Что включает в понятие метод. Понятие методологии

Определения и характеристики .

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.

Метод (греч. methodos) - в самом широком смысле слова - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Понятие "методология " имеет два основных значения:

    система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

    учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Существуют два уровня методологического анализа:

    конкретно-научная методология

    общенаучная методология

Конкретно-научная методология со своими методиками – описание и обоснование технических приемов, предписаний, нормативов, методов конкретно-научной деятельности.

Примеры: методы меченых атомов в биохимии, условных рефлексов в физиологии, анкетирования в социологии и т.п.

Общенаучная методология - учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках, соответствующих их предмету и объекту исследования.

Примеры: методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент); общелогическне методы (анализ, синтез, индукция, аналогия, дедукция и др.), формы знания (понятия и законы, гипотезы и теории).

Недопустимо впадать в крайности:

а) недооценивать метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом, "отвлекающим" от настоящей работы, подлинной науки и т.п. ("методологический негативизим");

б) преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращать метод в некую "универсальную отмычку" ко всему и вся, в простой и доступный "инструмент" научного открытия ("методологическая эйфория"). Дело в том, что "...ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования"

Применение методов может быть стихийным и сознательным. Ясно, что только осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, делает деятельность людей, при прочих равных условиях, более рациональной и эффективной.

Общенаучная методология как общая теория метода исторически первоначально разрабатывалась в рамках философии: диалогический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, антитетический метод Фихте, диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т.д. Поэтому методология (и по сей день) тесно связана с философией - особенно с такими ее разделами (философскими дисциплинами) как гносеология (теория познания) и диалектика.

Из нефилософских дисциплин методология наиболее тесно смыкается с логикой (формальной), которая главное внимание направляет на прояснение структуры готового, "ставшего" знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.

Вместе с тем следует сказать, что действительно большие достижения формальной логики породили иллюзию, будто только ее методами можно решить все без исключения методологические проблемы науки. Особенно долго, как мы уже говорили, эту иллюзию поддерживал логический позитивизм, крах которого показал ограниченность, односторонность подобного подхода - при всей его важности "в пределах своей компетенции".

Имеется сильная взаимосвязь между теорией и методом, однако есть и различия:

а) теория - результат предыдущей деятельности, метод - исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;

б) главные функции теории - объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.п.), метода - регуляция и ориентация деятельности;

в) теория - система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, метод - система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;

г) теория нацелена на решение проблемы - что собой представляет данный предмет, метод - на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

Таким образом, теории, законы, категории и другие абстракции еще не составляют метода. Чтобы выполнять методологическую функцию, они должны быть соответствующим образом трансформированы, преобразованы из объяснительных положений теории в регулятивные принципы (требования, предписания, установки) метода.

Метод познания тесно связан с предметом познания, можно сказать, развиваются взаимосвязанно. Примеры:

    когда предметом естествознания была природа как таковая, то научный метод, сводившийся к изоляции, объяснению и упорядочению, способствовал развитию науки.

    когда полем зрения науки стала уже не сама природа, а "сеть взаимоотношений человека с природой", научный метод "натолкнулся на свои границы» (Гейзенберг). Оказалось, что его действие изменяет предмет познания, вследствие чего сам метод уже не может быть отстранен от предмета.

Метод – это единство объективного и субъективного.

Объективность: истинность метода всегда детерминирована содержанием предмета (объекта исследования). Нельзя рассматривать метод как некий механический набор предписаний, "список правил", на основе которых можно будто бы решить любые вопросы, возникающие в жизни.

Субъективность: его "носителем" является конкретный индивид, субъект, который этот метод творчески применяет – удачно или неудачно. Поэтому любой метод (даже самый важный) - лишь один из многих факторов творческой деятельности человека. Последняя не ограничивается только сферой познания и не сводится лишь к логике и методу. Она включает в себя и другие факторы - силу и гибкость ума исследователя, его критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции и т.д.

