Что такое синтаксическая роль существительного в предложении. Роль имени существительного в словосочетании и предложении

Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.

Основные признаки имени существительного.

  • Грамматическое значение имени существительного - общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

  • Синтаксический признак существительного - это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

Свекла из огорода - самая полезная (определение ).

Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

Мама , мне нужна твоя помощь!

  • По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

Особенности имён собственных в русском языке:

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
  3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
  4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
  5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные - переходить в разряд имён собственных: Бостон - бостон (вид танца), правда - газета «Правда».
  • По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

  • По значению существительные можно разделить на четыре вида:

Вещественные - вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

Конкретные - имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

Собирательные - это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.

Главными членами в предложении или его основой являются подлежащее и сказуемое. Они тесно связаны друг с другом. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа: кто или что. Например: "Наступила (что?) осень". "Ученики (кто?) подготовились к уроку". Чаще всего подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже. "Густо пошел (что?) снег".

Сказуемое – второй главный член предложения, который, как правило, связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что предмет делает, что с ним происходит, кто он такой, каков он? Сказуемые бывают простыми глагольными и составными.

Составное именное сказуемое обычно состоит из глагола-связки и именной части, которая выражает основное лексическое значение сказуемого.

В составном именная часть также может быть выражена существительным. Например: "Она моя ". "Она была моей сестрой". В первом предложении «сестра» стоит в именительном падеже и является сказуемым, а во втором предложении существительное в творительном падеже «сестрой» является именной частью составного сказуемого «была сестрой».

Сказуемым может быть существительное с или без, стоящее в косвенном падеже. К примеру: "Он без гроша". Здесь «без гроша» - сказуемое. Оно также может выражаться цельным словосочетанием, в котором главным словом является существительное в падеже (в значении качественной оценки). Например: "Этот юноша высокого роста". В этом предложении словосочетание «высокого роста» - сказуемое.

Второстепенные члены предложения, выраженные существительным

Слова, поясняющие в предложении главные и остальные члены, называют членами предложения. По грамматическим значениям выделяют дополнение, и обстоятельство.

Чаще всего существительное в предложении является дополнением. Это второстепенный член, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей. К примеру: "Еще в школе я выбрала себе (что?) профессию". Существительное «профессию» в этом предложении стоит в винительном падеже и является дополнением.

Оно может также выражаться неделимым словосочетанием, в которое включаются существительные в косвенных падежах. К примеру: "На зимние каникулы Маша поехала к дедушке с ". Здесь словосочетание « с бабушкой» - дополнение.

Особый вид определения – приложение всегда выражается существительным, которое ставится в том же падеже, что и определяемое слово. Например: "На пороге появился сторож-старик". Существительное «старик» - приложение.

Другой второстепенный член предложения – определение, обозначая признаки предмета, отвечает на вопросы: какой и чей? Оно также может выражаться существительным или синтаксически цельным словосочетанием (существительного и прилагательного). Например: "Охота (какая?) с собакой прекрасна". Существительное «с собакой» в этом предложении является определением. Или: "В комнату вошла женщина (какая?) высокого роста". Здесь в роли определения выступает «высокого роста».

Обстоятельство отвечает на вопросы: как, почему, когда, отчего? Оно поясняет сказуемое или другие члены предложения и обозначает признак действия или другого признака. Оно также может выражаться существительным. К примеру: "Маша (как?) с любопытством рассматривала книгу". "Три девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком". "От радости (отчего?) она захлопала в ладоши".

Источники:

  • Имя существительное как часть речи

Существительное - одна из наиболее часто употребляемых частей речи в русском языке. Ее применяют для обозначения предметов, однако она может выполнять и другие функции. Какими признаками она может обладать?

Имя существительное, которое часто называют просто существительным, - особая часть речи, спектр применения которой в русском языке весьма широк. Достаточно часто оно применяется для обозначения различного рода предметов (например, ), но могут обозначать также действия (например, бег), состояния (например, страх) или качества (например, ) предметов и лиц. Все эти варианты имен существительные объединяет тот факт, что они должны отвечать на вопрос «Кто?» или «Что?».

