Теоретико-методологические основы эффективности обучения. Эффективность образования

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Елабужский институт Казанского федерального университета

Кафедра Экономики и Менеджмента

Реферат на тему:

«Социально-экономическая эффективность образования»

Работу выполнил: студент

343 группы Яковлев Я. В.

Проверил: ассистент кафедры

экономики и менеджмента

Ахметшин Э.М.

Елабуга 2014 г.

Глава 1. Сущность эффективности образования.

Глава 2 . Теория и практика определения экономической эффективности образования.

Глава 3. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.

Глава 4. Пути повышения социально-экономической эффективности образования.

Заключение

Глава 1. Сущность эффективности образования.

Сущность эффективности образования как интегрированного показателя взаимодействия его педагогической, социальной и экономической плодотворности. Многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что эффективность просвещения имеет несколько аспектов. Общеобразовательная школа все в меньшей степени обеспечивает создание равных стартовых условий в трудовой жизни молодежи. Высшая школа в любом обществе помимо воспроизводства интеллектуальных ресурсов выполняет роль воспроизводства социальной структуры. Высшее образование не одинаково доступно представителям социальных слоев, о чем свидетельствует таблица “Социально-экономическая стратификация общества и структура студенчества” Страта % Социальный статус % студентов из страты Богатые Крупные предприниматели, чиновники, криминалитет Состоятельные Предприниматели, чиновники, интеллект. элита, криминалитет Новые средние Предприниматели, менеджеры, чиновники, криминалитет Старые средние ИТР, интеллигенция, военнослужащие, высококвалифицированные рабочие Аутсайдеры Низко квалифицированные рабочие, крестьяне, интеллигенция, ИТР, беженцы, бомжи Высшая школа стала выполнять охранительную функцию кастовых различий. В “Программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000 гг.” записано, что “Главной целью дальнейшего развития образования является удовлетворение потребностей граждан в образовании, гармоническое развитие личности и творческих способностей человека, повышения интеллектуального и культурного потенциала страны, с соблюдением принципа равных стартовых условий при минимальных государственных гарантиях”. Своеобразие эффективности образования состоит в том, что здесь проявляется необходимость рационального сочетания экономического результата с социальной справедливостью. Уровень образования населения относится к числу основных показателей его благосостояния. Он же предопределяет статус государства, укрепляет его безопасность. Экономическая эффективность образования включает: факторы: экономию за счет более рационального использовании ресурсов в отрасли и в образовательных учреждениях; экономического эффекта от непосредственного вклада работника образования при повышении качества образовательных услуг и увеличении, таким образом, национального дохода; прирост материальных благ в отраслях материального производства за счет более высокого образовательного и профессионального уровня работников; относительной и абсолютной экономии на ресурсах, полученной в результате получившего образование и профессии. Теория человеческого капитала применима в качестве инструмента для определения экономической эффективности образования. С точки зрения индивида, расходы на образование рассматриваются, с одной стороны, в виде затрат на обучение, с другой стороны, в плане упущенного дохода. Под ним понимается доход, который человек мог бы получить, работая, а не учась. Несмотря на то, что затраты на образование превышают затраты варианта при расчете упущенного дохода, сумма соответствующей прибавки к заработку, полученная благодаря высшему образованию, оказывается значительной, если учитывать ее на протяжении все5й трудовой деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой высококвалифицированный труд профессионалов высоко оплачивается. Так, в США ежегодный доход высококвалифицированного специалиста в 1992 г. составлял 74,5 тыс. долл., доктора наук –,9, человека с высшим образованием - боле 19,6, а не закончившего среднюю школу –только 12,8 тыс. долларов. Теоретики человеческого капитала рассматривали эффект образования и в абсолютных размерах, и в его быстром приросте, и в увеличении ВНП от затрат или инвестиций на образование. В 60-х гг. Т. Шульц определил размеры человеческого капитала следующим образом. Стоимость одного года обучения каждого уровня (с учетом потерянных заработков) умножалась на число человеко-лет образования, накопленных населением к тому или иному моменту времени. Образовательный капитал, воплощенный в населении в 1969 г. составлял 1307 млрд. долл.; образовательный капитал, воплощенный в рабочей силе - -873 млрд. долл.; воспроизводимое национальное богатство - - 1617 млрд. долл. С 1929 г. по 1969 г. темп роста образования опережал темп роста физического капитала примерно в два раза и составил соответственно 4,1 и 2%. Те же тенденции сохранились и в последующие годы. Уровень вооруженности рабочей силы США фондом образования (по издержкам на него) в 1983 г. составил 21,5 тыс. долл., а вооруженность работника вещественным капиталом –,3 тыс. долл., т.