Цитаты. Новое знание в науке

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

29.1 Философия: «Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама». (А.И. Герцен)

29.2 Экономика: «Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса». (Р. Строуп, Дж. Гвартни)

29.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения». (П. Блау)

29.4 Политология: «Бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в монархии, настолько же, насколько свобода лучше рабства». (Демокрит)

29.5 Правоведение: «Закон определяет власть каждого должностного лица». (В.И. Даль)

Пояснение.

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся следующим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние - вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии автора или ха­рак­те­ри­зо­ван исторический период, если эти све­де­ния имеют важ­ное значение для по­сле­ду­ю­ще­го анализа текста.

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тый анализ высказывания. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо продемонстрировать зна­ние материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но излагать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты подкрепляйте при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное обращение вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски связанной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но отношение пи­шу­ще­го к проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных эмоциональных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но материалом ос­нов­ной части.

Наука, лженаука и религия


1. Наука, гипотезы, аксиомы, вера

2. Новое знание в науке

3. Наука и лженаука

4. Религия и наука

Список использованных источников


1. Наука, гипотезы, аксиомы, вера

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных (не зависящих от воли и сознания человека) знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Она включает деятельность по получению нового знания и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Непосредственная цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, первое ее отражение в мышлении (сознании); воспроизведение в языковой форме представлений о закономерных связях действительности.

Знание – продукт общественной деятельности (практики), направленной на преобразование действительности.

Познание – процесс движения мысли от незнания к знанию; обусловленный потребностями общества процесс отражения действительности в мышлении; взаимодействие объекта и субъекта, итогом которого является новое знание.

Уровни познания: эмпирический, в том числе, чувственный, и теоретический.

Формы познания: 1- получение знания, неотделимого от субъекта (восприятие, представление); 2 – получение объективного знания, существующего вне субъекта (наука-теория, воплощенное в продуктах труда знание).

Типы познания: обыденное, художественное, научное.

Путь познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (Ленин). Наблюдение – гипотеза – теория – проверка теории (практика).

Вернадский В.И.: «Звучит парадоксом, однако, это так: распространение научного мировоззрения может даже иногда мешать научной работе и научному творчеству, так как оно неизбежно закрепляет научные ошибки данного времени, придает временным научным положениям большую достоверность, чем они в действительности имеют…Такое распространение временного – и часто ошибочного – научного мировоззрения было одной из причин не раз наблюдавшихся в истории науки местных или всемирных периодов упадка. Давая ответы на все запросы, оно гасило стремление к исканию».

Всякая теория начинается с гипотезы – предположительного суждения об устройстве или методах получения чего-то, о причинной связи явлений и т.д.

Например, в средние века широкое распространение получил поиск «философского камня», способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро. Его искали экспериментально, смешивая и нагревая различные вещества. Эта сфера опытов получила название «алхимия». Идея оказалась ложной, но пользу науке принесла несомненную – был накоплен огромный экспериментальный материал по физическим и химическим превращениям веществ. В итоге возникла наука «химия».

Долгое время в науке господствовали: геоцентрическая система мира Птолемея, представления о «мировом эфире» в физике и т.д. Нельзя сказать, что они принесли науке только вред, хотя и оказались ложными. Но, кстати, идея эфира как передатчика действия сейчас возрождается некоторыми учеными, хотя и совершенно на качественно новом уровне (вакуум в современной физике уже не рассматривается как пустое пространство – пространство, лишенное материи).

Гегель Г.: «Истины рождаются и умирают. Но рождаются они как ересь..»

Рабиндранат Тагор: «Если мы закроем дверь перед заблуждением, то как же тогда войдет истина?»

Вернадский В.И. «“научная вера” является в истории науки могущественным созидательным фактором, теснейшим образом генетически связанным с научным исканием и научным творчеством, в общем, от них не отделимым. В обществе без научной веры не может быть научного творчества и прочной научной работы.

Лекторский В.А., академик РАН: «Проблема отношения веры к знанию всегда была для философии одной из центральных, ибо речь идет как о самой возможности постижения реальности, так и о предельных основаниях человеческой деятельности. Оказывается, что наука принципиально не может обойтись без веры. Вера играет важную роль в научном познании. Существенно то, что идеал науки предполагает принципиальную возможность превращения того, что первоначально принимается всего лишь на веру, в более или менее обоснованное знание. Наука всегда шла по этому пути. В религии дело обстоит иначе. Религиозная вера исключает знание».

2. Новое знание в науке

Новые представления всегда противоречат старым, в том числе в науке, включая не только теоретическую, но и экспериментальную науку. Новые идеи и факты, противоречащие сложившимся ранее представлениям, как правило, длительное время не признаются, игнорируются и не развиваются.

Резерфорд Э. выделял «три этапа» в признании научной истины:

1) «это абсурд»!

2) «в этом что-то есть».

3) «это общеизвестно»!

(шутка, в которой содержится большая доля истины).

Например, работа английского ученого Уотерстона «О физической среде, состоящей из свободных и вполне упругих молекул, находящихся в движении» (1845г.), отклоненная рецензентом королевского научного общества «как бессмысленная, непригодная даже для того, чтобы зачитать ее на заседании Общества», обнаружена и опубликована всемирно известным физиком Рэлеем только в 1892 г.

Греческий философ Платон с такой непримиримостью относился к атомистической теории Демокрита, что повсюду разыскивал рукописи сочинений этого автора и уничтожал их – до изобретения книгопечатания такой метод идейной борьбы был весьма эффективен». Специальная теория относительности противоречила всем представлениям, которые вырабатывались в науке на протяжении последних трех веков. Устройство физического мира, описываемого этой теорий, было очень непривычно. Геометрию Лобачевского не понимали и даже осуждали лучшие математики того времени, а коллеги давали насмешливые и порой оскорбительные отзывы о его работе. При избрании Эйнштейна в Прусскую академию наук о его гипотезе световых квантов говорилось как о чем-то, «что не следует слишком ставить ему в упрек». В их реальность основоположник квантовой механики Планк не верил в течение многих лет.

