Четыре мифа о тесте на IQ - Иркутские Кулуары вверх. Практическая и научная деятельность

В прошлом веке тесты на коэффициент интеллекта (от англ. IQ – intelligence quotient, читается как «ай кью») приобрели бешеную популярность. Тестировать стали всех: соискателей на вакантную должность и школьников, новобранцев в армию и сослуживцев. Выражение «У него низкий IQ» стало равносильно тому, что «он – дурак». Мы попытались выяснить, такой ли уж это безупречный определитель и зачем он нам нужен.

Несколько лет назад мне попалась ссылка в Интернете на прохождение IQ-теста. Я с увлечением взялась за дело. Минут через 10 поняла, что совершенно не успеваю по времени – на весь тест давалось не более 30 минут. Некоторые задания на логику так и остались непонятыми.
Когда я обучалась в Иркутском государственном университете, на занятиях по психологии у нас проводилась диагностика, с помощью которой определяли темперамент. Выяснилось, что я практически 100%-ый флегматик. Именно у флегматиков наблюдается инертность психических процессов, им сложно быстро переключаться между видами различной деятельности. В школе мне с легкостью давались гуманитарные предметы, по которым были одни пятерки. Я с удовольствием приводила наглядные примеры из жизни на уроках обществоведения, давала точную характеристику героям художественных произведений на уроках литературы, сочинения чаще всего писала на отвлеченные – не программные – темы, где нужно было анализировать и делать собственные выводы. А вот физика, химия, геометрия – хоть плачь. Именно поэтому я выбрала филологический факультет, куда без особых усилий поступила на конкурсной основе.
В общем, к тесту на интеллект я быстро потеряла интерес и больше никогда не пыталась его проходить. Зачем? Все равно результат будет ниже среднего.

Миф первый: чем выше IQ, тем вы умнее…

…и, соответственно, чем ниже ваш рейтинг, тем вы глупее. На самом деле все не так однозначно. Есть доля правды в шутке, где говорится о популярном тесте на IQ британского ученого-психолога Ганса Айзенка: «Высокие показатели теста Айзенка говорят не об интеллекте человека, а о его способности хорошо проходить эти тесты». Что скрывать – для успешного прохождения теста нужна усидчивость, способность сосредотачиваться, умение отделять главное от второстепенного, хороший словарный запас и развитое логическое мышление.
Кроме того, существуют общие правила, по которым составляются эти тесты. Потренировавшись, можно получить более высокие результаты. Только вырастет ли от этого ваш интеллект?
Тест Айзенка состоит из 40 задач. Решить их нужно за 30 минут, есть варианты и на 1,5 часа. Нормой считается оценка в 100 баллов. Люди с рейтингом в 145 баллов считаются одаренными, в 170 – гениями. Однако не нужно думать, что люди с низким IQ глупее остальных. На практике оказалось, что люди с низким результатом часто оказываются целеустремленнее и успешнее интеллектуалов, рейтинг которых зашкаливает. А вот большинство испытуемых с высоким IQ в жизни являются совершенно заурядными людьми. Тем не менее некоторые работодатели, предпочитающие тестировать будущих сотрудников, совершенно искренне полагают: если рейтинг соискателя ниже 95-и – ему следует предлагать низкоквалифицированную монотонную работу. В том случае, когда рейтинг кандидата на вакантную должность выше 115-и, то ему можно предлагать умственную работу – брокера, управляющего персоналом или любую другую должность работника мозгового фронта.
За годы восьмилетнего президентства Джордж Буш совершил много грубых ошибок. Коллеги-политики его характеризовали как малообразованного человека, тем не менее это не помешало ему занимать главный пост в стране. Как тогда объяснить тот факт, что при прохождении теста на IQ он набрал целых 120 баллов? И что конкретного могут сказать почитатели таланта Шэрон Стоун, рейтинг которой 154 балла, о ее интеллектуальных способностях?
Одним из первых, кто усомнился в результатах тестов, стал профессор кафедры прикладной психологии канадского университета доктор Кейт Станович. По его мнению, «IQ-тесты – весьма полезная штука для измерения лишь определенной группы умственных способностей, таких, как логика, способность к абстрактному мышлению, обучению. Однако когда речь идет об измерении этих способностей в реальных жизненных условиях, где на решение задачки дается гораздо меньше времени, чем в тесте, разнообразные измерители IQ терпят крах».
Академик РАН Виктор Васильев обнаружил, что популярный тест на интеллект Айзенка составлен с ошибками. Более того, в некоторых заданиях опираться на логику бессмысленно – нужно просто угадать правильный ответ. Если человек ответит так же, как это подразумевает автор тестов, то он продемонстрирует стандартное мышление. И, напротив, чем умнее человек, тем больше его ответы будут отличаться от «правильных» ответов Айзенка.
Дина Рамендик, кандидат психологических наук, МГУ, говорит, что особенно хорошо это видно в задачах на исключение лишнего. Например, даются несколько предметов: пила, молоток, клещи, бревно. Правильный ответ – бревно, поскольку этот предмет не является инструментом. Человек, который даст такой ответ, легче впишется в образовательную систему, в социум, поскольку он мыслит, как усредненное большинство. Тот, кто думает неординарно, скорее выберет пилу, поскольку это единственный плоский предмет из вышеперечисленных. Если он и дальше будет предлагать нестандартные пути решения задач, а не те, что придумал Айзенк, то вряд ли его конечный результат окажется высоким.
Так что не стоит ставить на себе крест, если показатели после прохождения IQ-теста окажутся ниже среднего. Удивительно, но именно это может сигнализировать о том, что вы нестандартно мыслите и из вас получится гениальный креативщик!

