Древнегреческий словарь. Словарь древнегреческой культуры

академик Национальной академии наук

Уважаемый Александр Григорьевич! Уважаемые товарищи! Я хотел бы начать свое выступление перед этой высококомпетентной аудиторией с двух фактов, которые... рельефно вырисовывают идеологическую ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в Беларуси.

Факт первый. В ходе проведенного в начале этого месяца исследования Институтом социологии Национальной академии наук выяснилось, что почти половина, 48,5%, а в таких городах, как Борисов, Солигорск, Молодечно, Узда, до 57% опрошенных граждан выражают убеждение, что для... общества необходимо проводить целенаправленную идеологическую работу. Если к этому добавить еще 19,5% людей, которые склоняются к такой точке зрения, станет ясно, что подавляющее большинство нашего народа отдает себе отчет в важности, необходимости, целесообразности организованной, продуманной, целенаправленной и эффективной идеологической деятельности.

Факт второй. В процессе названного исследования задавался вопрос, кто оказывает наибольшее влияние на формирование политики белорусского государства? Оказалось, что 79,9%, то есть каждые 8 из 10 опрошенных людей безоговорочно подчеркивают решающую роль Президента Беларуси. И только менее 5%, то есть в 17 раз меньше, признают важную роль в этом политических партий.

Какие же выводы можно сделать из этих фактов?

Вывод первый. 68% обобщенно, то есть 2/3 населения страны, обладают более или менее отчетливо сформированным запросом на проведение целенаправленной идеологической работы. И этот запрос необходимо удовлетворять.

Вывод второй. Большинство населения страны адекватно понимает и оценивает различные социальные институты в формировании политики государства и реальный рейтинг идейно-политического влияния Президента, партий и других социальных институтов.

Опыт истории неопровержимо свидетельствует, что именно политический лидер страны вырабатывает идеологическую доктрину и политическую стратегию государства. Примеры известны - Ленин, Махатма Ганди, Рузвельт. И совершенно естественно, что в наших современных условиях такая роль принадлежит Президенту страны, хотя существенный вклад в разработку и пропаганду идеологии могут и должны вносить ученые-обществоведы, писатели и другие деятели культуры.

Вывод третий. Идеологическая работа неразрывно связана с политической деятельностью. Это удел прежде всего политических партий. Почему же, возникает вопрос, только 20-я часть населения республики признает важное значение деятельности политических партий в разработке идеологии? Низкий идеологический рейтинг политических партий объясняется рядом взаимосвязанных факторов. Во-первых, это неспособность руководства большинства современных партий, действующих на политической арене Беларуси, выразить и четко отстаивать понятную и близкую большинству населения республики политическую программу и сценарий конкретного практического действия по достижению программных целей. Цели объявлены, действий не очень много. Во-вторых, уровень доверия народа к партиям резко снижается из-за свойственных лидерам многих партий, в первую очередь оппозиционных, чрезмерно амбициозных, стремлений реализовать свои личные, а не общественные, не общенародные интересы. Наконец, в-третьих, возникшие в нашем переходном обществе политические партии - это еще, скажем честно, пред-партии. И то, что руководство государством в переходном периоде принимает на себя некоторые функции политичес-


ких партий, в частности функцию идеологическую, - вполне правомерно в нашем обществе.

Общественные трансформации, которые произошли в нашей стране и происходят на протяжении последних 12-ти лет, привели к развалу великой державы, к радикальным изменениям социальной структуры общества. Кто еще 10 лет назад мог подумать, что у нас в стране возникнут новые социальные слои? Предприниматели, фермеры, так называемые лица свободных профессий, мафиозные структуры? Да, были тогда, до развала, спекулянты, захребетники, но они не влияли на экономическую, тем более политическую жизнь. А теперь произошло расслоение общества по имущественному принципу и происходит дальше. Важную роль стал играть масштаб присвоения собственности различными путями, не всегда законными в том числе. Во многом это объективный процесс, но он не должен приобретать уродливые формы.

Благодаря хорошо продуманной, последовательно осуществляемой и осмотрительной политике Главы белорусского государства, руководствующегося коренными интересами народа, в нашей стране не произошло обвальной приватизации и разграбления национальных богатств. К счастью, в Беларуси нет п не может быть такой ситуации, как в России: там, как отмечалось на недавнем Первом съезде народов Беларуси и России, он прошел в Москве, 16 самых богатых семейных кланов владеют 80 % национального богатства.

Но и в нашей стране, как я сказал, углубляется социально-экономическая дифференциация. Она не такая острая, не такая масштабная, как в России, но все-таки она существует. Примерно 1,5 % населения республики составляют богатые люди, которые могут себе позволить почти все: владение крупной недвижимостью, отдых на заморских курортах, счета в зарубежных странах, обучение детей в престижных и дорогостоящих западных вузах и так далее. Главное, чтобы эти деньги были чистыми и честными, что не всегда мы видим.

В то же время более 2 млн. 800 тыс. человек, то есть 28 % населения страны, располагают ресурсами ниже прожиточного минимума.

