Программа дискуссии на тему: Молодежь субъект модернизации. Новости из жизни знаменитостей

Добрый день! С вами Эльвира Барякина и «Справочник писателя».

Сегодня мы поговорим о «горячих темах», которые неизменно вызывают дискуссии в Интернете.

Ни для кого не секрет, что в любом обществе существуют «болевые точки». Болевыми они становятся потому, что на ту или иную тему существует несколько полярных мнений, и, встретившись с противоположной точкой зрения, люди начинают отстаивать своё видение ситуации. Они хотят, чтобы мир был «вот такой» - удобный лично им: ведь иначе наступит неминуемая катастрофа.

Итак, давайте посмотрим, что же это за «горячие темы»:

Политика

Мигранты, беженцы, национальный вопрос.

Одна из горячих тем – это мигранты, беженцы и национальный вопрос. Одни считают, что мигрантов надо приветствовать, другие - что их надо выгнать из страны. На одной чаше весов - безопасность, на другой - нехватка рабочих рук по приемлемым ценам.

Прогрессисты vs. консерваторы

Существуют люди, которые отстаивают идеалы глобального мира, и люди, которым близки более консервативные ценности. Одни призывают к реформам, другие - к возвращению к истокам. Каждого можно понять - у всех своя зона комфорта, но угодить каждому невозможно.

Великая держава vs. «У нас всё плохо»

Одни люди говорят, что «Мы уже самые крутые и всех победили», другие с возмущением пишут, что у нас куда ни глянь - везде недостатки. Вечная тема: стакан наполовину пуст или наполовину полон

Новости

Горячие дискуссии можно вызвать, обсуждая новости. Допустим, автор что-либо вычитал в новостной ленте и дал свои комментарии на то или иное событие. При этом он поставил вопрос так, что с ним так и хочется поспорить.

Толкование высказываний

Что сказали значимые люди: президент Путин, президент Трамп и пр.?

Природные катаклизмы и терроризм

Мы показываем свою реакцию, обсуждаем - кто виноват, что делать, куда бежать, как помогать.

Новости науки

Здесь мы можем рассуждать на самые разные темы: восхищаться очередными достижениями человечества, осуждать их или сомневаться в их полезности. Главное – не просто сообщать о той или иной новости, а высказывать свое мнение - тогда наверняка найдутся люди, которые захотят что-то добавить к вышесказанному.

Новости из жизни знаменитостей

Здесь проявляется весь спектр эмоций – от восхищения до откровенного хейтерства. Блоггер может обсуждать наряды, поступки или высказывания звезды… Форму ее носа, форму носа ее собачки, форму носа ее самолета. Комментарии можно получить, задавая читателям вопросы или сознательно вызывая их на спор.

Новости из жизни животных

Что случилось в зоопарке Мельбурна? У кого родился детёныш в Сан-Диего? Показываем фотографии и рассказываем умилительные и/или интересные истории. Если у вас будет качественный контент, многие начнут им делиться.

Выход новых интересных продуктов

Обсуждаем достоинства и недостатки новых гаджетов, фильмов, программ и пр. Комментарии будут появляются у тех блоггеров, кто приносит своим читателям пользу, а также у тех, кто сознательно дразнит их.

Семья

У этой темы огромный потенциал для дискуссий - потому что она касается всех без исключения.

Безопасность детей

Споры на эту тему всегда вызывают живейший отклик: что можно делать, а что нельзя? Можно ли бить детей? Чем грозит религиозное воспитание детей? А чем светское? Давать ребенку больше самостоятельности? Не отпускать его от себя ни на шаг? Заступаться во время конфликтов? Или пусть сам решает свои проблемы?

Отношение взрослых детей с родителями

Здесь у многих находится болевая зона, и поэтому, если вы рассказываете историю на эту тему, даёте советы или просто высказываете своё мнение, вы можете вызвать значительный читательский отклик.

Любовь и романтика

Кого можно любить, а кого нельзя? Что такое романтика? Лепестки роз на наволочке или что-то другое? Что такое отношения в браке и до брака? Как найти девушку мечты или как найти молодого человека мечты? Что насчет подарков? Как показать любимому, что он бесконечно дорог для вас?

Развод и делёжка имущества

Как пережить развод? Как быть с родительскими обязанностями? Кому отойдет пластмассовая ванночка, а кому ситечко для чая? А с детьми что делать? Личные истории вызывают комментарии в духе «Спасибо, что поделились» и рассказы о своей ситуации. Советы, в особенности категоричные, часто вызывают споры.

Нетрадиционная ориентация

На тему гомосексуализма, трансвеститов и т.п. тоже можно спорить до хрипоты. Кого-то этот вопрос вообще не напрягает, а кого-то бесит. А тех, кто терпимо относится к людям нетрадиционной ориентации, можно довести до белого каления несправедливостью по отношению к геям.

