично ваше, и вы способны мыслить и действовать как свободный и ответственный человек. Если же оно было без всякого анализа заимствовано из чужих рук, обратите на это внимание и постарайтесь обрести собственную позицию. Для Э. Фромма свобода и ответственность – единственно достойный способ человеческого бытия.

Персональная ответственность также является важным принципом управления, так как обеспечивает четкое функционирование экономических систем.
Основными условиями реализации данного принципа являются создание четкой организационной структуры, детальная разработка положений об отдельных звеньях, выяснение взаимосвязей и взаимоотношений между последними, установление характера и видов ответственности, а также ее механизма, определение пропорциональных прав и обязанностей руководителей и исполнителей, четкое распределение ответственности в соответствии с иерархией системы управления.
Персональная ответственность основывается на том, что в реальном управленческом процессе участвуют и взаимодействуют не системы, организационные структуры и их звенья, а конкретные люди, поведение которых строится по законам психологии и обусловливается рядом объективных и субъективных факторов. Ответственность служит своего рода средством контроля за надлежащим выполнением должностных обязанностей как руководителей любого уровня, так и исполнителей. Поэтому можно кратко изложить сущность данного принципа следующим образом: каждый человек, относящийся к системе управления, независимо от подсистемы (управляющей или управляемой), имея необходимую для участка работы совокупность прав и обязанностей, несет в их пределах всю полноту ответственности.
При раскрытии принципа персональной ответственности в управлении целесообразно остановиться на особом виде ответственности для руководителей - "управленческой ответственности" за непринятие или несвоевременное принятие решения. Введение такого вида ответственности не только страхует от пассивности или бездеятельности руководителя, дисциплинирует его, но и в определенной мере является стимулятором творческой инициативы. Если рассматривать систему принципов в полном объеме, в нее отдельной группой могут входить частные или специальные принципы управления, в соответствии с которыми осуществляются отдельные функции как виды деятельности, но для управления высшей школой существенного значения они не имеют.
Раскрытие теоретических основ управления требует рассмотрения и таких важных научных категорий, какими являются методы управления, так как они обусловлены сущностью исследуемой деятельности и во многом определяют ее содержание. Суть методов управления определяется характером воздействия, который обусловлен диалектическим взаимодействием целей организующего воздействия на объект управления, спецификой деятельности и средств, используемых для ее управления.
Управление осуществляется с помощью двух групп методов: конкретных и общих. Первая связана со спецификой объекта. Вторая группа представляет собой результат модификации методов управления на основе этой специфики.
Первая группа методов управления, обозначенная как конкретные методы, позволяет раскрыть, каким образом управление осуществляется на предметном уровне, показать, как целесообразнее организовать управленческую деятельность в рассматриваемой сфере. Поэтому некоторые исследователи приведенные в качестве примера методы данной группы рассматривают как организационные формы управления.
Обозначив конкретные методы, относящиеся в основном к объекту управления и выражающие специфику экономического субъекта, остановимся на общих методах, или непосредственно на методах управления.
Под общими методами управления понимаются способы, приемы решения задач субъектом в процессе управленческой деятельности. От того, насколько совершенны применяемые методы, зависит степень использования объективных социальных и экономических законов общества. В процессе управления применяются различные по содержанию методы. В зависимости от их основных характеристик методы большинством исследователей подразделяются на несколько групп: стимулирующие; организационно-распорядительные; социально-психологические и т.д.
В основе методов стимулирования лежат объективные интересы экономического и морального порядка. Стимулирование может быть двух видов: экономическое и моральное. Экономическое стимулирование зиждется на соизмерении затрат с результатами труда и реализуется прежде всего путем разработки объективно обоснованной оплаты труда. При этом основными способами экономического стимулирования являются варьирование форм начисления заработной платы, разработка премиально-поощрительной системы. Соответствие выполняемой работы и ее объема форме, размеру и срокам должно стать неоспоримым принципом «оплаты по труду». Дополнительные стимулы для повышения эффективности труда должны предусматриваться четкой системой премий, которая прежде всего способствовала бы развитию приоритетных направлений работы, а также форм ее организации и методов реализации.
Моральное стимулирование исходит из признания заслуг, достижений и авторитета специалиста. Способы применения метода морального стимулирования бывают самые разные: от государственной награды до устной благодарности руководителя. К морально-нравственным стимулам относится также присуждение различных именных премий, почетных званий за заслуги в той или иной области научно-педагогической деятельности. Метод стимулирования может включать в себя заботу руководителя о коллективе и личности: создание и улучшение жилищных условий, условий для работы, лечения и отдыха, роста квалификации.
Специфической чертой организационно-распорядительных методов являются властные отношения в процессе управления. Организационная работа - это важная часть управления. Действия субъекта управления имеют прежде всего ту направленность, которая проявляется в организующем воздействии субъекта на объект управления. Эффективность и качество осуществления управленческой деятельности в значительной мере определяют то, как эта деятельность претворяется в жизнь. Организационно-распорядительные методы реализуются несколькими путями: приказы, указания, распоряжения, директивы и т.п.