Имена и фамилии известных личностей. Известные люди по имени михаил

14 апреля 1930 года в Москве в Лубянском проезде в рабочей комнате Владимира Маяковского прозвучал выстрел. Споры, ушел ли поэт из жизни добровольно или был убит, не стихают до сих пор. О виртуозном расследовании экспертов рассказывает один из его участников,
профессор кафедры судебной медицины ММА им.Сеченова Александр Васильевич Маслов.

Версии и факты

14 апреля 1930 г. «Красная газета» сообщила: «Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. Прибывшая «скорая помощь» нашла его уже мертвым. В последние дни В.В.Маяковский ничем не обнаруживал душевного разлада и ничего не предвещало катастрофы».

Днем тело перевезли в квартиру поэта в Гендриковом переулке. Скульптором К.Луцким была снята посмертная маска, причем плохо - он ободрал покойному лицо. Сотрудники Института мозга извлекли мозг Маяковского, весивший 1700 г. В первый же день в презектуре клиники медицинского факультета МГУ патологоанатом профессор Талалай произвел вскрытие тела, а в ночь на 17 апреля состоялось перевскрытие: из-за поползших слухов о якобы имевшемся у поэта венерическом заболевании, которые не подтвердились. Потом тело было кремировано.

Как и с Есениным, самоубийство Маяковского вызвало различную реакцию и множество версий. Одной из «мишеней» стала 22-летняя актриса МХАТа Вероника Полонская. Известно, что Маяковский просил ее стать женой. Именно она была последним человеком, видевшим поэта живым. Однако показания актрисы, соседей по квартире и данные следствия свидетельствуют, что выстрел прогремел сразу после того, как Полонская вышла из комнаты Маяковского. Значит, стрелять она не могла.

Версия, будто Маяковский не в переносном, а в прямом смысле «лег виском на дуло», пустил себе пулю в голову, не выдерживает критики. Мозг поэта сохранен по сей день и, как справедливо сообщили в те дни сотрудники Института мозга, «по внешнему осмотру мозг не представляет сколько-нибудь существенных отклонений от нормы».

Несколько лет назад в передаче «До и после полуночи» известный тележурналист Владимир Молчанов высказал предположение, что на посмертной фотографии на груди Маяковского ясно видны следы ДВУХ выстрелов.

Эту сомнительную гипотезу развеял другой журналист - В.Скорятин, проведший скрупулезное расследование. Выстрел был один, но он также считает, что в Маяковского стреляли. Конкретно - начальник секретного отдела ОГПУ Агранов, с которым, кстати, поэт дружил: спрятавшись в подсобной комнате и дождавшись ухода Полонской, Агранов проникает в кабинет, убивает поэта, оставляет предсмертное письмо и вновь черным ходом выходит на улицу. А затем уже поднимается на место происшествия как чекист. Версия занятная и почти укладывается в законы того времени. Впрочем, не ведая того, журналист неожиданно помог экспертам. Упоминая о рубашке, бывшей на поэте в момент выстрела, он пишет: «Я осмотрел ее. И даже с помощью лупы не обнаружил следов порохового ожога. Нет на ней ничего, кроме бурого пятна крови». Значит, рубашка сохранилась!

Рубашка поэта

Действительно, в середине 50-х Л.Ю.Брик, у которой находилась рубашка поэта, передала ее в Государственный музей В.В. Маяковского - реликвия хранилась в коробке и была завернута в пропитанную специальным составом бумагу. На левой стороне переда рубашки - сквозное повреждение, вокруг него видна засохшая кровь. Удивительно, но это «вещественное доказательство» ни в 1930 году, ни позже не подвергалось экспертизе. А сколько было споров вокруг фотографий!
Получив разрешение на исследование, я, не посвящая в суть дела, показал рубашку крупному специалисту по судебно-баллистической экспертизе Э.Г.Сафронскому, который сразу поставил «диагноз»: «Входное пулевое огнестрельное повреждение, скорее всего, выстрел в упор».

Узнав, что выстрел произведен более 60 лет назад, Сафронский заметил, что тогда в СССР подобные экспертизы не проводились. Была достигнута договоренность: специалисты Федерального центра судебных экспертиз, куда передавалась рубашка, не будут знать о ее принадлежности поэту - для чистоты эксперимента.

Итак, исследованию подлежит рубашка бежево-розового цвета из хлопчатобумажной ткани. Спереди на планке 4 перламутровые пуговицы. Спинка рубашки от ворота до низа разрезана ножницами, о чем свидетельствуют уступообразные края разреза и ровные концы нитей. Но для утверждения, что именно эта рубашка, купленная поэтом в Париже, находилась на нем в момент выстрела, недостаточно. На фотографиях тела Маяковского, сделанных на месте происшествия, хорошо различимы рисунок ткани, фактура, форма и локализация пятна крови, огнестрельного повреждения. Когда музейную рубашку сфотографировали в том же ракурсе, увеличении и провели фотосовмещение, все детали совпали.

Экспертам из Федерального центра предстояла нелегкая работа - найти на рубашке следы выстрела более чем 60-летней давности и установить его дистанцию. А их в судебной медицине и криминалистике три: выстрел в упор, с близкого и дальнего расстояния. Были обнаружены характерные для выстрела в упор линейные повреждения крестообразной формы (они возникают от действия отражаемых от тела газов в момент разрушения ткани снарядом), а также следы пороха, копоти и опаления как в самом повреждении, так и на прилегающих участках ткани.

Но надо было выявить ряд устойчивых признаков, для чего и использовался диффузно-контактный метод, не разрушающий рубашку. Известно: при выстреле вместе с пулей вылетает раскаленное облачко, затем пуля опережает его и улетает дальше. Если стреляли с дальней дистанции, облачко не достигло объекта, если с близкой - газо-пороховая взвесь должна была осесть на рубашке. Предстояло исследовать комплекс металлов, входящих в состав оболочки пули предполагаемого патрона.

Полученные оттиски показали незначительное количество свинца в области повреждения, а меди практически не обнаружено. Зато благодаря диффузно-контактному методу определения сурьмы (один из компонентов капсульного состава) удалось установить обширную зону этого вещества диаметром около 10 мм вокруг повреждения с характерной для выстрела в боковой упор топографией. Причем секторальное отложение сурьмы говорило, что дульный срез был прижат к рубашке под углом. А интенсивная металлизация в левой части - признак произведения выстрела справа налево, почти в горизонтальной плоскости, с небольшим наклоном книзу.

Из «Заключения» экспертов:

«1. Повреждение на рубашке В.В.Маяковского является входным огнестрельным, образованным при выстреле с дистанции «боковой упор» в направлении спереди назад и несколько справа налево почти в горизонтальной плоскости.

2. Судя по особенностям повреждения, было применено короткоствольное оружие (например, пистолет) и использован маломощный патрон.

3. Небольшие размеры пропитанного кровью участка, расположенного вокруг входного огнестрельного повреждения, свидетельствуют об образовании его вследствие одномоментного выброса крови из раны, а отсутствие вертикальных потеков крови указывает на то, что сразу после получения ранения В.В.Маяковский находился в горизонтальном положении, лежа на спине.

4. Форма и малые размеры помарок крови, расположенных ниже повреждения, и особенность их расположения по дуге свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».

Можно ли так тщательно сымитировать самоубийство? Да, в экспертной практике встречаются случаи инсценировки одного, двух, реже пяти признаков. Но весь комплекс признаков фальсифицировать невозможно. Установлено, что капли крови - не следы кровотечения из раны: они падали с небольшой высоты с руки или оружия. Даже если допустить, что чекист Агранов (а он действительно знал свое дело) был убийцей и нанес капли крови после выстрела, скажем, из пипетки, хотя по восстановленному хронометражу событий у него на это просто не было времени, необходимо было достичь полного совпадения локализации капель крови и расположения следов сурьмы. Но реакция на сурьму была открыта лишь в 1987 году. Именно сопоставление расположения сурьмы и капель крови стало вершиной этого исследования.

Автограф смерти

Пришлось поработать и специалистам лаборатории судебно-почерковедческих экспертиз, ведь многие, даже очень чуткие люди, сомневались в подлинности предсмертного письма поэта, выполненного карандашом почти без знаков препинания:

«Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Моя семья это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская...
Любовная лодка\разбилась о быт.\Я с жизнью в расчете\И не к чему перечень\Взаимных\бед\И обид. Счастливо оставаться.\ Владимир\Маяковский. 12.IV.30 г.»

Из «Заключения» экспертов:

«Представленное письмо от имени Маяковского выполнено самим Маяковским в необычных условиях, наиболее вероятной причиной которых является психофизиологическое состояние, вызванное волнением».

Не вызвала сомнений и датировка - именно 12 апреля, за два дня до смерти - «непосредственно перед самоубийством признаки необычности были бы выражены более ярко». Так что тайна решения уйти из жизни кроется не в 14-м дне апреля, а в 12-м.

«Ваше слово, товарищ маузер»

Сравнительно недавно дело «О самоубийстве В.В.Маяковского» было передано из Президентского архива в Музей поэта вместе с роковым браунингом, пулей и гильзой. Но в протоколе осмотра места происшествия, подписанного следователем и врачом-экспертом, говорится, что он застрелился из «револьвера системы маузер, калибр 7,65, № 312045». По удостоверению у поэта было два пистолета - браунинг и байярд. И хотя «Красная газета» писала о выстреле из нагана, очевидец В.А.Катанян упоминает маузер, а Н.Денисовский, спустя годы, браунинг, все-таки трудно представить, чтобы следователь-профессионал мог спутать браунинг с маузером.
Сотрудники Музея В.В.Маяковского обратились в Российский федеральный центр судебных экспертиз с просьбой провести исследование переданного им из Президентского архива пистолета браунинг № 268979, пули и гильзы и установить, из этого ли оружия стрелял в себя поэт?

