Система обучения н а зайцева. Николай Зайцев

Кубики Зайцева - это качественно новая методика обучения. Основной принцип - выдать ребенку «все и сразу». Как? Посмотрите сами. Обучаясь чтению, ребенок узнает сразу все склады русского языка, а не по одной букве, как это принято в обычной системе обучения.

При обучении счету малышу предлагаются все числа до ста, а затем и до миллиона. Не вредно ли такое изобилие информации сразу? Нет! Вопреки опасениям ребенок от такого изобилия информации не устает и не теряется.

Ребенок сразу устанавливает необходимые связи между складами или числами. Зайцев уверяет, что дети устают как раз от примитивных развлечений. По методике Зайцева весь русский язык дается ребенку в складах на кубиках и настенных таблицах.

Кубики Зайцева - это русский язык, которым можно поиграть: его можно взять в руки, рассмотреть, вертя в руках, ощутить его вес. Особое внимание автор методики уделяет таблицам.

Самые сложные правила и законы благодаря его систематизации таблиц становятся четкими, понятными и легко запоминаемыми. Кроме того, таблицу можно назвать тренажером для зрения и осанки.

Не нужно неподвижно сидеть, можно ходить и бегать вдоль таблиц в поисках решения. Обучение похоже на путешествие. Таблица - как карта, на которой можно сделать много открытий. Таблица находится всегда перед глазами, информация работает постоянно, повторяется столько раз, сколько ребенок смотрит на таблицу.

Кубики Зайцева, методика обучения чтению

Чтобы разобраться в методике Зайцева, вспомним, что в русском языке есть согласные и гласные звуки, вместе они образуют склады (не путайте со слогами!).

Что такое склад в методике Зайцева?

Итак, существуют согласные и гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Нет-нет, вам не понадобится это объяснять ребенку, в этом просто нет необходимости. Эти термины нужно немного вспомнить вам, так как они иногда будут встречаться в описаниях кубиков.

Склады могут совпадать со слогами, но могут и отличаться. Например, в слове «МАМА» - два склада и два слога, а в слове «СЛОН» - один слог, но три склада - С-ЛО-Н. Или слово «ВДРУГ» -- один слог, но четыре склада - В-Д-РУ-Г.

Как вы видите, склад может состоять:

  • из согласного и гласного (БА, ВУ, РЕ, МА и т. п.);
  • из согласного и мягкого или твердого знаков (РЬ, ДБ, ВЪ, СЪ и т. п.);
  • только из согласного: (Н, П, С и т. п.);
  • только из гласного (А, О, У и т. п.);
  • никогда не образуют склады два согласных вместе или два гласных (СД, ОУ, ВД и т. п.).

Попробуйте разбить самостоятельно на склады слова: ОН, ДЕТИ, КНИГА, КОТ, АИСТ, а теперь проверьте себя: о-н, де-ти, к-ни-га, ко-т, а-и-с-т.

Склады написаны на гранях кубиков Зайцева.

Кубики Зайцева - это игра-пособие по обучению чтению

Комплект игры состоит из:

  • кубиков (или, из картонной развертки, которую надо сложить в кубик);
  • наполнителей для кубиков (металлические пробки «деревянные палочки);
  • таблиц;
  • книги — методички для родителей;
  • аудиокассеты с песенками, которые используются при обучении.

Эти оригинальные кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу. Кубики делятся на большие и маленькие, «железные» и «деревянные», «золотые» кубики с гласными.

  • Маленькие - «мягкие» склады.
  • «Железные» - это «звонкие» склады.
  • «Деревянные» - это «глухие» склады.

Отдельно стоят пять двойных кубиков. Это склады с теми согласными, которые сочетаются не со всеми гласными (например, «ж», «ч»)
Склады Зайцева отлично ложатся на мелодию. Автор методики предложил пропевать склады, а затем и выпустил аудиокассету, на которой под разные мелодии склады пропеваются.

Запомнив попевки, со временем ребенок без труда найдет нужный склад, пропевая (проговаривая) и следя пальчиком по складам в таблице или поворачивая грани самого кубика.

Конечно, правильно поворачивать кубики могут только дети старшего дошкольного возраста и взрослые, а вот искать нужные склады на таблице малыши в состоянии уже в два-три года.

Методика чтения по складам

Вам доводилось слышать хоть раз от знакомых, что ребенок знает все буквы, но пока не читает? Или «читает» по буквам, не складывая в слово. Складовый метод позволяет избежать таких проблем, так как ребенок сразу видит склад и произносит его.

Например, малыш читает не «кэ-о», а «ко» и не задает вопросы, почему это «бэ» и «ю», а вместе почему-то читается «бю». Если правильно подать материал, то склад проще запомнить и узнавать, чем букву.

Кубики и таблицы предъявляются все сразу. И сразу же показываются в действии. Начинают складываться слова, которые можно прописывать указкой по таблице.

Почему все сразу? Зайцев - противник поэтапного знакомства с буквами, долгого «обыгрывания» одного и того же. Все кубики сразу - это один из основных принципов его методики.

Могут ли усвоить сразу такой объем информации дети? Этот вопрос самый популярный среди родителей. Автор методики считает, что не только могут, но и усваивают все с легкостью. В качестве примера он приводит, как это ни странно, игры в карты.

Многие дети четырех-пяти лет с удовольствием играют в «Дурака», «Пьяницу» и прочие игры и на 36, и на 52 картах. Карты берутся и запоминаются ими все сразу. Почему же 33 буквы нельзя выучить за несколько месяцев?

Дело в том, считает Зайцев, что карты - «гениальная дизайнерская и методическая разработка». Буквы же маленькие, все черненькие. Конечно, они не похожи друг на друга, но искать в них различия скучно и трудно. А карты легко запоминаются, они яркие, мгновенно откладываются в памяти.