Основные концепты методологии

Выделим основные понятия методологии:

    научный метод (от греч. methodos) -упорядоченный способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине

    теория (от греч. theoria наблюдение, исследование) - сложное многоаспектное явление, которое включает:

обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества

совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел

    гипотеза (от греч. hypothesis основание, предположение) - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте, а также теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией

    наблюдение:

в общем смысле - целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности,

в науке - восприятие информации на приборах, обладающее признаками объективности и контролируемости за счет повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента)

    эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

Основным средством построения и развития науки являются языки .

В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют следующие уровни :

    методы формирования проблемы;

    методы эмпирического исследования;

    методы теоретического познания;

    общелогические методы и приемы исследования.

Более детально рассмотрим эти концепты в следующих параграфах.

Методология – учение о принципах исследования, формах и способах научного познания. Методология определяет общую ориентацию исследований, особенности подхода к объекту изучения, способ организации научного знания.

Различают три взаимосвязанных иерархических уровня методологии: философскую, общенаучную и частную методологию. Философская методология - самый высокий уровень. Определяющее значение для нее имеют принципы, сформулированные в истории фф: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания, категории общего, частного и отдельного, качества и количества; принцип всеобщей связи явлений, принципы противоречия, причинности. Сюда входит также логика научного познания, требующая соблюдения законов логики по отношению к изучаемому явлению. Общеметодологические способы исследования - анализ и синтез изучаемых явлений. Методологические принципы познания развиваются вместе с наукой.

Философская методология устанавливает формы научного познания, основываясь на раскрытии взаимосвязей наук. В зависимости от принципов, лежащих в основе деления, выделяют различные классификации наук, из которых наиболее общим является их деление на физико-математические, технические, естественные и гуманитарные.

Общенаучная методология представляет собой обобщение методов и принципов изучения явлений различными науками. Общенаучные способы исследования - наблюдение, эксперимент, моделирование, которые носят разный характер в зависимости от специфики науки.

Наблюдение включает в себя отбор фактов, установление их признаков, описание наблюдаемого явления в вербальной или символической форме (графики, таблицы и пр.) Лингвистическое наблюдение касается отбора языковых явлений, выделения из устной или письменной речи определенного факта, соотнесения его с изучаемой парадигмой явления, определения его свойств и признаков: выделение групп лексики, грамматических свойств слова и т.д. Здесь требуется хорошее знание языка исследователем, наличие у него так называемого этимологического чутья.

Эксперимент – это поставленный в точно учитываемых условиях опыт. В лингвистике эксперименты проводятся как с использованием приборов и аппаратов (экспериментальная фонетика, нейролингвистика), так и без них (психолингвистические тесты, анкетирование и пр.).

Моделирование – способ познания действительности, при котором объекты или процессы изучаются путем построения и исследования их моделей. Под моделью понимается любой образ (изображение, чертеж, схема, график и пр.) или устройство, используемые в качестве «заместителя» объекта или явления. Модель строится на основе гипотезы об устройстве оригинала и является его функциональным аналогом. Понятие модели вошло в языкознание в 60-е гг. в связи с проникновением в него идей и методов кибернетики.

Интерпретация – общенаучный метод познания, состоящий в раскрытии смысла полученных результатов и включении их в систему существующих знаний. Без этого их смысл и ценность остаются нерсаскрытыми. В 60-70-е гг. развилось направление - интерпретирующая лингвистика, которая рассматривала значение и смысл языковых единиц в зависимости от интерпретирующей деятельности человека.

Частная методология - методы конкретных наук: лингвистические, математические и пр., соотносящиеся с философской и общенаучной методологией и могут заимствоваться др. науками. Лингвистические методы исследования характеризуются слабой формализацией доказательств и редким применением инструментальных экспериментов. Лингвист ведет анализ путем наложения имеющихся знаний об объекте на конкретный материал (текст), из которого производится та или иная выборка, а теория стоится на основе моделей-образцов. Свободная интерпретация разнообразного фактического материала по правилам формальной логики и научная интуиция являются характерными чертами лингвистических методов.

Термин метод не имеет однозначного толкования. В.И.Кодухов предлагает различать 4 понятия, выражаемые этим термином:

· Метод-аспект как способ познания действительности;

· Метод-прием как совокупность правил исследования;

· Метод-методика как процедура применения метода-приема;

· Метод-способ описания как внешняя форма приема и методики описания.

