Деятельность логопеда в образовательных учреждениях. Логопедическая работа в школе

Сущность организации логопедической работы определяется инструктивным письмом министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Данное письмо определяет порядок выполнения работы логопедического пункта как структурного подразделения государственного муниципального общеобразовательного учреждения. В соответствии с данной инструкцией основными задачами логопедического пункта являются:

  1. Коррекция нарушений в развитии письменной и устной речи учащихся;
  2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоение обучающимися программ общеобразовательных школ;
  3. Разъяснение специальных знаний по вопросам логопедии среди учителей, родителей (законных представителей) школьников, имеющих различные нарушения речи.

В соответствии с письмом министерства образования в задачи коррекционной работы логопеда общеобразовательного учреждения входят:

  • Обследование и отбор учащихся в логопедические группы;
  • Проведение коррекционных логопедических занятий;
  • Общее развитие речи школьников;
  • Формирование речевых предпосылок для усвоения грамоты, программ по русскому языку, математике, а также других предметов;
  • Популяризации логопедических знаний.

На логопедический пункт зачисляются учащиеся, после проведения в период с 2.09 по 16.09 диагностики речевой деятельности, с заполнением протокола обследования на каждого учащегося. После обследования, комплектуются группы учащихся для проведения занятий, в соответствие с нарушениями речевой деятельности. Занятия проводятся как по группам, так и индивидуально 2 – 3 раза в неделю.

На индивидуальных занятиях производится логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у детей. Средством логопедического воздействия является специальная логопедическая методика исправления звукопроизношения, это прежде всего, правильно подобрана и составлена система речевых упражнений и система артикуляционной гимнастики. В некоторых случаях на занятиях дополнительно применяется методика зондового массажа.

В связи с тем, что сама речь связана с движениями речевого аппарата, большое место в логопедической коррекционно работе при нарушениях звукопроизношения занимает – артикуляционная гимнастика, которая применяется при постановке звуков, но иногда она применяется и на этапе автоматизации звуков. Значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения вполне оправдано, так как произношение звуков в речи, является сложным двигательным навыком.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений органов артикуляции, которые необходимы для правильного произношения звуков речи, а также объединение простых движений органов артикуляции в сложные - артикуляционные уклады различных звуков речи.

В зависимости от группы нарушений звуков или звука, составляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Эти упражнения могут быть беззвучными, т.е. без включения голоса, а также и с участием голоса.

Начинаются упражнения обычно с движений по подражанию, т.е. логопед показывает, а ребенок старается повторить за ним, а также при выполнении упражнений с помощью, т. е. движений, производимых при механической помощи логопеда (чисто вымытая рука или палец логопеда в напальчнике или перчатках латексных, а затем и самого ребенка, продезинфицированные медицинские деревянные шпатели или специальные логопедические зонды для постановки звуков).

Пассивные движения постепенно, при ежедневных тренировках, переводятся в пассивно-активные движения, а затем и в активные (самостоятельные), при зрительном контроле перед зеркалом, вначале значительно замедленные, т.к. ребенку сложно удержать артикуляционные позы. В процессе этапа автоматизации вырабатывается кинестетическое ощущение каждого движения ребенка, и необходимость в зрительном контроле постепенно отпадает, движение уже становится легким, правильным, привычным для ребенка, и поэтому упражнения могут производиться в любом темпе или выполняться не все, а только отдельные упражнения по усмотрению логопеда.

Закрепление любого навыка потребует систематического повторения, поэтому желательно проводить артикуляционную гимнастику с ребенком систематически - ежедневно, раз - два в день (утром и вечером); это возможно, если включить ее в домашние задания, поэтому после каждого занятия в индивидуальную тетрадь к учащемуся логопед записывает план работы на дом, замечания, рекомендации. Дозировка повторений количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого учащегося, так и для каждого данного периода логопедической работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться только двумя - тремя повторениями упражнений – это связанно с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем повторения можно доводить до 10-20 повторений за раз каждого упражнения.

Речь устная и речь письменная, являются двумя формами речевой функции. Обе являются основным средством общения в человеческом обществе. Использование устной речи возможно только при непосредственном общении между людьми, тогда как использование письменной речи возможно и в том случае, когда люди разделены любыми расстоянием, любыми промежутком времени.

При переходе к письменной речи звуковое оформление языка сменяется на графический образ. В связи с этим изменяются и усложняются механизмы речи: в совместную аналитико-синтетическую деятельность слухоречевого и речедвигательного анализаторов постепенно плотно вплетается деятельность речезрительного анализатора, т.е. произношу и графически пишу. Деятельность речезрительного выражается в анализе и синтезе зрительных впечатлений от текста воспринимаемого при посредстве особо организованных для этого движений глаз ребенка. Во время письма присоединяются еще тонкие движения пишущей руки ребенка.

В процессе письменной речи все это заменяется делением речи на слова, красной строки,употреблением знаков препинания, заглавной буквы, различным написанием одинаково звучащих, но разных по смыслу слов, подчеркиванием, выделением особым шрифтом определенного участка текста, а также сопровождающими текст рисунками, таблицами, схемами и, конечно, связью со всем текстом в целом.

