Что нужно знать при трудоустройстве на работу. Что говорить при устройстве на работу

Как пройти собеседование при приеме на работу? Этот вопрос волнует многих людей перед предстоящей встречей с работодателем. От того как пройдет собеседование при приеме на работу, будет зависеть трудоустройство в желаемую компанию, поэтому будет правильным заранее подготовиться к этому мероприятию. Всем известно, что любая успешная карьера начинается с удачно прошедшего собеседования, а чтобы оно прошло результативно, необходимо приходить на встречу как минимум раньше минут на 10. Это даст возможность сориентироваться в незнакомой обстановке, что позволит правильно вести себя на собеседовании. Не рекомендуется приходить на встречу с работодателем с группой поддержки – друзья, мама, родственники. Это даст предпосылки к выводам о несамостоятельности человека, устраивающегося на работу.

Прежде чем войти в дверь необходимо постучаться. После того, как позволят войти, следует представиться работодателю четко и внятно. Сверх неприличием считается опоздать на собеседование, жевать жевательную резинку, разговаривать по телефону, безразлично смотреть вдаль. Необходимо больше улыбаться, показывать всем своим поведением, что заинтересованы в получении вакансии и готовы с отдачей трудиться в желаемой компании или фирме. Именно первое впечатление, которое произведет человек, на собеседовании при устройстве на работу, будет иметь решающее значение в получении желаемой вакансии. Требуется запомнить, что благоприятное впечатление на работодателя можно произвести только один раз, второго шанса не будет. Это знают многие, но почему то этим пренебрегают.

Чтобы собеседование прошло удачно необходимо постараться расположить к себе интервьюера. Для этого следует быть в хорошем расположении духа, четко объяснить, зачем пришли, поблагодарить собеседника за уделенное время.

Важно заранее узнать, как зовут интервьюера или запомнить его имя во время представления и обращаться строго, как он представился.

Очень важно суметь справиться с волнением во время собеседования, поскольку тревожность не позволит в полной мере раскрыться и представить в выгодном свете свои положительные черты характера и профессиональные качества. Незначительное волнение уместно – это поможет работодателя натолкнуть на мысль, что в данной работе человек очень нуждается и получить желаемую должность для него важно. Но привлекать внимание излишним волнением к своей персоне не стоит. Краснота лица, вытирание пота со лба, потирание мокрых ладошек, заикание — позволят сделать вывод о неуравновешенности и отсутствии у респондента.

Если есть возможность выбрать, куда сесть, то следует постараться сесть не напротив интервьюера, поскольку психологически людям желающим получить вожделенную работу свойственно воспринимать собеседника, как противника, мешающего в достижении желаемого. Идеальным вариантом является возможность занять место рядом с интервьюером, тогда он будет воспринимать респондента, как единомышленника.

Если все же пришлось сесть на собеседовании напротив интервьюера, то следует принять собранную и аккуратную позу, не скрещивая руки и ноги, демонстрируя тем самым открытость. Также открытость должна отмечаться и во взгляде. Нередко респонденты не знают, как правильно смотреть на собеседника. Мысленно нарисовав между бровями интервьюера треугольник, необходимо смотреть в его центр. Так у собеседника не возникнет ощущения, что респондент сверлит его взглядом или он не сосредоточен и взгляд его рассеян.

Как пройти собеседование на работу, если человек излишне эмоционален? Для этого необходимо отказаться от активной жестикуляции и контролировать движения рук. Если в руках держать блокнот и ручку, то это позволит немного успокоиться.

Как успешно пройти собеседование

Итак, респондент сидит, слушает интервьюера и готовится отвечать на поставленные вопросы. Чтобы настроить собеседника на одну психологическую волну с собой, необходимо себя вести также, как интервьюер. Следует ненавязчиво скопировать его позы, жесты, но делать это нужно очень аккуратно.

Чтобы успешно пройти собеседование требуется не пользоваться при общении сленгом, обходить тему финансовых, личных и семейных проблем. Категорически проигрышным вариантом на собеседовании выступают следующие затрагиваемые темы: политика, религия, интим.

Ошибкой будут выступать попытки в подавлении интервьюера своими знаниями. Ведет собеседование именно интервьюер, и отбирать у него эту роль будет неправильным. Он может стать агрессивным и сложит негативное впечатление о респонденте. На собеседовании следует говорить только правду. Если во время беседы респондент будет пойман на лжи, то можно считать, что это конец еще не начавшейся карьеры. Редко когда способен поддерживать о себе мнение, что он лучше, чем есть на самом деле, более 30 минут. Если интервьюер заподозрит неправду, то будет формулировать и задавать вопросы по одним и тем же фактам по-разному и реальные факты все равно всплывут.

Как удачно пройти собеседование при приеме на работу? Требуется в процессе собеседования подавать свои слабые места правильно.

Частым и одним из «неудобных» вопросов бывает вопрос о продолжительном периоде без работы. Здесь соискатели зачастую пытаются говорить неправду. Этого делать не нужно.

На собеседовании при приеме на работу не лишним будет рассказать о выполнении в частном порядке разовых проектов, посещении каких-нибудь курсов или тренингов. Если тренинги и курсы не имеют отношение к работе, то лучше просто сказать, что увлеклись новым для себя направлением.

Нередко на собеседовании респондентов вводит в ступор вопрос о самом коротком периоде работы и почему он был таким скоротечным. Вот тут желательно отвечать правдоподобно. Можно просто отметить, что условия работы не соответствовали тем, которые изначально предлагали на собеседовании.

Если респондент проработал несколько месяцев на предыдущей работе, то в этом случае можно сказать, что увольнение произошло без объяснения причин сразу после окончания испытательного срока. Кадровики, проводящие собеседования знают, что многие компании так поступают, чтобы сэкономить на зарплате сотрудников и такое объяснение примут с пониманием.

Если на предыдущем месте работы была совершена ошибка и при понимании, что скрыть это будет сложно перед интервьюером, то лучше честно рассказать об этом, сделав акцент на осознании этого и не допущении ошибок в будущем. Нельзя на собеседовании плохо отзываться о прежних работодателях.

Зачастую интервьюеры задают распространенные вопросы, но на них будет лучше отвечать не шаблонами. Если прозвучит вопрос о работе с клиентами, то следует на него отвечать, что работа с людьми нравится. Этот вопрос расплывчат и не несет никакой смысловой нагрузки, кроме той, что есть желание получить работу. Будет лучше на собеседовании рассказать об опыте работе с клиентами.

Как правильно проходить собеседование при приеме на работу? Во время собеседования при приеме на работу следует отойти от шаблонов: рождение, учеба, замужество (женитьба) и т.д.

Свой рассказ стоит построить на важных событиях трудовой практики. На собеседовании будут слушать не более 3-х минут, поэтому важно уложиться в это время. Рассказывая о своих достижениях, следует говорить не «наша компания» и не «мы», а я. Интервьюеры нередко задают личные вопросы. Если нет желания на них отвечать, то можно поинтересоваться, насколько этот вопрос имеет отношение к будущей работе.

В на собеседовании многих вгоняет вопрос о размере будущей зарплаты. На него нужно отвечать честно, называя реальную цифру за эту работу. Если предложат заполнить формы на собеседовании, то лучше их заполнить дома в спокойной обстановке, предварительно потренировавшись на черновике. По заполненным формам будут оценивать человека, учитывая почерк, ошибки и помарки.

Как пройти собеседование? Ответы на вопросы интервьюера должны раскрыть полностью кандидата и подтвердить соответствие предлагаемой вакансии.

При ответах на вопросы следует понимать, что желает услышать работодатель и какие именно ответы необходимо давать, чтобы успешно пройти собеседование.

Вопросы на собеседовании подразделяют на несколько видов:

— выявление профессиональной компетенции;

— вопросы личного характера;

— вопросы-кейсы, моделирующие ситуацию на работе;

общие вопросы: опыт, образование, прошлые места работы;

— вопросы, выявляющие мотивацию кандидата (карьерный рост, размер заработной платы).

Пройти собеседование при приеме на работу помогут следующие примерные вопросы и ответы к ним.

На вопрос «расскажите о своем опыте, где работали и чем занимались?», следует рассказывать с последнего места работы, какой функционал был, за что отвечали, какие вопросы решали. Целесообразно рассказать какие сложности преодолевали, при этом не надо говорить слишком много и отвлекаться на посторонние темы.