е. почти на треть ниже. Народнохозяйственная отдача фонда образования –это количество произведенного ВНП на единицу образовательного фонда страны: Эонх= ВНП/ФО, где Эонх - народнохозяйственная эффективность образования, ФО –фонд образования. Этот показатель можно рассчитывать на единицу образовательного фонда всего населения, и работающей его части. В первом случае объем воспроизведенного богатства страны делится на образовательный капитал, воплощенный во всем населении а во втором –в рабочей силе: /1307 = 1,2 долл., 1617/873=1,9 долл. Наряду с экономической эффективностью большое значение имеют и другие положите5льные эффекты образования: уменьшение зависимости населения от систем социального обеспечения; снижение преступности; повышение уровня культуры в обществе; улучшение функционирования государственных и общественных учреждений и т.д. Это свидетельствует о плодотворности отрасли образования в стране. 9.2. Формирование эффективных экономических отношений в образовании В ходе модернизации образования государство намерено наращивать его финансовую поддержку до нормативной потребности. В образовании невозможно добиться высокого качества и эффективности без построения таких экономических механизмов, которые должны обеспечить фактически новые принципы и систему финансирования отрасли. В целях формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования необходимо: введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования, с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса; осуществление бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования на базе дифференцированных нормативов, отражающих характер образовательных программ и уровень подготовки абитуриентов, показанный на государственных испытаниях; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан для получения профессионального образования с целью обеспечения государственных приоритетов и поддержки студентов из малообеспеченных семей и отдаленных территорий; выделение средств на развитие образования в бюджетах всех уровней, включающих средства на приобретение оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также централизованные средства на повышение квалификации преподавателей; достижение прозрачности межбюджетных отношений в сфере образования; изменение системы финансирования из центра расходов дотационных регионов на нужды образования, перевод соответствующих средств из трансфертов в целевые субвенции (субсидии), направляемые на места через органы казначейства; нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций (путем внесения соответствующих поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ и в другие нормативно-правовые акты); последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений, включая свободу ценообразования и распоряжение собственными средствами; обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности; создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; широкое использование льгот, в том числе налоговых, на частные вложения в образование (по подоходному налогу; освобождение от налогообложения благотворительных пожертвований; предоставление права предприятиям и организациям при исчислении налога на прибыль включать расходы на подготовку и переподготовку кадров в затраты на производство и реализацию товаров и услуг); расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, развития содержания и структуры образования, разнообразия рынка образовательных услуг, стимулирования инновационных образовательных процессов; сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования; создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, детских медико-оздоровительных центров; разработка и принятие комплекса мер по обновлению материально-технической базы системы образования; поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений; предоставление возможности использовать средства Федеральной программы развития образования для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, направленность этой программы строго на цели развития образования. Система образования должна быть ориентирована не только на заказ со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения в систему образования дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов. Последнее особенно актуально, поскольку в ближайшее историческое время Россия должна будет сохранять и развивать высокий образовательный потенциал, сопоставимый с потенциалом образования развитых стран, в условиях относительно низкого среднедушевого уровня ВВП и бюджетных доходов. В этих условиях особенно необходимо сочетание бюджетных и внебюджетных средств в образовании, что было отчетливо обозначено в Послании Президента РФ Федеральному собранию (2001 г.). Следует при этом учитывать, что призывы к инвесторам и благотворителям о поддержке образования не получат адекватного ответа без введения системы разумных налоговых льгот и преференций, без создания механизма влияния тех, кто вкладывает средства в образование (от крупных инвесторов до родителей школьников), на принимаемые здесь решения, в частности, - через систему попечительских и иных общественных советов. По отношению же к самим образовательным учреждениям необходимо принять дополнения и изменения в бюджетное и налоговое законодательство РФ - в части реализации налоговых льгот, необходимых для ресурсного обеспечения образования.

Сущность эффективности образования как интегрированного показателя взаимодействия его педагогической, социальной и экономической плодотворности.

Многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что эффективность просвещения имеет несколько аспектов.

