Визуальные образы мира в сибирском шаманизме.… undefined undefined. и научить ею

библиотекарь детского отдела библиотеки семейного чтения

с. Конёво, Плесецкого района, Архангельской области.

« Умная страница, помоги учиться».

библиографический обзор- викторина по серии книг

« Я познаю мир».

Слайд 2. Цель:

- заинтересовать справочной литературой и научить ею

пользоваться.

Задачи:

Дать представление о серии « Я познаю мир».

Познакомить со справочным аппаратом книг этой серии.

Читательское назначение - учащиеся 4-5 кл.

Оборудование : ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.

Слайд 3. Библиотекарь: Ребята! Многих из вас интересуют вопросы об окружающем мире. Как часто мы слышим, да и сами задаём вопросы: Кто? что? откуда? где? когда? как? отчего? зачем? Почему?

Перед вами удивительная серия « Я познаю мир». Об этой серии можно говорить много. Вы все любите читать, выписывать интересные сведения, которые нужны вам, как дополнительный материал к урокам и просто для того, чтобы быть более эрудированным человеком. Ведь не зря говориться, кто много читает, тот много знает.

Многотомная популярная энциклопедия для детей издательства АСТ « Я познаю мир» содержит рассказы по широкому кругу знаний: естественным и гуманитарным наукам, истории, культуре, искусству.

Слайд 4.

В конце каждого тома имеется именной, предметный или предметно- именной указатели, позволяющие использовать книги как справочники и облегчающие поиск нужного материала. Эта серия рекомендуется в качестве дополнительного пособия для учащихся младших и средних классов школ.

Слайд 5,6,7. Я хочу, представить вам книгу из серии

« Я познаю мир» - Животные

В этой книге собраны небольшие истории о животных, которые населяют этот мир. Многих из них вы хорошо знаете, о других слышали или читали, третьих видели в телепередачах. В природе всё тесно взаимосвязано между собой. И человек, который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой: с землёй, реками, воздухом и всеми живущими вокруг другими существами. Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинить ей большого вреда. А для этого надо знать и любить природу, знать животных, которые живут на нашей планете рядом и одновременно с нами, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь. И эта книга поможет вам, ребята, узнать и полюбить окружающий нас животный мир. Содержание этой книги разделено на 4 части:

« Оставшиеся в море», « Потомки динозавров», « Их стихия небо», « Избравшие сушу». Книга содержит предметно- именной указатель, позволяющий быстро найти животное.

Вам наверняка случалось видеть королей: в кино, на фотографиях. Почти у всех королей обязательно есть мантия. Она длинная, и на ней много чёрных треугольничков. Мантия сделана не из ткани, а из сотен шкурок маленьких зверей. Чёрные треугольнички на мантии – кончики их хвостов.

Вопрос: из шкурок, какого зверька сделана мантия у королей?

(горностай)

К сведению : в теплое время шерсть горностая бурая и не очень густая, и лишь к зиме он становиться кремово- белым. Длиной горностай всего 20-25 см, из которых 15 см. хвост. Этот пушистый зверёк обладает очень тонким змееподобным туловищем и очень проворен. Он уничтожает за год 200-300 мышей. Именно из сотен шкурок маленьких зверьков- горностаев - делают мантию королей.

Следующий вопрос: белые грудки, чёрные сюртуки и смешная походка придают этим птицам забавное сходство с человеком. Эти птицы приспособились к самому суровому климату на Земле. Они прекрасно чувствуют себя среди ледяных полей и свирепого холода. Кто эти птицы?

(пингвины )

К сведению: сейчас на нашей планете обитает 17 видов пингвинов. Среди них есть такие, кто перебрался жить на берега Африки, Южной Америки и Австралии. Каждый год малые пингвины гнездятся прямо на австралийских пляжах, нисколько не обращая внимания на глазеющих туристов. Там же они откладывают по 2-3 яйца и преспокойно их высиживают. Хотя пингвины не умеют летать, и на суше очень неуклюжи, зато в воде могут соперничать с проворными тюленями и дельфинами. Крылья служат им великолепными вёслами, с их помощью пингвин развивает скорость до 40 км/ч.

Все эти сведения взяты из детской энциклопедии « Я познаю мир» - животные.

Слайд 8,9,10. Следующая книга из серии «Я познаю мир»- Рыбы.

Эта книга знакомит читателя с некоторыми особенностями внешнего облика, образа жизни и поведения рыб и рыбообразных - удивительных животных, населяющих толщу вод нашей планеты. Собранные в книге наиболее интересные факты о жизни рыб и рыбообразных помогут вам, ребята, узнать о таинственном, скрытом от наших глаз мире этих существ. Познакомитесь с основными группами этих животных, разнообразием и особенностями их внешнего вида, способов передвижения, дыхания, питания, а также с наиболее важными звеньями их жизненного цикла (размножение, миграция). Книга снабжена небольшим словарём, объясняющим некоторые понятия, использованные в тексте, а также указателем с названиями рыб и рыбообразных.

Вопрос: вы все знаете, как страшен и опасен крокодил. Но, оказывается, крокодилы тоже очень боятся - небольшую рыбку. Что это за рыбка?

(пиранья).

К сведению: если крокодилы, хоть немного ранены, они спешат из воды. Почуяв кровь раненого животного, пираньи нападают на него.