Вот два полюса, которые мы не можем не учитывать в нашей идеологической деятельности. Сегодня социальные и политические позиции в решающей степени определяются экономическими условиями. Рабочие чаще всего имеют иные политические предпочтения, чем все предприниматели. Почти четверть опрошенных в марте этого года жителей г. Минска наиболее политизирована - (24,4 %). Многие люди в этих условиях замыкаются в узкие рамки повседневных житейских забот. Почти четверть опрошенных не интересуется проблемами политической жизни. Только каждый четвертью минчанин проявляет интерес даже к масштабным политическим событиям, типа теперешних, связанных с Ираком и вокруг него. В тех или иных общественных политических мероприятиях участвует только один из пятнадцати опрошенных. Это малый показатель для такой духовно и социально развитой европейской страны, как Беларусь. И необходимо тщательное отслеживание динамики и направленности политической ориентации граждан в идейно-воспитательной работе.

Социальное расслоение нашего общества обостряет идеологическую дифференциацию различных групп индивидов, способствует созданию мозаичной, очень пестрой и разнородной идеологической панорамы, где соседствуют и резко противоречат друг другу, сталкиваются друг с другом различные представления об идеалах, ценностях, нормах жизни, успехах и благополучии.

В немалой степени такая ситуация объясняется тем, что господствующие прежде большевистские идеологические штампы рухнули. Многие люди затрудняются в выборе своих идеологических предпочтений, а некоторая часть интеллигенции вообще отрицает необходимость существования идеологии в современном обществе. Между тем в таких благополучных в материальном отношении обществах, как на

западе, так и на востоке, - Швеции, Германии, Франции, США, Японии идеологические установки не только функционируют, но и активно привносятся в общественное сознание государством и его структурами.

Это объясняется очень просто: любому 7 обществу необходим единый и целостный свод идей, ценностей, норм, которые объединяют всех его граждан, являются общей платформой согласованных действий во всех областях жизни.

Особенно нарастает значимость объединения сил, способных идейно сплотить граждан, придерживающихся даже различных взглядов в условиях системной трансформации общества, которая происходит ныне в Беларуси. Такую объединяющую и вместе с тем мобилизующую роль в современном белорусском обществе призвана сыграть идеология, оказывающая мощное и разнообразное воздействие на духовный мир человека, его мировоззрение, социальное поведение и деятельность.

Убежден, что очень точное, критически выверенное и практически действенное определение идеологии только что прозвучало в прослушанном нами докладе Главы белорусского государства. Я хотел бы в этом определении обратить особое внимание только на два элемента, которые почти во всех учебниках и словарях отсутствуют. Александр Григорьевич подчеркнул трижды, что без веры нет идеологии - это верование и воля; без твердой воли и убежденности идеология не сможет овладеть массами.

Мы только что беседовали с Леонидом Семеновичем Мальцевым. Он развивал идею о том, что нужна сильная идейная закалка, которая создает веру солдата в победу, без этого нет победы. Это касается не только солдат, это касается всех граждан страны. Вера и убеждение, сформированные идеологией, требуют перевода теоретических положений в конкретные лозунги. Пример из истории известный: «Мир народам!», «Власть Советам!» и так далее.

То, что сказано сегодня в докладе Главы государства, усилиями идеологических работников, в первую очередь обще-

ствоведов, журналистов, должно обрести форму доступных всем лозунгов, призывающих к конкретным действиям во имя достижения лучшего будущего нашего Отечества.

Идеология органично взаимосвязана с миссией вполне определенной социальной системы, будь это государство, партия, религия и так далее. Эти системы выражают смысл их существования, основную цель и способы достижения этой цели. В частности, определение миссии белорусского государства на первую четверть XXI века - обеспечение динамичного, устойчивого социально-экономического развития в условиях суверенитета.

Можно выделить четыре главных аспекта идеологической платформы этой деятельности:

1. Становление развития социально ориентированной рыночной экономики.

2. Обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному информационному обществу на основе реализации научных нововведений и новых высокоэффективных технологий.

3. Повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов и формирование целостного социально и духовно развитого, творческого, деятельного, инициативного и предприимчивого человека.

4. Создание эффективного правового и социального государства в органичном единении с формированием и развитием «гражданского общества», где далеко не все политизировано.

Рассмотрение идеологии в едином комплексе с миссией белорусского государства позволяет дать ответ на вопрос: зачем и какая идеология нужна сегодня Беларуси? В ответе на этот вопрос можно идти не от фантазий, не от представлений о заоблачных, абстрактных высях, а от реалий нашей жизни. Учитывая, что в нашем народе очень сильны традиционные для белорусов черты - «добразычлiвасць, памяркоунасць, талеран-тнасць» и, в конце концов, единое для всех нас отношение к Отечеству, к нашей «бацькаушчыне».

Эти традиционные для белорусов ценности не могут остаться за бортом нашей идеологической доктрины. Но самое главное, что всех нас объединяет, - это принадлежность к белорусскому народу. Нам нужна идеология, которая бы не расшатывала страну и народ, а объединяла. Поэтому стержнем, ядром нашей идеологии, по моему мнению, может и должна быть национальная идея.

Впервые отчетливо и ярко она проявилась в опубликованном почти столетие назад Купаловском: «А хто там iдзе», на что обратил внимание Александр Григорьевич. Все помнят эти слова: «А хто там iдзе, а хто там iдзе, у агромнiстай такой грамадзе? - беларусы»... Это и есть краткое, сжатое, конкретное, выраженное в классической форме представление о том, что должно быть в основе нашей идеологии.