Созданные Зайцевым кубики различаются по 46 признакам. Предъявляйте их ребенку, как карты, - все сразу, а не по 1-2 кубика за занятие.

  • Во-первых, почти все кубики понадобятся вам, чтобы начать писать слова. Это можно и нужно делать уже на первом занятии.
  • Во-вторых, играя со всеми кубиками, ребенку проще их запомнить - включаются в работу те самые 46 признаков — сигналов.

Зайцев против!

Азбука

Зайцев выступает против многочисленных азбук, где названия букв привязаны к картинкам: арбуз - А, банан- Б, ведро - В, гусь - Г и т. п. Встретив слово СТУЛ, к примеру, ребенок вспомнит сову, тигра, утку, лягушку, которых нужно перекодировать в предмет мебели. Непростая задача, не так ли?

Термины

«Буквы еще ни одной не ввели, а термины уже все выложили: твердые, мягкие, звонкие, глухие, гласные, согласные», - пишет Зайцев.

Получается, что обучение идет не от конкретного к абстрактному, а наоборот.

Методические сказки

Кроме путаницы в голове, потраченного времени на глупые сказки и ненужные термины, такая «литература» не дает больше ничего. «Азбуковедение», «Ошибкоопасное место», «Ошибия», «Таинственная Фонема», «Буквинск», «Складиск», «Числяндия» и т. п., по мнению Зайцева, не должны окружать ребенка.

Знакомство с кубиками Зайцева

Первое знакомство - только с имени, считает Зайцев. Напишите имя малыша кубиками, покажите, покрутите кубики - имя может и измениться.

Написали имя. Теперь можно составить из кубиков и прописать указкой по таблице МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-Ш-КА, КО-Т, КУ-К-ЛА, имена мамы, папы, друзей.

Теперь ребенок сам выбирает слово, которое вы ему напишите кубиками, а потом покажете по таблице. Все быстро, аккуратно, не требуется ни доски, ни мела, ни карандашей и бумаги.

И самое главное - пишут сами кубики!

Математика по методике Зайцева

Беда всех начальных математических программ и вытекающих из них пособий и учебников, считает Зайцев, это их общая установка сначала разделять «один» и «много», затем длительное время считать в пределах 10, затем 20 и т. д.

Зайцев поступает проще. Его пособие «Тысяча плюс и еще…» обучает детей счету в пределах тысячи.

Это четырехцветная лента из картона с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов - кружочков и квадратиков. Даже трехлетки довольно скоро от начала занятий начинают находить на ленте любое названное число. Четные и нечетные различаются по цвету. Каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.

Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, в матрице 10 х 10 клеток 54 закрашенных квадратика и 46 не закрашенных).

Дети четырех-пяти лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста.

Шесть кубиков и вторая таблица помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе - количестве сотен, десятков, единиц.

Третья таблица знакомит детей с записью и названием многозначных чисел.

Самое главное, предупреждает Зайцев, не надоедать ребенку с якобы методическими подходами: что больше, что меньше, на сколько, состав десятка, состав числа и пр. А вот походить вдоль ленты, посчитать по ней, переводя при назывании следующего числа указку в соседнюю правую клетку, поискать задаваемые числа детям совершенно необходимо.

Чем интересна методика Зайцева

Методика обучения по кубикам Зайцева, безусловно, интересна и необычна. Интересен сам по себе «складовой принцип» обучения чтению. Действительно, малышу не потребуется разбивать слово на слоги (слогов очень много, и не всегда их можно выделить безошибочно), складывать буквы, чтобы получить слог, задумываясь, что же получится из «п», «а», «п», «а».

Зайцев включает в работу все каналы восприятия информации у ребенка, а ребенок уже сам выбирает «подходящие» для него. Визуалы могут рассматривать материал, кинестетики - трогать, крутить в руках, аудиалы - слушать и проговаривать (пропевать).

Занимаясь математикой, ребенок довольно быстро переходит к операциям с двухзначными числами, благодаря математическим таблицам с первых уроков знакомятся с десятками.

Сомнения и недостатки методики Зайцева

Есть мнение ряда учителей, что дети, обученные чтению по методике Зайцева, впоследствии испытывают трудности в морфологических разборах слов (по составу). Им бывает сложно выделять приставки и корни, суффиксы и окончания.

У многих это влечет за собой непонимание орфограмм и неграмотное письмо. Этот факт не доказан, однако мнение существует и довольно часто приводится противниками методика Зайцева.

К минусам в исполнении наглядного материала по этой методике можно отнести непрочность кубиков. Даже укрепленные дополнительными вкладышами кубики в руках двухлетки быстро могут прийти в негодность. Отсюда нежелание многих родителей давать материал в руки крохе, что противоречит подходу Зайцева «давать все и сразу».

Все родители хотят, чтобы их дети были самыми умными, самыми развитыми. Сколько гордости они испытывают, когда 3-4-летний малыш, шагая по улице, отлично читает названия магазинов, рекламу.… И, начиная обучение ребенка чтению, сталкиваются с огромным выбором разнообразных методик. Кубики Зайцева – эффективная методика обучения чтению детей с самого раннего возраста. Это одна из тех методик, которая вызывает большой интерес у многих родителей.



Кто такой Николай Зайцев

Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

Именно этот период времени, когда ему пришлось обучать взрослых людей не родному для них русскому языку, дал начало развитию его известнейшей методике обучения чтению и письму. Воплощая в жизнь новые приемы, создавая на ходу интересные таблицы, он старался «передать суть языка другим».