Колебательные химические реакции не признавались научной общественностью и Учеными советами в течение полутора веков, хотя первые публикации по химическим колебаниям относятся к 1828 г. В 1855 г. вышла книга Рунге, где были собраны примеры химических колебаний, в 1913 г. – Кремана «Периодические явления в химии», в 1938 г. – книга Шемякина и Михалева «Физико-химические периодические процессы (библиография – 978 названий). Отдельные статьи по химическим колебаниям публиковались в журналах «Успехи химии», «Доклады АН СССР» и др. Тем не менее, когда в 1947 г. в институт химической физики АН СССР Шальниковым была представлена к защите диссертация «К теории периодического протекания гомогенных химических реакций», обсуждение было таким, что шансов на ее защиту в этом институте не осталось никаких… В 1958 г. все попытки Белоусова опубликовать в химических журналах описание знаменитой сегодня во всем мире колебательной реакции, носящей имя «реакции Белоусова-Жаботинского» (впоследствии была присуждена Ленинская премия в области науки) оказались безрезультатными (рецензенты давали категорически отрицательные отзывы).

Лето 1913 г.: «Если этот абсурд, который только что опубликовал Бор (речь идет о модели атома Бора), верен, то вообще брошу карьеру физика» (Штерн О., физик)

Август 1913 г.: «Работа Бора приводит меня в отчаяние: если формулу Бальмера можно получить таким путем, то я должен выбросить всю физику на свалку и сам отправиться туда же» (Эренфест П., физик).

Августовская (1948 г.) сессия ВАСХНИЛ в СССР определила статус генетики как лженауки.

Герцен А.: «Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама, от всего осевшего ила, от принимаемого неестественного за естественное, непонятное за понятное».

Кун С. (историк науки): “… ни одна научная парадигма не может получить всеобщего одобрения массами, до тех пор пока не вымрут влиятельные знатоки старой парадигмы”.

Чижевский А.Л. (гелиобиолог): «Истинное несчастье настоящих ученых, больших и малых, заключалось и заключается в отсутствии элементарной порядочности у некоторых представителей научного мира, с которыми приходится сталкиваться в деловой обстановке и от которых зависит судьба научного открытия или изобретения. Это несчастье легко обнаруживается в истории любого научного открытия или крупного изобретения, и пока нет оснований предполагать, что наша эпоха внесла коренное улучшение в это дело. И в наши дни явления непорядочности злостно доминируют в научной среде, глушат научную мысль, пресекают научную инициативу. Только единичные люди прорываются через этот страшный барьер, и то после борьбы, иногда многолетней борьбы, с невеждами, обскурантами, ретроградами, которые были так или иначе, по недомыслию или легкомыслию, сопричастны к лику ученых и заняли, к несчастью, высокие ступени иерархической лестницы». Еще сложнее пробиться новым идеям в социально-экономических науках, так как здесь явно затрагиваются экономические интересы людей, «фурии частного интереса», как говорил К. Маркс.

3. Наука и лженаука

«Масштабы нынешнего подъема псевдонаучной деятельности впечатляют. Впечатляют настолько, что теперь стало как-то даже неловко употреблять само слово «псевдонаука». Предпочтительны более уважительные формы обозначения – девиантное знание, альтернативная наука, нетрадиционная наука и т.д.

В 1999 г. решением Президиума РАН была создана Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Не все с этим согласны. Так, академик РАН М.М. Лаврентьев считает, сто «Факт существования такой инстанции, как Комиссия по борьбе с лженаукой, позорит Российскую академию наук. Задача этой комиссии – перекрыть доступ в науку каких бы то ни было новых идей».

Каковы причины расцвета лженауки?

Капица С.П., профессор: «Почему сегодня произошел такой невероятный расцвет этой антиинтеллектуальной деятельности не только в нашей стране, но и во всем мире? Мне кажется, что причина бурного расцвета антинауки заключается в глубоком распаде общественного сознания, если называть вещи своими именами. Распад виден во многих сферах. Очень опасен кризис образования. Вакуум общественного сознания, существующий в нашей стране (да и во всем мире), очень глубок. Он, кстати, поддерживается философией постмодернизма. Постмодернисты занимают руководящие кафедры во многих университетах западного мира и оказывают очень большое влияние на общественное сознание. Думаю, что если когда-нибудь будет суд над нашей эпохой, то СМИ будут отнесены к преступным организациям, ибо то, что они делают с общественным сознанием и в нашей стране и во многих других странах, иначе квалифицировать нельзя.».

«В обществе существуют влиятельные силы, заинтересованные в снижении роли науки. Людей отучают мыслить критически, но приучают верить. Чтобы там ни говорили апологеты реформ, но уровень образования в России стремятся понизить. Кому же нужно загонять страну в средневековье? Людьми, не способными критически мыслить, не знакомыми с логикой, легко манипулировать. Сегодня лженаука проникла во многие органы государственной власти – в Минобороны, МЧС, МВД, в государственную думу. С. Шойгу заявил, что МЧС в своей работе использует советы астрологов. Несколько лет назад при МЧС была организована лаборатория экстрасенсов. Лженаука превратилась в хорошо организованную силу».

