4 система частей речи в русском языке. Принципы классификации частей речи

Части речи – самые крупные грамматические классы слов характеризующиеся следующими тремя признаками: 1 обобщенным грамматическим значением абстрагированным от лексических значений слов и от категориальных морфологических значений; 2 определенным составом морфологических категорий; 3 общностью основных синтаксических функций. Традиционным и наиболее широко принятым является деление слов русского языка по семантикограмматическим признакам на 10 частей речи. Все части речи подразделяются на знаменательные 6 служебные 3 и междометие.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Система частей речи в русском языке. Части речи – самые крупные грамматические классы слов, характеризующиеся следующими тремя признаками:

1) обобщенным грамматическим значением, абстрагированным от лексических значений слов и от категориальных морфологических значений;

2) определенным составом морфологических категорий;

3) общностью основных синтаксических функций.

Традиционным и наиболее широко принятым является деление слов русского языка по семантико-грамматическим признакам на 10 частей речи. Все части речи подразделяются на знаменательные (6), служебные (3) и междометие. Знаменательные слова являются самостоятельными членами предложений. Служебные слова объединяет то, что они служат лишь для выражения разного рода грамматических отношений либо участвуют в образовании форм других слов, т.е. не являются членами предложений. Они все неизменяемы (предлоги, союза, частицы).

Модальные слова (возможно, конечно) выражают отношение говорящего к содержанию высказывания, в предложении являются вводными элементами.

Звукоподражательные слова – слова, передающие звуки и шумы (тик-так, ку-ку, динь-динь ).

Нередко слова переходят из одной части речи в другую.

Нерешенные вопросы морфологии:

1 Проблема статуса причастия и деепричастия.

3 Следует ли местоимение выделять в отдельную часть речи.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11159. Фразеологизмы с семой – зоонимом в русском и английском языке 50.13 KB
Фразеология – важная и неотъемлемая часть любого языка как родного так и иностранного. Фразеологию нередко описывают как “сокровищницу†или “банк†языка в которые веками попадают все новые и новые фразеологические единицы необходимые как для употребления в повседневном общении так и в литературных работах. Важно отметить что изучение фразеологии как отдельной науки...
19898. Терминология сферы издательского дела в русском языке 134.11 KB
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: наблюдения и эксперимента а также описательный структурный стилистический и метод анализа словарных дефиниций. Материалом исследования послужили лексические единицы взятые из печатных изданий и электронных словарей: Настольная книга издателя Е. Известный терминовед Владимир Моисеевич Лейчик так объясняет необходимость изучения термина: Изучение терминологии необходимо так как термин неизбежно связан с какой-либо сферой знаний или...
21644. ТИПЫ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМАХ И ПРАВИЛАХ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЙ 53.62 KB
Ни одно слова в русском языке не существует отдельно изолированно от его общей единой системы. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных причин и признаков. Лексическая система выделяет группы слов связанных общностью или противоположностью значения; сходных или противопоставленных по стилистическим свойствам; объединенным общим типом словообразования; связанных общностью происхождения особенностями функционирования в...
19124. Выявление основных соматических фразеологизмов с компонентом «нога» и анализ с точки зрения их употребления в современном русском языке 46.17 KB
Так как только благодаря ему мы можем общаться. Актуальность темы исследования обусловлена важностью употребления фразеологизмов в нашей речи ведь именно свойства фразеологизмов такие как образность экспрессивность и слитность значения делают нашу речь ярче эмоциональней более образной и выразительной. Методы исследования: фразеология пользуется различными методами исследования например компонентным анализом значения представляющим слово-компонент фразеологизма на уровне семантических множителей или же выделяющим слово как элемент...
12604. Специфика женского типа речи в японском языке 70.17 KB
Выделить основные теории и концепции, необходимые для проведения анализа полученных данных. Провести наблюдение за речевой деятельностью и коммуникативным поведением японцев. Проанализировать полученные в ходе наблюдения результаты и сделать выводы.
6477. Система команд микроконтроллеров MCS-51 и основы программирования на языке Ассемблер 380.51 KB
Характеристика системы команды микроконтроллеров MCS51 Микроконтроллеры семейства MCS51 относятся к классу процессоров с аппаратным принципом управления. Каждая команда несет в себе два “сообщения†для процессора: действие которое нужно выполнить – зашифровано в коде операции; как получить операнды для выполнения этого действия – эта информация содержится в адресной части команды. Для удобства составления программ каждому двоичному коду операции поставлено в соответствие буквенное обозначение команды – т. мнемоника...
1040. Методы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста, как средство формирования связной речи 50.18 KB
Выделяются две основные сферы общения дошкольника - со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями
7603. Дидактическая игра как средство развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня 201.45 KB
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
4758. Особенности содержания и строения формы некоторых частей в Сонатах Л.В.Бетховена 35.56 KB
Мелодия – под мелодией принято понимать ритмически организованную последовательность звуков, различных по высоте. Мелодия является основным носителем образа музыкального произведения. Как развивающееся во времени понятие, мелодическая линия имеет свою кульминацию
13786. Проблема классификации часов и их частей в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 40.65 KB
Потребительские свойства часов. Условия транспортировки и хранения часов и их частей. Классификация часов и их частей в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Виды и расположение часов и их частей в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Особенности классификации часов и их частей в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Проблем классификации часов и их...