Овладение письменной речью требует тщательного обучения детей. Для говорящего ребенка на первый план ставится содержание его речи, а для ребенка, которому нужно написать слово на первый план, прежде всего, ставиться работа со звуками, из которых состоит слово, а также с теми буквами, с помощью которых он должен написать данное слово.

В педагогике установлены определенные нормы в отношении к письму: полноценное письмо должно быть быстрым, одновременно точным, грамотным и подчерк разборчивым. Недостатки процесса письма: замедленность, неточность (пропуски, искажения, замена), безграмотность (нарушение правил орфографии русского языка), неразборчивость подчерка (неправильность или нечеткость написания букв).

Письменная речь школьника с нарушением письма отличается от письма его сверстников большим количеством специфических ошибок.



К специфическим ошибкам дисграфии относятся:

1) ошибки фонетического характера (повторяющиеся замены букв по сходству их произношения в устной речи);

2) искажения слоговой структуры слова: пропуски гласных (улица-улца ), согласных (снег-сег ) и целых слогов (барабан - баран ), перестановки слогов (мебель- бемель );

3) раздельное написание частей одного слова (по шел, у шел, на дел... ) и совместное написание двух слов (настоле, вруке... ):

4) ошибки грамматического характера: опускание предлогов (были лесу, книга столе... ), ошибки в согласовании падежных окончаний (нету белых подушках ), родовых (большой мальчика ) и в управлении (читал книга... );

5) ошибки графического характера - замены букв по графическому сходству (ш - и, т - п, л - м, е - в, ы - и, х - ж, н - ю... ) и по расположению в пространстве (е - з, б - д, т - ш...).

Ошибки на правила также многочисленны. Среди них преобладают ошибки на безударные гласные, на написание звонких и глухих в конце слова и слога, на смягчение согласных, правописание разделительных твердого и мягкого знаков и другие.

Специфические ошибки неодинаковы у разных школьников, но эти ошибки школьника могут удерживаться у него при переходе из одного класса в другой, и накатываться как снежный ком. Они не соответствуют длительности его обучения и усилиям, затрачиваемым на их ликвидацию, как со стороны логопеда, так и самого ученика, т. е. оказываются очень устойчивыми и требуют анализа их в каждом данном случае и индивидуального подхода на основе этого анализа.

Работа по коррекции нарушения процесса письма производиться на групповых занятиях по 40 минут. Учащиеся выполняют специальные задания и упражнения направленные на коррекцию именно тех проблем, которые выявились при логопедической диагностике. Эти задания могут быть на повторения пройденной темы, ту, что учащиеся уже проходили по русскому языку или затрагивать темы, которые учащиеся будут только проходить, на эти задания и упражнения уделяется достаточно времени. Скорость похождения материала зависит: от степени усвоения учащимися темы, от количества затруднений, при выполнении заданий и вопросов учащихся, которые возникают в ходе работы. При выполнении любых заданий важна правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота, не количество сделанного.

Перед началом работы логопед проверяет, правильно ли сидит ребёнок, обращая внимание детей на плакат, правильно ли держит ручку, дети с помощью логопеда проверят правильность, при контроле себе, руководствуясь схемой. Следует обратить внимание, а начальном этапе обучения детей, многократное переписывание больших по объёму письменных заданиях, могут дать обратный эффект, так как эти дети пишут с большим напряжением, а они значит, быстро устают. Лучше, чтобы задание было не очень большое по объёму, не ограничивалось во времени (40 минут), а основная задача была – написать букву правильно, выполнить задание правильно и понять схему выполнения похожего задания. Таким ребятам просто необходимо терпеливое и внимательное отношение логопеда и родителей!

I. Общие положения.

1.1. Логопедические кабинеты при общеобразовательных школах организуются для оказания помощи учащимся школ, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

1.2. Основными задачами логопедических кабинетов являются: преодоление и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганда логопедических знаний среди учителей и населения.

II. Организация логопедической работы.

2.1. В логопедический кабинет зачисляются ученики, обучающиеся в образовательных учреждениях, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие, заикание, фонетическое недоразвитие речи).

В первую очередь в логопедический кабинет принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Прием в логопедический кабинет обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

По мере выпуска обучающихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

2.2. До 15 сентября идет полное комплектование групп и подгрупп, которые будут заниматься в логопедическом кабинете в текущем году (проводится обследование устной речи учеников 1 классов и письменной речи учеников 2-3-х классов).

Одновременно логопед уточняет списки групп, предварительно скомплектованных в мае предыдущего года из числа учеников 2-3-х классов. Обследование устной речи 1-х классов проводится в два этапа:

В течение первой недели сентября логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учащихся, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня (возможно прямо на уроке);

В течение второй недели сентября логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий в логопедическом кабинете в ходе предварительного обследования. Это обследование проводится в течение второй половины дня, т.е. после уроков.

С 15 сентября логопед заканчивает обследование устной и письменной речи учеников, окончательно комплектует группы и подгруппы, определяет количество учащихся для индивидуальных занятий, на основании чего составляет расписание занятий и перспективные планы работы с каждой группой учащихся.

