Психическая зрелость личности. Психологическая зрелость

Вы можете посмотреть на свою жизнь глазами стороннего наблюдателя, занять нейтральную позицию, чтобы оценить поступки, мысли, эмоции. Такой подход позволяет лучше понять свои сильные и слабые стороны и решить, в каком направлении двигаться дальше.

2. Самоконтроль

Вы сначала думаете, а потом делаете, можете просчитать целесообразность и последствия поступков. Инфантильный человек живёт эмоциями и сиюминутными желаниями. Зрелый - не срывается на близких, умеет , если назревает глупый конфликт.

3. Благодарность

Вы научились за то, что с вами произошло, и то, чего вам удалось избежать. Вы по достоинству оценили людей, которые делают вас счастливым, и не принимаете их как само собой разумеющееся.

4. Непредубеждённость

Вы не на словах, а на деле перестали оценивать книгу по обложке, а людей - по формальным признакам и стереотипам. Подростковый максимализм больше не мешает осознавать, что мир не чёрно-белый, окружающие могут отличаться от вас и оставаться хорошими, а правильных мнений иногда существует несколько.

Вы понимаете, что для вас приемлемо в отношениях - любовных, дружеских, рабочих - и как далеко вы готовы зайти, чем пожертвовать, чтобы их сохранить. И если кто-то нарушает , вы будете действовать, обсуждать, а не делать вид, что ничего не произошло и все так живут.

6. Устойчивые моральные нормы

Вы рассматриваете свои поступки не через призму «что люди подумают» или «а если кто увидит». Зрелый человек определился с моральными границами. От неправильных поступков его предостерегает не неотвратимость наказания или возможное осуждение, а чёткое осознание, что это недопустимо. Поэтому он не делает сомнительных для себя вещей, даже если никто не увидит и не узнает.

7. Ответственность

Вы отвечаете за слова и действия, не обещаете невыполнимого, не перекладываете решения на другого. Зрелый человек осознаёт, что качество его жизни - это полностью его . Внешние обстоятельства могут вносить свои коррективы. Но если вы продолжаете жаловаться, что всё плохо, но ничего не делаете, чтобы изменить ситуацию, то вы скорее инфантильная личность, а не жертва обстоятельств.

Вы научились таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. Это вовсе не означает, что нужно перестать совершенствоваться и исправлять недочёты. Но стоит научиться быть довольным собой сейчас, на любом этапе пути к идеалу, потому что у этой дороги нет конца и обидно провести всю жизнь, ненавидя и упрекая себя.

9. Терпение

Вы перестали рассчитывать только на мгновенный результат и научились ждать плодов своего труда. Чтобы некоторые вещи случались, недостаточно их хотеть - нужно упорно работать. И даже это не гарантирует, что вы добьётесь своего.

10. Самостоятельность

Вы понимаете, что никто не должен решать ваши проблемы. Зрелый человек не действует на авось в надежде, что кто-то поможет выплыть из бездны. Спустить деньги на безделушку и оставить семью без еды, думая, что родители или друзья подкинут деньжат, - это инфантилизм. Корректировать поведение так, чтобы в случае проблемной ситуации была возможность всё решить самостоятельно, - поступок зрелого человека.

11. Умение извлекать уроки

На ошибках учатся, но не все. Зрелый человек извлекает уроки из неудач, распознаёт аналогичные ситуации и не допускает повторных провалов.

Вы не убегаете от проблем, не закрываете на них глаза, не думаете, что они как-нибудь сами рассосутся. Зрелый человек признаёт трудности и ищет способы с ними справиться.

13. Честность

В большинстве случаев вы не считаете нужным лгать. На пути к зрелости вы окружили себя людьми, с которыми этого не требуется: не нужно носить маски и приукрашивать действительность. Если всё-таки нужно, зрелый человек отдаёт себе отчёт, для чего он это делает. Попытка обезопасить чувства человека с помощью лжи и желание манипулировать им - не одно и то же.

14. Умение выстраивать отношения

Зрелый человек осознаёт, что он не центр Вселенной, поэтому умеет выстраивать равноправные партнёрские отношения, в которых не только берёт, но и отдаёт. Он способен сострадать, оказывать поддержку, уделять внимание и проявлять искренний интерес, а также принимать помощь, не чувствуя себя уязвимым.

15. Реалистично-оптимистический взгляд на мир

Вы реально оцениваете ситуацию, но не теряете веры в лучшее и присутствия духа. Зрелый человек понимает, что хорошие вещи не могут происходить непрерывно, бывают и неудачи. Но чёрные полосы заканчиваются, особенно если не опускать руки. Однако пессимизм и пораженческие настроения могут привести к тому, что сил радоваться не будет даже в по-настоящему светлые дни.

Можете дополнить этот список? Делитесь в комментариях.

Что такое зрелость человека

Зрелость представляет собой наиболее ответственный период жизни человека, ибо в зрелости определяется жизненный путь, наступает расцвет творческих сил, наблюдается проявление того активного отношения к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества. Период зрелости отличается от предыдущего, юношеского тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений.

В Толковом словаре В. И. Даля зрелость толкуется как «состояние зрелого, спелость; возмужалость, состояние, степень рассудительности», а зрелый – как «дозревший, спелый; возмужалый, полнолетний, взрослый; обдуманный, рассудительный, неопрометчивый».

