Айвазян прикладная статистика и основы эконометрики. Методы эконометрики - Айвазян С.А

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

« Мухина Валерия Сергеевна - выдающийся отечественный психолог»

Выполнила: студентка 2 курса 202 группы

Преподаватель:

  • Введение 3
  • 1. Основные даты биографии 4
  • 2. Основные направления деятельности 7
  • Заключение 16
  • Список использованной литературы 17
  • Введение
  • Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что Валерия Сергеевна Мухина -- ведущий отечественный психолог с мировым именем, академик РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета, главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества, член Союза писателей России, лауреат премии Президента РФ в области образования.
  • В.С. Мухина широко известна за рубежом как крупнейший специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности. Область ее научных интересов: психологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений.
  • Валерия Сергеевна Мухина - учитель в науке и в жизни. Ученики - это не только доктора и кандидаты наук, но и многие тысячи студентов разных вузов и, конечно же, в первую очередь МПГУ. До сих пор она водит студентов и аспирантов в Дом ученых, ежемесячно проводит сама аспирантские семинары, где учит основам исследовательской работы; приглашает маститых ученых читать им лекции, поощряет задавать любые вопросы.
  • Цель данной работы - предоставить краткий экскурс из жизни выдающегося отечественного психолога В. С. Мухиной.
  • Задачи работы:
  • - изучить литературу по данной теме;
  • - кратко изложить основные даты биографии ученого;
  • - рассмотреть основные направления научной деятельности В. С. Мухиной.
  • 1. Основные даты биографии
  • Валерия Мухина родилась 22 января 1935 года в городе Ворошилов (ныне Уссурийск) Приморского края в семье кадрового офицера Советской Армии. Отец погиб на фронте Великой Отечественной войны. Еще школьницей стала ученицей крупнейшего ученого, зоопсихолога Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс. Под ее руководством училась наблюдению за поведением животных. В 1956 году окончила биолого-химический факультет МГПИ. С 1962 преподавала там же на кафедре психологии; в 1965 году защитила кандидатскую диссертацию, а в 1972 -- докторскую. С 1988 по настоящее время заведует кафедрой педагогической психологии института (ныне кафедра психологии развития МПГУ). С 1992 по 1998 одновременно директор Института развития личности РАО. С 1997 года под ее руководством начал выпускаться журнал «Развитие личности», ставший одним из ведущих профессиональных периодических изданий нашей страны.
  • В конце 1950-х годов на базе Московской клинической больницы им. Кащенко осуществила эксперимент с использованием дрессированных животных в интересах лечения психически больных, приведший к положительным результатам. Автор дневника матери, уникального по продолжительности непрерывного научного наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов - от рождения до 7 лет (издан в книгах «Близнецы: Дневник развития двух мальчиков», 1968, 1997 и «Таинство детства», 1998, 2000, 2004). Сыновья в настоящее время кандидаты психологических наук, профессора ведущих московских вузов. В 1960-70-х годах исследовала знаковую функцию сознания в развитии графических образов у детей (книга «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», 1981). В 1970-х годах В.С. Мухина выявила психологическую одновременность вхождения ребёнка в мир реальных предметов и в мир их символических замещений, постепенное ослабление прямой зависимости детского поведения от функционального назначения окружающих предметов и нарастание степени свободы ребёнка в сфере его действий с предметами-заместителями и в развитии рефлексии.
  • С 1970-х годов разрабатывает проблему психического развития личности как взаимодействия процессов её идентификации и обособления; на этой базе обосновала варианты психологической поддержки с учётом возраста индивида. Многие положения В.С. Мухиной обобщены в её книге «Рождение личности» (на яз. оригинала не опубл.), изд. на англ. (1984) и др. языках.
  • В 1975-80 предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, в систему которых включила: эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; притязание на признание; половуюидентификацию; психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); социальное пространство личности - её права и обязанности. С позиций этой теории становятся возможными диагностика и коррекция негативных проявлений в развитии психических процессов, в т.ч. связанных с групповыми и этническими проблемами.
  • В.С. Мухина участвовала в организации психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988-1989). С конца 1980-х годов руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. С 1992 - 1999 возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России». С 2002 года совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ разрабатывается «Программа реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы» и программа «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания». В 2004 году руководила группой психологов по оказанию психологической экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане. Участник реализации программ поддержки детства, в т.ч. «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Автор концепции кабинета детского психолога, в оборудование которого входят стимульные куклы (патенты РФ, 1992) для детей с различными психологическими проблемами.
  • Под руководством В.С. Мухиной проведено множество этнопсихологических исследований в различных регионах нашей страны и за ее пределами, среди которых: Север и Дальний Восток - экспедиционные исследования личности малочисленных народов Севера и Дальнего Востока в контексте традиционной культуры и современных условий (чукчи, эскимосы, коряки, алеуты, эвенки, нивхи, саамы, эвены, юкагиры, якуты и др.), 1985-2001; Краснодарский край: этнопсихологические экспедиции по исследованию казачества как специфической социальной группы; межэтнические отношения в крае, 1992-2001. Под руководством В.С. Мухиной, помимо исследований на территории многих регионов России, проводились исследования в странах СНГ: Белоруссии, Украине, Молдавии, Армении, Грузии, Казахстане; а также в странах дальнего зарубежья: Болгарии, Германии, Греции, Испании, Польше, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Индии, США, Колумбии, Кубе, Чаде, Бенине, Сан-Томе и Принсипе, Намибии, Эфиопии и других странах. Под руководством В.С. Мухиной защищено 10 докторских и 64 кандидатских диссертации.
  • 2. Основные направления деятельности

2.1. Научная школа В. С. Мухиной и её практическая значимость

«Феноменология развития и бытия личности» - название научной школы Мухиной.