4. Религия и наука

Религии возникли в первобытном обществе. Причина их возникновения – бессилие первобытного человека перед силами природы, а после возникновения классового общества (рабовладельческого, феодального и буржуазного обществ) – бессилие перед господствующим в обществе классом крупных частных собственников. В настоящее время наибольшее распространение в мире получили такие религии как христианство, буддизм, ислам (мировые религии). Религия – одна из форм общественного сознания, отражения действительности в фантастических образах, представлениях и понятиях.

В настоящее время религия представляет собой сложное социальное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.Главный признак религии – вера в реальность сверхъестественного.

Маркс К.: «Всякая религия является ни чем иным как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Маркс К.: «Религия – это вздох угнетенного существа, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум для народа».

Ленин В.И.: «Идея бога всегда усыпляла и притупляла “социальные чувства”, будучи всегда идеей рабства …Никогда идея бога не “связывала личность с обществом”, а всегда связывала классы верой в божественность угнетателей». Царь – «помазанник божий».

Еще Радищев в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» писал, что государственный деспотизм и церковная организация служат одной цели: они «союзно» гнетут общество (деспотизм подчиняет себе волю людей, церковь сковывает их рассудок).

Ленин В.И.: «Когда общество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством и властью, а масса постоянно терпит “лишения» и несет “тяжелые обязанности”, то вполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей “безропотно” переносить земной ад ради небесного, будто бы, рая».

Ленин В.И.: «Социальная придавленность трудящихся масс, полная их беспомощность перед слепыми силами капитализма вот в чем современный корень религии. “Страх создал богов”. Страх перед слепой силой капитала, которая слепа, ибо не может быть предусмотрена массами народа, которая на каждом шагу жизни пролетария и мелкого хозяйчика грозит принести ему и приносит “внезапное”, “неожиданное” “случайное” разорение, гибель, превращение в нищего в паупера, в проститутку, голодную смерть, - вот тот корень современной религии …».

Принципиальным является вопрос об отношении государства к церкви.

Конституция СССР, статья 53, глава 7: «Церковь в СССР отделена от государства и школа – от церкви».

Конституция БССР, статья 50, глава 6: «Церковь в Белорусской ССР отделена от государства и школа – от церкви».

Конституция Российской Федерации - России, статья 44, глава 5 «Права и свободы человека и гражданина»: «Религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства, государственная система образования носит светский характер».

Конституция Республики Беларусь (принята на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 15.03. 1994 года) статья 16: «Все религии и вероисповедания равны перед законом. Отношения государства и конфессий регулируются законом».

Конституция Республики Беларусь (принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года) статья 16: «Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».

Очевидно, что в сравнении с Конституциями СССР и БССР, а также Конституцией России в Конституции Республики Беларусь (в особенности Конституции, принятой на референдуме, сделан шаг назад от светского государства по отношению к религии.

Несмотря на то, что в России церковь отделена от государства это «с осени 2002 г. Министерство образования пытается внедрить в школы учебник «Основы православной культуры». Для вузов предложен государственный стандарт по специальности “теология”. Уже стало фактом введение в четырех областях страны во всех без исключения школах (а в 11 областях и краях – частично) преподавания основ православной культуры.

В стране как формально светском государстве все сильнее становятся тенденции воспитания детей в религиозном духе. Освящают заводы, новые здания, подводные лодки, крейсеры и баллистические ракеты.

Письмо-протест 10 академиков осенью 2007 г. Президенту вызвало волну возмущения религиозных фанатиков и некоторых деятелей церкви. В письме содержится тревога, предупреждение о возможных негативных последствиях замены научного мировоззрения религиозным…»

Канонизация российской православной церковью в 1988 г. Тихона, призывавшего к открытой борьбе с Советской властью в январе 1918 г., была знаковым событием, указавшим на смену эпох.

Клерикаризация российского государства идет. Этому способствовали действия Ельцина и его окружения, которые для утверждения своего авторитета стали появляться в церкви со свечами в руках, которые они держали, по едкому замечанию одного журналиста, как «стаканы с водкой».

Социальная база этого явления – напуганное настоящим и будущим население. Фонд “Общественное мнение” выявил (данные лета 2007 г.), что четверти опрошенных россиян не хватает денег на хлеб (10% – часто, 16 – иногда), а половина считает, что цена на этот самый необходимый продукт высока. По Данным ВЦИОМ 60% россиян считают, что сокращение бедности – недостижимая задача.

В учебных заведениях не место религии. Это подчеркивает резолюция, принятая 4 октября 2007 г. Парламентской ассамблеей Совета Европы, рекомендующая правительствам стран-членов НС не допускать преподавания креационизма – направления в биологии, считающего, что возникновение мира, Земли, жизни, человека есть результат «божественного творения».

Неблаговидную роль в этом деле играет, к сожалению, интеллигенция, в том числе ученые и деятели искусства. Например, почетным профессором Российской академии наук был избран Алексий II (Алексей Михайлович Редигер), патриарх Московский и Всея Руси.

В пропаганду религии включились деятели искусства. Например, Родион Щедрин (выдающийся современный композитор): «По-моему, стране нашей – а значит, и нам вместе с ней – предназначена трагическая судьба … И я верю, что судьбу предопределяют высшие силы. За что-то, видимо, они нашу нацию покарали, и всем следующим поколениям приходится расплачиваться, неся этот грех на себе… И лучше об этом не думать, а жить тем, что дает сегодняшний день».

К сожалению, в Конституции Республики Беларусь отсутствует статья об отделении церкви от государства и школы от церкви. В ней лишь говорится: «Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан».

Конечно, человек не может жить без идеологии, без мировоззрения. Если отсутствует прогрессивная идеология, человек может превратиться в хищное животное. В условиях, когда ученые оказались неспособными разработать научно обоснованную прогрессивную идеологию, в условиях идеологического вакуума религия играет определенную сдерживающую роль (боязнью «божьего» наказания).