Общеобразовательная школа все в меньшей степени обеспечивает создание равных стартовых условий в трудовой жизни молодежи. Высшая школа в любом обществе помимо воспроизводства интеллектуальных ресурсов выполняет роль воспроизводства социальной структуры. Высшее образование не одинаково доступно представителям социальных слоев, о чем свидетельствует таблица “Социально-экономическая стратификация общества и структура студенчества”

Высшая школа стала выполнять охранительную функцию кастовых различий. В “Программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000 гг.” записано, что “Главной целью дальнейшего развития образования является удовлетворение потребностей граждан в образовании, гармоническое развитие личности и творческих способностей человека, повышения интеллектуального и культурного потенциала страны, с соблюдением принципа равных стартовых условий при минимальных государственных гарантиях”.

Своеобразие эффективности образования состоит в том, что здесь проявляется необходимость рационального сочетания экономического результата с социальной справедливостью. Уровень образования населения относится к числу основных показателей его благосостояния. Он же предопределяет статус государства, укрепляет его безопасность.

Экономическая эффективность образования включает: факторы:

экономию за счет более рационального использовании ресурсов в отрасли и в образовательных учреждениях;

экономического эффекта от непосредственного вклада работника образования при повышении качества образовательных услуг и увеличении, таким образом, национального дохода;

прирост материальных благ в отраслях материального производства за счет более высокого образовательного и профессионального уровня работников;

относительной и абсолютной экономии на ресурсах, полученной в результате получившего образование и профессии.

Теория человеческого капитала применима в качестве инструмента для определения экономической эффективности образования. С точки зрения индивида, расходы на образование рассматриваются, с одной стороны, в виде затрат на обучение, с другой стороны, в плане упущенного дохода. Под ним понимается доход, который человек мог бы получить, работая, а не учась. Несмотря на то, что затраты на образование превышают затраты варианта при расчете упущенного дохода, сумма соответствующей прибавки к заработку, полученная благодаря высшему образованию, оказывается значительной, если учитывать ее на протяжении все5й трудовой деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой высококвалифицированный труд профессионалов высоко оплачивается. Так, в США ежегодный доход высококвалифицированного специалиста в 1992 г. составлял 74,5 тыс. долл., доктора наук - 54,9, человека с высшим образованием - боле 19,6, а не закончившего среднюю школу - только 12,8 тыс. долларов.

Теоретики человеческого капитала рассматривали эффект образования и в абсолютных размерах, и в его быстром приросте, и в увеличении ВНП от затрат или инвестиций на образование. В 60-х гг. Т. Шульц определил размеры человеческого капитала следующим образом. Стоимость одного года обучения каждого уровня (с учетом потерянных заработков) умножалась на число человеко-лет образования, накопленных населением к тому или иному моменту времени. Образовательный капитал, воплощенный в населении в 1969 г. составлял 1307 млрд. долл.; образовательный капитал, воплощенный в рабочей силе - -873 млрд. долл.; воспроизводимое национальное богатство - - 1617 млрд. долл. С 1929 г. по 1969 г. темп роста образования опережал темп роста физического капитала примерно в два раза и составил соответственно 4,1 и 2%. Те же тенденции сохранились и в последующие годы. Уровень вооруженности рабочей силы США фондом образования (по издержкам на него) в 1983 г. составил 21,5 тыс. долл., а вооруженность работника вещественным капиталом - 15,3 тыс. долл., т.е. почти на треть ниже. Народнохозяйственная отдача фонда образования - это количество произведенного ВНП на единицу образовательного фонда страны:

Эонх= ВНП/ФО,

где Эонх - народнохозяйственная эффективность образования,

ФО - фонд образования.

Этот показатель можно рассчитывать на единицу образовательного фонда всего населения, и работающей его части. В первом случае объем воспроизведенного богатства страны делится на образовательный капитал, воплощенный во всем населении а во втором - в рабочей силе:

1617/1307 = 1,2 долл., 1617/873=1,9 долл.

Наряду с экономической эффективностью большое значение имеют и другие положите5льные эффекты образования: уменьшение зависимости населения от систем социального обеспечения; снижение преступности; повышение уровня культуры в обществе; улучшение функционирования государственных и общественных учреждений и т.д.

Это свидетельствует о плодотворности отрасли образования в стране.