Расписание составляется исходя из следующих временных параметров:

  • 1 класс - 35 минут
  • 2-3 класс - 45 минут
  • с подгруппой - 20-25 минут
  • индивидуально - 15-20 минут

Между группами допускаются перерывы 10-15 минут, между подгруппами 5-10 минут.

Расписание оставляется таким образом, чтобы каждая группа занималась 3 аза в неделю, желательно в одно и то же время. Особенно это касается 1-2-х классов. 3 классы могут заниматься 2 раза в неделю.

Работа по коррекции звукопроизношения в подгруппах и индивидуально проводится по усмотрению логопеда 1-3 раза в неделю в каждой группе или с каждым учеником в зависимости от тяжести дефекта.

Примерное планирование деятельности логопеда в каникулярное время:

Осенние каникулы - изучение состояния письма во 2-3 классах, с целью выявить дисграфиков и проконтролировать учащихся, ранее занимавшихся в логопедическом кабинете;

Зимние - изучение состояния письма в 1-3 классах; пополнение кабинета;

Весенние - организация и проведение МО, пополнение кабинета, консультации у психоневролога, невропатолога, отоларинголога;

Летние - обмен и трансляция опыта, занятия по коррекции звукопроизношения с будущими первоклассниками.

Последние две недели мая отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1-3 классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.

Вся организационная работа логопеда, проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая фиксируется на соответствующей странице журнала по учету посещаемости.

2.3. Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. Наполняемость групп - 6-8 человек.

В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Из выявленных обучающихся с первичной речевой патологией могут быть скомплектованы следующие группы:

С общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленные им;

С фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим (ФН) недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленные им;

С недостатками произношения.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи: ОНР (2 уровня); нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп.

2.4. Занятия с обучающимися в логопедическом кабинете проводятся в часы, свободные от уроков с учетом режима работы учреждения.

Коррекция произношения у детей 1 класса с фонетическими нарушениями, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики).

Одновременно в логопедическом кабинете занимаются 30 человек.

2.5. Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих ОНР, нарушения чтения и письма, обусловленные им, проводятся не менее 3 раз в неделю; с группой детей, имеющих ФФН и ФН; нарушения чтения и письма, обусловленные ими, 2-3 раза в неделю; с группой детей, имеющих фонетический дефект, 1-2 раза в неделю; с группой заикающихся - 3 раза в неделю; индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, проводятся не менее 3 раз в неделю.

Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой - 45 минут; с группой с меньшей наполняемостью (подгруппой) - 20-25 минут; продолжительность индивидуальных занятий с каждым ребенком - 15-20 минут.

2.6. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием, примерно 4-9 месяцев (от одного полугодия до целого учебного года); срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи - примерно 1,5-2 года.

2.7. Темы групповых, индивидуальных занятий, а также учет посещаемости детей отражаются в типовом классном журнале, где на каждую группу учащихся отводится необходимое количество страниц. Журнал является финансовым документом.

2.8. Обучающиеся с нарушениями речи, при необходимости, с согласия родителей (лиц, их заменяющих), могут направляться логопедом в районную поликлинику для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию для уточнения уровня психофизического развития ребенка и установления соответствующего диагноза.

2.9. Ответственность за посещение детьми занятий в логопедическом кабинете несет учитель-логопед, учитель класса и администрация школы.

III. Учитель-логопед.

3.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или окончившие специальные факультеты по специальности “Логопедия”.

3.2. Учителя-логопеды назначаются и увольняются в порядке, установленном для учителей общеобразовательных школ.

3.3. На учителя-логопеда возлагается ответственность за своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, правильное комплектование групп с учетом структуры речевого дефекта, а также за организацию коррекционно-развивающего обучения. Особое внимание в своей работе учитель-логопед уделяет пропедевтике вторичного дефекта у детей (нарушения чтения и письма), что предупреждает неуспеваемость по родному языку.

3.4. Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально. На консультативную работу используется 2 часа. Прежде всего в часы консультаций учитель-логопед имеет возможность, для точного установления логопедического заключения, более тщательно обследовать речь детей; давать рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводить консультации с родителями, учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформлять необходимую документацию.

3.5. Учитель-логопед:

Ведет занятия с учащимися по исправлению нарушений устной и письменной речи и содействует преодолению обусловленной ими неуспеваемости по родному языку;

Осуществляет систематическую связь с заместителем директора школы по учебной работе и классными руководителями учащихся, занимающихся в логопедическом кабинете, посещает уроки с целью выработки единой направленности в работе с учащимися, имеющими недостатки речи;

Составляет ежегодный отчет о работе и представляет его администрации школы;

Информирует педагогический совет школы о задачах, содержании, результатах работы логопедического кабинета;

Осуществляет связь с дошкольными учреждениями, школами для детей с нарушениями речи, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник;

Ведет пропаганду логопедических знаний среди родителей учащихся: периодически выступает на родительских собраниях с докладами о задачах и специфике логопедической работы и о мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи;

Участвует в заседаниях методических объединений учителей.