Разработав собственный метод обучения, молодой педагог решил протестировать его на средник классах общеобразовательной школы. Однако здесь его ждала огромная неудача. Ученики умели только заучивать правила, не пытаясь их понять. Привыкшие к такому обучению, они не могли перестроиться.

Тогда, Николай Александрович решил опробовать свой метод на малышах. Методика была пересмотрена, все занятия он проводил в игровой форме. И здесь его ждал огромный успех. Малышам, начиная с полутора лет, и детям дошкольникам, у которых были проблемы с обучением грамоты, требовалось всего лишь несколько занятий для того, чтобы начать читать. Некоторые школы стали полностью применять его систему обучения, используя «звенящее чудо» (как назвали кубики) в своей работе.


Наблюдая за малышами, педагог пришел к следующим заключениям:

  • Для того чтобы научиться читать, крохам совсем не нужно знать, как называются буквы. Чаще всего в азбуках буквы ассоциируются с картинками. Ребенок запоминает образ буквы и изображение, которое у него с ней ассоциируется. Потом очень сложно ему объяснить, что КОТ (буква К), НОЖНИЦЫ (буква Н), ИГРУШКА (буква И), ГРИБ (буква Г) и АИСТ (буква А) складываются в одно слово КНИГА.
  • Чтение по слогам для ребенка очень сложное. Даже если малыш выучит названия букв без картинок, ему будет тяжело понять как из букв М и А получается слог МА. Для понимания крохой принципа сливания слогов педагогам приходиться применять в своей работе различные хитрости. Но в русском языке встречаются слова из одного слога, в которых много идущих подряд согласных (например, ВСПЛЕСК). Чтение таких слов будет для читающего по слогам ребенка даваться очень тяжело.
  • Человеку легче сначала научиться писать, чем читать. Под письмом он понимал превращение звуков в знаки, а под чтением – превращение знаков в звуки. Малышу, будет намного легче научиться читать через письмо.

В следующем видео вы сможете узнать интересную информацию о Николее Зайцеве и его легендарных кубиках.

Общие принципы методики Зайцева

Единственной в своем роде авторской методике Зайцева уже более 20 лет. Однако знаменитый педагог не прекращает постоянно улучшать ее. Сейчас уже создано много различных методик и игр, дополняющих основу. С помощью методики можно с успехом обучать даже совсем маленьких детей грамоте. При этом для дошкольников 6 лет будет достаточно всего несколько занятий, и вы сможете увидеть, что он уже может начать читать.

Данный метод обучения подойдет не только для ребятишек, которым нравятся спокойные игры с кубиками, но и подвижным неусидчивым детям. Использование этой методики подходит для работы со слабослышащими, имеющими очень плохое зрение и отклонения в психическом развитии детьми. При работе с ними можно получить очень хорошие результаты. Можно увидеть хороший эффект при работе с детьми с аутизмом.



В своей методике Зайцев сделал акцент на том, что процессы познания у ребенка должны пройти через все виды восприятия: слуховое, зрительное, двигательную память, осязание и мышление. Педагог в работе с малышами должен уметь организовать веселую игровую обучающую среду, быть в роли наставника в процессе обучения.

С помощью игр с кубиками:

  • расширится словарь малыша;
  • будут вырабатываться навыки грамотного письма;
  • речь ребенка станет более внятной;
  • можно исправить ряд логопедических проблем;
  • развивать логику и мышление ребенка;
  • научить кроху работать самостоятельно.


Игры с кубиками Зайцева помогают освоить не только чтение, но и развивают речь, логику, письмо, прививают любовь к книгам

Комплектация

В стандартный набор входит:

  • 61 шт. картонный кубик в собранном виде
  • 6 шт. картонных таблиц со слогами, буквами и другими графическими знаками
  • 4 шт. картонных таблицы формата В3
  • диск для прослушивания с попевками для кубиков и таблиц
  • методическое пособие, которое вы сможете использовать в качестве конспекта занятий.


Что такое склад

В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.

Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.

Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к. аналитическое мышление, сформированность которого требуется при чтении, развивается только к 7 годам. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.

Описание методики

Занятия должны проходить только в игровой форме. Дети не должны сидеть на одном месте, им надо двигаться, прыгать, танцевать и петь. Все движения на занятии проходят в игре с кубиками.

Кубики могут различаться по размеру. На кубиках большого размера изображены склады с твердым звучанием. На кубиках маленького размера – с мягким звучанием. Они могут быть одинарными и двойными. На сдвоенных кубиках расположены согласные, сочетающиеся не со всеми гласными (жа-жу-жи).

Звонкость склада указывается металлом, глухость – деревом.

Золото – гласные. Твердый знак изображен на железно-деревянных кубиках, мягкий – на деревянно-золотых. На кубике белого цвета располагаются знаки препинания. Цветовой подбор для букв отличается от школьного. Здесь для обозначения гласных используется голубой цвет, синим обозначены согласные, а твердый и мягкий знаки – зеленым. Такое отличие от школьных синих, красных и зеленых цветов, по мнению Зайцева, помогает детям начать читать бегло.

Наполнение кубиков также различно.


Кубиков 52 шт. в наборе, кроме них есть еще 7 повторных. Всего на кубиках изображено 200 складов.

Наборы могут быть различными:

  • может предлагаться раскладка для самостоятельного склеивания кубиков;
  • могут быть уже собранными;
  • с пластиковой основой.

Для того чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется немало времени. Их необходимо дополнительно укрепить изнутри. Сделать это можно с помощью картонного кубика такого же размера. После склейки лучше обтянуть резинками, это нужно, чтобы ваш кубик не развалился, пока сохнет. Для лучшей защиты каждый кубик оклейте пленкой или заламинируйте развертку кубика. Если вы выбрали такой вариант кубиков, то лучше сделать копию каждой развертки. Так в процессе игры вам точно будет хватать складов для написания слов.