В советское время у людей не было сомнений в эффективности образования. И это понятно - оно было одним из лучших в мире. Кроме того, отучившись на специалиста высокого уровня, вы всегда знали - работа найдётся (т.к. раньше учили исходя из потребностей в тех или иных областях). Что же мы видим сейчас? Какой процент студентов устраиваются работать по той же специальности, на которой они учатся? Сегодня это очень малый процент.

Есть несколько видов образовательных школ. Одни из них (римская методика) стараются вбить в ученика весь объём знание (и нужных и ненужных), а дальше ученик сам разбирается что он будет использовать, а что не будет. И есть другая школа - еврейская, которая подразумевает обучение только тех дисциплин, которые в действительности пригодятся человеку. Так например, во всех еврейских семьях отцы всегда учили детей двум дисциплинам - одна из них была их фамильным делом, а другая какой-нибудь мелочью, которая всегда сможет прокормить обучаемого в том случае, если основное дело просядет.

Со временем, развитие римской школы привело к тому, что объём ненужных знаний, получаемых учеником, совершенно дикий. Что действительно пригодилось вам из программы школьного курса? Применяли ли вы хоть раз синус и косинус на практике? Давайте разберёмся. Детям необходимо научиться читать, писать и считать. Это три основные дисциплины, после изучения которых ребёнок может в полной мере продолжить своё образование самостоятельно (или хотя бы сам выбрать его вектор). Да и то, что детей учат читать и писать лишь к 7-8 годам это скорее минус. Практически все современные родители обучают своих ребятишек чтению и письму к трём-четырём годам. И этого знания достаточно, чтобы ребёнок мог ориентироваться в окружающем мире.

Какие знания реально пригождаются нам в нашей жизни? Математика? Физика? История? Да, физику необходимо знать физику (простите за тавтологию), но сколько из нас физиков? Даже не 1%. Тогда зачем всех детей учить этому? Сколько математиков? Историков?

Согласен - история полезная наука и биология, если не вдаваться в дебри. Но что полезней для ребёнка - знать об устройстве своего организма или же знать как вылечить себя в случае болезни? Думаю что второе. Но этому к сожалению не учат.

Вернёмся к поставленному вопросу - какие знания необходимы нам в действительности? Кроме базовых чтения, счёта и письма, мы нуждаемся в том, чтобы нас научили реальной жизни. Как готовить еду, как подбирать одежду, как планировать семейный бюджет, как выбрать подходящую работу, как работать на совесть и зачем это нужно, как быть хорошим отцом/матерью, как быть хорошим мужем/женой, как быть хорошим сыном или дочерью в конце концов. Но вместо этого нам промывают мозги вещами, которые понадобятся лишь узкому кругу людей. Согласен - некоторые должны попробовать всё, чтобы определиться кем они будут в жизни. Но скажите мне, разве кого-то из вас занятия по физике сделали физиком? Или же это было вашим призванием от Бога?

Чему же нас учат в действительности? Вместо того, чтобы рассказывать как важно завести семью и хранить себя в чистоте до брака, в школах вам расскажут как пользоваться презервативами. Вместо того, чтобы рассказать как действовать в случае болезни, вам расскажут какие органы есть внутри вас. Вместо того, чтобы рассказать как содержать свою семью, хорошо работать или найти подходящую работу, вам расскажут о том, как искать интегралы. Какова же полезность сегодняшнего образования? Уже сейчас многие соглашаются, что школа, это всего лишь ступень, которую необходимо просто пройти и забыть как страшный сон. По этому, многие сейчас предлагают заказать реферат недорого , а многие предоставляют возможность ускоренной сдачи предметов экстерном и всё больше детей переходит на домашнюю форму обучения.

Пройдя школу и ознакомившись с её главным принципом - "тебе не нужно в этом разбираться, тебе это не пригодится, просто заучи и сдай", многие идут в ВУЗ не за знаниями, а просто "как все" или чтобы откосить от армии. И естественно из этого вытекает такой большой процент непрофильного образования.

На протяжении последних лет чиновники уверяли: для повышения эффективности российского образования делается все возможное. Но вместо улучшения качества обучения специалистов происходило обратное. Работу бралось доделывать бизнес-образование, быстро распространившееся накануне кризиса. Но могло ли оно ликвидировать провалы в фундаменте?

