Что такое экология души человека. Современные проблемы науки и образования

Человек, познай самого себя!

Сократ

В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха... Нас учат бережно относиться к окружающей среде, призывают поддерживать чистоту, порядок и уважать природу. Редко нас учат тому, что мы можем загрязнять окружающее пространство не только отходами, но и своими мыслями, чувствами, словами? Часто мы проявляем необоснованную агрессию и этим постепенно разрушаем пространство семьи, наша критика негативно сказывается на нашем рабочем пространстве, от наших резких слов и отрицательных эмоций страдают наши друзья, родственники, коллеги. В результате, мы разрушаем себя и общество вокруг нас.

Экологию души, развитие духовности несут нам нравственные постулаты Шакарима, Слова назидания Абая. Мы обязательно должны о них помнить, так как они несут свет в наши души, прививают моральные ценности, учат бороться не только за экологию природы, но и за экологию человеческой души. Развитие экологии души предполагает самопознание человека. А самопознание – это самый трудный, но и самый почетный труд людей на земле. Познавая себя, человек познает весь мир.

Еще мудрец Сократ говорил, что человеку нужно прежде всего «познать самого себя», ибо это даст ему понимание смысла жизни, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Немецкий философ И. Кант тоже полагал, что «культура душевных сил» достигается посредством усвоения тех знаний, которые дает humaniora. Безусловно, это так. Главные силы и способности человека формируются духовным творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением. Действительно состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о любви, милосердии, доброте, культуре общения, взаимопонимания, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. Так, часто в других людях нам неприятны некоторые свойства или особенности поведения, которые в себе самом кажутся приемлемыми и простительными. И только немного отойдя и посмотрев на себя со стороны, можно увидеть недопустимость тех или иных свойств своего характера или поведения.

В наш век технического прогресса и космических скоростей тема нравственности и духовности становится все более актуальной. Ведь страшен безнравственный политик, способный развязать ядерную войну, страшен безнравственный ученый, одержимый идеей уничтожения человечества, страшен безнравственный врач, не понимающий ценности человеческой жизни, страшен безнравственный журналист или писатель, пропагандирующий идеи зла и жестокости среди молодежи. Не зря Л.Н. Толстой писал: «Нравственность человека видна в его отношении к слову». Мы должны и в словах, и в делах наших стремиться быть благороднее и чище, стараться не унижать достоинство друг друга. Стремление отдельных людей к нравственному совершенствованию сделает мир более гармоничным, а если нравственных людей станет чуть больше, нас ждет прекрасное будущее.

Стремление объединять людей на началах нравственности, человечности, любви и справедливости получает последовательное воплощение в стратегии национального единства, толерантности и согласия Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. А благодаря Первой леди молодое поколение нашей страны на уроках самопознания учится:

Понимать значимость общечеловеческих, нравственно-духовных ценностей жизни;

Свободно выражать свои мысли и чувства;

Строить позитивные отношения с окружающими людьми, трудиться в команде;

Отстаивать свои принципы и убеждения;

Вести поиск решения разных вопросов, находить нестандартные решения в стандартных ситуациях;

Осознавать важность создания собственной семьи и перспективы будущей взрослой жизни;

Распознавать и оценивать человеческие взаимоотношения;

Принимать ответственные решения в непростых ситуациях, придерживаясь гражданской позиции, и т.д.

В разделах программы нравственно-духовного образования «Самопознание» с 8 по 11 классы ключевым словом является «Человек». Так, первый раздел имеет название «Быть человеком», второй – «Человек и общество», третий – «Мир и человек», четвертый раздел – «Мир человечества». Это связано с тем, что для каждого из нас очень важно понять, для чего мы пришли в этот мир, что мы значим для нашего общества, кем мы являемся в нашей вселенной.Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Самопознание – это ключ к преображению современного общества.

О своевременности появления данного предмета в образовательных учреждениях страны можно судить по отношению учащихся к предмету. Они также как и взрослые понимают, что «наш образовательный мир и общество в целом стали страдать от сердечной недостаточности, от бессердечия» (Ш.А. Аманошвили). И дети с радостью приветствовали новый предмет в школе. Отвечая на вопрос «Что дает тебе предмет «Самопознание»? они пишут: «С первого урока меня заинтересовал этот предмет. Я с нетерпением ждал следующего занятия. На этом уроке ты можешь быть самим собой, и каждый тебя поймет. После уроков самопознания мне стало легко находить общий язык с людьми и легко заводить друзей, я стал более открытым для всех» (Зыков Евгений, 6 «Б» класс), «Мы слушаем музыку и пение птиц, от всего сердца передаем пожелания близким. Я стал больше и с удовольствием помогать друзьям, родителям, пожилым людям» (Успанов Мадияр, 7 «Б» класс), «Я люблю «Самопознание» за то, что на этом уроке я могу свободно выразить свои чувства. Мы изучаем на уроке все, что нас окружает в жизни, что мы видим, чувствуем, понимаем. Благодаря этому предмету наш класс стал дружнее, а я сам стал добрее. На уроках самопознания я очень люблю разговаривать с учителем и общаться с друзьями» (Понамарев Валерий, 7 «А» класс), «Благодаря самопознанию я стала намного лучше, чем была до этого» (Цыбань Татьяна, 6 «Б» класс), «Мне нравится предмет «Самопознание» потому, что он учит жизни, любви к людям и миру. Я очень рад, что появился такой предмет» (Александров Виктор, 7 «А» класс). Можно ли сомневаться после таких слов в необходимости данного предмета? Думаю, что нет.

Помните слова Абая? «Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние… Противоядие от этих пороков – человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания» (Слово 38, С. 75) . По словам философа Джона Бернала, человечество подходит к самому драматическому периоду своего развития – оно начинает познавать самого себя. И Сара Алпысовна Назарбаева правильно считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства, так как не каждая семья может дать уроки нравственности и духовности, говорить языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории.

Если экология – это наука об условиях существования всего живого в мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души является охрана душевного состояния человека, его забота о чистоте и развитии души. Более того, я считаю, что экология мира начинается с экологии души. Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом. Будет грязной душа – будет загрязнена и экология нашей планеты.

Именно благодаря душе мы знаем о морали, этике, слышим голос совести. Каждый человек на планете должен осознавать, для чего ему необходимо заботиться о себе, о других людях, о природе. Осознавая это, он никогда не станет разрушать себя самого и мир вокруг себя, ему это будет просто неприятно. А для того чтобы осознавать это, человеку нужно чаще задавать себе вопрос «Что для меня важно и ценно на самом деле? Будет ли это важно для меня через несколько дней, месяцев, лет?».

Итак, человек находится в постоянном взаимодействии с природой и обществом, он связан с ними бесконечными духовными и материальными нитями. Вне этого взаимодействия жизнь человека невозможна, он живет в постоянном окружении мира и в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы взаимодействуем с миром прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-нравственными. Мы нуждаемся в мире и преобразуем его своей жизнедеятельностью каждый миг. Но и мир нуждается в нас, в активной преобразующей деятельности человека, основанной на безусловном приоритете общечеловеческих ценностей. Поэтому развитие экологии души человека – одно из важнейших условий развития гармоничного общества.

Высокая нравственность и духовность, основанная на общечеловеческих ценностях – самое ценное богатство человека, которое нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, которое каждый человек может формировать только своими собственными усилиями. Как говорил Сенека, «величие души должно быть свойством всех людей». Нам всем необходимо стремиться к величию души, ведь только духовно богатый человек способен на бескорыстную дружбу, на истинную любовь, способен проживать наполненную жизнь и быть по-настоящему счастливым.