И то, что было ясным в начале XX века, становится еще более важным для понимания в начале XXI века. Потому что лишить народ идеологии - значит, лишить его веры в себя, и это то же самое, что обезоружить воина перед боем. Это то же самое, без чего нельзя выйти на определение национальных интересов, а следовательно, целей и задач внутренней и внешней политики страны.

Найти правильное, достойное место Беларуси в современном мире. И такая точка зрения вполне соответствует общественному мнению и настроению большинства населения республики (75 %), что мне представляется чрезвычайно важным. Об этом свидетельствуют итоги недавних социологических опросов. Три четверти населения заявило, что нашему обществу нужна объединяющая национальная идея. Против этого выступает чуть более 5 % опрошенных. Вот соотношение в нашем народе понимания того, что же такое национальная идея и как она важна для создания интенсивно действующей идеологической системы.

Если выразить нашу национальную идею одним словом, то слово это - «беларускасць», а если это понятие чуточку расширить и расшифровать, оно звучит примерно так: «Беларусь

жива, Беларусь живет и будет жить как независимая суверенная страна». Это означает, что национальная идея сливается в единое с идеей белорусской государственности.

Александр Григорьевич задавал вопрос в аудитории, советовался, как лучше сформулировать: «идеология государственная» или «идеология государственности?» Мне думается, что второй вариант лучше. Потому что, когда мы говорим «государственная идеология», практика нашей жизни недавних лет показывает, что государственная идеология во многих случаях приводит к тотальному огосударствлению не только содержания, но и форм идеологической работы. Это чревато микробами доктринерства, догматизма и отрыва от жизни.

Итак, в нашей идеологической системе должны быть объединены, синтезированы национальная идея и идея государственная. Только слияние в единую национальную идею и идею белорусской государственности позволило руководству нашей страны выработать не «особый», но все-таки характерный именно для Беларуси, не похожий ни на российский, ни на польский, ни на литовский путь социально-экономического и духовного развития, который получил уже, по крайней мере в прессе, название «белорусская модель развития». Эту модель изучают внимательно, с интересом, а некоторые с завистью, и не только в странах СНГ, но и в ряде других государств так называемого дальнего зарубежья.

Когда мы утверждаем необходимость белорусской государственности, не следует самообольщаться и не замечать того, что и сегодня в нашей действительности, говоря словами великого сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина, «есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мысли - пирог с казенной начинкой».

Единственно продуктивной идеологией в современной ситуации может быть только идеология высокой социальной и гражданской ответственности. Поэтому всеми средствами идейного влияния на сознание и жизненные позиции людей необходимо утверждать в нашей современной действительно-

сти наряду с реализацией национальной идеи и идеи белорусской государственности, фундаментальное значение идеи гражданственности.

Сегодня наша страна, как никогда ранее, нуждается в человеке-гражданине, готовом и способном эффективно трудиться не только ради собственного благополучия, но и во имя благополучия своей Отчизны. Поэтому все каналы и средства идейного влияния на людей - детский сад, школа, вуз, трудовой коллектив, армия, спортивные движения, молодежные организации, ну и, конечно, печать, радио, телевидение - должны быть ориентированы на воспитание патриотического сознания.

Здесь говорилось о фильме «В августе 44-го». Я думаю, что это действительно редкое явление в нашем кинематографе. Явление знаменательное и очень важное, ибо эту тенденцию необходимо развивать не только в кино и на телевидении, но и в печати, в других средствах идейного, духовного, религиозного воздействия на сознание и жизненные позиции нашего современника. Все это должно быть подчинено одной важной, может быть, единственной мысли: формировать целеустремленного, эффективно работающего гражданина Республики Беларусь.

На всех уровнях и во всех звеньях идейно-воспитательной работы, как мне думается, необходимо пропагандировать чрезвычайно важную мысль: развитие государства определяется духом нации, ее историей и культурой, складывающихся и развивающихся многими поколениями патриотов своего Отечества.

Итак, соответствующая коренным интересам белорусского народа идеология, как я себе это представляю, должна базироваться на трех опорах, на трех «китах»: национальная идея, идея белорусской независимой государственности и идея высокой гражданственности. Она может и должна быть государственно-патриотической идеологией. И поэтому очень важно, что в настоящее время более 60 % наших сограждан испытывают чувство гордости за свою страну. Мы привыкли говорить, что все мы «отсталые», «нищие», «бедные» и так далее. Так вот, 60 %

наших сограждан, рядовых людей, признаются в том, что испытывают чувство гордости за свою страну, за свою родную Беларусь, за свою родную «Айчыну». В этом нельзя не видеть характерного для белорусского народа чувства патриотизма, нашедшего многократные проявления и в трудовых свершениях, и в ратных подвигах.