Подготовка кадров для экономики начинается со школы. Это простой факт отнюдь не являлся очевидным последние двадцать лет. В национальном хозяйстве и практике государства господствовала неолиберальная доктрина. Все проблемы должен был решать рынок. Подобно сказочной принцессе, думавшей, будто хлеб растет на деревьях, предполагалось, что рабочие кадры берутся на рынке труда. Реформы улучшали российскую систему образования лишь на словах, а коммерческая система обучения на рабочем месте не могла решить фундаментальных проблем.

Образовательная политика государства канонически неолиберальна. Ее кульминацией является введение Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) и внедрение компьютерного тестирования студентов. Долгие двадцать лет университеты, колледжи и школы изгоняли и не подпускали к учащимся лучшие молодые преподавательские кадры. Делалось это с помощью чудовищно низкой оплаты труда. Распад советской экономической системы высвободил море рабочих рук, которых, как полагалось, хватит на долго. С другой стороны, считалось, что экспортно-сырьевая экономика и не требует слишком много грамотных работников. Как можно больше выносилось в рынок, пока рынок не перестал справляться с проблемами базисного образования.

Введение ЕГЭ провозглашалось унифицирующим образование и способствующим поднятию эффективности обучения. Специальные и высшие учебные заведения давно жаловались на плохой уровень подготовки поступающих на обучение молодых людей. Но ЕГЭ только ухудшал положение, что в конечном итоге делало его вредным для экономического развития России. Не приносил пользы национальному хозяйству также переход к компьютерному тестированию студентов. Все это и теперь способствует дальнейшему понижению интеллектуального уровня работников, что чревато в новых хозяйственных условиях серьезными проблемами для предприятий и национального хозяйства России.

Глобальный экономический кризис выявил низкий уровень компетенции большой части персонала российских компаний. Крайне слабым показало себя руководящее звено. Накануне кризиса, как отмечал Борис Кагарлицкий , известный социолог и Директор ИГСО, господствовало представление, что экономике, прежде всего, нужны специалисты узкого профиля, не обладающие «посторонними» знаниями. В результате уже на первом году кризиса проявились слабость и бессистемность образования персонала, низкая способность менеджмента и технических кадров к творческому мышлению. Обнаружилась также слабая склонность работников к расширению собственного кругозора. Широко предпринимаемые компаниями накануне кризиса попытки поднять профессионализм части персонала за счет бизнес-образования не дали серьезных результатов. Сказалась как узость образовательной базы сотрудников, так и фрагментарность коммерческих обучающих мероприятий.

Чиновники ждут спонтанного завершения хозяйственного спада. Однако выводы Центра экономических исследований ИГСО таковы: выход России из кризиса может быть связан только с переходом к стимулированию внутреннего спроса при технологическом перевооружении индустрии. Ликования либеральных экономистов по поводу пополнения запаса кадров на рынке труда за счет массовых увольнений не имеют серьезных оснований. Возобновление хозяйственного роста вернет к силе и обострит докризисную тенденцию нехватки специалистов. По-новому и много придется работать как государственным, так и коммерческим образовательным центрам. Чтобы повысить качество подготовки трудовых кадров необходимо будет поднять качество базисного и дополнительного обучения.

Победа над кризисом не придет благодаря раздаче монополиям государственных резервов. Изменениям должны подвергнуться системы управления и организации производства. Это требует подготовки огромного числа профессионалов нового качества. Место узкого специалиста предстоит занять работнику обладающему многосторонними знаниями. Даже для отдельных предприятий тренинги не могут стать решением. Проблемой является не дефицит неких навыков, а общая слабость интеллектуально-психологической подготовки сотрудников. Предстоит поднять образовательный уровень многих старых кадров и прекратить подготовку слабых специалистов, на что сейчас негласно направлена вся система образования.

Под давлением кризиса некоторые компании начали привлекать более грамотные кадры, одновременно стараясь рационализировать свою работу. Предпринимаются осторожные шаги по уменьшению бюрократической надстройки бизнеса. Однако перемены еще не затрагивают основ: рутинный контроль над узкими специалистами с низким уровнем мотивации не заменен автономностью профессионалов широкого профиля. Напротив, грамотные кадры продолжают терроризироваться «процессным контролем» со стороны менеджмента, не понимающего конкретной специфики работы. Реформа системы образования развивается в докризисном русле, что явно противоречит задаче преодоления кризиса и дальнейшего хозяйственного развития России.