Социум

Толкование истории

Кто-то с ностальгией вспоминает СССР, а кто-то считает, что «при Совке» всё было ужасно: если бы не кровавая гэбня и товарищ Сталин, мы бы жили как в Финляндии.

Феминизм и равноправие полов

Кто-то придерживается мнения, что мужчины и женщины должны быть наделены равными правами, а кто-то считает, что женщине надо сидеть дома, а мужчине - зарабатывать деньги.

Верующие vs. атеисты

Обсуждаем - есть ли Бог или нет. Сюда же относятся споры по поводу различных Церквей и конфессий.

Образование

Благотворительность

Есть вещи однозначные: больным детям надо помогать! Но есть вопросы, которые вызывают в народе ожесточенные споры. Например, некоторым кажется, что бессмысленно тратить силы и средства на инвалидов с глубокой умственной отсталостью, в то время как талантливые дети из бедных семей не могут получить нормальное образование.

А еще есть проблемы бомжей, наркоманов с глубокой и необратимой деформацией личности и проблема преступников, которых надо как-то адаптировать к жизни в обществе. К примеру, стоит или не стоит заниматься благотворительностью в отношении насильников? Тут явно есть о чем поспорить!

Поведение в обществе

Что приемлемо, а что неприемлемо? О покойниках можно говорить только хорошее или правда важнее? Можно ли критиковать Родину, в особенности «в тяжелый для Родины час»? Что делать с чужим ребенком, если он на ваших глазах обижает младшего брата, а мамаше все равно? Общественные нормы постоянно меняются и то, что вчера было в порядке вещей, сегодня уже выглядит варварством - и тут можно спорить до бесконечности.

Здоровье

Алкоголь и курение

В Интернете можно встретить любые мнения на эту тему. Кто-то горячо поддерживает культуру виноделия, кто-то считает, что любой алкоголь - это яд. Кто-то не выносит табачного дыма, кто-то курит, как паровоз, и возмущается, когда некурящие навязывают ему свой образ жизни.

Фитнес

Какие упражнения полезны, а какие вредны? Эта тема вызывает ожесточенные споры, т.к. в Сети расплодилось огромное количество недоучек и откровенных шарлатанов, которые явно не имеют специального образования. При этом кто есть кто и кто прав, а кто виноват, зачастую тоже определяют дилетанты.

Пластическая хирургия

«Девочки, где вы добыли такой классный ботокс? У вас лицо, как кукольное, стало!» Во-первых, можно поспорить на тему «Надо или не надо бороться с естественным ходом времени», во-вторых, можно обсудить различные средства, в-третьих, можно задавать вопросы и обмениваться рекомендациями и т.п. А еще можно обсуждать результаты - у себя, и у звезд.

Народная медицина

Обсуждаем и применяем способы лечения, которые использовали наши деды.

Нетрадиционная медицина

Обсуждаем и применяем способы лечения вроде гомеопатии и иглоукалывания.

Аборты

Зародыш - это уже личность или пока еще нет? Нужно ли человечеству размножатся, если нас и так уже 7 миллиардов? Имеет ли право государство решать, заводить женщине ребенка или нет?

Питание

Тема питания – это не просто обмен рецептами, но еще и жаркие споры по поводу пользы продуктов, правильности и неправильности порезки укропа, тайне «истинного оливье» и т.п.

Здоровый образ жизни

Обсуждаем, что вредно, а что полезно. Если вы даёте достоверную, научно обоснованную информацию, то честь вам и хвала. Если вы специализируетесь на псевдонаучной информации - ну, тоже вариант, почему бы и нет?… Некоторых людей это привлекает и радует.

Главная > Программа

Программа дискуссии на тему:

Молодежь - субъект модернизации современной России?

Ознакомление с программой и информационными материалами.

Представление программы «Либеральные клубы»

«Что такое модернизация и нужна ли она России?» (представление, работа с карточками, дискуссия)«Молодежь – субъект или объект модернизации современной России?»

Базовые ценности молодежи в современных условиях: изменения неизбежны? (работа с карточками, дискуссия)

ПерерывГотова ли молодежь Саратовской области стать ответственной за свою судьбу?

