Темы фундаментальных и прикладных социально экономических разработок. Фундаментальные и прикладные исследования в социологии

Если раньше структура науки рассматривалась в зависимости от основных процедур научно-познавательной деятельности - эмпирической и теоретической, то сейчас рассмотрим структуру науки в зависимости от другого ракурса, или аспекта. Структура науки, вытекающая из ее функции, заключается в делении на фундаментальные и прикладные научные исследования. Цель фундаментальных исследований заключается в ответе на вопрос: «Что есть то или иное явление? Как его понимать и как его можно объяснить?». Результатом фундаментальной науки является объективное знание явлений природного, социального мира, а также самого человека. Цель прикладной науки - решение практических проблем для улучшения бытия человека, совершенствование способов жизнедеятельности человека в мире.

Фундаментальная наука отличается от прикладной не только целями, но и результатами. Если высшим результатом развития фундаментальных наук является открытие - описание и создание модели нового феномена, хотя и существовавшего в природе, но не имеющего статуса научного объяснения, то в прикладных науках функцию результата выполняет изобретение. Данная новация в отличие от открытия имеет конструктивную природу, т.е. раньше не существовала и создана как искусственное средство решения проблемы удовлетворения человеческой потребности.

К основным признакам фундаментальности относят концептуальную универсальность, а также пространственно-временную общность. Однако данного разграничения науки на фундаментальную и прикладную недостаточно, ибо оно сильно упрощает проблему. Дело в том, что в рамках фундаментального исследования можно получить не только теоретические результаты, но и практические. Другими словами, средствами фундаментальной науки можно решать задачи, имеющие прикладное значение. Так, например, квантовая механика решает проблемы создания лазера, атомной бомбы, атомного реактора, термодинамика - ряд проблем технической физики и т. д. Можно привести примеры противоположного свойства. Прикладная наука, в том числе техническое знание, имеет мощный слой фундаментальных разработок и фундаментального знания.

Следует подчеркнуть еще одно важное обстоятельство относительно функционирования фундаментальных наук. Эти науки направлены не только на изучение природного и социального мира, но и своего собственного, другими словами, обслуживают внутренние потребности и интересы науки, связанные с ее внутренней самоорганизацией и саморазвитием. Фундаментальная наука «обслуживает себя сама», устраняет внутренние противоречия, вырабатывает стратегию и рефлексирует, разрабатывая философию, логику и методологию науки и науковедение. Весь этот спектр «наук о науке» обслуживает внутренние потребности и интересы науки, направленные на обеспечение науки как саморазвивающейся системы, поддержание ее функционирования и саморазвития. Именно эта особенность «чистой» науки позволяет развиваться ее приложениям, которые черпают общую методологию саморазвития из фундаментальной науки и дают плоды - пользу в виде наработок прикладных научных исследований.

Несмотря на то что прикладные науки направлены вовне, на интеллектуальную поддержку практического бытия человека и, в особенности, производства, они органически связаны с фундаментальными, поскольку функционируют как единый организм - са- моразвивающаяся система. Это обстоятельство является еще одним аргументом неразрывности фундаментальных и прикладных исследований.

Здесь будет уместна аналогия с деревом и его развитием, ростом ствола, кроны и корней как отдельных элементов саморазвивающейся системы. Если развитие науки сравнить с ростом дерева, то ствол - это фундаментальные исследования, прикладные исследования можно уподобить кроне, а корневая система - это спектр философско-методологических оснований науки.

Как известно, НТР основывается на инженерно-технических изобретениях новых средств производства. Одно из первых изобретений, превращающих тепловую энергию в механическую работу, - создание паровой машины. Практическое использование энергии сжатого пара привело к мощному развитию в сфере фундаментального естествознания, в частности физики, - было сформулировано первое и второе начала термодинамики. Садди Карно сформулировал теорию для идеальной паровой машины в виде цикла, получившего его имя, а также вывел формулу коэффициента полезного действия, который определяется только температурой нагревателя и холодильника.

Из этого примера видно, что задача науки - не только объяснение закономерностей окружающего мира, по и его преобразование. Более того, это объяснение не является потребностью праздного ума, каких-то «ботаников от науки», которые удовлетворяют любопытство за государственный счет. Дело в том, что потребность в познании является атрибутивной (врожденной) потребностью человека наряду с витальными (биологическими) и социальными. Потребность в познании мира и самого себя является одной из главнейших духовных потребностей человека. Достаточно сказать, что термин сознание в его конструктивной интерпретации означает «деятельность со знанием дела», т.е. содержит ключевой термин - знание. Знание, истина конституируют науку как форму культуры, являются се главной святыней, тем, ради чего следует жить ученому. Это если речь идет о профессиональном научном исследовании. Если рассматривать науку и научное исследование в онтогенезе, т.е. развитие человеческого индивида, то познавательная деятельность составляет основу его интеллектуального и духовного развития. Познавая действительность, человек овладевает миром, уясняя правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир. Вначале объектом познания была природа, а ученые именовались естествоиспытателями, которые «пытали» природу, т.е. задавали ей вопросы и получали ответы.