Система частей речи современного русского языка.

Система частей речи - объединение слов в классы по семантико-грамматическому признаку. Слова одной части речи объединены:

1) общим грамматическим значением

3) общая синтаксическая функция

Среди частей речи выделяют знаменательные и служебные.

Слова знаменательных частей речи имеют самостоятельное лексическое значение и могут выступать в роли членов предложения. Делятся на именные и глагольные (+ причастие, которое находится между ними).

В отличии от знаменательных частей речи слова служебных частей речи - предлоги, союзы, частицы не имеют самостоятельного лексического значения (ничего не называют), а служат для выражения синтаксических отношений: связи слов, связи частей предложения или для образования аналитических форм.

К служебным частям речи относятся:

· Предлоги. Относятся только к существительным. Нужны, чтобы приспособить существительное к формам других слов.

· Союзы. Связывают однородные члены и части предложения.

· Частицы. Делятся на формообразующие и модальные (отношение говорящего к тому, что он говорит).

Следует учитывать, что междометия – это НЕ часть речи, а группа слов, так как у междометий нет лексического содержания.

Междометия – это группа слов, которые обозначают эмоциональные или волевые реакции человека.

Иногда к междометиям относят и звукоподражательные слова (пиф-паф, мяу), но это не правильно, так как подобные слова не являются выражением эмоциональной реакции говорящего. Междометия обычно не являются членами предложения, хотя интонационно всегда связаны с предложением, к которому примыкают.

Виды междометий:

· Выражающие волевые реакции (кыш, марш, караул)

· Условно глагольные междометия – основы некоторых глаголов в чистом виде (прыг, скок, хвать, бух, цап, шасть). В предложениях всегда бывают простым глагольным сказуемым. Язык подобен окружающему миру, поэтому короткие слова означают краткость события, а также неожиданность и репортажность (сообщение очевидца).

Не следует путать междометия со звукоподражательными словами – этот слова, имитирующие звук, издаваемый животными или предметами. (буль-буль, тик-так, пиф-паф, кхе-кхе, апчхи, ха-ха-ха, мяу, ква, кукареку и т.д.)

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

8. Система частей речи современного русского языка (знаменательные и служебные, именные и глагольные части речи, их грамматические категории). Междометие как особая группа слов.

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по морфологии современного русского языка

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.07 Мб

    1. Предмет морфологии и её место в грамматике. 2. Части речи в русском языке. Грамматические принципы их выделения. 4. Знаменательные и служебные части речи. Сравнительная характеристика. 5. Имя

  • Ответы к экзамену по русскому языку и культуре речи

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

    1 Русский язык среди других языков мира. Русский язык в современном обществе. 2 Язык и речь в трактовке современных лингвистов. Уровневый характер языка. Функции языка. 3 Национальный язык и его

  • Русский язык и культура речи

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.08 Мб

    1. Язык и речь, виды речи. 2. Функции языка и речи: 3. Речевая деятельность и ее значение для человека. 4. Формы, типы и виды речевой деятельности. 5. Литературный язык. Основные свойства

  • Прагмалингвистнческие аспекты письменного делового общения на материале англоязычных текстов контрактов и деловой корреспонденции)

    Драбкина Инна Владимировна | Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Самара - 2001 | Диссертация | 2001 | Россия | docx/pdf | 4.84 Мб

    Специальность 10.02.04 - германские языки. Современный этап развития общества в России связан с коренными преобразованиями экономики и развитием торгово-рыночных отношений как в пределах страны, так

  • Проблемы обеспечения единства федерального н регионального избирательного законодательства