При всей важности концептуальных основ идеологии и национальной модели социально-экономического и культурного развития все-таки нужно подчеркнуть, что главное - практическая реализация разработанных концепций и моделей. Пока же в этом направлении нерешенных проблем больше, чем решенных. Чаще всего результаты теоретического анализа идеологии, который худо-бедно все-таки у нас проводится, в глазах работников управленческого аппарата предстают достаточно абстрактными, не имеющими практической значимости. Со стороны исследователей-гуманитариев редко возникает стремление оказать своими изысканиями практическую помощь. В результате утрачивается во многих случаях контакт между сферами теоретического анализа идеологии, ее теоретического уровня и практикой повседневной идейно-штатной работы в коллективах, по месту жительства, во всех организациях нашего многогранного социального организма, а этот контакт жизненно необходим, и его надо восстанавливать, развивать и углублять.

Для повышения эффективности идеологической деятельности очень желательно, чтобы все кадры, занимающиеся воспитательной работой, овладевали социальной технологией идейного влияния на массы. Хочу чуть-чуть развернуть этот тезис. Социальная технология идеологической работы - это совокупность умений, навыков, приемов, если хотите, опыта, активного идейного воздействия на отдельных индивидов и социальные группы людей для формирования у них определенных целевых установок, ценных ориентации и волевых побуждений, способствующих мобилизации их потенциальных ресурсов и возможностей для скорейшего и качественного получения желаемого результата.

Это определение позволяет понимать социальную технологию в качестве специфического и важного компонента. С одной стороны, целостного управления, а с другой - как средство перевода управленческих решений на конкретный язык достижения поставленных целей идейно-воспитательными средствами: не приказом, не рублем, а идейным влиянием на человека.

Социальная технология идеологической работы включает в себя ряд персональных и взаимосвязанных действий, важнейшие из которых следующие:

1. Формирование цели развития данного социального объекта. Будь это регион, ведомство, коллектив, вуз и так далее. И грамотное, доступное для понимания всех людей доведение цели до конкретных граждан страны, коллектива, организации и так далее.

2. Целенаправленное и систематическое информирование - это у нас немножко лучше получалось, - как членов своей команды, своего органа, своей организации, так и окружающего населения о важнейших событиях, изменениях, в контексте которых надлежит совершать те или иные действия. Имеются в виду идейно-воспитательные составляющие.

3. Выработка умений и навыков эффективной работы с конкретными людьми, выявление их способностей, потенциальных ресурсов, возможностей, более того, их предрасположенности к тому или иному виду деятельности и, соответственно, выявление оптимальных способов идейного влияния на людей с соответствующими способностями в целях повышения эффективности их работы.

4. Определение отношений людей: позитивного, негативного, безразличного к тем или иным сторонам социальных, экономических, политических процессов, в которые они вовлечены, что позволяет повлиять в нужном направлении на изменение таких отношений.

5. Умение целенаправленно, аргументирование влиять на мотивационную сферу людей, ибо все мы действуем под

влиянием каких-то мотивов; активно участвовать в том или ином действии или, говоря другими словами, умение мобилизовать их на действия или достижение поставленной цели.

Названные компоненты, социальные технологии идеологической работы, думается, следует применять, конкретизируя их в зависимости от сфер деятельности. И в этой связи разрешите высказать несколько предложении рекомендательного плана. В частности, я полагаю, что министерствам и ведомствам, которые занимаются управленческой организационной работой в сфере конкретного сектора экономики, очень важно проводить всю эту работу в тесном взаимодействии с решением хозяйственных задач и тех социально-экономических проблем, которые стоят перед страной и которые определены в известной Программе социально-экономического развития Беларуси до 2010 года.

Без этого идеологическая работа потеряет свой смысл. Вне идеологической работы эти цели не будут достаточно хорошо осознаны и, соответственно, будут возникать трудности на пути их реального достижения.

При этом хочу обратить внимание на то, что современное общество требует грамотного научного подхода ко всем формам идейно-воспитательного влияния на людей. И то, что срабатывало 10-15 лет назад, сегодня уже не воспринимается. Тот, кто идет в трудовой коллектив и тем более на телевидение, должен быть политически убежденным и грамотным человеком, иначе он никого не убедит. И поэтому, я думаю, идеология должна быть не только теоретически обоснованной, не только целенаправленной, но и исключительно честной, соответствующей нашей реальности.

В системе здравоохранения, например, все многообразие информационно-воспитательной деятельности желательно использовать в едином русле с решением проблем, которые вызывают обеспокоенность населения. В частности, рост заболеваний по некоторым болезням увеличился в два раза по сравнению с 1990 годом, резкое увеличение смертности среди

мужчин далеко опережает смертность среди женщин, платность здравоохранения и так далее. Здесь все усилия должны быть сосредоточены на формировании здорового, активного образа жизни, о чем очень подробно говорилось в докладе Александра Григорьевича.

В системе образования идейно-воспитательная работа может дать желаемый результат только в том случае, если она опирается на идейно добротные, объективно отражающие нашу историю и современность, основные тенденции экономического и духовного развития школьные, вузовские учебники по гуманитарным дисциплинам.

Согласен, что многие учебники по истории и другим наукам отстают от запросов жизни, требований к воспитанию молодых людей не только как специалистов, но и как сознательных граждан и патриотов своей страны.