Миф второй: тест на IQ – показатель вашего ума и способностей

Уровень интеллекта человека меняется с возрастом, в разное время суток, зависит от настроения, уровня самооценки. Испытуемый может просто не понять смысл вопросов, составленных некорректно. В общем, любое тестирование – стресс для испытуемого, поэтому во многих случаях результаты напрямую будут зависеть от обстановки, в которой тест пишется.
Кроме того, интеллект – это некая совокупность познавательных способностей человека. Самая главная задача тестов на интеллект – выявить, какой тип мышления у человека наиболее развит: логический, вербальный, образный, как он умеет синтезировать и анализировать.
Известно, что люди делятся на тех, у кого развито левое полушарие и правое. Левое отвечает за языковые способности, за запоминание фактов и дат, за логику и анализ. Люди с развитым левым полушарием рационалистичны, логичны, им проще даются точные дисциплины. Правое полушарие дает возможность мечтать и фантазировать, отвечает за образное мышление. У людей с развитым правым полушарием лучше работает интуиция, они творчески подходят к решению различных задач.
Всем известный тест Айзенка содержит несколько разделов (так называемых субтестов). Результаты субтестов суммируются, и в итоге выдается некое усредненное значение. При этом тест составлен только для «левополушарных». Не удивительно, что именно они и показывают высокие результаты. И, напротив, человек, у которого развито образное мышление, при прохождении теста может потерпеть фиаско. При этом также не берутся в расчет люди, у которых оба полушария работают одинаково. Так что к уму результаты тестов на интеллект не имеют никакого отношения.

Миф третий: тест на IQ можно пройти в Интернете

Тесты на IQ, которые размещены в Интернете, являются их упрощенными вариантами. Протестировав себя в Интернете с помощью популярных методик и получив достаточно высокий коэффициент интеллекта, не спешите радоваться! Скорее, вы ответили как среднестатистическое большинство. Дело в том, что существует так называемый эффект Флинна, который обязательно нужно учитывать.
Новозеландский ученый Джеймс Флинн зафиксировал повышение показателей интеллекта на протяжении XX века. Человечество умнеет буквально с каждым годом. За последние 50 лет средний IQ жителей Земли вырос на 12 пунктов. Каждое последующее поколение быстрее и лучше выполняет задания, которые входят в психологические тесты. Объяснить этот факт ученые пытаются с помощью различных версий, но пока ни одна из них не является основополагающей.
Кроме того, время не стоит на месте, и это тоже нужно брать в расчет. В начале ХХ века американца, который бы не ответил, что такое «оверленд», посчитали бы умственно отсталым. Зато сегодня вряд ли кто знает, что обозначает слово «виандот».
Как бы там ни было, но тесты нуждаются в коррекции – и раз в несколько лет пересматриваются психологами и меняются с поправкой на эффект Флинна.
Нужно учитывать и еще одну вещь. Профессиональные психологические тесты должны быть сертифицированными. Вряд ли кто-то согласится выложить такой продукт в Интернет для общего пользования.