К числу основных направлений научной школы под руководством В.С. Мухиной относятся: «Структура самосознание личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».

Научная значимость школы В.С. Мухиной обусловлена новизной концептуального видения феноменологии развития и бытия личности как в плане исторического анализа становления в человеке двух его ипостасей: Социальной Единицы и Уникальной Личности, так и в плане перспектив личности и этносов в условиях интернализации. Концепция представляет собой мировоззренческую позицию, методологию, которые определяют развитие самосознания учащейся молодежи (в том числе и подростков). Многочисленные учебники и учебные пособия, отражающие методологические основы концепции имеют большой спрос (до семи - девяти изданий). Методология, разработанная В.С. Мухиной, стала частью научного и обыденного самосознания нового поколения психологов и молодежи.

Практическая значимость обусловлена тем, что полученные результаты в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики. Основанные на методологических позициях технологии взаимодействия с детьми, подростками, молодежью, взрослыми и старшеклассниками дают достойный практический эффект как в индивидуальной, так и в групповой, и массовой работе (например: 1 - работа в федеральной программе «Дети Чернобыля» (1988-1999); 2 - работа в экстремальных ситуациях с представителями другой национальности - последствия спитакского землетрясения (1988-1989); 3 - работа с подростками в программе РАО «Будущие лидеры России» (1992-1999); 4 - работа с молодежью как электоратом в рамках федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в РФ (1996-1998); 5 - работа с проблемами этнического самосознания в контексте межэтнических отношений (с 1985 по настоящее время); 6 - проект «Проблемы соблюдения прав детей в семье и тайны усыновления» в рамках программы МО РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» (2001-2002) и др.).

а) факторы, определившие возникновение школы

Своим возникновением научная школа под руководством В.С. Мухиной обязана как объективным потребностям общества и психологической науки, так и неустанным личным усилиям главы школы и руководимых ею: коллектива кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ (с 1988 по настоящее время); коллектива института развития личности РАО (с 1992 по 1998); труду ее учеников, аспирантов и докторантов.

б) год основания

Формальной датой основания научно-педагогической школы под руководством В.С. Мухиной можно считать 1988 год - год создания на факультете педагогики и психологии МПГУ кафедры педагогической психологии, затем переименованной в кафедру психологии развития. Фактически становление школы происходило на протяжении 70 - 80 гг. XX столетия.

в) основатель школы, характеристика научной деятельности

Валерия Сергеевна Мухина заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии образования, действительный член Российской академии естественных наук, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития Московского государственного педагогического университета, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования; член Научно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию при Министерстве образования России; член Союза писателей Российской Федерации; председатель диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук; главный редактор журнала «Развитие личности»; член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование».

В сферу научных интересов В.С. Мухиной входит психологическое исследование знаковой функции сознания в контексте развития графических образов в изобразительной деятельности. Работая в области детской психологии, - В.С. Мухина выявила принципиально новые психологические образования в раннем и дошкольном возрасте: одновременное психологическое вхождение ребенка раннего возраста в предметный мир и мир символических замещений, что определяет зависимость поведения ребенка от функционального назначения предметов и свободу в сфере символических действий с предметами-заместителями; преодоление ребенком своей зависимости от функционального назначения предметов, его продвижение в сфере знаковой функции сознания, бурное развитие рефлексии себя и других.

В.С. Мухина выявила механизмы развития и бытия личности, которые представлены как пара - «идентификация» - «обособление». Согласно концепции В.С. Мухиной, эти механизмы могут быть эффективно использованы в коррекционной работе на всех возрастных этапах. Из теоретической позиции идея механизмов «идентификация» - «обособление» давно переросла в технологию практической работы при индивидуальном и групповом консультирования и психологического сопровождения.

Исследовательская деятельность в сфере самосознания личности дала ей возможность построить теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания. Согласно этой теории во все периоды человеческого развития независимо от геоисторического момента жизни этноса всякий раз отдельный индивид присваивает сформированную в социуме структуру самосознания, состоящую из пяти звеньев:

1 - эмоционально-ценностное отношение к себе телесному, к своему имени и к своему индивидуально-типическому психическому Я;

2 - притязания на признание;

3 - половая идентификация;

4 - психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее);

5 - социальное пространство личности: права и обязанности.