С виду пиранья - небольшая (до 40 см.) серебристая рыба, похожая на карпа. Но у этой безобидной рыбки острые трёхгранные зубы. Пираньи живут в тропических реках огромными стаями. Если в воде появится, хотя бы капля крови, тысячи рыб нападают на животное и через минуту от него останется только скелет.

Вопрос: какую рыбу наших водоёмов называют хищницей?

(щука)

К сведению:

Кормится щука по утрам и под вечер. Обычно она пожирает наиболее многочисленных в водоёме рыб. А весной, например, охотно ест беспечных лягушек. Случается, щука утаскивает под воду мышей, крыс, куликов и даже переплывающих реку белок. Крупные особи нападают на водоплавающих птиц: не только утят, но и взрослых уток, за что иногда их называют утятницами.

Слайд 11,12,13. Хочу представить ещё одну книгу из серии

« Я познаю мир» - Птицы.

Этот популярный том детской энциклопедии знакомит нас с необыкновенным миром птиц, обитающих в нашей стране и во всём мире. Жизнь пернатых предстаёт перед нами с разных сторон: в увлекательной форме книга рассказывает о строении, питании, семейных хлопотах, дальних перелётах, общественных отношениях, уникальном долголетии птиц. Птицы были современниками динозавров, но благополучно дожили до расцвета человеческой цивилизации и повстречались в небе с реактивными лайнерами.

Сотни видов птиц во всём мире, места их обитания нуждаются в охране. Многокрасочный и разноголосый мир пернатых, государственных границ не ведающих, является достоянием всех жителей планеты, и наш общий долг состоит в том, чтобы сохранить его для будущих поколений землян.

Издание снабжено предметно- именным указателем и может использоваться как справочник.

Викторина: « Узнай по описанию».

1. Белый, как снег, с блестящими, прозрачными глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивой шеею. (Лебедь)

2.Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпорой. (Дятел).

3. А эта розовая птица загребает своим клювом со дна жидкий ил. Затем, слегка приоткрыв клюв, процеживает ил с помощью язычка, задерживая во рту мелких рачков, червей, моллюсков. (Фламинго)

4.Эта птица на своём длинном хвосте « разносит» новости

по лесу. (Сорока).

И еще о многих знакомых и незнакомых птицах вы узнаете из этой энциклопедии.

Слайд 14. Представляю ещё одну энциклопедию « Я познаю мир» -

«Насекомые».

Знаете ли вы, что клещ не насекомое, как в прочем и паук? А сколько ног у многоножки? Кто такие членистоногие?

Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдёте в этой энциклопедии, которая посвящена многочисленной рати животного мира - насекомым, паукообразным, многоножкам. Это увлекательный рассказ о существах, которые появились на Земле раньше нас, но благополучно существуют и процветают до сих пор. Цель книги – увлечь читателя, заставить его внимательно посмотреть вокруг себя, узнать побольше о летающих, порхающих и ползающих созданиях, узнать - и значит полюбить. Справочный аппарат книги снабжен именным указателем и списком литературы.

Слайд 15. Посмотрите видеофильм о бабачках.

Слайд 16, 17, 18. Следующая книга из этой серии -

Растения.

Попробуйте представить, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет привычных тополей на улице, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие по кроям дорог. Да и наш дом сразу опустеет. Не будет в нём всяких припасов: чая, кофе, какао, различных круп, не будет и одежды из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных лекарств. А книги, бумага? Их ведь тоже сделали из древесины. Но это ещё не самое страшное. Что было бы, если вдруг не стало того, что мы не видим, но без чего мы не смогли бы существовать - воздуха, кислорода?

Учёные насчитали на планете около 500 тысяч видов растений. В течение двух- трёх последних столетий растительность на планете стала изменяться из-за бурной и не всегда разумной деятельности человека. Люди рвут, уничтожают растения, не задумываясь, что будет потом, или потому, что ничего не знают о них.

Например: отгадайте, можно ли употреблять в пищу кактусы?

К сведению: невероятно, но можно. Многие кактусы утоляют жажду путников в пустыне, служат вкусной пищей. Засахаренные ломтики одного из мелокактусов

(« конфетного кактуса») – любимое лакомство мексиканцев. Кактус опунция украшает герб Мексики, которую можно назвать страной кактусов.

Следующий вопрос: Пётр1 отведав в Голландии кушанье из этого овоща, прислал в Россию семена для выращивания. Что это за овощ? (картофель)

К сведению: Только во второй половине 18 века картофель начали сажать на

крестьянских огородах. В клубнях картофеля до 20 % крахмала, есть также сахар,

белки, витамины. В народе его называют «вторым хлебом».

Ещё много интересного о растениях можно узнать из этой книги.

Слайд 20.

Я провела обзор только по пяти книгам, но у нас в библиотеке ещё 18 книг этой серии. Я надеюсь, что заинтересовала вас, и вы обязательно познакомитесь с этими книгами.

Слайд21.

Составление синквейна по теме.

«Синквейн» от фран. Слова «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).

Правила составления синквейна:

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.

подготавливает к краткому пересказу.

учит формулировать идею (ключевую фразу);

синквейн

1 .Энциклопедии.

2.Научные, справочные.

3.Информируют,заинтерисовывают,обучают,

5.Информация.

Спасибо за урок! И до свидания.

Литература

    Я познаю мир: География: Дет.энцикл./ Авт.-сост. В.А. Маркин; Худож. Е.В.Пузикова; Под общ. ред. О.Г.Хинн.- М.: АСТ,1999.- 558с., ил.