Миф четвертый: чем выше IQ, тем проще добиться успеха в жизни

Вот уж где тест на интеллект потерпел крах, так это в суждении о том, что высокий рейтинг обеспечивает успешность в жизни. Даже сам Айзенк признавался, что для достижения жизненного успеха к высоким показателям интеллекта в обязательном порядке должны прилагаться настойчивость и высокая мотивация.
Кейт Станович уже 15 лет бьется над тем, чтобы разгадать парадокс: почему люди со средними способностями, которые мало проявили себя в жизни и профессии, показывают прекрасные результаты в тестах на интеллект. «В жизни от вас требуется способность быстро принять верное решение, перебрав в голове кучу вариантов, – говорит Станович. – И даже если вы сдали IQ-тест на заоблачную сумму баллов, это еще не значит, что при столкновении в реальности с той или иной проблемой вы решите ее так же просто, как пройденный вами тест».
Высокий уровень интеллекта может свидетельствовать о способности человека усваивать и запоминать информацию, быстро считывать или быстро реагировать на искусственно созданные ситуации, но при этом он может быть лишен желания работать и применять свои незаурядные способности на практике. К сожалению, уровень лени таким тестом не определяется. Если человек с высоким IQ не будет мотивирован, он рискует всю жизнь пролежать на диване. Можно привести немало примеров, когда люди с одним и даже двумя красными дипломами о высшем образовании не смогли применить полученные знания на практике. В итоге их блестящее профессиональное будущее, которое им пророчили преподаватели, оканчивалось карьерой дворника или кочегара.
По мнению профессора Гарвардского университета в Кембридже Дэвида Перкинса, «высокий IQ – это как высокий рост в баскетболе… Но не забывайте, что недостаточно быть просто высоким, чтобы стать хорошим баскетболистом. Нужно иметь еще массу других способностей».
С помощью подобного теста очень сложно предугадать, как проявит себя человек в той или иной профессии, тем не менее тесты на IQ уже много лет определяют профессиональную карьеру людей во многих странах.
«Главное в определении хорошего уровня интеллекта – это рациональность, – считает Станович. – Она проявляется ежеминутно при решении таких повседневных задач, как: куда вложить деньги, какие продукты или товары стоит покупать… как расположить к доверию трудного клиента, чтобы извлечь выгоду для себя и предприятия. А традиционный коэффициент интеллекта показывает лишь возможности человека оперировать информацией, логическими правилами и схемами». Согласитесь, для успеха в жизни этого явно недостаточно.
Кстати, подруга-психолог объяснила, что не стоит считать себя глупее других, несмотря на то, что я катастрофически не укладывалась в оговоренное время при прохождении теста. Сами психологи не склонны на 100% доверять результатам IQ-тестов. Хорошее мышление в их понимании – это принятие разумных решений, которые позволяют достигать своих целей, способность человека адаптироваться к окружающей среде. «Ты же уверенно чувствуешь себя в своей профессии, – продолжала подруга, – умеешь структурировать, грамотно пишешь, социально адаптирована, общительна и успешна в личной жизни. Высокий рейтинг говорит только о том, что у человека, например, отлично работает логика». Все просто и понятно. Так что «скажи, какой у тебя IQ, и я скажу, кто ты» – это не про меня

IQ , коэффициент интеллекта (intelligence quotient ) - результат психологического теста, который, по мнению его изобретателя Г.Ю. Айзенка и его последователей, определяет врождённые умственные способности человека. Широко используется в США

«IQ хорош, но мог бы быть трехзначным…» (Н. Резник, Колорадо, США)

История изобретения и его автора

Ганс Юрген Айзенк (Hans Jurgen Eysenck ) родился в Берлине 4 марта года в семье киноартистов, родители его развелись в году. С юности увлекался спортом и науками. После окончания гимназии в году он поступил на философский факультет Берлинского университета. В том же году его семья (мать, с отчимом–евреем) уехали во Францию, где Ганс начал изучать историю и литературу в Дижонском университете, но почти сразу эмигрировали в Англию, где Айзенк поступил в Лондонский университет. Поначалу он специализировался по теоретической физике, но потом перешёл на психологический факультет, который окончил с отличием в году, получив степень бакалавра.

Получив блестящие рекомендации английских психологов, Ганс Айзенк возвращается в Германию. Здесь он заинтересовался астрологией и евгеникой. Видимо, в это время он составил гороскопы Геббельсу и Гиммлеру , но вряд ли они прислушались к рекомендациям молодого астролога. Германский период жизни Ганса Айзенка покрыт туманом - сообщают, что он был противником нацизма, но вместе с тем на всю жизнь пронёс привязанность к наукам, почитаемым в гитлеровской Германии: астрологии, парапсихологии, расовым теориям, оккультизму.

Перед началом войны Айзенк возвращается в Англию, в году мобилизуется в военный психиатрический госпиталь Милл Хилл (Mill Hill Emergency ), где он проработал до года. Здесь он начал развивать теории перенаселённости Земли и селекции господствующей белой расы.

В году Айзенк защитил докторскую степень по философии и социологии. С года по он заведовал созданным им отделением психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, а с года по работал профессором Института психологии при Лондонском университете.

Ганс Айзенк создал себе скандальную репутацию среди психологов и психиатров резкой критикой фрейдизма и самого, уже покойного Зигмунда Фрейда , за которым он не признавал никаких достижений, кроме литературных. Лечению психозов и неврозов, Айзенк предпочитал изучение мозга и интеллектуальных способностей, которые, по его мнению, формируются на генетической и астрологической основе. В –ых годах поставил себе задачу - измерить эти способности, и натолкнулся на идею французского психолога Альфреда Бине (Alfred Binet ), который в году придумал тестировать степень развития детей для школьного обучения согласно их возрасту.

Последователи Бине - француз Теодор Симон (Theodore Simon ), немец Вильгельм Стерн ( William Stern ) американцы Генри Годдард (Henry Goddard ) и Льюис Термен ( Lewis Terman ) усовершенствовали его метод, получив усреднённую характеристику умственного развития, независимую от возраста тестируемого ребёнка. Для этой характеристики в году был придуман термин «коэффициент интеллекта» (intelligence quotient ).