Химический анализ налета в канале ствола браунинга позволил сделать вывод, что «из оружия после последней чистки выстрел не производился». Но пуля, извлеченная когда-то из тела Маяковского, действительно «является частью 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 года». Так в чем же дело? Экспертиза показала: «Калибр пули, количество следов, ширина, угол наклона и правосторонняя направленность следов свидетельствуют, что пуля была выстрелена из пистолета маузер модели 1914 г.».

Результаты экспериментальной стрельбы окончательно подтвердили, что «пуля 7,65 мм патрона браунинга была выстрелена не из пистолета браунинг № 268979, а из маузера калибра 7,65 мм».

Все-таки - маузер. Кто же подменил оружие? В 1944 году сотрудник НКГБ, «беседуя» с опальным писателем М.М.Зощенко, спросил, считает ли он ясной причину смерти Маяковского, на что писатель достойно ответил: «Она и дальше остается загадочной. Любопытно, что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен известным чекистом Аграновым».

Уж не сам ли Агранов, к которому стекались все материалы следствия, подменил оружие, приложив к делу браунинг Маяковского? Зачем? О «подарке» знали многие, к тому же маузер не был зарегистрирован за Маяковским, что могло сильно аукнуться самому Агранову (кстати, позже его расстреляли, но за что?). Впрочем, это из области догадок. Лучше отнесемся с уважением к последней просьбе поэта: «...пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил»

Владимир Владимирович Маяковский.

Любовь и смерть

Услышав о самоубийстве Сергея Есенина (другие версии случившегося в то время не рассматривались), Владимир Маяковский довольно категорично осудил поэта, назвав его поступок трусостью. Прошло всего пять лет, и Маяковский не смог найти иного выхода, как покончить с собой.

Было проведено множество экспертиз и сделан совершенно определенный вывод: это могло быть только самоубийство. Но почему поэт, всегда высказываясь против такой смерти, в последней записке написал: «...это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет».

Многие считают причиной его самоубийства неразделенную любовь к Веронике Полонской, но на самом деле она отвечала на чувства Маяковского. Другие в качестве причины называют неудачно прошедшую выставку. Но в действительности внутренний конфликт был значительно глубже, чем бытовые или любовные неудачи.

Когда умер Есенин, в его самоубийство моментально поверила вся страна. В самоубийство Маяковского, напротив, долго не верили, причем не верили те, кто знал его хорошо. Утверждали, что он всегда резко осуждал такие поступки, что Маяковский был слишком силен, слишком велик для этого. Да и какие у него были причины для самоубийства?

Когда Луначарскому позвонили и сообщили о случившемся, он, решив, что его разыгрывают, бросил трубку. Многие, услышав, что Маяковский застрелился, смеялись и говорили: «Прекрасная первоапрельская шутка!» (трагическое событие действительно случилось 1 апреля по старому стилю). После публикаций в газетах люди начали размышлять о происшедшем, но и тогда в самоубийство не верил никто. Готовы были скорее поверить в убийство, в несчастный случай. Но предсмертная записка Маяковского не оставляла никаких сомнений: он именно застрелился, и сделал это сознательно.

Вот текст записки:

В том, что умираю, ни вините никого, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля, люби меня. Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят -

«инцидент исперчен»,

любовная лодка

разбилась в быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

Счастливо оставаться.

Владимир Маяковский.

Товарищи Вапповцы, не считайте меня малодушным.

Сериозно – ничего не поделаешь.

Ермилову скажите, что жаль – снял лозунг, надо бы доругаться.

В столе у меня 2000 рублей – внесите в налог.

Остальное получите с Гиза.

Оставалось только гадать, что послужило причиной такого поступка. И действительно, вскоре стали высказываться самые невероятные предположения. Например, писатель и журналист Михаил Кольцов утверждал: «Нельзя с настоящего, полноценного Маяковского спрашивать за самоубийство. Стрелял кто-то другой, случайный, временно завладевший ослабленной психикой поэта-общественника и революционера. Мы, современники, друзья Маяковского, требуем зарегистрировать это показание».

Поэт Николай Асеев через год после трагедии писал:

Я знал, что к сердцу свинец неся,

Поднимая стотонную тяжесть ствола,

Ты нажим гашетки нажал не сам,

Что чужая рука твою вела.

Однако не все были так категоричны в суждениях. Например, Лиля Брик, которую Маяковский очень любил и которая хорошо знала поэта, узнав о его смерти, спокойно сказала: «Хорошо, что он застрелился из большого пистолета. А то некрасиво бы получилось: такой поэт – и стреляется из маленького браунинга». По поводу причин смерти она заявила, что поэт неврастеник и что у него была «своего рода мания самоубийства и боязнь старости».

И все-таки понять поступок Маяковского нелегко. Для того чтобы составить определенное мнение, необходимо постараться понять, каким человеком он был, как жил, кого любил. И самый главный вопрос, который волнует всех, кто любит его творчество: можно ли было его спасти?

Владимир Владимирович Маяковский родился в 1893 году на Кавказе. Несмотря на дворянское происхождение, его отец был лесничим. По линии матери в роду были кубанские казаки.

В детстве Маяковский мало чем отличался от своих сверстников: учился в гимназии, и поначалу очень хорошо. Затем интерес к учебе пропал и пятерки в аттестате сменились двойками. Наконец мальчика отчислили из гимназии за неуплату денег за обучение, что его совершенно не огорчило. Это произошло в 1908 году, когда ему было 15 лет. После этого события он с головой окунулся во взрослую жизнь: познакомился с революционно настроенными студентами, вступил в большевистскую партию и наконец оказался в Бутырской тюрьме, где просидел 11 месяцев.

Именно это время Маяковский впоследствии называл началом своего творческого пути: в тюрьме он написал целую тетрадку стихов, которую у него, правда, отобрали при освобождении. Но Маяковский уже точно представлял свое будущее: он решил «делать социалистическое искусство». Думал ли он тогда, что это приведет его к такому концу?

Литературой Владимир увлекался всегда, много читал, еще учась в гимназии. Кроме этого, он серьезно увлекался живописью, к которой у него были неплохие способности. Поэтому в 1911 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там он познакомился с Давидом Давидовичем Бурлюком, художником и поэтом, последователем футуристского течения.

Футуризм (от латинского futurum, что в переводе означает «будущее») – литературно-художественное течение, зародившееся в начале XX века в Италии и ставшее популярным в других странах Европы, в том числе в России. Его сущность заключалась в отрицании художественных и нравственных ценностей традиционной культуры. Однако в России термином «футуризм» чаще всего обозначались все левые течения в искусстве того времени. Наиболее ярким выражением этого направления считалось творчество поэтов и художников, входивших в группу «Гилея», среди которых был и Бурлюк. Они «отождествили поэтическое слово с вещью, обратили его в знак самодовлеющей физической данности, материал, способный к любой трансформации, к взаимодействию с любой знаковой системой, любой естественной или искусственной структурой. Т. о., поэтическое слово мыслилось ими универсальным „материальным“ средством постижения основ бытия и переустройства реальности» (БСЭ).

Маяковский увлекся новым течением, читал стихи Бурлюка и показал ему свои. Бурлюк заявил, что у молодого человека талант, что он прекрасный поэт. Будучи к тому времени уже известным, он расспрашивал каждого знакомого: «Как вы относитесь к творчеству Маяковского? Как, вы о нем ничего не слышали? Это знаменитый поэт! Мой друг!» Маяковский пытался остановить его, но Бурлюк был неудержим. «Гениально, гениально!», – кричал он и уже тише говорил своему новому другу: – «Пишите, пишите больше, не ставьте меня в глупое положение».

С того времени Маяковский на некоторое время забросил живопись, сидел и писал. Бурлюк приходил к нему, приносил книги и выдавал 50 копеек в день, чтобы его друг не умер с голоду. То, что писал Маяковский, значительно отличалось от его первых поэтических опытов тюремного периода. Сам Маяковский впоследствии говорил, что те стихи были довольно слабыми, но все же предпринимал попытки разыскать отобранную тетрадку.

В конце 1912 года Маяковский заявил о себе. Он получил приглашение приехать в Петербург для участия в выставке художников «Союз молодежи». На ней среди прочих работ экспонировался портрет работы Маяковского. Через несколько дней состоялось его первое публичное выступление в клубе «Бродячая собака». Еще три дня спустя он выступал в Троицком театре, где читал доклад «О новейшей русской поэзии». Еще спустя несколько недель, в том же году, его стихотворения «Ночь» и «Утро» были опубликованы в альманахе «Пощечина общественному вкусу». В этом же номере альманаха был опубликован манифест футуристов, в котором предлагалось отказаться от классиков русской литературы – А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Достоевского и других, а также игнорировать современных авторов – М. Горького, А. Куприна, Ф. Сологуба, А. Блока, которые, по их мнению, преследовали лишь материальную выгоду. Манифест был подписан Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Хлебниковым и В. Маяковским.