    Я познаю мир: Города мира: Дет.энцикл./ Авт.Е.В. Чекулаева; Под общ. ред. Е.М.Ивановой; Худож. А.А.Румянцев, Ю.А.Станишевский.- М.: АСТ, Астрель,2003.- 478с., ил.

    Я познаю мир: Животные: Дет.энцикл./ Сост.П.Я.Ляхов; Под общ. ред. О.Г.Хинн; Худож.А.В.Кардашук, Е.В.Дедова.-М.:АСТ,1999.544с.ил.

    Я познаю мир: Змеи, крокодилы, черепахи: Дет.энцикл. /Авт.Д.В.Семёнов; Под общ. ред. Е.М. Ивановой.- М.:Астрель, АСТ,2001.-413с.ил.

    Я познаю мир: Изобретения: Дет.энцикл./ Авт. А.А.Леонович; Худож.А.А.Леонович,Л.Л.Сильянова; Под общ.ред. Е.М.Иванова.- М.: АСТ,Астрель,2003.-510с.ил.

    Я познаю мир: Космос: Дет.энцикл./ Авт.-сост. Т.И.Гонтарук; Под. общ.ред.О.Г. Хинн; Худож. А.В.Кардашук и др.- М.: АСТ, 1999.-446с. ил.

    Я познаю мир: Культура: Дет.энцикл./Авт.- сост.Н.В.Чудакова; Под. общ.ред.О.Г.Хинн; Худож.А.В.Кардашук, Е.В.Дедова. –М.: АСТ,1998.-476с.ил.

    Я познаю мир: Литература: Дет. энцикл./ Авт.- сост.Н.В.Чудакова; Под.ред О.Г.Хинн; Худож.Е.В.Гольдяева, А.В.Кардашук. – М.: АСТ,1999 447с.ил.

    Я познаю мир: Математика: Дет. энцикл./ Авт.- сост. А.П.Савин, В.В. Стацко и др. под. общ.ред. О.Г.Хинн; Худож.А.В.Карташук и др.- М.: АСТ,1999.-480с.ил.

    Я познаю мир: Медицина: Дет.энцикл./Авт.-сост.Н.Ю.Буянов; Под общ. ред. О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кардашук, Т.В.Берёзкина и др.- М.: АСТ,1998.- 480с. ил.

    Я познаю мир: Насекомые: Дет. энцикл./ Авт.- сост.П.Р.Ляхов; Под.общ. ред.Е.М.Ивановой; Худож.Е.В.Гальдяева,Л.Л.Сильянова.- М.: АСТ,Астрель, 1998.-352с. ил.

    Я познаю мир: Праздники народов мира: Дет. энцикл./ Авт.-сост. И.Полянская, Н.Ионина; Под. общ.ред. Е.Ивановой; Худож. А.Снегирёв, Ю. Сташевский.- М.: АСТ, Семейная библиотека, 1999.-512с. ил.

    Я познаю мир: Птицы: Дет.энцикл./ Авт. В.В. Иваницкий; Худож. Е.А.Коблик, А.А.Мосалов.- М.:АСТ, Астрель, 2004.- 399с. ил.

    Я познаю мир: Растения: Дет. энцикл./ Авт.- сост. Л.А. Багрова; Под общ. ред.О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кардашук, О.В.Войтенко.- М.:АСТ, 1999.-512с. ил.

    Я познаю мир: Рыбы: Дет. энцикл./ Авт.-Е.Васильева; Худож. В.Полевод.- М.:АСТ, Астрель, 2005.-392с.ил.

    Я познаю мир: Страны и народы: Дет. энцикл./ Авт.- сост. Л.А.Багрова; Под общ. ред. О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кардашук.- М.: АСТ, 1999.- 448с. ил.

    Я познаю мир: Страны и народы: Дет. энцикл./ Авт.- сост.Л.А. Багрова; Под общ. ред. О.Г. Хинн; Худож. Е.В.Гальдяева, А.В. Кардашук.- М.: АСТ, 1999.-592с. ил.

    Я познаю мир: Физика: Дет. энцик./ Сос. А.А.Леонович; Под. Общ. ред. О.Г.Хинн.- М.: АСТ, 1999.- 480с.ил.

    Я познаю мир: Химия: Дет. энцикл./ Авт.- сост. Л.А.Савина; Под.общ.ред. О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кардашук, О.М.Войтенко.- М.: АСТ, 1999.-448с. ил.

    Я познаю мир: Чудеса техники: Дет. энцикл./ Авт.С.Н.Зигуненко; Худож. А.А.Румянцев, Ю.А.Станишевский.- М.: Астрель, АСТ, 2002.-397с. ил.

    Я познаю мир: Экология: Дет. энцикл./ Авт.- сост.А.Е.Чижевский; Под. общ. ред. О.Г.Хинн; Худож. В.В.Николаев, А.В.Кардашук и др. – АСТ, 1999-432с. ил.

    Я познаю мир: Экономика: Дет. энцикл./ Сост. Р.С.Белоусов, Д.С.Докучаев; Худож. Е.В.Гольдяева, А.В.Кардашук.- М.:Олимп, АСТ, 2001.- 496с. ил.

    Зотов В.В. Лесная мозаика: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. / В.В.Зотов; рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993 – 250с., ил.

Природоведение. 5 класс: материалы к урокам(стихи, викторины, кроссворды)/ Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2004.- 88 с.

Просмотр содержимого презентации
«Библиографический обзор»

Конёвская библиотека семейного чтения

Презентация

к библиографическому обзору-викторине.


