Цели организации

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е. говоря иначе, цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Невозможно переоценить значимость целей для организации.

Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система построения мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов конкретных работников, подразделений и организации в целом.

По установившемуся мнению, существует два типа целей с той точки зрения, какой период времени требуется для их достижения. Это долгосрочные и краткосрочные цели. В принципе, в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, - долгосрочные цели. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные промежутки для краткосрочных и долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного года, и соответственно долгосрочные цели достигаются через два-три года.

Разделение на долгосрочные и краткосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации (желательное состояние которых выступает в виде общих целей организации), так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяются четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими областями являются:

  • доходы организации;
  • работа с клиентами;
  • потребности и благосостояние сотрудников;
  • социальная ответственность.

Как видно, эти четыре сферы касаются также интересов всех влияющих на деятельность организации субъектов, о которых говорилось ранее при обсуждении вопросов миссии организаций.

Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

  • прибыльность, отражаемая в, показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.п.;
  • положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;
  • производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.;
  • финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.;
  • мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т.п.;
  • разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта и т.п.;
  • изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т.п.;
  • человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.;
  • работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.;
  • оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п.

Краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются конкретизацией и детализацией долгосрочных целей. Они «подчинены» им и определяют деятельность организации в краткосрочной перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно через достижение краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию и более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.

Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели роста организации. Данные цели отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение. Соответственно этим темпам роста могут устанавливаться цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения. Цель быстрого роста является очень привлекательной, однако, и очень сложной для достижения. Организации, если у нее для достижения данной цели есть все необходимые предпосылки, следует отдавать предпочтение именно этой цели роста. Чтобы справиться с быстрым ростом, руководство организации должно обладать такими качествами, как глубокое понимание рынка, умение выбрать наиболее подходящую часть рынка и сконцентрировать свои усилия на этой части рынка, умение хорошо использовать имеющиеся у организации ресурсы, умение чутко ощущать ход времени и хорошо контролировать во времени протекающие в организации процессы. В случае быстрого роста организации, необходимо иметь опытных менеджеров, умеющих рисковать. Стратегия организации должна быть сформулирована очень ясно.

Цель стабильного роста предполагает, что при ее достижении организация развивается примерно таким же темпом. Как и отрасль в целом. Данная цель не предполагает экспансии организации, а означает, что организация стремится сохранить неизменной свою долю рынка.

Цель сокращения ставится организацией тогда, когда по целому ряду причин она вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом, либо даже в абсолютном выражении сокращать свое присутствие на рынке. Постановка такой цели отнюдь автоматически не означает, что у организации протекают, кризисные явления. Например, после периода быстрого роста может возникнуть необходимость сокращения. Здесь проявляется одна из интересных особенностей трех данных целей роста. Являясь совершенно различными по своей направленности, они могут спокойно, последовательно совмещаться во времени, сменяя одна другую. При этом отсутствует какой-либо обязательный порядок в следовании у этих целей одна за другой.

Как говорилось ранее, цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.

Во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников организации. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации.

Во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации.

В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты;

В-четвёртых, цели должны быть конкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь, кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию ее достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать ее, а, следовательно, знать, что их ожидает впереди.

В-пятых, цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели - долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также важно всегда помнить, что совместимости требуют цели роста и цели поддержания стабильности.

В-шестых, цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую роль среди субъектов влияния на организацию и заинтересованных в получении прибыли, менеджер, тем не менее, должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые бы обеспечивали большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе. Так как покупатели (еще один субъект влияния на организацию) играют в настоящее время ключевую, роль для выживания организации, менеджеры при установлении целей должны учитывать их интересы, даже если они ведут к сокращению прибыли за счет уменьшения цены или увеличения издержек для повышения качества продукта. Также, при установлении целей необходимо учитывать интересы общества, такие, например, как развитие условий среды проживания в местном масштабе и т.п.

Естественно, что очень трудно свести воедино при установлении целей разнонаправленные интересы субъектов влияния. Собственники ожидают. Что организация обеспечит высокую прибыль, большие дивиденды, рост курса акций и безопасность для вложенных капиталов, Сотрудники желают, чтобы организация платила им высокую зарплату, давала интересную и безопасную работу, обеспечивала условия для роста и развития, осуществляла хорошее социальное обеспечение и т.п. Для покупателей организация должна предоставить продукт по подходящей цене, соответствующего качества, с хорошим обслуживанием и другими гарантиями. Общество требует от организаций, чтобы она не наносила ущерба окружающей среде, помогала населению и т.п. Менеджеры должны учитывать все это и составлять цели таким образом, чтобы в них находили воплощение эти разнонаправленные интересы субъектов влияния.

Приятных Вам дней, уважаемые читатели моего блога! С большим трудом пишу эти строки, так как чувствую, что у меня наступил первый в моей писательской карьере творческий кризис. Не судите строго, если эта статья получиться не такой хорошей, как предыдущие. Итак, сегодня я хотел бы поговорить с вами о процессах достижения поставленных целей. Что это такое и зачем это нужно?

Вся наша жизнь предполагает какой-то смысл. Каждое ежедневное занятие мы делаем с какой-то определенной целью. Например, в школу мы ходим для того, чтобы получить знания (или просто угодить родителям), в магазин – за продуктами на ужин (опять же угодить родным, чтобы у тех вечером было хорошее настроение).

Однако, кроме этого, у многих людей смыслом жизни является совершенствование. Оно определяется стремлением обеспечить свое будущее, в котором жизнь станет еще лучше, чем есть сейчас. Это может быть эгоистическим стремлением, когда польза от исполненного касается только одного человека, либо, наоборот, стремлением обеспечить лучшую жизнь близким и родным. В последнем случае мотивация на успех развивается сильнее, чем в противоположном.

Цель и Мотивация

Кто-то хочет построить просторный дом, чтобы в нем поселилась вся его большая семья. Это — цель.

Строитель понимает, насколько счастливы будут его новоселы, что готов преодолеть любые трудности, которые предстанут ему на пути. Это – мотивация. Кстати,

Просто так держать в голове прекрасную идею не стоит, его нужно воплощать в какой-нибудь реальный план. Он берет в руку листок бумаги и начинает записывать все то, что ему нужно для постройки дома. Когда листок исписан от начала до конца, он берет другой листок и записывает те же самые пункты, но уже в порядке первоочередности. Это – постановка цели.

Затем, уже согласно подготовленному списку, хозяин ищет подходящий участок, стройматериалы, строительную организацию и так далее. Это уже процесс достижения поставленных целей.

Препятствия к цели

И вот дом еще не начал строится, а на пороге уже первая проблема – государственные органы не хотят выдавать соответствующие документы на строительство. Это – препятствие к достижению поставленной цели.

Кажется, что решить эту проблему невозможно. Против лома как говорят… Но наш герой не отчаивается. Он начал думать и задавать себе правильные вопросы, такие как: Почему мне отказали в регистрации? Почему мой сосед смог построить дом, а я – нет? И так далее… Это – поиск пути к преодолению препятствия на процесс достижения цели.

Устранение проблем на пути к цели

И вот, сделав правильные выводы, глава семейства идет к своему соседу и узнает у него нужную информацию, которая поможет решить ему текущую проблему.

На момент завершения стройки ему придется неоднократно оказываться в случае, Но настойчивость и вера в себя доведет строителя до заветной цели.

Надеюсь этот пример можно будет представить некоторым шаблоном, в которой можно вставить любой другой процесс. Алгоритм процесса достижения поставленных целей будет одинаковой, какую цель вы бы перед собой не поставили. На этом и желаю Вам успехов. Спасибо за внимание!