Если иметь в виду необходимость конкретизации общих проблем и задач идейно-воспитательной деятельности применительно к особенностям тех или иных регионов, областным управленческим структурам и их идеологическим кадрам, которые здесь широко представлены, желательно принимать во внимание некоторые особенности идеологической ситуации в тех или иных областях. Они так или иначе складываются на желаниях, стремлениях, надеждах и тревогах наших сограждан. Мне думается, следует иметь в виду, что в Гродненской области твердое намерение изменить место работы имеют 5,5 % работающих, а в соседней Брестской в два раза больше - 12,5 %. В Витебской области 28 % опрошенных (это очень много, больше четверти) обеспокоены постоянными задержками выплаты заработной платы и слишком большим количеством административных отпусков.

В Минске выражают доверие средствам массовой информации только 43 % опрошенных, в 1,5 раза меньше, чем в Могилевской области. Я думаю, что это все надо учитывать в плане конкретной привязки действий по отношению к тем или иным группам населения в идейно-воспитательном плане. Ду-

маю, что предложенная участникам семинара структура идеологической работы в стране позволит практически реализовать основные принципы и элементы идеологической деятельности, сможет повлиять на повышение масштабов эффективности идеологическо-информационной службы управленческой вертикали, призванной каждодневно и профессионально заниматься информированием населения и идейно-воспитательной работой с его различными группами.

Следует учитывать, что идеологическое обеспечение организационно-управленческой и хозяйственной деятельности - это не отдельная отрасль, как многим представляется, состоящая из лекций, бесед, докладов, наглядной агитации и других политико-воспитательных мероприятий. Это комплекс сложный, многогранный, разнообразный, требующий усиленного внимания к себе со стороны всех управленческих структур, комплекс средств и методов идейного влияния, который надлежит тесно увязывать с практикой хозяйствования, решением узловых проблем социально-экономического, политического и духовного развития страны и с идеологическим преломлением социальных ожиданий и нормативно-ценностных интересов, императивов белорусского народа.

В заключение хочу высказать пожелание, чтобы совещания, семинары по идейно-политической работе, пусть не такого грандиозного масштаба, как сегодняшний, стали регулярными. И желательно - с участием Главы государства.

А. Г. Лукашенко: Национальная идея должна быть прежде всего объединяющей. Это основная ее характеристика. Я так понял, что вы и Мясникович эту идею нашли... В одном слове, как вы сказали, «беларускасць». Теперь, представьте, мы эту идею сейчас бросим в народ. Она, эта идея, приживется, за нее схватятся люди? Сможет ли она стать основной национальной идеей и будет ли являться основой нашей государственной идеологии или идеологией нашего государства?

Пойдем дальше. Вы говорили, что идея государственной независимости - основа нашей идеологии. По-моему, это само собой разумеется. Не является же, допустим, для Германии или Франции идея государственной независимости основой идеологии. Почему мы само собой разумеющуюся вещь пытаемся положить в основу нашей идеологии?

Е.М. Бабосов: Уважаемый Александр Григорьевич, Франция - это первое национальное государство в Европе. За триста лет французы привыкли, что у них национальное государство, символика, национальная форма, национальный язык. В нашем народе, который имеет государственность менее столетия, эту идею надо еще до некоторых доводить, чтобы она стала не только идеей, но и жизненной практикой.

А. Г. Лукашенко: Вы хотите сказать, что есть некоторые посылы, что мы можем потерять государственную независимость в силу, допустим, переговорного процесса с Россией о Союзе? Поэтому, мол, надо застолбить это, и народу вбивать в голову идею государственной независимости? Вот мы независимы, должны быть независимы и так далее... Вы хотите положить идею государственной независимости в основу идеологии, поскольку надо опасаться потери независимости?

Е.М. Бабосов: Может быть, не опасаться, а утверждать эту независимость, несмотря на всякие опасения, которые могут возникнуть в силу действий, скажем, Союза правых сил в России. Или тех в нашей стране, которые ориентированы на Запад. Того же самого Шушкевича, Лебедько и прочих.

А. Г. Лукашенко: Будем подстраиваться под Немцовых и Шушкевичей? Они где-то топнули ножкой, а мы уже в государственную идеологию основной идеей будем забивать противодействие этим деструктивным элементам?

Я часто думаю о России, ищу на основе ее опыта идеологию, которая могла бы прижиться. Вот, допустим, превращение России в великую державу. Россия - великая страна. В том плане, что это должно быть высокоэффективное, высокоинтеллектуальное государство, которое сохранит свои позиции в космосе, в обороне и так далее. А мы, представьте, в основу идеологии положим «беларускасць» и бросим этот тезис в народ. Подхватят ли его? Многие говорят, что нет. Я не отвергаю то, о чем вы говорите. Но, по-моему, это несколько надуманно. Что такое «беларускасць»? Мы попытались расшифровать - на три части понятие разделили.Я хотел бы, чтобы этот тезис был обсужден в группах, чтобы мы не схватились за идею, которая может не прижиться, чтобы на формальную сторону не слетели.

Определенные силы использовали этот тезис совершенно в других интересах, и они его заездили, испохабили, - как его выдвинуть в качестве национальной идеи? «Незалежнасць, суверэштэт, за якi трэба змагацца» и так далее. 3 кiм змагацца? Навошта змагацца? Понимаете, вот сразу не ложится этот тезис на сегодняшнюю грешную землю. Нагнетать его, вбивать в мозги можно, но будет ли толк? То есть я обращаю ваше внимание на то, что предложение Евгения Михайловича должно быть проанализировано серьезнейшим образом. Слава Богу, конечно, что он рискнул его высказать. Потому что все вокруг да около ходят и боятся что-то сказать.