Цель:

  • -заинтересовать

справочной

литературой

и научить ею

пользоваться.

Задачи:

  • -знакомство

с серией книг

« Я познаю мир».

  • знакомство

со справочным

аппаратом

энциклопедий.



Словарь

терминов

Предметный

Предметно-

именной


Вопрос: И з шкурок какого зверя

сделана мантия у королей?


К сведению:

В теплое время шерсть горностая

бурая, лишь к зиме он становиться кремово-белым. Длиной горностай 20-25см. Он уничтожает за зиму 200-300 мышей.

Чёрные треугольники на мантии

кончики их хвостов.

Горностай

Вопрос : Б елые грудки, чёрные сюртуки

и смешная походка придаёт этим птицам

забавное сходство с человеком

Кто эти птицы?


К сведению:

Н а нашей планете обитает 17 видов пингвинов. Хотя пингвины

не умеют летать, и на суше очень неуклюжи, зато в воде могут соперничать с проворными тюленями и дельфинами. Крылья служат великолепными вёслами, и с их помощью развивают скорость до 40 км/час.

Пингвины


Вы знаете как страшен и опасен

крокодил, но оказывается он тоже боится,

небольшую рыбку.

Вопрос: Какую рыбку боится крокодил?


К сведению:

С виду пиранья небольшая

до 40 см. Но у этой безобидной

рыбки острые трёхгранные зубы.

Если в воде появиться, хотя бы

капля крови, тысячи рыб нападают на животное и через минуту от него остаётся только

Пиранья

Вопрос: К акую рыбу наших водоёмов называют хищницей?


Щука

К сведению:

весной, например, щука охотно ест беспечных лягушек. Случается, щука утаскивает под воду мышей, крыс, куликов и даже водоплавающих птиц: не только утят, но и взрослых уток, за что их иногда называют утятницами.


Викторина

«Узнай по описанию»


Белый, как снег,

с блестящими,

прозрачными глазами с чёрным носом и лапами

с длинной и красивой

шеею.

Этот пернатый лекарь

в момент свалился бы

с дерева, если б не хвост,

который служит ему

подпорой.


Эта птица на своём

длинном хвосте

« разносит» новости

по лесу.

Эта розовая птица рекордсмен

среди пернатых по длине ног и шеи. Основным орудием добычи корма служит изогнутый в виде крючка клюв, используемый для отцеживания планктона.




Вопрос: как вы думаете,

можно ли употреблять

в пищу кактусы?

К сведению : невероятно, но можно. многие кактусы утоляют жажду путников в пустыне, служат вкусной пищей.

Кактус опунция украшает герб

Мексики.


Вопрос: царь Пётр1 отведав

в Голландии кушанье из этого

овоща, прислал в Россию

семена для выращивания.

Что это за овощ?



1.Энциклопедии.

2.Научные, справочные.

3.Информируют,заинтерисовывают, обучают.

4.Помогают ученикам при подготовки к урокам.

5.Информация.


Игры масок Алекс Кош

Экстрим и стремление к самосовершенствованию у них в крови. Превосходя физическими способностями обычных людей, идя по тонкой грани между жизнью и смертью, они получают нечто гораздо большее, чем просто дозу адреналина. Лучшие из лучших заслуживают право прикоснуться к тайнам древних боевых искусств и познать мир неизведанных возможностей человеческого организма. Чудовищная сила и невероятная ловкость, управление внутренней энергией и повелевание древними духами… Кто-то называет это магией, кто-то мистикой, на самом же деле все это результат…

Я обслуживал английского короля Богумил Грабал

Роман «Я обслуживал английского короля» рассказывает о коротышке-официанте, который с любопытством познает мир. Он ищет прекрасное в публичном доме, в работе официанта, который обслуживает английского короля или эфиопского императора, в эротике, в богатстве… Весь роман пропитан иронией; герой Грабала, будто гетевский Фауст, находит покой и свободу, но не счастье и снова готов пуститься во все тяжкие на поиски прекрасного.

Что я видел Борис Житков

В сборник произведений известного детского писателя вошли рассказы из циклов «Что я видел», «Что бывало», сказки, рассказы о животных. «Что я видел» - увлекательная повесть-энциклопедия, «полная необычайных событий, ярких впечатлений, незабываемых встреч», поможет ребенку познать мир. Ведь рассказ об этом удивительном мире ведет такой же Почемучка, каким является сам внимательный слушатель. Для младшего школьного возраста. Борис Житков. «Что я видел». Рассказы и сказки. Издательство «Вэсэлка». Киев. 1988.

Рыцари Владимир Малов

Давно прошедшие рыцарские времена - одни из самых ярких и живописных страниц в истории человечества. Им и посвящена очередная книга многотомной популярной энциклопедии «Я познаю мир». Читателя ждет увлекательный рассказ о рыцарских традициях и воспитании рыцаря, об оружии и знаменитых битвах, замках, геральдике, турнирах, крестовых походах, рыцарских орденах, тайнах ордена тамплиеров и о многом другом, что связано с рыцарями и рыцарством. Книга расширяет кругозор юного читателя.

Что? 20 самых важных вопросов в истории человечества Марк Курлански

Вопросы – главная движущая сила нашей жизни. Задавая их, ученые открывают что-то новое, а дети познают мир. Да и вообще, все человечество движется вперед именно благодаря тому, что люди задают вопросы. Но какие же из них – самые главные? Почему? Сколько? Где? Должен ли я? Смею ли я? А может быть, есть еще и другие, не менее важные? Именно эти, самые важные вопросы в истории человечества задает в своей книге Марк Курлански, сопровождая легкий, остроумный текст авторскими иллюстрациями.