Но по какой–то причине работы предшественников Ганса Айзенка не прижились в науке и обществе. Когда Айзенк распространил их метод на взрослых, он приобрёл почёт в научном мире, богатство и мировую славу. Айзенк стал обладателем всех мыслимых степеней, общения с ним жаждали учёные, политики и домохозяйки. Всех интересовал вопрос - какой у них коэффициент интеллекта, и они получали от изобретателя удовлетворяющий или не очень ответ. Остался тайной IQ самого Айзенка .

Кроме теста IQ, Г. Айзенк придумал несколько других тестов - на интроверсию, темперамент, невротизм, память и т.д., построил собственную теорию неврозов, лечил психических больных электрошоком и тяжёлыми психотропными препаратами. Он никогда не скрывал своих антидемократических, расистских и элитарных взглядов. Пропагандировал безвредность курения. На вершине своей славы, Ганс Айзенк вернулся к исследованиям расовых различий - во время доклада на эту тему в Сорбоне весной был избит леворадикально настроенными студентами. Он любил встречаться с читателями и провоцировал публику на раздражение, считая это лучшим психотерапевтическим способом борьбы с болезнями.

«Раком болеют не от сигарет и не от дурной жизни, дело совсем в другом. Тип личности, склонной к заболеванию раком, характеризуется неспособностью выражать эмоции, ощущениями безнадежности, беспомощности и депрессии, а также неправильной реакцией на стресс. Тип личности, склонной к заболеванию коронарных сосудов сердца, в большинстве случаев характеризуется злобой, агрессивностью и враждебностью.» Г.Ю. Айзенк

В году Ганс Айзенк вышел в отставку в должности почетного профессора психологии. Умер Айзенк 4 сентября от рака мозга.

За свою жизнь Ганс Айзенк написал 84 книги и 1094 статьи, основал два журнала по психологии. Современные психологические справочники относят его к «биологическому направлению в психологии» и называют создателем «факторной теории личности», но не указывают авторства в изобретении популярного на Западе IQ.

Некоторые труды Г. Айзенка

  • «Dimensions of Personality» ()
  • «The Structure of Human Personality» ()
  • «The Psychology of Politics» ()
  • «Sense and Nonsense in Psychology» ()
  • «Know Your Own I.Q.» ()
  • «Experiments with Drugs» ()
  • «Crime and Personality» ()
  • «Fact and Fiction in Psychology» ()
  • «Smoking, Health and Personality» ()
  • «Check Your Own I.Q.» ()
  • «The Biological Basis of Personality» ()
  • «Readings in Extraversion/Introversion» ()
  • «Race, Intelligence and Education» ()
  • «The Inequality of Man» ()
  • «The Measurement of Intelligence» ()
  • «The Experimental Study of Freudian theories» ()
  • «The Measurement of Personality» ()
  • «The Psychological Basis of Ideology» ()
  • «Sex Violence and the Media» () (в соавторстве с D.K.B. Nias )
  • «The Structure and Measurement of Intelligence» ()
  • «The Causes and Effects of Smoking» ()
  • «Personality, Genetics and Behaviour» ()
  • «Astrology: Science or superstition?» ,- Middlesex: Penguin Books, , 243 p. (в соавторстве с D.K.B. Nias )
  • «Decline and Fall of the Freudian Empire» ()
  • «Theoretical Foundations of Behaviour Therapy» ()
  • «Suggestion and Suggestibility» ()

Идея теста

Вообще–то Ганс Айзенк считал, что интеллект имеет три компоненты: биологическую, психометрическую и социально–практическую. Но тест на IQ был призван выявлять биологический интеллект человека, его врождённые способности, не зависящие от обучения и накопленных знаний.

Шкала IQ составлена так, что средний коэффициент интеллекта человечества должен равняться IQ100 . Как этот результат достигается никто объяснить не может. Более того, приводимые ниже курьёзные примеры разрушают всякие надежды на его достижимость.

Высокоодарённые природой личности имеют коэфиициент больше IQ120 , а умственно отсталые - IQ50–75 . Утверждается, что последних несчастных меньше 3% населения.