1 из 12

Презентация на тему: Экология души

№ слайда 1

Описание слайда:

Экология души (по материалам сайтов PsyCenter.ru, rusecocentre.ru, анимации с сайта forumsmile.ru) Подготовил: лопарева а.с., педагог – психолог мбдоу № 39 «сказка» г. кызыла Республики Тыва «Величие души должно быть свойством всех людей» Сенека «Душа человека развивается до самой смерти» Гиппократ «Душа человека заключается в его делах» Ибсен Г. 900igr.net К неделе «Экология и мы»

№ слайда 2

Описание слайда:

Инициология - наука об экологии Души. Экология Души жизненно необходима каждому современному человеку, который заботится о своем здоровье и благополучии. С точки зрения Инициологии, экология Души означает заботу о своей энергетике, защищенность от негативных воздействий, поддержание внутренней гармонии и душевного равновесия. На сегодняшний день Инициология является самой ожидаемой, востребованной и эффективной системой исцеления человека и практикой личностного роста. Инициология адаптирована для восприятия современного человека, может быть понятна и доступна каждому, независимо от возраста, образования, уровня базовой подготовки. Хочешь изменить мир, изменись сам! Это не просто слова. Душа первична, физическое тело, как сосуд для Души, - вторично.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

В «экологию души» входят такие понятия, как: Альтруизм - желание и стремление бескорыстно принести пользу другим людям, самоотречение, самоотверженность; противоположность эгоизму. Благоговение - глубочайшее почтение, уважение, преклонение, признание. Благовоспитанность - умение хорошо держать себя в обществе, обладание хорошими манерами. Благодарность – способность чувствовать и проявлять признательность за оказанное добро. Благожелательность - доброжелательность, приветливость. Благопристойность - соответствие требованиям приличия. Благоразумие – рассудительность, осмотрительность, здравомыслие. Благородство – высокая нравственность, достоинство, безукоризненная честность, способность пренебречь личными интересами, открытость и совестливость. Благотворительность - обеспечение людей благами и услугами, оказание безвозмездной материальной или денежной помощи нуждающимся. Вежливость - склонность и умение соблюдать правила приличия, воспитанность, учтивость. При составлении словаря были использованы следующие источники: 1. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007. 2. Культурологический словарь. Методического пособия по культурологии под ред. В.Константинова, Владимирский государственный педагогический университет, - http://arslonga.33info.ru/muzved/kultslovar.htm 3. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - http://slovari.yandex.ru/dict/ brokminor 4. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. - «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002. 5. Служба тематических толковых словарей. - http://www.glossary.ru/ 6. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - http://slovari.yandex.ru/dict/dal 7. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Советская энциклопедия»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1935-1940. 8. Энциклопедия «Кругосвет». - http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet.

№ слайда 6

Описание слайда:

Великодушие - обладание высокими душевными качествами, способность прощать и быть бескорыстно уступчивым, готовность жертвовать своими интересами ради других. Верность - надежность, преданность, постоянство, неизменность в выполнении своих обязанностей, в чувствах и отношениях. Воля - стремление и способность человека к осуществлению своих желаний, к преодолению препятствий, достижению поставленных целей. Воспитанность - обладание хорошим воспитанием, знание правил поведения в обществе и умение вести себя в соответствии с этими правилами. Гуманность – человеколюбие, отзывчивость, внимательность к нуждам других людей. Гуманизм – признание ценности человека как личности, уважение достоинства и прав человека. Добродушие – благожелательная приветливость, доброта и мягкость характера. Добросовестность - склонность честно выполнять свои обязательства; верность, надежность в делах. Доброта - готовность помогать людям, оказывать им услуги («делать добро»), отзывчивость, душевность. Долг – нравственная обязанность личности, ответственность за выполнение требований общества или за принятые внутренние обязательства.

№ слайда 7

Описание слайда:

Дружба – устойчивые доверительные, близкие отношения, основанные на общих интересах, идеалах и целях, на симпатии и активной взаимопомощи. Дружелюбие - чувство симпатии и приязни, дружеское расположение к кому-либо. Душа - внутренний мир человека; особое идеальное начало, противоположное материальному миру. Здравый смысл - благоразумие, чувство меры, мудрость, правильность представлений людей о природе, обществе и окружающем мире. Идеал – высшее совершенство, лучший образец для подражания; реальный или собирательный образ, воплощающий в себе наиболее ценные и привлекательные человеческие черты. Интеллигентность – сочетание высокого уровня развития интеллекта и образованности; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры; глубокое принятие и следование общечеловеческим ценностям; чувство социальной справедливости и терпимость к инакомыслию; честность, тактичность, совестливость, принципиальность, скромность, порядочность, благородство. Интеллект – умственные, познавательные способности человека; глубина его знаний и способность к их использованию.

№ слайда 8

Описание слайда:

Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий; чутье, проницательность, тонкое понимание происходящего. Культура - творческая деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей. Любезность - обходительность, предупредительность, учтивость, приятность в общении. Мечты - планы и фантазии человека о будущем, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы. Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в мире, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе; убеждения, идеалы и принципы, определяющие поведение. Миролюбие - стремление к миру и согласию, добродушие, мягкость в общении, уступчивость, склонность избегать конфликтов или готовность к сотрудничеству и поиску компромиссов. Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь нуждающимся и обездоленным; доброжелательное отношение к другому человеку. Мораль - система воззрений на жизненное предназначение человека, охватывающая понятия добра и зла, должного и непозволительного, справедливости, совести, смысла жизни. Мудрость - обладание большим умом, высшим знанием, основанное на жизненном опыте.

№ слайда 9

Описание слайда:

Мужество – спокойная храбрость, душевная стойкость и сила духа; способность разумно, смело и решительно действовать в ситуациях беды или опасности; умение преодолевать страх и неуверенность в себе. Мягкосердечие - доброта, отзывчивость, сострадательность, душевная мягкость. Нравственность (мораль) – свод принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Ответственность - волевое качество, способность осуществлять контроль над своим поведением и деятельностью, отвечать за совершенные поступки и их последствия, выполнять принятые на себя обязательства. Отзывчивость - сочувственное отношение к другим людям, готовность отозваться на чужие нужды, оказать помощь. Патриотизм - любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, традициям; преданность своему отечеству и своему народу, гордость за его прошлое и настоящее, стремление своими действиями служить его интересам. Почтительность - склонность относиться к кому-нибудь с большим уважением и даже благоговением. Принципиальность – стремление следовать убеждениям, действовать в строгом согласии с важными твердыми правилами (научными или нравственными основами).

№ слайда 10

Описание слайда:

Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих способностей и возможностей. Самообладание - волевое качество; способность владеть своими эмоциями, сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях. Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я». Смысл жизни - более или менее осознанное переживание осмысленности и результативности собственной жизни, субъективное понимание своего предназначения и цели существования. Симпатия - одобрительное отношение к другому человеку (людям), чувство внутреннего расположения, проявляющееся в оказании внимания, приветливости, доброжелательности. Совесть - особое нравственное чувство, способность распознавать добро и зло, внутренняя оценка моральности своих и чужих поступков, чувство ответственности за свое поведение. Сознательность - склонность адекватно и разумно понимать и оценивать окружающее, совершать обдуманные поступки. Сопереживание - сочувствие другому человеку, совместное переживание его душевного, эмоционального состояния. Сострадание – деятельное сочувствие чужому страданию, стремление к эмоциональной поддержке другого человека, готовность оказать помощь. Справедливость – беспристрастное отношение к чему-либо, стремление следовать истине, правде в словах и поступках.

№ слайда 11

Описание слайда:

Тактичность - склонность учитывать в процессе общения интересы окружающих, проявлять вежливость и учтивость; осторожность, бережность, чувство меры в общении. Терпимость - умение терпеливо и спокойно относиться к чужому мнению, взглядам, поведению. толерантность - уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира и форм самовыражения каждой личности. Трудолюбие - положительное отношение к труду, активность, инициативность, добросовестность, усердие в работе, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Учтивость – вежливость, почтительность. Целеустремленность – направленность на достижение значимых для личности целей, упорство при их достижении, готовность преодолевать трудности. Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, самоуважение, основанное на следовании моральным принципам; обязательность, честность, ответственность, единство слова и дела, благородство души и чистая совесть. Эмпатия – сочувствие, сопереживание, интуитивная способность чувствовать и разделять эмоциональное состояние других людей. Этика - учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой жизни с точки зрения понятий о добре и зле.