Таблицы должны быть развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то высоту лучше определить по поднятой вверх руке малыша. Ей он должен касаться верхнего края таблицы. Удобным будет развесить таблицы в углах комнаты, так крохе будет удобнее искать необходимые склады. Таблицы тоже можно обернуть пленкой для увеличения срока службы. Использование таблиц также важно, как и игры с кубиками.



По методике Николая Александровича, все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению.

Предоставьте ребенку для игры сразу все кубики. Это учебное пособие никогда не надо у него забирать. Они должны быть всегда в поле его зрения. Пусть малыш познакомится с ними, внимательно рассмотрит.

Попросите выбрать один самый заинтересовавший его кубик. Склады написанные на его гранях, нужно показать пропевая. Попросите найти большой кубик, потом маленький, железный, деревянный, золотой. Ребенок должен понять, что все кубики различны по размеру и звучанию.

После того, как он усвоил эту информацию, познакомьте его со слоговыми таблицами. Пропойте один из столбиков таблицы и попросите малыша принести кубик с такими же складами. Пойте артистично, показывая ребенку, какими могут быть склады: звонкими или глухими, маленькими или большими. Можно даже использовать соответствующие движения. Не надо просить ребенка пропеть склады вам в ответ. Когда он созреет для этого, он начнет петь вместе с вами и самостоятельно.


Научите ребенка писать с помощью кубиков или указки. Пропевая склады и показывая их на таблице, малыш начнет понимать, как составляются слова. Можно учить ребенка писать и одновременно играть в подвижные игры. Попросите его написать имена близких людей в разных концах комнаты. А теперь пусть ребенок побегает в гости к близким.

Еще раз обращаем внимание, все занятия должны проходить только в игровой форме. Ребенок не должен сидеть на одном месте, предоставьте ему полную свободу движений. Каждый ребенок индивидуален. Он ничего не должен на занятии. Позвольте крохе развиваться в меру его возможностей, не торопите события. Не делайте из игры принудительное занятие. Конечно, заниматься лучше каждый день, хотя бы чуть-чуть, но если малыш сегодня не настроен на занятия никак, то лучше его отложить, чем заставлять. Играть можно как утром, так и вечером. Ориентируйтесь на настроение крохи.



Подбирайте игры, которые больше всего понравятся вашему ребенку. Если у вас непоседа, то лучше использовать на занятии подвижные игры. Если ваш малыш предпочитает спокойные игры, подолгу собирает пазлы, то тогда используйте игры, которые не предполагают активности во время занятия.

Если кроха любит строить, то предложите ему построить из кубиков паровозы с названиями, башни со складами, дороги, домики.


Основные моменты, касающиеся обучению детей, смотрите в следующем видео.

С какого возраста можно начинать обучение и в какие игры играть

Познакомить малыша с кубиками можно практически с рождения. Учитывайте, что в этом возрасте ребенок еще не способен на занятия. До полугода развитие ребенка идет очень быстрым темпом. Не стоит его сейчас дополнительно перегружать. Кубики можно использовать в качестве погремушки, лишь временами показывая ему склад или слово. Не пытайтесь в этот период увидеть каких-то результатов, не ждите их от ребенка. Сейчас с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое ждет его впереди.

После 6 месяцев ребенку уже становится не интересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать пропевать склады. До достижения годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова. Позвольте крохе поползать среди них. Можете попробовать попросить его дать вам кубик с определенным складом. Оставляйте склады на предметах, названия которых вы составили и в течение дня, показывайте и пропевайте их малышу.


Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаются ему игры. Годовалому крохе, вместе с теми играми, что были раньше, уже можно увеличивать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно. Можно воспользоваться пособием Н.Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», к котором предложена масса занимательных игр, а можно придумать свои. Подключайте фантазию малыша, спросите у него, в какие он хочет поиграть игры.


Поиграйте в «Зоопарк». Пусть малыш расселит по зоопарку различных животных, составляя их названия из складов. В «Магазине» он может разложить товар по полочкам. Отправляясь в «Путешествие» обязательно надо собрать чемодан. Пусть он побудет в роли повара, сложив в кастрюлю названия, необходимых для приготовления супа или любимого блюда, ингредиентов.

Предложите ребенку сыграть в игру «Кто больше назовет». Называйте слова, которые начинаются с заданного склада. Можно сделать эту игру тематической.

Положите перед ним кубики, из складов на них должно быть можно составить его имя. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. В следующий раз усложните задачу, подходящие склады он должен найти сам. Пусть он складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указкой на необходимый склад.

В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с огромным удовольствием, ведь они для него гораздо занимательнее, чем предлагаемые автором. Эти игры будут именно такими, которые ему нравятся, придуманы с учетом его интересов.


Плюсы и минусы методики

Как и у каждой современной методики, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет как свои достоинства, так и недостатки. Рассмотрим подробнее.


Достоинства

  • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
  • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
  • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
  • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
  • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
  • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
  • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.


Игровые пособия, расположенные с учетом требований методики на должной высоте и в разных местах, служат отличной профилактикой нарушений осанки, гиподинамии, загруженности дидактикой во время занятий.

В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

  • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
  • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
  • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
  • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.


Недостатки

Несмотря на огромное количество достоинств при выборе этого способа обучения, можно столкнуться и с рядом проблем.