Некоторые примеры

  1. IQ230 : Теренс Тао (Terence Tao , г.р.) - австралийский математик;
  2. IQ225 : Кристофер Хирата (Christopher Hirata , г.р.) - американский физик–теоретик;
  3. IQ210 : Ким Унг–Йонг (Kim Ung–Yong , г.р.) - корейский гений. Уже в возрасте 4 лет мальчик знал четыре языка и решал задачи по математическому анализу. Был признан Книгой рекордов Гиннеса самым умным человеком в мире;
  4. IQ195 : Кристофер Ланган (Christopher Michael Langan , г.р.) - этот американец–самоучка узнал о своих скрытых талантах во время работы охранником в баре. Теперь вся Америка знает его как самого умного представителя нации благодаря его собственной теории под названием «когнитивно–теоретическая модель мира»;
  5. IQ190 : Филипп Емегвали (Philip Emeagwali , г.р.) - нигерийский ученый, лауреат премии имени Гордона Белла года, присуждаемой Институтом инженеров электроники и электротехники. Получил награду за использование суперкомпьютера при наблюдении нефтяных полей. Эта машина состояла более чем из 65 тыс. параллельных процессоров;
  6. IQ190 : Гарри Каспаров ( г.р.) - российский шахматист, публицист, политический и общественный деятель. Международный гроссмейстер, неоднократный чемпион России и мира, заслуженный мастер спорта;
  7. IQ190 : Людвиг Витгенштейн (Ludwig Wittgenstein , -) - австро-английский философ, один из основателей аналитической философии. Его «Логико–философский трактат» вдохновил Венский кружок на создание программы логического позитивизма; его идеи о природе и устройстве языка, изложенные в «Философских исследованиях», стали началом британской лингвистической философии - философии бытовой речи;
  8. IQ170 : Эндрю Уайлз (Andrew John Wiles , г.р.) - английский математик, в начале доказал Великую Теорему Ферма;
  9. IQ160 : Стивен Хокинг (Stephen William Hawking , г.р.) - английский астрофизик, инвалид, автор десятка научно-популярных книг по физике. Заявил: «Я понятия не имею, какой у меня IQ. Те, кого это интересует их показатель - просто неудачники» ;
  10. IQ160 : Билл Гейтс (Bill Gates , г.р.) - американский предприниматель–миллиардер, сооснователь Microsoft ;
  11. IQ160 : Дольф Лундгрен (Dolph Lundgren , г.р.) - шведский артист и продюсер;
  12. IQ160 : Квентин Тарантино (Quentin Tarantino , г.р.) - американский режиссёр и артист;
  13. IQ125 : Ричард Фейнман (Richard Phillips Feynman , -) - американский физик–теоретик, Нобелевский лауреат;
  14. IQ101 : Брюс Уиллис (Bruce Willis , г.р.) - американский артист.

Курьёзные результаты

Последователи Г. Айзенка умудряются находить IQ не только у живых людей, но и у давно умерших, никогда тест не проходивших. Более того, вслед за основателем, составляются IQ народов, рас и полов. Пример тестирования национальностей (напомним, что нормой является IQ100 ):

  • евреи–ашкенази - IQ112–115
  • японцы - IQ111
  • немцы и голландцы - IQ107
  • поляки - IQ106
  • шведы - IQ104
  • итальянцы - IQ102
  • англичане - IQ100
  • финны - IQ97
  • русские - IQ96
  • французы - IQ94
  • турки - IQ90
  • сербы - IQ89

Считается, что IQ женщин на 5 единиц ниже, чем у мужчин, хотя большинство примеров наибольшего IQ , например - в Книге Гиннеса, принадлежит женщинам.

Сообщают, что Мария Кюри ( –) обладала IQ200 , хотя очевидно - она никаких тестов не проходила, поскольку не дожила до изобретения Ганса Айзенка .

Такой же высокий IQ200 у болгарки Даниэлы Симидчевой - эта женщина живёт в Англии на пособие, имеет троих детей, три высших университетских образования и знает множество языков, но не может пройти собеседования даже на должность уборщицы.

IQ190 приписан Исаак Ньютону , Вольтеру . Интеллект Галилео Галилея оценён психологами в IQ185 . В сравнении с ним не повезло Леонардо да Винчи - ему выдали только IQ180 . Он превосходит интеллектом вождей нацизма: Адольфа Гитлера , заочно получившего IQ141 , Германа Геринга , которому в Нюрнбергской городской тюрьме в было присвоено IQ138 , и Иоахима фон Риббентропа , получившего тогда IQ129 .

Существует общество «Мега» (The Mega Society , основано в году) состоящее из 30 человек с супервысоким IQ , в него вошла 10 –летняя девочка из США (Миссури) Мерлин Мач Вос Саван (Marilyn vos Savant , родилась 11 августа г.), которая в году получила IQ228 , однако позднее по другой методике у неё определили IQ186 .

Для менее одарённых гениев в году было основано общество «Менса» (Mensa ), куда входят примерно 100 тысяч человек с IQ по одной из определённых методик больше, чем 132 . Вице–президентом «Менсы» некоторое время был учёный–химик и писатель–фантаст Айзек Азимов . В году у английской двухлетней девочки Элизы Тан–Робертс определили IQ156 . Она стала самой молодой участницей общества «Менса» . В году самой молодой участницей клуба стала двухлетняя Эммелин Ротжер с IQ135 . Вместе с ней в общество вступила четырехлетняя девочка Хайди Хенкинс с IQ159 . 12–летняя британская школьница Раджгаури Павар вступила в «Менсу» в , набрав IQ162 .

У голливудской киноактрисы Шарон Стоун IQ около 160 , столь же высокий IQ156 продемонстрировала «Мисс Словения 2002» Айрис Мулей . У Арнольда Шварценеггера IQ135 .

Противоречивые сведения об IQ Альберта Эйнштейна : по одним сообщениям его показатели ниже среднего IQ100 , но по другим - он имеет сверхвысокий IQ160 , как у Стивена Хокинга .