Учитель-логопед обязан систематически повышать свою деловую квалификацию.

3.6. В каникулярное время учителя-логопеды привлекаются к педагогической, методической и организационной работе, которая может заключаться в следующем:

Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи, непосредственно в дошкольных учреждениях или при записи детей в школу;

Участие в работе методического объединения учителей-логопедов и логопедов дошкольных учреждений;

Участие в семинарах, практических конференциях школы, района, города, области, края, республики;

Подготовка дидактического, наглядного материала к занятиям.

3.7. Учителю-логопеду, являющемуся заведующим логопедическим кабинетом, возможна оплата за заведование кабинета.

3.8. При наличии в населенном пункте, районе, регионе нескольких логопедических кабинетов при общеобразовательных учреждениях, создаются методические объединения учителей-логопедов при органах управления образованием, методических кабинетах, институтах повышения квалификации.

Структура логопедического занятия по постановке звука

Тема: Звук С.

Цели занятия (образовательные, коррекционные, воспитательные).

Оборудование: зеркала, зонды, спирт, вата, профиль артикуляции звука, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационные момент.

2. Артикуляционная зарядка:

а) общие артикуляционные упражнения;

б) специальные артикуляционные упражнения;

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану:

а) положение губ;

б) положение зубов;

в) положение языка (кончика, спинки, корня);

д) характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха:

а) опознание звука из ряда изолированных звуков, отдаленных по артикуляционному и акустическому подобию;

в) из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление звука в словах.

10. Закрепление звука в предложении.

11. Домашнее задание.

12. Итог урока:

а) выяснение, какой звук отрабатывался на уроке;

б) анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;

в) заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

13. Оценка работы ребенка на уроке проводится с психотерапевтической направленностью.

Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука

Тема: Звук...

Цели занятия.

Оборудование.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Характеристика звука.

7. Связь звука с буквой.

9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах. Звукослоговый анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении. Графический анализ его.

12. Закрепление звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

Тема: Звуки С - З.

Цели: образовательные (познавательные), коррекционные, воспитательные.

Оборудование: профили артикуляции звуков, слоговые таблицы, предметные картинки для сравнения слов-паронимов, разрезная азбука, сюжетные картинки, материал для графического письма.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения, модулирующие главные артикуляционные движения для того и другого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).

5. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков и букв.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговый и графический анализ слов.

11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

12. Дифференциация звуков в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

Структура урока при ринолалии

Тема: Звук Ж.

Оборудование:

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Работа по нормализации моторики нижней челюсти.

3. Массаж твердого и мягкого неба.

4. Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки глотки.

5. Массаж лица.

6. Массаж губы.

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика:

а) для губ; б) для языка.

9. Дыхательная гимнастика:

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог занятия.

16. Оценка работы детей на занятии.

Структура урока при дизартрии

Тема: Звук С.

Оборудование:

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Общее расслабление.

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики.

9. Коррекция звукопроизношения (постановка; автоматизация; дифференциация).

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

13. Оценка работы детей на занятии.

Структура урока по коррекции ОНТ III уровня

Тема: Игрушки.

Цели: образовательные (программные), коррекционные, воспитательные.

Оборудование:

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

Развитие общей моторики;

Развитие мелкой моторики.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

7. Объявление темы.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

10. Работа со словами. Звукослоговый анализ слов с графической записью.

11. Работа над предложением. Графический анализ предложения и его запись.

12. Домашнее задание.

13. Итог занятия.

14. Оценка.

Схема групповых занятий при заикании

1. Организационный момент с психотерапией.

2. Общая моторная зарядка:

а) снятие мышечного напряжения;

б) привитие умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;

в) преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

а) воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительность и плавность его);

б) воспитание легкой и своевременной подачи голоса;

в) воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

4. Координация речи с движением (воспитание темпа, плавности и ритма речи).

5. Работа по закреплению навыков правильной речи:

а) сопряженная форма;

б) отраженная форма;

в) вопросно-ответная;

г) самостоятельная.

6. Домашнее задание.

7. Итог занятия и оценка работы с психотерапией.

8.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ

Поскольку логопедические пункты работают, как правило, при общеобразовательных школах, начало и окончание учебного года, время и продолжительность каникул соответствуют установленным в школах нормам. Продолжительность очередного отпуска для учителей-логопедов также соответствует продолжительности очередного отпуска учителей общеобразовательных школ.

К логопедическому пункту прикрепляются 25 начальных классов, в число которых входят все начальные классы школы, при которой расположен логопедический пункт, и школы (или школ), расположенной поблизости.

Учебная нагрузка учителей-логопедов составляет 20 часов в неделю (Приказ Министерства просвещения СССР № 94 от 16 мая 1985 г. и Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, пункт 87, подпункт Б.) После выхода из очередного отпуска до 1 сентября учитель-логопед проверяет состояние оборудования логопедического кабинета: технических средств обучения, освещения и т.п., осматривает наглядные и учебные пособия и приводит их в рабочее состояние, готовит необходимую документацию и наглядно-речевой материал для обследования учащихся. При необходимости учитель-логопед пополняет свой арсенал наглядно-учебных пособий; знакомится с личными делами учащихся, вновь зачисленных в школы, прикрепленных к логопедическому пункту.