Евгений Михайлович Бабосов (23 февраля 1931, Рязань, СССР) — крупный философ и социолог, академик, руководитель отдела политической социологии и информационных технологий.

Почетный директор Института социологии Национальной академии наук Беларуси, сопрезидент Евразийской социологической ассоциации, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, лауреат Международной премии имени Питирима Сорокина (2005 г.).

В центре его научно-исследовательской деятельности находятся проблемы теории познания и социальной философии, взаимодействия научно-технического и социального прогресса, развития духовного мира человека в процессе социально-политических, экономических, социокультурных, инновационных трансформаций современного общества.

Е.М.Бабосов — автор более 870 научных работ, в том числе 43 монографий и учебников для вузов (без соавторства). Его работы публиковались на русском, белорусском, украинском, английском, французском, немецком, итальянском, испанском, шведском, чешском, венгерском, болгарском, польском языках.

Активный участник ряда всемирных конгрессов — 5 социологических, 1 философского и 1 политологического. Является членом пяти академий наук, в том числе международных. Много лет преподает социологию, конфликтологию, культурологию в Белорусском государственном университете, Белорусском национальном техническом университете, Белорусском государственном университете культуры.

Подготовил 19 докторов наук, более 64 кандидатов наук. Член редколлегии научных журналов, издающихся в Минске, Москве, Варшаве, Кракове, Гродно.

Увлекается художественной литературой, театром, классической музыкой, изобразительным искусством, спортом.

Книги (5)

Катастрофы. Социологический анализ

Впервые на богатом фактическом материале анализируются различные типы катастроф — природные, экологические, технологические, социальные.

Особое внимание уделено рассмотрению посткатастрофных процессов, взаимодействию людей в экстремальных условиях кризисов и катастроф. На основе обобщения восьмилетних социологических исследований прослежены социально-психологические последствия Чернобыльской катастрофы, пути снижения их негативных воздействий, на человека.

Конфликтология

Книга включает в себя следующие разделы: историко-теоретические аспекты конфликтологии, структура и функции социального конфликта, типология конфликтов, управление конфликтными ситуациями.

В текст учебного пособия введены главы, посвященные конфликтам при рыночных отношениях, политическим, международным и межгосударственным конфликтам, конфликтам в социально-трудовой сфере и др.

Общая социология

В книге в систематизированной форме изложены основные принципы парадигмы и теории общей социологии, тенденции ее развития от зарождения до наших дней, раскрывается содержание и смысл наиболее употребляемых понятий.

Характеризуются методология, стратегия и методы социологических исследований.

E. M. Бабосов

социология

Издание 2-е, стереотипное

Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

ТетраСистемс

УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73 Б12

доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси, почетный директор Института социологии НАН Бепаруси

Е. М. Бабосов

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии наук, первый заместитель директора Института социальнополитических исследований РАНВ. Н. Иванов; доктор социологических наук, член-корреспондент НАН Беларуси, профессор кафедры социологии Белорусского государственного

университета А. Н. Данилов;

профессор кафедры философии Академии МВД, кандидат философских наук, член Государственной комиссии по подготовке новых учебников в гуманитарно-общественной сфереВ. А. Мельник

Бабосов Е. М.

Б12 Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. - 640 с.

ISBN 985-470-144-1.

В книге в систематизированной форме изложены основные принципы парадигмы и теории общей социологии, тенденции ее развития от зарождения до наших дней, раскрывается содержание и смысл наиболее угюфебляемых понятий Характеризуются методология, стратегия и методы социологических исследований Содержание соответствует образовательному стандарту высшей школы по учебному курсу «Социолог ия»

Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений

Предисловие........................................................................................

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ..............................

Глава 1. Объект, предмет и задачи социологии как науки........................

Глава 2. Структура и методология социологии.......................................

Глава 3. Научный статус общей социологии, ее место и роль в системе

социологического знания...........................................................

Раздел второй ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

СОЦИОЛОГИИ.....................................................

Глава 4. Становление социологии как науки: О. Конт, К. Маркс,

Г. Спенсер..................................................................................

Глава 5. «Социальные факты» Э. Дюркгейма - основа социологии.......

Глава 6. «Понимающая» социология М. Вебера......................................

Глава 7. Интегральная социология П. Сорокина......................................

Глава 8. Т. Парсонс и его общая теория действия

и социальных систем.................................................................

Глава 9. Социологическая теория конфликта........................................

Глава 10. Символический интеракционизм............................................

Глава 11. Социологическая феноменология и этнометодология..........

Глава 12. Теория общества и саморефернтных систем Н. Лумана......

Глава 13. Социологическая концепция структурации по Э. Гидденсу..

Раздел третий ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ...

Глава 14. Общество как целостная динамичная система......................

Глава 15. Социальная структура общества и ее динамика....................

Глава 16. Социально-территориальная структура общества................

Глава 17. Этнонациональная структура общества.................................

Глава 18. Социальные организации........................................................

Глава 19. Социальные институты...........................................................

Глава 20. Личность как уникальная социальная система......................