Тестовый характер ЕГЭ окончательно переориентирует систему образования с предоставления знаний и навыков самостоятельного обучения на зазубривания «правильных экзаменационных ответов». Внедряемое в вузах компьютерное тестирование работает на тот же результат, довершая дело ЕГЭ. «В результате хороший специалист выпускается системой образования не благодаря тестовой машине, а вопреки ней»,- полагает Анна Очкина , руководитель Центра социального анализа ИГСО. Для повышения качества подготовки трудовых кадров требуется смена всей национальной образовательной политики.

Годы экономического подъема сделали популярными тренинги. Их проводили широко, толком не задумываясь над ограниченностью подобных мероприятий. И дело не только в учебной полезности (тут главное отличие от специализированных семинаров). Многие тренинги направлены на отработку личной активности. Редко – на командный стиль работы (хотя наиболее важен именно он). Тренинги нужны, безусловно. Вопреки прохладному отношению во многих компаниях к личностным тренингам необходимы и они. Однако они не изменяют невротического климата в копаниях и не ликвидируют истерических методов руководства, так широко распространенных в России. Даже отработка «лидерства» существенно не меняет ситуации, поскольку строится чаще всего на методиках подавления ведомых, а не повышение влияния ведущего за счет получения поддержки коллег и творческого включения в процесс. Так называемые «лидеры» не учатся понимать людей. Результатом, применения данной системы, является оторванная (слепая) активность одних и безразличная пассивность других.

Нацеленные на развитие личной активности тренинги проводятся нередко посредством игр с выбыванием, когда сильнейшие в ходе конкурса «выбивают» слабых. В результате формируется тип беспомощного «лидера», не опирающегося ни на кого и, в сущности, никого в коллективе никуда не ведущего. Такой «лидер» не чувствуя поддержки, не ощущает и уверенности. Он может сымитировать лидерское поведение, но в итоге ультраиндивидуальной активности захлебывается, срываясь на подчиненных. В деятельности такого «демонстративного лидера» много времени отнимает «холостой ход». В итоге начальство им недовольно: он работает очень много, а результаты остаются прежними. «Выбитые» игроки в лучшем случае воспринимают все отчужденно.

Тренинги с заведомо невыполнимыми задачами способствуют неврозу у большинства сотрудников, что подрывает работоспособность. На людей давят на работе, а не бессознательно ориентируют на успех и поддерживают. В учебной игре (как и обучению вообще), к которой принято принуждать, а не побуждать, к тому же сталкивается с невыполнимыми задачами. Людям просто приказывают учиться, играть в тренинги и посещать семинары. Кризисная атмосфера бесконечных увольнений разрушает и без того слабый командный настрой работников. Частое использование руководством фирм страха сотрудников потерять место, чтобы увеличить персональную нагрузку ведет в конечном итоге к снижению эффективности.

Ни семинары дающие новые знания по направлениям деятельности, ни тренинги направленные на приобретение навыков не в силах решить фундаментальной проблемы – слабости образовательной базы. Эрудиция в компаниях не приветствуется, а о том, что человек, обладающий разноплановыми знаниями, лучше решает сложные задачи большинство менеджеров просто не имеет представления. Существует лишь некоторое инстинктивное неудовлетворение руководства уровнем подготовки кадров, но это пока никак не переносится на систему образования. Между тем всплеск интереса к бизнес-обучению в предшествовавшие кризису годы выражал именно слабость образовательной базы. И если национальная система обучения и дальше будет ухудшаться, ориентируясь на удачное заполнение тестов, то из кризиса России предстоит выбираться особенно долго.

Многие проекты, относящиеся к бизнес-образованию, решают сегодня проблемы, от которых отказалось государство. То, что для чиновников выглядит в розовом цвете, предстает серьезной проблемой для экономики. Предприятия в предшествовавшие кризису годы испытывали всевозрастающую потребность в кадрах. Вместе с тем они нуждались в дальнейшем повышении квалификации опытных специалистов. Кризис не отменил этих проблем, хотя массовые сокращения персонала и сокращение рынка образовательных проектов внушают многим экономистам обратную мысль. Однако, вопреки утверждению неолиберальных экспертов, не произошло никакого оздоровления ситуации с персоналом. Напротив задача обучения и переобучения кадров лишь обострилась. Как отказавшись от политики поднятия уровня специалистов могут компании противостоять кризису?