На протяжении еще двух лет Маяковский продолжал заниматься живописью, но не оставлял и литературу, а также вел активную общественную деятельность. Она заключалась в том, что он читал лекции о футуризме, участвовал в дискуссиях о современной литературе, читал стихи. Нередко его общественная деятельность приобретала скандальный оттенок. Так, однажды он среди прочих поэтов должен был выступать на «Втором диспуте о современном искусстве». Не обращая внимания на программу диспута, согласно которой он должен был выступать седьмым, Владимир громко, на весь зал заявил, что он футурист и на этом основании желает говорить первым. Его пытались урезонить, на что молодой человек, еще повысив голос, произнес, обращаясь к зрителям: «Господа, прошу вашей защиты от произвола кучки, размазывающей слюни по студню искусства». Разумеется, после этих слов в помещении поднялся страшный крик. Одни кричали: «Прекрасно, пусть говорит!», «Долой!» – требовали другие. Шум продолжался в течение 15 минут, диспут был, можно сказать, сорван. Наконец Маяковскому позволили говорить первым. Можно представить, какова была его речь после таких вступительных слов. После этого речи остальных участников, разумеется, не могли произвести сильного впечатления.

Конечно же, на другой день все газеты описывали скандал, разразившийся на лекции о современном искусстве. Таким образом проходило большинство остальных публичных выступлений молодого поэта.

Из-за скандалов, окружавших имя Маяковского, он в 1914 году был исключен из художественного училища. Вместе с ним был исключен и Бурлюк. Владимир (ему в то время исполнился 21 год) по поводу исключения заявил: «Это все равно, что выгнать человека из отхожего места на чистый воздух». Что ж, художника из него не получилось, тем лучше, он будет поэтом! К тому же у него уже вышел первый сборник стихов, и это только начало.

Действительно, Маяковский в 1913 году выпустил свой первый сборник, в который входило всего четыре стихотворения, который был смело и просто озаглавлен «Я». Это произошло следующим образом: Маяковский от руки переписал четыре стихотворения в тетрадку, его приятели В. Н. Чекрыгин и Л. Шехтель проиллюстрировали их. Затем сборник был размножен литографским способом. Всего было выпущено 300 экземпляров, которые в основном разошлись по знакомым. Но это не беспокоило молодого поэта. Будущее представлялось ему светлым и безоблачным.

Шел 1915 год. Маяковский написал свою знаменитую поэму «Облако в штанах» и читал ее везде, где мог, не только на литературных вечерах, но и в гостях, своим знакомым. В тот жаркий июльский вечер он, уступая уговорам своей подруги Эльзы Коган, согласился посетить ее сестру. Эльза была старинной приятельницей Владимира, они знали друг друга уже не один год. Девушка была влюблена в него без памяти, Маяковский же, ненадолго увлекшись Эльзой, быстро остыл, но они все же остались друзьями, и Эльза, несмотря ни на что, надеялась, что сможет вернуть расположение знаменитого поэта. Итак, они пришли в гости.

Маяковский представился, обвел глазами собравшихся, ни на ком не задержав взгляда. Потом привычно встал в дверном проеме, открыл тетрадь и, не спрашивая ни у кого разрешения, ни на кого не обращая внимания, начал читать.

Вскоре все замолчали и стали внимательно слушать. Поэма действительно производила сильное впечатление, которое еще более усиливалось от того, что ее читал сам автор. Едва он закончил, все начали аплодировать и восхищаться. Маяковский поднял глаза и встретился взглядом с молодой темноволосой женщиной. Она смотрела на него вызывающе и немного насмешливо. Неожиданно ее взгляд смягчился, в нем сквозило восхищение.

Маяковский вдруг услышал, как Эльза говорит: «Моя сестра, Лиля Брик, а это ее муж, Осип», – но даже не повернул головы в ее сторону. Весь мир перестал для него существовать, он видел одну только Лилю. Затем он сдвинулся с места, подошел к Лиле, произнес: «Можно, я посвящу это вам?», – и, не дожидаясь ответа, раскрыл тетрадь, достал карандаш и аккуратно вывел под заглавием «Лиле Юрьевне Брик». Эльза в этот момент поняла, что поэт навсегда потерян для нее.

Прошло около четырех лет, на протяжении которых между Лилей и Владимиром развивался бурный роман. Они то встречались, то расходились, то писали друг другу горы писем, то игнорировали друг друга. Впрочем, игнорировала Маяковского в основном Лиля, он же забрасывал ее записками, умолял ответить, иначе он умрет, застрелится... Молодая женщина не обращала на это никакого внимания, спокойно сообщая в очередном письме, что Петербург ей надоел, что она с мужем уезжает в Японию, но скоро вернется и привезет своему Володе халат, и чтобы он не забывал ее, продолжал писать.

Но однажды, по свидетельству Лили, Маяковский действительно едва не застрелился. Это случилось в 1916 году. Рано утром Лилю разбудил телефонный звонок. Она подняла трубку и услышала голос Маяковского: «Я стреляюсь. Прощай, Лилик». Молодая женщина растерялась, но только на секунду. Она не восприняла это как дурную шутку, в последнее время Володя часто говорил о смерти. Она ни минуты не сомневалась, что он способен это сделать. Крикнув в трубку: «Подожди меня!» – она, накинув халат, а поверх него легкое пальто, выбежала из дома, взяла извозчика и поспешила на квартиру Маяковского. Добравшись до квартиры, она принялась колотить кулаком в дверь. Ей открыл сам Маяковский, живой. Он пропустил ее в комнату и спокойно сказал: «Стрелялся, осечка. Второй раз не решился, ждал тебя».

После этого Лиля стала уделять Маяковскому больше внимания, ведь он был незаурядным человеком, знаменитым поэтом.

Иными словами, образовался типичный любовный треугольник: Лиля, ее муж и любовник. Однако развязка получилась совершенно неожиданной и далеко не типичной. Лиле такие отношения надоели, и она предложила Маяковскому поселиться с ними. Маяковский был на седьмом небе от счастья. Муж Лили также ничего не имел против.

Они решили жить в Москве и нашли небольшую квартирку без удобств. На дверь повесили табличку: «Брики. Маяковский». Так они начали жить втроем.

По Москве поползли слухи. Все начали обсуждать эту необычную «семью втроем». Лиля называла Маяковского своим мужем, а он ее – женой. Осип относился к этому совершенно спокойно. Он был совершенно уверен, что, несмотря на темперамент (у нее всегда было множество поклонников), она любит его одного. Лиля действительно сильно любила его, или уверяла, что любит. Так, несмотря на свои многочисленные увлечения, она оставалась с первым мужем до самой его смерти, а когда его не стало, призналась: «Когда застрелился Маяковский – умер великий поэт. А когда умер Осип – умерла я».

Но и после смерти Осипа Брика характер и темперамент Лили ничуть не изменились: у нее по-прежнему было много поклонников, затем она снова вышла замуж за литературоведа Василия Абгаровича Катаняна, которого, как утверждают, также нежно любила, и который очень сильно любил ее, несмотря на ее преклонный возраст.

Поселившись в одной квартире с мужем и любовником, Лиля всячески опровергала слухи о «любви втроем». Вот как описывала подобную жизнь сама Лиля (это признание она сделала через много лет после того, как умерли Маяковский и Осип): «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался к нам, царапался в дверь и плакал».

Маяковский был вынужден мириться с присутствием Осипа: он не мог жить без Лили. С ее мужем у него сложились прекрасные отношения. Но когда Лиля начала заводить новые романы, Маяковский не стерпел этого и начал устраивать возлюбленной сцены ревности. Осип пытался успокоить его словами: «Лиля – стихия, с этим надо считаться. Нельзя остановить дождь или снег по своему желанию». Но Володя ничего не хотел слушать, он продолжал требовать, чтобы Лиля принадлежала если не ему одному, то хотя бы им двоим. Однажды он в припадке ярости сломал кресло, Лиля же не обращала на его ревность никакого внимания. Когда друзья заводили с ней разговор о ее втором муже, она беспечно отвечала: «Страдать Володе полезно. Он помучается и напишет хорошие стихи». В этом Лиля не ошибалась: она прекрасно знала характер Маяковского и то, что любовные страдания являются лучшим стимулом к творчеству. И действительно, Володя много писал. Именно в этот период он создал поэму «150 000 000», прошла премьера его «Мистерии-буфф».

Так не могло продолжаться долго. Маяковский был окончательно издерган, но и покинуть «свою Лиличку» он не мог, не представляя себе жизни без нее. К тому же, живя с Лилей и Осей, он принял условия совместного проживания, которые предложила ему Лиля: днем каждый имеет право делать то, что захочет, а ночью все трое собираются в своей квартире и получают удовольствие от общения друг с другом.

Брики уехали в Ригу. Маяковскому не оставалось ничего, кроме как писать письма. Лиля, устав от его ревности, предложила на время расстаться. Но на это не был согласен Маяковский. Однако у него не было выбора: он был вынужден подчиниться решению Лили расстаться ровно на три месяца, за это время не предпринимать попыток увидеться, не звонить друг другу, не писать писем.

Маяковский сидел в комнате в полном одиночестве. Друзей к себе не пускал, хотя они, услышав, что Лиля прогнала его, приходили поддержать поэта. Несмотря на условие, он видел Лилю ежедневно: приходил к подъезду дома, где она жила, и ждал, когда она выйдет на улицу, но подойти к ней не смел. Затем он возвращался домой и принимался писать ей письма с уверениями в вечной любви, верности, просил его простить за ревность. Вот отрывок одного из таких писем: «Так тяжело мне не было никогда – я должно быть действительно черезчур вырос. Раньше прогоняемый тобою я верил во встречу. Теперь я чувствую что меня совсем отодрали от жизни что больше ничего и никогда не будет. Жизни без тебя нет. Я это всегда говорил всегда знал теперь я это чувствую чувствую всем своим существом, все все о чем я думал с удовольствием сейчас не имеет никакой цены – отвратительно.