    Судакова Светлана Викторовна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург - 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 4.98 Мб

    12.00.02 - Конституционное право; муниципальное право. Актуальность темы диссертационного исследования Конституция Российской Федерации предопределила наличие законодательных актов, регулирующих

  • Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации (комплексное теоретическое исследование)

    Чередниченко Екатерина Евгеньевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 6.42 Мб

    12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Актуальность темы исследовании. До УК РФ 1996 года ни один уголовно-правовой акт не содержал норм, закрепляющих принципы

  • Луткова Оксана Викторовна | Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Москва - 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 4.15 Мб

    Специальность; 12.00.10 - Международное право; европейское право. Актуальность темы Доктрина об источниках международного права представляет собой значимую часть всей науки международного права в

  • Проектирование и реализация системы профильной дифференциации математической подготовки студентов технических и гуманитарных специальностей университета

    Тамер Ольга Салихьяновна | Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. Тольятти - 2002 | Диссертация | 2002 | Россия | docx/pdf | 6.24 Мб

    Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Актуальность исследования. Современное состояние науки и производства ставит перед непрерывным математическим

  • Организационное единство в системе обязательных признаков юридического лица

    Збарацкая Лариса Анатольевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Хабаровск - 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 6.33 Мб

    Специальность 12.00.03- гражданское право; семейное право; международное частное право; предпринимательское право. Актуальность темы исследования. Юридические лица как субъекты гражданского права

  • Разработка многоагентных комплексов защиты автоматизированных систем от преднамеренных деструктивных воздействий

    Ульянов Юрии Борисович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Санкт-Петербург - 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 8.96 Мб

    Специальность 05.13.19 - методы и системы защиты информации, информационная безопасность. Необходимость обеспечения информационной безопасности Российской Федерации требует поиска качественно новых

Среди частей речи принято различать слова знаменательные (полнозначные, самостоятельные) и служебные (несамостоятель­ные).

К знаменательным словам относятся имена существитель­ные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, причастия, деепричастия, наречия, категория состоя­ния. Они 1) отражают различные явления объективной действи­тельности (предметы и их качества, процессы, состояние и т. д.), обладают номинативной (назывной) функцией; 2) явля­ются членами предложения. По характеру значения среди зна­менательных частей речи выделяются местоимения и числитель­ные. Местоимения ничего не называют, а только указывают на предметы, признаки, отношения, что лишь условно можно рас­сматривать как их номинативное значение. Числительные выра­жают числовое значение.

К служебным словам относятся предлоги, союзы, части­цы. Они не имеют самостоятельной номинативной функции, не являются членами предложения и как бы «обслуживают» само­стоятельные слова, удовлетворяя их грамматические потребно­сти. Предлоги выражают падежные значения имен существитель­ных. Союзы служат для связи слов и различных синтаксичес­ких конструкций. Частицы выражают разнообразные смысловые, модально-волевые, эмоционально-экспрессивные значения.

Особняком стоят в системе частей речи модальные слова, междометия и звукоподражания.

Модальные слова выражают отношение высказывания к действительности, устанавливаемое говорящим (очевидно, веро­ятно, конечно, разумеется и т. п.). Модальные слова не изме­няются, не являются членом предложения, грамматически не связаны с другими словами, в составе предложения, как прави­ло, выделяются интонационно, обычно выполняют функцию вводных слов.

Междометия служат для выражения различных чувств и волевых побуждений (ах, ох, ну, эх, айда, цып-цып, кис-кис и т. п.). Как и модальные слова, они не являются членами пред­ложения, в высказывании выделяются особой интонацией. Од­нако в отличие от модальных слов междометия и звукоподра­жания, хотя и слабо, все же грамматически связаны с другими словами.

Звукоподражания как бы воспроизводят с помощью язы­ковых средств различные звуковые явления (ку-ку, кукареку, мяу, динь-динь-динь, дзинь и др.). Их нецелесообразно объеди­нять с междометиями, так как они не обозначают ни эмоций, ни волеизъявлений.

9. Из истории изучения частей речи в русском языкознании

Современное учение о частях речи формировалось в тече­ние длительного времени и имеет традиции, знание которых необходимо для правильного понимания системы частей речи, тенденций ее развития. Русские языковеды внесли большой вклад в разработку общей теории частей речи, создав грамматическое учение, правильно отражающее систему морфологических клас­сов слов в русском языке.