Отвечая на вопрос о неудачах в работе или об ошибках, стоит отметить, что как и все люди Вы тоже ошибались, но в процессе работы Вы научились избегать ошибок или просто не совершать их.

На вопрос «Что для Вас важно в работе?» целесообразно ответить, что возможность профессионального роста и развития.

На вопрос «Сколько времени пребываете в поиске работы?» стоит ответить, что в поиске работы находитесь пару недель и уже есть несколько итоговых предложений.

На вопрос « Какие качества помогают Вам добиваться успеха в работе, а какие могут помешать?», следует ответить так «в достижении успеха помогает высокий уровень контактности, открытость, желание помочь товарищу, высокая работоспособность, пунктуальность, аккуратность, ответственность, исполнительность, а помешать может волнение, чрезмерная напористость, отсутствие опыта в незнакомой ситуации, но вера в себя и в значимость важности дела помогает вовремя принять правильное решение».

На вопрос: «Почему мы должны сделать выбор в пользу Вашей кандидатуры?», требуется ответить так: «Я обладаю всеми необходимыми навыками и должным опытом, чтобы максимально эффективно реализовать все задачи, которые будет подразумевать эта должность», или «Мне интересна Ваша вакансия», или «Я готов обучаться и попробовать силы в новой для меня работе».

На вопрос: «Сколько Вы готовы в нашей компании проработать?» стоит ответить так: «Мне интересно долговременное сотрудничество с вашей компанией».

На вопрос: «Кем Вы видите себя через несколько лет?» следует ответить так: «Меня интересует профессиональный рост и развитие, есть желание со временем занять ответственную должность».

Успешно пройти собеседование на работу помогут такие советы:

— респонденту не следует заострять внимание на возможно совершенных ошибках во время собеседования, следует извиниться и продолжить свой рассказ;

— если задают вопрос, на который нет ответа, то следует сказать, что нуждаетесь во времени, чтобы подумать;

— если в ходе собеседования выясняется, что недостаточен для работы уровень знаний, то следует изъявить свою готовность к обучению. Только это делать следует не заезженной фразой, акцентируя внимание на том, что обучаемы, а лучше рассказать о конкретных примерах, когда подобные задачи уже решались и уровень знаний повышался вполне успешно;

— после окончания собеседования необходимо поблагодарить интервьюера;

— нельзя при приеме на работу давить на жалость, пытаться вызвать сочувствие;

— не стоит рассказывать о своих проблемах, бедах, тяжелом финансовом положении;

— необходимо быть в себе уверенным и всем своим видом показать, что способны решать не только свои проблемы, но и проблемы компании;

— не следует давить на интервьюера своими знаниями;

— также нельзя хвалить бывшего начальника, таким образом, идет навязывание образа правильного начальника новому шефу.

В случае если трудоустроиться не получилось, необходимо принять это за опыт, который позволит в следующий раз обрести желанную вакансию.

Допустим, вы нашли интересное объявление о работе и решили позвонить. Прежде чем вы наберёте номер и начнёте общаться с работодателем, нужно понять, что именно вы хотите выяснить в ходе этого разговора. Потому что если вы не зададите нужных вопросов при первом звонке, то рискуете зря потратить время на встречу, ведь на собеседовании может оказаться, что предлагаемые условия работы вам не подходят.

Сейчас мы выясним, какую именно информацию нам необходимо получить от работодателя и как правильно построить диалог, что бы избежать неловких моментов.

Что спрашивать, когда звонишь по поводу вакансии

    Место работы и график

    Даже если в объявлении эти данные указаны, советую их уточнять, что бы потом не было неприятных сюрпризов.

    Зарплата

    Нужно узнать не только размер зарплаты, но и из чего она формируется (оклад, проценты, премии). Если зарплата подразумевает процент с продаж, то выясните, сколько именно процентов вы будете получать. Зная точный процент, вы сможете легко посчитать, какие обороты нужно делать, что бы заработать приемлемую для вас зарплату. А если вы уже работали в этой сфере, то наверняка представляете какие обороты сделать реально, а какие нет.

    Если помимо оклада вам обещают премии, можно уточнить, от чего зависит их выплата и размер. В вопросе премий я советую сразу занижать свои ожидания, потому что чаще всего они рассчитываются по мудрёным формулам, с кучей «но» и «если», дающих работодателю возможность не заплатить вам ни гроша.

    Не забывайте, что зарплаты, озвучиваемые работодателями, практически всегда завышены. Если услышанная цифра едва соответствует вашим минимальным требованиям, то, скорее всего, эта вакансия не для вас, потому что на деле вы получите меньше обещанного.

    Обучение и стажировка (ввод в должность, испытательный срок)

    Обязательно спросите, проводится ли обучение или стажировка, сколько это занимает времени и будет ли оплачиваться. Выясните есть ли испытательный срок, сколько он длится и как оплачивается. Может оказаться, что с виду привлекательная вакансия имеет очень длительный испытательный срок с минимальной оплатой.

    Оформление по трудовому кодексу (трудовая книжка, оплачиваемые отпуска, больничные и т.д.)

    Вам могут прямо сказать, что сотрудников не оформляют, но это бывает редко. Обычно работодатели, не оформляющие сотрудников, предпочитают не говорить об этом по телефону и могут либо солгать, сказав, что оформление будет, либо уклониться от ответа.

    Если работодатель говорит, что сотрудников оформляет, имейте в виду, что это может быть серое оформление, по минимальной зарплате. Но рассказывать эти подробности по телефону вам вряд ли станут.

    Ответ «оформляем, но не сразу», можно смело приравнивать к «не оформляем», потому что когда вы отработаете там нужное количество времени, работодатель может запросто отказать вам в оформлении и довод «ну мне же обещали…» никого волновать не будет.

    Название компании

    Если в объявлении название компании не указано, то обязательно спросите его! Зная название, вы сможете поискать в интернете информацию и отзывы о работодателе.

    Обязанности

    Если должностные обязанности описаны слишком обобщённо или не описаны вовсе, то непременно выясните в чем конкретно будет заключаться ваша работа.

Обычно, в телефонном разговоре удаётся задать не более 3-4 вопросов. В противном случае, вы рискуете вызвать раздражение у вашего собеседника и закончить разговор не на самой приятной ноте. Поэтому, прежде чем звонить, выберите для себя 3-4 приоритетных вопроса и запишите их в порядке убывания важности.

Особое внимание стоит уделить вопросам под номерами 5 и 6 (выделены красным). Если в объявлении не указано название компании или в описании обязанностей не хватает конкретики, то эти вопросы должны стать первыми по важности. Знание графика работы, размера зарплаты или чего-либо ещё не имеет никакого значения, если вы не знаете, как называется компания, каков род её деятельности и в чём конкретно будет заключаться ваша работа. Не бойтесь задавать чёткие и прямые вопросы о деятельности компании и ваших обязанностях. Если вы не получаете на них такие же чёткие и прямые ответы, значит вам «пудрят мозги».

Если информация о компании и ваших обязанностях изложена подробно и не вызывает сомнений, вопросы 5 и 6 можно пропустить.

Пример диалога соискателя с работодателем

Весь диалог можно разделить на 6 этапов:

    Здороваемся

    Озвучиваем цель звонка

    Задаём вопросы

    Отвечаем на вопросы \ презентуем себя

    Договариваемся о встрече

    Прощаемся

Будьте готовы к тому, что этапы 3, 4 и 5, могут поменяться местами в любом порядке, в зависимости от того, на какой тип собеседника вы попадёте. О типах собеседников будет рассказано ниже.

Задаём вопросы

Задаём вопросы по списку. Вопросы должны идти в порядке убывания важности. Потому что всегда есть риск, что на каком-то из вопросов собеседник прервёт беседу, сославшись на срочные дела, и предложит продолжить диалог при встрече. Задавая вопросы не в том порядке, вы рискуете не спросить о важном.

Отвечаем на вопросы \ презентуем себя

Четвёртый этап может присутствовать в диалоге в двух разных вариантах. Либо вам задают вопросы о вашем опыте, навыках и образовании и вы на них отвечаете, либо собеседник не задаёт никаких вопросов и тогда вам следует проявить инициативу и провести мини-презентацию себя.

Презентация себя (есть опыт работы ): меня зовут так-то, мне столько-то лет, у меня такое-то образование, я работаю в такой-то сфере, такое-то количество лет и обладаю необходимыми навыками и опытом, чтобы выполнять эту работу лучше других.