№ слайда 12

Описание слайда:

«душевная экология» - это дело самого человека. Если человек изначально чист душой, он никогда не сойдёт с пути правды. О чистоте души может говорить вера человека. Человек, соблюдающий законы божьи, будет чист душой. Чистота души зависит от самого человека, никто не в праве навязывать ему веру, мнение, мысли, понятия.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЭКОЛОГИЯ ДУШИ

заседание философского стола в виде беседы

Иркутск

2007

Предназначены для преподавателей цикла гуманитарных и социально- экономических дисциплин.

Рассмотрено на заседании ЦК

ОГ и СЭ дисциплин

Рассмотрено на заседании НМС

Протокол № от « » ………….2008г.

Выполнила: Куркутова Ирина Витальевна - преподаватель ФГОУ СПО

«Иркутский аграрный техникум»

Рецензенты: З.В. Верюжская, О.А. Обоева - преподаватели ФГОУ СПО

«Иркутский аграрный техникум»

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….....5

1.1.План проведения мероприятия……………………………………......5

2.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...9

3.ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………10

4.ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..11

4.1.Сценарий проведения заседание философского стола……………....11

4.2.Памятка…………………………………………………………………...21

ВВЕДЕНИЕ

Внеурочная работа с учащимися имеет большое значение в формировании нравственных качеств. Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определённым целям. При этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Такая форма работы позволяет привлечь внимание учащихся к наиболее актуальным проблемам, сформировать навыки публичной дискуссии, стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Вопрос у нас один, но очень важный и проблемный. На протяжении веков он решается, и каждая эпоха даёт разный ответ. Наша задача рассмотреть его и попробовать прийти к единому мнению: «Что значит экология души?».

Путь к "Красоте, к Истине, к Добру находится всегда в самом человеке. Человечество подошло к опасной черте, се­годня на первое место встали такие проблемы, как спасение всего живого на Земле, самой жизни и подрастающего поко­ления, что имеет особо важное значение и требует принятия решительных и действенных мер.

Человечеству угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление, которое ведет к самоуничтожению самой земной цивилизации.

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1.ПЛАН

проведения внеклассного мероприятия

Тема: «Экология души»

Цели:

Образовательная: Помочь учащимся определить нравственные позиции через понятие «душа»;

Помочь обратить внимание на окружающий мир и на самого себя со стороны.

Воспитательная: Обратить внимание учащихся на то, что духовно- нравственное падение человека это - путь к самоуничтожению жизни земного сообщества.

Развивающая: Пробудить у учащихся желание к духовному самосовершенствованию.

Вид занятия:

Методы проведения : В виде беседы

Место проведения: читальный зал

Оборудование: Столы расставлены кругом, на стенах тематические плакаты.

ТСО: Магнитофон (с кассетами песен о душе), мультимедийный проектор, экран.

Оформление: Зал оформлен плакатами:

«Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную»

Хилон из Эфора ( VI в. До н. э.)

«Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собой»

Ж.Лафонтен.

«Не гоняйся за счастьем, оно всегда находиться в тебе самом».

Пифагор (576-496 г.г.до н.э.)

«Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой»

Эпиктет

«Жизнь учит лишь тех, кто её изучает... По себе можно познать других. Будьте внимательны к своим мыслям-они начало поступков.»

Лао-Цзы (579-499г.г. до н.э.

«Велика власть ваша, если вы собой владеете»

Сенека

«Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд»

Аристотель

«Человек в известной степени вырастает, когда он познаёт самого себя и свою мощь. Внушите человеку сознание того, что он есть, и он скоро научится быть также тем, чем он должен быть»

Ф.Шеллинг

Ход мероприятия:

1.Сообщение темы, постановка целей и задач

2.Основная часть.

2.1.Фразеологизмы со словом «душа»

2.2.Видеоинтервью с преподавателями и студентами техникума «Что такое душа?»

2.3.Диалектика души

2.4.Интервью с настоятелем Михайло-Архангельского прихода протоиереем Калинником о добре, зле, о душе

2.5.Чистота и красота слова

2.6.Интервью с Иркутским поэтом Владимиром Скифом

2.7. Нравственность

2.8.Хорошее здоровье – хороший дух

3.Заключительная часть

Подготовительный этап:

1.Подготовка сценария заседания клуба

2.Съёмка интервью с преподавателями и студентами техникума

3.Подготовка аудиозаписи

4.Оформление зала

5.Подготовка памятки

Очень важен первый этап – подготовка заседания. На одном из заседаний ставится вопрос «Что такое душа?», предлагается обратиться к философским источникам, (найдены высказывания философов и оформлены в виде плакатов.). В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова найдено определение понятия «Душа». В художественной литературе тема «Души» волнует поэтов и писателей, звучит эта тема и в музыке. Проводится работа по выявлению мнения окружающих по данному вопросу (интервью и анкетирование студентов и преподавателей), предлагается написать ЭССЕ «Что такое душа?» и красочно оформить свою работу.

Следующий этап – работа над сценарием заседания, т.е. определяются временные рамки, форма проведения заседания, использование стихотворений, высказываний знаменитых людей по данному вопросу, аудио и видеоаппаратуры, что оживит заседание.

Следующий этап – выработка памятки для участников заседания, которая будет способствовать самосовершенствованию духовно и физически.

Тема: «Экология души»

Вид занятия: Заседание философского стола

Вступительное слово учителя:

Преподаватель открывает заседание философского стола. Говорит об очень важном и проблемном - о душе. На протяжении веков этот вопрос решается, и каждая эпоха даёт разный ответ. Наша задача рассмотреть его и попробовать прийти к единому мнению: «Что значит экология души?».

Знакомит с гостями: поэтом Владимиром Скифом и с настоятелем Михайло-Архангельского прихода протоиереем Калинником.

Фразеологизмы со словом «душа».

Преподаватель предлагает поразмышлять над устойчивыми сочетаниями слов, включающих понятие «душа», предварительно, напомнив лексическое значение слова «душа» по толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Присутствующие приводят примеры и анализируют, подбирают синонимы к фразеологизмам: (Предан душой и телом кому-нибудь - верен. Мне это не по душе - не нравится и т. Д.)

Преподаватель подводит итог анализу и предлагает соотнести своё выступление с мнением преподавателей и студентов Иркутского аграрного техникума, посмотрев видеоинтервью.

Видеоинтервью с преподавателями и студентами техникума «Что такое душа?»

Присутствующие обмениваются мнениями.

Диалектика души .

Преподаватель предлагает определение понятию «душа» из философского словаря, анализируя высказывания философов разных эпох и направлений: Что такое « Душа»? Затем берут слово заранее подготовленные студенты и рассуждают о Духе, Ду­ховности, Душе, соотнося с современностью и беспокоясь, «что миром бу­дут править люди бездуховные, нездоровые». Преподаватель читает стихотворение В. Шефнера «Словом можно убить, словом можно спасти» и подводит присутствующих к выводу, что слова имеют огромную силу и что любое слово нужно произносить осмысленно.

Интервью с настоятелем Михайло-Архангельского прихода протоиереем Калинником о добре, зле, о душе.

Преподаватель предлагает выслушать мнение настоятеля Михайло-Архангельского прихода протоиерея Калинника о добре, зле, о душе

Чистота и красота слова.

Рассказ настоятеля Михайло-Архангельского прихода протоиерея Калинника Вопросы по теме. Студент читает стихотворение о словах.

Интервью с Иркутским поэтом Владимиром Скифом .

Учитель предлагает Иркутскому поэту Владимиру Скифу выразить свои размышления, обращаясь к нему со словами:

«Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами

Незлыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми…»

Преподаватель благодарит Владимира Скифа за прекрасное выступление:

«Спасибо, после Ваших слов хочется говорить стихами» и читает стихотворение Эдуарда Асадова «Доброта».

Нравственность.

После прочтения стихотворения слово представляется заранее подготовленным докладчикам, они дают информацию о нравственности, о здоровье, о самопознании, о самосовершенствовании и приходят к выводу, что знание достоинств укрепляет уверенность в своих силах, поднимает человека в собственных глазах, а знание недостат­ков мобилизует на их преодоление. Кроме того, зная себя, луч­ше поймешь других. Нелегко сделать правильную самооценку. Здесь не обойтись без сравнения себя с другими людьми.

Студент читает стихотворение Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Хорошее здоровье – хороший дух.