Лукашенко А.Г.: «Мы всегда опирались на идеи церкви, выработанные тысячелетиями. По сути, выбрали ее главным идеологом белорусской государственности. И мы в этом не ошиблись.

Вследствие этого неотложная задача ученых – разработка научно обоснованной прогрессивной идеологии развития общества.

Следует различать понятия: богословие и теология.

Митрополит Московский и Коломенский Макарий: «Богословие – не учение о Боге и, тем более, не наука о Боге, а изложение слова Божьего, полное и систематическое изложение христианских догматов, то есть тех истин, которые открыты Богом человеку в целях его спасения. Православное догматическое богословие с величайшей точностью излагает лишь те догматы, которые содержатся в Откровении. Единственное, что она может себе позволить, - их разъяснить. Церковь Христова зиждется на догматах, то есть данных Богом истинах, а потому непререкаемых и неизменных: «ни умножать, ни сокращать их в числе, ни изменять и превращать каким бы то ни было образом никто не имеет прав: сколько их открыто Богом в начале, столько и должно оставаться их на все времена пока существует христианство».

Теология [гр. theologia: theos - бог + logos - дух, мысль, слово, закон, учение] – систематизированное изложение вероучения о боге, обосновывающее его истинность и необходимость для человека. Включает догматику, экзегетику, апологетику, гомилетику и т.д.

Теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви.

Акулов В.Л.: «Существует ли линия размежевания науки и религии? Наука и религия качественно различаются прежде всего своим объектом. Объектом (предметом) науки является мир, в котором живет человек и частью которого он является. Этот мир наука берет как эмпирический факт. В отличие от науки, объектом (предметом) религии является Бог. Мир, в котором живет человек, и сам человек как часть этого мира с позиций религиозного мировоззрения суть творения Бога. Наука исходит из той предпосылки, что материальный мир подчинен объективным, то есть имманентно ему присущим, законам, отменить и заменить которые никому не дано. Религия не отрицает закономерности материального мира. Религия ставит эту закономерность в зависимость от Божьего Промысла. А это значит, что она, эта закономерность, по Божьему же Промыслу может быть и нарушена. Если наука принимает как данность безграничные возможности человеческого разума, то религия, напротив, как данность принимает то, что Боги и Промысел Божий недоступны человеческому разумению».

Надо ли, и если надо, то как бороться с религией?

Религии, несмотря на успехи науки, до сих пор играют существенную роль в общественном сознании. Если исходить из числа приверженцев, то следует признать, что господствующими сегодня в мире идеологиями являются религиозными идеологии.

На рубеже XX-XXI веков после «революций сверху» в Советском Союзе, а также в европейских «социалистических» странах, ликвидации «коммунистической» идеологии идеологический вакуум в этих странах заполнили религии. Произошло мощное возрождение христианства, а также ислама. Во множестве появились другие религиозные организации.

“Мы знаем, что насильственные меры против религии бессмысленны...” [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 45, с. 474].

«Религии создаются людьми, которые сами ощущают потребность в ней и понимают религиозные потребности масс …» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 19, с. 312].

«… единственная услуга, которую в наше время еще можно оказать богу, – это провозгласить атеизм принудительным символом веры…» [Маркс К., Энгельс Ф, Соч. т.18, с. 514].

«Атеизм, как голое отрицание религии сам по себе без нее ничего не представляет и поэтому сам является религией» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 36, с. 161].

«С религией нельзя покончить только с помощью насмешек и нападок. Она должна быть преодолена научно, то есть объяснена исторически» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 18, с. 578].

Массовое увлечение религией в бывших «социалистических» странах подтвердило правоту классиков марксизма-ленинизма относительно причин возникновения и популярности религий.

Во-первых, человек не может существовать «только сегодняшним днем», то есть без мировоззрения. Во-вторых, затеянные в этих странах реформы привели вместо обещанного повышения благосостояния народа к глубокому системному социально-экономическому кризису, отбросившему народы на десятки лет назад. Результатом реформ стало расслоение народа на сверхбогатое меньшинство и нищее большинство. Реформаторы не смогли предложить новую систему ценностей, которая бы объединяла народ. Эти события со всей очевидностью показали правоту марксизма-ленинизма, что преодоление религии возможно только революционным переустройством общества, результатом которого является построение справедливого общественного строя.


Список использованных источников

1. Вернадский В.И. История науки. В кн.: Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Сов. Россия, 1989. С. 397-468.

2. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1975.

3. Акулов В.Л. Наука и религия // Новая экономика, 2007, № 7-8, с. 80-91.

4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, 2-е изд. Минск: Полымя, 2002. – 95 с.;

5. Кругляков Э.П. Чем угрожает обществу лженаука? // Вестник РАН, 2004, т. 74, № 1. с. 8-16.

6. Пружинин Б.И. Псевдонаука сегодня // Вестник РАН, 2005, т. 75, № 2, с. 117-125

Наука - система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.

Знания увеличивают незнание.

Анаксимен из Милета

Мерите ли вы в то, что науки возникли бы и достигли зрелости, если бы им не предшествовали кудесники, алхимики, астрологи и ведьмы, те самые, кто своими предсказаниями и подтасовками должны были сперва вызнать жажду, голод и вкус к скрытым и запретным силам?

И что при этом должно было быть предсказано бесконечно больше, чем может быть когда-либо исполнено, дабы в области познания исполнилось нечто?

Фридрих Ницше

Интерес человека к миру - это просто переизбыток его интереса к самому себе.

Джордж Бернард Шоу

«Почему» можно назвать матерью всех наук.