8.1.1. Распределение времени, отведенного для обследования устной и письменной речи учащихся

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Учитель-логопед проводит обследование устной речи первоклассников, прикрепленных к логопункту, и письменной речи учеников 2-4-х классов, уточняет списки групп, предварительно укомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2-4-х классов.

Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.

В течение второй недели сентября учитель-логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Вторичное углубленное обследование устной речи детей проводится в логопедическом кабинете в течение второй половины дня, т. е. после уроков. Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая.

Последние две недели мая (с 16 по 31 мая) отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1-3-х классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.

Учащиеся 4-х классов не обследуются в связи с тем, что они переходят в среднюю школу. Методы и приемы обследования устной и письменной речи учеников подробно освещены в разделе «Организация и методы обследования устной и письменной речи учащихся».

Вся организационная работа учителя-логопеда, проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая, фиксируется на соответствующей странице Журнала учета посещаемости.

8.1.2. Распределение времени, отведенного на коррекционно-образовательную работу

К 15 сентября учитель-логопед заканчивает обследование устной и письменной речи учеников, окончательно комплектует группы, подгруппы, определяет количество учеников для индивидуальных занятий и на основании этого составляет расписание занятий и перспективные планы работы с каждой группой учащихся. Расписание занятий составляется исходя из следующих временных параметров: время занятия с группой учеников 1-х классов - 35 минут; с группой учеников 2-4-х классов - 45 минут; с подгруппой - 20-25 минут; время индивидуальных занятий -- 15-20 минут с каждым учеником.

Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между подгрупповыми занятиями - 5-10 минут. Этот промежуток времени учитель-логопед может использовать для проверки письменных работ, выполненных учениками на занятии, учета и анализа допущенных ошибок, чтобы при планировании следующего занятия предусмотреть работу по исправлению этих ошибок, а также для другой работы по своему усмотрению: логопед может проводить группу детей и развести их по классам или, наоборот, собрать группу детей (это бывает необходимо в первые месяцы работы с первоклассниками, особенно 6-летнего возраста), подготовить доску или разложить наглядный и раздаточный материал к следующему занятию и т. п.

Количество рабочих часов в день логопед определяет в зависимости от режима работы школ, прикрепленных к логопункту (односменный или двухсменный), от количества групп и подгрупп, от наличия филиала и т. п.

Обязательным условием является проведение логопедических занятий после уроков. Ученики, не посещающие группы продленного дня, приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продленного дня, воспитатели групп продленного дня направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Расписание должно быть известно воспитателям и находиться в каждой группе продленного дня.

Воспитатели групп продленного дня не вправе задерживать ребенка или не пускать его на занятия к логопеду по причине немедленного выполнения им домашнего задания или любой другой причине, так же как и учитель начальных классов не может самостоятельно решать, должен ли его ученик посещать логопедические занятия или нет. Если у логопеда возникают конфликты подобного рода, он сообщает докладной запиской о неправомочных действиях воспитателя или учителя директору школы, а в случае непринятых мер - инспектору отдела образования.

Расписание логопедических занятий составляется таким образом, чтобы каждая группа учеников занималась 3 раза в неделю, желательно в одно и то же время. Особенно это касается учеников 1-х классов. Занятия с группами учеников 3-х классов, имеющих нарушение письма, обусловленное несформированностью фонематических процессов, а также занятия со смешанными группами учеников 2-3-х и 3-4-х классов, имеющих нарушение письма, обусловленное несформированностью фонематических процессов, можно проводить 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения в подгруппах и индивидуально проводится по усмотрению логопеда 1- 3 раза в неделю в каждой подгруппе или с каждым учеником в зависимости от тяжести речевого дефекта.

Примечание. Принимая во внимание особый режим учебного дня учеников 1-х классов и их возрастные психологические особенности, целесообразно проводить занятия с ними после дневного сна, т. е. после 16 часов.

8.1.3. Распределение рабочего времени учителя-логопеда в период школьных каникул

Время школьных каникул всегда бывает заполнено различными мероприятиями, которые организуют и проводят учителя. Некоторые ученики уезжают на время каникул в лагеря, дома отдыха, на экскурсии, поэтому логопедические занятия в этот период не проводятся. В течение осенних каникул учитель-логопед проводит исследование состояния письменной речи учеников 2-4-х классов по письменным работам.

Это позволяет выявить детей-дисграфиков и проконтролировать учеников, ранее занимавшихся на логопедическом пункте. При наличии свободных мест в группе с нарушением письма ее пополняют новыми учениками. В период зимних каникул учитель-логопед обследует состояние письменной речи учеников 1-х классов по прописям и тетрадям.