В Словаре русского языка С. И. Ожегова приводятся следующие значения слова «зрелость»: «1) состояние организма достигшего полного развития; зрелый возраст; 2) перен.: высокая степень развития, совершенства; зрелость мысли». Там же находим значения прилагательного «зрелый»: «созревший, спелый; достигший полного развития; возмужалый; характерный для человека, достигшего полного развития (о возрасте, поре жизни); полностью сложившийся; достигший опытности, мастерства; тщательно взвешенный, обдуманный; свидетельствующий об опытности, мастерстве».

Зрелым индивидом (организмом) является тот, в котором развитие завершено; незрелым – тот, в ком оно не завершено: ребенок – незрелый, взрослый же – зрелый.

В русском языке взрослый определяется как достигший полного телесного развития, полнолетний, возмужалый, достигший полной зрелости, зрелого возраста. Похожее разделение «зрелый – взрослый» находим в латинском, немецком, английском и французском языках.

Какого человека можно считать не только физиологически, социально и юридически, но и психологически взрослым? При попытке осмысления взрослости психологические критерии стремительно субъективизируются, поскольку центральным моментом переживания себя как взрослого для человека является именно собственное отношение к возрасту, отнесение себя к определенной возрастной когорте (для чего очень важно наличие семьи и опыта родительства). Понятие взрослой (зрелой) личности – сравнительно новое приобретение психологии, Понятие взрослости (зрелости) в первую очередь соотносят с исследованием экзистенциального отношения человека к собственной жизни: не столько к себе самому, к своему Я, сколько к более широкому контексту своего осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его, вписывая себя в многомерный социокультурный опыт, в универсум, в космос.



Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как: 1) умение брать на себя ответственность, принимать решения; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, рационализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др. За счет этих новоприобретений большинство взрослых людей обретают к середине периода – 40 годам – устойчивость в жизни и уверенность в себе.

Е. Сапогова, 2001.

Гетерохронность зрелости – это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что, казалось бы, позволяет избежать многих сложностей.

По мнению Б. Г. Ананьева, значительные трудности в выявлении критериев зрелости и развития личности в этот возрастной период приводят к замене этого понятия термином «взрослость», однако даже на уровне индивида понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью синонимичны, еще более расходятся они, когда речь идет о субъекте деятельности или о личности (Б. Г. Ананьев, 2002).

Е. И. Степанова полагает, что «зрелость» является синонимичным понятию «взрослость» – это стадия развития личности, представляющая собой развитие человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности (Е. И. Степанова, 2000).

Слово «взрослый» действительно является близким по значению к слову «зрелый». Однако оно в большей степени относится именно к возрасту человека, тогда как «зрелость» – к характеристике, оценке его развития. Поэтому стать взрослым еще не означает достичь зрелости. Зрелость приходит не с возрастом, а с принятием ответственности. При условии, когда человек научится реализовывать жизненные замыслы, перспективы, когда от самоопределения перейдет к самореализации, только тогда о нем можно сказать, что он является зрелой личностью. Среди важнейших сфер самореализации личности выделяют следующие: профессиональную, семейно‑бытовых отношений, сексуальных отношений, общения, воспитания детей, саморазвития и самосовершенствования.

Г. С. Сухобская (2002) пишет, что понятие «зрелость личности» в настоящее время широко используется в психологии и других науках, но определяется по‑разному. Существует понятие «зрелость психического развития человека» (Б. Г. Ананьев). В акмеологии зрелость понимается как такой этап развития человека, когда он достигает вершин своего творчества.

Можно выделить различные виды зрелости: хронологическую, физиологическую, личностную, социальную, интеллектуальную, профессиональную. И наиболее важная из них – личностная зрелость, так как именно она интегрирует все аспекты зрелости в единую систему. Человек достигает личностной зрелости в процессе личностного роста.

Зрелость - самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э. , зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости - это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:
а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;
б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;
в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (В.Г. ).

Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Е.Е. Сапогова, характеризуя период взрослости, задает вопрос: какого человека можно считать взрослым? И отвечает:
Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться - достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26-30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически - с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость - категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45-60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет) .

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:
умение брать на себя ответственность;
стремление к власти и организаторские способности;
способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
уверенность в себе и целеустремленность;
склонность к философским обобщениям;
защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой ;
формирование индивидуального жизненного стиля;
стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
стабилизация системы и др. (Е.Е. Сапогова).

Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколений, связано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как . Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь - наполненной смыслами.

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.

Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; тенденция чувствовать свое положение приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничиться в планах на будущее; выработка новой .

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичности у зрелого человека: динамика смены поколений, специфика трудовой (профессиональной) деятельности.

Разрешение кризиса: на основе найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.

В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, найти своему «Я» место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности».

Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «...степень желаемой зрелости - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин... Физическая и психическая зрелость человека, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли - это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все таки проявляется в отношениях.

Его зрелость как субъекта труда и жизни обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма), как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всего разновременно в этих качествах. Время выхода на уровень « » человека во всех его макроизмерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.