Чаще всего под методом понимаются обобщенные совокупности теоретических установок, приемов исследования, связанных с определенной теорией. Метод всегда вычленяет ту сторону объекта исследования, которая признается главной в данной теории: исторический аспект языка – в сравнительно-историческом языкознании, психологический – в психолингвистике и т.д. Любой крупный этап в развитии языкознания сопровождался изменением метода исследования, стремлением создать новый общий метод. Т.о., каждый метод имеет свою сферу применения, исследует свои аспекты, свойства и качества объекта.

Методика исследования – процедура применения того или иного метода, которая зависит от аспекта исследования, техники и способов описания, личности исследователя и иных факторов. Так, при количественном изучении единиц языка в зависимости от целей исследования могут использоваться разные методики: приблизительные подсчеты, подсчеты с помощью математического аппарата, сплошная или частичная выборка языковых единиц и т.п. Методика охватывает все этапы исследования: наблюдение и сбор материала, выбор единиц анализа и установление их cвойств, способ описания, прием анализа, характер интерпретации изучаемого явления. Различие в школах внутри одного лингвистического течения чаще всего заключается не в методах исследования, а в различных методиках анализа и описания материала, степени их выраженности, формализованности и значимости в теории и практике исследования. Так, например, характеризуются различные школы структурализма: пражский структурализм, датская глоссематика, американский дескриптивизм.

Т.о., метод, методология и методика тесно связаны и взаимно дополняют друг друга. Выбор в каждом конкретном случае методологического принципа, сферы применения метода и методики зависит от исследователя, целей и задач исследования.

Понятие метода, методологии и методики

Методологические регулятивы научного познания

Кроме вышеуказанных обязательных характеристик и требований, научное познание руководствуется еще рядом методологических принципов. Основные из них такие:

1. Принцип объективности. Это требование рассматривать объект таким, “каков он есть”, независимо от мнения и желания субъекта.

2. Принцип всœеобщей связи. Это требование рассматривать объект и учитывать в работе с ним, по мере возможности, максимальное количество его внутренних и внешних связей.

3. Принцип развития. Это требование осуществлять познание и учитывать в деятельности, что развивается сам объект, изучающая его наука, а также мышление познающего субъекта.

Утверждая нечто относительно объекта͵ следует учитывать:

а) о каком его состоянии или стадии развития идет речь в конкретном случае;

б) пользуясь научным утверждением, учитывать, что оно принадлежит развитию познания на какой-либо его стадии, в определœенный исторический период и уже могло измениться.

4. Принцип целостности. Это требование рассматривать объект с учетом доминанты целого над частью.

5. Принцип системности. Это требование рассматривать объект системно, с учетом его собственных системных характеристик, где для характеристик системы важны и существенны как свойства самих элементов, так и связей между ними. Важно и то, что общие, системные характеристики как целого могут определяющим образом влиять на элементы и связи.

6. Принцип детерминизма. Это требование рассматривать и включать в деятельность объект как порождение комплекса причин. Это также учет и того, что всœе научные положения формулируются по такой логической схеме: если будет это, то будет то-то.

Большое значение для понимания научного познания имеет анализ средств получения и хранения знания. Средства получения знания и есть методы научного познания. Что же такое метод?

В литературе существуют равные определœения метода. Мы будем использовать то, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, на наш взгляд, подходит к анализу естествознания. Метод - это способ действия субъекта͵ направленный на теоретическое и практическое овладение объектом.

Под субъектом в широком смысле слова принято понимать всœе человечество в его развитии. В узком смысле слова субъект - это отдельная личность, вооруженная знаниями и средствами познания своей эпохи. Субъектом может выступать и определœенный научный коллектив, неформальная группа ученых. Под объектом принято понимать всœе то, что входит в сферу познавательной деятельности субъекта. В эмпирическом, ᴛ.ᴇ. экспериментальном естествознании объект - это какой-то фрагмент действительности. В теоретическом естествознании объект - это логические конструкции фрагментов действительности. Мы уже знаем, что это будут идеальные модели фрагментов действительности или идеализации определœенных реальных объектов.