Я ничего тебе не могу обещать. Я знаю нет такого обещания в которое ты бы поверила. Я знаю нет такого способа видеть тебя, мириться который не заставил бы тебя мучиться.

И все таки я не в состоянии не писать не просить тебя простить меня за все. Если ты принимала решение с тяжестью с борьбой, если ты хочешь попробовать последнее ты простишь ты ответишь.

Но если ты даже не ответишь ты одна моя мысль как любил я тебя семь лет назад так люблю и сию секунду что б ты не ни захотела, что б ты ни велела я сделаю сейчас же сделаю с восторгом. Как ужасно расставаться если знаешь что любишь и в расставании сам виноват.

Я сижу в кафэ и реву надо мной смеются продавщицы. Страшно думать что вся моя жизнь дальше будет такою...»

Так прошло три месяца. Маяковский бежал на вокзал: там они договорились встретиться с Лилей, чтобы вместе, только вдвоем поехать в Петроград. В саквояже он нес подарок для своей любимой – поэму «Про это», которую написал в «изгнании».

Увидев Лилю, он в ту же секунду забыл обо всех своих мучениях, простил ей все измены. Она тоже скучала по нему, радовалась встрече, а прочитав поэму, простила ему все. Мир был восстановлен, Володя вернулся в квартиру Бриков, и все пошло по старому. Но могло ли это продолжаться бесконечно?

Прошло еще семь лет. Внешне его жизнь казалась вполне удавшейся. Он добился всеобщего признания, у него не было никаких конфликтов с властью. После смерти Ленина, глубоко потрясшей его, поэт написал поэму «Владимир Ильич Ленин», которая была прекрасно принята и вскоре напечатана отдельным изданием. Он неоднократно выступал с докладами, которые уже не были такими скандальными, как в молодости. Издавались и другие его произведения, его пьесы ставились в театрах.

Маяковский совершил несколько поездок за границу. Первая поездка состоялась в 1922 году, он посетил Ригу, Берлин, Париж. В 1925 году он снова поехал в Европу, а также побывал в Мексике и Соединенных Штатах. В 1928 году поэт еще раз ездил в Берлин и Париж.

В 1930 году было решено отпраздновать своеобразный юбилей Маяковского: 20 лет творческой деятельности, или, как тогда писали на афишах, 20 лет работы. Настало время подвести итог, и Маяковский задумался: что он сделал за эти 20 лет? В этом году ему исполнялось 37. Он давно уже отказался от своих футуристических взглядов на искусство, что проявлялось в признании творчества Пушкина, Достоевского, Толстого и других классиков русской литературы.

За годы творческой деятельности он успел сделать немало, и не только в литературе. 1 февраля открылась выставка его работ, вскоре после этого прошла премьера пьесы «Баня».

Но личная жизнь не принесла ему радости. Над его желанием иметь нормальную семью, детей смеялись все, и в первую очередь Лиля. Она уверяла, что пока он страдает, он настоящий поэт, но если она родит ему ребенка, он уже никогда не родит ни одного талантливого стиха. Сам Маяковский давно смирился с Лилиными изменами. К чему ему нормальная семья, дети, если долго он не проживет? По свидетельствам очевидцев, он сам неоднократно говорил: «Застрелюсь, покончу с собой. 35 лет – старость. До тридцати лет доживу. Дальше не стану».

И все же он пытался, отчаянно пытался найти женщину, которая понимала бы его так, как Лиля, но не причиняла бы ему столько мучений. Но и Лиля прекрасно осознавала это и была начеку. Все началось с того, что один из его романов неожиданно закончился беременностью девушки. Это случилось в 1926 году, когда Маяковский путешествовал по Америке. Там он встретил Элли Джонс.

Володя, узнав о случившемся, был ошарашен. Да, конечно, он никого не будет любить так же сильно, как Лилю, но ребенок... Разумеется, Маяковский берет на себя всю ответственность, будет присылать деньги. Возможно, дело дошло бы до женитьбы, но Лиля сделала все, чтобы ее Володя как можно скорее забыл об этой женщине. Она применила не раз испытанное средство: пригрозила расставанием. Это было единственное, с чем Маяковский все еще не мог бороться: он не мог жить без Лили, ради нее он был готов отказаться от всего мира.

Речи о женитьбе на Элли больше не было. Маяковский, как верный рыцарь, продолжал всюду ходить за Брик, но становился все печальнее и печальнее. Он понял, что так больше продолжаться не может, это тупик. Лиля имеет над ним безграничную власть. И он стал предпринимать попытки освободиться от этой власти любой ценой. Вскоре он познакомился с библиотекаршем Натальей Брюханенко и влюбился в нее. Через некоторое время они вдвоем уехали отдыхать в Ялту, а Лиля рвала и метала. Она слала ему письма, в которых не переставала спрашивать, любит ли Володинька ее по-прежнему? В Москве все врут, что он хочет жениться, неужели он разлюбил свою Лиличку? Маяковский устало отвечал: да, хочет жениться и жить с Натальей. Возможно, в этот раз Маяковскому хватило бы сил уйти от Лили. К тому же Наталья была очень умной женщиной и прекрасно понимала его внутреннее состояние, но у нее не хватило сил, чтобы бороться с такой стихией, как Лиля.

Брик приехала на вокзал встречать Володю из Ялты. Она стояла на перроне веселая и уверенная в себе. Володя первым вышел из вагона и кинулся целовать Лилю. Затем появилась Наталья... встретилась взглядом с Лилей... Этого оказалось достаточно. Она развернулась и отправилась к себе на квартиру. Одна, без Володи.

Маяковский все чаще стал говорить о самоубийстве как о единственном выходе. Он устал воспринимать весь мир глазами Лили. Она заметила его депрессию, забеспокоилась, начала устраивать вечера, пыталась развлечь его, предлагала почитать стихи. Он читал, все хлопали, восхищались, и Лиля громче всех. Шли недели, Маяковский становился грознее тучи, Лиля не знала, что делать. Наконец, она решила, что поездка за границу поможет ему развеяться. Он отправился в Париж, где вскоре познакомился с красавицей Татьяной Яковлевой. Девушка была действительно невероятно красива и работала моделью у Коко Шанель. У нее было множество поклонников, среди которых – знаменитый оперный певец Федор Шаляпин.

Лиля, разумеется, знала о новом увлечении Маяковского. Более того, именно она спланировала их знакомство: в Париже жила ее сестра Эльза, которая и помогла ей все устроить. Лиля думала, что легкая интрижка поможет Маяковскому снова ощутить вкус жизни. Эльза сообщала сестре о каждом шаге Маяковского в Париже. Также бывало и раньше, когда он приезжал во Францию, и обычно Эльза писала сестре обо всех увлечениях Володи: «Пустое, не беспокойся». Но на этот раз Маяковский, пользуясь тем, что Лиля далеко, предпринял очередную попытку разорвать эту разрушающую его душу связь: он сделал Татьяне предложение.

Эльза сразу же сообщила об этом Лиле, та забила тревогу. Маяковский вернулся в Москву спокойный, веселый и взялся за работу. С Лилей он был очень внимателен, заботлив. Поэт уверенно смотрел в будущее. Брик не знала, что делать, но Татьяна была далеко, во Франции, а Володя здесь, в Москве... Вскоре она показала ему письмо от сестры из Парижа: среди прочего Эльза писала, что приятельница Маяковского, Татьяна Яковлева, приняла предложение руки и сердца от виконта де Плесси.

Раздался страшный шум: это Маяковский бросил в стену стакан, перевернул кресло и выбежал из комнаты. Он не мог поверить в измену, уверял себя, что тут что-то другое. Он кинулся за визой, но Брики, на протяжении нескольких лет сотрудничавшие с ЧК, использовали свое влияние. В выезде за границу Маяковскому было отказано.

Маяковский в бешенстве повесил на дверь Бриков листок со словами: «Здесь живет Брик – не исследователь стиха. Здесь живет Брик – следователь ЧК», но большего он сделать не мог. Еще одна попытка обрести свободу окончилась крахом.

Маяковского уже не радовало ничто. Выступления по случаю 20-летия работы стали для него пыткой. Ему казалось, что его творчеством перестали интересоваться, на выставку работ не ходят, постановка «Бани» неудачна. У него ничего больше не осталось, так зачем же жить? Все чаще он жаловался на сильнейшие головные боли. Он медленно умирал и сам прекрасно осознавал это.

Это стали замечать не только Брики, но и все вокруг, как друзья Маяковского, так и посторонние люди. Да, его выставку бойкотировали писатели, которых он больше всего ждал. Но те, кто пришел, отмечали состояние самого Маяковского. Луначарский, побывав на выставке, отзывался о ней примерно так: «Пожалуй, мне становится ясным, почему у меня остается неприятный осадок от сегодняшней выставки. Виной этому, как ни странно, сам Маяковский. Он был как-то совсем не похож на самого себя, больной, с запавшими глазами, переутомленный, без голоса, какой-то потухший. Он был очень внимателен ко мне, показывал, давал объяснения, но все через силу. Трудно себе представить Маяковского таким безразличным и усталым. Мне приходилось наблюдать много раз, когда он бывал не в духе, раздражен чем-нибудь, когда он бушевал, негодовал, разил направо и налево, с размаху задевал иногда и „своих“. Я предпочитаю его видеть таким по сравнению с его нынешним настроением. На меня это подействовало угнетающе».