Акмеология всесторонне освещает особенности важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии - ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при контакте с окружающей действительностью, в опыте общения и при выполнении деятельности являются следствием большего или меньшего подъема в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» бывает несколько, у других - всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

Этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его «акме», его вершина. Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его «акме» определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца».

Психологическая зрелость личности является многомерным и многозначным конструктом, активно разрабатываемым в современной психологии. Различные подходы и авторы акцентируются на разных аспектах данного феномена, выделяя ведущие в его психологическом содержании свойства. В структуре психологической зрелости выделяются эмоциональная, когнитивная, социальная, нравственная стороны.

Проблема психологической зрелости личности разрабатывается в экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, Ф. Перлз), в психологии развития (Э. Эриксон, Б. Г. Ананьев, Г. Крайг, Дж. Ловингер, А. Г. Портнова), в акмеологии (А. А. Бодалев, А. Л. Деркач, А. А. Реан), в отечественной психологии личности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, Б. С. Братусь, А. Г. Асмолов, А. Л. Журавлев и другие). Для понимания психологического содержания конструкта «психологическая зрелость личности» рассмотрим основополагающие идеи в этой области.

Одна из наиболее полных концепций личностной зрелости принадлежит Г. Олпорту. Говоря о личностной зрелости, он отмечал, что, во-первых, нелегко описать единство и конкретное многообразие абсолютно зрелой личности, так как способов развития столько же, сколько развивающихся, и в каждом случае здоровье, являющееся конечным продуктом, уникально. «В поисках универсальных критериев зрелой личности мы никогда не должны забывать о широком разнообразии индивидуальных паттернов» . Во-вторых, он отмечал, что следует больше говорить об идеальном, а не о реальном человеке, так как найти все признаки зрелости в одном человеке невозможно. В-третьих, личностная зрелость не связана необходимо с хронологическим возрастом, однако столкновения с трудностями и страданием с возрастом дают большую зрелость. Тем самым, Олпорт наметил механизм формирования зрелости - совладание с трудными жизненными ситуациями. Г. Олпорт выделяет шесть критериев зрелости:

  • 1) расширенное чувство Я;
  • 2) теплота по отношению к другим;
  • 3) эмоциональная безопасность и принятие себя;
  • 4) реалистическое восприятие;
  • 5) самообъективация - понимание себя и юмор;
  • 6) единая философия жизни.

В гуманистической психологии личностная зрелость приравнивается к понятию психологического здоровья. А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей, разработанная им, распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества, психическое здоровье и, в итоге, личностную зрелость он продемонстрирует. Таким образом, понятие зрелости связывается со стремлением к самоактуализации, как вершине в этой иерархии. В число основных черт, характеризующих зрелых, «самоактуализирующихся людей», А. Маслоу включил: эффективное восприятие реальности (реалистичность), спонтанность, сосредоточенность на проблеме (в противоположность озабоченности собой), отстраненность, независимость от окружения (как автономность и самодостаточность), постоянную свежесть оценок (в аспекте чувствительности к новым переживаниям, открытости опыту), социальное чувство, демократический характер (как уважительное отношение к другим, сострадание), способность формировать глубокие, но избирательные отношения, нравственную убежденность, невраждебное чувство юмора, креативность.

В концепции К. Роджерса в качестве образца психологического здоровья описываются люди, которые открыты переживаниям, полностью доверяют им и свободно движутся в направлении актуализации себя. Если человек свободен и умеет прислушаться к себе, опереться на себя, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то «тенденция к актуализации» действует в полную силу и обеспечивает движение человека (несмотря на возможные ошибки и трудности) к более полноценной жизни, к большей личностной зрелости. С. Л. Братченко и М. Р. Миронова на основе работ К. Рождерса составили перечень критериев личностной зрелости, которые складываются из интраперсональных и интерперсональных.

К иптраперсопальпым критериям относятся:

  • принятие и понимание себя;
  • открытость внутреннему опыту переживаний;
  • ответственная свобода;
  • целостность и конгруэнтность;
  • динамичность (как гибкость и открытость изменениям).

Интерперсональные критерии включают:

  • принятие и понимание других;
  • социализированное^ (как конструктуивные социальные оношения, компетентность в разрешении межличностных проблем);
  • творческую адаптивность (в аспекте отношения к жизненным проблемам).

В экзистенциально-ориентированных подходах также фигурирует представление о зрелости. Так, основатель гештальттсрании Ф. Перлз основным критерием личностной зрелости считал автономность , как способность находить опору в самом себе. Э. Фромм важнейшей чертой человеческой личности считал способность любить . В этой связи он выделял зрелую любовь, которая характеризуется такими чертами, как отдавание, забота, ответственность, уважение и знание. Таким образом, зрелость в трактовке Фромма - это зрелость межличностных отношений, характеризующихся заботой, ответственностью, уважением и эмпатией в отношении других людей 1 . В теории межличностных отношений Г. Салливана психологическая зрелость (здоровое психическое развитие) также связывается со зрелостью межличностных отношений как способностью устанавливать близкие отношения с другими людьми. Салливан считал, что показателем здорового развития служит способность человека испытывать дружеские чувства и сексуальный интерес к одному и тому же лицу .