(работа с карточками, дискуссия)

«Какая модернизация нужна молодежи современной России?» (Дискуссии в группах)Итоговая дискуссия

Из послания Федеральному Собранию Российской Федерации Президента РФ Д.А. Медведева

… В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям. Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей. Вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, будем проводить умную внешнюю и внутреннюю политику, подчинённую сугубо прагматичным целям. Вместо прошлой построим настоящую Россию – современную, устремлённую в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда. Я обратился с предложением подумать о том, как преодолеть хроническую отсталость, зависимость от сырьевого экспорта, коррупцию, как выдержать жёсткую конкуренцию на мировых рынках, как создать наилучшие возможности для того, чтобы мы сами, каждый из нас мог на деле реализовать свои знания, возможности, опыт, не полагаясь на кого-то сверху. Другими словами, что необходимо сейчас предпринять для изменения качества жизни в России, для обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире. … Я надеюсь, что благополучие России в относительно недалёком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодёжь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности. … Конечным итогом наших совместных действий станет качественное изменение не только уровня жизни граждан нашей страны. Измениться должны мы сами. Необходимо преодолеть широко распространённые представления о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то ещё, но только не каждый из нас на своём месте. Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры.

Большой Кремлёвский дворец

Выдержки из коллективной памяти

дискуссий среди студентов ПАГС (2003 г.) и СГАП (2007 г.)

Дискутируя по вопросу: «Какой мой личный выбор был наиболее существенным в моей жизни?», было сформировано 4 группы: профессия, образование (36), не было (3), места жительства (1), выбор депутата в Саратовскую областную Думу (1). На второй вопрос: «Какого наиболее существенного права выбора я был лишен?» ответы распределились следующим образом: не был лишен (18), политический выбор (13), права выбора места жительства (5), выбор есть всегда (2), выбор профессии (1), участия в решении социально-экономической проблемы (1), права выборы религии (1).В дальнейшем дискутируя участники отметили, что выбор должен быть ограничен свободой других людей. Была предложена концепция разграничения личного и гражданского (общественного) выбора, где личный выбор, по мнению участников, всегда будет преобладать над общественным.Работая с карточками по вопросу: «Что означает для меня участие в выборах?», участники отметили, что выборы это: участие в политической жизни (12), своё мнение (7), конституционное право (6), молодёжная организация (4), гражданский долг (2), почетная обязанность (2), Участие всего населения (1), возможность повлиять на ход истории (1), а также: трата (4), участие в политической игре (1), ничего особенного (1).

ЛК ФФН на тему: «Демократические выборы для молодежи сегодня: игра, реальность или надежды?», ПАГС, 13.03.2003

В первом блоке дискуссии участники, определяя период в истории России, который является для них наиболее привлекательным в большинстве ответов отметили – настоящее время «Правление Путина», также отмечали 60-е и 90-е годы ХХ века, время Петра I, правление Софьи Алексеевны, Новгородская республика, изучить истоки демократии на Руси, 1917 год, перелом истории, эпоха просвещения.В дальнейшем при работе с карточками по вопросам: «Что является наиболее привлекательным в будущем и неприемлемым?», участники отметили среди наиболее, привлекательного в будущем – улучшение качества дорог, стабильность в социальной политике, развитие науки, военная мощь, охрана окружающей среды, Россия как мировой экономический и научный центр, Путина на 3 срок, сильная армия, Россию должны уважать во всем мире, слезть с нефтяной иглы и инновации в сфере высоких технологий, крепкая семья, Россия чемпион мира по футболу, успех на олимпиаде в Сочи. Неприемлемо - командно-административная система управления, Россия как слабая в политическом отношение страна, диктатура, нет истинной демократии, развал России, вступление в ВТО, болонский процесс в образовании, деградация молодежи, бездуховность, отсутствие гражданского общества, пропаганда насилия в СМИ, миграция.

ЛК ФФН на тему: «В какой России хотела бы жить

современная молодежь?», СГАП, 13.03.2007 г.

Правила ведения дискуссии

    Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому У Вас есть право на собственное мнение, но нет монополии на факты Не говорите «Вы не правы», только - «Я с Вами не согласен» Необходимо опираться на надежную фактическую базу В выступлении уточните аргумент дискутанта, который Вы хотите оспорить Нельзя превращать реплику в доклад; если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут – с Вашими аргументами что-то не так Обсуждая тему «а», не начинайте дискуссию по теме «б» Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь – как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже «банальном» и «странном», содержится что-то ценное для общего хода дискуссии Говорите сейчас, здесь – во время дискуссии, а не потом в коридоре Формулируйте тезис в начале и/или в конце Вашего выступления Каждый имеет право на молчание

Регламент:

Выступление участников дискуссии - до 3 мин.;

Реплика, вопрос на уточнение - до 1 мин.;

Ответ – до 2 мин.