Проблемы в экономике проявляются одна за другой. Кризисная новизна ситуации поднимает значение персонального консультирования и обучения, как части бизнес-образования. Руководители компаний столкнулись и еще столкнутся с множеством непривычных трудностей. В природе кризисных проблем и их перспективах не реально разобраться, опираясь на привычные, давно усвоенные «истины». Классическая либеральная экономическая теория терпит практический крах.

Бизнес-образование способствовало развитию компаний в период хозяйственного роста. Ему предстоит наладить не менее продуктивную работу в изменившихся условиях. Персональное консультирование и групповое обучение будут еще меняться при растущей конкуренции между компаниями, оказывающими образовательные услуги. Таковы особенности ситуации. Кризис требует перемен повсеместно, что открывает путь к его преодолению. Эти перемены произойдут и в бизнес-образовании.

По итогам кризиса уровень профессионализма кадров должен подняться, чтобы обеспечить технологическое и организационное обновление экономики. А это немалая задача, как для администрации предприятий, так и для образовательных структур. Но те, кто будут учить, сами должны еще многому научить. Для бизнес-образования немаловажно не просто адаптировать курс обучения к новым условиям, что часто можно наблюдать. Требуется привлекать, а точнее открывать для процесса обучения новые кадры и новые взгляды на волнующие всех проблемы. Вполне очевидно, что люди оказавшиеся неспособными предсказать текущий кризис не могут быть полезны как преподаватели по профильным направлениям. Кризис оживляет экономическую науку и этим необходимо пользоваться, поднимая качество бизнес-образования.

К сожалению, дополнительное образование, даже самое лучше, не может заменить образовательной базы, что относится к системе образования в принципе. Не способно заменить базу и самообразование, для которого требуются еще навыки, мотивы и немалое время. Экономическое развитие требует повышения качества подготовки специалистов. Освоение компаниями новых методов организации работы и управления поможет совершенствованию рабочих кадров, но решать эту задачу предстоит в непростых условиях кризиса.

Все мы очень переживаем за наших детей и их будущее. Когда речь заходит о развитии их личностных и профессиональных качеств, всё чаще поднимается вопрос «правильности» современного подхода к школьному образованию. Повсеместная компьютеризация, ЕГЭ, множество нововведений и пилотных проектов, отказ от советской «строгой» модели преподавания – тенденция, часто критикуемая и как будто спорная. Для тех, кто сомневается в эффективности образования нового поколения, собираем факты и ударяем по мифам.

Учителя нынче не те

Эта размытая формулировка в различных её вариациях стала очень популярна. Предположительно, под этими словами подразумевается отсутствие столетней преподавательской практики, всевозможных корочек, званий и всего того, чем должен обладать порядочный учитель советской модели.

Дело в том, что сегодня в сфере школьного образования ставка делается на молодых специалистов, часто вчерашних студентов педагогических вузов. Разумеется, набрать пузатое портфолио сертификатов и километры академических часов они пока не успели.

Но это совсем не означает, что курс молодого учителя будет менее эффективен, чем программа опытного преподавателя. Тем более, что сегодня созданы все условия для развития профессиональных качеств преподавательского «молодняка».

Например, Московский центр качества образования (МЦКО) , регулярно проводит независимые аттестации столичных учителей, а также диагностики качества образования. Всё честно, прозрачно, объективно: проверяют молодых специалистов профессиональные комиссии извне. А ещё учитель может в рамках испытания повысить квалификацию, если того заслужил. Вот вам и первые трофеи.

А вот и бодрящий факт:

Последняя Всероссийская олимпиада показала, что молодые учителя без профкатегории воспитывают победителей наравне с корифеями педагогики. Более того, российские школьники занимают исключительно призовые места на международных интеллектуальных соревнованиях.

Например, на прошедшем в Бухаресте математическом марафоне VIII Romanian Masterin Mathematics первое место занял москвич Иван Фролов . Он оставил позади сверстников из Китая, Франции, Италии, Кореи, Болгарии, Бразилии, Мексики, Польши, Румынии, Великобритании и США.

Строгость vs психология

Многие жалуются, что сегодняшней школе не хватает советской боевой закалки. Ведь чем строже, тем эффективней. Но так ли это на самом деле?

Дети – создания непосредственные, личностно не сформированные, жизнью не обученные. Кто-то полагает, что без кнута не обойтись, на самом же деле, современных школьников перспектива наказания и повышенные тона отнюдь не мотивируют. Более того, авторитарный стиль преподавания может напрочь отбить желание учиться.