В отечественной психологии в качестве критериев личностной зрелости рассматриваются субъектные характеристики личности, отражающие ее активность в построении собственного жизненного пути, способность к организации жизни целеустремленно и по собственному замыслу (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, А. Г. Асмо- лов), ответственность (П. Я. Гальперин, В. И. Слободчиков, А. Г. Асмолов), способность разводить идеальные и реальные цели (Б. С. Братусь), способность вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств - автономность, независимость (Л. И. Божович). С. К. Нартова- Бочавер , рассматривая феномен и категорию зрелости в психологии, говорит о психологической суверенности , которая близка к таким понятиям, как устойчивый образ Я и система способов поведения личности, способность принимать решение, опираясь на внутреннюю поддержку, сепарация от других, ответственность и локус контроля.

Г. С. Сухобская рассматривает показатели зрелости психического развития человека и относит к ним следующие способности:

  • к самостоятельному прогнозированию своего поведения в любых жизненных ситуациях;
  • к мобилизации себя на выполнение собственного решения о действии, несмотря на обстоятельства и мотивировки («устал», «не хочу», «трудно» и т.п.);
  • к самостоятельному отслеживанию хода выполнения собственных действий и их результатов;
  • к проявлению оценочной рефлексии на основе сформированного самосознания;
  • способность «извлекать уроки» из собственного поведения в различных ситуациях, одновременно развивая качество прогнозирования, выполнения и оценивания запланированного;
  • к эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации собственного поведения.

Вместе с этим Сухобская различает также и социальную зрелость , отмечая при этом, что зрелость психического развития может сочетаться с незрелостью социального поведения. Это те случаи, когда хорошо развитые рефлексия и практический интеллект могут служить мощным прикрытием для социально неблаговидных поступков. Однако личность, полностью разделяющая ценности социума и реализующая их в поведении, не всегда может считаться социально зрелой (партийный или религиозный фанат, идущий в бой за ценности той общности людей, в которую он входит). Понятие социальной зрелости определяется внутренней установкой личности только на те ценности, которые имеют позитивную направленность по отношению к развитию человечества, его культуры и цивилизации, т.е. на гуманистические ценностиК

С акмеологической точки зрения зрелость личности рассматривается преимущественно в аспекте морально-нравственного развития. Это масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. А. Л. Журавлев рассматривает психосоциальную зрелость человека, главными критериями которой являются толерантность, гуманистическая направленность на реализацию общественно значимых целей.

В концепции Л. Колберга наличие высокого уровня нравственного сознания, является одним из критериев личностной зрелости.

Представления о личностной зрелости фигурируют также в психологии развития (Э. Эриксон, Дж. Ловингер, Г. Крайг). Здесь делается акцент на преемственности ее формирования и вкладе каждого возрастного этапа в развитии определенных характеристик зрелости. Э. Эриксон рассматривает возможность обретения зрелости только в старости и основным ее качеством является целостность. Чтобы раскрыть характеристику целостности, следует проследить путь развития личности. Основной акцент Эриксон делает на чувстве идентичности , формирование которого - особенно острая проблема подростково-юношеского периода. Подлинная зрелость не может быть достигнута без прочного чувства идентичности (кто я такой?). Другими качествами зрелой личности, формирующимися во взрослости, являются интимность , сочетающаяся с определенной долей дистанцированное™, автономности и избирательности (ранняя взрослость), продуктивность (как забота и ответственность, способность сосредоточиться на объективной задаче) и интегративность (целостность, завоевание всех предыдущих стадий). Итак, зрелость предполагает развитие в достаточной степени таких качеств как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, компетентность, ответственность, индивидуальность, дистанцированность, способность быть верным, любить и заботиться, мудрость.

Дж. Ловингер, продолжая идеи о преемственности развития и развитии в течение всей жизни, связывает в своей теории развитие эго и когнитивное развитие. Она выделяет семь основных стадий:

  • 1) досоциальная (полная зависимость от взрослых);
  • 2) импульсивная (эгоцентричность, конкретность, зависимость от окружения);
  • 3) самозащитная (боязнь наказания, манипулирование, использование благоприятных возможностей в личных целях);
  • 4) конформистская (подчинение внешним нормам и правилам);
  • 5) сознательная (развитие совести, установление собственных норм, самокритика);
  • 6) автономная (уважение автономии других, терпимость к их взглядам, совладание с внутренними конфликтами и потребностями);
  • 7) интеграционная (интеграция понимания себя с пониманием других людей).

Каждая последующая стадия сложнее предыдущей, ни одна из них не может быть пропущена в ходе развития. Лишь очень небольшое число людей достигает завершающих стадий. Зависимость стадий от хронологического возраста не является обязательной. По оценкам Ловингер, седьмой стадии достигают менее 1% взрослых 1 . Таким образом, зрелость определяется развитостью эго, что предполагает автономность и независимость личности, опору на себя, эффективное совладание с внутренними конфликтами, конгруэнтность и целостность , терпимость и уважение в отношениях к другим.

♡ Вы хотите иметь рядом с собой зрелого мужчину?
♡ На сколько вы готовы в данный момент к зрелым отношениям?
♡ На каком уровне психической зрелости находитесь вы сами?