  • Педагоги дефектологи и логопеды говорят о том, что заучивая склады, не разобравшись в том, как сливать буквы, дети часто начинают пропускать окончания слов. Могут возникнуть проблемы при делении слов на слоги, разборе слов по составу.
  • Отличный от школьного цветовой окрас звуков (голубой, синий, зеленый вместо синего, зеленого, красного), создают проблемы у ученика при фонематическом разборе слов. Переучивать детей сложнее, чем учить с нуля.
  • Высокая стоимость пособий. Множество хлопот при самостоятельном склеивании кубиков.
  • Создаются определенные трудности при выборе написания букв Э и Е. На кубиках имеются такие склады, как БЭ, ВЭ. В русском языке их можно встретить очень редко. Придется постоянно останавливать желание ребенка написать букву Э в словах, где после твердого согласного мы слышим Э, а написать надо Е (например, слово ТЕННИС).
  • Использование методики будет эффективнее у детей, которых более развито правое полушарие мозга. У них более развито образное мышление.
  • У ребят могут возникать трудности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо.
  • Данный способ обучения практически не развивает творческие способности детей.


Сравнение с кубиками Чаплыгина

Свою методику Евгений Чаплыгин создавал с опорой на методику Зайцева. Однако его способ обучения является уникальным и запатентованным. Набор кубиков Чаплыгина содержит: 10 одинарных кубиков с буквами и 10 двойных кубиков, образующих блоки, инструкцию по применению. Кубики в блоках вращаются вокруг своей оси, образуя склады.


Рассмотрим основные отличия методик.

  • Кубики Чаплыгина более простые в использовании.
  • В методике Чаплыгина нет заучивания складов, как у Зайцева. Он использует буквы и слоги. Детям легче понять, как составлять слова.
  • Для кубиков Чаплыгина не требуется много места для хранения.

Николай Зайцев , выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, а также и автор уникального пособия "Кубики Зайцева ", настойчиво рекомендует отказаться от традиционных принципов овладения чтением. Так как данная технология, весьма негативно отражается на здоровье и психомоторном развитии ребенка .

Все его методики , пособия и всем известные основаны на естественной потребности малыша в игре, которая положительно отражается на его здоровье и несет ребенку исключительно только радость, а также и на системности подачи материала. Весь материал подается ребенку в такой игровой форме, что он с большим удовольствием в эти пособия играет. И неважно всей группой или поодиночке. "Кубики Зайцева " дают прекрасную возможность детям научиться, с самого маленького возраста , а это в свою очередь благоприятно повлияет и на детей . Комплект состоит из картонных разверток кубиков, материала для их заполнения, методического пособия для занятий и аудиозаписи всех слогов. Кроме того эффективность "Кубиков Зайцева " уже проверена различными педагогами из многих стран. Николай Зайцев является основателем и руководителем центра "Нестандартные технологии в образовании".

Раскованность обстановки занятий – это непременное условие методики раннего развития Николая Зайцева . Это значит, что дети могут заниматься на спортивных снарядах, сидеть на полу и все это даже поощряется. Вместо привычного спокойного сидения за партами, дети могут прыгать, шуметь, переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, хлопать в ладоши и топать ногами. Ведь все это выполняется с воодушевлением и азартом. Но это вовсе не значит, что игра является просто развлечением, отдыхом или физминуткой. Николай Зайцев утверждает, что основу учебной игры составляют поиск и выбор. Так работая по кубикам Зайцева и складовым таблицам, малыши находятся в постоянном поиске, т.е. дети учатся читать, ставить ударение, разбивать слова на слоги, осуществлять звукобуквенный анализ слов, считать, и составлять предложения только «играя».
Методика развития детей педагога-новатора позволяет задействовать у ребенка такие органы чувств как слух, осязание и зрение. А совершенствование органов чувств практически всегда обуславливает достаточно высокий уровень восприятия окружающей среды. А, это известно, обеспечивает активное развитие творческих задатков и речи детей.

Методика Зайцева

Все в первую очередь основаны на наблюдениях самого автора. Николай Зайцев в своем подходе использовал детскую особенность развития речи. Ведь лепет ребенка совсем не похож на взрослый язык: нет четкого произношения звуков и он не понятен. Значит, и в традиционной подаче освоение чтения противоречит естественному развитию речевой активности малыша. Автор выделил единицу произношения - склад, т.е. слияние гласных и согласных звуков в разных вариациях. Именно такие склады и обозначены на известных " ". Эти кубики подходят так и для обычных детей так и для малышей с задержкой речевого развития. С данным материалом могут заниматься дети еще не знающие букв и не умеющие читать.

Николай Зайцев предлагает постепенный процесс. Сначала ребенок знакомится с элементом обучения и пробует с ним играть. Далее учится выкладывать из кубиков и слова. Затем процесс усложняется: необходимо уже из слов выкладывать простые фразы. Автор данной методики раннего развития детей уверяет, что она отлично и подходит для логопедической работы. Но конечно лучше, если обучать ребенка будет специалист. Так как у родителей в самостоятельном обучении может просто не хватить банального терпения. Ведь ребенок, хорошо определяющий уже слоги-склады, не сразу сможет перейти к чтению. Николай Зайцев также заостряет внимание на том, что чтение приходит через письмо.

Для малыша оптимальным вариантом является перевод звуков в знаки. Так со временем он постепенно привыкает к тому, что слова можно, и собрать, а затем и произнести. Как и любой методике развития детей , так и в этой все занятия имеют форму игры. Автор убежден, что любая другая подача материала способна сделать процесс напряженным, что, в конце концов, может завести в тупик все обучение.