Выставка открылась 1 февраля, но ее работа была продлена до 25 марта. Все это время Маяковский был печален и подавлен. 16 марта состоялась премьера «Бани». Пьеса не была плохой, но постановка была признана неудачной. Публика встретила спектакль довольно холодно. Но печальнее всего были рецензии на него, появившиеся в газетах. Первая статья появилась за семь дней до премьеры. Критик, написавший ее, по его собственному признанию, не видел постановки, но все же написал довольно жестокую рецензию. Писатели, бойкотировавшие выставку Маяковского, также отнеслись и к пьесе, развернув в газетах кампанию по травле поэта. Поэт пытался отбиваться, но его практически никто не поддерживал. Конфликт с писателями был серьезным и глубоким, и начался уже давно. Когда-то Маяковский был поэтом революции, но она уже давно закончилась. Между ним и другими писателями возникло какое-то недопонимание, они не понимали его искусство, а он не понимал их. Он рассорился со многими современниками, с теми, с кем когда-то работал, например с Борисом Пастернаком, а с другими, как, например, с Есениным, никогда не находил точек соприкосновения.

Но теперь все это исправлять было уже поздно, да и никому не нужно. Однако оставлять нападки на «Баню» без ответа он не желал. Особенно его возмутила статья критика Ермилова, озаглавленная «О настроениях буржуазной „левизны“ в художественной литературе». Именно она была опубликована за неделю до премьеры. В качестве ответа на статью Маяковский повесил в зале театра лозунг, на котором было написано:

не выпарить

бюрократов рой.

Не хватит

и ни мыла вам.

бюрократам

помогает перо

Критиков –

Вроде Ермилова...»

Маяковского заставили снять лозунг, и он был вынужден подчиниться. Именно об этом случае он упоминал в предсмертной записке.

Видимо, он уже в то время решился на роковой шаг, но оттягивал, откладывал его на день, на неделю. И все же не мог говорить ни о чем другом, кроме своей скорой смерти. Так, 9 апреля состоялось его выступление в Институте народного хозяйства имени Плеханова. Присутствующих поразило, что он говорил о себе как о человеке, который знает, что скоро умрет: «Когда я умру, вы со слезами умиления будете читать мои стихи. А теперь, пока я жив, обо мне говорят много всякой глупости, меня много ругают...» (по воспоминаниям В. И. Славинского). Поэт начал было читать поэму «Во весь голос», но его прервали. Тогда Маяковский предложил писать записки с вопросами, на которые он будет отвечать. Ему передали первую записку, и он громко прочитал: «Верно ли, что Хлебников гениальный поэт, а вы, Маяковский, перед ним мразь?». Но и тут поэт проявил силу воли, ответил вежливо: «Я не соревнуюсь с поэтами, поэтов не меряю по себе. Это было бы глупо». Так проходило все выступление. Если в начале своего творческого пути он сам не останавливался перед тем, чтобы раздуть скандал, теперь он стремился прекратить его, но это ему не удавалось, причем скандал разгорался не только на выступлении, но и вокруг всей жизни и творчества Маяковского.

Но могло ли это послужить причиной самоубийства? Поэт всегда равнодушно относился к нападкам на свое творчество, всегда находились люди, которые его не понимали, но было немало и поклонников его таланта. Конечно, он не испугался нападок, страх не мог повлиять на его решение свести счеты с жизнью. Злость, которая мало-помалу овладевала им, могла повлиять на его душевное состояние. Очевидцы утверждали, что на выступлениях находились люди, которые напоминали ему, что он не раз говорил, что не собирается жить до старости, застрелится, и спрашивали, когда же это случится, сколько еще ждать? Сейчас самое время, он исписался, его творчество никому не понятно и не интересно.

Разумеется, это было не так. Если бы стихи Маяковского были неинтересны, неактуальны, если бы их не понимали, то его просто перестали бы печатать, на его выступления – ходить, о его существовании забыли бы. Он же, напротив, как никогда был в центре внимания, но внимания негативного.

Лиля была уверена, что если бы в то время она была в Москве, Маяковский остался бы в живых. Но ее не было: она вместе с мужем была в Лондоне.

Воспользовавшись ее отсутствием, Маяковский последний раз в жизни предпринял попытку устроить личную жизнь, на этот раз с актрисой Вероникой Полонской. Вероника была замужем, но сильно влюбилась в Маяковского. Ему же этого было недостаточно, он требовал все новых и новых доказательств ее любви, настаивал, чтобы она ради него бросила театр и принадлежала ему безраздельно. Напрасно Вероника пыталась объяснить, что театр – это вся ее жизнь.

Маяковский не желал этого понимать. Всей ее жизнью должен был быть только он один, остального мира для нее не должно существовать.

Так, сам того не замечая, Владимир пытался навязать Веронике такой же стиль отношений, который сложился у него с Лилей, только на этот раз в роли Лили выступал он. Умея забывать ради любимой женщины обо всем на свете, он теперь требовал такого же отношения от Вероники. Вероника любила Маяковского, но театр бросать не собиралась. Маяковский ее тоже любил, но его любовь больше напоминала одержимость, он требовал: «Все или ничего!».

На дворе уже стоял апрель. Маяковский все больше превращался в живой труп, везде его ругали, многие друзья публично отрекались от него, он избегал встреч с людьми, продолжал поддерживать отношения только с самыми близкими, но и общением с ними уже тяготился.

12 апреля он написал предсмертное письмо. День закончился, наступила ночь, затем другой день. Маяковский не застрелился и не уничтожил письмо. Вечером 13-го он пошел в гости к Катаеву, узнав, что там будeт Полонская и ее муж Яншин.

Присутствующие подшучивали над Маяковским, иногда довольно жестоко, но он не отвечал на нападки, не обращая на них никакого внимания. Он надеялся выяснить отношения с Полонской и весь вечер кидал в нее записки, которые писал тут же. Полонская читала, отвечала. Оба не говорили друг другу ни слова, их лица то прояснялись, то снова становились мрачными. Катаев назвал эту переписку «смертельной молчаливой дуэлью».

Наконец, Владимир собрался уходить. Катаев впоследствии утверждал, что гость выглядел больным, кашлял, вероятно, у него был грипп. Хозяин, предчувствуя неладное, настаивал, чтобы Володя остался ночевать у него, но поэт категорически отказался, проводил Полонскую с Яншиным, затем отправился домой, в квартиру Бриков. Он провел ночь в одиночестве, а утром 14 апреля отправился к Полонской и привез ее на такси в свою квартиру. Что происходило между ними дальше, Полонская рассказывала неоднократно, в том числе следователю:

«Владимир Владимирович быстро заходил по комнате. Почти бегал. Требовал, чтоб я с этой же минуты осталась с ним здесь, в этой комнате. Ждать квартиры нелепость, говорил он.

Я должна бросить театр немедленно же. Сегодня же на репетицию мне идти не нужно. Он сам зайдет в театр и скажет, что я больше не приду.

Я ответила, что люблю его, буду с ним, но не могу остаться здесь сейчас. Я по-человечески люблю и уважаю мужа и не могу поступить с ним так.

И театра я не брошу и никогда не смогла бы бросить... Вот и на репетицию я должна и обязана пойти, и я пойду на репетицию, потом домой, скажу все... и вечером перееду к нему совсем.

Владимир Владимирович был не согласен с этим. Он продолжал настаивать на том, чтобы все было немедленно или совсем ничего не надо. Еще раз я ответила, что не могу так...

Я сказала:

«Что же вы не проводите меня даже?»

Он подошел ко мне, поцеловал и сказал совершенно спокойно и очень ласково:

«Я позвоню. У тебя есть деньги на такси?»

Он дал мне 20 рублей.

«Так ты позвонишь?»

Я вышла, прошла несколько шагов до парадной двери.

Раздался выстрел. У меня подкосились ноги, я закричала и металась по коридору. Не могла заставить себя войти.

Мне казалось, что прошло очень много времени, пока я решилась войти. Но, очевидно, я вошла через мгновенье: в комнате еще стояло облачко дыма от выстрела. Владимир Владимирович лежал на ковре, раскинув руки. На груди его было крошечное кровавое пятнышко.

Я помню, что бросилась к нему и только повторяла бесконечно: «Что вы сделали? Что вы сделали?»

Глаза у него были открыты, он смотрел прямо на меня и все силился приподнять голову. Казалось, он хотел что-то сказать, но глаза были уже неживые...».

Но и после трагической гибели нападки на Маяковского прекратились не сразу. На похороны, проходившие в Москве, пришли попрощаться с поэтом 150 000 человек.

В Ленинграде состоялся траурный митинг. Атмосфера скандала некоторое время поддерживалась, но по прошествии некоторого времени совершенно рассеялась, как ночной туман, унесенный утренним свежим ветром.


| |
Михаил – один из семи Святых архангелов и их глава. 21 ноября верующие собираются для прославления Святого архистратига Михаила.

Михаил Ярославич Тверской, первый "Великий князь всея Руси". Подробнее о Михаиле Тверском.

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586-1610) - князь, боярин, полководец. Участник подавления восстания Ивана Исаевича Болотникова. Подробнее о Михаиле Скопине-Шуйском.

Михаил Федорович - русский царь (с 1613), первый царь из династии Романовых. Подробнее о Михаиле Федоровиче.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Один из величайших русских ученых и деятелей русского просвещения XVIII века. Как поэт, Ломоносов ввел в нарождавшуюся литературу классические формы поэзии, господствовавшие на Западе в первой половине XVIII века. Подробнее о Михаиле Ломоносове.