Артур Шопенгауэр

Мы анатомируем мух, мы измеряем линии, мы слагаем Числа; мы пришли к соглашению относительно двух или трех проблем, которые нам ясны, и ведем бесконечные споры о двух или трех тысячах вопросов, которые нам но ясны.

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Наука всегда оказывается не права. Она еще ни разу не решила ни одного вопроса, не поставив при этом десяти новых.

Джордж Бернард Шоу

Скудные средства познания нашим дарованы членам.

Эмпедокл из Акрагантл

Людям прирожден способ познания от ощущения к уму, так что если нет ощущений, нет и науки.

Роджер Бэкон

Причина заблуждений коренится не только в наших ощущениях, но и в самой природе человеческого разума, который все представляет себе но своему собственному масштабу, а не по масштабу Вселенной, и таким образом уподобляется кривому зеркалу...

Фрэнсис Бэкон

Ни одно изречение не имеет такой принудительной силы, какую имеет любое явление природы.

Галилео Галилей

Как только душа хочет бросить взгляд за пределы первоначальных идей, получаемых нами от ощущения или рефлексии, и вникнуть в их природу, мы находим, что она не открывает ничего, кроме своей собственной близорукости.

Джон Локк

Для нас наиболее важным является не знание способа, которым природа осуществляет свои законы; достаточно знать самим эти законы. Реальную пользу представляет знание того, что если отпустить в воздухе ничем не поддерживаемое фарфоровое изделие, то оно упадет и разобьется. Приятно, конечно, знать, почему оно разобьется, однако обеспечить целость фарфорового изделия мы можем и без этого.

Бенджамин Франклин

Единственный способ сразу освободить науку от множества темных вопросов - это серьезно исследовать природу человеческого разума и доказать на основании точного анализа, что он вовсе не приспособлен к столь далеким и отвлеченным темам.

Дэвид Юм

Природа нашего познания такова, что возможности нашего познавательного любопытства ограничены необходимостью Нашего самосохранения.

Жан де Робине

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.

Василий Ключевский

Бывают люди, которым знание латыни не мешает быть ослами.

Мигель де Сервантес Сааведра

Одно из величайших бедствий цивилизации - ученый дурак.

Карел Чапек

Полнейшее невежество вовсе не так страшно и не является самым великим злом; а вот многоведение и многознание, плохо направленные, составляют гораздо большее наказание.

Платон

Если можно быть ученым чужою ученостью, то мудрым мы можем быть лишь собственной мудростью.

Мишель де Монтень

Презрения достоин высокий ум, примененный для низких целей!

Бальтасар Грасиан

Ядерное, бактериологическое, химическое оружие, разрывные пули, пули со смещенным центром тяжести, противопехотные мины, психотропные препараты, психотронное оружие, методики негативного социально-психологического воздействия, идеологические догмы, фальсификация истории - вот далеко не полный перечень услуг, оказанных учеными в нашем веке людям, по низости своих целей стоящим ниже самой нижней отметки шкалы моральных ценностей.

Если действия ученых, обслуживающих режимы Сталина или Гитлера, еще можно попытаться оправдать своеобразно понятым патриотизмом, то тех из них, кто обслуживает «революционные» режимы стран третьего мира, можно рассматривать исключительно как киллеров - со всеми вытекающими отсюда выводами и последствиями. Как известно, с наемниками разговор несколько иной, чем с пленными солдатами регулярной армии противника.

Перед нами стоит крепость. Называется она, эта крепость, наукой с ее многочисленными отраслями знаний. Эту крепость мы должны взять во что бы то ни стало.

Иосиф Сталин

Социализм раскрывает такие широкие горизонты для наших ученых, инженеров и техников, для творческой работы каждого советского человека, каких никогда не может дать капиталистический строй.

Михаил Суслон

Доподлинно так. При каком ином строе можно было бы защищать кандидатские и докторские диссертации на такие примерно темы:

XVIII съезд ВКП(б) как поворотный пункт истории человечества (любой другой съезд - тоже);

Диктатура пролетариата как высшая форма демократии (хотя «диктатура» и «демократия» - понятия взаимоисключающие);

Социалистическое соревнование как действенное средство повышения производительности труда;

(то, что это никак не соответствовало реалиям бытия, никого не смущало. Мало того, в 80-е годы на промышленных предприятиям СССР существовала такая должность, как «инженер по социалистическому соревнованию». Как правило, эту должность занимали молодые, привлекательные и не слишком целомудренные женщины)

Пути повышения эффективности воспитания материалистического мировоззрения;

Социалистический реализм как единственно прогрессивный метод отражения действительности;

(вспоминается: «По залам музея бродил художник-сюрреалист. За ним по пятам ходили двое социалистических реалистов в штатском»)

Пути повышения эффективности пропаганды научного атеизма;

Критика фрейдизма как…

(и это в стране, где Фрейда читали только в самиздатовском воспроизведении!)

и т. д., и т. п.

Куда там какому-то Канту, Юму, Гегелю или Шопенгауэру…

Ценные вещи создаются только в «мире, где все продается и покупается».

Венедикт Ерофеев

Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся еще более глупыми и дурными.

Джон Локк

Университет развивает все способности, в том числе - глупость.

Антон Чехов. Из записных книжек

Разум и наука - продукты человечества; но желать их сделать непосредственным достоянием народа и получить их через народ - утопия.

Эрнест Ренан

И нужно добавить: одна из самых опаснейших утопий. Наука не может быть явлением массовым. Она венчает стремления весьма и весьма немногих людей к духовному росту, к самоусовершенствованию. Стремления же большинства сводятся к наиболее полному удовлетворению своих животных инстинктов, и в науке как в таковой они не нуждаются. Мало того, сдергивая защитную повязку с глаз этого большинства, наука делает их неоправданно честолюбивыми, алчными и завистливыми, короче говоря - несчастными и опасными в своей несчастливости. Те же из них, кто в силу тех или иных социальных обстоятельств получают возможность сделать науку своей престижной профессий, ничего, кроме непоправимого вреда себе и окружающим, не приносят. Чаще, конечно, окружающим.