Помимо этого, он пополняет оборудование логопедического кабинета необходимыми для работы наглядными пособиями, учебными таблицами, плакатами и т. п., посещает методический кабинет и коллег для обмена опытом работы, проводит беседы и консультации для родителей учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

В том случае, если в районе нет специализированных логопедических дошкольных учреждений (или логопедических групп при массовых детских садах), отсутствует логопед в детской поликлинике, то школьный учитель-логопед во время весенних каникул проводит обследование детей в ближайших к логопедическому пункту детских садах. Он проверяет состояние устной речи детей, которые осенью придут в школу. Учитель-логопед выявляет детей с нарушениями речи и делает соответствующую запись в медицинских картах.

Если в районе школы есть другие специалисты-логопеды (в дошкольных учреждениях или детской поликлинике), то в дни весенних каникул целесообразно провести методобъединение между логопедами школьных логопедических пунктов и логопедами дошкольных учреждений для разработки мероприятий по осуществлению преемственности в работе логопедов школьных и дошкольных медицинских учреждений.

Вне школьных каникул учитель-логопед по мере необходимости консультирует учеников, занимающихся на логопедическом пункте, у врачей-специалистов (психоневролога, невропатолога, отоларинголога), приглашает для консультации по отдельным трудным детям более опытных коллег-логопедов или обращается за помощью в Детский диагностический центр (ДДЦ), в Научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии (НИМ АП), к главному логопеду области, а в Москве, Научно-исследовательский институт коррекционной педагогики или в Российскую академию образования (РАО). При этом необходимо учесть, что консультация ребенка у любого врача-специалиста возможна только с согласия и в присутствии одного из родителей или лица, их заменяющего. Если родители дают свое согласие на консультацию, но присутствовать во время нее не могут, логопеду необходимо иметь письменное заявление о том, что родители разрешают учителю-логопеду самому показать ребенка врачу-специалисту (с обязательным указанием, какому именно специалисту).

Учитель-логопед может использовать каникулярное время для проведения логопедической пропаганды среди родителей и населения района.

8.1.4. Работа учителя-логопеда в июне

Июнь - самое удобное время для повышения профессионального уровня учителей-логопедов. Поэтому районным (городским) методическим кабинетам и Институтам усовершенствования учителей целесообразно организовывать в июне месячные курсы-семинары для обмена передовым опытом работы. Подобные семинары могут быть организованы и старшими логопедами в своих районах. Учителя-логопеды могут посещать семинары, организованные и в других районах.

В случае, если в районе школы нет логопедических дошкольных учреждений (или логопедических групп в массовых детских садах) и логопеда в районной детской поликлинике, учитель-логопед может в июне организовать занятия с теми детьми, которые будут поступать в школы, но имеют нарушения звукопроизношения и прикреплены к данному логопедическому пункту. Эти занятия проводятся либо в помещении детского сада во время, согласованное с заведующей или воспитателями групп, либо в помещении логопедического пункта.

Подобные занятия по коррекции звукопроизношения учитель-логопед может проводить с детьми, уже зачисленными в первые классы школ, прикрепленных к логопедическому пункту, у которых при зачислении отмечены нарушения звукопроизношения.

Кроме того, с апреля начинается прием учеников в первый класс. Школьный логопед обязательно должен принимать участие в комплектовании первых классов, выявляя уже при поступлении детей с нарушением речевого развития и направляя их при необходимости на консультацию к врачу-специалисту (невропатологу, психоневрологу, отоларингологу).

8.1.5. Оборудование логопедического кабинета

На двери кабинета необходимо повесить табличку с расписанием работы логопеда, его фамилией, именем и отчеством. В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:

1.Парты по количеству занимающихся учеников. Подставки для карандашей и ручек.

2.Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту учеников начальной школы. Часть доски желательно разлиновать как тетрадь для письма учащихся 1-го класса, для того чтобы демонстрировать правильное написание букв, соединений и упражнять детей в каллиграфии.

3.Шкафы в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

4.Настенное зеркало 50X100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, которое желательно повесить возле окна. Если нет такой возможности, то его можно повесить на любой другой стене, но со специальным освещением.

5.Зеркала 9 X12 см по количеству учеников, занимающихся коррекцией звукопроизношения.

6.Стол возле настенного зеркала с местным освещением для индивидуальной работы с учениками, несколько стульев - для детей и учителя-логопеда.

7.Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, вата, бинт.

8.Фланелеграф, наборное полотно, набор картин.

9.Фильмоскоп с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи для детских садов и начальных классов школы по родному языку и предмету «Ознакомление с окружающим миром», развитию математических представлений.

10.Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов, расположенный в свернутом виде над доской.

11.Настенная касса букв.

12.Настенная слоговая таблица.

13.Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика, схемы представлений, звуковые и слоговые схемы слов.

14.Стандартная таблица прописных и заглавных букв, прикрепленная над доской.

15.Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах, расположенный по лексическим темам и фонетическим группам.

16.Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи, систематизированный по темам.

17.Учебные пособия в виде карточек-символов (например, с графическим изображением звуков, слов, предложений), карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением.

18.Различные речевые игры, лото.

19.Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка.

20.Методическая и учебная литература.

21.Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание учеников во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

8.1.6. Документация и ее ведение

Для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте, предлагаются следующие виды документации:

1.Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт.

2.Журнал обследования устной и письменной речи.