Ø О способах жизни

Ø Понятие стратегии

Ø План

Спортивный характер

Ø Мотивация

Ø Препятствия

Ø Гибкость мышления – гибкость стратегии

Ø Самодисциплина

Ø Что мешает воспитать в себе спортивный характер

Ø Качества необходимые тому, кто руководит собой и другими.

Ø Когда придет успех?

Ø Стратегия и тактика взаимоотношений

Ø Как не позволить собой манипулировать

Ø Контакты

Ø Учебная информация

Ø Аффирмации

Ø Где взять такую голову, чтобы все это переварить?

Ø Закон финансовой стабильности

Ø Профессиональная паранойя

Ø Закон успешной конкуренции

О способах жизни

Существует немало способов жить, среди которых можно выделить два основных потока: активный и пассивный. Один из них и выбирает каждый из нас вследствие своих склонностей, ценностей, черт характера.

Большинство людей предпочитает жить пассивно, ожидая, когда жизнь подтолкнет их к кому-то, к чему-то, зачем-то, куда-то, подкинет идеального спутника или идеальное занятие, ситуацию. Во всем этом названное большинство берет на себя только один груз: во всех своих проблемах обвинять близких, судьбу, страну, религию.

Активность – черта других людей, героев книг, журналов, кино, телевидения и радио. Они потому и попадают под их свет, поскольку интересны: все время движутся, активно изменяя себя и мир вокруг себя. Эти люди в один прекрасный день (кто-то в 5 лет, кто-то в 35) поняли, что они – хозяева своей жизни, своей судьбы. Они почувствовали, что только они сами знают, какой должна быть их жизнь и только они сами, руками и головой могут сделать эту жизнь такой, какой хотят ее видеть.

Секрет их успеха прост: они хотят, они знают, чего хотят. Они могут этого достичь и знают, как это сделать. А главное – они это делают.

Такова природа человечества, что все чего-то хотят, многие хотят очень много, а некоторые хотят все. В этом есть определенный эволюционный смысл: природа наделила нас желанием менять и меняться с целью нашего развития и самосовершенствования.



Рано или поздно наши желания сталкиваются с желаниями других людей, противоречат, противостоят друг другу. А иногда, благодаря им, этим желаниям, мы попросту губим не только все хорошее, что может быть между людьми, но и друг друга вцелом.

Суть счастливой и удачливой жизни, о чем я буду говорить на протяжении всей этой части книги, ее основной принцип – уметь принимать мир и других людей с их желаниями, а не отвергать и не бороться с ними. Человек, по-настоящему любящий себя, людей, свою жизнь, мир, чувствует себя и свое существование в этом мире неотъемлемой частью его, необходимым компонентом, и потому, менее всего сталкивается с трудностями и неприятностями. Постольку, поскольку воспринимает их не как препятствия, а как обучающие ситуации, без которых он не сможет двигаться дальше, поскольку не имеет необходимого опыта и информации, необходимых для этого.

Умение гармонично вписываться в мир, реализовывать себя, контактировать с другими людьми похоже на игру с определенными правилами. И поскольку эти правила существуют, то, почему бы, не следовать им, и не жить так, как вы хотите жить, благодаря этим правилам?

Весь мир, действительно, театр, и люди в нем, действительно, актеры. Неважно, нравится вам такое положение вещей или нет, поскольку это факт.

Мы живем в сотворенном нами самими

Электрическом свете,

И, что всего комичнее,

Веруем или не веруем в Солнце.

Карл Густав Юнг

Важно то, кем вы хотите быть в этом театре: звездой или статистом.

Так или иначе, мы все с рождения обучены каким-то играм, способам взаимоотношений с другими людьми, помогшим нам все же как-то утвердить свою индивидуальность, не смотря на попытки наших воспитателей сделать нас похожими на них самих. Эти игры в чем-то имеют прообраз, сходство с теми правилами, которые нужны нам для создания того течения жизни, которое мы определяем для себя как полноценное, востребованное, счастливое.

У каждого человека в жизни может быть несколько целей:

Ø сделать карьеру

Ø создать семью

Ø реализовать какие-то способности

Ø достичь определенных высот в самых разных сферах жизни.

И на каждом жизненном этапе одна из этих целей может быть более актуальной и реально достижимой, чем все остальные.

Концепция достижения цели включает в себя тактику и стратегию. Стратегия отвечает на вопрос: «Что достигать и в какой последовательности?», а тактика отвечает на вопрос: «Как достигать?».

Дочитав до этого места, я думаю, вы уже определились в том, кто вы: активный хозяин своей судьбы или побочный продукт любви своих родителей, плывущий по течению.

Трудно сказать,

Кто плывет по течению добровольно

Станислав Ежи Лец

И потому мы можем углубиться в саму стратегию достижения целей.

Закон тактики и стратегии достижения цели

Понятие стратегии

Стратегия – это «что и в какой последовательности», а тактика – это «как».

Существуют вполне конкретные шаги, помогающие достичь успеха:

Ø Четко поставленные цели

Ø Раскрытие и реализация своих личностных качеств

Ø Мышление, ориентированное на успех

Ø И сама стратегия достижения успеха

Само понятие стратегии подразумевает планирование, то есть распределение своих усилий в пространстве и времени. И планирование это начинается с понятия о самой стратегии, поскольку это понятие не укладывается только лишь в повременно распределенную схему проведения каких-либо действий или мероприятий.

Для начала выпишите список всех целей, которые вы хотели бы достичь в жизни и определите, какая из них на данном этапе вашей жизни ближе всех, реально достижима, актуальна (то есть имеет наибольшую потребность и возможность для исполнения). В том числе, следует отметить и то, для какой из них в данный момент времени более благоприятно складываются обстоятельства. А остальные цели отложите до более удобных условий. Однако, следует знать, что иногда наши цели хитроумно переплетаются и приходиться переходить на достижение другой цели для того, что бы с помощью нее достичь основную, ту которую мы запланировали.

Нередко всплывают вдруг обстоятельства, которые, как кажется на первый взгляд, совсем не вовремя. Они нарушают наши планы, продвигая вперед какие-то другие сферы нашей жизни – это значит, что как раз сейчас пришло время для них, для этих сторон жизни, и потому не имеет смысла их игнорировать или отвергать, пытаясь вернуться к запланированному ранее. Все приходит к нам вовремя. Лучше подкорректировать планы.

Вовсе не обязательно достижение разных целей укладывается в какой-то последовательный план. Бывает и так, что чередуются между собой этапы достижения различных целей. Бывает, что, натыкаясь на достаточно сложное препятствие в достижении одной цели, мы вынуждены временно оставить этот путь для того, что бы накопить достаточно знаний, умений, навыков и опыта для решения этой задачи, сделать, порою очень сложный выбор, принять трудные решения, сориентироваться, осмыслить происходящее, подобрать другой «инструментарий» и другие подходы. А в это время вполне естественно идут вперед другие наши цели. И таковое положение вещей, на мой взгляд, самое оптимальное, поскольку человек, столкнувшийся с трудностями, не впадает от этого в депрессию (если он, конечно, отдает себе отчет в преимуществах сложившихся обстоятельств), а продолжает развиваться.

Все вышесказанное, однако, не значит, что надо планировать сразу всю жизнь, что бы в случае подобного препятствия сразу активно переключаться на что-то другое. Многое, и даже большую часть нашей жизни и тех препятствий, которые в ней встречаются, мы не можем предусмотреть.