Преподаватель подводит итог сказанному: «В реальной жизни у каждого человека свой идеал. Сейчас человек должен осознать из глубины души свои дела и поступки, очистить свой внутренний мир. А мир есть согласие с самим собой»

Заключительная часть.

Преподаватель предлагает высказаться всем присутствующим по исследуемой теме, мнения разные, но все они объединены одной идеей:

« Как много вмещает в себя слово «ДУША», состоящее всего из четырёх букв: И дружбу, и честность, и доброту, и порядочность, и любовь, и радость, и веру, и человечность…»

Присутствующим предлагаются памятки, способствующие самосовершенствованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заседание философского стола - хлопотная и трудоёмкая работа, но эффект от хорошо проведённого заседания несомненен, поиски и размышления по данному вопросу дают возможность поучаствовать в дискуссии, сформировать своё мнение, определённую жизненную позицию, стремление самосовершенствоваться.

Проведение такого мероприятия позволяет нацелить учащихся на получение знаний по таким дисциплинам, как философия, обществознание, литература, история, психология.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ожегов С.И. и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. Москва. 2000 г.

2.Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. Москва. Издательство политической литературы 1986 г.

3.Философия. Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. Москва. Юнити. 2007 г.

4.Боголюбов Л.Н. Иванова Л.Ф. Введение в обществознание: уч. пособие для 8-9 кл. М.: Просвещение, 2002 г.

5.Горбачёв В.Г. Основы философии. Курс лекций. Брянск. 2002 г.

6. Золотухина – Аболина Е.В. Страна философия. Ростов – на – Дону. Феникс.1995 г.

7. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов – на – Дону. Феникс. 2004 г

Приложение 1

СЦЕНАРИЙ

проведения заседания философского стола в виде беседы

Звучит музыка: «Душа поёт, а сердце стонет…»

Вступительное слово учителя:

Уважаемые господа! Сегодня мы проводим заседание философского стола. Вопрос у нас один, но очень важный и проблемный. На протяжении веков он решается, и каждая эпоха даёт разный ответ. Наша задача рассмотреть его и попробовать прийти к единому мнению: «Что значит экология души?».

На нашу встречу, мы пригласили поэта Владимира Скифа и Батюшку православной церкви с просьбой высказать своё мнение по этому вопросу. Кроме того, у нас присутствуют гости и, я надеюсь, что они не откажутся поучаствовать в нашем заседании.

Прежде я предлагаю определить значение двух слов: «Экология» и «Душа».

(Экология-чистота, бережное отношение; душа - внутренний духовный мир человека).

1. Итак, можно сказать, чистота внутреннего мира человека!? Чтобы

нам определиться по правильному ли мы пути идём, я прелагаю обратиться к фразеологизмам. Вспомните, пожалуйста, устойчивые сочетания слов.

2. Д/и «Назовите устойчивые сочетания со словом «Душа».

В русском языке душа, - А, вин. душу, мн. души, душ, душам, ж. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-нибудь. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём душа держится (о хилом, больном че­ловеке; разг.). Душа не лежит к кому--чему-нибудь. (нет расположения, интереса к кому-чему-нибудь). Душа не принимает чего-нибудь. (Не хочется; разг.). Душа меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.). Душа радуется (очень радостно, приятно; разг.). Душа в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить душа в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у кого-нибудь (неотступно находиться около кого-нибудь, торопя и мешая заниматься делом; разг.). Залезать (влезать) в душу кому-нибудь, (бестактно вмешиваться в чью-нибудь жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой, ни телом не виноват (ни­сколько не виноват; разг.). Отвести душу (высказать всё, что накопилось на душе; разг.). На душу брать что-нибудь (на свою со­весть; разг.). За душу берёт что-нибудь (очень волнует, трогает). За душу тянуть кого-нибудь, (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из кого-нибудь (измучить чем-нибудь нудным, томительным; разг.). Душа нараспашку у кого-нибудь, (о том, кто всегда открыт, откровенен, чисто­сердечен; разг.). Душа не на месте или душа болит (беспокойно; разг.). Отдать богу душу (умереть; устар.). Душа с телом расстается),см ерть пришла; разг.). О душе пора поду­мать (довольно думать о житейской суете: дело идёт к старости, скоро умирать; разг.).

2. То иди иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. До­брая душа. Низкая душа.

3. В религиозных пред­ставлениях: сверхъестественное, немате­риальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Бессмертная д. Думать о спасении души. Души умерших.

4. перен., чего. Вдохнови­тель чего-нибудь главное лицо. Душа всего дела. Душа общества,

5. О человеке (обычно в устой­чивых сочетаниях). В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На душу при­ходится, досталось (на одного человека). 6. В царской России: крепостной крестья­нин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. Ревизская душа. Мёртвые души (умершие крепостные, также перен.,: о людях, фиктивно числя­щихся где-нибудь.

Душу тянуть (вытяги­вать, мотать) из кого (прост.) - чем-н. надоедливым, томительным, не чаять в ком (разг.) - очень ли Души не чаять в детях. Душа моя! (разг.) - в обращении: милый (-ая).

Душа-чело­век (разг.) - очень хороший, отзывчивый человек. Без души - без воодушевления, без подъёма. С душой - отдаваясь цели­ком, с вдохновением. В душе - 1) мыслен­но, про себя. В душе согласен; 2) по природ­ным склонностям. Поэт в душе. Для души (разг.) - для себя, для удовлетворения своих склонностей, интересов. По душе (разг.) - нравится. Работа ему по душе. За душой нет ничего - ничего нет у кого-нибудь. По душам (говорить, беседовать) - откровенно. С дорогой душой (разг.) - очень охотно. За милую душу (разг.) - легко, без усилий. Как бог на душу поло­жит (разг.) - как придётся, кое-как. С души воротит от чего (прост.) - о чувстве отвращения.

II . уменьш., -ласк, душенька, -и ж. (к 1 и 2 знач.) II . Пренебр. душонка, -и ж. (к 1 и 2 знач.). II . прилагат. душевный, -ая -ое (к 1 знач.) « душевой, -ая, -бе (к 5 знач., спец.; к 6 знач., устар.). Душевные болезни (психические). С душевным прискорбием. Совокупный душевой доход (на душу насе­ления). Душевой надел.

3. УЧИТЕЛЬ: Посмотрите сколько выражений и значений у одного слова! Ваше мнение не изменилось? Может быть, дополнения есть?

Что такое « Душа»?

Что же думают по этому поводу преподаватели и студенты Иркутского аграрного техникума:

Интервью у студентов и преподавателей нашего техникума.

(Видеозапись)

Учитель:

Философский словарь даёт определение

ДУША - термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории фи­лософии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождеств­ляемый в идеализме с особой немате­риальной субстанцией. В представле­ниях первобытных людей Душа рас­сматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание и т. п.).

В религии под Душой понимается некая бестелесная, бес­смертная нематериальная сила, имею­щая самостоятельное, независимое от тела существование в „потустороннем" мире.

В идеалистической философии Душа отождествляется с тем или иным эле­ментом сознания. У Платона это вечная идея, у Гегеля - низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная Д.). В дуа­листических учениях Д. понимается как нечто изначальное и существую­щее наряду с телом (Декарт, Спенсер, Вундт, Джемс). В домарксовском ма­териализме (Демокрит, метафизиче­ский материализм) Душа понималась как производное, вторичное, зависимое от тела, но при этом душа, психическая дея­тельность, сводилась к механическим или физико-химическим процессам. Нередко отдельные философы-материа­листы допускали всеобщую одушевлен­ность мира (Гилозоизм). Подлинно на­учное объяснение человеческой психи­ки дается в диалектическом материа­лизме, который на основе данных современного естествознания опровергает ненаучные, идеалистические представления о душе.

Докладчик №1

Путь к "Красоте, к Истине, к Добру находится всегда в самом человеке. Человечество подошло к опасной черте, се­годня на первое место встали такие проблемы, как спасение всего живого на Земле, самой жизни и подрастающего поко­ления, что имеет особо важное значение и требует принятия решительных и действенных мер. Человечеству угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление, которое ведет к самоуничтожению самой земной цивилизации.