Многие женщины мечтают о том, чтобы рядом с ними был зрелый мужчина. Зрелый не в плане возраста, а в плане психического развития… Ответственный, надежный, перспективный…
Потому что те мужчины, которые находятся рядом с ними, зачастую являются инфантильными и не способными нести ответственность не только за семью, но и за самих себя. В результате чего в отношениях появляются серьезные проблемы, пропадает уважение к партнеру, перестает хотеться близости с ним…

Не зрелость партнеров – это действительно очень актуальная тема в современном мире. Но прежде чем говорить о том, что делать, если рядом – не зрелый партнер, для начала давайте разберемся с тем, что такое зрелость…

И ответим на актуальные для каждой женщины вопросы:

♡ Как отличить психически зрелого человека от не зрелого?
♡ Кто такой зрелый мужчина? И стоит ли о нем мечтать?
♡ И что еще более актуально – на сколько вы готовы к отношениям с таким зрелым мужчиной?

Итак…

📌 Зрелость – это соответствие психического развития прожитым годам жизни. Каждый из нас, взрослея, должен уметь решать задачи, соответствующие нашему возрасту. И это совершенно естественно. Точно также, как когда мы учимся в школе, у нас есть задачи и задания для 1 класса, для 5 класса, для 10 класса… То же самое происходит и в жизни. Каждый возраст, как этап развития, бросает нам определенные вызовы, с которыми нам важно справляться, чтобы идти дальше.

Когда я училась на клинического психолога, нам говорили о том, что женщина, если она правильно проходит стадии взросления, достигает психической зрелости примерно к 28 годам, а мужчина – к 33.
Это означает, что в этом возрасте мы уже должны уметь нести за себя ответственность, делать выбор, принимать решения, строить отношения, обладать определенной жизненной устойчивостью…

Если говорить о развитии чакральной системы человека, то к 28 годам завершается формирование сердечного энергетического центра , который отвечает за нашу способность любить, строить сердечные отношения с партнером и людьми в целом, готовность не просто иметь детей, но быть настоящими родителями, что также символизирует определенную зрелость.

Но иногда такого взросления по тем или иным причинам не происходит. И в результате человек оказывается не способным полноценно строить семейные отношения, которые предполагают определенный уровень зрелости для того, чтобы способствовать развитию обоих партнеров и решать задачи, которые ставит перед парой семейная жизнь.

Конечно же, не существует идеально зрелых людей, все равно каждый из нас в той или иной степени будет являться в чем-то не зрелым, так как у каждого из нас есть свои “точки роста”.

Однако существуют основные показатели психической зрелости, и они относятся в целом и к мужчинам, и к женщинам. И они вполне достижимы.
То есть для того, чтобы отношения в паре сложились, и этот союз был благоприятным для развития в нем как самих мужчины и женщины, так и их детей, необходимо, чтобы партнеры по крайней мере осознавали важность этих показателей и делали реальные шаги для их обретения.

Примерьте эти показатели сейчас к себе и к своему партнеру. Это хорошая возможность ответить для себя на вопросы:

♡ На сколько я являюсь зрелой?
♡ И на сколько психически зрелый мой партнер

1. Первый показатель зрелости – это принятие на себя ответственности за себя и за свою жизнь.

Помните сцену из фильма “Бриллиантовая рука», в которой героиня фильма кричала: «Не виноватая я! Он сам пришел!».

Зрелая личность понимает, что такое ответственность. Что это не какое-то мифическое абстрактное понятие, а конкретные дела и поступки и принятие на себя ответственности за их результат.

Поэтому зрелый человек имеет адекватное представление о чувстве вины. Он не сваливает вину за какие-то события на родителей, супруга, детей, начальника и т.д. или, как другая крайность, не винит во всем себя. Потому что зрелость дает понимание того, что у каждого человека есть своя ответственность.

⚠ Так, например, при разводе зрелый человек осознает, что разрыву способствовали оба супруга, и в том, что они сейчас расстаются, есть ответственность каждого. Инфантильная позиция – это свалить все на мужа (жену) или же принять все на себя. Не зрелость часто дает склонность к самобичеванию.

Однако, когда я работаю с клиентами, которые проживают разрыв отношений, я всегда прошу представить перед собой партнера и сказать ему: «Я отдаю тебе твою часть ответственности за наше расставание, а себе оставляю свою». И это всегда меняет восприятие ситуации. Конечно, доли ответственности не являются равными, но всегда важно понимать, что в отношениях есть двое, и каждый из них внес свою лепту в конечный результат.

Поэтому, если вы встречаете мужчину и на вопрос о том, почему не сложились прежние отношения, слышите что-то типа: «Она меня не понимала, не поддерживала меня, слишком много с меня требовала, я так больше не мог…» – перед вами не зрелый мужчина. Равно как и если он ответит, что жена у него была прекрасная, а он – полное ничтожество, и он все разрушил (да-да, бывают и такие мужчины!).

2. Второй показатель зрелости – это способность встречать реальность лицом к лицу и не бежать от нее. То есть способность проживать тот опыт, который дает жизнь.

Как я уже писала выше, на каждом этапе нашего развития нам даются определенные посильные задания и задачи, которые нам необходимо выполнить и которые создают нам возможности для формирования жизненного опыта.