Универсальность этой структуры обнаружена при изучении этнографических и этнопсихологических данных мировой науки, подтверждена специальными исследованиями, проводимыми под руководством В.С. Мухиной в России и за рубежом. В контексте исторического и этнического самосознания структурные звенья получают свое специфическое наполнение, что дает возможность диагностировать и проводить коррекционную работу не только с отдельным человеком, имеющим свои индивидуальные проблемы, но и этносом в целом, когда возникают проблемы, связанные с этническими комплексами неполноценности, этнической агрессии и др. В.С. Мухина заложила основы принципиально нового направления этнопсихологии: изучение этнического самосознания через его структурные звенья.

В.С. Мухина является автором концепции и практических разработок для кабинета детского психолога. Ею созданы и запатентованы стимульные куклы: для работы с детьми, имеющими проблемы в осознании эмоциональных проявлений людей и саморефлексии; для диагностики этнической напряженности, половой идентификации. Она является головным разработчиком А-теста «ВИ-ЗИ-ЭС», позволяющего диагностировать и осуществлять тренинги специалистов, работающих в экстремальной ситуации.

В.С. Мухина продуктивно осуществляет психологическую помощь в острых социально-психологических ситуациях и ситуациях стихийных бедствий.

г) этапы становление и их характеристика

Становление научно-педагогической школы В.С. Мухиной может быть представлено следующим образом: от семилетнего (1955 - 1962) периода накопления практического опыта (учитель в школе и зоотерапевт в детском отделении психиатрической больницы им. Кащенко) к научно-поисковому и преподавательскому периоду (преподаватель МГПИ имени В.И. Ленина с 1962 г.); к научному и организационно-административному периоду, выразившемуся в создании на факультете педагогики и психологии МПГУ кафедры педагогической психологии, впоследствии - кафедры психологии развития (1988) и руководству Институтом развития личности РАО (1992-1998). По существу научная школа начала складываться с 1972 г., когда В.С. Мухина защитила докторскую диссертацию и стала готовить своих учеников и последователей.

2.2. Научный вклад школы Мухиной в развитие мировой науки

В число представителей научной школы В.С. Мухиной в России, странах СНГ и мире следует отнести следующих ученых.

В России: кандидат психологических наук, член-корр. РАЕН, профессор, зам. зав. кафедрой психологии развития МПГУ Т.Н. Счастная (Психодиагностика и психокоррекция детей и подростков), г. Москва; доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Курганского ГУ Р.В. Овчарова (Психодиагностика детей и подростков), г. Курган; доктор психологических наук, профессор Московского государственного социального университета, консультант по проблемам семьи В.А. Горянина (Психокоррекция стиля взаимодействия), г.Москва; доктор психологических наук, доцент, директор Социально-педагогического института при Кубанском государственном университете, генеральный директор Департамента образования и науки Администрации Краснодарского края А.А. Иванова (Этническое самосознание личности в условиях исторического межэтнического взаимодействия), г. Краснодар; кандидат психологических наук, доцент, докторант, директор Института психологии, педагогики и управления образованием, декан факультета психологии Красноярского ПГУ, генеральный директор Департамента образования и науки администрации Красноярского ПГУ (1996-1998) А.А. Ярулов (Проблемы воспитания и развития личности), г. Красноярск; кандидат психологических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, докторант, проректор университета Российской академии образования Г.В. Семья (Социально-психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей), г. Москва; кандидат психологических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии ПГУ Р.И. Цветкова, г. Комсомольск-на-Амуре; кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование» А.М. Кушнир (Особенности этнического самосознания народностей Севера), г. Москва; кандидат психологических наук А.В. Волосников (Диагностика и психологическое сопровождение специалистов экстремальных профессий), г. Краснодар; кандидат психологических наук, готовит докторскую Т.Ц. Дугарова (Особенности этнического самосознания бурят), г. Улан-Удэ; молодые ученые: кандидат психологических наук Л.М. Проценко, кандидат психологических наук А.С. Обухов, кандидат психологических наук А.А. Денисов и др.

В странах СНГ: доктор педагогических наук, консультант по специальной педагогики и психологии управы школ Талсьенского района Латышской Республики М. Вальце (Социальная адаптация детей группы риска), Латышская Республика; кандидат психологических наук, писатель В.А. Левин (Художественное восприятие у детей), Украина; кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Брестского ПУ Е.И. Валитова (Психология личности), Беларусь; кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии ПУ г. Бельцы С.Е. Рыжикова (Психология личности), Молдавия; кандидат психологических наук, доцент Славянского ПУ Л.А. Девис (Психология личности), Украина; кандидат психологических наук, доцент Тернопольского ПУ С.Б. Данилюк (Психология личности), Украина; кандидат психологических наук, профессор Е.В. Некрасова (Самосознание личности), Казахстан; кандидат психологических наук Т.А. Талалуева (Межэтнические отношения), Казахстан; кандидат психологических наук, доцент Гомелевского ПУ С.А. Хазей (Этническое самосознание личности), Беларусь; кандидат психологических наук, преподаватель ЯГУ Е.П. Тимофеева (Межэтнические отношения), Саха и др.