Поэтому сконцентрируйтесь, для начала, на чем-то одном, а дальше просто будьте внимательны к жизни и вы найдете подсказки к тому, куда идти. Трудности и препятствия вам укажут на то, что надо бы поучиться, что бы их преодолеть, а отсутствие таковых даст понять, что все вы делаете правильно.

Самое главное, что нужно воспитать в себе для того, что бы эффективно двигаться во всех, заданных вами, направлениях и сферах, это безусловную готовность отложить начатое и переключиться на решение других задач, имеющих большую актуальность.

К сожалению, не все из нас могут похвастаться 100%-ным достижением поставленных целей. Какие-то цели достигаются нами, какие-то нет. Как вы думаете, от чего зависит достижение цели? Задумывались ли вы об этом? Мы задумались и вот, что в итоге у нас получилось для вас узнать.

Факторы, влияющие на достижение цели:

  1. Наличие конкретной цели;
  2. Полное понимание того, что вы хотите действительно достичь поставленной цели;
  3. Наличие ясного мысленного образа цели;
  4. Наличие сильного непреодолимого желания;
  5. Игнорирование и отвержение любых мыслей и сомнений о возможном провале или неудаче;
  6. Наличие веры, уверенности в своих силах и в достижении головокружительного успеха.

Все пункты важны. Давайте посмотрим:

Наличие конкретной цели . Без цели наша жизнь пуста. Мы просто существуем – просыпаемся утром, делаем что-то днем, ложимся спать вечером. И так по кругу. Когда есть цель мы знаем, зачем мы просыпаемся, чем будет занят наш день, помечаем, что мы сделали для того, чтобы приблизиться к цели.

Второй пункт говорит о том, что без уверенности вам будет очень сложно дойти до цели . На пути вас постоянно будут одолевать страхи и сомнения. Все это будет уводить в сторону от цели и рано или поздно вы либо свернете, либо остановитесь, либо повернете обратно.

Четкий мысленный образ по другому называется визуализацией. Визуализируя и повторяя аффирмации, вы проводите такую умственную работу, которая является важной ступенькой к успеху. Когда вы визуализируете, то тем самым по максимуму концентрируетесь и направляете вашу энергию на поставленную цель. Ваш ум в этот момент ориентирован на поиск решения, чтобы добиться своей цели.

Когда вы визуализируете или повторяете позитивные утверждения, вы программируете свое сознание на . С их помощью вы призываете на помощь всю энергию, внимание, намерение и, что улучшает вашу решимость, концентрацию, силу воли и самодисциплину.

Одним из преимуществ визуализации и аффирмаций заключается в том, что вы можете использовать их везде, где вы находитесь, в любое время, без необходимости каких-либо внешних инструментов. Все, что вам необходимо — это ваш ум и наличие свободного времени.

Каждый человек имеет большие цели и чуть поменьше. Визуализация и аффирмации призваны для того, чтобы сделать путь к их достижению легче и интереснее.

Большие цели дают больше радости и счастья. К ним относятся, например:

  • Стать богатым;
  • Приобрести дорогой автомобиль;
  • Купить большой загородный дом с бассейном;
  • Начать успешный бизнес.

Менее крупные цели тоже приносят радость. К ним можно отнести:

  • Добраться до работы вовремя;
  • Проводить больше времени с семьей;
  • Прочитать редкий экземпляр книги;
  • Посмотреть фильм;
  • Меньше кушать.

Непреодолимое желание поможет вам постоянно поддерживать желание дойти до конца и не остановиться на полпути. Это важный момент в достижении цели.

Любые мысли, которые идут вразрез с целью способны сбить вас с пути . Поэтому, чтобы такого не случилось, вы должны всеми силами игнорировать их. Практикуйте позитивное мышление на пути к вашей цели и не давайте сомнениям проникнуть в ваш разум. Думая позитивно и доверяя собственной интуиции, которая начинает работать в направлении поиска решений, вы видите возможности, у вас появляется энергия, чтобы следовать своей цели.

Настойчивость – это фундаментальное качество целеустремленного человека. Жаль только, что не все люди, у которых есть цель, обладают этим качеством. Читайте на нашем сайте, как развить настойчивость. Вера в себя, вера в успех тоже очень важные факторы. Ведь так легко помечтать и потом сказать, что это просто мечта, которая никогда не сбудется. Ведь так легко сдаваться из-за отсутствия веры.

Все просто, не правда ли? Все расписано по пунктам и требования очень просты, все эти навыки можно развить в себе. Но вопрос в другом — сколько людей выполняют все вышеперечисленные требования? Меньшинство! Большинство из нас даже не предполагают, что существуют законы, помогающие нам приблизить момент успеха, и они должны быть соблюдены.

У большинства людей нет четкого представления о том, чего они хотят добиться в будущем. В лучшем случае это некий расплывчатый образ. А как обстоят дела у вас?

Отводите ли вы регулярно время на то, чтобы подумать о лучшем будущем? Вы скажете: «Я не могу выделять один день каждую неделю на раздумья: мне бы справиться с текущими делами!»

Ну так что же: начните с пяти минут в день, постепенно доведите это время до часа. Разве это не прекрасно – проводить шестьдесят минут в неделю за созданием идиллической картины вашего будущего? Многие тратят больше на планирование двухнедельного отпуска.

Обещаем вам: если вы возьмете на себя труд развить в себе привычку к ясности видения своих перспектив, вам воздастся в стократном размере. Вы хотите избавиться от долгов, стать финансово независимым, получить больше свободного времени на отдых, выстроить прекрасные личные отношения? Вы можете добиться всего этого и еще гораздо большего, если у вас будет ясная картина того, чего вы хотите добиться.

Далее вас ждет универсальная стратегия создания «масштабного полотна» предстоящих лет. В следующих главах мы расскажем, как с помощью еженедельных планов работы, совещательных групп и поддержки наставников поддержать и укрепить это ви? дение. Благодаря всему этому вы создадите вокруг себя прочную крепость, неприступную для негатива и сомнений. Давайте начнем!

Зачем ставить перед собой цели?

Сознательно ли вы ставите перед собой те или иные цели? Если да – прекрасно. Однако все же прочтите информацию, которую мы для вас приготовили. Есть шанс, что вам пойдет на пользу укрепление и расширение вашего навыка постановки целей, а в итоге вас посетят новые идеи.

Если вы сознательно не ставите целей, то есть не планируете на бумаге на недели, месяцы или годы вперед, обратите на эту информацию особое внимание. Возможно, она круто изменит вашу жизнь.

Во-первых: что такое цель? (Если вам это не очень ясно, то можно сбиться с курса, еще не начав продвигаться к ее достижению.) За годы работы мы слышали множество ответов на этот вопрос. Вот один из лучших:

Цель – это постоянное преследование достойного объекта вплоть до его достижения.

Давайте посмотрим на значение отдельных слов, из которых состоит эта фраза. «Постоянное» означает, что речь идет о процессе, требующем времени. Слово «преследование» содержит в себе элемент охоты – возможно, на пути к цели придется преодолевать препятствия и барьеры. «Достойный» показывает, что «преследование» себя рано или поздно оправдает, ибо впереди вас ожидает награда, достаточная, чтобы ради нее пережить нелегкие времена. Словосочетание «вплоть до достижения» предполагает, что вы сделаете все возможное для достижения желаемого. Это не всегда легко, но совершенно необходимо, если вы хотите наполнить свою жизнь смыслом.