Члены демократической партии США имеют IQ выше, чем у республиканцев. Например, у американского президента Билла Клинтона IQ182 - вдвое больше, чем у президента Джорджа Буша Младшего , который имеет IQ91 . Американские республиканцы объявляют эти коэффициенты демократической фальшивкой.

Ещё сам Айзенк считал, что IQ негроидов на 15 единиц ниже, чем у европеоидов. Белым американцам в среднем отводят IQ105 , а чёрным жителям США - только IQ85 . Преступники и антисоциальные личности имеют IQ ниже среднего.

Жители столиц имеют больший IQ , чем их провинциальные сограждане. Обладатели высокого IQ живут дольше и комфортнее, чем менее одарённые собратья. Если учесть, что высокий (и низкий) IQ передаётся генетически, то эти исследования подтверждают интуитивную догадку Ганса Айзенка о будущем расслоении человечества на две расы - умных и глупых.

В детективном романе Стивена Хантера «Третья пуля» (The third bullet, ) утверждается, что писатель–эмигрант Владимир Набоков имел «Ай кью 353 или около того» .

Выводы

Теория Айзенка , скорее всего, является далёкой от истинности, как в своём теоретическом обосновании - так и в практическом приложении. Коэффициенты, вычисляемые тестами на IQ , не являются инвариантами личности и измеряют какие–то иные характеристики человека, чем обозначенное в своём названии. То есть, тест IQ являются примером околонаучной рекламной подмены терминов, характерной для науки потребительского общества.

Литература

  • Айзенк Г.Дж. «Узнай свой собственный коэффициент интеллекта» ,- Кострома: «Ай Кью», , 90 с.
  • Айзенк Г.Ю. «Понятие и определение интеллекта»

Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Jürgen Eysenck, 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997, Лондон) — британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.

Сын актёров немого кино Эдуарда Айзенка и Хельги Моландер. В молодости Айзенк увлекался астрологией и даже посылал гороскопы руководителям нацистской партии. Вскоре после прихода к власти нацистов эмигрировал в Англию. Планировал поступить на физический факультет, однако требования к поступающим там оказались иными, чем в Германии, и в результате он выбрал психологию.

Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939 по 1945 год работал в качестве психолога-экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency. С 1946 по 1955 год — заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем. С 1955 по 1983 год — профессор Института психологии при Лондонском университете. С 1983 года — почётный профессор психологии.

Айзенк основал журналы «Personality and Individual Differences» и «Behaviour Research and Therapy» и работал их редактором.

Ряд исследований Айзенка были восприняты как «шокирующие»; их темы, вполне нормальные для нацистской Германии, в Европе представлялись неприемлемыми. В частности, он исследовал психологические различия между представителями различных рас. Американские оптовые и розничные книготорговцы отказались распространять книгу Айзенка «Спор о коэффициенте интеллекта» («The IQ Argument», 1971) из-за полученных угроз насилия и поджогов, так что приобрести эту книгу в США в начале 1970-х годов оказалось невозможно. Американские газеты в те годы отказались от публикации рецензий на неё.

Книги (9)

Зигмунд Фрейд. Упадок и конец психоанализа

Сокращенный перевод немецкого издания: Hans Jürgen Eysenck, Sigmund Freud: Niedergang und Ende der Psychoanalyse. List Verlag, München, 1985.

(Цитаты из произведений Фрейда преимущественно не переводились заново, а были взяты из переводов, размещенных в Интернете.)

Английский оригинал: The Decline and Fall of the Freudian Empire, Viking Penguin, London, 1985.

Перевод с английского языка на немецкий Хорста Дитера Розакера.

Перевод с немецкого языка на русский: Виталий Крюков, Киев, 2016 г.

Интеллект: новый взгляд

Интеллект - научное понятие, такое же, как гравитация, эфир, электричество, химические связи, - все они не «существуют» в этом смысле, что, однако, не делает их менее ценными в качестве научных концепций.

Понятия изобретены человеком с целью привнесения порядка в многоцветную и шумную сумятицу повседневных событий; их содержание не «существует» в общепринятом смысле - психологическое понятие «интеллект» не отличается в этом от концепций физики.

Исследование человеческой психики

Почему мы ведем себя именно так в критические моменты нашей жизни, почему подчас испытываем сильнейшие эмоции, а иной раз в подобной же ситуации являемся лишь сторонними наблюдателями происходящего? В чем кроется загадка человеческой психики, что заставляет нас чувствовать и поступать именно таким образом?
Всемирно известные психологи Ганс Айзенк и Майкл Айзенк попытались дать ответы на эти непростые вопросы. Кроме того, вы узнаете как повысить коэффициент интеллектуального развития и расширить объем памяти, как воспользоваться знаниями, которыми обладают животные, что такое "фактор счастья" и как "измерить" силу любви и привязанности.

Новые IQ тесты

Большинство людей испытывают живой интерес к истинным возможностям своей личности, темпераменту, интеллекту, чертам характера, способностям. Ганс Айзенк - психолог с мировой известностью, специалист в области интеллекта, разработал новые специальные тесты, которые с достаточной точностью позволяют дать комплексную оценку вашего коэффициента умственного развития.