Кубики Зайцева


5 листов таблиц формата А1, 60 картонных разверток, которые легко складываются в кубики, наполнители для кубиков (деревяшки и металлические пробки), аудиокассета (CD с попевками) методическое руководство, предлагающее 65 видов работы – все это состав Кубиков Зайцева. При этом все 65 видео работ испытанные пятнадцатилетней практикой. «Кубики Зайцева» рекомендуется детям от 1,5-2 лет. Все кубики разных размеров и заполняются наполнителями в зависимости от склада. Например, глухие заполняются деревяшками, звонкие - металлическими пробками от бутылок. А также за кубиками определенного цвета закреплены и определенные буквы. Это очень помогает ребенку на ассоциативном уровне запомнить основные правила фонетического разбора. Кроме того дети запоминают и легко все склады, так как кубики отличаются друг от друга и по весу, оформлению и размеру. Этому же помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Одного комплекта "Кубиков Зайцева " достаточно для работы дома, в группе, в классе на протяжении нескольких лет.

Как "работают" кубики?

Вся методика обучения чтению Николая Зайцева построена на "складовом" принципе. А это имеет много общего с тем, как ребенок только начинает говорить. Ведь мы не начинаем говорить с отдельных букв. К примеру, "А" затем "М". А начинаем именно говорить сразу "ма", "ба", "да".Так и происходит и с буквами. Склады и буквы малышу показывают все сразу, т.е. все 56 кубиков. Склады поются на мотив любимой песни ребенка. И так можно продолжать ненавязчиво, десятки раз, но в подходящее правильное для малыша время. Это - когда ему интересно, легко и обязательно должно нравиться.

Почему кубики разного размера и цвета?

Как было уже сказано все кубики различны по цвету: "железные" (серые), "деревянные", "золотые", бело-зелёные и один "железо-дерево-бело-зелёный". Такие названия своим кубикам Николай Зайцев дал за счет их наполнителей. Значит в "деревянные" стоит наполнять очищенными прутиками или маленькими деревяшками, железные - железными лимонадными крышками, "золотые" - жестяными кусочками, бело-зелёные – бумагой. Тогда и при процессе встряхивания кубики будут звучать. Наличие больших кубиков для твердых складов и маленьких кубиков для мягких складов также отражает и своеобразную особенность русской речи: произносить твердые склады с более открытым ртом, а мягкие с полузакрытым и узкой щелью. Таким образом, научная обоснованность и серьезность чувствуется в каждом нюансе (даже самом незначительном) метода Николая Зайцева.
Кроме того методика развития детей Николая Зайцева имеет также большое преимущество и в том, что она может работать и как самостоятельный метод обучения так и легко сочетаться и другими методами, которые родители выберут для своего ребенка.
Автор не исключает возможности начать процесс обучения малыша, когда ему всего несколько месяцев. Показать ему склады, назвать, а затем и напеть их. И так продолжать в год, два и три. Складывать слова и писать свое имя кубиками. Кроме того дорасти с кубиками даже и до 5-6 лет и ввести терминологию: согласные, гласные, твёрдые-мягкие, глухие-звонкие, знаки пунктуации. Это поможет объяснить ребенку, наконец, почему его кубики разные по цвету и размеру. Кроме того буквы на кубиках Зайцева и таблицах достаточного размера, чтобы они были видны и с 10 метров. Это очень важно для того, чтобы с самого начало обучения ребенок не испытывал никаких напряжений зрения. Во избежание нарушение осанки, нижний край таблиц, располагающих на стене находится на высоте 165-170 см от пола, поэтому необходимо чаще стоя работать и к тому же с поднятой головой. Очень удобна для составления слов из кубиков, расположена полка в три доски под таблицей.

Многолетняя практика педагогов, работающих по системе « » обозначила определенную статистику по срокам обучения детей разного возраста. Но она имеет право существовать только при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю:

  • двух-трехлетние дети начинают читать в течение 6-9 месяцев,
  • четырехлетние - через 16 занятий,
  • пятилетние - через 5-10 занятий,
  • шестилетние - через 4-6 занятий.

Николай Зайцев , таким образом, разработал свои пособия, что они предусматривают и использование при обучении взрослых и детей, для которых русских язык не является родным. Даже взрослые иностранцы, которые не знают не одной русской буквы, уже на первом занятии через 40-50 минут начинают из кубиков составлять слова, которые им произносит преподаватель. И даже через некоторое время уже и прочитывают эти слова. Естественно достигнутые результаты будут напрямую зависеть от точности соблюдения методических рекомендаций, изложенных в пособиях Николая Зайцева.

Данная методика раннего развития Зайцева дает хорошие результаты и при работе с слабослышащими, глухими, слабовидящими детьми, а также имеющими диагнозы ММД, аутизм, алалия, ОНР, ЗПР.

При правильном соблюдении методических указаний пособий Николая Зайцева, процесс обучения дает следующие результаты:

  • быстро расширяется словарный запас,
  • появляются навыки грамотного письма,
  • становится отчетливей и чище, благодаря постоянному пропеванию и проговариванию складов,
  • выправляются логопедические недостатки,
  • формируется логическое мышление,
  • развивается умение добывать нужные знания,
  • развивается способность самостоятельно работать.

Стоит напомнить, что основная цель всех методик автора - обеспечить непроизвольное, надежное, быстрое, запоминание. А также и то, что кубики Зайцева-это увлекательная игра, а не урок. Ведь кубики – это универсальная игрушка, которую можно и на зубок попробовать, построить башню или паровоз. А также и с их помощью научиться читать, считать или вовсе выучить почти с пеленок иностранный язык.

Кроме того если нет возможности купить «Кубики Зайцева », из можно сделать своими руками. Для этого понадобится определенный материал, воображение, фантазия и конечно, огромное желание.

Что же такое Методики Н. Зайцева?

Товарный знак
ООО Методики Н.Зайцева

Методики Н. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития.

Пособия Н. Зайцева представляют собой комплекты учебных материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку. Они предназначены для использования в домашних условиях, в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе.