Морфологические и синтаксические признаки существительного

К числу морфологических признаков этой части три основных категории - род, падеж и число. При этом каждый из этих признаков имеет вариативный характер, хотя степень этой вариативности может различаться. Так, в русском языке существительное может принадлежать к одному из трех родов (мужскому, женскому или среднему), находиться в одном из шести падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном или предложном), иметь форму одного из двух чисел (единственное или множественное). При этом изменение по падежам и числам принято называть склонением.

К числу синтаксических признаков этой части речи относятся позиции, которые имя существительное может занимать в предложении. Так, чаще всего оно выступает в качестве подлежащего, информируя о том, что или кто является субъектом совершаемого действия. Однако оно может выступать также в качестве дополнения, определения (в основном согласующегося с остальными членами предложения посредством предлогов), обстоятельства (например, обстоятельства места) и других членов предложения.

Прочие признаки существительного

Следующей группой признаков, которые принято выделять в отношении имени существительного, являются так называемые лексические признаки. Они подразделяются на две основные группы: имена собственные, обозначающие имена и названия уникальных предметов, и имена нарицательные, обозначающие общие категории предметов, сходных между собой. Так, примером имен собственных могут служить Мурка, Иван Иванович, Эльбрус, тогда как к числу нарицательных имен будут относиться кошка, человек и гора.

Кроме того, все предметы, обозначаемые именами существительными, разделяются на одушевленные, то есть являющиеся представителями живой природы, и неодушевленные, то есть относящиеся к неживой природе. Отличить их между собой достаточно легко: первые отвечают на вопрос «Кто?», вторые - на вопрос «Что?». Кроме того, существительные иногда подразделяют на конкретные, вещественные, абстрактные, собирательные и единичные в зависимости от класса предметов, которые они обозначают.

Видео по теме

Источники:

  • Каковы признаки имени существительного как части речи?

1) выработать умение составлять и выделять из предложения словосочетания определенной структуры, находить грамматическую основу предложения и выделять члены предложения;
2) развивать языковое мышление, зрительную память;
3) воспитывать культуру речи.

Оборудование: компьютер, проектор.

Все этапы урока отражены в презентации (Приложение) .

Ход урока

I. Орфоэпический тренинг:

красивее, баловать, торты, звонит, средства, столяр, туфля, хозяева, черпать, щавель, облегчить, осведомиться, цыган, начать, начал, начала, начали, начавший, начав, ремень, дочерний, свекла, афера, опека, кухонный, крапива, верба, арбуз, завидно, каталог, некролог, танцовщик, облегчить, усугубить, сканер.

– Каких слов нет в вашем словаре? Запишите.

II. Орфографический тренинг:

III. Работа по теме урока.

– Используя слова из орфографического тренинга, составьте словосочетания, которые соответствовали бы следующим моделям:

  • глагол + существительное;
  • существительное + существительное;
  • глагол + существительное с предлогом;

– Выполните синтаксический разбор данных словосочетаний.

– Замените глагол существительным, чтобы получилась модель: существительное + существительное с предлогом (участие в соревнованиях).

Вывод: какова роль имени существительного в словосочетании?

(Оно может быть в роли главного и зависимого слов.)

– Составьте с любым из этих словосочетаний предложение и запишите его в тетрадь.
– Подчеркните грамматическую основу и существительные как члены предложения.
– Охарактеризуйте данные предложения?
– Какие члены предложения выражены именем существительные?

IV. Работа с учебником.

– Откройте учебник на странице 150 и ответьте на вопрос: “В роли каких членов предложения еще могут выступать существительные?”

По данным схемам (упражнение 340) составьте предложения и устно разберите одно существительное как часть речи.

1-й ряд – схема № 1.

2-й ряд – схема № 2.

3-й ряд – схема № 3.

Вывод: какова роль имени существительного в предложении? (Ответ на странице 150 учебника.)

V. Литературная викторина >по текстам произведений, изученных в 5 классе.

Текст № 1. Л. Н. Толстой “Кавказский пленник”.

Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками. На шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.

Текст № 2. В.П. Астафьев “Васюткино озеро”.

Качнулись, заскрипели отжившие свой век сухие деревья. Над озером заполошной стаей закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья. Застонали гагары, вещая непогоду. Озеро подернулось морщинами, тени на воде заколыхалась, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно.

Текст № 3. В. Г. Короленко “В дурном обществе”.

А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно.

Текст № 4. В. Г. Короленко “В дурном обществе”.