Завеса Эфраим Баух

Три героя романа не названы по именам. Философ, пытающийся понять и познать мир и себя в этом мире; Разработчик сверхсекретных систем военного назначения; Предатель, предающий все и вся, даже самого себя и в конце концов сам преданный. Эфраим Баух знал и Берга и Цигеля, но, в отличие от своего «альтер эго» Ормана, под настоящими именами. Подлинны не только персонажи, но и обстоятельства действия романа. Великие противостояния последних десятилетий века минувшего выписаны с обостренной точностью. Центральным событием романа является операция…

Дневники императора Николая II: Том I, 1894-1904 Николай Романов

Предлагаемое первое полное издание дневников Николая II позволяет реконструировать пространство контактов последнего русского императора во всем его многообразии. В ежедневных записях автор называет более тысячи лиц, проживавших как в Российской империи, так и за границей, в том числе своих родственников, фигур из ближайшего окружения, придворных, государственных деятелей, представителей мира культуры и науки и даже просто случайных обывателей или простых людей, по стечению обстоятельств обративших на себя государево внимание. Публикация…

Я читаю ваши мысли Лиллиан Гласс

Вы завидуете телепатам? Вы хотите познать мир другого человека и научиться читать его мысли? Для этого вовсе не обязательно обладать сверхъестественными способностями! Прочитайте книгу знаменитого психолога Лиллиан Гласс - и вы сможете видеть людей насквозь. По тембру и интонациям голоса, манере выражаться, жестам, мимике и `языку тела` вы станете безошибочно угадывать их мысли и чувства, намерения и желания. Примените в жизни теорию Лиллиан Гласс - и вам позавидуют профессиональные психологи и даже телепаты!

Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов… И. Алимов

Современная этнографическая наука достигла успехов в самых разных областях. Труды учёных, посвящённые этногенезу, этнографической истории, обычаям и обрядам, фольклору, материальной культуре и быту разных народов мира, заполняют в библиотеке не один шкаф. Всякий интересующийся может составить довольно ясное представление о самых разных сторонах повседневной жизни практически любого народа. И только одна тема традиционно обходится в науке стыдливым молчанием - это отхожие места, правила их использования и связанный с этим комплекс поведенческих…

ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ МИРА В СИБИРСКОМ ШАМАНИЗМЕ.… Undefined Undefined

Древнейшие представления о пространстве и времени наиболее полно реализуются в культурах шаманского типа, особенно если под шаманизмом понимать не региональный вариант религиозных верований и не религию в общепринятом смысле, а наиболее древнюю общечеловеческую форму мировоззрения, характерную для бесписьменных культур. Особенно ярко шаманская модель мира представлена в традиционных культурах Сибири. (Примечание* - Содержание понятия "модель мира" подробно раскрывается в статье В.Н.Топорова, опубликованной в энциклопедии "Мифы народов…

Хоббит, который познал истину Вадим Проскурин

Хэмфаст, сын Долгаста из рода Брендибэк, Шестой Герой Хоббитании, тот самый хоббит, который Слишком Много Знал, наконец-то познал Истину. Его родное Средиземье - один из множества миров, расположенных в Междусетье, и все эти миры смертны, и что еще хуже - внезапно смертны. Чтобы спасти Средиземье, Хэмфаст и его друзья должны проникнуть в мир, называемый Реальным. Задача не из простых, но разве это может остановить Героя?!

Культура растафари Николай Сосновский

Эта книга должна была выходить в Академии в 1992 году, а писалась начиная с 89-го, но случились катаклизмы: вначале в стране, и издательство развалилось, а затем и в моей жизни - и некоторое время было не до того. Потом была неоднократная возможность ее издать, но я не захотел - уже стало понятно, что текст надо как-то переделывать: писался он для академического издательства, поэтому и форма, и язык, и стандарты ученого повествования должны были тогда быть соблюдены; важные вещи, которые я видел или слышал сам, приходилось опускать ради мелочей, снабженных…

Страна Восходящего Солнца. История и культура… Екатерина Гаджиева

Япония - потрясающая страна. Здесь уникально все - города, язык, культура. Все, кто хоть раз побывал в Японии, утверждают, что ничего подобного они не видели ни в одной другой стране мира. Почему для нас в Стране восходящего солнца столько необъяснимого очарования? Главная причина, наверное, в том, что японцы всегда и во всем умели найти гармонию. С помощью этой книги вы сможете окунуться в историю древней Японии, попытаться понять современную японскую культуру, узнать секреты кулинарии, понять, что японское «аниме» - не просто мультфильмы, а…

Япония: язык и культура Владмир Алпатов

Первостепенным компонентом культуры каждого народа является языковая культура, в которую входят использование языка в тех или иных сферах жизни теми или иными людьми, особенности воззрений на язык, языковые картины мира и др. В книге рассмотрены различные аспекты языковой культуры Японии последних десятилетий. Дается также критический анализ японских работ по соответствующей тематике. Особо рассмотрены, в частности, проблемы роли английского языка в Японии и заимствований из этого языка, форм вежливости, особенностей женской речи в Японии,…

    Организационный момент

    Опрос домашнего задания.

О чём ты беседовал с родными и друзьями?

(об истории)

Что нового узнал для себя?

Какие исследования были вами сделаны.