Пытливый ум, прочитав утверждение о том, что потребность в познании является врожденной, может задать вопрос: «А чем объясняется врожденность?». Ответ на этот вопрос также имеется. Дело в том, что человек, вслед за всеми живыми самоорганизующимися системами для управления своей деятельностью, нуждается в информации, которая у животных является основой адаптивного поведения (управления). Знание, в отличие от информации, носит системно- личностный характер и ведет к саморазвитию человека.

Великий швейцарский психолог Ж. Пиаже - создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии - исходил из основного биогенетического закона, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) - основа филогенеза. Другими словами, онтогенез сеть быстрое и краткое повторение филогенеза. Это позволяет перейти на методологический уровень. Общая модель развития индивида объяснима в терминах эволюции видов.

Итак, человек - вначале ребенок, в затем взрослый, в том числе ученый, осуществляя познавательную деятельность, нс просто осваивает мир, но делает возможным свое собственное саморазвитие и самосовершенствование. Естественно, на процесс освоения мира и самообразования человека влияет не только познавательная деятельность, но и другие формы культуры - этика, эстетика, религия, обыденное знание, бизнес, право и иные формы освоения мира и культуротворчсства. Пиаже доказал, что в основе интеллектуального развития личности, особенно на раннем этапе, лежит когнитивное, познавательное развитие. Он создал конструктивно- операциональную, эволюционную концепцию интеллекта. Основная идея этой концепции заключается в следующем. Во-первых, мы можем ответить, каков «механизм» познавательной деятельности, как человек познает мир, какова природа сознания, нс иначе как анализируя механизм формирования познавательной деятельности ребенка и его генезис. Другими словами, эпистемология, или теория познания, может быть объяснена генетически, т.е. как саморазвивающаяся система познавательной деятельности ребенка. Во-вторых, для объяснения используется основной биогенетической закон, который основывается на социокультурной природе познания и науки. Биогенетический закон утверждает, что онтогенез есть быстрое и краткое повторение филогенеза (исторического развития вида), т.е. развитие науки можно рассматривать как само- развивающуюся систему или эволюцию познавательных действий.

Обратимся к специфике научно-познавательного действия. Главная специфика науки как формы культуротворчсства заключается в се универсальном характере. Все виды освоения человеком мира пронизаны когнитивной, познавательной компонентой. Универсализм науки достигается за счет возможности создавать идеальный мир в виде системы идеализаций и абстрактных понятий, которые предваряют практическую деятельность человека. Идеализации науки позволяют создать мощный теоретический слой, который в свою очередь может использовать формально-операциональные методы и тем самым предсказывать, прогнозировать развитие предметного мира, материального бытия.

Еще раз подчеркнем, что наука и уровень ее развития выступают основой устойчивого развития общества, показателем национального богатства. Причем главное в науке и сопряженной с ней сферой образования - человек, способный к научному творчеству, саморазвитию, самообразованию. Почему именно наука и когнитивное познавательное развитие генетически являются основой интеллектуального, а шире - духовного развития? Именно научно-познавательная деятельность развивает абстрактно-логическое мышление, интеллектуальные умения и навыки, позволяющие осваивать мир культуры XXI в. Вместе с тем духовное развитие человека отнюдь не сводится к интеллекту. Наряду с интеллектуальными ценностями в духовный мир человека входят эмоционально-нравственные ценности - добро, красота, справедливость, милосердие. Эти общечеловеческие ценности культуры должны всегда сопровождать научные исследования, познавательную деятельность, бытие человека в мире материальных ценностей.

Итак, главная функция науки и ее материальной компоненты - техники - состоит в интеллектуальном ресурсе для создания мира материальной культуры - комфорта (уровня бытовых удобств), освобождения от зависимости от внешней среды, удовлетворения витальных потребностей, высвобождения свободного времени как «пространства развития личности», создания современных информационно-коммуникативных технологий, возможности продления жизни и обретения бессмертия.

Исследования, посвященные описанию, предсказанию и объяснению фундаментальных законов поведения, называются фундаментальными исследованиями. Противопоставленные им прикладные исследования носят такое название, поскольку непосредственно связаны с решением конкретных проблем. Для иллюстрации различия между ними представьте себе исследование, посвященное изучению памяти. В фундаментальном исследовании будет изучаться структура памяти, участники будут запоминать список слов, воспроизводить его, изучать список еще раз, снова воспроизводить и так далее несколько раз (см., к примеру, Tulving, 1966). Идея такого исследования состоит в том, чтобы проверить, будут ли эти слова по ходу эксперимента запоминаться в одном и том же порядке, выявляя тем самым, как слова группируются в памяти участников. Такое исследование не имеет прямого практического применения, но может проводиться просто для изучения структуры памяти. Результаты такого исследования, вероятно, расширят знания о механизмах ее работы. Примером прикладного исследования памяти может быть эксперимент, при котором участники просматривают видеозапись несчастного случая, а затем стараются вспомнить все, что они увидели (см., напр.: Loftus & Palmer, 1974). Это исследование может иметь прямое отношение к важному для разработки законодательства вопросу о снятии показаний очевидцев.