В русском языкознании учение о частях речи возникло под влиянием античных грамматик. Однако уже в первых русских грамматиках намечаются пути совершенствования этого учения, стремление к более точному отражению особенностей русского языка. Впервые на обширном материале русского языка части речи были подвергнуты глубокому анализу в «Российской грамматике» (1755) М. В. Ломоносова. Ломоносов выделял 8 частей речи: имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, пред­лог, союз и междометие. В его грамматике подробно рассмотре­ны важнейшие морфологические особенности слов всех назван­ных частей речи.

А.Х. Востоков, развивая учение М. В. Ломоносова, в само­стоятельную часть речи выделил в «Русской грамматике» (1831) имена прилагательные (в грамматике Ломоносова они составля­ли с существительными единый класс имен). А.Х. Востоков вывел из состава частей речи причастия, которые он рассматривал как особый разряд прилагательных. В прилагательных А.Х. Восто­ков различал 5 групп: качественные, притяжательные, относи­тельные, числительные (количественные и порядковые) и при­лагательные действенные, т. е. причастия.

В труде Г.П. Павского «Филологические наблюдения над составом русского языка» (1841 -1842) содержатся ценные соображения о грамматической природе глагола, местоимений и других частей речи. Г. П. Павский обосновал грамматическую самостоятельность имен числительных.

В становлении учения о частях речи важное место занимает «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858) Ф. И. Буслаева, «Из записок по русской грамматике» (т. II, 1888) А. А. Потебни. Справедливо критикуя Ф. И. Буслаева, кото­рый относил местоимения и числительные к служебным словам, А. А. Потебня глубоко раскрывает грамматическую сущность этих частей речи.

Существенный вклад в учение о частях речи внесли Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, A.M. Пешковский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов и др.

Опираясь в основном на формальные показатели, Ф. Ф. Фортунатов в составе частей речи выделял полные слова (гла­голы, существительные, прилагательные, инфинитив, причастие, наречие, деепричастие), которые он делил на спрягаемые, скло­няемые и несклоняемые, частичные слова (предлоги, союзы, связки, частицы, модальные слова), междометия.

Подробно охарактеризованы все классы слов в «Синтаксисе русского языка» (1941) А. А. Шахматова, который полагал, что части речи проявляют себя лишь в синтаксисе. Он различал слова знаменательные (существительные, прилагательные, глагол, на­речие), незнаменательные (местоимения, числительные, местоимен­ные наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы, связки, префиксы), междометия. В системе частей речи А. А. Шахматова очень широко очерчены границы наречий. В эту часть речи включены модальные слова, слова категории состояния и даже отдельные междометия.

В уточнении состава частей речи и разработке принципов их классификации большая заслуга принадлежит Л. В. Щербе. Свои взгляды на части речи он изложил в статье «О частях речи» (1928). При характеристике частей речи Л. В. Щерба учитывал как лексические значения, так и грамматические свойства слов. Опираясь на совокупность лексических и грамматических пока­зателей, он предложил выделить в особую часть речи слова категории состояния. Сюда он относил слова типа нельзя, хо­лодно, надо, стыдно, которые, по его мнению, неправомерно включаются в наречия. В отличие от наречий они не примыка­ют к глаголу, являются сказуемым безличного предложения, объе­диняются в особый класс слов и по значению: обозначают со­стояние. По мнению Л. В. Щербы, самостоятельную часть речи составляет и связка (быть).

Исключительно важную роль в формировании современных представлений о частях речи, определении их границ сыграли исследования В. В. Виноградова, особенно его книга «Русский язык» (1947). Усилиями В. В. Виноградова в современном язы­кознании утвердился комплексный подход к распределению слов по частям речи, к характеристике частей речи. «Классификация слов,- пишет В. В. Виноградов,- должна быть конструктив­ной. Она не может игнорировать ни одной стороны в струк­туре слова. Но, конечно, критерии лексические и грамматичес­кие... должны играть решающую роль. В грамматической струк­туре слов морфологические своеобразия сочетаются с синтак­сическими в органическое единство. Морфологические формы - это отстоявшиеся синтаксические формы. Нет ничего в мор­фологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лекси­ке» ".

В. В. Виноградов выделяет 4 основные «грамматико-семантнческие категории слов»: 1) слова-названия (имя существи­тельное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, 1 категория состояния). К ним примыкают местоимения. Слова этой группы - «главный лексический и грамматический фонд речи». Они выступают в качестве членов предложения и могут состав­лять предложение; 2) связочные, т. е. служебные, слова (частицы-связки, предлоги, союзы). Они лишены номинативной функции, «их лексические значения тождественны грамматичес­ким»; 3) модальные слова. Они также лишены номинатив­ной функции, «не выражают связей и отношений между члена­ми предложения», а обозначают «модальность сообщения о дей­ствительности»; 4) междометия.