Умение ставить цели и достигать их – лучший способ понять, чего вы добились в жизни, обеспечить себе ясность видения. Заметьте, есть и альтернатива – просто бесцельно плыть по течению, надеясь, что однажды на вас свалится удача. Очнитесь! Скорее вы найдете крупинку золота на песчаном пляже.

В помощь – контрольный список

Ведущий телевизионного ток-шоу Дэвид Леттерман составляет дурацкие списки «десяти лучших», за которые люди платят деньги. Наш список куда более ценен – это контрольный список, по которому можно проверить, правильно ли вы ставите перед собой цели. Это что-то вроде шведского стола: выбирайте, что вам больше подходит, и пользуйтесь.

1. Самые важные цели должны быть именно вашими

Звучит бесспорно. Однако тысячи людей совершают одну и ту же ошибку: их главные цели формулирует кто-то другой – фирма, на которую они работают, начальник, банк или кредитная компания, друзья или соседи.

На наших тренингах мы учим людей задавать себе вопрос: чего я на самом деле хочу? В конце одного из занятий к нам подошел мужчина и сказал: «Я зубной врач, выбрал эту профессию только потому, что так хотела моя мать. Я ненавидел свою работу. Однажды просверлил пациенту щеку, и мне пришлось заплатить ему 475 тысяч долларов».

Дело вот в чем: позволяя другим людям или обществу определять суть вашего успеха, вы ставите под удар свое будущее. Прекратите это!

На принятие нами решений очень сильно влияют СМИ. Проживая в более или менее крупном городе, вы каждый день слышите и видите около 27 тысяч рекламных объявлений, которые оказывают постоянное давление на наше мышление. С точки зрения рекламы успех – это одежда, которую мы носим, наши автомобили, дома и способ отдыха. В зависимости от того, как у вас обстоят дела со всем этим, вас записывают либо в успешные люди, либо в неудачники.

Хотите еще подтверждений? Что мы видим на обложке большинства популярных журналов? Девушку с шикарной фигурой и прической, без единой морщинки на лице либо красавца-мачо, обязанного своим мускулистым торсом явно не ежедневным пятиминутным занятиям на бытовом тренажере. Вам внушают, что, если вы не выглядите так же, вы – неудачник. Неудивительно, что столько подростков в современном мире борются с пищевыми расстройствами вроде булимии и анорексии, ведь общественное давление не щадит тех, у кого неидеальная фигура или средняя внешность. Смешно!

Решите, каково будет именно ваше определение успеха, и перестаньте беспокоиться о том, что подумают остальные. Долгие годы Сэм Уолтон, основатель Wal-Mart, самой большой и самой успешной розничной сети за все времена, с удовольствием водил старый пикап-фордик, хотя и был одним из богатейших людей страны. На вопрос, почему он не выберет автомобиль, более подходящий ему по статусу, он отвечал: «А мне нравится мой старый фургончик!» Так что забудьте об имидже и ставьте те цели, которые подходят именно вам.

Кстати, если вы действительно хотите водить автомобиль класса люкс, жить в роскошном доме или создать себе захватывающую жизнь, – вперед! Просто убедитесь: это то, что хотите именно вы.

2. Цели должны быть осмысленными

Известный оратор Чарли Джонс («Блистательный») так описывает начало своей карьеры: «Помню, как боролся за то, чтобы сдвинуть свой бизнес с места. Ночь за ночью в своем офисе я снимал пиджак, сворачивал его в подобие подушки и перехватывал пару часов сна на рабочем столе». Цели Чарли были столь осмысленными, что он был готов на все ради роста своего бизнеса. Полная самоотдача – важнейший момент, если вы хотите добиться цели. В возрасте чуть за тридцать Чарли приобрел профессию страхового брокера, которая стала приносить ему более 100 миллионов долларов в год. И все это в начале шестидесятых, когда деньги стоили дороже, чем сейчас!

Приготовившись записать свои цели, спросите себя: «Что для меня действительно важно? Какова цель того или иного действия? От чего я готов отказаться ради этого?» Такие мысли добавят вам ясности мышления. Причины, по которым вы приметесь за новое дело, наполнят вас силой и энергией.

Спросите себя: «Что я выиграю?» Подумайте о новой блестящей жизни, которую вы получите, если решитесь на немедленные действия.

Если наш способ не заставит ваше сердце биться быстрее, представьте себе альтернативу. Предположим, что вы просто будете продолжать делать то же, что и всегда. Какой будет ваша жизнь через пять, десять, двадцать лет? Какими словами можно описать вашу финансовую будущность, если вы ничего не поменяете? А как насчет здоровья, отношений и свободного времени? Станете ли вы свободнее или по-прежнему будете перерабатывать каждую неделю?


Избегайте синдрома «если бы не…»

Философ Джим Рон тонко подметил, что в жизни есть две самых сильных боли: боль дисциплины и боль сожаления. Дисциплина весит килограммы, но сожаление весит тонны, если позволить себе просто плыть по течению. Вы же не хотите годы спустя оглядываться на прожитую жизнь и говорить: «Ах, если бы я не упустил ту возможность для развития бизнеса! Если бы я регулярно копил и откладывал! Если бы я больше времени проводил с семьей! Если бы заботился о здоровье!» Помните: выбор за вами. В конечном счете именно вы отвечаете за него, поэтому выбирайте с умом. Займитесь постановкой таких целей, которые в будущем послужат вашей свободе и успеху.

3. Цели должны быть измеримыми и конкретными

Это одна из главных причин, по которым большинство людей не добиваются того, на что способны. Они не определяют точно, чего хотят. Туманные обобщения и размытые утверждения – этого мало. Например, человек говорит: «Моя цель – финансовая независимость». Но что это на самом деле означает? Для кого-то финансовая независимость – это 50 миллионов долларов в «заначке». Для кого-то – заработок в 100 тысяч долларов в год. Еще для кого-то – отсутствие долгов. А какова ваша сумма? Если данная цель важна для вас – дайте себе время разобраться.

Точно с такой же скрупулезностью подойдите к определению счастья. Просто «Больше времени на семью» – это еще не все. Сколько времени? Когда? Как часто? Чем вы будете заниматься и с кем? Вот два слова, которые вам очень помогут: «Будьте точнее».

Угадайте, что мы сказали дальше? Разумеется, «будьте точнее». После нескольких повторений вопроса его цель формулировалась так: «Заниматься спортом по полчаса в день, четыре раза в неделю, по понедельникам, средам, пятницам и субботам, с семи до половины восьмого утра». Его ежедневные занятия включают в себя десять минут разминки и двадцать – занятий на велотренажере. Совсем другое дело! Можно без труда отслеживать его успехи. Если мы придем в указанное время, он либо будет делать то, что собирался, либо будет отлынивать. Теперь только он отвечает за результат.

Вот в чем соль: решив поставить перед собой цель, постоянно напоминайте себе: «Будь точнее!» Повторяйте эти слова, как заклинание, пока ваша цель не станет кристально ясной и конкретной. Тем самым вы существенно повысите свои шансы на достижение желаемого результата.

Помните: цель без цифр – лишь слоган!

Важно иметь систему измерения собственных достижений. Система фокусировки достижений – это особый план, который облегчит для вас весь процесс. Она подробно описана в руководстве к действию к этой главе.

4. Цели должны быть гибкими

Почему гибкость так важна? На это есть пара причин. Во-первых, нет смысла создавать жесткую систему, которая будет вас душить. Например, если вы планируете тренировки для улучшения здоровья, можно в течение недели менять их время и виды упражнений, чтобы не становилось скучно. Опытный тренер по фитнесу поможет вам составить интересную, разнообразную программу, которая гарантированно принесет желаемый результат.