Их можно применять при оценке профессиональной пригодности, отборе абитуриентов, а также и в повседневной жизни. В книгу также включены тесты подназванием `разминка для интеллектуалов`, которые скрасят долгие зимние вечера тем, кто полностью утвердился в наличии у себя незаурядных интеллектуальных способностей, но не остановился на достигнутом. Итак, дерзайте, у вас есть тридцать минут для решения каждого теста!

Парадоксы психологии

Ганс Юрген Айзенк — знаменитый английский психолог, широко известный не только как крупный ученый, но и как блестящий популяризатор достижений психологической науки. Научная честность, умение «называть вещи своими именами» снискали ему громкую (хотя и с оттенком скандальности) славу. «Парадоксы психологии» — одна из самых популярных его книг, переведенная во многих странах. Познакомившись с нею, читатель убедится, что психологи умеют не только ставить острые вопросы, но и давать на них честные ответы.

Чем может психологическая наука помочь в решении проблем повседневной жизни? Как психологический склад человека влияет на его успехи и неудачи? Как возникают душевные расстройства и как от них избавиться? Что общего у любителей порнографии и политических экстремистов? Можно ли перевоспитать закоренелого преступника или вырастить из заурядного ребенка гения?

Природа интеллекта. Битва за разум! Как формируются умственные способности

Интеллект — это одна из важнейших характеристик человека. Но что такое интеллект? Как он формируется? Как наиболее эффективно его развить, может ли он передаваться по наследству, связан ли он с социальной средой или формируется в зависимости от личных качеств? Все эти интереснейшие вопросы нашли разрешение в яркой и динамичной книге всемирно известных психологов Ганса Айзенка и Леона Кэмина.

Книга написана в жанре оживленной, а подчас ожесточенной полемики, поскольку ее авторы придерживаются почти противоположных точек зрения и подчас вступают в словесный рукопашный бой, трактуя одни и те же факты совершенно по-разному.

Подобный стиль изложения постоянно держит читателя в напряжении, и развитие хода мыслей столь известных специалистов будет интересно всем, кто интересуется современной психологией и проблемами развития интеллекта.

В данном издании представлены следующие труды: «Психология: польза и вред», «Психология: смысл и бессмыслица», «Психология: факты и вымысел», в которых автор знакомит читателя с широким кругом проблем психологии и возможными путями их решения, исследует подходы к созданию психологической модели личности на основе двух ортогональных континуумов: экстраверсия — интроверсия, нейротизм — стабильность; изложены основные принципы тестирования умственных способностей человека (IQ), описана методика конструирования опросников, в том числе и личностного опросника Айзенка (ЕРО).

Как измерить личность

Задача этой книги состоит в том, чтобы дать читателю редкую возможность посмотреть на себя как бы со стороны, т.е. увидеть себя таким, каким вас видят другие люди. А если говорить коротко, то наша цель - помочь вам свести к минимуму естественный субъективизм самооценки.

Ганс Юрген Айзенк - автор популярнейшего теста интеллекта (тест IQ) и трехфакторной теории личности - знаменитый английский психолог, родился в 1916 г. в Берлине. После прихода к власти нацистов он эмигрировал в Англию. Он окончил Лондонский университет, заведовал основанным им же отделением психологии при Институте психиатрии, был профессором Института психологии при Лондонском университете, доктором философии и социологии; впоследствие получил звание почетного профессора. Был также основателем и редактором двух научных журналов.

Некоторые коллеги упрекали Айзенка в расизме, поскольку часть своих научных исследований он посвятил изучению психологических различий между представителями разных рас.
Не углубляясь в подробности факторной теории личности, отметим, что в результате анализа результатов психиатрического обследования солдат (в группу были включены как здоровые люди, так и невротики) Айзенк выделил три главных фактора: 1) экстраверсию - интроверсию; 2) психотизм; 3) нейротизм.
Все отличия в поведенческих реакциях (в т. ч. на стресс) связаны с особенностями работы нервной системы.
Экстравертов характеризует общительность, активность, импульсивность, большая возбудимость. Такие люди любят общество, у них широкий круг знакомств, им нравится контактировать со множеством людей, они добродушны и словоохотливы и любят перемены. Экстраверты оптимисты, у них обычно хорошее настроение, они ориентированы на эмоции и ощущения, не очень верны слову. Они обращены как бы «вне себя», извне.

С экстраверсией связаны определенные акцентуации (заостренные черты характера): демонстративность, возбудимость, экзальтированность и т. д.
Интраверты же, напротив, в отличие от экстравертов, предпочитают уединение и небольшой круг близких людей для общения, склонны к размышлениям, у них богатая фантазия, оригинальное мышление, живут в своем внутреннем мире. Они застенчивы, склонны к самоанализу, сдержанны в проявлении эмоций. Очень высоко ценят нравственные нормы, склонны к пессимизму.