В книге В. В. Виноградова впервые включены в систему частей речи и обстоятельно охарактеризованы как самостоятельные лексико-грамматические разряды слов категория состояния и модальные слова.

Теория частей речи В. В. Виноградова получила широкое распространение в научных грамматиках, вузовских курсах рус­ского языка. Сторонники этой теории постепенно совершенствуют и развивают ее, привлекая новые данные и внося необходимые уточнения.

Современное представление о частях речи формировалось в течение
длительного времени, можно сказать, на протяжении всего развития
науки о грамматическом строе русского языка. Начиная с «Российской
грамматики» М. В. Ломоносова (первого научного описания русского
языка) и кончая академическими грамматиками 1970 и 1980 годов час-
ти речи являются объектом лингвистического описания. К настоящему
времени определена номенклатура частей речи, которая включает сле-
дующие понятия: существительные, прилагательные, числительные, ме-
стоимения, наречия, категория состояния (предикативы), глагол, при-
частие, деепричастие, модальные слова, предлоги, союзы, частицы,
связка, междометия, звукоподражания. Однако количество частей речи
в разных работах, в том числе и учебной литературе, неодинаково. Это
объясняется тем, что упомянутые выше синкретические разряды лексем
и словоформ при частеречной характеристике получают разную интер-
претацию.

Представление о частях речи как классах, полученных на основе со-
вокупности признаков, закрепилось и стало широко принятым после
работ В. В. Виноградова.

В. В. Виноградов, опираясь на предшествующий опыт и в первую
очередь на идеи А. А. Шахматова (Синтаксис русского языка)


и Л. В. Щербы (статья «О частях речи в русском языке») утвердил комп-
лексный подход к распределению слов по частям речи, показал необхо-
димость разностороннего анализа слова при его частеречной характе-
ристике.

Система частей речи, описанная В. В. Виноградовым в книге «Рус-
ский язык», принимается за основу в большинстве современных морфо-
логических описаний современного русского языка.

На первом этапе классификации частей речи можно выделить че-
тыре семантико-грамматических типа слов: самостоятельные части ре-
чи (или знаменательные, полнозначные слова), служебные части речи
(которые В. В. Виноградов вслед за Л. В. Щербой называл частицами,
употребляя при этом слово частица и в другом смысле, а именно для
обозначения отдельной служебной части речи), модальные слова и меж-
дометия, к которьм примыкают звукоподражания.



Самостоятельные слова 1) выражают понятия, 2) морфемно оформ-
лены (имеют модели словоизменения и морфологические способы обра-
зования), 3) являются членами предложения и образуют синтаксические
связи, 4) самостоятельные слова в принципе не могут быть даны закры-
тыми списками.

Служебные слова 1) не выражают понятий. Их значение формиру-
ется на синтаксической основе, а не на основе номинативной знаковой
функции. Например, предлог с имеет значение пространственного от-
ношения, если сочетается с Р. п. (с горы), сопоставительное значение, ес-
ли сочетается с В. п. (с орех), значение совместности - с Т. п. (с родите-
лями);
союз чтобы имеет значение цели, когда присоединяет целевое
придаточное предложение, и не имеет этого значения, если присоединя-
ет придаточное изъяснительное (просил, чтобы пришел); 2) не имеют
морфологических форм и не образуются морфологическими способами;

3) не бывают членами предложения и не образуют синтаксических свя-
зей, хотя и используются, подобно морфеме, в качестве языкового сред-
ства выражения синтаксических отношений; 4) служебные слова могут

быть даны закрытыми списками.

Модальные слова по признакам, обозначенным цифрами 2, 3, 4,
похожи на служебные части речи (В. В. Виноградов отмечал близость
модальных слов к некоторьм модальным частицам), но они отличают-
ся от служебных слов характером своего лексического значения. «Мо-
дальные слова, - писал В. В. Виноградов, - определяют точку зрения
говорящего субъекта на отношение речи к действительности или на вы-
бор и функции отдельных выражений в составе речи» ".В связи с этим
можно отметить, что особенностью семантики большинства модальных
слов является то, что они представляют собой свернутые предложения

н В. В. Виноградов. Русский язык. 1972. С. 568.
21


модусного характера: по-моему = я думаю, полагаю, считаю, может
быть = я допускаю, кажется
= я предполагаю и т. д.