А вот и вторая причина: гибкий план дает вам свободу выбора направления движения к поставленной цели, если в процессе исполнения задуманного возникает новая идея. Но будьте осторожны. Известно, что предприниматели часто отвлекаются и теряют фокус. Помните: не следует полностью погружаться в каждую новую идею – сосредоточьтесь на одной-двух, которые могут сделать вас счастливым и богатым.

Через несколько лет после создания нового бизнеса многие предприниматели теряют изначальный энтузиазм, превращаются в исполнителей и управленцев. Большая часть работы становится им скучна.

Ставя интересные и перспективные цели, можно избавиться от скуки. Для этого заставьте себя покинуть зону комфорта. Вероятно, будет страшно: ведь никогда не знаешь, удастся ли в перспективе «выйти сухим из воды». Между тем, когда вам некомфортно, вы больше узнаете о жизни и собственной способности к успеху. Часто крупнейшие прорывы происходят именно тогда, когда нас охватывает страх.

Джон Годдард, знаменитый исследователь и путешественник, которого журнал «Ридерз Дайджест» назвал «реальным Индианой Джонсом», – прекрасный пример такой тактики. В пятнадцать лет он сел и составил список из 127 интереснейших жизненных целей, которых бы хотел достичь. Вот некоторые из них: исследовать восемь крупнейших рек мира, в том числе Нил, Амазонку и Конго; взобраться на 16 высочайших вершин, включая Эверест, вулкан Кения и гору Маттерхорн в Альпах; научиться управлять самолетом; совершить кругосветное плавание (в итоге он сделал это четырежды), побывать на Северном и Южном полюсах; прочитать Библию от корки до корки; научиться играть на флейте и скрипке; изучить первобытную культуру 12 стран, включая Борнео, Судан и Бразилию. К пятидесяти годам он успешно достиг более чем 100 целей из своего списка.

Когда его спросили, что в первую очередь подтолкнуло его на составление столь внушительного списка, он ответил: «Две причины. Во-первых, меня растили взрослые, которые то и дело говорили мне, что я должен, а что не должен делать в жизни. Во-вторых, я не хотел в пятьдесят лет понять, что фактически ничего не добился».

Возможно, вы не поставите перед собой таких же задач, как Джон Годдард, но и не ограничивайтесь посредственными делами. Мыслите масштабно! Ставьте цели, которые захватят вас настолько, что трудно будет заснуть ночью.

6. Ваши цели должны соответствовать вашим ценностям

Синергия и поток: вот два слова, описывающие процесс, без усилий движущийся к завершению. Если поставленные цели отвечают вашим ключевым ценностям, запускается механизм такой гармонии. Что такое ваши ключевые ценности? Это то, что вам наиболее близко и отзывается в самых сокровенных глубинах вашей души. Это фундаментальные убеждения, формировавшие ваш характер на протяжении долгих лет. Например, честность и целостность. Когда вы делаете что-либо противоречащее этим ценностям, ваша интуиция, или «шестое чувство», напоминает вам: что-то не так!

Предположим, вы заняли крупную сумму денег, и у вас требуют ее вернуть. Такая ситуация почти невыносима. В один прекрасный день ваш друг говорит: «Я придумал, как нам заработать немного легких денег. Давай ограбим банк! У меня есть отличный план – справимся за двадцать минут». Теперь перед вами дилемма. С одной стороны, желание улучшить финансовое положение очень сильно и соблазн «легкого» заработка велик. Однако, если ваша ценность под названием «честность» сильнее желания заполучить деньги таким способом, вы не станете грабить банк, потому что знаете, что это нехорошо.

И даже если ваш друг отлично владеет навыками внушения и убедит-таки вас пойти на грабеж, после «дела» вы будете словно гореть изнутри. Так будет реагировать ваша честность. Вина будет преследовать вас вечно.

Если сделать свои ключевые ценности позитивными, интересными и весомыми, принимать решения станет легко. Не будет тянущего вас назад внутреннего конфликта, появится стимул, который подтолкнет вас к большему успеху.

7. Цели должны быть сбалансированными

Если бы вам пришлось прожить жизнь заново, что бы вы сделали иначе? Когда людям за восемьдесят задают этот вопрос, они никогда не говорят: «Я бы проводил больше времени в офисе или я бы чаще посещал собрания комитета».

Нет: вместо этого они то и дело признаются, что предпочли бы больше путешествовать, проводить время с семьей, развлекаться. Поэтому, ставя перед собой цели, убедитесь, что в них включено и то, что позволяет насладиться жизнью. Работать до изнеможения – верный путь к потере здоровья. Жизнь слишком коротка, чтобы упускать хорошее.

8. Цели должны быть реалистичными

На первый взгляд, это противоречит предыдущему совету мыслить масштабно. Но соотнесение с реальностью позволит добиться лучших результатов. Большинство людей создают себе нереалистичные цели в плане количества времени, необходимого на их достижение. Запомните следующее:


Не бывает нереальных целей, бывают нереальные сроки!

Если вы зарабатываете 30 тысяч долларов в год, а ваша цель – стать миллионером через три месяца, это явно нереально. Хорошее правило при планировании бизнес-предприятий – отводить на начальную стадию разработки проекта вдвое больше времени, чем вам кажется. Оно понадобится на решение юридических моментов, бюрократических сложностей, финансовых проблем, множество других факторов.

Иногда люди ставят цели откровенно фантастические. Если вы ростом метр двадцать, вы вряд ли когда-нибудь станете профессиональным баскетболистом. Поэтому по возможности мыслите прагматически и создавайте четкую картину своего будущего. Убедитесь, что ваш план имеет общее с реальностью и вы отвели на его исполнение достаточно времени.

9. Цели требуют усилий

Известное библейское изречение гласит: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Это фундаментальная истина. Создается впечатление, что если вы будете сеять лишь хорошее и делать это постоянно, вам будет гарантирована награда. Неплохой вариант, не правда ли?

К сожалению, многие из тех, кто стремится к успеху – обычно понимаемому как деньги и материальные ценности, промахиваются мимо цели. В их жизни просто не хватает времени или пространства, чтобы отдать что-то людям. Иначе говоря, они только берут и ничего не дают взамен. Если же всегда только брать, в конце концов проиграешь.

Быть щедрым можно по-разному. Можно делиться временем, опытом и, конечно, деньгами. Поэтому включите такой пункт в свою программу целей. Сделайте это бескорыстно. Не ждите немедленной награды. Все случится в свое время и, скорее всего, самым неожиданным образом.

10. Цели нужно поддерживать

Эта последняя часть контрольного списка – момент противоречивый. Есть три точки зрения. Некоторые люди считают, что нужно сообщить всему миру о том, что собираешься делать. Нелегко отступить, когда весь мир смотрит на тебя. Такая стратегия подразумевает немалое давление, но некоторых это обстоятельство мобилизует.

Хороший пример – Роберт Шуллер. Он сообщил всему миру, что собирается построить великолепный Хрустальный собор в Гарден-Гроув, штат Калифорния, стоимостью более 20 миллионов долларов. Многие тогда смеялись над его идеей, утверждая, что он не справится. Он не сдался и справился-таки – Хрустальный собор был построен без долгов. Стоимость? Чуть меньше 30 миллионов долларов.

Как-то Шуллер сказал: «Я думаю, что ваши большие мечты привлекают других больших мечтателей». Так и получилось. Несколько человек пожертвовали на успех проекта более чем по миллиону долларов.

Есть и другой вариант: поставьте перед собой цели, запомните их и действуйте. Дела говорят громче слов, и вы удивите многих.