Презентация себя (нет опыта работы ): меня зовут так-то, мне столько-то лет, у меня такое-то образование, в данной сфере (направлении) не работал, но у меня есть большое желание освоить эту профессию (направление, категорию товара) и нет никаких проблем с обучаемостью.

Договариваемся о встрече (собеседовании) с работодателем

Если есть такая возможность, то лучше договариваться на середину дня, особенно если место проведения собеседования далеко от вас. Так вы снижаете риск проспать или опоздать на встречу и подстраховываетесь на случай, если образуется ещё одно собеседование на утро.

Типы собеседников (работодателей)

Активный

Как только вы говорите, что позвонили на счёт работы, он сразу проявляет заинтересованность и берёт инициативу в свои руки, начиная задавать вам вопросы или презентовать компанию.

Такой работодатель, выяснив у вас все интересующие его моменты, либо вкратце рассказывает об условиях работы, либо сразу приглашает на собеседование, подводя тем самым разговор к логическому завершению. Здесь самое главное не упустить момент и не попрощаться с собеседником, так и не задав ему нужных вопросов.

Пассивный

Когда вы говорите, что звоните по поводу работы и вас интересует какая-то вакансия, пассивный не проявляет заинтересованности, отвечает односложно и с неохотой, как бы делая вам одолжение. В голосе пассивного нотки пренебрежения и раздражения могут звучать с самого начала разговора. Такой манерой общения пассивный даёт вам понять, что вы ему нужны меньше, чем он вам (даже когда это не так).

Именно в разговоре с пассивным работодателем становится ясно, насколько важно иметь список вопросов и понимать, что вы хотите получить от звонка. Иначе вы рискуете оказаться в неловком положении:

    Здравствуйте!

    Здравствуйте…

    Меня интересует вакансия продавца-консультанта.

    Да, есть вакансия… (держит паузу)

    Ну, а можно узнать о ней поподробнее?

    В объявлении же все написано… (даже если в объявлении не написано ничего конкретного)

    Далее следует неловкое молчание, и вы кладёте трубку, чувствуя себя полным идиотом. Или же начинаете, что-то невнятно и сбивчиво спрашивать, не выясняете всей нужной информации и в итоге кладёте трубку с тем же чувством.

В разговоре с пассивным нужно брать инициативу в свои руки и идти по списку вопросов, иначе диалога не получится.

    Здравствуйте!

    Здравствуйте…

    Меня интересует вакансия продавца-консультанта.

    Да, есть вакансия…

    Подскажите, а как называется организация и что именно нужно продавать.

    В объявлении же всё написано…

    Написано, что требуется продавец в магазин мебели. Но не сказано, как называется компания, и какую именно мебель продаёте. Можете уточнить эти моменты, пожалуйста?

    Компания называется «СуперШкафы», продаём корпусную мебель…

    Подскажите, нужно будет продавать готовую мебель по образцам в торговом зале и каталогам или это мебель на заказ и нужно будет её проектировать

    На заказ…

    Понял. А где именно расположен магазин, и по какому графику работать?

    ТЦ «СуперТорговыйЦентр», работать 2/2 с 9 до 21

    Хорошо. Скажите, из чего складывается зарплата и сколько получается в месяц, в среднем?

    Оклад такой-то + % с продаж, получается столько-то в месяц

    А какой % с продажи получает продавец

    От заказа зависит, где-то Х%...

    Отлично. Давайте я расскажу о себе. Меня зовут так-то, мне столько-то лет, я имею такой-то опыт работы в продажах. С мебелью тоже работал, такое-то время, в таких-то компаниях. Уверен, я отлично справлюсь с продажами вашей продукции. Что скажите? Когда мы можем встретиться?

    Хорошо, подъезжайте завтра к такому-то времени…

Если диалог совсем не клеится, и вы видите, что ничего толкового не выйдет, то можете, без лишней скромности, дать понять пассивному, что он никакой. Это его немного взбодрит и возможно со следующим соискателем, он будет общаться иначе.

К собеседованию можно относиться по-разному - как к экзамену, как к единственному в жизни шансу, как к смотру талантов. Но, безусловно, наибольший успех соискателю принесет позиция переговоров. «Самый важный товар, который вам когда-либо придется продавать,- это вы сами...», - пишет Ларри Кинг в книге «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно».

Чтобы преуспеть, сегодня необходимо обладать не только знаниями и профессиональными навыками, но и умением выстраивать взаимоотношения, занимать выгодную для себя позицию и правильно веста переговоры. Во время собеседования ваша задача - убедить рекрутера, что, принимая вас на работу, компания получает большую выгоду, нежели вы.

Возьмите на заметку несколько эффективных приемов по ведению переговоров:

  • Никогда не показывайте своей нужды. Научитесь отличать «хочу» от «нуждаюсь». Хотеть - это очень хорошо, это то, что дает вам толчок к действию. Нуждаться - значит показывать свою слабость. Одно из самых распространенных проявлений нужды - боязнь отказа. Как только вы перестанете бояться отказа, вам перестанут отказывать.
  • Не пытайтесь влиять на то, что от вас не зависит. Лучше сконцентрируйтесь на том, что реально зависит от вас. Вы не можете контролировать результат, но процесс полностью в вашей власти. Сосредоточьтесь на своем поведении и действиях.
  • Учитесь задавать вопросы. Они должны быть уместными, хорошо сформулированными. В вопросах должно быть заключено то, что вас действительно интересует. Сконцентрируйтесь на ответе. Не стоит задавать вопрос просто ради вопроса.
  • Внимательно слушать собеседника и наблюдать за ним. Интонация, слова, мимика, взгляд, поза интервьюера многое скажут вам о его настроении и отношении к вам. Вовремя заметив какие-то вещи, вы сможете переломить негативное отношение, изменить ошибочные выводы или закрепить позитивное отношение к вам.
  • Освободите свое сознание от любых ожиданий и предположений. Помните пословицу о дележе шкуры неубитого медведя? Как позитивные, так и негативные ожидания убивают в вас хладнокровного переговорщика.
  • Верьте в себя и в свои таланты. Если вы сами не верите в свою ценность, то и никто не поверит, даже если у вас особый дар к тому, чем вы занимаетесь.
  • Придерживайтесь этих правил в ходе любых переговоров, будь то собеседование по телефону или личная встреча с рекрутером (или несколькими), стрессовое интервью или ассесмент-центр. Какие бы условия проведения собеседования ни предлагались менеджерами, не позволяйте ситуации взять над вами верх.
  • В любом случае помните: цель интервьюера - не выставить вас в неблагоприятном свете, а убедиться в вашей компетентности и принять на работу настоящего профессионала.

Собеседование по телефону

Телефонное собеседование позволяет HR-менеджерам произвести первоначальный отсев кандидатов. Поэтому очень внимательно отнеситесь к телефонному общению с представителем компании. Даже когда вы сами звоните в организацию с целью уточнить какие-то детали, касающиеся, например, вакансии, будьте готовы к тому, что вам могут начать задавать вопросы.

Вот несколько советов:

  • Рекрутеры обращают внимание на все мелочи. Даже на то, каким голосом вы отвечаете на телефонный звонок. Поэтому всегда отвечайте звонким голосом, улыбайтесь, говорите уверенно.
  • Если вам неудобно в данный момент общаться, лучше честно сказать об этом, чем что-то невнятное лепетать в трубку. Просто оговорите время следующего звонка. Лучший вариант - взять инициативу в свои руки и условиться о том, когда вы перезвоните менеджеру.
  • По телефону вам, скорее всего, будут задавать закрытые вопросы, на которые нужно отвечать «да» либо «нет».
  • Если вакансия предполагает наличие коммуникативных навыков, то в телефонном интервью вам могут задать несколько открытых вопросов, чтобы посмотреть, насколько вы умеете общаться и грамотно ли говорите. Поэтому следите за своей речью, правильно стройте фразы, не употребляйте сленги жаргонные слова, говорите внятно.
  • Если в телефонном интервью менеджер задает вопрос о ваших зарплатных ожиданиях, отвечайте честно (естественно, предварительно было бы неплохо ознакомиться со «стоимостью» специалистов вашей квалификации на рынке и реально оценить себя, исходя из этих данных). Этим вы сэкономите время и себе, и рекрутеру. Если компания не готова платить названную вами сумму, то нет смысла проводить встречу, о чем менеджер скажет вам сразу.
  • Открытость в общении, честность и энтузиазм в отношении предстоящей работы - вот что поможет вам расположить к себе собеседника.
  • Внимательно читайте объявления о вакансиях и список требований к кандидатам, не приписывайте себе тех качеств, которыми не обладаете. Но если что-то действительно считаете своим коньком, то обязательно ненавязчиво упомяните об этом в разговоре с рекрутером.