Иногда считают, что прикладные исследования имеют большее значение, чем фундаментальные, так как они направлены на вопросы первостепенной важности. На это можно возразить, что основное преимущество фундаментальных исследований состоит в том, что общие законы можно применять в различных практических ситуациях. Тем не менее фундаментальные исследования очень часто представляют собой мишень для политиков, неистовствующих по поводу неправильного использования налогов на финансирование не слишком «полезных» исследований (деньги от налогов распределяются через гранты федеральных служб, в частности Национального научного фонда). Такое обвинение легко выдвинуть, и оно легко находит отклик у избирателей, ведь основная черта американского характера - высокая оценка прежде всего практически полезного. Например, президент Американского психологического общества - известный психолог-экспериментатор Ричард Ф. Томпсон в интервью, данном после своего избрания признал, что «многие из нас, тех, кто сегодня занимается фундаментальной наукой, чувствуют необходимость оправдать свое существование и стать полезными для решения проблем общества».

Конечно, фундаментальные исследования никогда не будут прекращены. Многие, если не все, прикладные разработки зависят от прочного основания, заложенного фундаментальными исследованиями. Без него идеи некоторых прикладных проектов никогда бы не возникли, а их реализация не была бы такой полной. Хороший пример тому - исследование чтения Иглендом в 1975 г. Целью эксперимента была оценка методики обучения дошкольников сходным буквам (например, R и Р). В соответствии с методикой детям показывали карточки, аналогичные изображенным на рис. 3.1, и просили из шести букв выбрать такие же, как буква, изображенная вверху карточки. Игленд выделил отличительные особенности букв (например, «ножка» у буквы R, которая отличает ее от Р), напечатав их красным. В течение нескольких попыток красный постепенно заменялся на черный. В сравнении с участниками, получившими только черные буквы, члены экспериментальной группы делали меньше ошибок. Они также лучше справились с дальнейшими тестами, проведенными через неделю.

VY V Y Y V

^ Характерные особенности букв для экспериментальной группы были напечатаны красным %

1. Стимульные карточки, аналогичные использованным Иглендом

Нам важно отметить что в основе исследования Игленда лежало предположение, что на распознавание букв может влиять либо восприятие формы отдельных элементов, либо характерные особенности стимула.

В то время когда Игленд проводил свои эксперименты, концепцию распознавания в основном формировала теория особенностей, поэтому многие фундаментальные исследования были посвящены изучению различных аспектов этой теории. Например, в одном из ранних исследований данного вопроса, проведенном Найссером (Neisser, 1963), участники просматривали массивы букв, аналогичные изображенным на рис. 3.2. Им необходимо было подать сигнал, как только они распознают нужную букву. Как видно из массивов, Найссер варьировал степень сходства характерных особенностей букв. Из-за большего сходства буквы О с буквами, похожими на Q, чем с буквами, похожими на X, участники дольше распознавали букву О, окруженную буквами Q, U,S и G, чем ее же, окруженную X, A,N и.

Хотя в своей работе с дошкольниками Игленд никогда не упоминал исследование Найссера или подобные ему, очевидно, что основа, созданная исследованиями, посвященными изучению теории особенностей, сыграла важную роль при разработке обучающей программы по чтению. Более того, в разработку этой программы значительный вклад внесло еще одно независимое направление фундаментальных исследований. Для изучения формирования у животных условных рефлексов была разработана процедура, названная «безошибочной» тренировкой дифференциации (например, Terrace, 1963), в которой использовалось такое же постепенное изме
нение стимулов, как в тренировочной программе Игленда. Подобная ситуация возникает очень часто: в фундаментальных исследованиях психологические законы изучаются независимо, исключительно ради получения сведений о них, далее создается комплекс знаний о данных феноменах, а затем этот комплекс ложится в основу прикладных исследований, посвященных конкретным проблемам.

1. Найдите букву 0: 2. Найдите букву 0:
G Q Q U А X А N
Q S G G L А N X
U Q G S X X N L
S G 0 Q А N 0 А
U Q S U L L X А
G G S U A L A N
3. Найдите букву К: 4. Найдите букву К:
G Q Q U А X А N
Q S G G L А N X
U Q G S X X N L
S G К Q А N К А
U Q S U L L X А
G G S U A L A N

рных особенностей в 1963 г.