Третий и, пожалуй, самый разумный путь: избирательно поделитесь своими мечтами с несколькими людьми, которым доверяете. Эти избранные будут поддерживать вас в трудную минуту. А если у вас большие планы, вам понадобится их помощь, потому что на пути вас обязательно будет поджидать немало подводных камней.

Ваш генеральный план

Итак, мы заложили фундамент, теперь пора приступать к созданию генплана. Это очень интересная часть работы – именно сейчас вы начнете создавать свое лучшее будущее и ясно прочертите путь к нему. Здесь выделяются шесть основных этапов работы. Предлагаем вам для начала прочесть обо всех, а затем выделить время на реализацию каждого их них. Пользуйтесь руководством к действию в конце главы. Пятый и шестой этап будут подробнее рассмотрены в главах 4 и 5.


1. Изучите контрольный список целей

Этот список станет вашей системой координат при формулировании целей. С его помощью вы создадите себе кристально ясную картину стоящих перед вами задач.


2. Планируйте со вкусом – 101 цель

Чтобы процесс пошел, составьте список из 101 цели, которых вы хотите добиться в ближайшие десять лет. Отведите душу, рассмотрите все возможности. Отдайтесь детскому энтузиазму – не ограничивайте себя ничем. Будьте точны и придавайте списку личностный характер, начиная каждое предложение со слова «Я…». Например: «Я проведу полтора месяца в отпуске в Европе» или «Я буду откладывать 10 % от моего дохода каждый месяц». Несколько важных вопросов вам в помощь:

– Что я хочу делать?

– Что я хочу иметь?

– Куда я хочу попасть?

– Во что я хотел бы инвестировать?

– Кем я хочу стать?

– Чему я хочу научиться?

– С кем я хочу проводить время?

– Сколько я хочу зарабатывать, откладывать и копить?

– Сколько я хочу иметь свободного времени на досуг?

– Что я сделаю для того, чтобы улучшить свое здоровье?

Чтобы добиться идеального жизненного баланса, выберите по нескольку целей в каждой из следующих сфер: карьера и бизнес; финансы; досуг; здоровье и занятия спортом; отношения с окружающими вас людьми; личное; общественная деятельность. Плюс то, что еще покажется для вас важным.

Определите приоритеты

Вы напрягли воображение – теперь пришла пора расставить акценты. Взгляните на каждую из 101 цели и определите реалистичные временные рамки для их достижения.

Рядом с каждой целью напишите цифру – один, три, пять или десять лет. Таким образом вы определите общее направление своих мыслей. Кевин Маккарти в прекрасной книге The On-Purpose Person описывает отличный способ, который вам поможет. Он называет его «принципом турнира». Такой формат используется в любых соревнованиях: от школьных конкурсов до турниров на кубок Большого Шлема. Расставьте акценты в своих планах с помощью отдельных турнирных таблиц для целей, рассчитанных на один, три, пять и десять лет.

Главная диаграмма

Перечислите все ваши цели на год на левой стороне листа. Пусть он будет достаточно большим, чтобы поместились все пункты списка – 16, 32 или 64 графы (предположим, что у вас больше восьми целей на один год). Это предварительная диаграмма. Теперь определите самые главные цели, которые перейдут в следующий раунд. Повторяйте то же самое, пока не дойдете до цифры «восемь». Эти восемь оставшихся целей и составят вашу главную диаграмму. Теперь выберите наиболее важные из этих восьми – и действуйте так далее, пока не останется один «победитель». Это будет ваша единственная, важнейшая, приоритетная цель. В ее определении поможет интуиция, она ошибается редко. Такая простая система позволяет выбрать, что для вас более важно, а что менее. Теперь проделайте то же самое с целями, рассчитанными на три, пять и десять лет. Мы понимаем, что предвидеть события через пять или десять лет труднее, но это стоит затраченных усилий. Годы пролетят быстрее, чем вы думаете! Пусть у вас на руках будет план по крайней мере на три года вперед.

Еще один важный совет: прежде чем начать выбирать приоритеты, запишите самую важную причину, по которой вы хотите добиться той или иной цели, и основные преимущества, которые вы получите в результате ее достижения. Как мы уже говорили, причины – это движущая сила, которая будет поддерживать вас в тонусе в тяжелые времена.


3. Создайте альбом целей

Чтобы еще лучше сосредоточиться на будущей новой жизни, создайте книгу с картинками, описывающими ваши важнейшие цели. В этом увлекательном процессе может участвовать вся семья.

Купите большой фотоальбом и начните собирать картинки. Например, если среди ваших целей – отпуск в Лондоне, возьмите туристические буклеты и вырежьте три-четыре изображения тех достопримечательностей, на которые хотите посмотреть. Если речь идет об отпуске с семьей, вверху страницы крупно напишите «Наш прекрасный трехнедельный отпуск в Лондоне» и укажите время, когда вы рассчитываете поехать туда.

Можете разделить альбом на разделы. Не забудьте включить все, что мы упомянули на этапе 2. Наша подруга Гленна Солсбери постоянно пользуется этим методом, и он приносит ей удачу. Раньше Гленна была матерью-одиночкой с тремя маленькими дочками, необходимостью платить за дом и машину и потребностью в возрождении собственной мечты. Вот что у нее получилось.

Однажды вечером я отправилась на семинар «Воображение плюс живость равно реальность». Ведущий отметил, что человек мыслит образами, а не словами. Если ярко изобразить в мыслях то, чего мы хотим добиться, мечта станет реальностью.

Это затронуло во мне творческую струну. Я помнила библейскую истину о том, что Господь дает нам «желания сердца» нашего (Псалом 36:4) и что «каковы мысли в душе человека, таков и он» (Притчи 23:7).

Я решила составить список желаний и превратить его в изображения: вырезала из старых журналов картинки, соответствовавшие «желаниям сердца моего». Потом собрала их в красивый фотоальбом и стала ждать.

Картинки были вполне конкретные:

женщина в свадебном платье и красивый мужчина в смокинге;

букеты цветов;

остров в безмятежном Карибском море;

дипломы колледжа у моих дочерей;

женщина – вице-президент компании (я работала в компании, где среди топ-менеджмента женщин не было, а мне хотелось стать первой женщиной – вице-президентом);

шапка-конфедератка, олицетворяющая мое желание получить магистерскую степень в Фуллеровской богословской семинарии.

Спустя восемь недель я ехала по калифорнийскому шоссе. Заглядевшись на красивую красно-белую машину рядом, я заметила, что водитель посмотрел на меня и улыбнулся. Я ответила на улыбку. Тут же поняла, что он следует за мной; я притворилась, что не замечаю его, но он ехал за мной еще тридцать километров. Я до смерти перепугалась! Остановилась, и он остановился….

После первого свидания Джим прислал мне дюжину роз. Мы встречались около двух лет. Каждый понедельник он присылал мне алую розу и романтическую записку. Перед свадьбой Джим сказал: «Я нашел, где мы проведем медовый месяц – остров Сент-Джон в Карибском море». Я ничего не рассказывала ему о своем альбоме, пока мы с Джимом не переехали в новый дом, который тоже был на моих картинках.

Вскоре после этого я стала вице-президентом компании по кадровым вопросам. Получив магистерскую степень, оказалась одной из первых женщин, допущенных к получению докторской степени в Фуллеровской семинарии. Мои дочери окончили колледж. И сделали собственные фотоальбомы, получив возможность увидеть, как судьба решает и их жизнь с помощью этого принципа.