Наружность его не имела в себе ничего аристократического. Роста он был высокого, крупные черты лица были грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что – то обезьянье; но глаза, сверкавшие из – под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум.

Текст № 5. И. А. Бунин “Косцы”.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.

– Что объединяет все эти тексты? (Тип речи – описание.)

Текст №.1.

– Найдите словосочетание, в котором прилагательное выступает в роли существительного

Какой это способ образования слов?

– Найдите несклоняемое существительное. Определите род (монисто – средний род).
– Найдите устаревшее слово (полтинник).

Текст № 2.

– Найдите два словосочетания, соответствующие модели: существительное + существительное с предлогом.

– Какое слово вы не знаете? (Заполошной – неспокойной.)

– Найдите существительное, образованное приставочным способом. (Непогода.)

Текст № 3

– Найдите существительное, образованное суффиксальным способом (колокольчик).
– Какое значение имеет этот суффикс?

Текст № 4.

– Найдите словосочетание, соответствующее модели: глагол + наречие (врозь);
– Какой вид подчинительной связи слов в данном словосочетании? (Примыкание.)
– Найдите существительные, образованные суффиксальным способом? (Наружность, подвижность, проницательность.)

Текст № 5.

– Найдите существительные, образованные бессуфиксным способом (глушь, даль, синь).
– От каких слов они образованы (глухой, далекий, синий).

VI. Игровой момент (“Четвертый лишний”).

  1. фальшь, утварь, мозоль, каракуль;
  2. шампунь, рояль, тюль, роскошь;
  3. сумерки, чернила, ножницы, туфли;
  4. узники, санки, ковры, близнецы;

Ответы: каракуль, роскошь, туфли, санки.

VII. Итоги урока.

– Какую роль играют имена существительные в словосочетании и предложении?

IX. Домашнее задание : §25, упражнение № 347, выполнить синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Сорока Ольга Александровна

КГУ «ОСШ № 56» учитель начальных классов

Тема. Роль имени существительного в предложении

Цели урока:

Обучающие:

Развивать умение правильно ставить вопрос к имени существительному в предложении и определять синтаксическую роль слов этой части речи.

Развивающие:

Формировать умение правильно использовать имя существительное как синтаксическую единицу, способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому языку, толерантность, чувство взаимопомощи, патриотизм.

Оборудование : учебники, тетради, опорный материал, компьютерная презентация.

Оргмомент.

Учащиеся сидят группами, по 5-6 человек в каждой.

Тип урока : интегрированный

Технология обучения: элементы интерактивной и информационно- коммуникативной технологий, элементы развивающего обучения, элементы межпредметной интеграции, элементы личностно-ориентированной технологии, КСО.

Ход урока:

Речь учителя.

Сегодня у нас необычный урок. Вместе с изучением роли имени существительного в предложении мы обобщим знания из познания мира. Повторяя правила синтаксиса, закрепляя ваше умение синтаксического разбора, будем беседовать о нашем родном государстве Казахстане, о символах РК, знаменательных датах и событиях.

Давайте оформим тетради и приступим к работе (число, классная работа).

Повторение изученного по познанию мира:

Как называется наше государство?

Какой большой праздник отмечало наше государство 16 декабря?

- 16 декабря весь наш народ отмечает праздник «День независимости». (Слайд №1) Независимость – это когда страна сама решает все свои вопросы. Вопросы трудные – политического, экономического, социального характеров. Независимость Республики подтверждается тем фактом, что Казахстан сегодня идет своим путем. 16 декабря 1991 года был провозглашен этот праздник.

- В стране происходят добрые перемены, вселяющие радость и надежду. Обретя независимость, наш народ избрал своего президента – Назарбаева Нурсултана Абишевича (Слайд №2).

Была принята новая Конституция, Казахстан признали более ста стран мира. Казахский язык обрел статус государственного.

На каллиграфическую минутку.

Над Казахстаном орел молодой
Стал символом счастья, свободы.
Раскинул он крылья над нашей страной
И дружбой сплотил он народы.

Как и все государства, Республика Казахстан имеет свои государственные символы. День рождения государственной символики – 4 июня 1992 года. (Слайд № 3)

Вот уже 20 лет национальной независимости Казахстана сопутствуют государственные символы. Это Государственный Герб Республики Казахстан, Государственный Флаг Республики Казахстан, Государственный Гимн Республики Казахстан (рассказы подготовленные учащимися о государственных символах).