Не только фундаментальные исследования часто приводят к прикладному изучению вопроса, но и результаты прикладных исследований, в свою очередь, нередко бывают важны для фундаментальных, подтверждая или опровергая выдвинутые теории. Подтверждение теории особенностей относительно распознавания паттернов не входило в задачи Игленда, но его исследование привело именно к этому. Аналогично описанное выше исследование памяти является прикладным, но оно внесло свой вклад в развитие общей теории долговременной памяти.

По своей направленности к нуждам практики науку принято делить на фундаментальную и прикладную. Слово фундамент латинского происхождения и означает основание здания, машины или основа, опора. Фундаментальный – значит, основной, главный. Задачей фундаментальных исследований является познание законов, действующих в природе и обществе – получение фундаментальных знаний.

Фундаментальное знание в науке – сравнительно небольшая часть проверенных на опыте научных теорий и методологических принципов либо аналитических приемов, которыми пользуются ученые в качестве руководящей программы. Остальное знание – результата текущих эмпирических и прикладных исследований, совокупность объяснительных моделей, принятых пока что в качестве гипотетических схем, интуитивных концепций и так называемых «пробных» теорий. Фундаментальную науку за то, что она развивается главным образом в университетах, называют еще академической.

Фундаментальные идеи ведут к революционным изменениям. Мировоззренческие установки, теоретическая ориентация, стратегия научного поиска, а иногда и сами методы эмпирической работы трансформируются самым кардинальным образом. Перед взором ученых как бы открывается новая перспектива. На фундаментальные исследования тратятся огромные суммы денег, ибо только они, в случае успеха, пусть и достаточно редкого, приводит к серьезному сдвигу в науке.

«Для того чтобы поток плодотворных идей, которыми наука питает практику, не иссякал, необходимо с особой заботой относиться к исследованиям принципиального характера, вытекающим из железной логики, внутреннего развития науки, так как эти принципиальные исследования в конечном счете являются истинным источником всех практических применений» (Л.А.Арцимович).

« Развитие естествознания и современной техники в значительной степени зависит от прогресса в области фундаментальных точных наук – математики и теоретической физики. Контакт между этими науками не раз приводили к формированию глубоких концепций, важность которых далеко выходила за пределы часто теоретических интересов» (А.В.Гапонов-Грехов).

Непосредственная цель прикладных исследований – применение, использование результатов фундаментального характера для решения практических задач, возникающих в общественной или производственной практике.

Сам факт появления в науке прикладных исследований свидетельствует о резком возрастании ее роли в современном обществе: это проявляется и в том, что результаты научных исследований включаются в развитие самых различных областей общественной жизни, а прямые приложения науки к практике требуют новых форм ее организации: возникают специальные учреждения, осуществляющие прикладные исследования.

Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт. Цель всякого прикладного исследования – непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества. Именно этим и обусловлены особенности прикладного исследования.

Во-первых, прикладное исследование организуется непосредственно по заказу какого-либо социального института. Следовательно, в структуре отношений между наукой и практикой возникает ситуация «заказчик» - «исполнитель».

Во-вторых, поскольку сфера прикладного исследования есть сфера общения профессиональной науки с непрофессиональной (относительно данной науки) средой, поскольку встает проблема языка прикладного исследования. Проблема перевода терминов науки на язык практики не всегда решается просто: в каждом конкретном случае приходится специально анализировать меру допустимости употребления специальной терминологии, а с другой стороны, меру допустимости ее упрощения.

В-третьих, прикладное исследование использует специфический вид гипотез. Источником формирования гипотез здесь не обязательно является какая-либо соответствующая теория, чаще гипотеза формулируется на основе практических соображений.

В-четвертых, в прикладном исследовании существует необходимость не просто четкого формулирования рекомендаций, но и указание направления, а порой и сроков, этапов внедрения в практику. Такая мера строгости в этом вопросе не обязательна в фундаментальном исследовании, хотя и здесь весьма желательна. Прикладное исследование, не содержащее такого плана реализации, вызывает неудовлетворенность заказчика.

В-пятых, в прикладном исследовании приняты совершенно иные критерии эффективности. Если в фундаментальном исследовании показателями его успешности могут быть ссылки на него в научных журналах, награждение его автора научной премией или присуждение ему ученой степени, то в прикладном исследовании таким критерием является лишь одно – решение конкретной задачи, поставленной заказчиком.

В шестых, различаются роли «теоретика» и «практика»: теоретик продуцирует и получает знание о каком-либо процессе, практик добивается реального улучшения в осуществлении этого процесса.

Все сказанное означает, что прикладное исследование требует особой квалификации исследователя, определенных навыков, его большой моральной и социальной ответственности. Естественно, что все эти качества становятся особенно значимыми, когда речь идет о прикладных исследованиях, касающихся сферы отношений между людьми.