    Беседа с учащимися.

Что такое история? (наука, часть духовной культуры человека)

Что изучает история?

Чему мы можем научиться у истории?

Объясни древнее выражение: « История - наставница жизни».

Выход на тему урока : Я познаю мир

Что объединяет данные иллюстрации?

(окружающий нас мир)

На какие группы можно разделить их?

(культура и природа)

А сейчас мы с вами составим ассоциативный ряд с терминами «природа», «культура», дети говорят слова, связанные с понятиями, учитель фиксирует их

на доске.

Что вы отнесёте к культуре и природе?

Растительный мир



Животный мир


культура

Явления природы

архитектура

Как культура связана с природой?

В чём нам помогает природа и культура?

(познавать окружающий мир)

Определите тему сегодняшнего занятия.

(Как мы познаём мир)

Какие задачи мы можем перед собой поставить?

Нам помогает познавать мир не только природа, но и культура.

А что такое культура?

(с данной темой учащиеся уже ознакомлены)

Выслушиваются варианты ответов.

Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории.

Культура- сложное понятие, которое включает всё «человеческое» в окружающем нас мире. Это всё то, что делают люди то новое, что мы вносим в мир природы.

То лучшее, что создали наши предки – это культура. Города, храмы, книги, иконы, картины, стихи – всё это относится к культуре. От хорошего искусства остаётся самое главное – красота, гармония в душе. Пополняется внутренний мир, человек становится лучше.

Свою культуру человек обычно не выбирает.

Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Как создавалась культура? Варианты ответов.

Представьте, что вы живёте несколько тысяч лет назад, в древние времена, когда нет ещё книг, зданий, нет литературы. Вам необходимо находить пищу, кров, порой перед вами стоит угроза.

Что вам надо знать или изучить?

(природу, её явления)

Древние люди жили тогда племенами. Их жизнь полностью зависела от природы. Они изучали звёздное небо, учились ориентироваться по солнцу и звёздам, знали растения и животных. Но не все явления природы могли объяснить. Почему идёт дождь, сверкаем молния, и гремит гром. В каждом племени был человек, который изучал свойства растений, повадки животных, оказывал необходимую помощь больным. В разных племенах его называли по- разному: колдун, шаман. Не зная причин природных явлений – засухи, наводнений, гибели скота, древние люди приписывали их воле богов. Так появляется религия.

- Что же такое религия ?

Прочитайте текст на с. 55

Попробуйте объяснить, что такое религия? Обратитесь к словарю.

Слово «религия» произошло от латинского слова, которое обозначает «связывать», «соединять». Сегодня мы называем религией такое явление в жизни людей, которое включает в себя:

    различные верования людей

    поведение людей в повседневной жизни;

    участие людей в религиозных действиях – ритуалах.

Когда появились первые религии?

(30-45 тысяч лет назад)

Итог: - Как вы понимаете, почему возникла религия?

Постановка проблемного вопроса.

Подумайте, а надо ли нам знакомиться с религией?

Варианты ответов.

В нашей стране живут люди разных народов, разных религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений.

Люди познают мир через культуру, а религия – это часть духовной культуры.

В науке и религии сложились разные представления о происхождении Вселенной, о возникновении жизни на Земле, о явлениях окружающего мира.

Определяют два способа познания мира: научный и религиозный.

Давайте проанализируем и сравним, чем отличаются эти два способы познания мира.

Прочитаем текст на с. 56.

Комментированное чтение и анализ текста.

1абзац: - Какие разные представления сложились в науке и религии по одному из важных вопросов происхождения человека?

2 абзац; - С чем связаны религия и наука?

Вывод : Наука и религия – две стороны культуры., значимые для человека.

3 абзац: Чем помогает вера в Бога многим людям?

Самостоятельное чтение 4, 5, 6 абзацев.

Сравните как наука и религия объясняют смысл жизни?

Итог: - Как влияет религия на жизнь верующего человека

- А какие верования и религии знаете вы?

Варианты ответов.

Религия существовала с глубокой древности. Археологи раскопали поселения древних людей и обнаружили следы верований: идолы и жертвенники, наскальные рисунки, амулеты с изображениями божеств, в захоронениях предметы, которые, как полагали древние пригодиться умершему после смерти.

Верования самых древних людей называются первобытными верованиями.

Постепенно в мире возникло много разных религий. Свои религии имели (исповедовали) жители Древнего Египта, Древней Индии, Древней Греции, Древнего Рима... Эти верования называют древними религиями . Мы знаем об этих религиях из старинных легенд и мифов, сохранившихся храмов, рисунков. Многие из древних религии не дожили до наших дней, они исчезли вместе с теми государствами, в которых они существовали.

Однако некоторые религии древности сохранились до наших дней – мы называем их традиционными верованиями: ислам, православие, иудаизм

Многие народы создали собственные национальные религии. Верующие этих религий принадлежат, в основном, к одному народу. Самые многочисленные из таких религий – индуизм (религия

индусов, но это сотни весьма различных народов полуострова Индостан) и иудаизм (религия евреев).

В древнем Египте, Древней Индии, Греции верили во многих богов. В науке это называется ПОЛИТЕИЗМ.

А для таких религий как иудаизм, христианство, ислам характерно вера в единого Бога. – МОНОТЕИЗМ

Известна религия и без Бога – буддизм.

Но не все люди принадлежат к той или иной религии. Есть люди, которые не верят в Бога. Их называют атеистами.