Звучит словно сказка, но все так и было. С тех пор мы с Джимом сделали немало фотоальбомов. Я поняла, что нет несбыточных мечтаний – «желания сердца нашего» нам вполне доступны.

(Из книги «Исцеление души» )

Сегодня Гленна Солсбери – один из самых выдающихся профессиональных ораторов США и бывший президент Национальной ораторской ассоциации.

Чем конкретнее ваши картинки, тем с большей вероятностью вы будете на них сосредоточены. Так что творите – пробуйте разные способы оживить свой взгляд. Альбом целей – отличное начало работы.

Скоро вы научитесь составлять конкретный план действий, который превратит ваши картинки в реальность. Однако прежде чем перейти к этому, давайте рассмотрим еще три стратегии, которые помогут вам обеспечить ясность ви? дения.


4. Пользуйтесь книгой идей

Это просто записная книжка, куда вы будете записывать мимолетные наблюдения. Так можно сделать свою работу куда более осмысленной. Наверняка не раз блестящая идея посещала вас среди ночи. Обычно у вас есть всего несколько секунд на то, чтобы зафиксировать ее, пока она не исчезла – ведь тело упрашивает: «Давай спать дальше, три часа ночи!» Вы засыпаете, а встав через несколько часов, понимаете, что забыли, в чем заключалась ваша великолепная идея.


Блестящая идея без действия – словно Марк Магуайр, играющий в бейсбол без биты

Этим и ценна книга идей. Если записывать свои лучшие мысли, не надо будет полагаться на память. К записанному вы можете вернуться в любой момент. Здесь будут и идеи для бизнеса, «фишки» продаж, навыки презентаций, проекты зарабатывания денег, цитаты из прочитанных книг или истории, которые вы можете использовать в качестве аргументов. Просто каждый день слушайте мир вокруг – и собственную интуицию.

Например, вы только что закончили отличную презентацию по продажам, все прошло именно так, как вы планировали, удалось заключить крупную сделку – запишите это в книгу идей. Что из сказанного вами так хорошо сработало? Может быть, вы задали какой-то вопрос, побудивший клиента принять решение в вашу пользу, или блестяще изложили преимущества своих услуг. Мысленно повторите презентацию и запишите то, что принесло удачу.

Кроме того, полезно записывать презентации на аудионоситель. Предложите кому-либо, кого вы по-настоящему уважаете, прослушать запись вместе с вами, а потом подумайте, как можно было бы сделать работу еще лучше. Упражняйтесь снова и снова. Знаменитый актер Роби Уильямс делает до тридцати дублей каждой сцены, пока и он, и режиссер не останутся ею довольны.

Случалось ли вам когда-нибудь «завалить» важное выступление? В такой момент тоже полезно бывает раскрыть книгу идей и записать, что вы сделали не так. Подчеркните этот текст красным и припишите: «Больше так не говорить!» В обоих случаях, записывая свои мысли еще свежими, вы закрепляете у себя в сознании, что работает, а что нет. Это придает вашему взгляду чрезвычайную ясность.

Еще одно ценное предложение для ваших записей. Проснувшись утром, в течение десяти минут первым делом записывайте свои ощущения. Их можно описывать такими словами, как «беспокойство», «грусть», «счастье», «волнение», «скука», «злость», «энтузиазм», «разочарование», «прилив энергии». Пишите в настоящем времени, как будто беседуете с самим собой. Используйте фразы с местоимением «я»: «Сегодня я волнуюсь, потому что дочь впервые будет сама вести машину» или «Я воодушевлен, так как сегодня выхожу на новую работу». Постоянно следя за своими ощущениями, лучше «включаешься» в повседневность.


5. Визуализируйте, думайте, рассуждайте и пересматривайте

Силу визуализации часто можно наблюдать на примере спорта. Спортсмены-олимпийцы перед стартом по нескольку раз мысленно «прокручивают» свое выступление и полностью сосредоточиваются на положительном для себя результате.

Олимпийский чемпион Марк Тьюксбери, канадский пловец, победивший в 200-метровке на спине на Олимпийских играх 1992 года в Барселоне, перед заплывом по-настоящему поднялся на пьедестал и представил себе свою победу. Мысленно он услышал рев толпы, увидел, где сидит на трибунах его семья, и себя, торжественно получающего золотую медаль. На следующий день он проплыл дистанцию именно так, как представлял себе, и выиграл!

Помните: действуя, как чемпион, легче стать чемпионом. Пользуйтесь позитивной силой воображения, представляя себе картину своей победы.

Чем отчетливее будут такие картины и ярче ваши чувства, тем вернее вы добьетесь желаемого. Мы научим вас мыслить на более высоком уровне, следить за своим прогрессом в ежедневном режиме. Все эти методы помогают добиваться ясности видения, способной дать вам важное преимущество.


6. Общайтесь с наставниками и работайте в группах

Можно значительно повысить продуктивность работы и ясность видения, прибегнув к помощи людей, обладающих опытом в том деле, где вам особенно нужна помощь. Окружив себя тщательно отобранной командой экспертов, вы сможете быстро учиться. Можно, конечно, познавать все самому методом проб и ошибок, но это медленный путь, потому что неизбежно придется сталкиваться с препятствиями и отвлекаться. Советы наставников принесут вам более быстрые результаты.

Обычно совещательная группа состоит из четырех-шести человек, которые регулярно встречаются, обмениваются идеями, поддерживают друг друга. Это очень мощные союзы. Из них вырастают долгосрочные отношения.

Теперь у вас есть полное руководство по созданию долгосрочных целей. Остался последний фрагмент мозаики, который мы называем «Системой достижения целей.

Система достижения целей

Эта простая, но очень эффективная методика поможет вам контролировать свои достижения и, как говорится, «оставаться в седле». Ее применяют наши самые успешные клиенты. Собственно, вам предстоит разделить свои цели на семь категорий и создать между ними идеальный баланс.

Временные рамки для достижения таких результатов вы можете определить сами. Хорошо подходит двухмесячный цикл. Это не слишком долго, но у вас будет достаточно времени, чтобы поставить осмысленные цели.

– финансы;

– бизнес/карьера;

– здоровье и занятия спортом;

– отношения;

– личное;

– общественная деятельность.

Отведя часть своего времени на достижение одной важной цели в каждой из этих областей раз в 60 дней, вы достигнете того, что для большинства людей недоступно, – баланса. Баланс же приносит умиротворение. Все подробности вы найдете в руководстве к действию в конце этой главы. Система фокусировки достижений – это костяк вашего общего плана действий. Сначала может показаться, что добиться семи целей за 60 дней невозможно, но, увидите, со временем у вас все получится. В начале процесса важнее обеспечить себе семь маленьких побед, чем ставить слишком крупные цели. Чтобы не забывать, ежедневно их перечитывайте. Обычно люди этого не делают. У большинства даже нет плана действий по целям. Будьте умнее, создайте свое конкурентное преимущество. Оно окупится.

Заключение

Как и любая успешная привычка, привычка к ясности видения развивается ценой усилий и внутренней дисциплины. Помните: это постоянный процесс. Вот его ключевые моменты.

1. Пользуйтесь контрольным списком целей – стержнем вашей работы над собой.

2. Разработайте генеральный план, определите свои приоритеты.

3. Заведите альбом целей.

4. Пользуйтесь книгой идей.

5. Визуализируйте, думайте, размышляйте и пересматривайте.

6. Найдите наставников, создайте совещательные группы.

7. Еженедельно отслеживайте свои успехи с помощью системы достижения целей.


Сделайте это, и ясность видения вам гарантирована!