Михаил Илларионович Кутузов (1745–1813) – русский полководец. Подробнее о Михаиле Кутузове.

Михаил Богданович Барклай Де Толли (1757-1818) (Михаэл Андреас) - российский генерал-фельдмаршал. Командир дивизии и корпуса в войнах с Францией и Швецией. В 1810-12 военный министр. В Отечественную войну 1812 года главнокомандующий 1-й армией, а в июле - августе фактически всеми действовавшими русскими армиями. В 1813-14 главнокомандующий русско-прусской армией, с 1815 - 1-й армией. Подробнее о Барклае де Толли.

Михаил Андреевич Балугянский (1769-1847) - российский экономист. Первый ректор Санкт-Петербургского университета (1819-21). Портрет Михаила Балугьянского

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) - российский государственный деятель, граф. С 1808 ближайший советник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Государственного совета. Подробнее о Михаиле Сперанском.

Михаил Петрович Погодин (1800-75) - российский историк, писатель, академик Петербургской АН (1841). Издавал журнал «Московский вестник», «Москвитянин». Чуть подробнее о Михаиле Погодине.

Михаил Васильевич Остроградский (1801-1862) - российский математик и механик, академик Петербургской АН (1830). Сформулировал общий вариационный принцип для неконсервативных систем. Труды по математическому анализу, математической физике, аналитической и небесной механике, гидромеханике, теории упругости, баллистике. Подробнее о Михаиле Остроградском.

Михаил Семенович Куторга (1809-86), российский историк античности, член-корресподент Петербургской АН (1848). Основные труды по истории архаического и классического периодов Древней Греции. Портрет Михаила Куторга.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841) русский поэт. Подробно о Михаиле Лермонтове.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (литературный псевдоним Н. Щедрин) - великий русский писатель-сатирик. Подробнее о Михаиле Салтыкове.

Михаил Александрович Врубель (1856– 1910) – русский художник.

Михаил Осипович Доливо-Добровольский - русский электротехник, создатель техники трёхфазного тока. Биография Доливо-Добровольского.

Михаил Михайлович Пришвин - русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни. Подробнее о Михаиле Пришвине.

Михаил Афанасьевич Булгаков - русский писательПисатель - человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.. Биография Михаила Булгакова.

Михаил Петрович Кирпонос - (1892-1941), военачальник, генерал-полковник (1941), Герой Советского Союза (1940). В Великую Отечественную войну командовал войсками Юго-Западного фронта (июнь - сентябрь 1941). Погиб в бою. Подробнее о Михаиле Кирпоносе.

Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958) - русский писатель, сатирик и драматург. В рассказах 20-х годов преимущественно в форме сказа создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее. «Голубая книга» (1934-35) - цикл сатирических новелл о пороках и страстях исторических персонажей и современного мещанина. Биография Михаила Зощенко.

Михаил Ильич Кошкин - конструктор среднего танка Т-34 - лучшего танка 2-й мировой войны. Лауреат Госпремии СССР (1942 г.) Посмертно. Герой Соц. Труда (1990 г., посмертно). Умер в 1940 г. при испытаниях танка. Подробнее о Михаиле Кошкине.

Михаил Иванович Жаров (1900-1981) - российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1949). Государственная премия СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1974). Подробнее о Михаиле Жарове.

Михаил Александрович Шолохов (1905-84) - русский писатель, прозаик, наиболее яркий советский писатель-неинтеллигент, сделавший жизнь донского казачества предметом пристального читательского интереса, академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда. Биография Михаила Шолохова.

Михаил Ефимович Дряничкин - командир батальона, штурмом освободивший город Катовице. Подробнее о Михаиле Дряничкине.

Михаил Андреевич Глузский - актер. Подробнее о Михаиле Глузском.

Михаил Тимофеевич Калашников - изобретатель автомата Калашникова, кавалер № 1 медали "За заслуги перед отечеством". Подробнее о Михаиле Калашникове.

Михаил (Моисей) Абрамович Швейцер - российский кинорежиссер, народный артист СССР. Подробнее о Михаиле Швейцере.

Михаил Николаевич Задорнов – современный русский писатель–сатирик.

Михаил Михайлович Козаков - актер. Работал в театрах: им. В. Маяковского, на Мал. Бронной, "Современнике". В 1991-1997 годах работал в Камерном театре Тель-Авива. Снимался в кинофильмах "Человек-амфибия", "Покровские ворота", "Визит дамы" и т.д. Подробнее о Михаиле Козакове.

Михаил Александрович Ульянов – народный артист СССР, художественный руководитель театра им. Вахтангова. Чуть подробнее о Михаиле Ульянове.

Михаил Иванович Пуговкин (Пугонькин) - актер, народный артист СССР. Подробнее о Михаиле Пуговкине.

Михаил Горбачев - первый Российский президент. Подробнее о Михаиле Горбачеве.

Михаил Звездинский - певец. Подробнее о Михаиле Звездинском.

Михаил Ширвиндт - актер и сатирик. Подробнее о Михаиле Ширвиндте.

Михаил Михайлович Державин - актер Московского театра сатиры. Подробнее о Михаиле Державине.

Михаил Иванович Кононов - российский актер театра и кино. Заслуженный артист России. Подробнее о Михаиле Кононове.

Михаил Николаевич Барышников - российский и американский артист балета, балетмейстер. Подробнее о Михаиле Барышникове

Михаил Сергеевич Боярский - российский актер театра и кино, народный артист России (1990). Подробнее о Михаиле Боярском.

Михаил Васильевич Алексеев (1857-1918). Генерал царской армии, фактически руководивший русской армией в войне 1914 - 1918 г.г. С осени 1915 года, когда Николай II удалил с поста верховного главнокомандующего вел. кн. Николая Николаевича и сам занял этот пост, Алексеев стал начальником штаба главковерха (фактически же - руководителем всех военных операций) и сохранял эту должность почти бессменно и после Февральской революции, вплоть до корниловского мятежа, после которого оставил этот пост. К Февральской революции относился отрицательно, всячески старался уберечь солдат от "агитаторов" и восстановить старую власть офицерства. После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. после корниловского мятежа в августе 1917 года Михаил Алексеев непродолжительное время был верховным главнокомандующим, затем был начальником штаба верховного главнокомандующего Керенского. Под его руководством начала формироваться на Дону в конце 1918 года "добровольческая армия", позже перешедшая под командование Деникина.

Михаил Петрович Арцыбашев (1878-?) - писатель, один из наиболее типичных представителей идейного и литературного течения, возникшего в России после поражения революции 1905 г. Главные мотивы его творчества - проповедь анархического индивидуализма, призыв к освобождению от всех социальных обязанностей во имя эгоистического пользования жизнью, культ эротических наслаждений. Произведения Арцыбашева, особенно его роман "Санин", пользовались большим успехом в интеллигентских кругах и породили среди молодежи и в литературе соответствующие настроения, известные под именем "арцыбашевщины" или "санинщины".

Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич (1870-1956). Крупный военный специалист. Окончив сначала Константиновский Межевой Институт, поступил в Академию Генерального Штаба, которую окончил в 1898 г. До войны 1914 г. служил офицером, а также преподавателем военных наук в различных военно-учебных заведениях. Во время войны был назначен генерал-квартирмейстером армии ген. Рузского и руководил Львовской операцией и операцией при Раве Русской. В корниловские дни Михаил Бонч-Бруевич был назначен главнокомандующим армиями Северного фронта. После Октябрьской революции занимал должность Начальника штаба Главковерха. В марте 1918 г. вошел в Высший Военный Совет в качестве военного руководителя. С июня по август 1919 г. занимал должность начальника штаба Реввоенсовета.

Михаил Осипович Гершензон (1869 - 1924) - историк литературы, автор целого ряда исследований по истории русской литературы и общественной жизни первой половины XIX в., имеющих большую научную и художественную ценность. Его главные труды: "П. Я. Чаадаев", "Образы прошлого", "Грибоедовская Москва", "Мудрость Пушкина". По своим философским убеждениям Михаил Гершензон примыкал к "неославянофильству" Струве, Булгакова и Бердяева и был одним из участников сборника "Вехи". После Октябрьской революции был действительным членом Академии Художественных Наук и заведывал там секцией русской литературы.

Михаил Иванович Калинин (1875-1946). Член партии с 1898 г. Член петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Агент "Искры". В 1912 г. - член Русского бюро ЦК РСДРП. С 1919 г. - председатель ВЦИК, с 1922 г.- ЦИК СССР. С 1938 г. - Михаил Калинин председатель Президиума Верховного Совета СССР. С 1919 г. - член ЦК, с 1926 г. - член Политбюро ЦК партии.

Михаил Киселевич - один из активных работников Петербургского Совета Рабочих Депутатов в 1905 г., делегат союза печатного дела, по профессии наборщик. По делу Совета Рабочих Депутатов был приговорен к ссылке на поселение в Сибирь.

Михаил Михайлович Лашевич (1884-1928). Член РСДРП с 1901 г. Участник революции 1905-1907 гг. После Февральской революции - председатель фракции большевиков Петроградского Совета. Во время Октябрьской революции - член Петроградского ВРК, член президиума Петроградского Совета и ВЦИК. С 1918 г. - на руководящей работе в Красной Армии. В 1922-1925 гг. - Михаил Лашевич председатель Сибревкома. С 1925 г. - заместитель наркома по военным и морским делам, заместитель председателя РВС СССР. В 1918-1919 гг. и с 1923 г.- член ЦК. в 1925-1927 гг. - кандидат в члены ЦК партии. Член ВЦИК, ЦИК СССР.