Инфантильность проявляется в том, что человек избегает прохождение этих задач, например, в течение долгого времени не идет в сложные для него переживания, избегает выяснения отношений, которые давно надо было выяснить, не решает проблемы по мере их поступления, откладывая их в дальний ящик, боится посмотреть правде в глаза и продолжает жить в иллюзиях.

Согласитесь, что когда девушка-подросток не решается прояснить отношения с понравившимся парнем, это нормально, но когда этим занимается женщина 40-ка с лишним лет, это уже печально…

👉 Сюда же относится и умение грамотно расставаться, а не бежать из отношений, не поставив точку и ничего не объяснив, а умение поговорить и по-взрослому сказать «Прощай». А также способность адекватно встретить «Прощай» другого человека, прожив эту потерю и двигаясь дальше.

Это также и умение делать выбор и нести за него ответственность. Выбирать, где, как и с кем он живет сейчас, какое у него окружение, с кем он проводит время, какое у него здоровье, работа и т.д.

⚠ Зрелый человек осознает, что то, что происходит в его жизни – это следствие его решений и сделанных выборов .

Инфантильный человек предоставляет возможность другим людям выбирать за него, например, родителям решать, где он будет работать, друзьям решать, где они будут проводить время и т.д. Инфантильность боится ответственности, боится ситуаций выбора и избегает их.

3. Третий показатель зрелости – это способность в течение довольно длительного времени выдерживать психологическое напряжение, неопределенность, враждебность со стороны других людей, а также адекватное отношения к конфликтам.

⚠ Психологически зрелый человек понимает, что любые отношения – это развитие двух отдельных личностей , каждый из которых имеет свои взгляды, мысли, убеждения, проживает разные этапы, которые могут не совпадать с «этапами» партнера. И это нормально время от времени попадать в ситуацию конфликта, выяснять отношения, спорить, доказывать что-то друг другу.

Если отношение к конфликтам адекватное, то эти конфликты способны развивать и углублять отношения. Если же человек воспринимает любой конфликт, даже самый не значительный, как “конец света”, как показатель того, что «все кончено», «меня больше не любят», «у наших отношений нет будущего», то это показатель инфантильности.

Если человек не способен выдерживать напряжение в отношениях и сразу старается подстроиться под партнера даже ценой собственного разрушения личности, то это показатель не зрелости.

👉 Зрелый человек понимает и принимает , что у него могут быть недоброжелатели, он признает за собой право не быть хорошим для всех. И при этом остается открытым к поиску решений конфликта и устранения враждебности.

Сюда же относится и способность восстанавливаться после стресса. Зрелый человек несет ответственность за свое состояние, и если он ощущает, что не справляется со своими эмоциями, то он просит о помощи специалиста, а не ждет, куда кривая выведет.

А еще зрелость дает понимание важности отдыха, и зрелый человек никогда не загонит себя, словно лошадь, и не оставит себя без необходимой передышки.

4. Четвертый показатель зрелости – это способность быть и чувствовать себя живым, проявлять интерес к жизни.

Это очень интересный пункт, так как он показывает глубинное отношение человека к жизни. Быть здесь и сейчас, умение чувствовать каждый момент жизни, быть в этом моменте, проживать его, дышать им, ощущать себя, свое тело, свои чувства… Это показатель зрелости.

Инфантильность проявляется в том, что человек вроде бы живет, а вроде бы и нет. У него нет глубинного интереса к жизни, жажды проживать каждое мгновение. Не зрелый человек просто «проживает» свою жизнь день за днем, лежа на диване, совершая какие-то рутинные дела, либо бежит от жизни в работу, в зависимости, занимает свою голову компьютером и социальными сетями, либо просто боится жить, боится дышать полной грудью, и ничего не делает с этим страхом.

Зрелый человек выбирает жизнь , выбирает жить и чувствовать все: и хорошее, и плохое. Он каждое утро приветствует жизнь и каждый вечер засыпает с мыслями благодарности за прожитый день, и он выбирает ощущать себя живым, даже если это означает чувствовать боль.

5. Пятый показатель зрелости – это принятие своих чувств, и светлых, и темных.

Зрелый человек создает свое поведение изнутри , исходя из собственного состояния и желания, а не из из чужого мнения, оценок и ожиданий. Инфантильный человек всегда сначала думает о том, что скажут окружающие, как они отреагируют на его проявления, что от него ждут сейчас.

Зрелость дает принятие себя во всех своих ипостасях, во всех своих состояниях, и при этом зрелый человек находится в контакте со своими чувствами, понимает, что с ним происходит в каждый момент времени и при необходимости способен контролировать свои чувства и управлять ими.

Сюда же относится и спокойное отношение к своим и чужим недостаткам, без агрессии. Зрелый человек видит свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны, и при этом не делает из своих недостатков не решаемую проблему, а наоборот превращает их в ресурс. Он принимает себя как человека, достойного уважения, и с уважением относится к другим.
Инфантильная позиция – это гнев и даже ненависть в отношении себя за свои несовершенства, жесткое и категоричное отношение к другим людям за их недостатки и ошибки.

6. Шестой показатель зрелости – это способность любить и строить глубокие сердечные отношения.

Зрелая позиция в отношениях – это понимание того, что не может быть всегда все идеально, что любовь и боль – это две стороны одной медали, что когда ты открываешь свое сердце, ты всегда рискуешь, однако, живя с закрытым сердцем, ты на самом деле не живешь, а просто существуешь.