За рубежом: кандидат психологических наук, профессор Благоевградского университета Г.Е. Иванова (Межличностные отношения детей), Болгария; кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии Улан-Баторского университета У.Лувсандандар (Этническое самосознание внутри традиций разных культур), Монголия; доктор психологических наук, глава департамента образования М.Т. Бурке Бельтран (Развитие детской личности), Куба; кандидат психологических наук, профессор Великотырновского университета Г.А. Маджаров (Развитие личности), Болгария; доктор психологических наук, профессор Колумбийского университета О.Мендес (Особенности этнического самосознания детей Колумбии), Колумбия; доктор психологических наук, профессор А.И. Усман (Механизмы психического развития личности), Чад; кандидат психологических наук, преподаватель университета Дели С.Дасгупта (Структура самосознания молодежи: сравнительный анализ индийских и советских студентов), Индия; доктор психологических наук М.Огнин (Особенности структуры самосознания этнических групп Бенина), Бенин; кандидат психологических наук, М.М. Тульчинский (Особенности самосознания и притязаний в позднем возрасте), Израиль; доктор психологических наук Ле Куанг Шон (Ценностные ориентации современной вьетнамской молодежи), Вьетнам; психолог А. де Сейта Куарежма (Современное состояние родовых культур), Сан-Томе и Принсипи.

е) роль школы в развитии системы образования

В течение 30 лет издаются программа, учебники, учебные пособия, хрестоматии, которые рекомендованы Министерством образования СССР, а в последнее десятилетие - Министерством образования РФ, для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям.

Коллектив кафедры принимал участие в разработке Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по психологическим специальностям. На основе концепции структуры самосознания выстраивается система работы психологической службы в школе и учреждениях дополнительного образования, в кабинетах по оказанию психологической поддержки и сопровождению в детских домах и центрах.

В.С. Мухина - академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития МПГУ.

Научные результаты деятельности, достигнутые за время существования школы:

За время существования школы подготовлено более 50 монографий, около 20 докторов, более 140 кандидатов наук, разработан ряд базовых учебников и учебных пособий для высшей и средней школы, разработана концепция и комплект рабочих материалов для специализированного кабинета детского психолога.

2. 3 . Научные труды В. С. Мухиной

В.С. Мухина автор более трехсот пятидесяти печатных трудов, изданных в России и за рубежом. Более 50 изданий книг на языках мира. Среди них:

Близнецы: Дневник развития двух мальчиков; Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта; Рождение личности; Детская психология. Учебник; Психология детства и отрочества; Феноменология развития и бытия личности; Таинство детства; Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество.

Заключение

Таким образом, в ходе подготовки данной работы, мы пришли к следующим выводам:

В.С. Мухина -- основоположник научной школы «Феноменология развития и бытия личности», признанной в отечественном психологическим сообществе. К числу основных направлений научной школы под руководством В.С. Мухиной относятся: «Структура самосознания личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».

Основными теоретическими позициями научной школы В.С. Мухиной стали следующие концептуальные идеи. Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и её сознание опосредованы системой общественных отношений, её развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.

Во многих регионах Российской Федерации, странах СНГ и дальнего зарубежья продолжают развиваться ее научные идеи, где ее ученики внедряют в науку и практику концептуальные положения, заложенные в научной школе В.С. Мухиной. Валерия Сергеевна - образец истинного ученого, активного творческого человека, ориентир в жизни и науке для своих коллег и учеников.

Список использованной литературы

1. Мухина В. С. Близнецы: Дневник развития двух мальчиков.- М., 1969, 2-е изд. 1997

2. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта: Монография.- М., 1981

3. Мухина В. С. Рождение личности.- М., 1987

4. Мухина В. С. Детская психология. Учебник.- М., 1992

5. Мухина В. С. Психология детства и отрочества: Учебник. - М., 1997

6. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности.- Воронеж, 1999

7. Мухина В. С. Таинство детства. В 2-х т. - Екатеринбург, 2004

8. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество: Учебник.- М., 2004

9. Мухина В.С.Идентификация и отчуждение в социальном развитии// Педагогические аспекты социальной психологии. Тезисы республиканской научно-теоретической конференции.- Минск, 1978

10. Свиридова М. С. Путь к личности. // Первое сентября8 февраля 2005. № 9, с.3

Подобные документы

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Александра Романовича Лурия - советского психолога, основателя отечественной нейропсихологии. Его научная деятельность и вклад в развитие логопедии. Основные публикации А. Лурии, его авторитет и признание.

    презентация , добавлен 03.06.2014

    Основоположником отечественной научной психологии является И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" основные психологические процессы получают психологическую трактовку. И.П. Павлов - выдающийся российский физиолог.

    реферат , добавлен 22.05.2006

    С.Л. Рубинштейн как российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии, краткий очерк его жизни и личностного становления. Направления научной деятельности и достижения психолога.