Михаил Артемьевич Муравьев (1880-1918). Офицер царской армии, подполковник. Во время Октябрьской революции предложил свои услуги Советскому правительству и был назначен начальником обороны Петрограда, затем командовал войсками, участвовавшими в ликвидации мятежа Керенского - Краснова. В начале 1918 г. командовал войсками, действовавшими против Украинской Центральной Рады и генерала Каледина. В период чехо-словацкого восстания был назначен командующим войсками Восточного фронта. В связи с лево-эсеровским восстанием 6 - 8 июля, по постановлению ЦК эсеров, Михаил Муравьев открыл 12 июля чехо-словацкий фронт, отдав распоряжение под предлогом начавшегося, якобы, немецкого наступления снять войска с фронта и направить их в Москву. Не встретив поддержки в войсках, застрелился. (При аресте оказал сопротивление и был убит.).

Михаил Петрович Погодин (1800 - 1875) - историк, археолог и журналист, издатель "Москвитянина", органа правого крыла русских славянофилов. Неоднократно осмеянный в "Свистке" Добролюбова, он впервые пустил в оборот термин "свистопляска" для обозначения литературной манеры того времени.

Михаил Николаевич Покровский (1868-1932). Автор известной четырехтомной работы "Русская История". Покровский является одним из старых большевиков, участник революции 1905 г. В 1909 г. он примкнул к группе Богданова, но скоро покинул эту группу. Во время войны Покровский был сотрудником парижской интернационалистской газеты "Наше Слово". В 1917 г.-депутат Моссовета. С ноября 1917 г. по июнь 1918 г. Михаил Покровский председатель Моссовета, СНК Москвы и Московской области. В 1918-1932 гг. -- заместитель наркома просвещения РСФСР. Один из инициаторов создания и руководитель Коммунистической академии. Института красной профессуры и других научных учреждений. Автор многих научных трудов. Член Президиума ВЦИК, ЦИК СССР.

Михаил Александрович Стахович (1861-?) - либерал, скатившийся к крайним правым в 1905 году. С 1892 г. по 1895 г. елецкий предводитель дворянства, с 1895 г. орловский губернский предводитель. В тот наиболее реакционный период самодержавного строя Стахович являлся в глазах Сипягина, Плеве и т. п. - революционером. Его речь на миссионерском съезде в 1900 году чуть не повлекла за собой его разжалование из предводителей дворянства. За участие в земском съезде в 1902 г. он получил "высочайший" выговор. В 1904 г. напечатал в N 2 "Права", 1904 г., резкую статью по поводу избиения в Орле полицией и жандармами ни в чем неповинного мусульманина-сарта. N 2 "Права" из-за этой статьи был конфискован, и статья появилась в N 44 заграничного "Освобождения". Нараставшая волна общественного движения заставила Стаховича открыть свое настоящее лицо: прежний либерал оказался по своим воззрениям архи-консервативным дворянином. На губернских земских собраниях Стахович был в числе тех, которые отстаивали за Государственной Думой только совещательное право. На губернских собраниях он высказывался против уравнения женщин с мужчинами в политических правах. Стахович был одним из организаторов "Союза 17 октября". Выбранный в I Государственную Думу от Орловской губ., он занял видное место в немногочисленном правом крыле I Думы. 14 июня 1906 г. Стахович с Гейденом и Львовым основал думскую фракцию "мирного обновления", одновременно оставаясь в "Союзе 17 октября". С ними же 10 июля того же года Михаил Стахович выпустил воззвание от партии "мирного обновления", в котором заявлялось о полном подчинении воле царя (в противовес выборгскому воззванию). В начале 1907 г. Стахович был избран от орловской губернии во II Государственную Думу. После Февральской революции 1917 года был финляндским генерал-губернатором при Временном Правительстве.

Михаил Иванович Терещенко (1886-1956). Русский предприниматель, сахарозаводчик. Был близок к партии прогрессистов. Во всех трех коалиционных правительствах занимал пост министра иностранных дел. Перед Февральской революцией участвовал вместе с Гучковым и Крымовым в заговоре, подготовлявшем дворцовый переворот с целью устранения Николая II при сохранении монархии. В 1917 г. - министр финансов, затем министр иностранных дел Временного правительства. После Октябрьской революции 1917 г. Михаил Терещенко в эмиграции.

Михаил Павлович Томский (Ефремов) (1880-1936). Член партии с 1904 г. Участник революции 1905-1907 гг., десять лет провел в тюрьме и ссылке, и Октябрьской революции 1917 г. В 1918-1921 и в 1922-1929 гг. - председатель ВЦСПС. В 1921 г. - председатель Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК РСФСР. В 1929-1930 гг. - заместитель председателя ВСНХ СССР. С 1932 г. - заведующий ОГИЗ. В 1919-1934 гг. - член ЦК, с 1934 г. - кандидат в члены ЦК, в 1922-1930 гг. - член Политбюро ЦК партии. Член ВЦИК, ЦИК СССР. В обстановке массовых репрессий Михаил Томский покончил жизнь самоубийством (после осуждения в Московском Процессе 1936 года).

Михаил Николаевич Тухачевский (1893-1937). Выпускник Александровского военного училища (1914 г.), вступил в престижный Семеновский гвардейский полк и дослужился до звания поручика во время Первой Мировой войны, оказался в немецком плену, вернулся в Россию после революции и вступил в 1918 г. в Красную Армию. Член партии с 1918 г. В годы гражданской войны командовал рядом армий в боях на Поволжье, Юге, Урале, в Сибири, войсками Кавказского и Западного фронтов. В 1925- 1928 гг. - начальник штаба РККА. С 1931 г. - заместитель наркома по военным и морским делам и председатель РВС СССР. С 1934 г. - заместитель, с 1936 г. - первый заместитель наркома обороны СССР. С 1934 г. - кандидат в члены ЦК ВКП(б). Член ВЦИК. ЦИК СССР. Михаил Тухачевский репрессирован, казнен в июне 1937 г.; посмертно реабилитирован.

Михаил Васильевич Фрунзе (1885-1925). Член партии с 1904 г. Участник Октябрьской революции 1917 г. в Иваново-Вознесенске и Москве. В период гражданской войны - командующий Южной группой войск Восточного фронта и Восточным фронтом при разгроме армии Колчака. В 1919-1920 гг. - командующий Туркестанским фронтом, в 1920 г. - Южным фронтом при разгроме войск Врангеля. В 1924-1925 гг. - заместитель председателя и председатель РВС СССР, заместитель наркома и нарком по военным и морским делам, одновременно - начальник Штаба РККА, член СТО. С 1921 г. - член ЦК, с 1924 г. - кандидат в члены Политбюро ЦК РКП(б). Член ВЦИК и Президиума ЦИК СССР. Умер Михаил Фрунзе в ноябре 1925 г. во время операции - врачи опасались, что его сердце не выдержит эффекта хлороформа (по мотивам этого случая написана книга Бориса Пильняка "История непогашенной луны").

Михаил Ильич Ромм (1901-71) - российский кинорежиссер, народный артист СССР. Фильмы: «Тринадцать», «Ленин в Октябре» «Обыкновенный фашизм» (1966). Подробнее о Михаиле Ромме

Князь Владимир Святославович (Ок. 952-1015) - Креститель Древней Руси

У русского князя Святослава, правившего в Киеве, было три сына – Ярополк, Олег и Владимир. Сразу после смерти Святослава братья пошли войной друг на друга, каждый хотел править в Киеве, стать единовластным князем. Владимир в этой борьбе проявил большую дальновидность и оказался победителем. Он принял христианство, крестил Русь и всячески способствовал образованию простых людаей.

Князь Иван III Васильевич (1440-1505) - Объединитель земель русских

Великий князь Московский Василий II, прозванный Темным, еще при жизни привлекал своего сына Ивана к управлению делами государства. Тем самым он подтверждал его законные права на престолонаследие. Все деловые бумаги подписывались ими обоими. В полные права Иван вступил после смерти отца, когда ему было 22 года. Иван III начал объединять русские земли вокруг Москвы, превращая ее в столицу общерусского государства. При нем Московское княжество избавилось от монголо-татарского ига. Он умел внимательно выслушивать советы своих бояр. В зрелом возрасте князь Иван 3 не любил принимать участие в военных походах, считая, что сражаться должны полководцы, а государь дома должен решать важные дела. За 43 года его правления Московское княжество освободилось от власти ордынских ханов, значительно расширилось и укрепилось. При нем был принят свод законов «Судебник», появилась поместная система землевладения.

Петр I (1672-1725) - «Чего я хочу, то должно быть»

Петр 1 поистине был великим. У Петра все было великое – рост, войско, сражения, территории, замыслы. Он стремился не только расширить границы Российского государства, но и сделать в нем жизнь подобно той, что видел в Европе. Он многому учился сам и учил других. Однако в своем стремлении быстрее внедрить новые порядки доходил нередко до крайности, кровавые расправы в его время были не редкостью. Он во всем торопился, словно чувствовал, что судьба отпустила ему не очень большой срок жизни.