План собеседования по телефону.

Готовясь к телефонному звонку в компанию, напишите свою телефонную презентацию.

План

Пример

1. Приветствие

Здравствуйте. будьте добры, отдел персонала.

2. Знакомство

Меня зовут.... могу ли я переговорить с менед­жером, ответственным за набор персонала?

3. Цель звонка

Я звоню по поводу вакансии маркетолога, о ней я узнал из....

4. Устная самопрезен­тация

Мне... лет, у меня... лет опыта работы на долж­ности... в компании..., есть водительские права, а также навыки....

5. Узнать о заинтересо­ванности

Вас может заинтересовать моя кандидатура на вакансию...?

6. По ситуации: назначить встречу, договориться или поблагодарить

Будьте готовы к следующим вопросам.

Если вы сможете предварительно подготовиться к следующим вопросам, вы будете чувствовать себя более уверенно, чем большинство кандидатов.

  • Расскажите кратко о себе.
  • На какой должности Вы видите себя через пару (или пять) лет?
  • Почему Вы хотите работать в нашей компании?
  • Почему Вы считаете себя достойным занять эту должность?
  • В чем Ваши преимущества перед другими кандидатами?
  • Назовите Ваши сильные и слабые стороны.
  • Почему Вы ушли с предыдущей работы?
  • Опишите мне серьезную проблему, с которой Вам приходилось сталкиваться, и пути ее решения.
  • Ваш взгляд на жизнь: какие вы видите в ней сложности и как с ними справляетесь?
  • Не помешает ли Ваша учеба/личная жизнь этой работе, связанной с дополнительными нагрузками (не­нормированный рабочий день, длительные командировки, постоянные разъезды)?
  • Если Вы получите эту работу, какими будут Ваши первые шаги?
  • На какую зарплату Вы рассчитываете?

Будьте готовы задать вопросы

Вот некоторые из вопросов, которые Вы можете задать интервьюеру:

  • Чего ждет руководство от сотрудника в этой должности?
  • Какие результаты ожидаются во время испытательного срока?
  • Как примерно будет выглядеть распорядок моего рабочего дня?
  • Кому непосредственно я буду подчиняться? Насколько важна эта работа для компании?
  • Какие программы обучения и подготовки предоставляются?
  • Какие имеются возможности для служебного или профессионального роста?
  • Каковы планы и перспективы самой компании?
  • С какими подразделениями мне придется взаимодействовать?

Поведение на собеседовании при встрече

Именно на собеседовании у вас по­является шанс убедить работодате­ля, что вы – тот, кто на самом деле нужен компании. Получить работу вам помогут не только образова­ние, опыт и навыки, но и ваше по­ведение, черты характера, уверен­ность в себе.

1. «Расскажите о себе» Здесь не нужна личная информация. От вас ждут сведений о вашей спе­циализации в вузе и опыте ра­боты по специальности. Так как факты уже известны менеджеру из вашего резюме, здесь лучше детализировать сведения. Гово­рите только о том, что характери­зует вас как профессионала.

2.«Кем вы видите себя через пару (или пять) лет?» Этот во­прос, скорее, не о карьерных достижениях, а об умении ви­деть перспективы, ставить перед собой цели. Естественно, ответ должен звучать корректно и обо­снованно. Большинство работо­дателей положительно оценят стремление сотрудника к карьер­ному росту, но на данный момент им важно закрыть существующую вакансию на длительный период времени. Не стоит быть слишком откровенным. Если в ближайшее время вы намерены стать пре­зидентом компании, то пока это лучше сохранить в тайне.

3. «Что вас привлекло в нашем объявлении?» Самое худшее, что вы можете сделать, отвечая на этот вопрос, это показать ра­ботодателю, что вам все равно, где работать, или начать грубо льстить. Дайте понять, что ваш выбор сделан осознанно. Для того, готовясь к собеседованию, узнайте о компании и вакансии больше, чтобы связать между собой информацию о фирме - работодателе, условиях работы, перспективах с тем, что вы знаете, у меете в своей профессиональной |области, с вашими жизнен­ными ценностями и профессио­нальными целями.

4. «Каковы ваши слабые и сильные стороны Не говорите неправду! В то же время собеседование – это не исповедь, и вам необязательно сознаваться во всех смертных грехах. Назовите какой-нибудь незначительный недостаток и обязательно скажи­те, что вы работаете над исправ­лением ситуации. Приведите при­мер того, как вы боретесь с этим маленьким несовершенством своего характера. Забудьте об излишней скромности на собесе­довании. Если вы действительно что-то делаете лучше всех, ска­жите об этом! Иначе менеджер никогда этого не узнает.

5. «Почему вы ушли с предыду­щей работы?» Хороший (в глазах работодателя) кандидат подчеркнет то позитивное, что было в его предыдущей рабо­те, и назовет такие достойные причины своего ухода, как же­лание более интересной (высо­кооплачиваемой, дающей воз­можности профессионального роста) работы и стремление наиболее полно реализовать себя. Обычно к концу собесе­дования кандидату предостав­ляют возможность задать во­просы. Это ваш шанс уточнить какие-либо сведения о рабо­тодателе. Не забывайте, что на собеседовании не только ком­пания знакомится с вами, но и вы оцениваете, насколько это предложение вам интересно. Однако не спрашивайте о зар­плате, льготах и отпусках.

Вот несколько вопросов, которые вы можете задать интервьюеру:

  • Почему эта должность свободна?
  • Буду ли я работать над какими- либо специальными проектами?
  • Как часто проводятся оценки ра­боты персонала?
  • Каковы перспективы для продви­жения вверх по карьерной лестни­це?
  • Какова корпоративная культура компании?

Не забывайте о правилах вежливо­сти, что бы ни случилось, даже если во время собеседования вы пойме­те, что эта работа не для вас.

Интервью по компетенциям.

Во многих компаниях (особенно в крупных западных корпора­циях) на смену традиционному собеседованию приходят раз­личные виды интервью. Самое распространенное - интервью по компетенциям.

Особенность этого варианта со­беседования заключается в том, что на встрече рекрутер пытается выявить у кандидата наличие тех или иных компетенций. Компе­тенции - это набор качеств, кото­рыми необходимо обладать кан­дидату, чтобы быть успешным в профессиональном и карьерном плане именно в этой компании.

Соискателю предлагается приве­сти конкретные ситуации из его жизни и рассказать, как он дей­ствовал в тех или иных обстоя­тельствах.

Например, типичный вопрос: «Расскажите о случае, когда Вы предложили какой-то новый подход для решения какой-либо проблемы.

В этом случае работодатель пытается узнать, как он действовал в реальных ситуациях в его про­шлом.

Готовясь к интервью по компе­тенциям, подготовьте несколько реальных примеров. Каждую ситуацию распишите по плану: описание самой ситуации, ваши действия и полученный результат.

Очень часто люди говорят о себе, как о некой группе: мы сделали то-то, мы предложи­ли такой-то подход... К сожа­лению, мы не можем нанять всех людей, которые в тот мо­мент участвовали в принятии решения. И поэтому необходимо говорить только о себе: ситуация такая-то, и я сде­лал то-то и то-то. Необходимы реальные примеры из вашей жизни, где вы проявили, напри­мер, свои лидерские качества, умение убеждать людей, наход­чивость.

Стрессовое интервью.

Стрессовое интервью по-другому еще называют провокационным. К этому типу собеседования рекрутеры прибегают в несколь­ких случаях. Чаще всего такие приемы используются, если за­явленная вакансия предполага­ет возможность возникновения стрессовых ситуаций на работе, либо если рекрутер сомневается в правдивости ваших ответов на некоторые вопросы.

Самые распространен­ные стрессовые ситуации во вре­мя собеседования:

Провокационный вопрос. Почувствовав какую-то недосказанность в вашем ответе, HR-менеджер может задать провокационнаый вопрос. Например: «Почему вы отвели глаза?» или «Почему Вы начали нервничать?». Ваша задача - постараться успокоиться и честно ответить на вопрос. При этом вы не должны чувствовать себя виноватым.