АТЕИЗМ основывается на признании того естественного, что окружает человека. А религию и Богов считает творением человека.

Слова монотеизм, политеизм и атеизм очень схожи по звучанию и имеют общую часть. Какую? -теизм

В греческом языке слово «теос» означает «Бог».

Что означает первая часть каждого из этих слов?

Итог: В мире живут как люди верующие, так и атеисты, те, кто не верит в существование Бога.

-Чем же отличаются убеждения верующих людей от убеждений атеистов?

Учитель рассказывает или учащиеся читают текст на с. 58-59

Итог: - Почему в мире существует множество разных религий?

Как вы понимаете, в чём отличие научного и религиозного познания мира?

Распределите утверждения на две группы: убеждения верующего человека и атеиста.

1. Я верю, что мир создан Богом.

2. Я отвечаю за свои поступки перед самим собой

3. Я верю в Бога.

4. Я верю, что после смерти существует загробная жизнь.

5. Я верю, что Бог всемогущ

6. Я не верю в Бога.

7. Я думаю, что после смерти нет загробной жизни.

8. Я верю, что могу искупить плохие поступки перед Богом.

9. Я думаю, что мир не создан кем-то, а появился в соответствии с законами природы.

10. Я верю, что со временем наука сможет ответить на все вопросы, на которые не может ответить сейчас.

Совместное обсуждение.

Какие выводы вы можете сделать в результате своей работы?

(Выйти на два способа познания)

Что можно обсудить по нашей теме дома с родителями.

Какие задачи или вопросы определите для себя на следующий урок?

Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятий религия, атеизм?

Как относиться к верующим и неверующим людям?

Здесь ищем главные слова: терпимость, уважительно, толерантно;

1.Поработать со словарём. Записать в тетрадь основные понятия: религия, атеизм.

2.Прочить или пересказать членам семьи и друзьям притчу «Слепые и слон», обсудить с ними её содержание.

Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

Какие выполнили, какие нет?

Что нового узнали, что не предполагали узнать?

Мнения детей. Их самостоятельные высказывания.

Эволюция культуры

Культура – это не только умение пользоваться вилкой, сморкаться в носовой платок и рассуждать о музыке. Культурой называется вся совокупность знаний, умений и навыков, накопленных отдельной группой живых существ. Умение вести себя в обществе – тоже элемент культуры, но только один из многих. Культура повышает приспособленность особи, она наследуется, передается из поколения в поколение, но в ДНК склонность пользоваться носовым платком или умение изготавливать каменные топоры не закодированы. Если элементы культуры повышают (или понижают) приспособленность особи, значит, культурные признаки, во–первых, должны подвергаться естественному отбору. Во–вторых, коль скоро культура определяет приспособленность и подвергается естественному отбору, она должна эволюционировать. Но эволюционирует культура не в соответствии с современной теорией эволюции, а так, как представлял себе эволюцию Жан–Батист Ламарк.

Прежде всего, передаются из поколения в поколение именно те признаки, которые особь приобрела в течение жизни, и их наследование никак не подчиняется законам генетики. В формировании культуры большую роль могут играть заимствования из других культур, то есть возможен интенсивный «боковой» перенос информации от одного вида к другому. И, самое главное, изменение старых и появление новых признаков часто возникают на основе внутреннего стремления особи, того самого «напряжения чувств», за которое так старательно топтали Ламарка современники и потомки.

Культура – отнюдь не то, что свойственно исключительно человеку. Все животные с приличным мозгом, использующие К–стратегию размножения и передающие потомкам опыт свой и своих предков, все они обладают тем самым определенной культурой. Примеров культурной традиции у животных множество. Пение птиц – самый хорошо известный и изученный. У многих видов молодые самцы учатся всяким коленцам и выкрутасам песни у почтенных патриархов. Песня одного вида в разных районах может различаться до такой степени, что взрослые самки из одной местности просто не воспринимают самцов из другой как сородичей. Но если самец (или самка) в молодости попали из родных мест в чужие, они прекрасно обучаются местному «диалекту» . Похоже, что это может касаться не только песни, но и сигналов тревоги, и сигналов о нахождении корма. У волков в стае из поколения в поколение передаются всякие хитрые приемы охоты. Поэтому там, где волков не уничтожают и преемственность поколений сохраняется, ни одна стая не похожа на другую, у каждой свои места охоты и свои коронные приемы. Когда несколько десятилетий назад в Карелию начал проникать с юга дикий кабан, волки некоторое время не могли успешно на него охотиться. Из крупного зверя карельские волки были знакомы только с лосем, а кабан требует совсем других приемов охоты, которые волкам не были известны и которые выработались только постепенно.

image l:href="#image31.png"

Соловей

Непосредственно наблюдать эволюцию культуры и возникновение новых культурных элементов удавалось зоологам не раз и не два. Так, например, в Англии, где молочники развозят молоко рано утром и ставят бутылки на порог клиентов, в середине XX столетия появились гениальные синицы, которые научились бутылки открывать. Навык был стремительно подхвачен их менее гениальными сородичами, и вскрытие бутылок приняло характер национального бедствия. Российские синицы, кстати, ничуть не глупее. Когда у российского населения появилась манера хранить зимой продукты вывешенными за форточку, синицы мгновенно разобрались что к чему и научились вскрывать самые разные упаковки.

Ещё более подробно изучена эволюция культуры у приматов.