Однако связь и последовательность прикладных и фундаментальных дисциплин неоднозначна. Так, например, развитие сложных наукоемких технологий (микроэлектроника, информатика, биотехнология и др.) приводит к тому, что они приобретают фундаментальный характер.

«В связи с ростом масштабов научной работы происходит деление науки на базисную (познавательную) и прикладную… Это деление во многом следует считать искусственным, и трудно указать точку, где кончается базисная и начинается прикладная наука…Такое разделение больше связано с необходимостью финансирования, планирования и контролирования научных работ» (Л.П.Капица).

Казалось бы, все ясно, и ученым не должно мешать такое условное разделение науки на фундаментальную и прикладную. Но дело в том, что прикладные исследования поддаются планированию, а фундаментальные результаты планировать трудно. Кроме того, прикладные разработки могут быть внедрены в промышленность и могут принести экономический эффект. Фундаментальные результаты непосредственной прибыли не несут, а их использование может затянуться на многие десятилетия. Поэтому, если наукой руководят люди, далекие от науки, то им трудно планировать, контролировать и отчитываться за проделанную работу и оценить значимость результатов исследования для будущего развития науки и техники.

В условиях перехода на рыночную экономику вопросы развития фундаментальных работ и внедрения их результатов приобретают особую остроту.

Когда государство сокращает объем финансирования фундаментальной науки, академические ученые обращаются к рыночным источникам – хоздоговорной практике, работе по заказам частных фирм, коммерческих банков, промышленных предприятий. На коммерческие рельсы переходят некогда независимые и творчески свободные университеты, академические институты и исследовательские центры. У фундаментальной науки сохраняется практически единственная возможность выжить – выполнять прикладные исследования. Такова общемировая тенденция, свойственная и промышленно развитым и экономически отсталым странам.

Вследствие этого, не смотря на то, что у фундаментальной и прикладной науки (научных исследований) различные методы и предмет исследования, свои приемы и методология они достаточно часто должны и уживаться на одной «территории». При этом фундаментальная наука занимается исключительно приращением нового знания, прикладная – исключительно приложением апробированного знания. Во многих случаях данный тандем действует достаточно успешно. Фундаментальная наука имеет возможность использовать материальную базу прикладной науки и даже заказывать ей необходимые средства экспериментального исследования; прикладная наука получает возможность приобретения новых знаний, полезных для решения практических задач, их внедрения в промышленность и получения за счет этого финансовых средств для эффективного функционирования научного тандема.

Вопросы для самооценки уровня усвоения материала темы 2.

1. Что такое наука?

2. Наука с точки зрения философии.

3. Наука с точки рения кибернетики.

4. Каковы в настоящее время основные проблемы мировоззрения?

5.Чем обеспечивается требование непротиворечивости в науке?

6. Чем направляется научный поиск?

7. Как взаимосвязаны наука и развитие современного государства?

8. Каковы в настоящее время главные функции науки?

9. Суть познавательной функции науки?

10. Суть мировоззренческой функции науки?

11. Суть производственной функции науки?

12. Суть социальной функции науки?

13. Суть культурной функции науки?

14. Суть прогностической функции науки?

15. Суть управленческо-регулятивной функции науки?

16. Суть идейно-приемственной функции науки?

17. Что такое мировоззрение?

18. Какие типы мировоззрения различают в настоящее время, их суть?

19. Что такое научная картина мира&

20. Механическая картина мира, ее содержание.

21. Суть натурфилософского подхода к объяснению природы (картины мира)?

22. Суть механической картины мира?

23. Суть электромагнитной картины мира?

24. Суть современной картины мира?

25. Что является основой научной картины мира с методологической точки зрения?

26. Какие философские категории составляют концептуальный уровень картины мира?

27. Что отражает и что направляет научная картина мира?

28. Что такое научно-технический прогресс?

29. В чем состоит тесное сотрудничество науки и технического прогресса?

30. Что является основой научно-технического прогресса в настоящее время?

31. Каковы пути развития современного технического процесса, их содержание?

32. Какова взаимосвязь научно-технического прогресса и компьютеризации?

33. Положительные тенденции научно-технического прогресса?

34. Отрицательные тенденции научно-технического прогресса?

35. Понятие научно-технического прогресса в широком значении.

36. Понятие научно-технического прогресса в узком значении.

37. Понятие искусственного мира, его взаимоотношений с миром Природы.

38. Фундаментальные исследования, их суть, назначение, влияние на мировоззрение общества и развитие науки.

39. Прикладные исследования, их суть, назначение, влияние на мировоззрение общества и развитие науки.

40. Как влияет финансирование на эффективность фундаментальных исследований?