Дискуссию подготовили и провели

Организаторы клуба: Провкина Наталья Баклушина Татьяна Эксперт клуба: Эдуард Чекмарев

Дискуссия подготовлена по материалам программы Либеральные клубы Фонда Фридриха Науманна

Опыт реализации программы

«Либеральные клубы» Фонда Фридриха Науманна в Саратовской области

С 1998 года в Саратовской области проведено более 300 Либеральных клубов Фонда Фридриха Науманна: 2000 год - в 40 муниципальных образованиях области состоялись 50 Либеральных клубов на тему «Станет ли поколение 90-х ответственными гражданами?»;2002 год - организованы 36 Либеральных клубов с общей тематикой «Что нужно России, если она хочет быть интегрированной в Европейское сообщество?»;2003 год - проведены 45 ЛК с общей тематикой: "Есть ли у молодых россиян политический выбор?";2004 год - прошел Либеральный клуб на тему «Сладкое слово свобода – что это значит?»;2006 год - состоялись дискуссии на тему «Готова ли Россия к демократии?» в 25 городах области;2007 год - проведены клубы на тему «Россия и Европа: врозь или вместе?» в 34 муниципальных образованиях;2008 год - состоялось 36 Либеральных клубов на тему: «В какой России хотела бы жить современная молодежь?»2009 год - проведены Либеральные клубы на тему: «Молодежь вчера, сегодня, завтра: ценности непохожих?» в 6 муниципальных образованиях области;В 2010 году планируются Либеральные клубы на тему: «Молодежь – субъект модернизации России?» в Балаково, Вольске, Балашове, Романовке, Степном, Энгельсе и др. ... Основная задача программы «Либеральные клубы» - становление традиции и принципа общественной дискуссии как нормы жизни любого коллектива от школьного класса до Президентского совета. Умение слышать мнение оппонента и быть услышанным, привычка не молчать при праве на молчание, отрицающая вечное «моя хата с краю», также станет шагом к подлинному достоинству и ответственности гражданина. Координатор Программы ЛК ФФН Галина Козлова

14 марта 2012 года в аудитории 81 исторического факультета КГУ им. Некрасова прошла дискуссия на тему: «Молодежь в информационном обществе» среди студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования. Организатором дискуссии выступила молодежная общественная палата при Костромской областной Думе. Данная дискуссия стала аналогом прошедших в 2010 году в Государственной Думе парламентских слушаний.

21 век не редко называют информационным. Научно-технический прогресс уверенно идёт вперед, создавая ежедневно новые информационные технологии, средства коммуникации. С одной стороны подобная ситуация, это новые пути развития для страны и в том числе для молодежи - так появились уникальные возможности для самообразования, да и сама система образования стала более эффективной, новые технологии позволяют сократить время поиска информации, найти уникальную информацию, не выходя из дома, и предлагают ряд других преимуществ. К преимуществам информационных технологий можно отнести и возможность свободного общения среди лиц, находящихся в той или иной группе риска.

Однако существует и обратная сторона медали. «В современной молодежной культуре, развивающейся под сильным влиянием глобализации и информатизации, можно наблюдать тенденцию к отказу от сложной культурной информации в пользу более простой и легкой, носящей поверхностный и развлекательный характер». Этот вывод находит своё подтверждение в эмпирических исследованиях. Общественной молодежной палатой при костромской областной думе проведен социальный опрос на тему: «Молодежь в информационном обществе».

В ходе исследования респондентам задавался вопрос относительно их интересов и наиболее популярных тем для обсуждения. Результаты показали, что наиболее интересными в обсуждении для молодежи являются темы фильмов, спорта, будущей карьеры и политики. Наименьший процент набрали темы учебы и новых книг. Таким образом, можно видеть, что структура интересов современной молодежи формируется в первую очередь под влиянием массовой культуры и СМИ.

Еще один вопрос задавался с целью конкретизировать источники, из которых респонденты получают наиболее важную и полезную для себя информацию. Ответы недвусмысленно показывают, что приоритетные источники интересной и полезной информации для молодежи - это интернет и телевидение. Книга как источник актуальной и полезной информации является значимой не более чем для 1/4 опрошенных респондентов.

Известно, что экранные и книжные герои часто служат для молодежи кумирами и образцами для подражания. В исследовании члены общественной молодежной палаты попытались выяснить, откуда молодежь берет образцы для подражания. Участников социального опроса просили назвать любимые фильмы и передачи. Результаты показали, что наибольший интерес в молодежной среде вызывают фильм, в основном комедийного жанра, на втором месте по уровню заинтересованности в просмотре - стоят новости.

Социальный опрос подтвердил, что огромную роль в формировании мировоззрения молодежи играют СМИ и информация, полученная из зачастую недостоверных источников.

В связи с этим, организованная дискуссия на тему: «Молодежь в информационном обществе» преследует цель научить молодежь, а преимущественно студенчество, работать с информацией, различать степень её достоверности и важности, анализировать. Девизом дискуссии стало высказывание современного мыслителя А.А. Зиновьева: «Думать, думать и ещё раз думать». В ходе дискуссии поднимались вопросы: Как правильно анализировать информацию? Какие бывают источники информации? Какая информация считается негативной?