Если сейчас задача кажется вам непосильной, не волнуйтесь: это совершенно нормально. Действуйте постепенно. Отведите достаточно времени на проработку каждого метода. Начните не спеша. Сделайте первый шаг. Затем сосредоточьтесь на достижении краткосрочных целей. Созидание успешного будущего требует энергии, усилий и целенаправленной мыслительной деятельности. Именно поэтому большинство людей этим не занимаются. Однако, решив прочитать эту книгу, вы уже сделали первый шаг к тому, чтобы стать не таким, как все. Примите этот вызов. Сосредоточьтесь. Награда того стоит. Вперед!

Руководство к действию

Ниже приведена схема, которая поможет вам применить свой личный генеральный и краткосрочный планы действий.

Чтобы достичь более впечатляющих результатов, советуем уделить этому разделу книги хотя бы один полный день.


Контрольный список целей

Помните, что для успеха ваши цели должны быть:

– только вашими;

– осмысленными;

– точными и измеримыми;

– гибкими;

– увлекательными и интересными;

– соответствующими вашим ключевым ценностям;

– хорошо сбалансированными;

– общественно полезными;

– реалистичными;

– поддерживаемыми.

Перечислите ниже свои ключевые ценности.

Например: честность, целостность, приверженность философии победителя, радость и любовь.

____________________________________________________________

____________________________________________________________


101 цель

Возьмите блокнот. Прежде чем составлять список всего, что вы хотите совершить, вернитесь к шагу второму в разделе «Генеральный план». Перечитайте его. Запишите первые мысли, которые придут вам в голову в ответ на приведенные в нем вопросы. Так вы сможете разработать «скелет» будущего плана. Потратьте на это столько времени, сколько нужно. Потом составьте сам список из 101 цели. Дальше расставьте в нем акценты, пользуясь турнирной таблицей наподобие приведенной нами.


Ваш личный генеральный план

За образец возьмите таблицу, приведенную ниже. При необходимости в зависимости от количества целей, которые вы наметите в каждой из областей, расширьте ее. Не забудьте заполнить колонку причин и возможных выгод. Причины – это движущая сила в достижении поставленных целей. Кроме того, определите конкретную дату выполнения поставленной задачи. Мы пользуемся схемой важнейших целей – это семь ключевых областей, отвечающих за оптимальный жизненный баланс. При желании можно добавить другие области, особо важные для вас. Такой же план составьте для трехлетних, пятилетних и десятилетних целей.


Создайте альбом целей

Перечитайте шаг третий из раздела о генеральном плане. Здесь главное – творить и веселиться. Чем более впечатляющими будут ваши картинки, тем лучше. Выбирайте крупные и яркие. Если ваша цель – купить новую машину, посетите местный автосалон и сфотографируйтесь за ее рулем. Один из наших клиентов мечтал иметь прекрасную физическую форму, поэтому он вырезал откуда-то изображение спортсмена и приставил к его туловищу фотографию собственной головы!


Не забудьте о книге идей

Перечитайте шаг четвертый. Для книги подойдет что угодно – от простого блокнота до сложного альбома. Выбор огромен – поройтесь в местном канцелярском магазине.

Если страницы не пронумерованы, пронумеруйте их. После заполнения книги можно будет сделать оглавление, чтобы облегчить последующую работу. Если вам нравится структурированный текст, сделайте закладки для отдельных тем. Самое главное – приучите себя записывать. Начните прямо на этой неделе!


Система достижения целей

Это еженедельный план действий, благодаря которому вы достигнете крупнейших целей, указанных в вашем долгосрочном генеральном плане. Категории здесь те же. Сначала запишите по одной важнейшей цели для каждой из семи областей. Будьте точны.


1. Финансы: поделите их на общий доход и количество денег, которые вы хотите отложить или вложить во что-либо в этот период. Если вы выплачиваете долг, можете указать здесь и эту сумму.


2. Бизнес/карьера: возможно, в этот период вы добьетесь семи целей в области бизнеса. Однако выберите одну, которая обеспечит вам наибольший прогресс, и сосредоточьтесь на ней. Может быть, речь идет о показателе продаж, новом проекте или совместном предприятии либо о приеме на работу (или увольнении) ключевого сотрудника.


Личный генеральный план

Примерный список целей на год.

Создайте такой же для целей на более долгие сроки







3. Досуг: здесь речь пойдет о времени, полностью свободном от работы. Запишите количество дней отпуска и помните: вы этого заслуживаете!


4. Здоровье и фитнес: здесь рассмотрите три важнейших компонента – здоровье физическое, психическое и духовное. Что вы сделаете, чтобы укрепить свое здоровье в целом? Не забудьте про физические упражнения, пищевые привычки, новые знания и духовное просветление.


5. Отношения: над какими важными отношениями вы будете работать в этот период? Может быть, проводить больше времени с каким-либо членом семьи, наставником, ключевым сотрудником или клиентом? Очевидно, каждую неделю вы будете общаться со многими людьми; тем не менее сосредоточьтесь на том, чтобы осмысленно расширять какие-то одни отношения.


6. Личное: здесь у вас широкий выбор того, что приносит вам удовлетворение. Может быть, это будет покупка чего-либо, обретение нового навыка (например, игры на гитаре) или планирование особенного отпуска.


7. Общественная деятельность: что вы в этот период дадите миру? Например, финансовые вложения в ваше любимое благотворительное предприятие или церковную организацию. Возможно, вы уделите время общественной работе или местной спортивной команде, а может быть, просто поможете кому-то, выслушав его.

Записав семь своих важнейших целей, выделите приоритет на ближайшую неделю – назовем его семидневным фокусом. Вот как с этим работать: в начале каждой недели выбирайте три важнейших дела, которые хотите сделать. Старайтесь концентрироваться на том, что будет приближать вас к достижению семи крупнейших целей.

Например, если ваша цель в области здоровья и фитнеса – начать новую программу упражнений, в качестве первого шага можно записаться в фитнес-клуб. Если главная цель в отношениях – проводить больше времени с детьми по выходным, первым делом спланируйте время в ежедневнике. Если общая цель по части бизнеса – достижение определенного объема продаж, назначьте на следующие несколько дней встречи, которые позволят вам начать двигаться к этой цели.

Разумеется, каждую неделю вы будете заниматься и другими делами и в бизнесе, и в личной жизни. Наш план действий поможет вам сосредоточиться на самом важном. Не забывайте следить за своими успехами. Измерено – значит сделано! Очень приятно проверять свой список каждую неделю, а по мере приближения к важнейшим целям становиться все увереннее в себе. Очень рекомендуем найти себе партнера по этой работе, чтобы было перед кем отчитываться о результатах. Это может быть коллега по бизнесу, которому тоже нравится пользоваться системой достижения целей.

Позвоните партнеру в начале недели и расскажите о трех своих важнейших делах. Через семь дней обсудите результаты, победы и задачи и начните тот же процесс на следующей неделе. Поддерживая друг друга и ставя новые задачи, вы оба с меньшей вероятностью будете отлынивать от дел в течение недели. Можете даже придумать поощрения, чтобы оставаться в тонусе. Например, одна наша клиентка – заядлая горнолыжница – зарезервировала себе выходной на любимом курорте в награду за достижение цели на неделю. При этом она пообещала себе отдавать путевку партнеру, если не добьется трех важнейших целей. Другой клиент говорил, что, не добившись всех целей на неделю, он звонил своему главному конкуренту и предлагал ему три отличные бизнес-идеи. Лучшая мотивация, которую можно было придумать!


Система достижения целей