41. Взаимосвязь и взаимозависимость фундаментальных и прикладных исследований

Тема 3. БАЗОВЫЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для европейской социологии XIX века характерен подход к исследованию общества как системы, как “организма”. В творчестве социологов преобладало исследование социальных институтов. Исследование же отдельных общественных явлений, исследование проблем личности при всей их важности всё же отодвигалось на второй план. Это объяснялось большой ролью философии истории, которыми руководствовались мыслители до французской революции конца ХVIII века и в которой многие из них разочаровались после революции. Указанный подход сохранился в европейской социологии и в XX веке, хотя и не всегда был доминирующим.

Фундаментальные исследования ассоциируются обычно со сложными теоретическими изысканиями. Это необходимое, но недостаточное условие таких исследований. Во всех случаях, когда позволяют обстоятельства, фундаментальные исследования предполагают изучение объекта исследования в целом. Оба эти условия присутствуют и в определении фундаментальных исследований в социологии.

Фундаментальные исследования в социологии - это исследования, в которых: 1)преобладает теоретический уровень и 2) объектом является общество в целом.

Теоретический уровень исследования прёдставляет собой процесс решения проблем данной науки, развитие категориального аппарата этой науки безотносительно к практическому использованию полученных знаний. Учёный-теоретик работает ради развития знания как такового, новое истинное знание для него самоцель и высшая ценность. Теоретическому уровню присущи общенаучные методы познания: системный, сравнительный, моделирования и др. “Прикладные” методы исследования - опрос, социологическое измерение и др. - используются реже.

Объект исследования, как уже отмечалось, общество в целом. В противном случае нет науки социологии, как нет экономической науки изучающей одни экономические явления и игнорирующей другие. Во всех случаях, когда объект исследования конечен, его исследование как системы обязательно для фундаментальных исследований. Науки об обществе отвечают данное условию, поэтому фундаментальное знание представляют общество как целостный объект. Это особенно важно в социологии, в которой порой изучение социального организма подменяется изучением его отдельных сторон или социальных институтов. Такие подходы достаточно обоснованы, не следует лишь считать их результаты фундаментальными исследованиями.

По объекту фундаментальные исследования сходны с макросоциологией. Макросоциология есть изучение общества в целом с преобладанием эмпирических методов исследования. Макросоциологическими исследованиями можно назвать переписи населения, референдумы, плебисциты, выборы с последующей обработкой их результатов. Такие исследования дают ценную информацию, однако, сами по себе, не вырабатывают теорию функционирования и развития общества.

Фундаментальные исследования в социологии имеют определённые достоинства и недостатки. К достоинствам следует отнести представление общества как системы, что повышает теоретический уровень исследования, а этот уровень даёт возможность предвидеть будущее состояние общества. Недостатки не менее весомы. Главный из них - умозрительность, недостаточная обоснованность суждений, из-за чего теоретиков социологии иногда обвиняют в схоластике. Дело в том, что теоретики обычно сами не проводят прикладные исследования, да и провести их в масштабе общества - трудновыполнимая задача. Поэтому теоретики пользуются трудами учёных других специальностей: историков, экономистов, демографов, политологов, юристов, статистиков и др. Сведения, полученные из вторых рук, повышают вероятность заблуждений. А кроме того, сведений может просто не хватать. Но вне зависимости от точности и достаточности сведений фундаментальным исследованиям присуща высокая степень абстрактности понятий и суждений, что иногда приводит к неадекватному истолкованию каких-либо фактов. Например, такие понятия как “структура”, “функция”, “дисфункция” и т.п. применительно к обществу в целом могут истолковываться весьма неоднозначно.

Прикладные исследования в социологии зарождаются в Европе позже фундаментальных. Их началом можно считать работы французских социологов Алексиса де Токвиля и Эмиля Дюркгейма, а в США Албиона Вудбери Смолла. Наибольшего развития прикладные исследования достигли в Америке, что вполне соответствовало прагматизму американцев. А.В.Смолл организовал первый в мире социологический факультет в г. Чикаго (1892 г.). Впоследствии было организовано Американское социологическое общество и стал издаваться социологический журнал, был выпущен первый учебник по социологии (1894 г.) По мнению А.В.Смолла, социология должна давать практические рекомендации в форме “социальной технологии”.

Прикладные исследования в США проходят в развитии ряд этапов:

1) 1895-1920. Общество проявляет интерес к практическому использованию социологических знаний;

2)1920-1950. Господство эмпиризма, фундаментальные исследования отодвигаются на второй план;

3) 1950-... Выход социологии из университетов в корпорации и становление её как составной части бизнеса.

В связи с последним этапом возникает так называемая социальная инженерия - дисциплина, возникшая на стыке социологии, психологии и экономической теории. Её девиз: "Задача социологии - предвидеть человеческое поведение и управлять им". Социальная инженерия ориентирована на получение прибыли (хотя имеются и другие направления) и потому связана с менеджментом и маркетингом.

Прикладные исследования в социологии - это исследования, в которых: 1)преобладает эмпирический уровень исследования и 2) объектом выступам отдельные общественные явления.