Лексическое значение модальных слов свидетельствует о том, что
в русском языке на основе синтаксической функции вводности форми-
руется особый тип лексической семантики. «Модальные слова лежат
как бы в иной грамматической и субъективно-стилистической плоско-
сти по сравнению со всеми другими элементами высказывания»
(В. В. Виноградов) 12 .

Междометия и звукоподражания образуют особый и очень специ-
фический тип слов, находящийся на периферии частеречной системы
языка. Они не выражают понятий. Междометия являются знаками эмо-
ций, а звукоподражательные слова имитируют, изображают звуки.
Л. В. Щерба, назвав междометия «неясной и туманной категорией»,
сводил их формальный, т. е. категориальный, признак к «полной син-
таксической обособленности, отсутствию каких бы то ни было связей
с предшествующими и последующими элементами в потоке речи» 13 .

При определении границ четвертого семантико-грамматического
класса слов надо иметь в виду, что В. В. Виноградов термин междоме-
тие употребляет расширительно, обозначая им разные (периферийные)
группы слов, объединенных тем, что у них нет 1) понятийной семанти-
ки, 2) определенной грамматической оформленности.

Дальнейшее разбиение частей речи проводится внутри выделенных
четырех типов и в каждом типе осуществляется на разных основаниях.

Модальные слова, междометия и звукоподражания разделяются на
группы только по лексическому значению.

§ 13. Состав самостоятельных частей речи

Самостоятельные слова делятся на части речи с учетом их семанти-
ки, морфологических форм, структурно-словообразовательных особен-
ностей, синтаксических функций и синтаксических связей. Можно выде-
лить (с разной степенью обоснованности) такие самостоятельные (или
знаменательные) части речи: существительные, прилагательные, числи-
тельные, наречия, местоимения, глагол.

Во многих грамматиках вслед за Л. В. Щербой и В. В. Виноградо-
вым выделяется еще одна самостоятельная часть речи - категория со-
стояния или предикативы. При этом есть широкое и узкое понимание
этой части речи. В первом случае в категорию состояния включают все

13 Л. В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 67


лексемы, которые, не будучи глаголами, употребляются только в роли
сказуемого: рад, должен, обязан, нельзя, можно, впору, наготове, нет
(У нее нет собаки)
и т. п. Во втором случае состав слов ограничивается
функцией сказуемого в безличном предложении, причем к безличным
относят и те предложения, в которых один главный член выражен ин-
финитивом: нельзя молчать, можно договориться, трудно понять, (на
улице) тепло, солнечно, сыро, холодно, (мне) некогда
и т. п.

Грамматическими признаками категории состояния считаются се-
мантика состояния и употребление в позиции при связке. При узком по-
нимании к этому прибавляется признак неизменяемости.

О категории состояния существует большая специальная литерату-
ра, в которой обосновывается выделение ее как части речи. Существует
также неоспоримый факт: в языке есть не-глаголы, «взявшие на себя
функцию глагола» быть сказуемым. Тем не менее выделение категории
состояния в качестве отдельной части речи до сих пор очень проблема-
тично. Есть основания понятие предикатива (категории состояния) со-
относить с синтаксической функцией неглагольных словоформ. Эти ос-
нования следующие:

1) предикативов, которые не были бы омонимичны словоформам
других частей речи, в языке немного;

2) позиция при связке с точки зрения разграничения частей речи не
обладает дифференцирующим свойством. Она не может быть замещена
только финитной формой глагола и беспредложным винительным паде-
жом со значением объекта. Употребление при связке не изменяет часте-
речной принадлежности словоформы. Например, при связке может сто-
ять инфинитив: Все старание господина Голядкина было (каково?) как
можно плотнее закутаться в шинель
(Достоевский), но от этого он не
перестает быть глаголом. Краткие прилагательные, регулярно употреб-
ляемые в функции именного сказуемого, сохраняют связь с лексически-
ми значениями полных форм. При связке может оказаться междометие,
не изменив при этом своей частеречной принадлежности: Стихи -
черт знает что такое! Работа - тьфу!
(ср. с позицией подлежащего:

каждая словоформа, употребленная в этой позиции, приобретает ка-
кой-нибудь признак существительного);