Глава 21. Социализация личности.........................................................

Глава 22. Социальный статус и социальные роли личности.................

Глава 23. Роль культуры в развитии человека и общества...................

Глава 24. Социальные изменения.......................

Глава 25. Социальные взаимодействия...................

Глава 26. Социальные отношения......................

Глава 27. Социальные коммуникации....................

Глава 28. Социальное поведение.......................

Глава 29. Социальная деятельность.....................

Глава 30. Социальные движения.......................

Глава 31. Социальный контроль........................

Глава 32. Социальное управление......................

Глава 33. Социология глобализации: глобальный социологический

анализ.................................

Раздел пятый СТРАТЕГИЯ, ПРОГРАММА И МЕТОДЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.....

Глава 34. Стратегия социологического исследования...........................

Глава 35. Программа исследования.......................................................

Глава 36. Документальное исследование..............................................

Глава 37. Социологическое наблюдение................................................

Глава 38. Социологический эксперимент...............................................

Глава 39. Массовый опрос и интервьюирование...................................

Глава 40. Выборочный метод в социологическом исследовании.........

Глава 41. Анализ и обобщение социологической информации............

Заключение...............................................................................................

Предисловие

На рубеже XX и XXI веков резко возрос интерес к социологии не только в среде профессионаловэкономистов, философов, правоведов, психологов, но и среди людей других специальностей, интересующихся развитием современного общества, зримые лики которого меняются порой с калейдоскопической быстротой. Нередко к услугам социологов, особенно тех, кто занимается прикладными социологическими разработками, изучением электоральных предпочтений населения или изменениями конъюнктуры рынка, обращаются представители властных структур, предпринимательских кругов, политических движений и партий, отдельные лица, стремящиеся заполучить депутатский мандат. Все это усиливает социальный статус отдельных социологических служб, но захватывает только видимую часть обширного айсберга, который называется социологией. Социология в своей сущности является наукой об особенностях, формах и тенденциях поведения людей в определенных социальных, экономических, политических, социокультурных обстоятельствах их жизнедеятельности, а потому к ней следует относится как к науке, следовательно, изучать ее.

Именно этой цели и служит преподавание социологии в высшей школе, в процессе которого студенты получают представление о том, как и почему развивается общество, происходит формирование и развитие личности, как действуют различные социальные институты - государство, культура, образование, религия, как возникает и функционирует власть, как взаимодействуют существующее веками и тысячелетиями цивилизационное и культурное разнообразие народов, стран и эпох со стремительно развивающимися в последние четверть века процессами глобализации современного мира. Все это и многие другие проблемы, составляющие объект изучения социологии, должны в доступной и в то же время в систематизированной форме входить в круг знаний, составляющих непременный атрибут современного образованного человека. Поэтому-то они и составляют один из предметов изучения в процессе подготовки студентов всех специальностей во всех вузах Беларуси, России, других стран СНГ, не говоря уже о США, Англии, Германии, где преподавание социологии осуществляется уже около сотни лет.

Существует несколько различных подходов к преподаванию социологии студентам. Наиболее обоснованным представляется тот из них, который в полной мере учитывает многогранность и сложность "многоэтажного" здания социологической науки. Согласно этому подходу ядром социологии является общая социологическая теория, представляющая собой не только разветвленную систему знаний, но и теоретико-методологический каркас описания типовых способов получения новых знаний. Она составляет основу, из которой выводятся теории менее высокого уровня - отраслевые и специальные социологические теории, составляющие предмет не общей, а прикладной социологии. Последняя же получает постоянную "подпитку" из эмпирических социологических исследований, которые одновременно снабжают все новыми и новыми социальными фактами и общую социологию.

В русле такого именно теоретико-методологического подхода написана данная книга. Она представляет собой учебное пособие по курсу "Общая социология", написанное в соответствии с авторской учебной программой, которая используется автором в практике преподавания на факультете философии и социальных наук Белорусского государственного университета, а также в Белорусской политехнической академии и Академии управления при Президенте Республики Беларусь. При подготовке данной книги к изданию учитывался опыт преподавания автором ряда специальных социологических теорий и изданных им на протяжении последних десяти лет учебных пособий для студентов вузов: "Социология конфликтов" (1991 г), "Социальная экология и экстремальные ситуации" (1993 г), "Основы конфликтологии" (1997 г), "Социология. Часть 1. Общая социологическая теория" (1998 г), "Прикладная социология" (2000 г), "Конфликтология" (2000 г), "Социология управления (2000 г).

Данное учебное пособие ставит своей целью оказать помощь студентам в изучении социологии, а преподавателям - в разработке курсов лекций по данному предмету. Магистральная тема книги - общая социологическая теория, хотя в ней имеется немало выходов и в прикладную социологию, в практику проведения эмпирических социологических исследований.

Одна из отличительных особенностей данной книги состоит в том, что все ее разделы и большинство глав снабжены схемами. Все эти схемы имею не только демонстративно-иллюстрационное

Значение, что важно для лучшего усвоения учебного материала

студентами, но и существенную эвристическую ценность, а это способствует более глубокому проникновению в сущность иллюстрируемых социальных систем, их структур, событий, делая более явными скрытые в них связи и отношения.