Кроме того, при подготовке к дискуссии членами общественной молодежной палаты проведен мониторинг законодательства в области информации. Участникам дискуссии представлен перечень законопроектов, способных защитить от воздействия негативной информации, а так же защитить информацию, являющуюся интеллектуальной собственностью. Это перечень включил в себя:

1. Распоряжение Правительства РФ № 1447 р от 18.10.2007;

2. ст. 13 ФЗ № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002;

3. ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010;

4. ст. 14 ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998;

5. ФЗ № 3266-1«Об образовании» от 10.07.1992;

7. ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006;

8. ЗКО №29 «О гарантийных правах ребенка» от 11.11.1998;

9. Распоряжение Правительства РФ № 1815-р «О государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)» от 20.10.2010;

10. Постановление ГД ФС РФ № 843-III ГД «О государственной политике в области телевизионного вещания и радиовещания» от 24.11.2000

В завершении дискуссии, участниками принято решение:

1. Разработать памятки с телефонами горячих линий ведомств, осуществляющих контроль за информационной безопасностью;

2. Сделать перечень законопроектов в области защиты от негативной информации и защиты интеллектуальной собственности общедоступным;

3. Рассмотреть вариант создания молодежного информационного портала.

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»

Дискуссия на тему:

«Проблемы современной молодежи»

Воспитатель:

Умерова Лилия Аликовна

Симферополь 2017 г.

Цель: Способствовать формированию у подростков активной жизненной позиции, сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

1.Определить статус современной молодежи, ее проблемы, особенности.

2. Учить учащихся правильному принятию решения после выявления объективных и субъективных причин проявления асоциального поведения подростков.

3. Воспитывать чувство неприятия и отвращения к преступности, вредным привычкам.

4. Совершенствовать навыки коллективной деятельности.

Введение.

Молодёжь – это наболевшая и поэтому излюбленная тема многих людей: и в беседах бабушек на лавочках, и в полемике всяких профессоров, пишущих разные работы на эту тему. Действительно, тема наболевшая, потому что проблемы кроются не в самом отдельном человеке, а во всем обществе, которое гниёт на глазах.

Наше общество «тяжело больно» - всё чаще и чаще об этом пестрят заголовки газет, об этом говорят повсюду, это обсуждают и с этим сталкиваются. Но никто ничего не делает, чтобы хотя бы частично решить проблему.

Действительно, проблемы, волнующие современную молодежь многообразны. Сегодняшние молодые люди кажутся намного взрослее своих сверстников 80-х или 90-х годов. Но это означает также и то, что сегодняшняя молодежь умнеет и понимает, что надеяться кроме как на себя не на кого. Вот это и есть тот переломный пункт. Поняв это, кто-то ступает на скользкий путь забвения, а кто-то упорно, изо всех сил продолжает бороться. И те, кто продолжает бороться, поистине заслуживают уважения.

Наверное, проблема безопасности также волнует сегодняшнюю молодежь. Безопасности не только физической, но и социальной защищенности. Они, эти проблемы молодежи, все те же самые, что и у старшего поколения, и совершенно ничем не отличаются. Просто в молодости все воспринимается намного острее, чем в зрелые годы, и хочется все сделать сразу.

1. Социально-психологические проблемы современной молодежи.

Тема, затрагивающая социально-психологические проблемы современной молодежи, является в настоящее время одной из самых актуальных. Молодые люди сталкиваются с целым рядом проблем, таких как социальные, связанные с нахождением своего места в социуме, психологические, продиктованные стремлением к самореализации.

«Молодежь» в возрастном отношении обозначает молодое поколение, молодых людей. Сравнительно недавно стало активно употребляться понятие «современная молодежь», хотя оно, конечно, существовало всегда. Уже во времена возникновения и расцвета древних цивилизаций, существовала своя «молодежь», и уже тогда, по свидетельствам исторических источников, молодые люди испытывали сложности во взаимоотношениях с взрослыми и окружающим миром.

Что именно склонно понимать большинство из нас под термином «современная молодежь»? Это новое поколение, которое стремится определять социальную и отчасти экономическую ситуацию в стране. Совсем недавно, во времена наших бабушек и дедушек, молодежь воспитывало старшее поколение, но теперь наблюдается обратная тенденция - молодежь «воспитывает» общество, пытаясь навязать ему свои взгляды. Нетрудно догадаться, что это приводит к конфликтам отцов и детей, которые в настоящее время превосходят по своим масштабам все конфликты, описываемые в истории, литературе и искусстве. Наверное, поэтому у современной молодежи возникает так много социально-психологических проблем.