Всякий метод определяется правилами действия субъекта͵ которые основаны на определœенных познанных объективных закономерностях. Методов без правил действия субъекта не существует. Рассмотрим для примера метод спектрального анализа. Он основан на такой объективной закономерности: любой химический элемент, обладающий определœенной температурой, дает радиационный спектр излучения или поглощения, который имеет ряд характеристических линий.

Пусть мы имеем смесь, химический состав которой неизвестен. Сняв спектр этой смеси и сравнив его с известными эталонами, мы легко определим состав смеси. Уже данный элементарный пример говорит о том, что люди всякое знание стремятся превратить в метод добывания новых знаний.

Метод - это совокупность правил, основанная на определœенной закономерности.

Может быть неправильное применение метода. Это происходит в тех случаях, когда метод применяют там, где не действует та закономерность, на которой он основан.

Методы, используемые в естествознании можно разделить на:

общенаучные - это такие методы, которые находят применение во всœех естественных науках (к примеру, гипотеза, эксперимент и т.д.); частные методы - это методы, применяемые лишь в узких областях конкретных естественных наук. К примеру, метод интегрирования по частям, метод условных рефлексов и т.д.
Эмпирические теоретические
Наблюдение, эксперимент, измерение – сравнение объектов, по каким – либо сходным свойствам или сторонам. Описание – фиксация средствами естественного и искусственного языка сведений об объекте. Сравнение - одновременное соотносительное исследование и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков. Формализация –построение абстрактно-математических моделœей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Аксиоматизация –построение теорий на базе аксиом. Гипотетико-дедуктивный –создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Конкретизация применения какого-либо метода - это методика в узком смысле слова. К примеру, одним из методов интегрирования, как мы уже говорили, является интегрирование по частям. Пусть нам нужно вычислить интегралОн берется по частям. Вспомним формулу интегрирования по частям . В нашем примере и = x , а dv = sinх dx . Это и есть пример методики в узком смысле слова как конкретизация определœенного метода.

Выбор и применение методов и методик в исследовательской работе зависит от природы изучаемого явления и от задач, которые ставит перед собой исследователь. В научном исследовании важен не только хороший метод, но и мастерство его применения.

Между методом и изучаемым объектом нет жесткой связи. В случае если бы она была, то невозможен был бы прогресс в методах решения одних и тех же задач.

Под методологией в широком смысле слова понимают учение о методе, ᴛ.ᴇ. теорию самого метода. В теории метода должны быть решены, по крайней мере, такие проблемы:

Какова закономерность, на которой основан метод?

Каковы правила действия субъекта (их смысл и последовательность), составляющие суть метода?

Каков класс задач, которые можно решать с помощью данного метода?

Каковы границы применимости метода?

Как связан данный метод с другими методами? Стоит сказать, что для науки вообще, в т.ч. и для естествознания, важно знать не только теорию отдельных методов, но и теорию всœей системы методов, применяемых в естествознании или в его отдельной отрасли. По этой причине наиболее полное определœение методологии такое: методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Вообще предложено много различных определœений методологии науки. На наш взгляд, можно исходить и из следующего определœения методологии: методология науки - это научная дисциплина, дающая достаточно полное и пригодное для использования знание о свойствах, структурах, закономерностях возникновения, функционирования и развития систем научного знания, а также об их взаимосвязях и применениях.

Существуют различные уровни методологии . Философский уровень методологии представляет собой общую систему принципов и регулятивов человеческой деятельности. Οʜᴎ задаются теорией познания, которая разрабатывается в рамках философии.

Различают содержательную и формальную методологию естественнонаучного познания.

Структура научного знания и научной теории;

Законы порождения, функционирования и изменения научных теорий;

Понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин;

Характеристика схем объяснения, принятых в науке;

Теории методов науки;

Условия и критерии научности;

Формальные аспекты методологии связаны с анализом:

Языка науки формализованных методов познания;

Структуры научного объяснения и описания.

Методологический анализ может вестись на конкретно-научном и на философском уровнях, последний является высшим и определяющим уровнем методологий. Почему?