1 ученик: (Слайд № 4) Герб Казахстана имеет форму круга. В мире совершенной формой считается шар. А круг, как самый близкий к этому совершенству элемент очень ценится у кочевников. Центральным элементом является шанырак, который олицетворяет собой очаг, целостность мира и является символом первоосновы государства - семьи. Шанырак с входящими в него лучами олицетворяет объединение многих народов. Важная часть герба - два мифологических коня, т.к. вся жизнь кочевников связана с конем. Кони как бы оберегают шанырак с двух сторон. Пятиконечная звезда использована как символ счастья, мира, знака вечности. Звезды наравне с луной и солнцем считались священными. Поэтому на нашем Гербе золотая звезда является символом высоких помыслов и зовущей за собой мечты, слово «Казахстан» вычерченное на Гербе, сложилось в результате длительного развития казахской нации. Колосья обозначают богатство Родины.

2 ученик: (Слайд № 5) Флаг Республики Казахстан голубого цвета, что символизирует единение и безоблачное небо, мир и благополучие. Золотое солнце с лучами -символизирует богатство и покой, лучи- дружбу всех народов, проживающих в стране. Парящий степной орел символизирует щедрость и зоркость, высоту помыслов.

3 ученик: (Слайд № 6) Государственный Гимн Республики Казахстан это произведение, вобравшее в себя всю глубину народного богатства, его историю, мечты, чаяния, цели и стремления. В жизни любого государства гимн играет большую роль. Он сплачивает граждан страны. Им открываются официальные встречи руководителей государств. Гимн исполняют на торжественных праздниках, военных парадах, спортивных соревнованиях. Слушают Гимн стоя, показывая уважение к главной песне своей страны.

Каллиграфическая минутка.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

- Давайте подготовим ваши пальчики к работе, поднимите правую руку и повторяйте за мной:

Этот пальчик (большой) – дедушка,

Этот пальчик (указательный) – бабушка

Этот пальчик (средний) – папа,

Этот пальчик (безымянный) – мама,

Этот пальчик (мизинец) – я,

Вот и вся моя семья. (потрясти руками).

На доске записано слово символы.

Прочитайте это слово, закройте глаза и произнесите его вслух.

Давайте закроем глаза и попробуем прописать слово «символы» в воздухе.

Давайте посмотрим, как звучит это слово в предложении .

На доске: Приняли новые государственные символы. (Выделить главные члены предложения)

Что такое грамматическая основа? (главные члены предложения)

Назовите главные члены предложения?

Назовите второстепенные члены предложения?

Какую большую тему мы изучаем? (имя существительное)

Что такое имя существительное? (имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? Что?)

Как членом предложения чаще всего является имя существительное? (имя существительное чаще всего в предложении является подлежащим)

Каким еще членом предложения может быть имя существительное? (дополнением)

Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

(Имя существительное)

-Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи.

Послушайте стихотворение А.А. Фета и ответьте, в чём его необычность?

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пышность розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря, заря!..

Афанасий Фет.

( Стихотворение состоит практически из одних существительных, а нам все понятно )

Вот какая замечательная и интересная часть речи – имя существительное. Буквально каждое наше второе сказанное слово – существительное. Сколько же их в стихотворении Фета? Назовите их.

Ребята, посмотрите внимательно, если в этом стихотворение глаголы?

Можно сказать, что это стихотворение «безглагольное»?

Какой пейзаж мы с вами представляем, когда слышим это стихотворение?

( Особой отличительной чертой этого стихотворения является то, что оно состоит из существительных. Здесь нет глаголов, которые бы совершали действие. Оно «безглагольное», в нем нет резкого движения. Но мы видим пейзаж, который описывает автор. Все вокруг замирает от восторга и умиления, глядя на героев. Их светлое и чистое чувство подобно заре, такое же светлое чувство поселяется и в душе после чтения стихов поэта .)

Всю эту смысловую нагрузку несут существительные. Вот какая важная эта часть речи.

О, Казахстан, как ты велик!
Люблю тебя за твой могучий лик:
За степи, горы, реки и моря,
За то, что ты – Родина моя!

На слайде № 7 записано два предложения.

Народ избрал.