Принципиальная позиция современного образования – дружественный диалог и индивидуальный подход к каждому. Это кратчайший путь к раскрытию таланта ребенка и развитию его способностей.

Московские школьники активно участвуют в научных и творческих проектах вместе со своими учителями. Главное, детям это нравится, они открытые, инициативные, энергичные и креативные. Потому что не боятся и знают, что их услышат и поддержат.

Ох уж этот ЕГЭ

Наверное, самая обсуждаемая школьная тема – это Единый госэкзамен . Постараемся разрядить панические настроения относительно подготовки к главному экзамену страны. К ЕГЭ в школах готовят тщательней тщательного: ежедневно, скрупулезно, прогоняя по всем заданиям и вариантам. Но от предэкзаменационных волнений это не спасает.

К счастью, переживающие могут сдать пробный экзамен на базе МЦКО. Центр обеспечивает условия, максимально приближенные к условиям итогового госэкзамена, так что ученик не только проверит свои знания и выявит пробелы, но и подготовится к ЕГЭ психологически.

Пробные испытания в стенах школ в обязательном порядке проходят все выпускники. В январе ребята сдавали русский язык и математику. Кроме этого, обязательную предметную диагностику проводят для учащихся 4-х, 7-х и 10-х классов. Испытать силы можно и в индивидуальном порядке, в любом возрасте и по любому предмету, правда, не бесплатно.

Что касается претензий серии «а вы сами этот ваш ЕГЭ писать пробовали» пробовали ещё как!

С конца марта и до конца апреля в МЦКО поступили более 1500 заявок от педагогов. Учителя добровольно записываются на тестирование, чтобы и себя проверить, и выявить все сложные и спорные моменты, которым нужно уделить больше внимания при подготовке. Наконец, вселить уверенности в подопечных: «Мы сдали, и вы справитесь!».

Кстати, результаты ЕГЭ московских школьников становятся лучше с каждым годом. Так, в 2015 году столица сдала госэкзамен в три раза лучше, чем в среднем по стране, при этом число выпускников, набравших максимальное количество баллов, увеличилось примерно на 25% по сравнению с 2014 годом.

Куда без репетитора

Многие родители, сомневаясь в эффективности школьной программы, нанимают частных преподавателей. Если вы решили обратиться к специалисту со стороны, имейте в виду: многие из них далеки от понимания школьной программы, а ведь именно на ней основан экзамен . Не стоит полагаться на всевозможные сертификаты и дипломы, не связанные с образовательной деятельностью.

Желательно, чтобы репетитор был действующим учителем или хотя бы студентом, прошедшим педагогическую практику. Иначе индивидуальная подготовка может не только не подготовить, но и навредить – за ваши деньги.

В учебных учреждениях особое внимание уделяется программам допобразования. Так что для начала смело отправляйте ребёнка в научные кружки. В столичных школах проводятся дополнительные занятия практически по любому предмету, причём 80% из них бесплатные.

А был ли прогресс

Технологии развиваются молниеносно, что определенно есть хорошо. С другой стороны, всеобщие волнения на тему «гаджеторизации» детей растут прямо пропорционально прогрессу.

Многие переживают, что наши дети и так погрязли во всех этих HiTech-довольствиях, а теперь и школы туда же: электронные учебники, интерактивные доски, 3D-технологии. Разрешим сомнения категорично. Разорвать нерушимую связь ребенка с айфоном не получится, даже не старайтесь. Поэтому внедрение технологий в учебный процесс, безусловно, польза, а не вред.

Дети «синхронизировались» с технологическими реалиями окончательно и бесповоротно: они не представляют жизни без гаджетов, мессенджеров и соцсетей. Заинтересовать обитателей виртуальной реальности классическими учебниками и обычной доской не получится.

Современным школьникам намного проще воспринимать информацию с электронных носителей. В столичных школах это понимают, поэтому и применяют компьютерные программы, обучающие игры в цифровом формате. Так намного интересней.

Кстати, вся эта техника появилась в школах в далеком для технического прогресса 2011 году. С тех пор технологии улетели далеко вперед: появились 3D-принтеры и 3D-ручки, мультимедийные панели и, конечно, скоростной интернет.

Так что можно сказать, что школы нынче оборудованы по старинке. Если последние новшества подключить к учебному процессу, образование станет еще эффективней.

Дарья Игумнова