На философском уровне анализ ведется в контексте решения коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности, места и значения человека в мире. Здесь обязательно решаются проблемы:

Отношения знания к действительности;

Отношения субъекта к объекту в познании;

Места и роли данных форм знания или приемов исследования в системе познавательного отношения человека к миру.

Проблемы научного метода широко обсуждались уже в период становления опытного естествознания. Так, в эпоху Возрождения было осознано, что научный метод включает в себя экспериментальное (опытное) и теоретическое начала, последнее воплощается, прежде всœего, в математике.

Развитие теоретического начала научного метода сопровождалось выработкой мощных орудий исследования. “Теория, - пишет Л. де Бройль, -также должна иметь свои инструменты для того, чтобы получить возможность формулировать свои концепции в строгой форме и строго вывести из них предложения, которые можно было бы точно сравнить с результатами эксперимента; но эти инструменты являются главным образом инструментами интеллектуального порядка, математическими инструментами, в случае если можно так сказать, которые теория постепенно получила благодаря развитию арифметики, геометрии и анализа и которые не перестают множиться и совершенствоваться” (Де Бройль Л. По тропам науки. - М., 1962. С. 163).

В чем же ценность математики для естествознания?

В процессе развития познания происходит смена тех математических дисциплин, которые наиболее сильно взаимодействуют с естествознанием. При этом весьма существенно, что математика может заготавливать новые формы “впрок”. Пример математизации физики говорит не только о том, что определœенным физическим теориям соответствует своя математика. Наиболее примечательно то, что соответствующие разделы математики в своих базовых контурах зачастую возникали независимо и до появления самих этих теорий. Более того, использование данных разделов математики явилось необходимым условием разработки новых направлений исследования. Математика предвосхищала развитие физики. В истории физики не раз происходили удивительные совпадения результатов математики с экспериментальной действительностью. Именно в данном предвосхищении проявляется вся сила инструментального характера математики.

Постепенное овладение началами научного метода в эпоху Возрождения привело естествознание к разработке первых научных теорий как относительно целостных концептуальных систем. Таковыми явились, прежде всœего, классическая механика Ньютона, а затем классическая термодинамика, классическая электродинамика и, наконец, теория относительности и квантовая механика. Научные теории - это основная форма выражения знания. В физико-математическом естествознании выработка теорий - это результат настойчивого применения математики и кропотливого развития эксперимента. Развитие теории оказало существенное обратное воздействие на сам метод науки. Научный метод стал неотделим от научной теории, ее применения и развития. Истинно научный метод - это теория в действии. Квантовая механика есть не только отражение свойств и закономерностей физических процессов атомного масштаба, но и важнейший метод дальнейшего познания микропроцессов. Генетика - не только отражение свойств и закономерностей явлений наследственности и изменчивости в развитии живых систем, но и важнейший метод познания глубинных основ жизни.

Чтобы выполнить функцию метода, теория должна удовлетворять таким требованиям:

1) быть принципиально проверяемой;

2) обладать максимальной общностью;

3) обладать предсказательной силой;

4) быть принципиально простой;

5) обладать системностью.

В заключение этого вопроса отметим, что особенно в наше время важна не просто постановка, к примеру, экологических проблем, а выработка путей, способов и средств их реального решения. И крайне существенно, что именно физика является тем полигоном, на котором зарождаются и проверяются новые средства познания, совершенствуются основы научного метода.

Понятие метода, методологии и методики - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие метода, методологии и методики" 2017, 2018.

Понятие «метод» (от греч. «методос» - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Учение о методе начало развиваться еще в науке Но-вого времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Методология дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от двух греческих слов: «методос» - метод и «логос» - учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии явля-ется изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.

Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпириче-ский и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие - только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная си-стематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания - как следствие обобщения научных фактов - возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей. Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Выделяя в научном исследовании указанные два раз-личных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпи-

рический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень иссле-дования. В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обусловливает и обосновывает применяемые при этом методы. К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т. д.) имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т. д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно свя-заны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира. Частнонаучные методы связаны и со всеобщим диалектическим методом, который как бы преломляется через них. Например, всеобщий диалектический принцип развития проявился в биологии в виде открытого Ч. Дарвином естественно-исторического закона эволюции животных и растительных видов. К сказанному остается добавить, что любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.