Неконкретный вопрос. Нередко менеджер по персоналу во вре­мя собеседования задает некон­кретные вопросы, причем делает это сознательно. Вам необходи­мо быть начеку. Если что-то в во­просе рекрутера вам непонятно, уточните. Например: «Правиль­но ли я Вас понял, что Вы хотите узнать о...».

Затянувшаяся пауза. Продолжи­тельная пауза используется как инструмент в создании стресса «ожидания» или «недоумения». Если вам кажется, что вы только что исчерпывающе ответили на поставленный вопрос, а за вами продолжают молча внимательно наблюдать, это именно тот слу­чай. Многие не выдерживают по­висшей паузы и тут же бросаются заново отвечать на вопрос или нагромождают лишние детали («чем дальше в лес, тем больше дров»). Правильнее будет спо­койно смотреть на интервьюера, ожидая его дальнейших дей­ствий. Или вы можете спросить: «Я полностью ответил на Ваш во­прос?». Еще один вариант - ска­зать: «У меня все».

Глупый вопрос. Менеджер может примерить маску некомпетентно­го человека и задать вам глупый вопрос. Например: «Почему Вы поступили в этот вуз?» или: «Что дает Ваша работа людям?». Опять же - терпеливо объясните свою позицию.

Повторение вопроса. Еще один прием - повторение одних и тех же вопросов несколько раз. Ни­чего страшного - отвечайте на все вопросы, можете спросить, какой пункт раскрыть подробнее, какие детали интересуют собеседника в большей степени. Вежливость и такт должны стать вашими главными союзниками в данной ситуации.

Игнорирование. Иногда менед­жер в разгаре собеседования может, например, достать кар­манный компьютер или мобиль­ный телефон и начать что-то с ними делать. Поскольку вы уже понимаете, что к чему, уверен­ным и доброжелательным тоном рассказывайте свою презента­цию, глядя прямо на собеседни­ка. Не обращайте ни малейшего внимания на его поведение.

Несомненно, стрессовое ин­тервью - сложное испытание (причем не только для вас, но и для рекрутера). На такой вид собеседования идут только опытные, профессиональные HR-специалисты. Ваша задача в данной ситуации - проявить мак­симум спокойствия и такта.

Ассесмент – центр.

Ассесмент-центр (или центр оценки персонала) - методика, состоящая из ряда упражнений, деловых игр, которая позволя­ет выявить в кандидатах совер­шенно конкретные качества. Все чаще такая методика при­меняется при приеме на работу рядовых сотрудников. Поэтому узнайте больше об этом аналоге собеседования, чтобы вас не за­стало врасплох приглашение на ассесмент-центр.

Обычно в таком отборе участвуют 10-15 человек. Испытание длится в среднем час-полтора. Кандида­там предлагается несколько раз­личных ситуаций, в ходе которых выявляется наличие у них необ­ходимых работодателю навыков.

Как подготовиться?

Первое, что нужно сделать при подготовке, - самостоятельно определить качества, необходи­мые для позиции, на которую вас подбирают. Например, если вы Менеджер по продажам - это ком­муникативные качества, связанная, четкая речь, умение формули­ровать мысль, энтузиазм, способ­ность отвечать на возражения, проводить презентацию, отстаивать свое мнение и пр. Составьте на бумаге наиболее полный перечень этих качеств, исходя из кон­кретной должности.

Второе: помните, что некоторые из тех качеств, которые вы записали на бумаге, будут искать у вас. Ваша задача - активно и уве­ренно продемонстрировать их.

Будьте готовы к проведению са­мопрезентации. Это одно из распространенных упражнений.

Поведение на ассесмент-центре.

Поскольку на ассесменте присут­ствует много кандидатов, важно не стесняться и говорить очень четким голосом, не мямлить. Иначе вас просто не услышат. Всегда обращают внимание на кандидатов, которые уверенны, активны, хорошо владеют собой, обладают коммуникативными на­выками. Имейте это в виду!

Изучите приемы перехвата ини­циативы. С высокой вероятно­стью могут быть упражнения и деловые игры на осуществление продаж, проведение перегово­ров и т. п. Могут подобраться сильные кандидаты, которые бы­стро возьмут инициативу в свои руки и громким, уверенным голо­сом будут вести переговоры или контролировать процесс прода­жи. Чтобы не остаться в стороне, научитесь перехватывать ини­циативу. Вот несколько нехитрых приемов. В самый разгар моно­лога конкурента можно изобра­зить, что зазвонил телефон; либо прервите его, предложив чай или кофе. Главное - будьте готовы импровизировать и ведите себя максимально естественно.

Проверка на детекторе лжи.

Собеседование с использованием детектора лжи - не очень часто встречающаяся ситуация, но не менее надо быть готовым к такому повороту событий. Особенно если вы планируете трудоустройство в крупную финансовую организацию, банк, страховую компанию. Некоторые компании этого сектора используют полиграф при проведении интервью с кандидатами. Чаще всего проверку предлагают пройти соискателям на должности, которые связаны с финансами, материальными ценностями, обращением наличных денег либо конфиденциальной информацией.

Серьезные компании при грамотной организации этого процесса во главу ставят вопросы обеспечения безопасности. Как правило, цель проверки - выявить факты алкогольной и наркозависимости, случаи воровства, подделки документов и злоупотреблений служебным положением на прежних местах работы, скрываемые намерения работать на конкурентов.

На все вопросы должны быть получены ответы в предварительной беседе, до проведения ин­струментального обследования. Обычно профессиональные опе­раторы полиграфа при проверке не затрагивают вопросы полити­ческих и религиозных убеждений человека, его интимную жизнь.

Во время проверки на детекторе лжи, как правило, используются три основные группы вопросов:

  • Нейтральные: «Сегодня по­недельник?», «На Вас надет ко­стюм?».
  • Целевые - вопросы, ответы на которые непосредственно инте­ресуют работодателя. Например: «Вы злоупотребляли своим по­ложением на предыдущих местах работы?».
  • Контрольные вопросы – так называемые индикаторы лжи. При составлении контрольных вопросов используется информация, которую человек будет заведомо отрицать. Эта группа вопросов позволяет оператору увидеть индивидуальную реакцию кандидата на скрываемую правду.

Получив предложение пройти проверку на полиграфе, выясни­те ее цели и решите, насколько эта процедура приемлема для вас. Работодатель не может за­ставить вас пройти такую провер­ку вопреки вашему желанию. У вас всегда есть право отказаться. Но при этом нужно быть готовым к возможному отказу в рассмо­трении вашей кандидатуры на должность в этой организации.

Если вы приняли положительное решение, то помните, что главное условие успешного прохождения обследования - искренность.

Не лучший вариант.

Что делать, если вам сделали предложение о работе, а вы не уверены в том, что это лучший вариант для вас? После собеседования у вас появляется больше информации о компании. Вы по­бывали в офисе, пообщались с представителями вашего предполагаемого работодателя, задали интересующие вас вопросы. Вся собранная информация должна дать вам необходимые факты для размышления.

Задайте себе еще раз вопрос: действительно ли вы хотите работать в этой компании? Если ответ отрицательный, подумайте, почему. Что вас смутило, можно ли изменить ситуацию к лучшему? Обдумайте все эти вопросы заранее, ведь когда вам позвонят с приглашением на работу в эту компанию, вам надо будет что-то отвечать.

Если вас не совсем устраивает предложение, можно провести повторные переговоры, с тем что­бы обговорить более выгодные для вас условия. Если же причина в другом, то лучше отказаться. Не стоит соглашаться на работу толь­ко ради того, чтобы избавиться от ощущения неуверенности и неопределенности. Принимая неподходящее предложение сей­час, вы готовите себе проблемы в будущем. Если через несколь­ко месяцев вы опять вернетесь на путь поиска работы, вам при­дется основательно поработать над своим резюме и подготовкой к собеседованию. Такое непо­стоянство в глазах последующих работодателей поставит под сомнение вашу рассудительность и ответственность в принятии ре­шений.

Помните, что вы не обязаны при­нимать первое лопавшееся пред­ложение. Не бойтесь отказаться, если работа не отвечает вашим основным требованиям.

Решив отклонить предложение, сделайте это вежливо и профес­сионально. Напишите короткое письмо со словами благодар­ности компании за предложение и выскажите сожаление, что не можете его принять. Обязательно объясните причину, поблагода­рите за время, уделенное вам, и пожелайте успеха в дальнейших поисках кандидатов. Письмо должно быть искренним, вежли­вым и дружелюбным.