3.Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся.

4.Индивидуальные карточки учащихся.

5.Общий план методической работы на учебный год.

6.Перспективные планы работы на каждую группу учащихся на учебный год.

7.Ежедневные планы работы на каждую группу учащихся.

8.Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.

9.Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).

10.Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.

11. Паспорт логопедического кабинета, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

12.Копии отчетов о проделанной за учебный год работе.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися представляет собой обычный классный журнал установленного образца, подписанный следующим образом:

ЖУРНАЛ

учета посещаемости логопедических занятий

на логопедическом пункте при школе _

района города (области)

в 200 / уч. году

В разделе журнала «Сведения об учащихся» логопед помещает список учащихся, зачисленных на логопедический пункт в текущем учебном году, с указанием класса и школы, даты зачисления на логопункт и (в конце учебного года) результата коррекционной работы («выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выбыл»).

На группу отводится 4 страницы, на подгруппу и каждого ученика, занимающегося индивидуально, - по 3. На левой половине страницы вверху указывается номер группы и логопедическое заключение, например: «Группа № 1: дисграфия на фоне общего недоразвития речи - III уровня».

На правой половине страницы вверху указываются дни и часы занятий с этой группой, например: понедельник, среда, пятница - 16-00-16-35. В остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т. е. на левой половине находится список детей данной группы, подгруппы или фамилия и имя ребенка, занимающегося индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии ученика на занятиях, а на правой - темы проводимых занятий, которые указываются в соответствии с рабочим планом. На страницах, отведенных для подгрупповых и индивидуальных занятий, на левой половине вверху вместо номера группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми ведется работа, в остальном они заполняются аналогично.

Журнал учета посещаемости заполняется в начале каждого занятия. Точкой (.) отмечается присутствие ученика на занятии, буквой «н» отмечаются отсутствующие ученики.

Примечание: если ученик два раза пропустил логопедическое занятие по неизвестной причине (на уроках в классе присутствовал, а на занятие к логопеду не явился), учитель-логопед ставит в известность об этом учителя и родителей ученика. На одной из последних страниц отводится место для учета рабочего времени логопеда в период обследования устной и письменной речи учащихся и в период каникул, например:

Дата Время Проделанная работа

27.08.2000

12.09.2000 5.01.2000 10-00-14-00

8-30-12-30

11-00-15-00 Работа в кабинете с документацией.

Подготовка Речевой карты, отбор материала для обследования

Обследование учащихся 1 -х классов, А, Б, В, школы № 79

Посещение городского методического кабинета (работа с картотекой)

Оценки в Журнал учета посещаемости не выставляются.

Для Журнала обследования устной и письменной речи учащихся учитель-логопед использует общую тетрадь. Журнал обследования заполняется во время собеседования с учеником в ходе предварительного обследования в течение первой недели сентября и во время обследования письменной речи учащихся в конце мая. В процессе повторного обследования письменной речи учеников в период каникул в журнал вносятся дополнения.

При обследовании логопед записывает фамилию и имя ученика, класс, номер школы, домашний адрес и телефон, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение и принятые меры («зачислен в группу», «даны рекомендации родителям и учителю», «поставлен на очередь» и т. п.). В последней графе («Примечания») учитель-логопед отмечает конечный результат работы с данным ребенком. Если родители по каким-либо причинам отказались от логопедических занятий, то отказ также фиксируется в графе «Примечания».

Образец заполнения Журнала обследования устной и письменной речи учащихся

п/п Фамилия,

имя Класс, школа

Дом. адрес

Дата обсл.

Логоп. закл.

Принят. меры Примеч.

1 Тихонов Сережа 2 «А», шк. 69 ул. Гаккеля, 34 3.09. 2000

Наруш. письма, обусл. ОНР Принят в группу

Выпущен 15.05.2001

2 Котова Вера 1 «В», шк. 69 Зеленый пр.8, кв.17 8.09. 2000 ФФН, акустическая дисграфия

Поставлена на очередь

Зачисл. в гр. 15.10.2000 Выпущен 15.05.2001

После записи «принят в группу» обязательно должна стоять запись о том, когда ученик выпущен. Журнал обследования устной и письменной речи ведется несколько лет.

Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся заполняется во время фронтального обследования в течение второй недели сентября и четвертой недели мая по прилагаемой схеме (см. приложение 1). Если в течение учебного года в составе групп учеников, занимающихся на логопедическом пункте, происходят изменения (кто-то из учеников выбывает или в группы зачисляются новые ученики), то необходимо своевременно произвести запись в Общую речевую карту. Заключение о выпуске ученика или продолжении занятия с ним коррекционной работой в конце учебного года из Общей речевой карты заносится в Журнал учета посещаемости и Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

Индивидуальные карточки учащихся заполняются на первом родительском собрании в сентябре. Учитель-логопед раздает их родителям, и родители четко заполняют лицевую сторону карточки и ставят внизу свою подпись.