Социально-психологические проблемы - это проблемы, возникающие по большей части при взаимодействии человека с социумом. От умения человека контактировать, взаимодействовать, сотрудничать с людьми и находить свое место в обществе напрямую зависит его психологическое состояние. Социальные и психологические проблемы неразрывно связаны друг с другом и вытекают одна из другой. Эти проблемы действительно существуют и, можно отметить, что чем более высокого уровня развития достигает общество, тем больше проблем оно порождает. Огромное внимание исследованию социально-психологических проблем современной молодежи уделяют специалисты - психологи, социологи, педагоги. Хотелось бы остановиться на некоторых из них:

    низкая оплата труда молодого специалиста, не имеющего стажа и опыта работы;

    отсутствие доступного жилья;

    трудности в создании семьи;

    ежегодное сокращение бюджетных мест в ВУЗах и увеличение стоимости платного обучения;

    появление все большего количества различных субкультур, которые зачастую не могут ужиться друг с другом, и вступают в острую конфронтацию;

    отсутствие необходимых бесплатных образовательных услуг в сфере досуга;

    межклассовое разделение на бедных и богатых, на которое особенно остро реагирует подростковая и молодежная среда.

Все перечисленные выше проблемы порождены социально-экономической ситуацией в России. В данный момент государство осознает всю важность и необходимость решения этих проблем и предпринимает определенные шаги для их разрешения: появилась федеральная программа «Доступное жилье для молодых семей», «Материнский капитал», вступивший в силу с 2007 года. В городе Екатеринбурге, например, существуют телефоны доверия, созданные специально для молодежи, комитеты по делам молодежи и другие организации, помогающие молодым гражданам решать их социальные и психологические проблемы.

Однако для того, чтобы помочь современной молодежи в решении социально-психологических проблем, необходима особая государственная программа в сфере молодежной политики, которой пока не существует.1

2. Пять проблем современной молодежи России.

Молодой человек стоит перед проблемой - стать самостоятельным, занять свое место в жизни. Перед ним стоит множество проблем, которые необходимо решить. Давайте посмотрим, с какими трудностями ему предстоит столкнуться.

1. Где жить?

Независимость и самостоятельность, к которым так стремится молодежь, очень сложно получить без собственного жилья. Собственное жилье - это отдельная квартира, которая может быть не только купленной, но и арендованной. Квартирный вопрос имеет несколько проблем.

Во-первых, молодежь всегда и везде не является обеспеченной частью общества. Молодежь является отдельным классом общества, который только начинает жить и пользуется ресурсами своих родителей. Это значит, что родители принимают решение, нужна ли их ребёнку или молодой семье отдельная квартира или нет. А выбор и решение родителей зависит не только от их взглядов на жизнь, но и от материальной обеспеченности. В России нет среднего класса, поэтому в большинстве случаев они не могут помочь решить квартирный вопрос своих детей. А для таких решений у молодых людей просто нет денег. К сожалению, при решении квартирного вопроса молодое поколение не может рассчитывать на государственную помощь. Ипотека 1 в России практически не развита. Кроме квартирной части, вопрос, где жить, можно считать географическим. Можно жить в Москве, Нижнем Новгороде- там, где есть работа и где для жизни созданы лучшие условия. Но в нашей стране легальная миграция населения крайне затруднена: действует система регистрации-прописки. И если кто-нибудь из читателей решит начать работать и жить в другом городе, то он немедленно столкнется с множеством бюрократических преград.

2. Где учиться?

Работа в прибыльной профессии практически невозможна без профессиональной подготовки и высшего образования. Поэтому выпускники средней школы стремятся продолжить свое образование.

Положение нашего образования и материальное состояние наших преподавателей в частности, порождают коррупцию. Зачастую вступительные экзамены являются соревнованием кошельков.

Единственное, что может сделать молодой человек, чтобы иметь возможность бесплатно учиться в ВУЗе - стать талантом. Тогда он сможет блестяще сдать вступительные экзамены. В противном случае нужно быть готовым платить за свое обучение. Почти всегда это делают родители.

3. Где отдыхать?

Где молодой человек проводит время вне учебы, дома и работы? Это вопрос очень важный. Как правило, в это время человек предоставлен сам себе и никто точно не знает, что он делает.

Важно, чтобы молодой человек в это время действительно чем-то занимался, потому что по причине «нечего делать» может произойти что угодно: от хулиганства до убийства.

«Нечего делать» приводит к пьянству, наркомании, хулиганству, дракам и другим преступлениям.

Молодежь нуждается, чтобы для нее были созданы доступные центры досуга: клубы, дискотеки, спортивные и культурные центры, кинотеатры.

4. На что жить?

Найти работу, которая станет источником основного дохода - это очередная трудность, которую необходимо преодолеть. В мегаполисах сделать это легче, а в других городах России, ситуация намного хуже.

Когда молодой человек ищет работу, то он пытается решить две своих проблемы: карьерный рост и материальное благосостояние.