Если вам отказали.

Если ожидание итогов вашей встречи с рекрутером сильно затянулось, не стесняйтесь са­мостоятельно связаться с ком­панией. Если вам отказали - не отчаивайтесь, потому что:

а) работодатели - тоже люди, и, как все нормальные люди, они могут ошибаться

б) собеседование, пусть и неудачное, - это монетка в копилку вашего опыта

в) ну кто вам сказал, что этот упущенный шанс был для вас единственным?!

И главное - не теряйте веру в себя!

Попытайтесь вынести максимум пользы из полученного отказа. Первое, что вам нужно сделать, - перезвонить менеджеру и уточнить причину. Формулировка вопроса должна быть тактичной. Например: «Добрый день, Ири­на. Вам удобно сейчас разгова­ривать? Вам звонит Иван Иванов. Я проходил у Вас собеседование на должность системного администратора. Мне пришел отказ. Я понимаю, что Вы очень заня­ты, но прошу уделить мне минуту Вашего времени и рассказать о причинах отказа. Для меня это будет очень ценной информаци­ей на будущее». Обязательно в конце разговора поблагодарите менеджера за профессиональ­ную консультацию.

В дополнение самостоятельно проанализируйте все этапы ин­тервью, ответив на вопросы:

  • Хорошо ли я подготовился к интервью? Действительно ли я узнал все возможное о компании и предложенной должности?
  • Соблюдал ли я необходимый этикет делового общения, начи­ная с момента прихода и до по­следней минуты?
  • Удачно ли я провел свою пре­зентацию?
  • Увязал ли я свои навыки и достижения с требованиями, предъявляемыми к потенциаль­ному работнику?
  • Сумел ли я спокойно и уверен­но ответить на вопросы?
  • Закончил ли я интервью в по­ложительном тоне?

Постарайтесь объективно отве­тить на эти вопросы, будьте чест­ны, но не слишком казните себя. Сконцентрируйтесь на том, что вам потребуется сделать в сле­дующий раз, чтобы не повторить совершенных ошибок.

Самопрезентация

Навыки проведения самопрезен­тации вам понадобятся еще до собеседования в компании. Прежде всего, необходимость проведения краткой самопрезентации возника­ет во время телефонного общения с представителем потенциального работодателя. Это может быть в ситуации, когда вы звоните в ком­панию с целью уточнить какие-либо детали, связанные с вакансией.

Презентация по телефону

  • Прежде чем звонить, обязательно узнайте о компании побольше.
  • «Четко сформулируйте для себя, зачем вы звоните. Вы хотите подробнее узнать о вакансии? Хотите добиться приглашения на личную встречу? Когда будете звонить, держите в голове цель звонка.
  • Сделайте выжимку из резюме и подготовьте рассказ о себе на одну минуту. Напишите текст вашей пре­зентации. Он должен содержать одно предложение о вашем обра­зовании. Затем суммируйте ваш опыт одной фразой, например: «У меня 3 года опыта работы в сфере товарного маркетинга и брендинга». Назовите последнее место работы и должность. Отра­ботайте свою презентацию вслух.
  • Положите рядом с телефоном блокнот и ручку, чтобы записать необходимую информацию. Настройтесь на звонок, сядьте удобно, пусть вас ничто не от­влекает. Посмотрите в зеркало и улыбнитесь
  • Перед тем как звонить, порабо­тайте немного над своим голосом.
  • Твердый, звонкий и четкий голос, полный жизни и уверенности, указывает на человека активного, энергичного и горящего энтузиаз­мом. Во время разговора улыбай­тесь (менеджер услышит это).
  • Общаясь с менеджером, произно­сите свое имя медленно и разбор­чиво, чтобы человек его расслы­шал. Говорите внятно и с паузами.
  • Очень внимательно слушайте со­беседника. Будьте готовы и тому, что вам могут задавать вопросы. Отвечайте четко.
  • Разговор должен иметь логическое завершение. Оговорите свой следующий шаг - отправка резюме, телефонный звонок или встреча.
  • Фиксируйте на бумаге дату и неко­торые детали разговора.

Презентация для собеседования

Презентация для собеседования - это то, с чего вы начнете свое общение с менеджером по подбору персонала при личной встрече. Пом­ните, что у вас есть только один шанс произвести первое впечатление.

  • Как и в телефонной презентации, начните со своего образования,
  • Вторым пунктом сообщите о сво­ем опыте работы.
  • Затем, начиная с последнего ме­ста работы, рассказывайте, при­держиваясь структуры: название компании, краткая характеристи­ка, должность, сколько человек было в подчинении, основные функции, основные достижения, почему уволились.
  • Что вы считаете своими сильными чертами?
  • Дополнительное образование.
  • Дополнительные навыки (владе­ние ПК, иностранные языки, навы­ки вождения).
  • Если вы заинтересованы в поисне работы в иностранных компаниях и их представительствах, подготовьте вашу презентацию для собеседо­вания на том иностранном языке, которым владеете.
  • Подумайте также над тем, какие ка­верзные вопросы вам могут задать на собеседовании и как вы будете на них отвечать.

Примеры подобных вопросов:

  • Какое ваше самое большое до­стижение?
  • Чем вы гордитесь?
  • Назовите самую большую ошиб­ку, которую вы совершили.
  • Назовите ваши слабые стороны.

Отвечая на два последних пункта, не перестарайтесь. Ваши слабости и ошибки не должны быть глобаль­ными. Даже отвечая на подобные вопросы, старайтесь показать себя с лучшей стороны. Например: «Знаете, иногда меня подводит моя чрезмерная пунктуальность».

Подумайте над тем, какие вопросы вы вообще не хотели бы услышать от менеджера по найму персона­ла, на какой вопрос вам было бы очень сложно ответить. Поверьте, лучше заранее продумать ответы на эти вопросы, чем быть застигнутым врасплох на собеседовании под пристальным взглядом рекрутера.

Имидж соискателя.

Понятие имиджа включает в себя все составляющие, на основе ко­торых складывается представле­ние о человеке. Это и одежда, и прическа, и макияж, и маникюр, и аксессуары, а также речь и манера поведения. Очень важно учитывать все это, отправляясь на встречу с рекрутером. Подавляющее боль­шинство HR-менеджеров могут подписаться под фразой Маргарет Тэтчер: «Обычно я составляю мне­ние о человеке за десять секунд и потом очень редко его меняю».

Поэтому на интервью с рекрутером перед вами стоят две серьезные задачи: произвести благоприят­ное впечатление и продержаться на высоте до конца встречи. Это относится не только к тому, что вы будете говорить, но и как вы буде­те это делать, как при этом будете выглядеть и вести себя.

Для начала приведем несколько общих правил, касающихся по­ведения:

  • Самое главное - не опаздывайте! Это категорически недопустимо.
  • Перед встречей отключите мо­бильный телефон либо пере­ведите его в режим автоответ­чика.
  • Улыбаясь, вы производите впе­чатление уверенного в себе чело­века. Кроме того, улыбка зарази­тельна. «Первое, что вы должны сделать, чтобы продать себя, больше улыбаться», - совету­ют Питер Урс Бенде и, Джордж Торок в своей книге «Секреты эффективного маркетинга».
  • Следите за осанкой. Садитесь удобно, но не развалившись. Можете слегка наклонить впе­ред корпус (поза внимательно слушающего человека).
  • Поддерживайте визуальный контакт с менеджером. Мыслен­но очертите на лице собеседни­ка треугольник «лоб-глаза-нос» и держите взгляд в этом поле. Если ваш собеседник - мужчи­на, в визуальный треугольник можно включить узел галстука.
  • Содержание должно подкре­пляться формой, то есть вашим внешним видом.

«...Лучше одеться слишком правильно, чем недостаточно правильно». (Джон Миддлтон, «Карьера»),

Отлично, если у вас есть возмож­ность одеться модно (но не вы­зывающе). Как правило, для со­беседования необходим костюм. Простой, в нейтральных тонах. Чем консервативнее ваша про­фессиональная сфера, тем кон­сервативнее должен быть костюм. Например, если вы претендуете на работу в инвестиционной фир­ме, наденьте костюм темно-синего или темно-серого цвета.