В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые все знают, но которые нигде не выполняются:

  1. От общего к частному и от частного к общему.
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  4. Системная подача материала.
  5. Алгоритмизация учебных действий.
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
  7. Охрана здоровья учащихся.

Таблицы-тренажёры, входящие в учебные комплекты, могут служить примером наглядности, моделирования и систематизации учебного материала. С их помощью у ребенка формируется точный образ-представление, раскрывающий сущность понятия или предмета. Таблицы выполняют роль многофункционального посредника между ребенком и взрослым: обучают, информируют, ориентируют в учебном материале, тренируют и формируют необходимые навыки.

Обязательным условием работы является размещение сразу всех таблиц комплекта на стенах учебного помещения. Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров. Каждая из них нужна при введении, осмыслении, закреплении и повторении материала, призвана напоминать о проделывавшейся ранее, с опорой на нее, работе. Появляются возможности для взаимообучения учащихся.

Эффективность

Как показывает широчайшая апробация, через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. В дальнейшем идет работа по укреплению навыков чтения, письма и счета.

К шести-семи годам, опять же при двух занятиях в неделю, не менее 80-90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, четвертого классов.

Методики Н. Зайцева позволяют экономить массу учебного времени при изучении грамматики русского языка, математики и английского языка не только в начальной, но и в средней школе.

Доступность

Дидактические принципы, приемы, способы работы подробно излагаются в методическом руководстве к каждому пособию, содержат массу упражнений, игр, примеров, практического материала, необходимого педагогам и облегчающего их работу.

Методики сопровождаются аудио-, видеоматериалами и видео-курсами.

Свидетельством доступности методик являются постоянно увеличивающиеся тиражи пособий. Многие воспитатели, учителя, в том числе оказывающие гувернерские и репетиторские услуги, и даже родители успешно пользуются всеми пособиями без предварительного обучения под руководством специалистов.

Косвенным подтверждением популярности методик является то, что пособия, аналогичные Кубикам Зайцева, разработаны (с участием автора) и успешно используются при обучении детей и взрослых чтению на других языках.

Охрана здоровья, развитие психофизических характеристик учащихся

Характерной чертой, отмечается учеными, педагогами, специалистами, является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячем положении и связанные с этим школьные стрессы. Методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

Зрение и осанка часто даже улучшаются.

Раннее обучение чтению и счету по методикам Н.Зайцева — надежнейшее средство диагностики. Дети ярко проявляются в деятельности, через несколько занятий любому педагогу без специальных тестов ясно, кто есть кто. Определяются как талантливые, чрезвычайно способные к обучению дети — быстрые, так и медленные, требующие особого внимания, а некоторые даже специального обследования. Чем раньше мы это выявим, тем больше будет шансов их выправить.

Некоторые экономические аспекты

Каждый комплект пособий может использоваться как при индивидуальном обучении, так и в работе с группой или классом, и обходится в десятки раз дешевле традиционного обеспечения индивидуальными пособиями и учебниками, фрагментарно представляющими изучаемый материал.

Каждое пособие может использоваться в течение нескольких лет.

Читайте в этой статье:

Сегодня обучить ребенка чтению скорее задача родителей, нежели школы, в которую большинство детей идут уже с некоторым багажом знаний. И умение читать — одно из важнейших. На данный момент уже существуют и продолжают развиваться различные обучающие методики. Все большую популярность среди них набирает методика Зайцева Николая Александровича, санкт-петербургского педагога и ведущего специалиста в сфере апробации и разработки образовательных методик на территории Российской Федерации.

Николай Зайцев и его методики

Главные принципы методик этого педагога совпадают с общепринятыми дидактическими принципами современной системы образования, но здесь они соблюдаются неукоснительно. Это:

  1. Соблюдение системности при подаче материала.
  2. Четкие алгоритмы для всех учебных действий.
  3. В обучении задействуются различные аспекты восприятия ребенком информации, и уже в согласии с принципами их работы организуется подача материала по принципу наглядности.
  4. Учтены физиологические особенности восприятия ребенком новой информации.
  5. Учебные материалы и знания преподносятся в соотношении частное-общее, что позволяет ребенку в дальнейшем свободно и самостоятельно выстраивать аналогии.
  6. Конкретно-образный материал находится в непосредственной связи с наглядным и логически-вербальным (словесным) учебным материалом.
  7. Учитывается оздоровительно-профилактический момент процесса обучения.

На данный момент учебные и экспериментальные разработки Зайцев реализует на базе общества с ограниченной ответственностью под одноименным названием «Методики Н. Зайцева». Его образовательные программы рассчитаны на активное участие не только воспитателей и педагогов, но и на родителей, роль которых в обучении ребенка крайне важна.

Основной обучающий материал — это информационное поле, которое фиксируется в виде таблиц и размещается на видном месте перед глазами ребенка, например, на стенах класса. Методика Николая Зайцева рассчитана не только на индивидуальное обучение, но и на групповые занятия и включает в себя обучение детей всем основным базовым навыкам, таким как чтение, письмо, основы арифметики и математики, иностранные языки. Дидактические приемы рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Интерактивные формы обучения предполагают быстрое раскрытие потенциала каждого ребенка как при групповом, так и при индивидуальном занятии, что помогает педагогу или воспитателю отследить скорость восприятия детьми информации и выяснить, кто из них нуждается в более пристальном внимании со стороны педагога.

В настоящий момент образовательные программы Николая Александровича Зайцева становятся все более популярны. Они уже переведены на несколько языков. Например, существуют программы на казахском, украинском, белорусском и латышском языках.