    реферат , добавлен 22.04.2011

    Развитие профессионального мышления студентов на основе изучения дисциплины "Направления деятельности и должностные обязанности педагога-психолога и социального педагога". Принципы и достижения мировой и отечественной психолого-педагогической науки.

    методичка , добавлен 20.02.2010

    Тенденции становления и развития психологической науки. Школа С.Л. Рубинштейна, его теоретические представления. Принцип единства сознания и деятельности. Принципы развития и детерминизма. Философские проблемы бытия и свободы человеческой личности.

    реферат , добавлен 30.10.2009

    Вклад И.М. Сеченова в развитие теории психологии на рубеже XIX-XX вв. Основные научные понятия бихевиоризма. Гештальт-терапия Ф. Перлза. Трансактный анализ Э. Берна. Особенности современного этапа развития психологии и практики психологической помощи.

    реферат , добавлен 22.05.2015

    Научная деятельность В.М. Бехтерева, его вклад в отечественную психологию. Развитие идеи комплексного изучения человека и учения о коллективе. Г.И. Челпанов как представитель экспериментальной психологии, его гносеологические и философские исследования.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Развитие психологии в России в XIX в. Связь психологии с педагогикой, научные работы К. Ушинского. И. Сеченов как основоположник учения о поведении, его концепция психических процессов и изучение рефлексов мозга. Биография В. Бехтерева и И. Мечникова.

    реферат , добавлен 09.12.2010

    Предмет и задачи истории психологии. Принципы историко-психологического анализа. Факторы, определяющие развитие науки. Первые развернутые концепции психического, сформулированные Платоном и Аристотелем. Вклад Гезелла в развитие возрастной психологии.

    курс лекций , добавлен 18.01.2013

    Биогенетические и социогенетические концепции общей психологии. Анализ ключевых положений учений З. Фрейда, Э. Эриксона, Ж. Пиаже. Характерные особенности культурно-исторической концепции Л. Выготского. В. Мухина и ее взгляд на развитие психики.

Год выпуска: 2006

Жанр: Психология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Возрастная психология изучает особенности психического развития, феноменологию развития личности в детстве, отрочестве, юности и в период зрелости. Несмотря на все богатство фундаментальных исследований, сегодня еще нет целостного описания развития психики человека на этапах его жизненного пути.
Учебник «Возрастная психология» стремится отразить уникальность каждого возрастного момента, показать, как постепенно, год от года ребенок становится человеком, способным реализовывать себя в социальных отношениях, выбирать для себя профессиональную деятельность и осуществлять в общении свои притязания на свободу, права и обязанности, как он становится способным любить, быть верным другом, отстаивать свое достоинство, нести ответственность за себя и других.
Не менее важно понять, как в процессе своего развития ребенок и подросток обретают негативные черты, проявляют себя в противостоянии другим в отчужденных и нетрадиционных формах поведения. Проникновение в глубинные тенденции развития ребенка и подростка (позитивные и негативные) - задача данного учебника.
В книге «Возрастная психология» рассматривается противоречивая по своей сущности феноменология человека: с одной стороны, это тенденция к развитию и противостоящая ей тенденция к покою, с другой - сочетание в одном человека как социальной единицы и человека как уникальной личности. Эти характеристики просматриваются на всех онтогенетических этапах развития человека - в его бытийной жизни и в душевном строе.
В основу учебника положены сложившиеся в отечественной психологии подходы к проблеме психического развития. Показывается, что развитие человека обусловлено успешностью усвоения социокультурного опыта; выявляется ведущая роль воспитания и обучения в психическом развитии ребенка; анализируется принципиальное для этого развития значение разных видов деятельности.

В учебнике «Возрастная психология» проводится мысль о том, что в равные временные промежутки психика человека проходит различные «расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчлененно» в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и подростка, показывается усложнение самой духовной жизни.
Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом которой является целостное психическое развитие человека. Поэтому центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимают вопросы, связанные с характеристикой процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности.
В книге широко обсуждаются идеи и исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, их учеников и сотрудников, учеников и сотрудников автора этого учебника, а также многих других отечественных психологов. Привлекаются также идеи и материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э.Клапареда, З. Фрейда, А. Валлона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера, К. Поппера и других.
В контексте обсуждения условий развития и бытия человека рассматриваются современные исследования и футурологические прогнозы грядущих катастроф и чаяний человечества таких популярных в начале XXI в. авторов, как И.Валлерстайн, С.Хантингтон, Ф. Фукуяма, а также П. Дж. Бьюкенен, Н. Винер, Ж. Гэлбрейт, М. Кастельс, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас и другие.
В то же время, памятуя о том, что цель учебника - целостное изложение психического развития человека, автор сочла правильным не вдаваться в дискуссии по поводу разночтений в понимании развития психики и становления личности в современной психологии, а предложить свое понимание этого развития, включив в его описание не только результаты собственных исследований, но и те классические идеи, которые стали достоянием современной психологии и приняты автором как адекватно объясняющие развитие.
Право на такой подход к написанию учебника по возрастной психологии дает учебный план психолого-педагогических факультетов, который помимо множества специальных психологических курсов включает в себя курс истории психологии, в том числе курс истории возрастной психологии. Книга представляет собой авторское видение развития человека как уникального феномена на всех возрастных этапах онтогенеза.
В разделе I излагается авторское понимание условий психического развития и бытия человека. Предлагаются описание и обсуждение исторически обусловленных реальностей существования человека. Обсуждаются реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства и природная реальность как условие развития и бытия человека с первых дней его появления на свет. Внутреннее пространство психики человека рассматривается в качестве особой реальности, определяющей мотивацию, выбор поведения, способ индивидуальной жизни и внутреннюю позицию личности. Излагается понимание развития и формирования самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момента развития и его этнической принадлежности. Предлагается принципиально новый подход к объяснению механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.
Разделы II, III и IV посвящаются детству, отрочеству и юности. Здесь анализ психического развития и бытия ребенка, подростка и юноши проводится в соответствии со сформулированными в разделе I общими подходами к условиям и предпосылкам развития, а также к позиции самого человека.