Автор считает своим долгом выразить благодарность членам - корреспондентам Национальной Академии наук Беларуси А.Н. Данилову и И.В. Шабайлову, докторам философских наук А.Н. Елсукову, О.Н. Козловой, Г.Н. Соколовой, докторам социологических наук Р.В. Гребенникову, А.Б. Мискевичу, В.И. Русецкой, профессорам В.А. Мельнику, Е.П. Сапелкину, членам ученого совета Института социологии ПАН Беларуси, работникам кафедры политологии, социологии и социального управления Белорусского государственной политехнической академии, которые своими замечаниями, советами, предложениями помогли усовершенствовать содержание данной работы.

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

Глава 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

Чаще всего изложение содержания той или иной науки в учебном курсе вуза начинают с выяснения этимологии (т.е. происхождения слова) того понятия, которым обозначается данная наука. Термин социология состоит из сочленения двух слов: латинского soci(etas) - общество и греческого logos - наука, знания, означая буквально «наука об обществе». Именно в гаком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии французский философ - позитивист Огюст Конт.

Выступая в качестве самостоятельной науки, социология имеет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования.

Что же такое объект исследования социологии? Напомним, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас природного или социального мира. Скажем, объектом физики как науки являются физические явления и процессы, их многообразные взаимодействия, закономерности их развития. Биологические науки имеют совершенно иные объекты исследования, в качестве каковых выступают явления и процессы в живой природе, различные уровни их структурной организации и эволюции, тенденции и закономерности их развития. Но у этих совершенно различных объектов, изучаемых разными науками, имеется одно, очень важное, общее им свойство,- они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли, они существовали задолго до возникновения человека и человечества, и могут сохранить свое существование если даже человечество исчезнет с нашей планеты.

Объектом социологии, как это вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семей-

ные, профессиональные и иные группы. Общество, так же как физические или биологические явления и процессы, существует независимо от воли и сознания людей. И в этом смысле объект социологии столь же объективен, как объект изучения физики, биологии и других наук. Но он обладает и весьма существенными отличиями. Если весь многообразный физический мир, все его процессы и явления, вплоть до мельчайших частиц, не зависит ни

в коей мере от сознания человека, т.е. является вполне и абсолютно объективным, то процессы, происходящие в обществе, так или иначе связаны с сознанием людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые частично совершаются неосознанно, но в значительной своей части происходят осознанно, требуют волевых усилий человека и связаны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями. А это значит, что в отличие от явлений и процессов физического мира, которые бывают абсолютно объективными, процессы и действия, изучаемые социологией, носят объективно-субъ- ективный характер, в них объект и субъект действия связаны неразрывными узами. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своем сознании,

в своем развитии, в своих действиях зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объ-

екта социологии, в качестве которого выступаетразвитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей - индивидов и их групп.

Выяснив своеобразие объекта социологии, мы получаем возможность определить, в чем заключается ее предмет. Если объект исследования, в том числе и социологии, находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом исследования дело обстоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не вне человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него для исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности. Например, футбол как игровой вид спорта может стать предметом исследования различных наук. Физиология может исследовать действия футболистов во время матча или тренировки с точки зрения происходящих в организме процессов возбуждения или торможения нервной системы, либо обменных процессов, протекающих в организме, либо под углом зрения действия мышечной системы, на-

копления в ней элементов усталости и т.д. Психология может исследовать футбол как проявление специфических психических процессов формирования умений и навыков владения мячом, разнообразия темпераментов, характеров, способностей футболистов, степени их сплоченности, волевых усилий, мотивации их деятельности. Социология же может исследовать футбол как специфическое социальное явление, как соперничество двух различных социальных групп, как элемент престижа нации (например, в Бразилии, Англии или Италии), как способ проведения свободного времени, как разновидность рекреативной деятельности (если в футбол играют непрофессионалы) и т.п.

Выделение предмета исследования путем вычленения определенных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта, и абстрагирования от других его свойств представляет собой важный и необходимый этап научного познания окружающего мир. Иногда такое выделение занимает очень длительный период времени. Так, например, общество в качестве объекта изучения предстало около 2,5 тысяч лет назад перед наиболее пытливыми и выдающимися умами Древней Греции. Один из величайших философов античности, Платон, стремился изучить особенности политики как специфического способа человеческой деятельности, а Аристотель конструировал теорию всеобщих социальных отношений, этических и эстетических категорий. Социальные процессы исследовались и Гоббсом, и Макиавелли, и Дидро, и Вольтером, и Радищевым, и Сен-Симоном и многими другими выдающимися мыслителями различных эпох и народов. Но только с трудов французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввел само понятие «социология» и которого по праву называют отцом социологии, начинается все более отчетливое выяснение предмета социологии как самостоятельной науки. Он считал, что наряду с физикой, математикой и другими науками должна существовать особенная наука о социальных явлениях и процессах, т.е. наука об обществе и социальных отношениях, которые связывают людей друг с другом и обществом в целом.

В трудах Г. Спенсера, Дж.С. Миля, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, М.Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса и других выдающихся социологов понятие предмета социологии становится все более определенным, наполняется конкретным содержанием. Э. Дюркгейм, в частности, отмечал решающую роль для определения предмета данной науки изучение «социальных фактов», К.Маркс -