Люди, относящиеся к типу «психотизм», напротив, замкнуты в себе, тревожны, плохо переключаются, испытывают сильное внутреннее напряжение, остро реагируют на стрессы, их эмоции часто неадекватны. Такие люди негибки в поведении и часто педантичны и оторваны от жизни, а также не отличаются большой чуткостью к другим.
Нейротизм же сопровождается соматическими (телесными, физическими) жалобами. Эти люди чрезвычайно впечатлительны, чувствительны и нервны, плохо адаптируются к новым ситуациям, тяжело переносят стрессы и склонны к раздражительности.

Невротики склонны к депрессиям, а также к различным нарушениям сна, в т. ч. к бессоннице, головным болям, у них часто колеблется настроение, они внутренне напряжены, импульсивны, полны тревог, переживаний и страхов. При высоких показателях по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях велика вероятность развития невроза.
Таким людям тяжело поддерживать ровные отношения с другими; интересы их, как и настроение, тоже быстро изменчивы. Невротики часто эмоционально не­устойчивы и имеют низкую самооценку, а также склонны принимать скоропалительные решения.

Для определения типа темперамента Айзенк создал опросник EPI. Он сделал два варианта опросника для повторного тестирования, что позволяет проводить повторное исследование, исключив возможность запоминания ответов, данных ранее. Тест состоит из 57 вопросов. В опросник заложена также шкала лжи: если результаты по шкале превышают определенный показатель, то тестирование считается недостоверным.

Еще один опросник Айзенка - MPI. Он предназначен для диаг­ностики индивидуально-психоло­гических свойств личности и состоит из 70 вопросов. Из них 20 вопросов - вопросы «шкалы лжи». Этот опросник выявляет эмоционально-личностные особенности человека.
Оба опросника требуют от обследуемого дать ответ «да» или «нет» и с довольно большой точностью выявляют уровень экстраверсии, интроверсии, нейротизма и психотизма.

Вряд ли найдётся тот, кто хотя бы один раз в жизни не слышал фразу "тест Айзенка" и не пытался пройти его, чтобы выяснить уровень своего IQ. Однако если нас спросить, что мы знаем об этом человеке, то наш ответ будет ограничится следующей фразой: "Айзенк - психолог, который разработал тест IQ". Вот, пожалуй, и все наши знания об авторе самого известного теста.

А не пора ли нам пополнить багаж знаний и в конце концов отвечать на вопрос: что мы знаем об авторе теста IQ? - более развёрнуто и интересно.

Детство и юность

Биографы Ганса Юргена Айзенка утверждают, что жизнь его была необычной, не вписывающейся ни в какие рамки.

Он родился 4 марта 1916 года в Берлине. И мать, и отец будущего психолога были актёрами: отец исполнял комедийные роли в кино, а мать - в основном снималась в немых фильмах.

Юношеским увлечением Айзенка стала астрология. Он составлял гороскопы руководителей нацисткой партии и отправлял их. Но когда последние пришли к власти, он эмигрировал в Англию.

Сначала он хотел поступить на физический факультет, но требования для поступающих в Великобритании на этот факультет отличались от тех, что были в германских университетах. Поэтому Айзенк остановил свой выбор на психологии. В результате он поступил в Лондонский университет и стал доктором философии и социологии.

Практическая и научная деятельность

За свою долгую жизнь (а умер психолог в 1997 году) он успел поработать в качестве психолога-экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, заведующего отделения психологии при основанном им же самим Институте психиатрии госпиталей Бетлем и Маудсли, профессором Института психологии, открытом при Лондонском университете, а в 1983 году он был назван почётным профессором психологии.

Некоторые исследования Айзенка вызвали настоящий шок у научной общественности, потому что их темы были близки нацисткой Германии, но не свободолюбивой Европе. Например, он интересовался вопросом, каковы психологические отличия между людьми, принадлежащими к разным расам.

Не углубляясь далеко в научные исследования Айзенка, остановимся на тесте IQ.

Тест IQ

Этот тест разрабатывался для того, чтобы можно было оценить умственные возможности умственно неполноценных детей, которые обучались во французских школах. За основу Айзенк взял серию задач, которую разработал Бине. Идея сводилась к тому, что каждый возраст имеет собственную норму интеллектуального развития. Айзенк пошёл дальше. Он ввёл термин "коэффициент интеллекта" и придумал, как можно применить подобный тест по отношению к взрослым.

Именно тест IQ принёс психологу всемирную славу и популярность, так как в 50-е годы тест стали использовать в домашних условиях и офисах. Айзенк стал личностью мировой величины. За свои лекции он получал баснословные деньги. Его книги издаются миллионными тиражами, а хитами ("Закат и гибель империи Фрейда", "Использование психологии и злоупотребления в ней" и другими) зачитывались буквально все.

Подводя краткий итог всему сказанному отметим следующие факты биографии автора теста IQ. Айзенк был дважды женат и воспитал одну дочь и троих сыновей. Психолог за свою жизнь написал 1094 статьи и 84 книги, стал почётным членом многочисленных ассоциаций и президентом различных научных организаций.