Зрелость дает смелость идти в отношения , быть честным и искренним, открытым, пробовать, ошибаться, снова пробовать… Зрелая позиция дает готовность и способность строить отношения с партнером на равных.

Инфантильная позиция всегда поверхностная, в ней нет глубины, нет истинной любви и доверия, человек чаще всего строит отношения из страха остаться одному или из позиции «у всех есть, и мне надо» или просто не понимает, как так вышло, что он в отношениях, и зачем ему это. Не зрелость дает склонность к попаданию в зависимость от партнера, к проживанию треугольника “жертва-агрессор-спасатель”, к болезненным привязанностям и “залипанию” в другого человека.

Сюда же относится и зрелое отношение к сексу. Когда у человека появляется психическая зрелость, он начинает воспринимать близость не просто как физический акт, приносящий удовольствие, для него на первое место выходит получение удовольствия от единения с близким человеком. Ему хочется заниматься не сексом, а любовью. Ему важно качество, а не количество.

Еще один показатель зрелости в отношениях – это способность не торопиться, но и “не тормозить” при вступлении в отношения и в их развитии. Конечно, у каждой пары свой темп развития, но когда человек сразу “прыгает” в отношения, даже еще не разобравшись, что за человек перед ним, и форсирует события, это явный показатель не зрелости.

Некоторое время назад мне написал в вк мужчина, у нас завязалась переписка, и пару раз мы с ним поговорили по телефону. И вот через 5 дней после виртуального знакомства я получаю от него сообщение с признаниями в любви… Он написал мне, что я его судьба, что ему никто кроме меня больше не нужен и т.д. Показывает ли это его как зрелого человека?! Конечно же, нет. Потому что он не узнал меня настоящую, он все про меня придумал для себя, и сразу же ринулся в бой.

Другой вариант – мужчина тянет время, не делая тех шагов, которые своевременны и необходимы для развития отношений. Как сказала наша с Юлей общая знакомая: “Зачем мне такой мужчина? Мне не 18 лет, и у меня нет времени на слишком медленные танцы!”.

7. Седьмой показатель зрелости – это более или менее ясное представление о своей цели в жизни и саморазвитие в соответствии с этой целью.

Конечно, глубокое понимание своей глобальной цели в жизни – это высокий уровень осознанности личности, к которому способны только очень взрослые и опытные Души. Но в целом представление о том, зачем ты живешь, для чего проживаешь каждый свой день – это естественное состояние зрелого человека.

Зрелый человек имеет представление о своих целях на разных жизненных этапах, живет осмысленно и планирует свои шаги в соответствии со своими ценностями и убеждениями.

Зрелый человек планирует свое развитие из года в год , исходя из своих внутренних побуждений, желаний, интуиции, а не из моды и советов друзей и родных.

Не зрелый человек с трудом представляет себе, зачем он живет, куда он идет, где и с кем он хочет быть через год, через 5, 10, 20 лет. Он чаще всего даже не задумывается об этом или действует по принципу: “Все пошли, и я пошел!”.

Психически зрелый человек способен сохранять концентрацию и решать различные задачи, которые ставит перед ним жизнь, а не впадать во «фрустрацию».

8. Восьмой показатель зрелости – это жизнестойкость.

Это и позитивный взгляд на мир, и умение пошутить над собой в сложных ситуациях, и способность спокойно принимать новый опыт и новые жизненные условия… Это и позиция «чтобы ни случилось, я все переживу и стану сильнее», и готовность ждать наиболее подходящего времени, а не следовать сиюминутному порыву, это и уверенность в том, что «я получу все в свое время»… Это и способность принять то, что что-то не в его силах изменить, и умение идти на риск, чтобы выбраться из тупика.

Инфантильные люди чаще всего живут в позиции жертвы, их мысли и речь окрашены в негативные тона. Они боятся изменений и привязаны к стабильности, поэтому они предпочтут жить плохо в тупике, чем рисковать ради лучшей жизни. Они хотят все прямо “здесь и сейчас” и ждать для них – это каторга. Они не способны принять то, что что-то не в их силах изменить, и либо уходят в депрессию, либо разбивают голову о стенку.

9. Девятый показатель зрелости – это самодостаточность.

Зрелая самодостаточность – это умение говорить «нет», понимать и отстаивать свои границы, это способность ни под кого не подстраиваться, давать себе поддержку и не требовать ее от окружающих. Это умение быть в одиночестве со спокойным сердцем.

Инфантильная самодостаточность – это позиция “мне никто не нужен”, “я и безо всех обойдусь”, это некая бравада своим одиночеством, отказ от помощи – “сам справлюсь”, отказ от отношений с родителями и предками. На самом деле такой “самодостаточностью” руководит желание самоутверждения и огромное количество страхов.

10. Десятый показатель зрелости – это умение обращаться с деньгами.

Зрелый человек ценит материальную энергию, даже если он живет в постоянной аскезе и духовности. Зрелость дает способность относиться к деньгам с уважением, как к одному из важных видов энергии, без залипания в них и без обесценивания.

Зрелый человек – разумно щедрый. Он готов отдавать не из чувства долга и принимать без чувства вины или необходимости компенсации.