Начиная работать, он думает, что будет делать через год-два, какую работу сможет получить в будущем. И для него очень важно понимать, что он будет получать опыт и практические знания, которые сделают из него более дорогого, более востребованного рынком специалиста.

С другой стороны, человек, начинающий самостоятельную жизнь, требует от своего работодателя такой оплаты труда, которая соответствует его уровню жизни.

В России очень трудно найти работу молодым специалистам. Бывает, что работа приходит сама, но очень часто её нужно искать. И поиски работы могут продолжаться не одну неделю. Приходится писать правильно составленные резюме, рассылать его по компаниям, проходить собеседования, выдерживать испытательные сроки.

Решение проблемы безработицы в целом и молодежной безработицы в частности - это забота государства. В больших городах есть, где работать и молодежь работает. Но есть целые регионы, где нечего делать. И тогда это уже не проблема молодежи, а проблема региона, а значит государства.

Следует помнить, что безработица среди активного и работоспособного населения, которому нужно как-то получать средства к существованию ведет к росту преступности, социальному расслоению, а как следствие, к социальной напряженности.

Проблема безработицы может быть решена путем миграции населения в регионы, где есть работа, но работа в Москве, например, без московской прописки-регистрации, по мнению МВД, является преступлением.

Но трудоустройство не является единственным решением проблемы. Доходом молодого человека может быть стипендия, пособие или другие социальные выплаты.

5. К чему стремиться?

Молодежь сегодня не имеет тех четких ориентиров в жизни, которые были у наших отцов и матерей. Нет глобальной цели, которая формируется на государственном уровне огромной и мощной пропагандистской машиной. И слава богу.

Но у наших отцов и матерей было, то чего нет у нынешней молодежи: знание о законах общества и системы. Им было точно известно, как достичь той или иной цели, что возможно, а что нет. К сожалению, современная молодежь не имеет такого знания.

Молодому человеку необходимо иметь представление о жизни и окружающем мире. Ему нужно понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Ему нужно знать законы того мира, в котором он живет.

Вся эта информация поступает к ребенку от родителей, друзей, педагогов, из сказок, мультиков, песен и кинофильмов. А молодежь получает картину мира из СМИ, продуктов массовой культуры и своего жизненного опыта.

Картина мира, которая сейчас есть у молодых людей, которая создавалась в течение десятилетия, говорит им о бессилии и предрешённости. Что есть богатые и властные дядьки, которые все решают: кто, куда и зачем.

Такая картина мира провоцирует молодое поколение. Одна его часть полностью потеряла интерес к политике и жизни государства. Другая, накопив в себе достаточно агрессии, объединяется под радикальными, националистическими и фашистскими лозунгами. И похоже, что никто из современных политиков не думает, что у России через 10 лет будет лицо современной молодежи.

Заключение.

Действительно, проблемы волнующие современную молодежь многообразны. Сегодняшние молодые люди кажутся намного взрослее своих сверстников 60-х или 70-х годов. Но это означает также и то, что сегодняшняя молодежь умнеет и понимает, что надеяться, кроме как на себя не на кого. Вот это и есть тот переломный пункт. Поняв это, кто-то ступает на скользкий путь забвения, а кто-то упорно, изо всех сил продолжает бороться. И те, кто продолжает бороться, поистине заслуживают уважения.

Наверное, проблема безопасности также волнует сегодняшнюю молодежь. Безопасности не только физической, но и социальной защищенности. Они, эти проблемы молодежи, все те же самые, что и у старшего поколения, и совершенно ничем не отличаются. Просто в молодости все воспринимается намного острее, чем в зрелые годы, и хочется все сделать сразу (опять всплывает юношеский максимализм). Но, в общем и целом, наша сегодняшняя молодежь прекрасна. В рядах ее мы все же видим больше студентов, чем не учащихся, больше работающих, чем наркоманов, больше богатых, чем бедных. И это не может не радовать. Пройдет время, и сегодняшние молодые люди будут решать проблемы молодежи 20-х годов двадцать первого столетия и, наверное, применят свой опыт, нелегко усвоенный ими на рубеже тысячелетий. А пока они продолжают жить и радоваться жизни, и решать насущные проблемы.