Эмпирия есть опыт, практическое познание мира. Эмпирический уровень исследования - это преимущественно операции с фактами: сбор, отбор, систематизация, проверка и др. Он ассоциируется с одним из наиболее распространённых методов исследования - опросом, точнее, одним из видов опроса - анкетированием. Однако факты добываются социологом-прикладником и другими методами (изучением документов, измерением, наблюдением, экспериментом). Прикладные исследования ориентированы на получение оперативной информации и (или) получение практической выгоды.

Объект исследования - отдельные общественные явления: социальные общности, процессы, институты и др. Чаще всего прикладные исследования направлены на изучение малых социальных групп, их интересов и ценностных ориентаций, а также на изучение общественного мнения по интересующих социологов вопросов. В преддверии выборов социологи интересуются мнением “электората”, то есть, настроениями избирателей.

По объекту исследования прикладные исследования сходны с микросоциологией - изучением отдельных общественных явлений на теоретическом уровне. Сходство объекта исследования не обязательно предполагает эмпирический уровень. Может иметь место и теоретический уровень, например, социология малых групп. На теоретическом уровне можно изучать и общественное мнение.

Прикладные исследования, как и исследования фундаментальные имеют достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести следующее:

1) свежая, оперативная информация о конкретном явлении; она обычно востребуется государственными управленцами, политическими партиями и другими субъектами;

2) возможность практического использования в решении каких-либо проблем.

Достоинствам сопутствуют недостатки:

1)описательность при крайне слабой способности к предвидению по отношению к объекту исследования. Слабо развито даже объяснение. Социологов-прикладников иногда обвиняют в “ползучем эмпиризме”;

2) быстрое “старение” социологической информации; она представляет собой некий скоропортящийся продукт, обладающий ценностью “здесь и сейчас”. А завтра он уже, вряд ли, адекватно отразит состояние объекта исследования. Надо проводить новые исследования, что в практическом плане весьма непросто. Социологи хорошо знают, с чем это связано.

Фундаментальная наука - это наука, имеющая своей целью создание теоретических концепций и моделей, практическая применимость которых неочевидна 1. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. У фундаментальной и прикладной науки различные методы и предмет исследования, различные подходы и угол зрения на социальную действительность. У каждой из них свои критерии качества, свои приемы и методология, свое понимание функций ученого, своя собственная история и даже своя идеология. Иными словами, свой мир и своя субкультура.

Естествознание - пример фундаментальной науки. Оно направлено на познание природы, такой, как она есть сама по себе независимо от того, какое приложение получат его открытия: освоение космоса или загрязнение окружающей среды. И никакой другой цели естествознание не преследует. Это наука для науки, т.е. познания окружающего мира, открытия фундаментальных законов бытия и приращения фундаментальных знаний.

Непосредственная цель прикладных наук -- применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и практических проблем. Поэтому здесь критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа. Как правило, фундаментальные науки опережают в своём развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. В современной науке на долю прикладных наук приходится до 80--90% всех исследований и ассигнований. Действительно, фундаментальная наука составляет только малую часть общего объема научных исследований.

Прикладная наука - это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или потенциально может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей. 2.Важную роль выполняют разработки, которые переводят результаты прикладных наук в форму технологических процессов, конструкций, социоинженерных проектов. К примеру, пермская система стабилизации трудового коллектива (СТК) поначалу разрабатывалась в рамках фундаментальной социологии, опираясь на ее принципы, теории, модели. После этого ее конкретизировали, придали ей не только законченную форму и практическую форму, но определили сроки реализации, необходимые для этого финансовые и кадровые ресурсы. На прикладной стадии систему СТК неоднократно обкатывали не ряде предприятий СССР. Лишь после этого она получила вид практической программы и была готова к широкому распространению (стадия разработки и внедрения).

К фундаментальным исследованиям относятся экспериментальные и теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат -- гипотезы, теории, методы и т.п. Фундаментальные исследования могут завершаться рекомендациями по постановке прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных результатов, научными публикациями и т.д.

Национальным научным фондом США дано такое определение понятия фундаментального исследования:

Фундаментальные исследования -- это часть научно-исследовательской деятельности, направленная на пополнение общего объема теоретических знаний... Они не имеют заранее определенных коммерческих целей, хотя и могут осуществляться в областях, интересующих или способных заинтересовать в будущем бизнесменов-практиков.

Фундаментальная и прикладная науки - два совершенно разных типа деятельности. Вначале, а это происходило в античные времена, расстояние между ними было незначительным и почти все, что открывалось в сфере фундаментальной науки сразу же или в короткие сроки находило применение на практике. Архимед открыл закон рычага, который немедленно был использован в военном и инженерном деле. А древние египтяне открывали геометрические аксиомы, в буквальном смысле не отрываясь от земли, поскольку геометрическая наука возникла из нужд земледелия. Постепенно расстояние увеличивалось и сегодня достигло максимума. На практике воплощает менее 1% открытий, сделанных в чистой науке. В 1980-е годы американцы провели оценочное исследование (цель таких исследование - оценка практической значимости научных разработок, их эффективности). Более 8 лет дюжина исследовательских групп анализировали 700 технологических инноваций в системе вооружений. Результаты ошеломили публику: у 91% изобретений в качестве источника значится предшествующая прикладная технология, и только у 9% - достижения в сфере науки. Причем из них лишь у 0,3% источник лежит в области чистых (фундаментальных) исследований.