Екатерина II (1729-1796) - Просвещенная Монархиня

28 июня 1762 года в Санкт-Петербурге произошел бескровный дворцовый переворот. Супруга императора Петра III Екатерина Алексеевна с помощью гвардейцев отстранила от власти мужа и объявила себя самодержавной императрицей. Оказавшись на российском престоле, Екатерина II старалась завоевать преданность и любовь подданных. Она осуществила многие экономические преобразования, всячески способствовала развитию торговли, в России были отменены пытки и казни, появились выборные суды. Период ее правления был назван «золотым веком», а саму императрицу назвали Великой.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - Солнце русской поэзии

Время неумолимо удаляет нас от Пушкина, поэта, драматурга, прозаика, но его творческий гений от этого проявляется все отчетливее. Его стихи, поэмы и повести показывали разные стороны российской действительности, светской жизни и крестьянского быта, в них отражалась мятущаяся душа поэта, глубокие чувства и переживания. Его поэзия и проза были с восторгом восприняты читателями XIX века. Именно тогда и был создан ореол его величия, его стали считать родоначальником русской литературы, создателем современного литературного языка. Неслучайно время, в которое он жил, называется «пушкинской эпохой».

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) - Хирург от Бога

Николай Иванович Пирогов часами работал в анатомическом театре, резал мягкие ткани, исследовал больные органы, пилил кости, искал замену поврежденным суставам. Анатомия стала для него практической школой, заложившей основы его дальнейшей успешной хирургической деятельности. Пирогов первым выступил с идеей пластических операций, применил наркоз в военно-полевой хирургии, впервые наложил гипсовую повязку в полевых условиях, высказал предположение о существовании болезнетворных микроорганизмов, вызывающих нагноение ран. Его труды, различные медицинские атласы выдвинули русскую хирургию на одно из первых мест в мире.

Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881) - Защитник бедных людей

Несмотря па широкую известность Федора Достоевского в России, всемирное признание и интерес к его творчеству пришли уже после его смерти. Все отмечали его глубокий психологизм, страстность в изображении «униженных и оскорбленных». Немецкий философ Фридрих Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он чему-то научился. Произведения Федора Михайловича оказали заметное влияние на писателей: австрийца Стефана Цвейга, француза Марселя Пруста, англичанина Оскара Уайльда, немцев Томаса и Генриха Маннов.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - Проповедник нравственности

Известный русский театральный режиссер и создатель системы актерской игры Константин Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» писал, что в тяжелые годы первых революций, когда отчаяние охватывало людей, многие вспоминали, что в это же время вместе с ними живет Лев Толстой. И становилось легче на душе. Он был совестью человечества. В конце XIX и в начале XX века Толстой сделался выразителем дум и надежд миллионов людей. Он был нравственной опорой для многих. Его читала и ему внимала не только Россия, но и Европа, Америка и Азия.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - Законодатель в химии

Дмитрий Иванович Менделеев был разносторонним ученым: в лаборатории он изучал новые свойства материалов, на заводах и фабриках анализировал результаты их использования, за письменным столом тщательно обобщал информацию. Каждый год он путешествовал по различным регионам страны, выезжал за рубеж. Созданная им Периодическая система химических элементов – гениальное открытие – установила зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра и была принята во всем мире. Собрание его научных работ составляет 25 томов.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) - Композитор на все времена

Зарубежные исполнители фортепианной музыки, скрипачи, виолончелисты и вокалисты хорошо знают Международный музыкальный конкурс имени П. И. Чайковского, который проводится в Москве каждые 4 года. Симфонические произведения русского композитора давно звучат в концертных залах многих ведущих столиц мира, его оперы и балеты – в репертуаре выдающихся оперных театров планеты. Чайковский оставил после себя огромное музыкальное наследие, которое стало частью общемировой культуры.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) - Учитель теории рефлексов

Удостоенный звания лауреата Нобелевской премии в области медицины и физиологии за 1904 год, создатель науки о высшей нервной деятельности, российский ученый Иван Павлов был признан старшиной физиологов всего мира.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - Открыватель биосферы

В историю российской и мировой науки Владимир Вернадский вошел как выдающийся естествоиспытатель, мыслитель, общественный деятель. Он изучал такие специальные отрасли знаний о Земле, как геология, кристаллография, минералогия, геохимия, биология. И определил пути общей эволюции Земли, ввел понятия «биосфера» и «ноосфера» – области распространения жизни на Земле как результат эволюционного воздействия на нее со стороны человека. Он был провозвестником новой отрасли науки – экологии.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924) - Практик построения коммунизма

Владимир Ильич Ленин – самый известный политический деятель XX века. На протяжении свыше 70 лет в Советском Союзе он считался непревзойденным гением, поставившим цель построить в России коммунизм. В 1917 году Ленин взял на себя непосильную задачу – сделать отсталую аграрную Россию социалистической, а затем коммунистической. Он мечтал, что трудящиеся будут получать все по своим потребностям. Идея оказалась несостоятельной. Правда, после Ленина страна постепенно перешла на индустриальный путь развития. Коммунизма не достигли, но ценой огромных усилий, в том числе миллионных человеческих жертв, СССР приблизился к передовым позициям на мировой арене.

Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) (1878 -1953) - Вдохновитель всех побед

Генеральный секретарь ЦК Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), глава Советского правительства Иосиф Сталин вывел страну на индустриальный путь развития, с его именем советский народ победил в Великой Отечественной войне, он вызвал массовый трудовой героизм, при нем страна стала сверхдержавой. Но он же насадил в стране тоталитарный, диктаторский режим, проводил насильственную коллективизацию, при нем в стране разразился голод, проводились массовые репрессии, мировое сообщество разделилось на два лагеря – социалистический и капиталистический. В истории Сталин так и остался двоякой личностью: победителем в войне и тираном собственного народа.

Сергей Павлович Королёв (1906-1966) - Главный конструктор

Сергей Павлович Королёв был выдающимся инженером-конструктором, мечтавшим покорить космос. Он внес огромный вклад в организацию производства ракетно-космической техники и ракетного оружия в Советском Союзе. Он первым в мире запустил на земную орбиту спутники, научные станции, космические корабли. Сообщения об этом потрясли весь мир. Он мечтал осваивать просторы Вселенной с помощью автоматических аппаратов и начал готовить полет на Марс, но осуществить задуманное не успел.

фото из интернета

Невероятные факты

Всем известно, что порой знаменитостям нужно менять свое имя, чтобы пробиться в Голливуде и на сцене.

Если у кого-то уже есть ваше имя и фамилия, вам нужно как-то выделиться.

Одни меняют свое имя на более короткое и запоминающееся, другие заменяют имя или фамилию, а третьи вообще придумывают совершенное новое имя.

Вот настоящие имена знаменитостей, о которых вы вероятно, не догадывались.


Настоящие имена и фамилии знаменитостей

1. Меган Маркл

Настоящее имя: Рэйчел Меган Маркл



Согласно сведениям Меган является ее средним именем, а по первому имени она - Рэйчел.

2. Принц Гарри

Настоящее имя: Генри Чарльз Альберт Давид



Гарри, на самом деле, является его прозвищем, что подтверждено на его официальном сайте.

3. Мила Кунис

Настоящее имя: Милена Марковна Кунис



4. Эмма Стоун

Настоящее имя: Эмили Джин Стоун



Актриса решила сократить свое имя с Эмили Дж. Стоун до Эммы Стоун, хотя близкие называют ее просто Эм.

5. Брэд Питт

Настоящее имя: Уильям Брэдли Питт


6. Эштон Кутчер

Настоящее имя: Кистофер Эштон Кутчер



7. Кит Харрингтон

Настоящее имя: Кристофер Кейтсби Харрингтон



Интересно, что Кит не знал своего настоящего имени до11 лет. Его назвали Кристофером в честь английского драматурга Кристофера Марло, чье имя сокращается до Кит.

8. Элтон Джон

Настоящее имя: Реджинальд Кеннет Дуайт


Известно, что Элтон Джон выбрал свое сценическое имя, соединив имена саксофониста Элтона Дина и Длинного Джона Болдри.

9. Кэти Перри

Настоящее имя: Кэтрин Элизабет Хадсон



Кэти поменяла свою фамилию на девичью фамилию матери Перри, так как не хотела, чтобы ее путали с актрисой Кейт Хадсон.

Как зовут знаменитостей

10. Риз Уизерспун

Настоящее имя: Лора Джин Риз Уизерспун


11. Певица Лорд

Настоящее имя: Элла Мария Лани Йелич-О"Коннор


На вопрос, почему она выбрала этот псевдоним, певица ответила, что ее имя слишком скучное, и фанатам будет сложно выкрикивать его на фестивале.

Настоящее имя: Дестини Хоуп Сайрус


Майли является прозвищем, которое ей дал отец в детстве, так как она была улыбчивым ребенком.

13. Натали Портман

Настоящее имя: Нета-Ли Хершлаг



14. Дженнифер Анистон

Настоящее имя: Дженнифер Линн Анастасскис


15. Леди Гага

Настоящее имя: Стефани Джоанн Анджелина Джерманотта


16. Адель

Настоящее имя: Адель Лори Блу Эдкинс


17. Джиджи Хадид

Настоящее имя: Джелена Хадид


Современная супермодель с рождения носит имя Джелена, но в начальных классах ее часто путали с другой девочкой с таким же именем. Поэтому мама решили называть ее Джиджи, а это прозвище так и осталось.

18. Ники Минаж

Настоящее имя: Оника Таня Мараж



Фамилия Мараж имеет индийское происхождение, а имя Оника - африканское.

19. Рианна

Настоящее имя: Робин Рианна Фенти



20. Лана Дель Рей

Настоящее имя: Элизабет Вулридж Грант