«Возрастная психология»


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ
Факторы, определяющие психическое и личностное развитие

  1. Условия психического развития и развития личности
    1. Реальность предметного мира
    2. Реальность образно-знаковых систем
    3. Природная реальность
    4. Реальность социального пространства
    5. Реальность внутреннего пространства личности
  2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность
    1. Биологические предпосылки
    2. Взаимодействие биологических и социальных факторов
Механизмы развития и бытия личности
  1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности
  2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности
  3. Взаимодействие идентификации и обособления
Индивидуальное развитие личности
  1. Внутренняя позиция и развитие личности
  2. Социальная единица и уникальная личность
  3. Фактор места как условие развития личности
ДЕТСТВО
Младенчество
  1. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития
  2. Собственно младенчество
Ранний возраст
  1. Особенности общения
  2. Умственное развитие
  3. Предметная и другие виды деятельности
  4. Предпосылки формирования личности
Дошкольный возраст
  1. Особенности общения
  2. Умственное развитие
  3. Игры и другие виды деятельности
  4. Детская личность
Младший школьный возраст
  1. Особенности общения
  2. Умственное развитие
  3. Учебная деятельность
  4. Личность ребенка младшего школьного возраста
ОТРОЧЕСТВО
Условия и образ жизни
  1. Социальная ситуация в жизни подростка
  2. Учебная деятельность и ориентация на труд
Особенности общения
  1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции
Умственное развитие
  1. Развитие речи
  2. Развитие высших психических функций
Личность подростка
  1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве
  2. Самосознание в отрочестве
ЮНОСТЬ
Условия и образ жизни
  1. Социальная ситуация
  2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности
  3. Психологические проблемы молодежи как электората
Особенности общения
  1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции
  2. Общение со сверстниками противоположного пола
  3. Раннее материнство и отцовство
Личность в юности
  1. Умственное развитие и ценностные ориентации
  2. Особенности идентификации - обособления в контексте проблем личности
  3. Самосознание в юности

Название: Возрастная психология - Феноменология развития.

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация-обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.
Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.

Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия составляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - значит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других, за Отечество и все человечество. Быть личностью - также значит понимать ценность послушания и дисциплинированности.
В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства, отрочества и юности - истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и духовном отношениях и проходит школу социализации в игре, в учении, в труде, в общении с другими людьми.

РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ 8
Глава 1. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие 11

§ 1. Условия психического развития и развития личности 11
1. Реальность предметного мира 12
2. Реальность образно-знаковых систем 24
3. Природная реальность 38
4. Реальность социального пространства 50
5. Реальность внутреннего пространства личности 60
§ 2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность 70
1. Биологические предпосылки 70
2. Взаимодействие биологических и социальных факторов 81
Глава 2. Механизмы развития и бытия личности 93
§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности 95
§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности 100
§ 3. Взаимодействие идентификации и обособления 105
Глава 3. Индивидуальное развитие личности 114
§ 1. Внутренняя позиция и развитие личности 114
§ 2. Социальная единица и уникальная личность 119
§ 3. Фактор места как условие развития личности 138
РАЗДЕЛ И. ДЕТСТВО 147
Глава 4. Младенчество 149

§ 1. Новорожденное: врожденные особенности и тенденции развития 150
§ 2. Собственно младенчество 155
Глава 5. Ранний возраст 170
§ 1. Особенности общения 171
§ 2. Умственное развитие 178
§ 3. Предметная и другие виды деятельности 193
§ 4. Предпосылки формирования личности 207
Глава 6. Дошкольный возраст 219
§ 1. Особенности общения 221
§ 2. Умственное развитие 231
§ 3. Игры и другие виды деятельности 271
§ 4. Детская личность 285
Глава 7. Младший школьный возраст 309
§ 1. Особенности общения 311
§ 2. Умственное развитие 329
§ 3. Учебная деятельность 347
§ 4. Личность ребенка младшего школьного возраста 372
РАЗДЕЛ III. ОТРОЧЕСТВО 410
Глава 8. Условия и образ жизни 413