Фундаментальная наука занимается исключительно приращением нового знания, прикладная -- только приложением апробированного знания. Добывание нового знания -- это авангард науки, апробация нового знания-- ее арьергард, т.е. обоснование и проверка однажды добытых знаний, превращение текущих исследований в «твердое ядро» науки. Практическое приложение -- это деятельность по применению знаний «твердого ядра» к реальным жизненным проблемам. Как правило, «твердое ядро» науки отображается в учебниках, учебных пособиях, методических разработках и всевозможных руководствах.

Один из главных признаков фундаментального знания -- его интеллектуальность. Как правило, оно обладает статусом научного открытия и является приоритетным в своей области. Иначе говоря, считается образцовым, эталонным.

Фундаментальное знание в науке -- сравнительно небольшая часть проверенных на опыте научных теорий и методологических принципов либо аналитических приемов, которыми пользуются ученые в качестве руководящей программы. Остальное знание -- результат текущих эмпирических и прикладных исследований, совокупность объяснительных моделей, принятых пока что в качестве гипотетических схем, интуитивных концепций и так называемых «пробных» теорий.

Фундамент классической физики раньше составляла механика Ньютона, и вся масса практических экспериментов в то время базировалась именно на ней. Законы Ньютона служили как бы «твердым ядром» физики, а текущие исследования лишь подтверждали и уточняли существующее знание. Позже была создана теория квантовой механики, которая стала фундаментом современной физики. Она по-новому объясняла физические процессы, давала иную картину мира, оперировала другими аналитическими принципами и методологическими инструментами.

Фундаментальную науку за то, что она развивается главным образом в университетах и академиях наук, называют еще академической. Университетский профессор может подрабатывать в коммерческих проектах, даже трудиться на полставке в частной консультативной или исследовательской фирме. Но он всегда остается университетским профессором, немного свысока поглядывающим на тех, кто постоянно занимается маркетинговыми или рекламными обследованиями, не поднимаясь до открытия новых знаний, кто никогда не публиковался в серьезных академических журналах.

Таким образом, у социологии, занимающейся приращением новых знаний и глубинным анализом явлений, существует два названия: термин «фундаментальная социология» указывает на характер получаемого знания, а термин «академическая социология» - на место в социальной структуре общества.

Фундаментальные идеи ведут к революционным изменениям. После их обнародования научное сообщество уже не может думать и изучать по-старому. Мировоззренческие установки, теоретическая ориентация, стратегия научного поиска, а иногда и сами методы эмпирической работы трансформируются самым кардинальным образом. Перед взором ученых как бы открывается новая перспектива. На фундаментальные исследования тратятся огромные суммы денег, ибо только они, в случае успеха, пусть и достаточно редкого, приводят к серьезному сдвигу в науке.

Фундаментальная наука имеет своей целью познание объективной действительности такой, как она есть сама по себе. Прикладные науки имеют совершенно другую цель - изменение природных объектов в нужном для человека направлении. Именно прикладные исследования непосредственно связаны с инженерией и технологией. Фундаментальные исследования обладают относительной независимостью от прикладных разработок.

Прикладная наука отличается от фундаментальной (а в нее необходимо включать теоретическое и эмпирическое знание) практической направленностью. Фундаментальная наука занимается исключительно приращением нового знания, прикладная -- исключительно приложением апробированного знания. Добывание нового знания -- это авангард или периферия науки, апробация нового знания -- это его обоснование и проверка, превращение текущих исследований в «твердое ядро» науки, приложение - это деятельность по применению знаний «твердого ядра» к практическим проблемам. Как правило, «твердое ядро» науки отображается в учебниках, учебных пособиях, методических разработках и всевозможных руководствах.

Перевод фундаментальных результатов в прикладные разработки могут осуществлять одни и те же ученые, разные специалисты либо для этого создаются особые институты конструкторские бюро, внедренческие фирмы и компании. К прикладным исследованиям относят такие разработки, на "выходе" у которых стоит конкретный заказчик, выплачивающий немалые деньги за готовый результат. Поэтому конечный продукт прикладных разработок представлен в виде изделий, патентов, программ и т. д. Считают, что ученые, чьи прикладные разработки не покупают, должны пересмотреть свои подходы и сделать продукцию конкурентоспособной. К представителям фундаментальной науки подобных требований никогда не выдвигают.