Каждый, кто способен на это, должен сам подняться, сам дорасти до науки, а все попытки навязать или подарить кому-либо науку - бесперспективны и порочны.

Можно привить гипофиз Спинозы или еще какого-нибудь такого лешего и соорудить из собаки чрезвычайно высоко стоящего. Но на какого дьявола? - спрашивается. Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого!

Михаил Булгаков. Собачье сердце

Если знания поощряются и не пресекаются, они увеличатся, но когда они увеличатся, невозможно будет управлять страной, ибо появится коварство. Когда знания пресекаются и не поощряются, люди искренни и просты.

Шан Ян

Находясь с детства во власти своих предубеждений, люди, коснеющие в предрассудках, считают необходимым во что бы то ни стало сохранять повязку, покрывающую их глаза, и бороться со всеми теми, кто пытается ее сорвать. Если их глаза, привыкшие к мраку, на мгновение открываются, то свет причиняет им боль, и они с яростью набрасываются на того, кто подошел к ним с ослепляющим их факелом.

Поль-Анри Гольбах

Все новое и полезное народ ненавидит и презирает: он ненавидел и убивал врачей во время холеры, и он любит водку; по народной любви или ненависти можно судить о значении того, что любят или ненавидят.

Антон Чехов. Из записных книжек

О народной любви к знанию лучше всего могут сказать учителя, по 7–8 месяцев не получающие зарплату в демократическом государстве, т. е. в том, где власть принадлежит народу.

Ученый - человек, который поднимается над частными соображениями и дышит воздухом общественноважных прославленных мыслей, живет ими. Он - глаза мира. Он - сердце мира. Ему выпало противостоять деградирующему вплоть до варварства благоденствию.

Ральф-Уолдо Эмерсон

Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама, всего осевшего ила, от принимания неестественного за естественное, непонятного за понятное.

Александр Герцен

На первых порах новая теория провозглашается нелепой. Затем ее принимают, но говорят, что она не представляет собой ничего особенного и ясна, как божий день. Наконец она признается настолько важной, что ее бывшие противники начинают утверждать, будто они сами открыли ее.

Уильям Джемс

Когда мы видим, что у нас крадут мысль, посмотрим, прежде чем поднимать крик, действительно ли это наша мысль.

Анатоль Франс

Ах, как много есть великих мыслей, действие которых не более значительно, чем действие кузнечных мехов: они делают надутым и еще более пустым.

Фридрих Ницше

Высокообразованный, сведущий человек - вот современный идеал. А мозг такого высокообразованного человека - это Нечто страшное. Он подобен лавке антиквария, набитой всяким пыльным старьем, где каждая вещь оценена гораздо выше своей настоящей стоимости.

Оскар Уайльд

Обладаю ли я знаниями? Нет. Но когда низкий человек спросит меня о чем-либо, то даже если я не буду ничего знать, смогу рассмотреть этот вопрос с двух сторон и обо всем рассказать ему.

Конфуций

Пациент: Доктор, я бы хотел проконсультироваться… хотя, может быть, причина не во мне…

Врач: А в чем, собственно, суть проблемы?

Пациент: Моя жена постоянно беременеет… Мы в отчаянии…

Врач: Но существуют же противозачаточные средства!

Пациент: Мы перепробовали все возможное, но… увы…

Врач: Не огорчайтесь. Наука всесильна! Я избавлю вас от этой напасти!

Пациент: Доктор, на вас вся надежда!

Врач: Слушайте внимательно. Вы должны обмотать член слоем ваты. Затем - слой изоляционной ленты… Еще слой ваты, еще слой изоленты и…

Пациент: Но как же при этом заниматься сексом?

Врач: Сексом? Нет-нет, об этом не может быть и речи!

Ты хочешь носить ученое имя -

работу щупай руками своими.

На книги одни - ученья не тратьте-ка.

Объединись, теория с практикой!

Владимир Маяковский

Жил-был обыкновенный, самый заурядный мужичонка, в свое время окончивший четыре класса церковно-приходского училища и имеющий безупречное пролетарское происхождение. Венцом его карьеры была должность начальника АХЧ управления НКВД по Москве и Московской области. Возможно, он мечтал стать ученым-изобретателем, возможно, хотел попросту удовлетворить свое трущобное честолюбие, но так или иначе именно он в 1936 году стал изобретателем печально известной «душегубки» - автомобиля с выведенной внутрь фургона выхлопной трубой.

Вот что значит творческое объединение теории с практикой.

Ты считаешь меня многоученым? - спросил Конфуций своего ученика.

Разумеется, - ответил тот.

Нет, - покачал головой философ, - я всего лишь связываю все воедино, не более того.

Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на него.

Бар-Эбрей

Много книг составлять - конца не будет, и много читать - утомительно для плоти.

Соломон Мудрый

Высказывания мудрецов могут быть сведены к очень небольшому числу общих правил.

Рене Декарт

Такова болезнь великих умов: они неохотно признают, что обязаны своими знаниями ближним; они хотят, чтобы думали, что они все почерпнули в глубинах своего духа и что у них не было иного учителя, кроме собственного гения.

Пьер Бейль

Михаил Ломоносов

Никогда незнание не приносит зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими.

Жан-Жак Руссо

Красноречие стоит предпочесть знанию.

Люк де Клапье де Вовенарг

Один восточный ученый славился своими знаниями и благочестием. Когда его спрашивали, каким образом он достиг такого совершенства, он неизменно отвечал:

Я знаю, что в Коране.