31 марта в г.Кунгур Пермского края состоялась молодежная дискуссия «Выборы в России и выбор российской молодежи», организованная Пермским центром электоральной поддержки (МЭСП/IRENA) в сотрудничестве с кафедрой политических наук историко-политологического факультета Пермского госуниверситета и Территориальной избирательной комиссией города Кунгура. В мероприятии приняли участие учащиеся и педагоги средних специальных и общеобразовательных учреждений г.Кунгура, студенты-политологи ПГУ, сотрудники ТИКа Г.Кунгура и крайизбиркома. Модератором дискуссии выступил доцент кафедры политических наук ПГУ Петр Вячеславович Панов.
В самом начале дискуссии студентка госуниверситета Е.Махмудова, давая оценку современной российской молодежи, озвучила точки зрения: «молодежь - это балласт общества» и «молодежь - локомотив, движущая сила изменений в современном обществе». В ответ на это одна из участниц дискуссии отметила, что «…молодежь нынче дифференциирована, но при этом большую ее часть составляет безразлично настроенная молодежь». В этом согласились с ней и другие дискутанты, считая молодежь - балластом, с помощью которого государство преследует свои корыстные интересы.
«Молодежи нужен свой лидер, - полагают участники дискуссии, - который смог бы выслушать ее и помог бы стать самостоятельным слоем общества и найти отличительные черты молодого поколения от поколения взрослых». Это отличие заключается в том, что у «отцов и детей» разные представления о социальной политике: у старшего поколения - забота о финансовой стороне (пенсии, зарплата), а для молодежи важен спорт и досуг. Государство же, по мнению участников дискуссии, не прислушивается к ним, несмотря на то, что молодежь способна и готова выдвигать свои идеи, но из-за коррумпированности и бюрократизма государства эти идеи не воплощаются в жизнь. Особенно иллюстративен был пример с проигрышем российской сборной на Олимпиаде 2010. Участники это объясняли тем, что идет явное недостаточное финансирование спорта, а также тем, что эти средства «ворует государство». Представители же старшего поколения видят причину поражения в отсутствии идеи родины, патриотизма у молодого поколения. Вместе с тем, молодые участники дискуссии согласились в этом со старшим поколением. А участвовавшие в дискуссии педагоги, как представители старшего поколения, отметили, что не всегда у «отцов» получается «доглядеть за молодыми» и в этом их, старших, вина.
Обсуждая вопрос о том, какая из политических партий ближе и понятней современной молодежи, представители студенческой молодежи сошлись во мнении, что все партии одинаковы, они действуют ради себя, но активней прислушивается к молодежи «Единая Россия», главным образом за счет обильных материальных, авторитетных и интеллектуальных ресурсов. Была оглашена и другая позиция, состоящая в том, что работа «Единой России» с молодежью - это ширма, которой она прикрывается ради своих же собственных интересов.
Особые надежды молодое поколения Кунгура возлагает на молодежный парламент, в который, по мнению одного из участвовавших в дискуссии кандидатов, будут входить люди, способные к тому, чтобы собрать мнения молодежи и заострить внимание старших коллег на вопросах, которые они считают неактуальными. «Современная молодежная политика, проводимая правительством, - считают молодые дискутанты, - это только слова, между тем, если делать эту политику будет именно молодежь, она выйдет на качественно новый уровень». Мотивы молодежи для работы в молодежном парламенте кроются в сугубо рациональной плоскости, а именно в продвижении себя по карьерной лестнице, для инвестиций в будущее. И по единому мнению взрослого поколения, в этом нет ничего отрицательного, хотя оно боится того, что в молодежном парламенте молодежь будет иметь лишь право рекомендации и остановится на решении бытовых проблем, что может отбить у них желание участвовать в политике. Хотя это суждение вызвало возражение о том, что опыт и амбиции молодежи растут и сами институциональные рамки, а именно процедура регистрации кандидатов по спискам от общественных объединений направлены на то, чтобы получили мандат авторитетные, способные представители молодежи. Хотя, как пожаловалась представительница молодежи, дискредитирует идею блага молодежного парламентаризма новая система подачи голосов за кандидатов в депутаты молодежного парламента, а именно система смс-голосование, для которой экспериментальной площадкой выбраны Кунгур и Краснокамск. Председатель избирательной комиссии Е.Харитонова, постаралась довольно досконально и понятно рассказать участникам дискуссии о технических возможностях экспериментального варианта смс-голосования.
Старшее поколение также позитивно относится к молодежному парламентаризму, поскольку туда, по их мнению, пойдут не та молодежь, которая гонится за деньгами, а те, «кто думает о других», в противном случае - молодежь бы пошла в бизнес.
При обсуждении последнего вопроса дискуссии, а именно: «выборы: общее благо, борьба амбиций, грязное дело», слово держал молодой представитель партии «Единая Россия», который считает, что любые выборы служат общему благу, а борьбе амбиций способствует мажоритарная избирательная система, в то время как при пропорциональной системе на проходные места ставятся наиболее мыслящие и креативные люди.
В заключение мероприятия представитель старшего поколения высказалась о том, что наши действия во многом зависят о того, какую гражданскую позицию мы занимаем, каким образом воспитываем молодое поколение. И пожелала молодежи воспользоваться нововведениями и верить в себя!