Народ избрал своего президента

- Посмотрите на эти два предложения и скажите, чем они отличаются друг от друга?

Предложения, которые состоят только из грамматической основы, называются нераспространенными. А предложения, в которых есть второстепенные члены, называются распространенными.

Давайте прочитаем правило в учебнике, откройте учебники на стр. 129.

Какие предложения называются нераспространенными? Какие предложения называются распространенными?

Задание по группам: слайд №

1 группа: ВЫПИСАТЬ НЕРАСПРОСТРАННЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

2 группа: ВЫПИСАТЬ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Запись предложения: Слайд № 8

Мой Казахстан! Ты – Родина моя!
Твоих степей бескрайние просторы
Душой и сердцем я люблю.
Люблю твои серебряные горы.
Я верю, что наступит новый век,
Пройдут года серьезных испытаний .
Придет на смену новый человек.
И принесет он много новых знаний.

Запишите и подчеркните все имена существительные, которые есть в этом стихотворении.

Назовите грамматическую основу этого предложения (пройдут года)

Давайте подчеркнем грамматическую основу. Какой частью речи выражено подлежащее? Какой частью речи выражено сказуемое?

Вопрос на сообразительность:

Почему в предложении слово испытаний является дополнением, ведь оно, как и слово года, тоже является существительным? Значит, и оно может быть подлежащим. Опровергните мой ответ или согласитесь.

(Не может слово испытаний быть подлежащим, потому что оно, отвечает на вопрос чего?, а подлежащее отвечает на вопросы Именительного падежа кто?, что?)

На какие два вида делятся члены предложения? (Главные Второстепенные)

Назовите их. (подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение)

На какие вопросы отвечает подлежащие? Кто? Что? (Вопросы именительного падежа) Кто такой предмет? Что такое предмет?

На какие вопросы отвечает сказуемое?

На какие вопросы отвечает обстоятельство

Где?

Куда?

Откуда?

Как подчёркивается? __________ _ _ _ _ _

На какие вопросы отвечает дополнение?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чём?

(Вопросы косвенных падежей)

Какую синтаксическую роль выполняет имя существительное в нашем предложении? (подлежащее и дополнение)

Значит, имя существительное может быть и подлежащим и дополнением.

Давайте прочитаем правило на стр. 130

Чтобы закрепить вопросы косвенных падежей, давайте с вами просклоняем слово человек.

Ребята, а кто знает, сколько человек проживает в Казахстане?

- Современный Казахстан – стремительно развивающееся государство. В Казахстане единой семьей живет 15 миллионов человек, представителей более ста национальностей и народностей. На казахском, русском, уйгурском, немецком, корейском, татарском языках издаются книги и газеты, работают национальные театры, эстрадные ансамбли, передаются национальные программы радио и телевидения. Всех нас, людей разных национальностей, объединяет общее: Мы - народ Казахстана. И в этом Казахстан - уникальное государство, с многообразием культур и религий.

1 чтец: Дружба народов не просто слова.

Дружба народов навеки жива,

Дружба народов - счастливые дети,

Колос на ниве и сила в расцвете.

2 чтец: Дружба народов - бескрайний простор,

Мир и согласие, девичий хор,

Звонкая песня его, молодого,

Сад винограда возле дома родного.

На заключительный этап урока

О, Казахстан, страна моя,
Совсем иным ты стал при нас,
Что ты когда-то жил страдая,
Нам трудно верится сейчас.

Что значит независимое государство?

Слайд № 9

- 16 декабря 1991 года является Днём Независимости РК. Давайте проследим, какие события происходили со дня приобретения статуса независимости.

В 1 декабря 1991 года впервые в истории прошли всенародные выборы первого президента республики. При абсолютном большинстве голосов им стал Н.А. Назарбаев.

Слайд № 10

2 октября 1991 года впервые в космос устремился сын казахского народа Т. Аубакиров. Своим полётом он возвестил на всю планету, обретённую Казахстаном свободу и независимость.

Слайд № 11

В 1993 году была выпущена национальная валюта тенге.

Слайд № 12

30 августа 1995 года –принята новая Конституция Республики Казахстан

Слайд № 13

30 сентября 1996 года - Казахстан подписал Договор о запрете ядерных испытаний в г. Семипалатинске

Игра «Составь пословицу» Слайд № 14

Как вы понимаете пословицу: «Тот герой, кто за Родину горой»?