И все удовлетворялись этим ответом.

Но однажды некий недалекий человек спросил его:

А нельзя ли узнать, что именно есть в Коране?

В Коране, - ответил ученый, - находятся два засушенных цветка и письмо от моего друга Абдуллы.

Одни только сумасшедшие или злые позволяют себе высказывать все, что им известно, или все, что ими заучено.

Луи Себастьен Мерсье

Мы не знаем почти ничего. Однако сколько написано сочинений, авторы которых утверждают, что они что-то знают!

Дени Дидро

Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно.

Георг Кристоф Лихтенберг

Не знание само по себе, но деяние, сообразное своему знанию, есть твое назначение… Не для праздного самосозерцания: и размышления над самим собой и не для самоуслаждении своими благочестивыми чувствами, нет, для деятельности существуешь ты. Твоя деятельность, и только она одна определяет твою ценность.

Иоганн Готлиб Фихтё

В Академии наук

Заседает князь Дундук.

Говорят, не подобает

Дундуку такая честь;

Почему ж он заседает?

Потому что жопа есть.

Александр Пушкин .

Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут еще говорить!

Конфуций

Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.

Сократ

Обычная уловка: создатели любой науки обращают бессилие этой своей науки в клевету против природы.

Фрэнсис Бэкон

Многознайство и хитроумие, ловкость и расчетливость: кто не ведает их, тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделен, а не пользуется, - тот возвышен вдвойне.

Хун Цзычен

Я прошел бы 20 миль, чтобы выслушать моего злейшего врага, если бы мог что-либо полезного узнать у него.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Те, кто обладают врожденными знаниями, стоят выше всех.

За ними следуют те, кто приобретают знания благодаря учению.

Те же, кто, встретившись с трудностями, не учатся, стоят ниже всех.

Конфуций

Невежество - мать предубеждения.

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Подозрений у человека тем больше, чем меньше он знает.

Фрэнсис Бэкон

Яркой иллюстрацией к этому изречению Бэкона служит традиционная подозрительность народных депутатов при обсуждении любого предложенного законопроекта.

Одна из самих страшных разновидностей невежества - это невежество, облеченное властью.

Древо познания наиболее привлекательно для лесорубов.

Наука никому не обязана, она не знает ничьих «прекрасных глаз», а знает только критику, знает только факты.

Иван Франко

На заявление своих оппонентов о том, что его теории не подтверждаются фактами, Гегель ответил своей знаменитой фразой: «Тем хуже для фактов!».

Усердием посредственность достигает большего, чем одаренность без усердия. Слава покупается ценой труда; что легко дается, невысоко ценится.

Бальтасар Грасцан

Если кто-то более других склонен к изумлению, то он обладает или меньшими знаниями, или более проницательным умом, чем другие.

Томас Гоббс

К чему знания, если они нежизненны? В наше время знание жизни - оно-то и есть подлинное знание.

Бальтасар Грасиан

Теории представляют собой не ответы на загадки, а ответы, которые нас удовлетворяют.

Уильям Джемс

Образцом того, как появился коммунизм из суммы человеческих знаний, является марксизм.

Владимир Ленин

Не смотри на ученость как на корону, чтобы ею красоваться, но как на корову, чтобы кормиться ею.

Лев Толстой

Очень немногие люди, и притом только самые замечательные, способны просто и откровенно сказать «не знаю».

Дмитрий Писарев

Люди созданы не для того, чтобы проводить время, измеряя линии, исследуя соотношение углов и изучая различные движения материи. Ум их слишком велик, а жизнь слишком коротка и время слишком драгоценно чтобы тратить его на столь незначительные предметы.

Антуан Арно

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Наука Наука – в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в известный систематический порядок, начиная от теологии, метафизики, чистой математики и кончая геральдикой, нумизматикой, учением о

Из книги Большая книга афоризмов автора

Наука См. также «Знание», «Теория. Гипотеза», «Ученые», «Эксперимент» Наука - лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Лев Арцимович Искусство - это «я»; наука - это «мы». Клод Бернар Жизнь коротка, а наука долга. Лукиан из Самосаты Мы

Из книги Все по науке. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

НАУКА Наука – лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Лев Арцимович Наука – это любая дисциплина, в которой дураки одного поколения могут пойти дальше той точки, которую достигли гении предыдущего поколения. Макс Глюкманн Искусство

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич автора БСЭ

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Великие научные курьезы. 100 историй о смешных случаях в науке автора Зернес Светлана Павловна

17. НАУКА Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение знаний о человеке, обществе и окружающем мире с помощью научных исследований. Объект науки – совокупность явлений, которые изучает наука. Предмет науки – это то, что интересует науку в

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович Наука Наука - система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Знания увеличивают незнание. Анаксимен из Милета Мерите ли вы в то, что науки возникли бы и достигли зрелости, если бы им не предшествовали

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Наука о следах Чем занимается криминалист-трассолог?Трассологи изучают следы. Они исследуют механизмы образования следов, придумывают методы их обнаружения и исследования.Криминалист-трассолог изучает осколки стеклаЕсли преступник разбил стекло, то трассолог по

Из книги автора

Наука Как возникли цифры? Это очень просто: если к двум копейкам вы прибавите еще две, то у вас будет четыре копейки. Но знаете ли вы, что чтобы человек научился думать так, как вы, ему понадобились миллионы лет? Действительно, самое трудное – научить ребенка пользоваться

Наука – знание глупых чужих мнений.
Георг Лихтенберг

Всякая наука есть предвидение.
Герберт Спенсер

Наука – это спектральный анализ; искусство – синтез света.
Карл Краус (1874–1936), австрийский писатель