Сегодня перед человеком остро стоят вопросы о Духе, Ду­ховности, Душе. Душа человека - загадочное и великое по­нятие.

Докладчик № 2

В словаре русского языка С.И. Ожегова значение этих слов истолковываются так:

Дух - сознание, мышление, психические способности.

Духовность- свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Душа - внутренний, психический мир человека, его со­знание.

Мышление - работа мысли, умение сопоставлять данные и обобщать познанное; высшая ступень познания - ее отраже­ние объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Психика - совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной дей­ствительности; душевный склад человека.

Согласие - единомыслие, общность точек зрения; друже­ственные отношения, единодушие.

Единодушие - полное согласие в мнениях, действиях.

Экология - наука об отношениях растительных и живот­ных организмов друг к другу и к окружающей среде.

Душу человека творит окружающая действительность, культура и общество.

Докладчик № 3

По словарю С.И. Ожегова - культура есть совокупность производственных, общественных и духов­ных достижений людей. Каковы будут культура и общество, такой будет и душа человека. В настоящее время кризис куль­туры в обществе повлек за собой весьма плачевные явления - Это неустойчивые, слабые, больные и безвольные люди с раз­рушенной психикой, богатые и бедные-живут без высокой туманной цели, ради денег, а это в глобальном смысле говорит о деградации личности.

Это ведет к тому, что миром бу­дут править люди бездуховные, нездоровые.

Поэтому надо трубить во всеуслышание, что наступает эпоха кризиса чело­веческой Души. « SOS ! - Люди, спасайте свои Души!»

Учитель: Слова В. Шефнера

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

И это, действительно, так. В последнее время очень много публикаций об удивительных воздействиях слов на духовное и физическое состояние человека. Есть слова разрушительные и созидательные. В словах есть скрытый ритм, усиливающий их воздействие. Замечено, что умело подобранная музыка, звучание молитвы и даже стихов, а также образы, возникающие в сознании, оказывают целительное воздействие на людей, избавляя их от различных недугов. А вот сквернословие ломает жизнь многим, призывает зло.

Батюшка православной церкви о добре, зле, о душе.

Учитель:

Спасибо! Очень интересно и, я думаю, что каждый присутствующий здесь не раз задумается и поразмышляет над вашими словами.

Студент:

О словах

В. Полторацкий

Слова бывают разные - то дельные, то праздные,

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.-

Есть слово - утешение и слово - удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные. ...

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

Одни, помогут выпрямить, другие - душу вытравить

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости...

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

Учитель:

Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.

Незлыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми…

Слово Иркутскому поэту Владимиру Скифу:

« Я и предположить не мог, что в Иркутском аграрном техникуме студенты решают философский вопрос: «Что такое душа?» Поэт – Владимир Скиф.

Учитель:

Спасибо, после Ваших слов хочется говорить стихами:

Студент:

ДОБРОТА

Эдуард Асадов

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему все же прости.

И, коль дружба у вас крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимой в ссоре,

А тоска по ней горяча,

Это тоже еще не горе,

Не спеши, не руби сплеча.

Пусть не ты явился причиной

Той размолвки и резких слов,

Встань над ссорою, будь мужчиной!

Это все же твоя любовь!

В жизни всякое может случиться.

И, коль ваша любовь крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не должен ей дать разбиться.

И чтоб после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай:

На разрыв иди, на разлуку,

Только подлости не прощай

И предательства не прощай

Никому: ни любимой, ни другу!

Докладчик № 4

Сегодня мы много говорим о нравственности. А что это такое?

Нравственность- внутренние, духовные качества, ко­торыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Тесно связано с этим понятием призвание - склонность к тому или иному делу.

Надо уметь защитить внутреннюю склонность человека к положительным качествам: Укреплять в себе способность обе­регать все свои стремления к лучшему, быть внутренне креп­ким и сильным человеком при любых обстоятельствах. То есть быть настоящим, честным, добрым и чистым человеком. По сути близко подойти или быть похожим на идеального чело­века, состоящего из «положительных полюсов». В реальной жизни у каждого человека свой идеал. Сейчас человек должен осознать из глубины души свои дела и поступки, очистить свой внутренний мир. А мир есть согласие с самим собой.

Докладчик № 5.

Здоровье - прежде всего

Каждый человек должен иметь представление о жизнеде­ятельности своего организма. Такие знания составляют один из элементов общей культуры, они необходимы, чтобы сохранить свое здоровье. Хорошее здоровье отражает хороший дух, опять-таки согласие с самим собой, что влечет за собой лю­бовь, веру» надежду, совесть и долг.

Человек - это живое существо, обладающее даром мыш­ления и речи. 1 /з часть интеллекта ребенка формируется до 6 лет, 1 / 5 часть до 12 лет, 2 /з части до 18 и полное формирова­ние интеллекта завершается в 20 лет.

Докладчик № 5

Духовный мир состоит из строительства трех «Я».

Это вы­ращивание своего «Я», «"Я"» и другие» и «Я» и природа.

В то же время «Я» состоит из таких позиций: Я - человек, в отличие от других живых существ, Я стремлюсь оградить себя от зла.

Ко злу можно отнести вредные привычки, среди которых следует назвать употребление алкогольных напитков и куре­ние. По справедливости, это зло есть пагубное пристрастие.

Человек должен стремиться к прекрасному; увлекаясь музыкой, писать стихи, укреплять свое здоровье - занимаясь спортом.

Я - человек, потому что у меня есть права и обязанности, принятые в Законе РФ «О правах ребенка».

Я - индивид. Да, моя внешность - это мое богатство, я не стесняюсь своей внешности, это моя гордость, так как нет людей с такой внешностью, как моя,

Я- индивид, потому что отличаюсь от других своими желаниями к поступками. Поступки могут быть и хорошими, и плохими. За свои поступки я отвечаю сам.

Я - индивид, потому что я учусь, я занимаю себя сам. Это моя основная обязанность.

Я должен уметь организовать свою деятельность, ставить цель, планировать, анализировать, реализовать, понимать, т.е. рефлексировать, выражать свои мысли, свое мнение, отстаи­вать свою точку зрения, уметь общаться.

Я обязан заниматься самовоспитанием. А для этого мне необходимо знать свои достоинства и недостатки.

Знание достоинств укрепляет уверенность в своих силах, поднимает человека в собственных глазах, а знание недостат­ков мобилизует на их преодоление. Кроме того, зная себя, луч­ше поймешь других. Нелегко сделать правильную самооценку. Здесь не обойтись без сравнения себя с другими людьми.

Студент:

Не позволяй душе лениться

Н.А. Заболоцкий

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Гони - ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку:

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Учитель:

Хотелось бы услышать мнение наших дорогих гостей «Что такое душа?»

Выступление гостей.

Спасибо! Тема нашего заседания никого не оставила равнодушным. Я думаю, что ваши мнения разбудят спящих и укажут путь блуждающим и сомневающимся.

А наше заседание «Философского стола» подходит к концу

К какому выводу мы пришли?!

Наверное, можно сказать словами четырнадцатилетнего поэта

Саши Аносова:

Зачем живёшь на свете ты?

И мой ответ таков:

Чтоб розы дивной красоты

Найти средь сорняков;

Чтоб ошибаться и прощать

Нападки злой молвы;

Средь пены облаков искать

Осколок синевы;

Чтоб нежно целовать уста

Того, кто сердцу мил;

Чтоб рассказать, как жизнь чиста,

Тем, кто о том забыл.

Как много вмещает в себя слово «ДУША», состоящее всего из четырёх букв: И дружбу, и честность, и доброту, и порядочность, и любовь, и радость, и веру, и человечность…

Господа, Вы заметили, что все слова и образы, возникающие с ними, созидательные, побуждающие нас совершенствоваться духовно и физически.

А чтобы быть уверенными, что вы на правильном пути, мы разработали для вас памятку, цель которой - помочь вам в самовоспитании и самообразовании.

Приложение 2

ПАМЯТКА

Если ты хочешь работать как взрослый, загляни в будущее

Попы­тайся представить, что тебе надо будет делать во взрослой жизни, что надо уметь делать молодому человеку независимо от будущей про­фессии, и подчини этому свою программу самовоспитания.