Наглядные пособия

Наиболее популярная из методических разработок Н. А. Зайцева — это развивающие кубики. Уже более 20 лет эта находка талантливого педагога пользуется успехом как в детских садах, школах и развивающих центрах, так и у родителей, которые занимаются с ребенком своими силами. Кубики — это знакомый каждому малышу с детства привычный материал. Дети, как правило, воспринимают его с удовольствием и в качестве развивающего пособия. Используются кубики для обучения ребенка чтению. Принцип обучения — чтение не по буквам или слогам в том их качестве, в котором они представлены в научной русской грамматике, а по «складам». В основе деления на склады — звучание живой разговорной речи, хорошо знакомой ребенку. К примеру, буквосочетания делятся на те, из которых легко составлять слова — «гу», «бу», «ме», «сы», «н», «дь». Из них ребенок легко и непринужденно может составлять слова по аналогии с реальным слогоделением по звучанию — «ме-дь», «бу-сы» и т.д.

Николай Александрович Зайцев уверяет, что такая подача информации более близка и понятна детям, и многочисленные положительные отзывы педагогов и родителей подтверждают этот факт. В свое время идею подобной методики излагал еще Лев Николаевич Толстой, который, как известно, тоже был талантливым педагогом и даже основал собственную школу в Ясной Поляне, где обучал грамоте крестьянских ребятишек. Обучение при помощи кубиков реализует также один из основополагающих принципов всей обучающей деятельности исследователя, а именно конкретно-образный материал (игрушка). При содействии педагога он, воспитателей или родителей, объясняющих малышу значение букв и слогов, становится наглядным и впоследствии (после осознания ребенком смысловой нагрузки букв) превращается в логически-вербальный (или же словесный, что и есть окончательный результат процесса обучения).

Обучение чтению — не единственная разработка Николая Александровича. Также ему принадлежат вспомогательные материалы для развития мелкой моторики ребенка, логики, внимания: развивающие орнаменты, большие наглядные таблицы и интерактивные настольные игры для обучения ребенка счету, детские книги, например, сборник басен Крылова, адаптированный под систему чтения «по складам». Самый нижний порог возрастного ограничения для наглядных пособий Н. Зайцева — 2 года.

Обучение чтению по методике Зайцева

Как уже упоминалось выше, основной принцип в методике Зайцева при обучении чтению — это принцип чтения по складам, сочетаниям звуков, максимально адаптированным к речи. Самый яркий положительный эффект этой методики заключается в ее скорости. Ребенок 4-5 лет овладевает чтением буквально за 15-20 часов занятий с развивающими кубиками, при этом ему не приходится оставаться надолго в одном положении, к примеру, смирно сидя за партой. Обучение проходит в игровой форме, благодаря чему малыш не испытывает усталости от получаемой информации — она воспринимается органично, в процессе игры, а не представляется ребенку навязанной извне. Конечно, не стоит пытаться установить рекорды в освоении грамоты, но если начать заниматься с ребенком достаточно рано, где-то с 4 лет, то к школе его чтение будет беглым и осмысленным. Это упростит малышу обучение и адаптацию к школе. Ведь осознание глубины собственных возможностей всегда делает нас увереннее, особенно в незнакомой обстановке, в новом коллективе.

Для самых маленьких у кубиков Н. Зайцева учтен еще и слуховой аспект восприятия. Кубики наполнены разным по звуку материалом и по звучанию делятся на «железные», «деревянные» или, к примеру, «золотые». В некоторых наборах собрать и наполнить кубики родителям предлагается своими силами, но встречаются в продаже и уже готовые наборы.

Но некоторые педагоги утверждают, что есть у этой прогрессивной методики и ряд минусов, связанных с тем, что при всех своих полезных свойствах она расходится с официальной школьной программой, которая предполагает традиционное слоговое деление вместо складового и акцентом на проработке буквенного состава слов. Однако гармонично развитый ребенок вряд ли столкнется с такими трудностями. На начальном этапе школьного образования они еще не рассматриваются в рамках программы, а к моменту изучения фонетики. в 3-4 классе, ребенок уже с легкостью будет улавливать тонкости словообразования.

Так как прогресс в современном обществе не стоит на месте, то на сегодняшний день существует даже специально выпущенное приложение для i-pad «Учимся читать» по методике Николая Александровича Зайцева, рассчитанное на детей от 4 лет. Для детей постарше будут актуальны книги, адаптированные к «складовому» методу чтения.

Интерактивное обучение

В методическом пособии, которое прилагается к каждому развивающему набору из арсенала методики Н. А. Зайцева, рассказывается о множестве занимательных обучающих игр, в которые можно играть с ребенком при помощи набора. Возрастной диапазон достаточно широк, от самых маленьких детей (2 года) до младших школьников. Методика взаимодействия с ребенком в рамках процесса обучения расписана пошагово, что упрощает ее выполнение как для педагогов, так и для родителей.

Интерактивное обучение снижает утомляемость у ребенка-дошкольника, получаемая информация воспринимается им более органично. Яркие, красочные наглядные пособия, крупные обучающие таблицы и карточки вызывают больше интереса, чем традиционные тетради и прописи. В рамках игры ребенку предлагается не только пытаться читать, считать и пытаться самостоятельно составлять слова из кубиков, а еще и пропевать их, знакомиться в домашних условиях с законами физики и заниматься «музыкальной математикой».

Родители, использующие материалы разработок Николая Александровича при подготовке ребенка к школе, как правило, бывают приятно поражены полученным результатом. Дети тоже в восторге от таких методов обучения. Специально для пап, мам, а также педагогов и воспитателей детских садов и развивающих центров проводятся семинары и мастер-классы по обучению работе с детьми при помощи данной системы. Но ознакомиться с ней и начать применять методы Н. Зайцева на практике вы вполне сможете и самостоятельно.