Казахстан – наше Отечество, наша Родина. Что значит Отечество? А почему мы его называем Родиной?

Сейчас вам предстоит составить пословицы про Родину из слов, которые вы видите на доске. На доске написано только начало, вам нужно вспомнить продолжение. Каждая команда составляет по две пословице. Какая команда справится быстрее

Одна у человека мать -…(одна и Родина)
Тот герой…(кто за Родину горой)
Для Родины своей…(сил не жалей)
Не будь сыном отца…(а будь сыном народа).

Итог урока:

- Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину, чтобы вспомнить все, о чем мы с вами говорили на уроке. Каждой команде я буду по очереди задавать вопросы, если одна команда не знает ответа на вопрос, то вопрос переходит к следующей команде.

    Какой город является главным городом Казахстана? (Астана)

    Почему? (Это столица.)

    Что такое имя существительное?

    Какую синтаксическую имя существительное выполняет в предложении?

    Когда отмечается День Независимости Республики Казахстан?

    Какие государственные символы есть у Казахстана?

    Назовите главные члены предложения? Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?

    Назовите второстепенные члены предложения? Что такое дополнение?

    Что мы можем сделать для процветания нашей республики, нашего государства?

    Когда была принята национальная валюта тенге?

Домашнее задание. Слайд № 16

Стр. 129, 130 выучить правило

Стр. 130 упр. № 293

Тема урока: Имя существительноекак часть речи, его роль в предложении

Цельурока:

  1. повторить, обобщить, закрепить знания и навыки учащихся, полученные в 5 классе, об имени существительном:

Общее значение;

Морфологические признаки;

Синтаксическая роль;

2) активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать речь, память учащихся, обогатить словарь;

3) воспитать уважительное отношение к пожилым людям, привить правильное поведение в семье

Эпиграф к уроку (на доске)

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Пословица.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Запишите, пожалуйста, дату:

Ребята, давайте зарядимся хорошим настроением, потому что с положительными эмоциями легче работать.

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)

II. Вступительная беседа

Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да)

Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (нет)

Т. е. представления у людей о счастье разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место – самое важное и т. д.). Детям розданы листы, на которых напечатано следующее:

Зачитываю слова

карьера

материальные блага

отдых

дети

семья

Какое слово вы поставили на первое место? (Семья?)

По очереди называют слово. (3 человека) (А почему вы считаете. что это слово семья?

Потомучто семья –это главное в жизни человека.

Да, действительно. Семья –это главное в жизни человека.В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?);

А какой частью речи является слово « семья?» (Имя существительное)

В каком разделе языкознания изучается имя существительное?

Дети называют: Морфология

Совершенно верно. Мы приступаем с вами к изучению главного раздела языкознания –Морфологии.

И открывает этот раздел часть речи- имя существительное

И тема нашего сегодняшнего урока « Имя существительное как часть речи. Его роль в предложении». Запишите тему урока в тетрадях.

Ребята, с этой проблемой мы с вами встречались в 5 классе, первоначальные знания получали в начальных классах. И поэтому сегодня мы ставим перед собою цель:

повторить, обобщить, закрепить знания и навыки, полученные в 5 классе, об имени существительном: а именно

Общее значение;

Морфологические признаки;

Синтаксическую роль.

А теперь вновь вернемся к имени существительному «семья»

Что такое семья? Каково лексическое значение этого слова?

Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.

На сегодняшнем уроке мы с вами при работе с текстами будем говорить о семье и ее семейных ценностях. Поэтому еще одну проблему должны мы решить на уроке - сформулировать ценностные ориентации и правила поведения в семье.

Итак, приступаем к решению задач нашего урока

Вспомним грамматическое значение существительного, морфологические признаки, синтаксическую роль

К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громы-хание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

Определим синтаксическую роль имени существительного в предложении. Запишем предложения в тетрадях. Третье предложение разберем на доске синтаксически.

Вывод: какова синтаксическая роль имен существительных в предложении?

О чем говорится в этих предложениях? (О семье).

Правильно. Можно ли назвать эти предложения текстом?

(Нет.Они не связаны между собой грамматически)

А что такое текст? (Ответ)

Следующий этап урока – работа с текстом. Текст на экране. И текст перед вами.