Во всех случаях надевайте закры­тые туфли. Неприемлемо надевать сандалии для участия в собеседо­вании, если только вы не нанима­етесь спасателем на пляж. Черные туфли подойдут к любой одежде.

Джинсы и спортивная обувь со­вершенно не подходят в данном случае. Оставьте рюкзаки дома. Вы ведь хотите произвести впе­чатление профессионала, а не студента на прогулке.

Несколько советов для молодого человека.

  • Идеальный вариант - это костюм и галстук. Но приемлем и более демократичный вариант _ брюки нейтрального цвета с рубашкой-поло в тон брюк.
  • Чем меньше растительности на лице, тем лучше. Чисто вы­бритое лицо, хорошая стрижка, ухоженные руки и минимум парфюма.
  • Если вы решили взять порт­фель, то он должен быть в отличном состоянии. В портфель положите только то, что понадо­бится вам для этой встречи.

Несколько советов для девушки

  • Лучший наряд для собеседова­ния - юбка классической длины (до середины колен) и блузка, или костюм.
  • Не следует надевать слишком высокие каблуки, выбирайте закрытые туфли. Даже в сорока­градусную жару вы должны быть в чулках.
  • Не надевайте броские, звеня­щие и сверкающие украшения. Макияж должен быть спокойным дневным, никаких черных глаз и кровавой помады. Естественная тональная основа, черная или коричневая тушь, пастельная помада без блеска, прозрач­ный или в тон помады лак для ногтей - хороший вариант, если вы хотите произвести благопри­ятное впечатление на рекрутера любого пола.
  • Возьмите с собой маленькую или средних размеров дамскую сумочку. Так же, как мужчинам, вам подойдут портфель или папка.

Соблюдение этих простых пра­вил позволит вам совершенно не переживать по поводу вашего внешнего вида во время собесе­дования. Вы будете чувствовать и вести себя уверенно.

При устройстве на работу определяется не только условия, в которых нам предстоит работать (за каким компьютером сидеть, размер заработной платы и пр), но и то, как будут соблюдаться наши трудовые права и какие возможности для их защиты мы будем иметь в будущем. Поэтому важно не допускать ошибок с первого дня работы и самостоятельно следить за соблюдением своих интересов. В этой статье мы расскажем о том, как правильно устраиваться на работу и увольняться с нее, и что нужно знать о трудовых правах, чтобы не быть обманутым.

Вступая во взрослую жизнь…

Вступая во взрослую жизнь, т.е. впервые устраиваясь на нормальную постоянную работу, надо, прежде всего, ознакомиться с Трудовым кодексом . За его соблюдением должны следить сами наёмные работники: больше никому это не нужно. Знать основные положения ТК жизненно необходимо. Это поможет избежать многих возможных ошибок.

NB! Никакой трудовой договор не может содержать условий, которые ограничивают права или снижают уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Таким образом, Трудовой кодекс гарантирует и регулирует базовые права работника вне зависимости от фантазий и правовых инициатив работодателя.

Что нужно помнить, при поступлении на работу.

Я работал в фирме, потом ее решили обанкротить, и с нового года мы уже работали в новой. Заявление я подписал на увольнение с прошлой фирмы, но о приеме на работу мне так и не дали на подпись. А потом задержки по з\п. В общем, я решил уволиться сам. Но, т.к. был переезд в другой офис, меня не рассчитали, аргументируя тем, что бухгалтера нет. Позже я пришел в назначенный день, но бухгалтера опять не оказалось=) В общем, они должны мне 50к. З\п все время платили в конвертах. И, судя по всему, я не был оформлен. Я даже документы так и не смог забрать.

Доверяй, но…

Некоторые думают, что работодатели и работники – одна большая семья. Это не так, если только вы не устроились в фирму своего папы. Конфликты между работником и работодателем в трудовых отношениях случаются слишком часто, чтобы оставлять их на волю случая. Нужно взять за правило, получать на руки и хранить документы и материалы, так или иначе регулирующие вашу трудовую деятельность, а личные разговоры с начальством записывать на диктофон. Это не значит, что нужно фиксировать все трудовые действия от получения технического задания до отправки конкретного коммита, но, когда вы обсуждаете с работодателем вашу заработную плату или изменения в условиях вашего труда, такая запись должна быть. Нужно понимать, что устные обещания работодателя, как и устные указания, ничего не стоят, и в суде их невозможно будет оспорить или доказать. И если в трудовом договоре прописано, что вы должны быть в офисе с 9:00 до 18:00, а ваш работодатель устно разрешил приходить на работу к 12:00, то в суде аргументом будет то, что прописано в документе.

Собеседование

Обсуждение условий труда обычно происходит на собеседовании. Поэтому логично важные моменты прояснить на нем, а именно:

  • условия оплаты труда; если часть вашей заработной платы будет составлять премия, спросите, каковы условия ее выплаты, в каких случаях премия может быть не выплачена, происходит ли это при наличии объективных обстоятельств или по решению руководителя, выплачивается ли заработная плата «официально» или «в конверте»
  • продолжительность рабочего времени, время начала и окончания работы.
  • ваши должностные обязанности, подробный перечень. Также попросите у работодателя для ознакомления локальные нормативные акты, действующие в организации. Особенно важно ознакомиться с положением о премировании, правилами внутреннего трудового распорядка.

Поскольку обсуждение будет проходить устно, нелишним будет записать его на диктофон. Запись разговора пригодится, если в последствии работодатель откажется заключать с вами трудовой договор или же предложит вам подписать трудовой договор, в который будут включены совершенно иные условия.

Трудовой договор

При поступлении на работу необходимо подписывать трудовой договор. По закону, трудовые отношения с работодателем у вас начинаются в момент фактического начала работы, даже если трудовой договор не подписан. Но, в случае судебного разбирательства, при отсутствии трудового договора бремя доказательства трудовых отношений будет лежать на вас. И доказать отношения будет непросто. Трудовой договор регулирует большую часть ваших трудовых отношений с работодателем, поэтому к этому документу необходимо отнестись очень серьезно.

Трудовой договор - это не лицензионное соглашение, поэтому свой трудовой договор перед подписанием нужно обязательно прочесть и убедиться, что всё, что обсуждалось и обещалось на собеседовании, в него включено в полном объеме и без искажений. Если в договоре присутствуют отсылки к другим локальным нормативным актам, то необходимо требовать их предоставления (причем не только для ознакомления, но и в виде заверенной копии на руки) или требовать, чтобы положения локального нормативного акта были включены в трудовой договор. Иначе вы рискуете получить кота в мешке. После подписания необходимо получить на руки оригинал трудового договора, ни в коем случае не копию.

Еще один важный момент. Трудовой договор должен быть подписан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (ст. 67 ТК РФ). Поэтому, если вы уже месяц работаете на новом месте, а трудовой договор с вами все ещё не подписан, есть над чем задуматься. Ну а лучше, конечно, подписывать его до выхода на работу.

Особое внимание необходимо уделить на список должностных обязанностей. Он должен быть детально прописан и не оставлять пространства для маневра. В нем не должны быть никаких «и т.д.», «и т.п.», «и проч.», «и др.». В противном случае работодатель сможет интерпретировать список ваших обязанностей так широко, как ему будет удобно. И как вы уже догадались, необходимо требовать от работодателя заверенную копию вашей должностной инструкции.

Испытательный срок

Практически во всех компаниях работники проходят испытательный срок с целью проверки его соответствия поручаемой работе. Это должно быть отражено в трудовом договоре. Если этого нет, то считается, что работник взят на работу без испытания. Испытательный срок длится не более 3 месяцев для обычных работников и не более 6 месяцев для руководителей. Если в договоре прописан более длительный срок, то он все равно считается оконченным по истечении трех месяцев с момента начала работы. Т.е. нельзя уволить работника в связи с неудовлетворительным результатом испытания по истечении четырех месяцев с начала работы, даже если такой срок испытания установлен трудовым договором. Приятный бонус для студентов: работодатель не может устанавливать испытательный срок для выпускника при первом устройстве на работу после окончания ВУЗа. Даже если выпускник был принят на испытательный срок, работодатель не вправе уволить его в связи с непрохождением испытательного срока.

Именно при поступлении на новое место работы юридически закрепляются практически все ваши трудовые отношения с работодателем, поэтому именно на этом этапе необходимо максимально обезопасить себя от возможных нарушений со стороны работодателя в будущем.

За что могут уволить?