Инфантильная позиция по отношению к деньгам – это страх денег, обесценивание или наоборот чрезмерное обожествление материальной энергии. Инфантильные люди не умеют тратить деньги, не умеют вести учет денег, не умеют планировать расходы.
Они не имеют баланса в отношениях “давать-принимать”, и чаще всего сильно уходят либо в одну, либо в другую сторону.

🎯 Зрелость – это совокупность всех выше перечисленных показателей.

Конечно же, такой уровень зрелости – это трудно достижимый идеал, и как я писала в начале статьи, у каждого из нас чаще всего остаются свои “точки роста”. Однако, если совпадает большинство показателей или хотя бы половина, то человек развивается в правильном направлении, то есть проходит процесс психического взросления.

Самыми важными показателями являются: 1 – принятие ответственности за свою жизнь; 2 – способность проживать тот жизненный опыт, который дает жизнь, и не бежать от него; 3 – адекватное отношение к конфликтам; 5 – принятие своих чувств; 6 – способность любить и строить отношения; 9 – самодостаточность. Именно они являются базовыми для зрелости.

👉 А на какой стадии психического взросления находитесь сейчас вы?
👉 И где находится ваш партнер (или мужчины, которых вы привлекаете, если постоянного партнера пока нет)?

Очень важно также честно оценить себя и своего мужчину, если он у вас уже есть, на сколько психически зрелыми является каждый из вас.
Если вы понимаете, что пока еще далеки от зрелости, не начинайте сразу себя ругать и обвинять. Мы будем в скором времени говорить с вами о том, как помочь себе вырасти.

А пока давайте вернемся к мечтам о зрелом партнере, особенно если вы сейчас обнаружили, что ваш партнер (или поклонники) далеки от зрелого отношения к жизни. Я предлагаю вам сделать сейчас небольшую практику…

Представьте себе, что рядом с вами по-настоящему зрелый мужчина… В нем есть все выше описанные показатели, и этот мужчина – ваш!
Задайте себе вопрос:

♡ Я готова сейчас к такому мужчине?

Почувствуйте это… Какие ощущения у вас появляются в теле рядом с таким мужчиной… Какое внутреннее состояние

📌 Вы ощущаете себя спокойно рядом с таким ответственным самодостаточным мужчиной?
📌 Или же у вас появляется чувство сжатия, тревоги, появляются страхи и комплексы?

Часто женщина мечтает о зрелом мужчине, но сама она пока еще является совсем не зрелой, и соответственно такой мужчина на данный момент ее развития ей просто противопоказан, так как рядом с ним у нее могут всплыть все ее комплексы и обнажиться внутренние психологические проблемы, и это будет действовать на нее разрушающе. Все-таки зрелый партнер – это довольно высокая планка. Когда женщина является не совсем зрелой, она, как правило, по закону подобия притягивает к себе не зрелого партнера.

Если ощущения приятные, то спросите себя:
♡ Для чего мне нужен такой мужчина?

Дело в том, что иногда мы мечтаем о зрелом мужчине на самом деле не для того, чтобы построить с ним отношения на равных, как две зрелые личности, а потому что нам нужен папа, родительская фигура, которая даст нам состояние защиты, надежности, возьмет за нас ответственность. И это важно осознавать.

⚠ Хорошо, когда оба партнера находятся примерно на одинаковой степени “взрослости”, тогда у них есть возможность развиваться в унисон и построить гармоничные отношения. А если есть серьезный перевес у одного из пары, то могут возникать серьезные проблемы.

Зрелая женщина не сможет долгое время быть рядом с инфантильным мужчиной , потому что это начнет разрушать ее. У нее пропадет уважение к такому мужчине, исчезнет сексуальное желание к нему, с каждым днем будет расти внутреннее напряжение и опустошение.

Зрелый мужчина также не сможет долгое время быть рядом с инфантильной женщиной , потому что то, что изначально могло умилять, со временем превращается либо в раздражение либо в отношение, как к дочке, которую принимаешь такой, какая она есть, но не видишь в ней женщину и, соответственно, не хочешь ее.

Очень важно честно ответить себе на вопросы:

На сколько я сейчас зрелая?
С чем у меня ассоциируется зрелость? Хочу ли я идти туда? Потому что часто слово “зрелость” ассоциируется с понятием “старость”, и соответственно отношение к зрелости становится негативным, и идти в нее совсем не хочется.
Если я боюсь становиться зрелой, то почему?

Обретение зрелости – это один из самых значимых уроков нашей Души , одна из самых важных целей нашего развития и личностного роста. Потому что только зрелый человек может построить по-настоящему гармоничные, глубокие, взаимно обогащающие отношения со своим партнером, с детьми, с родителями, с коллегами и партнерами. Именно истинная зрелость открывает нам путь для настоящего духовного общения и любви.

Зрелость приносит женщине мудрость, причем не важно, сколько этой женщине лет. Зрелость дает женщине цельность и глубину и ощущение подлинного счастья. Зрелая женщина – это женщина, которая обрела себя и собрала себя воедино, и она готова к глубоким сокровенным отношениям с Богом.

Если вы готовы к этому в своей жизни, то вопрос зрелости для вас – это важная тема для ощущения и проживания!

С Любовью, Екатерина Полищук!