3) позиция при связке не создает условий для формирования значе-
ния состояния как особого типа категориальной семантики. В целом со
связкой сочетаются словоформы с признаковым значением. Одни и те
же словоформы с одним и тем же признаковым значением могут упот-
ребляться как при связке, так и в других синтаксических местах (при су-
ществительном, при глаголе: В соседней комнате тихо; Ветер тихо ко-
лышет ветки берез.
Категориальная семантика, выделяемая для всех са-
мостоятельных частей речи, в категории состояния по существу отсутст-
вует. Многие лингвисты (Е. И. Воинова, Е. М. Галкина-Федорук,


Г. А. Золотова, И. И. Мещанинов, В. Н. Мигирин, И. П. Распопов) от-
мечают лексико -семантическую неоднородность предикативов, кото-
рые «могут обозначать и состояние как таковое, и разного рода отно-
шения - модальные, пространственные, временные» 14 .

В. В. Виноградов, описывая разные типы лексического значения
в слове, отметил, что позиция именного сказуемого способствует разви-
тию в слове оценочной семантики (предикативно-оценочный тип значе-
ния), что обычно не приводит к образованию омонимов. Слова загляде-
нье (шляпка - загляденье)
и объеденье (пирожки - обьеденъе) В. В. Ви-
ноградов называет существительными.

По наблюдениям Е. И. Воиновой и Г. А. Золотовой, среди слов, от-
носимых к категории состояния, большой массив образуют оценочные
единицы, которые скорее соответствуют кратким прилагательным, чем
наречиям. Оценочные предикативы отличаются от лексем со значением
состояния и конструктивно-синтаксическими свойствами, они выража-
ют оценку по отношению к действию, названному инфинитивом, при
этом часто, как показала Г. А. Золотова, не могут быть использованы
в качестве наречного определения того же самого действия: можно ска-
зать Жаловаться грешно, гулять полезно, учиться интересно, но не гово-
рят *0н учился интересно, Он полезно гулял, *0н грешно жаловался. Раз-
делив категорию состояния на три группы: слова на со значением со-
стояния лица или среды, слова со значением оценки, слова с модальным
значением, и, оценив роль каждой группы в организации предложения,
Г. А. Золотова пришла к общему выводу о том, что эти группы не мо-
гут относиться к одному и тому же лексико-грамматическому классу 15 ;

4) неизменяемые предикативы, не имеющие омонимов в других час-
тях речи, т. е. лексемы, являющиеся формальной основой категории со-
стояния (нельзя, надо, жаль, некогда, можно) выражают не состояние,
а модальную оценку;

5) состав словоформ в предложениях типа Грех было не помочь. По-
ра было открывать собрание
не означает утраты 16 существительными
их грамматических свойств, так как связка здесь условно согласуется
с инфинитивом, занимающим позицию независимого главного члеыа„„
Ср. с Читать вслух по вечерам было его обязанностью. Оценочное значе-
ние в существительных связано с обязательным выбором именительно-
го падежа, но это наблюдается и в других случаях выражения оценоч-

И. П. Распопов, А. М. Ломов. Основы русской грамматики. Воронеж, 1984. С. 157.

15 Г. А. Зопотоеа. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982. С. 279. Г. А. Золотова предложила наряду с «категорией состояния» выделять еще один лексикограмматический разряд (т. е. часть речи) «категорию оценки», для чего вряд ли существуют морфологические основания.

16 Противоположное мнение см. Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. 1989. С. 520.


но-предикативной семантики субстантивов Маша была такая ворона,
Ты не герой, а шляпа).

Наконец, отметим, что Л. В. Щерба, предложивший термин кате-
гория состояния
и впервые относительно подробно описавший ее
(1928г., статья «О частях речи в русском языке»), очевидно, был не
очень уверен в правильности своего мнения. Во всяком случае он писал:

«Может быть, мы имеем здесь дело с особой категорией состоя-
ния...» 17 .

В заключение нужно отметить, что непризнание для категории со-
стояния частеречного статуса, приводит к необходимости выделять в не-
глаголах отдельные лексемы, не имеющие первичной (основной) часте-
речной функции. Например, таким словом оказывается лексема жаль,
которая регулярно употребляется предикативно: И знаю я, что все-
и пылкая любовь, И пышные мечты пройдут и охладятся Иль к бездне
приведут... Но с ними жаль расстаться!
(Майков). (В MAC отмечено
употребление жаль в роли вводного слова Пленять - то здесь, жаль,
некого
(Тургенев). Слово жаль относят к предикативным наречиям.