Что было искусством, отделяющим умных от глупых, становится наукой, соединяющей их.
Михаил Гаспаров (р. 1935), филолог

Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т. е. уменье пользоваться знанием как следует.
Василий Ключевский (1841–1911), историк

Наука – это вера в невежество экспертов.
Ричард Фейнман (1918–1988), американский физик

Наука начинается с мифов и с критического отношения к мифам.
Карл Поппер (1902–1994), австрийско британский философ

Наука всегда оказывается не права. Она не в состоянии решить ни одного вопроса, не поставив при этом десятка новых.
Джордж Бернард Шоу (1856–1950), английский драматург

Наука подтверждает наши ошибочные представления.
Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и афорист

Наука не отвечает на все вопросы даже в кабинете следователя.
Хенрик Ягодзиньский (р. 1928), польский сатирик

Наука не отвечает на все вопросы, зато помогает понять бессмысленность многих из них.
Хенрик Ягодзиньский

Наука, как и добродетель, сама себе награда.
Чарлз Кингсли (1819–1875), английский писатель

Научной морали быть не может; но точно так же не может быть аморальной науки.
Анри Пуанкаре (1854–1912), французский математик и физик

Если любопытство касается серьезных проблем, оно уже именуется жаждой познания.
Мария Эбнер Эшенбах (1830–1916), австрийская писательница

Познание – одна из форм аскетизма.
Фридрих Ницше (1844–1900), немецкий философ

Чтобы понять какую либо науку, необходимо знать историю этой науки.
Огюст Конт (1798–1857), французский философ

Знания научные не нужны нигде, кроме науки.
Сирил Норткот Паркинсон (1909–1993), английский публицист

Дайте суеверному человеку науку, и он превратит ее в суеверие.
Джордж Бернард Шоу

О банкротстве науки чаще всего говорят те, кто не вложил в это предприятие ни гроша.
Феликс Хвалибуг (1866–1930), польский литератор

Единственное, чему научила меня моя долгая жизнь: что вся наша наука перед лицом реальности выглядит примитивно и по детски наивно – и все же это самое ценное, что у нас есть.
Альберт Эйнштейн (1879–1955), немецкий физик

Чем меньше я верю в науку, тем больше боюсь ее.
Жан Ростан (1894–1977), французский биолог

Церковь спасает грешников, наука ищет способы приостановить их производство.
Элберт Хаббард (1859–1915), американский писатель

Наука легче находит лекарства, чем ответы.
Жан Ростан

Общество можно разделить на две части: тех, кто верит, что наука может все, и тех, кто боится, что так оно и будет.
Дикси Рей (1914–1994), американский политик

По мере того как наука увеличивает наше могущество, она уменьшает нашу гордость собой.
Клод Бернар (1813–1878), французский физиолог

Наука сделала нас богами раньше, чем мы научились быть людьми.
Жан Ростан

Кажется, дело идет к тому, что Наука откроет Бога. И я заранее трепещу за его судьбу.
Станислав Ежи Лец

Наука - способ разгадки мировых тайн путем открытия новых загадок.
А. Давидович

Наука - это драма идей.
А. Эйнштейн

Наука - это кладбище гипотез.
А. Пуанкаре

Наука - это систематическое расширение области человеческого незнания.
Р. Гутовский

Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности.
А. Эйнштейн

Наука победила множество болезней, разгадала генетический код и даже позволила человеку высадиться на Луне, но когда восемнадцатилетний мужчина остается в одном номере с двумя восемнадцатилетними барменшами, ничего не случается. Потому что настоящие проблемы все те же из века в век.
Б. Аллен

Наука служит лишь для того, чтобы дать нам понятие о размерах нашего невежества.
Ф. Ламенне

Как для одних наука кажется небесною богиней, так для других - коровой жирною, что масло им дает.
Ф. Шиллер

Продвигаясь вперед, наука непрестанно перечеркивает сама себя.
В. Гюго

Самые пламенные защитники науки, которые не могут выносить даже легкого косого взгляда на нее, - это обыкновенно те люди, которые в науке достигли весьма немного и которые осознают этот свой недостаток.
Г. Лихтенберг

Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
О. Бальзак

Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама, всего осевшего ила, от принимания неестественного за естественное, непонятного за понятное.
А. Герцен

Несомненный признак истинной науки - сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается.
Л. Толстой

Плоды истинной науки и истинного искусства – это плоды жертв, а не материальных выгод.
Р. Роллан

Все могущество науки направлено сегодня на укрепление Государства. Ни одному ученому не пришло в голову использовать свои знания для защиты личности. Здесь, пожалуй, полезным оказалось бы франкмасонство.
А. Камю

Здравствующий корифей науки - ученый муж, приватизировавший круг научных проблем и ревностно оберегающий их от посягательства тех, кто видит решение данных проблем иначе.
В. Зубков

Многие открытия в науке делаются случайно, но не случайными людьми.
Автор неизвестен

Астрономия выросла из суеверия; красноречие - из честолюбия, ненависти, лести, лжи; геометрия - из жадности; физика - из пустого любопытства; все науки, даже сама мораль, происходят от человеческой гордости.
Ж. Ж. Руссо

Научная работа - это когда читаешь две книги, которых никто никогда не читал, чтобы написать третью книгу, которую никто не будет читать.
Определение, предложенное сотрудниками NASA

Основной научный метод - метод проб и ошибок.
Автор неизвестен

Я охладел к научным книжкам
Не потому, что стал ленив;
Ученья корень горек слишком,
А плод, как правило, червив.
И. Туберман

Одно небольшое сомненьице: боюсь я, как бы человек, завоевывая новые звезды, не утратил почвы под ногами.
Е. Лец