§ 1. Социальная ситуация в жизни подростка 413
§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд 422
Глава 9. Особенности общения 427
§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции 427
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 438
Глава 10. Умственное развитие 445
§ 1. Развитие речи 445
§ 2. Развитие высших психических функций 451
Глава 11. Личность подростка 464
§ 1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве 464
§ 2. Самосознание в отрочестве 475
РАЗДЕЛ IV. ЮНОСТЬ 490
Глава 12. Условия и образ жизни 492
§ 1. Социальная ситуация 492
§ 2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности 496
§ 3. Психологические проблемы молодежи как электората 504
Глава 13. Особенности общения 509
§ 1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции 509
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 527
§ 3. Раннее материнство и отцовство 539
Глава 14. Личность в юности 548
§ 1. Умственное развитие и ценностные ориентации 548
§ 2. Особенности идентификации - обособления в контексте проблем личности 564
§ 3. Самосознание в юности 574
Приложение 589
Рекомендуемая литература 603

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Возрастная психология - Феноменология развития - Мухина B.C. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Год выпуска: 1998

Жанр: Эконометрика, статистика

Издательство: Юнити

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Количество страниц: 1000

Описание: Учебник охватывает всю проблематику вероятностно-статистического моделирования и анализа данных в экономике — от элементарных курсов теории вероятностей и математической статистики до продвинутых методов многомерной статистики, анализа временных рядов и собственно эконометрики. Объединение и взаимосвязанное изложение всех этих базовых эконометрических дисциплин в одном учебнике делают его по-своему уникальным не только в отечественной, но и в мировой учебно-методической литературе данного профиля, позволяют строить учебный процесс таким образом, чтобы добиваться цельного системного восприятия всего блока этих дисциплин.

В предлагаемом учебнике отражено понимание содержания математико-статистического инструментария эконометрики, несколько отличающееся от общепринятого. По нашему мнению, современные достижения математико-статистической науки (особенно в многомерном статистическом анализе), с одной стороны, и существенное расширение круга экономических задач, требующих эконометрических методов решения, — с другой, обусловили необходимость более широкого взгляда на математико-статистический инструментарий эконометрики и, в частности, включения в него, помимо традиционных разделов по регрессионным моделям, анализу временных рядов и системам одновременных уравнений, таких разделов многомерного статистического анализа, как марковские цепи, классификация многомерных наблюдений и снижение размерности анализируемого факторного пространства. Говоря о широком спектре экономических задач, требующих выходящих за традиционные рамки эконометрических методов решения, мы имели в виду, в частности, статистическое исследование динамики структурных изменений (в демографии, в стратификационной структуре общества и т.п.), выявление скрытых (латентных) факторов, определяющих течение того или иного социально-экономического процесса, построение интегральных индикаторов качества или эффективности функционирования социально-экономической системы, типологизацию социально-экономических объектов и др.
Во-вторых, в ходе многолетнего опыта преподавания различных дисциплин вероятностно-статистического профиля в экономических вузах и на экономических факультетах университетов мы пришли к убеждению, что необходимо строить учебный процесс таким образом, чтобы добиваться цельного, системного восприятия всего блока этих дисциплин. Речь идет, в частности, о курсах по элементарным методам статистической обработки данных (или дескриптивной статистике), теории вероятностей, математической статистике, многомерному статистическому анализу (или многомерным статистическим методам), анализу временных рядов и, наконец, эконометрике. Очевидно, реализации этой цели должен способствовать и учебник, одновременно содержащий взаимосвязанное изложение всех этих курсов.
Другими словами, мы попытались написать такую книгу, которую нам бы хотелось иметь под рукой в процессе нашей преподавательской деятельности. К сожалению, среди многих прекрасных зарубежных книг по эконометрике книги, обладающей двумя вышеуказанными особенностями, не оказалось.
Заметим, что несмотря на наличие ряда иллюстративных примеров и упражнений, предлагаемый учебник не решает проблемы задачника по эконометрике. Поэтому для проведения полноценного учебного процесса он должен быть дополнен набором эконометрических задач и упражнений (например, в духе книги ).
Материал учебника и ответственность распределены между авторами следующим образом. В. С. Мхитарян принимал участие в написании глав 6, 7, 8 и 13, а также предложил большую часть задач, которыми снабжены главы учебника. Остальной материал (включая упомянутые главы) написаны С.А. Айвазяном. Им же выполнено общее научное редактирование учебника.

Методы эконометрики. Айвазян С.А.

М.: 2010 - 512 с.

Содержание учебника соответствует действующим образовательным стандартам и учебным программам высших учебных заведений экономического профиля по дисциплине «Эконометрика». Особенность данного издания заключается в том, что в нем в описание традиционных методов решения эконометрических задач впервые органично встроены (там, где это позволяет повысить точность и глубину анализа) современные методы многомерного статистического анализа, ранее не включавшиеся в инструментарий эконометрики (в частности, дискриминантный и кластер-анализы, метод главных компонент и др.). Представленные в учебнике методы и модели регрессионного анализа, бинарного и множественного выбора, анализа временных рядов могут составить содержание одного или двух базовых семестровых курсов по эконометрике в рамках учебного плана бакалавриата. Для студентов, аспирантов, преподавателей, а также специалистов по прикладной экономике и эконометрике.