Примечание. Причастия и деепричастия в приведенном перечне само-
стоятельных слов объединены в одну часть речи с собственно гла-

В современном русском языке 12 частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол, причастие, деепричастие, предлог, союз, частица, междометие. Причастие и деепричастие являются особой формой глагола.

Части речи делятся на самостоятельные , служебные , и отдельно выделяют междометия. В русском языке существуют также слова, не относящиеся ни к одной части речи: слова «да» и «нет», модальные слова, звукоподражательные слова . Модальные слова выражают отношение высказывания к реальности: несомненно, правда, факт, безусловно, пожалуй, наверно, может быть, авось, чай, кажется, вероятно и другие. Они обычно выступают в роли вводных слов. Это неизменяемые слова, не связаны с другими словами в предложении, поэтому не являются членами предложения.

Примечание. Многие учёные не рассматривают причастие и деепричастие как отдельные части речи и относят к глагольной группе. По мнению таких учёных, в русском языке насчитывается 10 частей речи. В ряде школьных программ (например, в учебнике Т.А.Ладыженской) выделяют ещё одну часть речи: категория состояния. Используйте материал данной статьи с учётом вашей школьной программы.

Схема частей речи

Самостоятельные части речи делятся на изменяемые (склоняемые или спрягаемые) и неизменяемые. Покажем части речи русского языка на схеме:

Таблица частей речи

Часть речи характеризуют: 1) общее значение, 2) морфологические признаки, 3) синтаксическая роль. Морфологические признаки могут быть постоянные и непостоянные. У неизменяемых самостоятельных частей речи, служебных частей речи, междометий есть только постоянные морфологические признаки. Самостоятельные части речи являются членами предложений, служебные части речи и междометия - не являются. С точки зрения этих характеристик рассмотрим части речи русского языка:

На страницах самостоятельных и служебных частей речи содержатся таблицы с подробным и сравнительным описанием значений, морфологических признаков и синтаксической ролью частей речи. Покажем обобщённую таблицу значений и морфологических признаков всех частей речи русского языка.

Морфологические признаки Синтаксическая роль
Имя существительное — предмет (первичное значение)

Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение.
Непостоянные признаки: падеж, число.
Подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого.
Имя прилагательное — признак предмета
Начальная форма - именительный падеж, единственное число, мужской род.
Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки: сравнительная и превосходная степень (у качественных), полное или краткое (у качественных), падеж, число, род (в единственном числе).
Определение, именная часть составного сказуемого, сказуемое (в краткой форме).
Имя числительное — количество или порядок предметов при счёте
Начальная форма - именительный падеж.
Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, целое, дробное или собирательное.
Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть)
Количественные - любой член предложения. Порядковые - определение, именная часть составного сказуемого.
Местоимение — указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их
Начальная форма - именительный падеж, единственное число.
Постоянные признаки: разряд (личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное), лицо (у личных местоимений).
Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство.
Глагол — действие или состояние предмета
Начальная форма - неопределённая форма (инфинитив).
Постоянные признаки: вид, спряжение переходность.
Непостоянные признаки: наклонение, число, время, лицо, род.
Инфинитив - любой член предложения. Личные формы - сказуемое.
Причастие — признак предмета по действию
Начальная форма - именительный падеж, единственное число, мужской род.
Постоянные признаки: действительное или страдательное, время, вид.
Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (в полной форме), число, род.
Определение.
Краткие страдательные - именная часть составного сказуемого.
Деепричастие — добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом
Начальная форма - неопределённая форма глагола.
Постоянные признаки: неизменяемая форма, совершенный и несовершенный вид, переходность*, возвратность*.
* В ряде школьных программ признаки переходности и возвратности не рассматриваются.
Обстоятельство.
Наречие — признак действия предмета или другого признака
Группы по значению: наречия места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели.
Степени сравнения: сравнительная и превосходная (если есть).
Неизменяемость.
Обстоятельство.
Предлог — выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов
Союз — связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного
Неизменяемость. Сочинительные и подчинительные. Не являются членами предложения.
Частица — вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова
Неизменяемость. Формообразующие, отрицательные и модальные. Не являются членами предложения.
Междометие — выражает, но не называет различные чувства и побуждения
Неизменяемость. Производные и непроизводные. Не являются членами предложения.

Материалы для презентации

Материалы по частям речи для подготовки презентации учащимися 5-7 классов. Кликните по нужной картинке — она откроется в отдельной вкладке, нажмите CTRL+S на компьютере или выберите иконку сохранения на мобильном устройстве, чтобы сохранить картинку.
Картинки со схемой.