Метод (греч.) – путь к чему-либо, способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Понятие «методология» имеет два основных значения:

1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве);

2) учение об этой системе, общая теория метода.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он стремился создать такой метод, который мог обеспечить человеку господство над природой. Таким методом он считал индукцию.

Существенный вклад в методологию внесли немецкая классическая философия (особенно Гегель) и материалистическая философия (К. Маркс), достаточно глубоко разработавшие диалектический метод – соответственно на идеалистической и материалистической основах.

Проблемы метода и методологии занимают важное место в современной западной философии. Представители сциентистских и антропологических направлений в философии, разрабатывая принципы верификации, опровержения и подтверждаемости, гипотетико-дедуктивные, рациональные и интуитивные модели строения научного знания, показали роль языка в построении картины мира. На этой основе разрабатываются аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и другие философские методы. Делаются попытки соединить разные методы. Например, Гадамер пытается совместить герменевтику с рационалистической диалектикой.



Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Сходство теории и метода состоит в том, что они взаимосвязаны. Однако нельзя полностью отождествлять метод и теорию. Основные различия теории и метода состоят в следующем:

1) теория – результат предыдущей деятельности, метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;

2) главные функции теории – объяснение и предсказание, метода – регуляция и ориентация деятельности;

3) теория – система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, метод – система регулятивов, правил, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;

4) теория нацелена на решение проблемы – что собой представляет данный предмет, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

В современной философско-методологической литературе различают несколько аспектов метода как такового. Так, некоторые исследователи считают, что каждый метод имеет три основных аспекта: объективно -содержательный, операциональный и праксеологический . Первый аспект выражает обусловленность метода предметом познания через посредство теории. Операциональный аспект фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания, от его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод. Праксеологический аспект метода составляют такие его свойства, как эффективность, надежность, конструктивность и т.п.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Прежде всего следует выделить методы духовной , идеальной и методы практической , материальной деятельности.

В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы.

1. Философские методы , среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. К их числу относятся также такие методы, как аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др. Философские методы задают общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию.

2. Общенаучные подходы и методы исследования . Например, в последнее время особенно бурно развивается такая дисциплина, как синергетика – теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы. Среди основных понятий синергетики можно выделить такие понятия, как «порядок», «хаос», «неопределенность», «бифуркация». Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания.

3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы физики, химии, биологии и т.д.

4. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук.

5. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Среди современных методологических тенденций можно выделить теорию научных парадигм и синтагм .

Парадигма (от греч. – пример, образец): 1) понятие, используемое в античной и средневековой философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; 2) теория (или модель) постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

В философии науки понятие парадигмы было введено позитивистом Г. Бергманом для характеристики нормативности методологии, однако широкое распространение приобрело после работ американского историка физики Т. Куна. Стремясь построить теорию научных революций, Т. Кун предложил систему понятий, среди которых важное место принадлежит понятию «парадигма», т.е. признанным всеми научным достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Смена парадигм представляет собой научную революцию. Парадигма является основанием выбора проблем в той или иной дисциплине в определенную историческую эпоху.

Понятие «парадигма» шире понятия «теория». В него включены социально-психологические и этические правила и нормы. Выбор определенной парадигмы обусловлен не только логическими критериями, как это принято в сфере строгой научной теории, но также ценностными и философскими соображениями.

Для разработки ряда теорий (например, искусственного интеллекта) необходимо в одном комплексе объединить разнородные знания, относящиеся к физике, химии, лингвистике, психологии, философии и т.д. Синтагма (от греч. – нечто соединенное) представляет собой особую систему знаний, построенную из неоднородных подсистем, объединяемых для решения определенного комплекса сложных задач, не поддающихся решению на основе какой-либо одной или нескольких научных дисциплин. Образование синтагм происходит не механическим сближением различных дисциплин, а путем выделения из них достижений, методов, которые нанизываются на определенный проблемный спектр и используются для решения нестандартного комплекса задач.

Доминирующей становится тенденция, при которой разнородные знания, методы и сообщества специалистов группируются не по дисциплинам и парадигмам, а по динамичным, сменяющимся и преобразующимся синтагмам.