Формат: pdf

Размер: 5 ,8 Мб

Скачать: Rghost

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 9
Глава 1. Введение 13
1.1. Эконометрика: эволюция определения и реальность 13
1.2. Обеднение математического аппарата эконометрики 16
1.3. Место эконометрики в ряду математико-статистических и экономических дисциплин 19
1.4. Эконометрическая модель и проблемы эконометрического моделирования 22
Выводы 30
Глава 2. Введение в регрессионный анализ 33
2.1. Общая формулировка проблемы статистического исследования зависимостей 33
2.2. Какова конечная прикладная цель статистического исследования зависимостей? 42
2.3. Некоторые типовые задачи практики эконометрического моделирования 45
2.4. Основные типы зависимостей между количественными переменными 50
2.5. О выборе общего вида функции регрессии 55
Выводы 65
Глава 3. Введение в корреляционный анализ 67
3.1. Назначение и место корреляционного анализа в статистическом исследовании 67
3.2. Корреляционный анализ количественных признаков 69
3.3. Корреляционный анализ ранговых (ординальных) переменных: ранговая корреляция 96
3.4. Корреляционный анализ категоризованных переменных: таблицы сопряженности 111
Выводы 117
Глава 4. Классическая линейная модель множественной регрессии (КЛММР) 121
4.1. Описание КЛММР. Основные допущения модели 121
4.2. Оценивание неизвестных параметров КЛММР: метод наименьших квадратов и метод максимального правдоподобия 126
4.3. Анализ вариации результирующего показателя у и выборочный коэффициент детерминации Щх 140
4.4. Мультиколлинеарность и отбор наиболее существенных объясняющих переменных в КЛММР 145
4.5. КЛММР с линейными ограничениями на параметры 162
4.6. Общий подход к статистической проверке гипотез о наличии линейных связей между параметрами КЛММР 167
Выводы 176
Глава 5. Обобщенная линейная модель множественной регрессии 179
5.1. Описание обобщенной линейной модели множественной регрессии (ОЛММР) 179
5.2. Оценки параметров ОЛММР по обобщенному методу наименьших квадратов (ОМНК-оценки) 183
5.3. ОЛММР с гетероскедастичными остатками 188
5.4. ОЛММР с автокоррелированными остатками 198
5.5. Практически реализуемый ОМНК (общий подход) 207
Выводы 210
Глава 6. Прогнозирование, основанное на линейных моделях множественной регрессии 213
6.1. Анализ точности оцененной ЛММР (теоретическая база для решения задач прогноза) 214
6.2. Наилучший точечный прогноз у(Х) и f{X) = E(y|X), основанный на ОЛММР 216
6.3. Интервальный прогноз у(Х) и f(X) = E(y|X), основанный на ОЛММР 220
6.4. Анализ точности регрессионной модели и прогнозирование в условиях реалистической ситуации 226
Выводы 230
Глава 7. Линейные модели регрессии со стохастическими объясняющими переменными 233
7.1. Случайные остатки е не зависят от предикторов X и оцениваемых коэффициентов регрессии в 235
7.2. Общий случай: стохастические предикторы X коррелированы с регрессионными остатками е. Метод инструментальных переменных 238
7.3. Случайные ошибки в измерении значений объясняющих переменных 243
Выводы 249
Глава 8. Линейные регрессионные модели с переменной структурой 251
8.1. Проблема неоднородных (в регрессионном смысле) данных 251
8.2. Введение «манекенов» (фиктивных переменных)в линейную модель регрессии 254
8.3. Проверка регрессионной однородности двух групп наблюдений (критерий Г. Чоу) 263
8.4. Построение КЛММР по неоднородным данным в условиях, когда значения сопутствующих переменных неизвестны 265
Выводы 269
Глава 9. Модели с дискретными и дискретно-непрерывными зависимыми переменными 271
9.1. Модели бинарного выбора 273
9.2. Модели множественного выбора 282
9.3. Связь моделей бинарного и множественного выбора с дискриминантным анализом 285
9.4. Модель с дискретно-непрерывной зависимой переменной (тобит-модель) 287
Выводы 291
Глава 10. Анализ одномерных временных рядов (модели и прогнозирование) 293
10.1. Временной ряд: определения, примеры, формулировка основных задач 295
10.2. Стационарные временные ряды и их основные характеристики 302
10.3. Неслучайная составляющая временного ряда и методы его сглаживания 314
10.4. Модели стационарных временных рядов и их идентификация 336
10.5. Модели нестационарных временных рядов и их идентификация 378
10.6. Прогнозирование экономических показателей, основанное на использовании моделей временных рядов 395
Выводы 409
Приложение 1. Таблицы математической статистики 413
Приложение 2. Необходимые сведения из матричной алгебры.. 433
Приложение 3. Многомерный статистический анализ 455
Литература 493
Алфавитно-предметный указатель 497