Проанализируй свой опыт, наблюдения с такой точки зрения: актив­ному работнику в любой области надо уметь находить способы реше­ния проблемы, внести реальный вклад в общественное производство, значит, понадобится умение быстро и самостоятельно пополнять и об­новлять знания.

Необходимы контакты с другими людьми, надо не только находить с ними общую линию поведения, согласовывать с ними свои действия, но и определить свою позицию.

Важно уметь сформулировать и отстоять свою точку зрения; добавь к этим требованиям те, которые появятся при обсуждении этого вопро­са с товарищами, родителями, старшими друзьями.

Задумайся над своими собственными, индивидуальными особенно­стями. Ответь себе на такие вопросы:

Ради чего ты учишься: чтобы быть полезным обществу; чтобы заслужить одобрение старших товарищей; чтобы получить глубокие знания; чтобы получить хорошую оценку; а может быть, причина не одна?

Что ты считаешь положительным, а что слабым в своей учебе: умеешь ли ты поставить перед собой задачу, умеешь ли ты найти спо­соб ее решения, найти способ проверки, умеешь ли ты намеченный план претворять в жизнь, умеешь ли ты сосредоточиться, даже если от­влекают?

Подумай, какие недочеты твоей работы сегодня могут сказаться в дальнейшем, как могут помешать твоему самообразованию.

А чтобы определить, какие недостатки у тебя выражены больше, какие меньше, посмотри на себя глазами окружающих тебя людей: вспомни, за что те­бя хвалят или упрекают родители, учителя, товарищи. И скажи откро­венно, в чем тебе можно было бы подтянуться. Из этого возникнет твой первый план самовоспитания и самообразования. Начни следовать ему, время от времени возвращайся к заданным вопросам и проверяй себя.

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку «Экология души» выполненную преподавателем гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГОУ СПО «Иркутский аграрный техникум» Куркутовой Ириной Витальевной.

Тема методической разработки «Экология души» актуальна. Она призвана помочь студентам определить нравственные позиции через понятие «душа», обратить внимание на окружающий мир и самого себя в этом мире, на то, что духовно – нравственные падение человека это – путь к самоуничтожению. Тема «Экология души» раскрывается таким образом, что она охватывает большой объём нравственно – эстетических понятий. В работе представлен богатый материал, способствующий формированию нравственности молодого поколения.

Эта тема волнует молодых людей: нравственный выбор, ответственность за свои поступки, человеческое общение, самоутверждение, самоопределение.

На пороге самостоятельного бытия юношам и девушкам приходится принимать важные решения, последствия которых будут проявляться долгие годы, без преувеличения – всю жизнь.

Эта работа даёт возможность переосмыслить свои позиции молодому поколению и способствовать осознанию своего отношения к постановке целей на будущее.

Материал изложен последовательно, логично, доступно. Кроме того, предложен с разных позиций, что позволяет студентам выслушав несколько мнений отстаивать свою собственную точку зрения, и способствовать переосмыслению нравственных идеалов.

Язык грамотный, формулировки чёткие, стиль изложения - литературный. Работа соответствует методическим требованиям. В работе нет ничего лишнего.

Методическая разработка «Экология души» содержит методику проведения мероприятия,сценарий.

Может быть использована в работе классными руководителями (кураторами учебных групп), воспитателями, социальными педагогами при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

Рецензент:

Рассмотрено на заседании НМС

Протокол № от « »……………2007г.

Все мы, кто чаще, кто реже говорим об экологии. Говорим так часто, что совсем забыли значение этого слова. Напомним: "Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем". Это материальная сторона вопроса. Но есть ещё и более тонка, духовная. Что такое"экология души"? А это взаимоотношение души с миром. И не абстрактной души, а конкретной, моей, вашей, родительской, детской.

Об экологии природы говорят много и часто, об экологии души даже не подозревают, а между тем, проблема-то серьёзная. Ещё в девяностых годах, я писала, по поэме Андрея Вознесенскго "Ров" работу "Экология души человека".

Но тогда весь вопрос вертеля вокруг одной поэмы и проблемы гробокопателей, теперь же, мы ставим его иначе. Как вопрос уважения не только к памяти о героях и жертвах войны, а об уважении в целом. И не только к памяти, но и к людям, миру, в котором мы живём.А проблема разрослась и в ширь и в глубь. Гробокопательство, ради наживы, перешло в алчную погоню за деньгами. Погоню жесткую и беспощадную, заставляющую людей забыть о душе. Не только о чужой, но и о своей.

Продажа икон, орденов, частной собственности, продажа органов, человеческих тел - всё это звенья одной цепи.

"Связь распалась времен?

Психиатра - в зал!

Как предотвратить бездуховный процесс,

что условно я «алчью» назвал?"

Написал А.

Вознесенский в 1986 году, а ведь точно вчера, только беда с экологией души стала больше. Больше стало бездуховности, лжи, оби, жажды денег. Деньги... Готовность всё продать сменилась мошенничеством и кредитами, воровством, но осталась алчью Вознесенского.

"Окружающая среда страшна,

экология духа - страшней."

Синтетические продукты, заменители вкуса, фрукты и овощи, выращенные на нитратах, удобрения, убивающие землю и тотальная бездуховность. Гоголя и Достоевского читают в кратком изложении, с мониторов льётся безграмотная речь "учителей жизни", родители умирают, зарабатывая детям денег на квартиры, при чём умирают часто одинокие и забытые теме, в кого вкладывали душу. Когда-то, до революции, Россия была высоко духовной страной. После ВОВ, духовность, врое бы начала рости. С бездуховностью боролись. А теперь борются с коррупцией, взятками, воровством, обрезая ростки Алчи но старательно не трогая корни.

Трудно бороться с разрушением всемирной души. Но победи саморазрушение в душе своей. Отнесись ко всему вокруг, как к самому себе. Вспомни, что все мы связаны невидимыми духовными нитями, взывающими к нашему сознанию. Вспомни и прояви хоть немного добра к ближнему. не только к человеку, но и к котёнку, цветку, ребёнку, кусту сирени.... С этого начинается экологиядуха каждого из нас.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

За последние четыре десятилетия мир достиг большего технического прогресса, чем за всю известную нам историю человечества в прошлом. Ученые открыли множество законов, управляющих природой. И чем больше они узнают о тайнах природы, тем больше восхищаются совершенством вселенной. Теперь уже многие заявляют, что вселенная не могла возникнуть случайно, но должна была быть воплощением замысла Высшей Силы.

В природе существует совершенное равновесие. Наш мир, окружающая среда и сама природа образуют живую взаимозависимую систему. Если наша точка зрения верна, то мы не увидим в этой системе ни границ, ни двойственности. Тогда и сама жизнь видится как единое целое. Это живая, сознательная сущность, созданная руками Творца и оживленная дыханием Его жизни.

Совершенному равновесию природы, поддерживающему жизнь на нашей планете в течение миллионов лет, угрожают те же самые технические достижения, которые преобразили современный мир. Средства массовой информации ежедневно сообщают о новых угрозах окружающей среде. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, земля, дающая нам пищу, все больше и больше загрязняются. Сама атмосфера, защищающая Землю, находится в опасности. Забота об экологии не связана с какой-то одной страной, или частью света. Эта проблема глобальна.

Забота об экологии стала одной из основных проблем мира. Исследовав этимологию слова «экология», мы обнаружим, что оно происходит от греческого слова «oikos», что означает «дом» или «местожительство», и слова «ology», что означает «изучение чего-либо». Таким образом, слово «экология» первоначально означало «изучение нашего дома или местожительства». Сегодня, когда мы размышляем об изучении нашего местожительства, мысль невольно устремляется к Земле и Матери природе. Изучение вышеупомянутого может быть разделено на четыре части: понимание циклов природы, осознание последствий загрязнения, изучение методов восстановления первозданной красоты природы и внедрение в практику методов сохранения ее чистоты. Иными словами — это следующие четыре раздела: циклы природы, загрязнение, восстановление и сохранение природы.