Вскоре после Второй мировой войны два японских исследователя, Миияди и Иманиси, занялись изучением общественной жизни японского макака. Эта обезьяна живет на юге Японии в диком состоянии и образует отдельные стада, точнее – общества, которые слабо контактируют друг с другом. Результаты исследований японцев довольно долго оставались неизвестными в Европе, а когда стали известны – произвели эффект разорвавшейся бомбы. Общественная организация обезьян оказалась очень сложной и интересной.

Стадо, за которым велись наблюдения, обитало в малонаселенной местности, но когда через несколько лет результаты исследований просочились в японскую прессу, появились и любопытствующие посетители. Ну какой посетитель удержится от того, чтобы не предложить обезьяне конфету? Дикие обезьяны с конфетами дела не имели, не умели их разворачивать и вообще поначалу не знали, что это вкусно. Порядки в стаде царили жесткие, чтобы не сказать – жестокие. Высокопоставленные макаки относились к подчиненным грубо и всегда с высоты своего положения. Непривычная пища считалась недостойной главарей, её подбирают только низшие, а самыми низшими в стаде были маленькие дети. Именно они первыми открыли, что конфеты – это здорово, и научились их разворачивать. От детей научились обращаться с конфетами их матери. Когда наступает период размножения, самки на последних стадиях беременности перестают присматривать за подросшими детьми, эту обязанность берут на себя взрослые самцы. Очень постепенно и они научились от своих отпрысков есть конфеты. Позже всего новшество дошло до молодых самцов, которых взрослые изгоняют на «задворки общества». Чтобы традиция есть конфеты распространилась во всем стаде, потребовалось почти три года. С тех пор, уже много лет, дикие макаки прекрасно разбираются в конфетах, знание передается из поколения в поколение. Элементами культуры, как выяснилось, являются и взаимоотношения в обществе. Далеко не во всех стадах макак царят суровые нравы. И там, где вожаки относятся к подчиненным мягче и дружелюбней, распространение нового культурного элемента произошло в течение всего двух–трех месяцев! То есть более «демократичное» общество обезьян способно перестраиваться согласно изменениям условий быстрее и успешнее, чем общество «тираническое».

Другой случай у тех же японских макак вполне можно сравнить с изобретением человеком каменного топора. Макаки часто совершали набеги на поле батата. Выкопанный батат, как и выдернутая с грядки морковка, весь в песке, есть его невкусно, и обезьяны старательно очищают налипшую землю. Одна из молоденьких самок, случайно уронив батат в море (стадо жило на побережье), обнаружила, что в воде земля отходит лучше. И она начала бататы мыть! Это была, вне всякого сомнения, совершенно гениальная самка, ведь и до этого тысячи обезьян тысячу раз роняли бататы в воду. И точно так же, как и в случае с конфетами, навык распространился и вошел в культуру – вскоре все макаки этой группы стали мыть клубни.

Невозможно удержаться и не рассказать, что было дальше. Та же самка, только уже в более почтенном возрасте, сделала ещё одно гениальное открытие. Обезьян подкармливали зерном, просто бросая пригоршню–другую на песок пляжа. Животные выбирали зерна из песка и были вполне счастливы. Наша самка через некоторое время сообразила сгребать в пригоршню зерно вместе с песком и бросать в воду. Песок тонул, зерно всплывало, самка собирала его с поверхности одним движением и отправляла в рот полную горсть чистого зерна. Не слабо? И этот навык тоже вошел в культуру стада и начал передаваться из поколения в поколение.

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Эволюция Эволюция – понятие, которое получило ход и общее признание в XIX в. Объем этого понятия может быть более узким и более широким. Когда мы говорим о развитии человека или организма, то применяем понятие Э. к наиболее узкой сфере; когда мы говорим о прогрессе, то

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога практика автора Разумовская Анна

1.2. Эволюция услуги Во всем мире рынок услуг является наиболее активно развивающейся частью потребительского рынка. Темпы роста рынка услуг в последней трети XX века традиционно опережали аналогичные показатели товарных рынков более чем на 20–25 % . При этом для России

Из книги Астрономия автора Брейтот Джим

ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД Эволюция звезды представляет собой последовательность этапов, которую она проходит, начиная от своего формирования в качестве протозвезды до конца своей жизни в качестве объекта, излучающего свет. Звезда образуется из облаков космической пыли и водорода

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

28. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Еще со времен разложения первобытного общества и социальной дифференциации возникла и дифференциация культуры. Основные формы культуры:1. Массовая («коммерческая») культура – возникла вместе с появлением общества

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - см. СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

Из книги Школа литературного мастерства. От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа автора Вольф Юрген

Из книги Я познаю мир. Живой мир автора Целлариус А. Ю.

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Подходы к пониманию культуры1. Технологический: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.2. Деятельностный: культура – осуществляемая в сферах материальной и

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Эволюция персонажа Термин «эволюция» означает изменения, происходящие с персонажем на протяжении всего произведения. Особенно часто этот прием используется в кино, когда главный герой в начале фильма ведет себя одним образом и постепенно меняется. Один из примеров –

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Эволюция Теперь, несколько забегая вперед, скажем, что такое эволюция. Вообще, evolutio – латинское слово, означающее развертывание свитка, листание книги, чтение. Само значение слова «эволюция» предполагает, что речь идет о неком постепенном процессе развертывания или

Из книги автора

Из книги автора

Что такое эволюция? Понятие эволюции, означающее «постепенное развитие», тесно связано с изучением происхождения разнообразных видов животных и растений.За миллионы лет истории Земли примитивные организмы постепенно превращались в более сложные формы,