Прочитайте его и обратите внимание, что выделенные существительные стоят в начальной форме.

Поставьте их в нужную форму.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы

Дедушка.

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; рука и нога у него дрожали от старость: несёт ложка ко рот и суп расплескивает.

Не понравилось это сын и невестка: перестали они отец за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняная чашка. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отец из старая деревянная миска.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол и складывает что – то из щепочек.

Коробочка, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянная коробочка кормить.

Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старик за печь прятать, из деревянная чашка кормить.

К. Д. Ушинский

Анализ лингвистического материала.

(Зачитывается правильный вариант текста.(по абзацам)

Дедушка.

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплескивает.

Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что – то из щепочек.

Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.

Коробочку, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.

Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.

К. Д. Ушинский

Обсуждение текста и заглавия к нему)

Докажите, что это текст (все предложения связаны общей темой, общей основной мыслью и грамматически)

Почему К. Д.Ушинский назвал этот текст «Дедушка»?

А кто такой дедушка?

Какова этимология этого слова? Вам было дано задание: найти зтимологическое значение слова дедушка. Проверим, как вы справились с этим заданием. (Сережа и Захар). Еще есть дополнения?

1) То же, что: дед; отец отца или матери

2) Старый человек, старик (с оттенком уважительности, доброжелательности).

3) а) перен. Родоначальник, основоположник чего-либо.

4) военн., жарг. старослужащий срочной службы

Какова основная мысль этого текста? Чему он учит, какие нравственные качества воспитывает? (О семье, об отношениик пожилым, о правильном семейном воспитании). Ответы детей

К какому жанру относится текст?По жанру – это нравоучительная басня. А каждая басня имеет мораль.Что такое мораль? Вы,наверное обратили внимание что, в тексте нет собственных имен существительных? (Потому что эта нравоучительная басня носит поучительный характер, она описывает не единичный, а типичный случай, пример из жизни).

К какому стилю относится текст? Тип речи?

А сейчас, ребята вы получите тестовые задания. Выберите правильный вариант ответа. Сделали? Проведите взаимопроверку. Сверьте свои ответы с соседом по парте. А теперь смотрим на слайд. Совпадают ли ваши ответы? Если да, то з заданием справились.

Тест

1. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.

А) Ненужный, использованный;

Б) слабый, немощный от старости;

В) плохой, скверный.

2. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?

А) Они не хотели общаться с отцом;

Б) отец стал неаккуратно есть;

В) отец стал их обижать.

3. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?

А) Любовь к детям;

Б) любовь к престарелым родителям;

В) умение уважать старость.

4. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.

А) Любишь кататься – люби и саночки возить.

Б) Сделав худо, не жди добра.

В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.

Ребята, а теперь проанализируем морфологические и синтаксические свойства данного слова?

(Это сущ-е муж.рода,1 склонения, изменяется по числам и падежам, одуш.

падеж ед. ч. мн. ч.

Просклонять данное сущ-е во мн.ч. (выходит ученик)

Им. де́душка де́душки

Р. де́душки де́душек

Д. де́душке де́душкам

В. де́душку де́душек

Тв. Де́душкой де́душкою де́душками

Пр. о де́душке о де́душках

Сделать морфемный и словообразовательный разор слова дедушка

Корень:-дед-; суффикс: -ушк; окончание: -а

Какое значение имеет суффикс (уменьшительно-ласкательное)

Подберите синонимы к слову дедушка. дед, праотец , старик, родоначальник, основоположник , дембель, старослужащий

Подберите антонимы:

бабушка;младенец, ребёнок, юноша

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Какой яркий фразеологизм есть в русском языке?

На деревню дедушке

Учитель: Поработаем с карточками. Заполним их примерами из текста, и, вместе с тем, вспомним морфологические категории имен существительных. (Задания по рядам: 1 ряд заполняет 1-ую колонку, 2-й – вторую и т.д.)

Склонение имен существительных

I склонение

II склонение

III склонение

Дедушка

Молодец

мать

Рука

Рот

старость

Невестка

Суп

печь

Чашка

Дитя

Щепочка

Старик

коробочка

сынок

Проверка

Учитель: Ребята, а какие еще изученные вами орфограммы есть в этом тексте?

1) (Падежные окончания имен существительных: Старости (3 скл., ж.р., Р.п.), невестке(1 скл., ж.р., Д.п.).