Существует еще одно значение слова «экология». Святые и мистики говорят о нашем доме или месте жительства, имея в виду физическое тело, созданное самим Творцом. В этом доме живет душа. Священные писания говорят о том, что человек обязан поддерживать и сохранять чистоту и великолепие души и места ее обитания. К сожалению, мы в значительной степени игнорируем духовную сторону и жертвуем ее чистотой ради этого преходящего мира.

Мне хотелось бы рассмотреть «экологию души». Изучение как внешней, так и внутренней экологии состоит из тех же четырех разделов. Существуют фундаментальные законы и циклы, которые имеют отношение как к природе, так и к духу. Можно увидеть, как загрязнение влияет на нас внутренне, и какой эффект оно оказывает на окружающий мир. Мы можем научиться восстанавливать первоначальную красоту природы и собственной души. Мы можем также ввести в практику методы сохранения своей духовной чистоты.

Все формы жизни образуют единую гармоничную мозаику. В основе существования лежат фундаментальные законы и циклы. Примером совершенной взаимосвязи является жизненный цикл природы. Испаряясь, вода превращается в водяные пары. Все нечистоты и минералы в процессе превращения выпадают в осадок. Водяные пары образуют облака, которые разносятся ветром в разных направлениях. Встречаясь с прохладными воздушными массами, вода конденсируется в водяные капли, выпадающие на землю в виде дождя или снега и питающие жизнь. С незапамятных времен этот цикл поддерживал жизнь на Земле, перенося влагу из богатых водой океанов на землю, для того, чтобы люди и животные имели в достатке питьевую воду, а растения могли расти.

Несмотря на все наши достижения, мы пока не создали технологии, аналогичной способу, которым зеленые растения превращают солнечный свет, углекислый газ и воду в пищу и кислород. Благодаря этому простому процессу, Земля получает свежий запас кислорода, необходимого для всех форм жизни, а также неистощимый запас продуктов питания.

В природе все совершенно. Даже смерть способствует возникновению жизни. Когда растения и животные умирают, их разложившиеся останки превращаются в удобрения для сельскохозяйственных культур. Через миллионы лет разложившиеся вещества превращаются в каменный уголь, используемый для производства электроэнергии. Экологическая система, созданная Богом на Земле, настолько уникальна, что наша планета стала единственно обитаемой в нашей солнечной системе.

Наряду с прочими природными циклами, такими как водный, растительный, цикл каменного топлива, существует и цикл души. Путешествие началось с сотворения вселенных и продолжается до сих пор.

Священные писания рассказывают, что вначале Бог был совершенно один. Он был Океаном Всеблаженного Сознания. Затем из одного Он решил стать множеством. Эта мысль вызвала вибрацию, в результате которой возникло два принципа: Свет и Звук. Различные священные писания называют Свет и Звук по-разному. Слово, или Наам, и является выраженной Силой Бога. Именно Ею были созданы различные планы существования: чисто духовный Сач Кханд, духовно-материальные области надпричинного плана, причинный и астральный планы, а также материальный мир на физическом плане. Та же Божественная Сила создала людей и все другие формы жизни, и Ею же обеспечивается симметрия и гармония существования вселенной, так как именно Она удерживает планеты на орбитах и звезды в небесах.

Душа — искра созидательного принципа, живительная сила внутри нас. До тех пор, пока душа обитает в теле, тело живет. Лишь только душа оставляет тело, человек умирает. Создавая вселенные, Бог отделил от Себя души, чтобы населить миры. С этого и начался процесс трансмиграции. С незапамятных времен душа обитает на различных планах творения, переходя из одной формы жизни в другую. Как только существование в одной форме жизни заканчивается, душа переходит в другую. Душа трансмигрирует подобно растению, умирающему зимой, чтобы снова ожить весной. С окончанием одной жизни душа начинает новую, в новой форме. Душа, будучи искрой бессмертного Творца, никогда не умирает. Она лишь переходит из одной жизни в другую.

Отделяя от Себя души, Всевышний предусмотрел и путь, по которому те смогли бы к Нему вернуться. Возвращение возможно через поток Наама, или Слова. Однако План творения предопределяет, что душа не помнит своего прежнего существования до тех пор, пока не достигнет определенной ступени духовной эволюции. Если бы мы помнили каждое предыдущее рождение, то жизнь была бы слишком усложнена воспоминаниями о прежних связях, и было бы трудно функционировать в рамках отношений, существующих сейчас. Мы искали бы родителей, супругов и детей, с которыми были связаны в прошлых жизнях. Поэтому, когда душа входит в новую форму, она прикрыта облаком забвения. Забыта ею и собственная сущность, то, что душа — это капля Божья. Переходя от рождения к рождению, душа, не ведая о своем истинном происхождении, отождествляет себя с умом и телом. Вместо того, чтобы искать путь назад к своему Источнику, она тянется к мирским соблазнам.

Знание о нашей истинной сущности скрыто в сокровенной глубине души. Подобно алмазам или нефтяным пластам, лежащим глубоко под землей, наша величайшая ценность, душа, похоронена под слоями ума, материи и иллюзии. Мы должны освободить ее в течение этой жизни и использовать свой величайший потенциал.

Загрязнение


Загрязнение — это еще один из аспектов внутренней и внешней экологии. Подобно воздуху и воде, душа обладает внутренней красотой. Она тождественна Богу. Один из святых сказал: «Бог — это любовь, и наша душа, являющая собой ту же сущность, что и Бог, — это тоже любовь. Поэтому путь назад к Богу тоже лежит через любовь».

Миллионы лет на Земле был свежий воздух и чистая вода. Однако наша эксплуатация планеты привела к истощению природных ресурсов. Мы загрязнили воздух, воду и почву, разрушаем озоновый слой Земли, уничтожаем флору и фауну. Подобным же образом наша ненасытная потребность потворствовать своим чувствам оскверняет естественную чистоту души.

Многие считают, что мозг — это место, где находится интеллект. Однако мозг — лишь инструмент, подобный сложному компьютеру, через который душа общается с внешним миром и получает из него впечатления. Оператором, управляющим телом и умом, является душа. Именно она должна бы контролировать как ум, так и тело, однако, в действительности, сейчас все наоборот. Сейчас ум контролирует душу, бьющуюся в сетях впечатлений окружающего мира.

То, что мы видим и слышим, обоняем и осязаем, все впечатления окружающего мира отвлекают наше внимание, являющееся внешним выражением души. Как результат, внимание отвлечено вовне через девять дверей окружающего мира: два глаза, два уха, две ноздри, рот и два нижних органа. Ум, любитель удовольствий, увлек наше внимание в физический мир, и мы забыли свою истинную сущность.

Мы проводим жизнь в чувственных мирских удовольствиях, считая, что целью ее является накопление материальных благ, богатства, собственности, связей, создание себе имени и известности, а также обретение власти. Однако мы забываем, что ни одно из перечисленных благ не сопровождает нас, когда мы умираем. Они нереальны, как мираж в пустыне. Мы покидаем мир точно так же, как и приходим в него, как души, чуждые всего материального.

Многие осознают это слишком поздно. Мирские желания и чувственные удовольствия оседают на чистую душу, как пыль. Приходя в этот мир несчетное количество раз, душа настолько загрязняется впечатлениями от него, что становится совершенно неузнаваемой. Однако, некоторые счастливые души пробуждаются. Они осознают духовное значение жизни. Врожденное стремление к бессмертию ведет их к раскрытию тайны жизни и смерти. Если возникают вопросы: «Кто мы такие? Зачем мы здесь? Куда мы идем?» — значит искра духовности уже зажглась, и мы не сможем успокоиться, пока не найдем ответа. Искренняя мольба исходит из самых глубин нашего существа, и мы молим Всевышнего прийти к нам на помощь.

Возрождение былого великолепия души

Еще одним аспектом рассматриваемого нами предмета является восстановление красоты души. Экологи, работающие над тем, чтобы очистить загрязненные воздух и воду, и освобождающие животных, попавших в нефтяные капканы — это истинные герои нашего времени в борьбе с загрязнением окружающей среды. Но в нашем мире существуют и экологи души. Они имеют полное представление о первозданной красоте души и загрязнителях, покрывающих ее слоями грязи. Они ищут тех, кто пытается найти истину, но попал в ловушку мирских желаний, и стараются их освободить.