В голивудских фильмах любой работник по прихоти начальства может быть мгновенно уволен одной фразой. К счастью, российский ТК таких возможностей работодателю пока не дает. Зачастую работодатель, не имея законных оснований для увольнения работника в короткий срок и без компенсации, старается всячески заставить работника написать заявление «по собственному желанию». Многие работники считают, что это стандартная процедура увольнения по инициативе работодателя. Это не так. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

1. ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;
2. сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

В этих случаях работодатель обязан не менее чем за два месяца до увольнения письменно под подпись уведомить работника о планируемом закрытии/сокращении (Статья 180 ТК РФ), обеспечить выплату выходных пособий (Статья 178 ТК РФ) и т.д.

3. несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

Для этого, как минимум, должна быть проведена аттестация рабочих мест и существовать чёткие калькулируемые параметры, которым нужно соответствовать. Например, аттестация рабочего места предполагает, что работник должен раскладывать один пасьянс за три минуты. Если он не успевает, то его можно уволить. В этом случае непосредственный начальник должен стоять с секундомером и замерять. Если существует профсоюз, то с участием профсоюза, который проконтролирует, чтобы все замеры проводились без обмана.

Так же существует список должностных обязанностей, в котором говорится, что должен делать работник. Если работник этого не делает, его могут уволить.

4. неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

К уважительным причинам неисполнения трудовых обязанностей относятся болезнь, похороны, форс-мажоры и пр.
Дисциплинарные взыскания применяются при неисполнении или ненадлежащем исполнении работником своих обязанностей (ст. 192 ТК РФ). При этом обязанности должны быть обязательно зафиксированы либо в трудовом договоре, либо в должностной инструкции, либо в локальных нормативных актах работодателя. И каждый работник должен быть с ними ознакомлен под подпись. При ознакомлении с этими документами стоит обратить внимание на то, чтобы список должностных обязанностей был:

  • исчерпывающим, т.е. не включал в себя «и др.», «и пр.»;
  • определенным, т.е. не допускал споров о том, входит та или иная функция в круг ваших должностных обязанностей или нет;
  • не содержать формулировок типа «выполнять поручения непосредственного руководителя».

В противном случае работодатель сможет интерпретировать список ваших обязанностей так широко, как ему будет удобно.

5. за грубое нарушение трудовых обязанностей:

  • прогула (отсутствие на рабочем месте без уважительной причины более 4-х часов подряд в течение рабочего дня);
  • нахождение на работе в алкогольном или наркотическом опьянении;
  • разглашение государственной, коммерческой тайны;
  • совершения хищения на рабочем месте, растраты, мошенничества и пр.

Это основные пункты, по которым работодатель вас может уволить с работы. Плохое настроение начальника, экономический кризис, неразделенные чувства работодателя не могут являться основанием для расторжения трудового договора и увольнения работника.

Вместо вывода

В наше время трудовые отношения настолько разнообразны, а трудовые конфликты настолько изощренны, что невозможно дать каких-то универсальных рецептов на все случаи жизни. Тем не менее мы попробуем дать несколько советов:

1. В любой непонятной [трудовой] ситуации, читай Трудовой кодекс.

Свои права нужно знать и понимать, когда они нарушаются. Как говорится, кто предупреждён, тот вооружён.

В этом смысле работодатель находится в более выигрышном положении: вся необходимая документация у него хранится изначально, и юридически он защищен от любых неправомерных нападок со стороны работника 🙂 Поэтому страдают сами работники, которые находятся в уязвимом положении из-за недостатка информации и невозможности подкрепить свою позицию ссылками на документы.

3. Выдвигать требования и защищать свои права эффективнее коллективно.

Как правило, у работников одной компании схожие условия труда. Поэтому логично, что трудовые проблемы одного работника могут стоять и перед его коллегами. Требования, выдвинутые коллективом всегда производят на работодателя большее впечатление, чем те же требования, выдвинутые одним работником.

P.s. Если у вас есть вопросы к юристу, вы можете задать их

Собеседование для каждого кандидата на работу является своеобразной стрессовой ситуацией, поэтому многие относятся к ней с некоторой боязнью. И это вполне объяснимо, ведь никто не знает, о чем его будут спрашивать. И с подобной проблемой сталкиваются не только новички, но и те, кто имел опыт подобных бесед. Чтобы быть уверенным в беседе с потенциальным работодателем, необходимо знать, как отвечать на его вопросы.

Приглашение на собеседование – небольшой, но все же успех, который вы достигли в поисках работы. Теперь нужно понять, что нужно говорить на собеседовании, чтобы с первых слов произвести на будущего руководителя положительное впечатление о себе.

Ни в коем случае на просьбу рассказать о себе не стоит полностью пересказывать свою биографию. Более того, на рассказ нужно потратить не более 3-х минут. В противном случае ваш монолог может утомить интервьюера. В то же время не нужно позволять интервьюеру собеседование превратить в допрос. Ваша задача построить двустороннюю беседу. Только так можно добиться расположения рекрутера.

Следует помнить, что на собеседовании вас также будут проверять на стрессоустойчивость. К этому нужно быть готовым заранее и продумать варианты ответов на потенциальные вопросы. Это не только уменьшит волнение, но и придаст вас уверенности в себе.

Необходимо помнить о том, что к собеседованию готовитесь не только вы, но и работодатель. В частности, ознакомившись с вашим резюме, руководитель в большинстве случаев делает на нем определенные пометки, чтобы уточнить что-либо в ходе беседы. Поэтому, если вы попросту скачали образец резюме в интернете и не переделав его отправили на рассмотрение, велика вероятность того, что на первом же вопросе вы попросту «проколитесь». Здесь не нужно быть большим психологом, чтобы распознать правду. Иногда в резюме указываются слишком заумные фразы, которых соискатель никогда не смогу бы произнести в обычной беседе. Это очень хорошо заметно при разговоре.

На собеседовании нужно освещать только ту сторону вопроса, в которой вы хорошо разбираетесь. Не нужно говорить штампами и заученными фразами. Это не будет способствовать созданию хорошего впечатления о вас.

Что говорить работодателю при устройстве на работу

Чтобы у работодателя осталось о вас хорошее впечатление, необходимо заранее подготовиться к собеседованию. Здесь важно все – от стиля одежды и поведения до умения излагать свои мысли.

В процессе беседы с работодателем категорически запрещается:

  • использовать сленги;
  • затрагивать тему религии, политики и т.п;
  • говорить о финансовых и личных проблемах.

Не нужно на собеседовании всем видом показывать всех осведомленность в вопросе, выставляя напоказ свои знания. Такое поведение может не только вызвать у работодателя агрессию по отношению к вам, но и оставит неприятные впечатления как о личности в целом. Отвечать на поставленные вопросы нужно правдиво. Не нужно что-то придумывать, если в действительности вы не сталкивались с подобными ситуациями. Стоит дать малейший повод интервьюеру усомниться в вашей правоте, как он задаст еще массу вопросов по тем же фактам и событиям, запутывая вас до тех пор, пока вы не сознаетесь.

Если у вас имеются какие-либо частные проекты и работы, которыми вы занимались вне рабочее время, но они не нашли своего отражения в трудовой книжке, об этом можно рассказать работодателю. Это лишь подтвердит факт вашего профессионализма.

О том, что нужно говорить при устройстве на работу а о чем лучше промолчать, каждый решает сам. Главное – чтобы ответы были искренны и у работодателя складывалось о вас впечатление, как о компетентном в определенных вопросах собеседнике.

Как правильно говорить при устройстве на работу

Ответы на вопросы потенциального работодателя должны быть четкими и лаконичными. Если вопрос подразумевает конкретный ответ, не стоит что-либо придумывать, чтобы ответ не показался интервьюеру слишком коротким. Если в процессе беседы вы и допустили какую-либо ошибку либо попросту оговорились, нужно скромно извиниться и продолжить разговор дальше.


Чтобы собеседование прошло результативно, нужно соблюдать несколько простых правил:

  • в процессе беседы не пытайтесь вызвать со стороны интервьюера сочувствия к себе;
  • не нужно говорить о болезнях и семейных проблемах;
  • не нужно давить на рекрутера своими знаниями;
  • следует нейтрально отзываться о прошлой работе.

Таким образом, продумывая речь на собеседовании, обязательно нужно принять во внимание все эти моменты. Желательно свою речь прорепетировать несколько раз перед зеркалом, обращая внимание на жестикуляцию.