2)Правописание О-Е после шипящих: Молодцом (ударная позиция), полотенцем (безударная позиция).

5)Учитель: Ребята, найдите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дедушка, сынок, щепочек, коробочка, тятенька, дитятко)

(У сущ. чашка, миска, ложка - к входит в состав корня).

6). Ребята, эти существительные образованы с помощью суффикса, а как еще могут образовываться существительные? (Приставочным способом, приставочно-суффиксальным, сложением и т. д.)

7) Найдите в тексте существительные с нулевым окончанием (сынок, пол, стол, старик, печь, сын, мать и т.д.)

8) А теперь вспомним о синтаксической роли имен существительных.

Подчеркните существительные в последнем абзаце как члены предложения (Отец с матерью – подлежащее; старика – дополнение; за печь – обстоятельство места; из миски – обстоятельство).

Физкультминутка.

Итак, мы повторили грамматическое значение имен существительных, морфологические признаки и синтаксическую роль.

Тестирование

1.Какого признака нет у существительного:

А) рода

Б) числа

В) падежа

Г) времени

2. Имя существительное не изменяется по:

А) родам

Б) числам

В) падежам

Г) склонениям

3. Найдите существительные 1 склонения:

А) тенью

Б) полотенцем

В) семьей

Г) стол

4.Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:

А) вермишель

Б) такси

В) фальшь

Г) пальцы

5. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:

А) у дорог..

Б) о книг…

В) в сумк…

Г) о песн…

6.В каких существительных нужен Ь:

А) нет крыш..

Б) мощ..

В) камыш…

Г) полноч…

Роль имени существительного в речи.

Ребята, в начале урока мы с вами узнали, что на 100 слов в русском языке

приходится 40 имен существительных. И пришли к выводу что это самая употребляемая часть речи. А какова же роль имен существительных в речи?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим картину к рассказу Максимова «Дедушка и внучка».

Какими существительными можно «нарисовать» эту картину?

- Какова роль имён существительных?

(Делается вывод о том, что с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т. д.)

А каковы жизненные правила ж по отношению к старикам в семье.

(Забота и уважение)

А какие правила нужно нужно еще добавить, чтобы семья была дружной? Чтобы царили любовь и согласие? И чтобы к пожилым людям в семье относились с заботой и уважением?

(Во- первых, это внимание и понимание. А затем доверие. Доброта, дружба, помощь и т.д.)

Запишите эти существительные, определите род и склонение.

Существительные помощь и любовь поставьте в форму родительного, дательного и предложного падежа (на доске) и вывод.

Существительные на –ие- Понимание, внимание, уважение поставьте в форму предложного падежа.

Вывод: В чем особенность склонения таких существительных?

Ребята, вернёмся к нашим карточкам, где вы на первое место поставили слово «семья». А наш класс может быть семьей? (Да, это наша школьная семья, в которой должны жить нравственные законы. Какие, ребята? (Дружба, доброта, отзывчивость и помощь)

Итог урока. Вернемся к эпиграфу нашего урока. «Дерево держится корнями, а человек семьей». Какова основная мысль данной пословицы (как дерево питается корнями, так и у каждого человека есть корни - это наши дедушки и бабушки. И чем у человека больше корней, тем он прочнее стоит на ногах.

В заключении урока мы с вами проведем следующую коллективную работу:

Выберите пословицы и поговорки и предложенных ниже, которые бы соответствовали поднятой в тексте К.Д.Ушинского «Дедушка» проблеме воспитания в семье,уважения к пожилым.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Посади на печь дедушку, тебя внуки посадят.

Уважай старика, сам будешь стар

Слава сына - отцу отрада.

Какое дерево, такие у него и листочки.

Яблоко от яблони недалеко падает

Какова мать, такова и дочь.

Каков отец, таков и сын.

В своей семье не велик расчет.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Рефлексия

Выставление и мотивировка оценок.

По какой теме урока мы работали? Что же вспомнили об имени существительном? Я предлагаю свои мысли высказать в синквейнах.

VII. Информация о домашнем задании. Комментарий учителя по каждому заданию.

Варианты домашних заданий:

1) Написать небольшое сочинение на тему «Один день из жизни моей семьи»

2) Инд. задание:написать мини- сочинение на тему « Для чего нужны имена существительные?»