Эти Божественные экологи чаще известны как святые и мистики, пророки и духовные учителя, приходившие к нам испокон веков. Сами они чисты и свободны от всего, что загрязняет душу, и способны освободить других. Они освободили собственные души от ограничений физического тела и вознеслись к Творцу в чистом Божественном потоке.

Святые и мистики слышат мольбы душ, стремящихся к свободе. Они могут показать нам нашу истинную сущность. Они учат нас проводить самоанализ, чтобы отделить собственное «я» или душу от наслоений ума, материи и иллюзии, ее покрывающих, и делают это с помощью медитации.

Сохранение естественной красоты души
Очередной аспект внутренней и внешней экологии — это сохранение естественной красоты души. Получив прямой контакт с внутренним Светом и Звуком, мы понимаем, что мы не тело, а душа. Понимаем мы также и то, что внутри нас существует Высшая Реальность. С этого начинается путешествие в нашу Истинную Обитель.

Духовные адепты учат нас тем практикам, которые помогут нам очиститься от вековой грязи. Существуют два фактора, ускоряющие этот процесс: очищающая Вода Наама и этичная жизнь.
Овладев методом медитации и получив контакт с Божественным Светом и Звуком, необходимо каждый день заниматься внутренними упражнениями. Необходимо выделить время для общения со Светом и Звуком внутри. Чем больше мы слушаем, как звучит внутренний Свет, тем больше Он очищает душу, смывая с нее впечатления окружающего мира.

Вторым фактором, помогающим нам на пути духовного прогресса, учителя считают этичную жизнь. Для того, чтобы достичь прогресса во внутреннем духовном путешествии, нам необходимо преодолеть в себе гнев, чувственные влечения, жадность, привязанность и эго. Это и есть пять загрязнителей, оскверняющих душу. Они отвлекают наше внимание на окружающий мир. Проанализировав эти пять отрицательных качеств, мы увидим, что они обусловлены стремлением к преходящим мирским удовольствиям. Например, мы сердимся, если что-то мешает нам достичь желаемого. Чувственные влечения вызваны стремлением к чувственному удовольствию. Причиной жадности является неутолимое желание приобретения собственности, богатства, власти, имени и славы. Добившись своего, мы привязываемся к приобретенному и забываем о духовных ценностях и своей духовной природе. Основой эго является гордость преходящими достижениями: богатством, мирскими знаниями и властью.

Для того, чтобы избавиться от этих пяти отрицательных качеств, необходимо ежедневно анализировать свои мысли, слова и поступки. Это даст реалистическую картину того, что именно оскверняет душу. После этого можно принять решение не совершать подобных ошибок в будущем.
Святые придают большое значение этичной жизни и считают ее основной ступенью на пути духовного развития. Сант Кирпал Сингх Джи обычно говорил, что стать человеком в истинном смысле слова трудно, однако, достигнув этого, относительно легко найти Бога. Необходимо ни что иное, как полная трансформация жизни.

Для того, чтобы наша планета, с ее взаимозависимыми экологическими системами смогла уцелеть, нам следует научиться жить в гармонии со всем мирозданием. Для меня экология означает следующее: если мы загрязняем свой мир, то это показывает, что нам ни до кого нет дела. Если бы мы заботились о своей семье или о своем соседе, то не стали бы загрязнять окружающую среду и усложнять жизнь другим людям. Проблема экологии могла бы быть решена в целом, если бы мы, люди, осознали, что каждое существо, живущее на Земле, есть воплощенная душа. Если только мы поймем, что душа, подобная нашей, живет в каждом существе, растение это или животное, и что все души имеют один Источник — Сверхдушу или Бога, тогда мы будем видеть Божественный Свет в каждом живом существе, любить его и заботиться о нем. Что же такое любовь в действительности? Любовь — это подлинная забота о ком-то. Любовь — это не только физическое влечение. Настоящая Божественная любовь, любовь в истинном смысле слова, предполагает заботу о тех, кого мы любим. И если мы действительно о ком-то заботимся, то мы не захотим усложнять его жизнь. Если все мы в этом мире начнем думать об окружающих, как о братьях и сестрах, имеющих то же Божественное происхождение, что и мы, мы не станем делать ничего такого, что могло бы повредить другим людям. Мы постараемся прожить жизнь так, чтобы не загрязнить окружающую среду, в которой живут другие люди. Соединившись с Божественным Светом и Звуком, мы начинаем видеть этот Свет во всех существах, мы начинаем верить в братство людей и в происхождение всего от Бога. По достижении этого состояния изменится вся наша жизнь, что, в свою очередь, отразится на нашем обществе, стране и поможет миру в целом.

Таким образом, необходимо развить в себе уважение к окружающей среде, не игнорируя прав даже мельчайших насекомых. Экологи сознательно не хотят что-либо менять в окружающей природе, ибо это нарушит баланс природы. Аналогично, достигнув определенной степени духовного развития, мы начинаем жить очень чутко. Мы стараемся не ранить чувств других, обращаясь с теми, кто входит с нами в контакт, любовно и мягко. Развивая в себе положительные качества и продолжая медитировать на Святом Слове, мы обнаружим, что все наши недостатки и прочая грязь, покрывавшая душу, отпадет, и она засияет первозданной чистотой.

Убежденные экологи считают своим долгом работать ради сохранения окружающей среды. Они хотят сделать все возможное для того, чтобы жить в гармонии с природой. Те, кто познают себя и приходят к Богу, тоже приобретают чувство ответственности. Само по себе духовное развитие не является самоцелью. Развивается глубокая любовь ко всему творению. Начинаешь видеть Божественную руку за каждой былинкой. Уважение и любовь к жизни проявляются в бескорыстном служении.

Те, кто познает Бога, не оставляют этот мир, чтобы провести жизнь в уединении и медитации, так как у них развивается врожденное желание служить своим собратьям и всей жизни. Такая точка зрения может оказаться сюрпризом для многих людей, живущих на Западе и считающих, что духовность — это отрицание жизни и предназначена лишь для отшельников и монахов. Сант Даршан Сингх называл такой подход негативным мистицизмом. Именно он впервые употребил выражение «позитивный мистицизм». Смысл науки заключается в том, что в то время, как мы работаем над своим духовным развитием, мы продолжаем выполнять обязанности по отношению к семье, обществу, стране и миру, и стараемся делать это наилучшим образом. Мы честно зарабатываем себе на жизнь, чтобы обеспечить себя и семью, а также помочь нуждающимся. Наша религия остается той же, к которой мы принадлежим по рождению, однако, живем мы в соответствии с ее истинной целью — познать себя и прийти к Богу. Мы заботимся о своих семьях и стараемся сделать все, чтобы дети получили самое лучшее образование. Мы стремимся достичь максимума в обоих мирах и преуспеть во всех своих начинаниях. Однако, живя и работая в этом мире, мы постоянно помним о своей духовной цели.

Так давайте же посвятим свое время духовным упражнениям, чтобы восстановить врожденную, данную нам Богом, красоту. Добившись этого, мы обретем особое, неповторимое излучение, которое почувствует каждый, кто войдет с нами в контакт. Мы будем орошать любовью каждое живое существо и всю нашу планету.

Восстановив экологическое здоровье собственной души, мы будем очищать и возрождать все творение. И тогда этот мир вернется к Божественному состоянию блаженства и экстаза, ради которого мы и были созданы.

Позвольте мне закончить отрывком из поэмы «Мольба души», написанной Сант Даршаном Сингхом:

Мы только капли одного фонтана Божественной красы,

Мы только волки Реки Любви Великой.

Мы разные цвети в Саду Творца.

Мы собрались в одной Долине Света.

Мы, на Земле живущие, принадлежим к одной семье,

Ведь Бог один, и все мы Его дети.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Подумайте, какова Ваша точка зрения на экологию. Постарайтесь внести в свою ежедневную жизнь нечто такое, что поможет развитию экологии.
Подумайте об экологии души. Что именно загрязняет душу? Составьте план действий с учетом этой главы, который даст Вам возможность избавиться от загрязнителей.

Сант Раджиндер