Возможен другой вариант. После того как учитель-логопед проведет вторичное углубленное обследование учащихся и скомплектует группы и подгруппы, он передает индивидуальные карточки учащихся учителям или воспитателям группы продленного дня. Учитель или воспитатель группы продленного дня (ГПД) передаст индивидуальные карточки родителям учеников. После заполнения родители могут вернуть карточки учителю или воспитателю ГПД либо передать непосредственно логопеду.

Это позволит учителю, с одной стороны, ближе познакомиться со своеобразием раннего речевого развития ребенка и отнестись к нему с большим пониманием, а с другой стороны, он будет серьезнее относиться к контролю за посещением детьми логопедических занятий.

Индивидуальная карточка учащегося

Фамилия, имя, дата рождения

Школа, класс

Телефон

Домашний адрес

Посещал ли детский сад (речевую или массовую гр.)

Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, с дефектами речи, двуязычие)

Раннее физическое развитие (когда стал сидеть, стоять, ходить)

Раннее речевое развитие: когда появились лепет, гуление, первые слова

Расписание занятий:

«Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий».

Подпись родителей

Дата заполнения

При изготовлении и заполнении Индивидуальной карточки учащегося пункты 2-4 могут быть изменены в зависимости от места проживания ребенка.

Обратная сторона Индивидуальной карточки учащегося заполняется логопедом в течение учебного года.

Дата зачисления на логопедический пункт

Логопедическое заключение при поступлении на логопункт

Результат коррекционной работы после первого года обучения

Логопедическое заключение перед вторым годом коррекционной работы

Результат коррекционной работы после второго года обучения

Консультации у врачей-специалистов

Дата выпуска

Подпись логопеда

На каждого ученика заполняется одна индивидуальная карточка независимо от количества лет, в течение которых ученик занимался на логопункте.

Индивидуальные карточки учащихся хранятся в отдельных для каждой группы конвертах или помечаются различными опознавательными знаками, например: группа № 1 - желтые кружки, группа № 2 - синие кружки и т. д.

Общий план методической работы на учебный год -составляется до 1 сентября того учебного года, на который он намечен. В нем предусматриваются следующие разделы работы:

а) обследование устной и письменной речи учащихся 1- 4-х классов школ, прикрепленных к логопедическому пункту (сроки, количество школ и начальных классов);

б) комплектование групп и подгрупп, составление расписания логопедических занятий (сроки);

в) формы взаимодействия в работе учителя-логопеда и учителей начальных классов (сколько намечено посетить уроков, в каких классах, на какие темы и сколько предполагается сделать сообщений и выступлений на методических объединениях учителей и т. п.); учителей-логопедов школьных и дошкольных учреждений, если таковые имеются в районе школьного Лого пункта (этот пункт плана целесообразно согласовать с общим планом методической работы старшего логопеда района), учителя-логопеда и врачей специалистов;

г) мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей (темы бесед, лекций, выступлений на родительских собраниях);

д) мероприятия по улучшению оснащенности логопедического пункта учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалами (какие пособия предполагается приобрести или изготовить, в какие сроки);

е) мероприятия по повышению квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом и т.п.).

Перспективные планы коррекционной работы для каждой группы учащихся на учебный год составляются после комплектования групп. Если на логопедическом пункте занимаются одновременно две или несколько групп учащихся одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями, учитель-логопед может составить для них один перспективный план. Все перспективные планы целесообразно поместить в одну общую тетрадь. Перед каждым планом указываются номер группы, класс и логопедическое заключение.

Ежедневные рабочие планы учитель-логопед разрабатывает на основании перспективного плана. Рабочие планы составляются на каждую группу отдельно. Допускается использование одного и того же рабочего конспекта для групп, работающих по одному перспективному плану. В ежедневных рабочих планах обязательно указываются тема занятия, его цели, оборудование (картинки, карточки, таблицы и т. п.), далее следует краткое содержание работы.

Многолетняя практика логопедической работы показывает, что учителям-логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно составлять более подробный конспект ежедневных занятий, в котором указываются не только этапы занятия, вопросы учителя-логопеда, но и предполагаемые ответы детей. Более опытные учителя-логопеды вместо конспекта занятия могут составлять его краткий план с указанием цели занятия видов работы.

Рабочие тетради ведутся по единому орфографическому режиму. Слова «Классная работа» после числа не пишутся. Между видами работ на занятии можно пропускать одну строчку, особенно перед и после слоговых, слогозвуковых схем и схем предложений.

После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу учеников, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных заданий, сколько учебную деятельность ребенка в целом, т. е. его внимательность на занятии, старательность, активность.

Большую роль в оценке работы ученика играет умение найти допущенную ошибку и самостоятельно исправить ее. Если ребенок самостоятельно нашел свою ошибку и исправил ее, то в этом случае ошибку можно не засчитывать. Такой подход к оценке работы учеников имеет большое психологическое и воспитательное значение, потому что дети-логопаты, как правило, получают в классе много неудовлетворительных отметок. С одной стороны, такая комплексная и щадящая оценка их работы морально поддерживает детей, возвращает веру в свои силы, с другой - дети приучаются внимательно проверять свою работу, стремятся найти и исправить допущенные ошибки, стимулируется их учебная активность. Поэтому учитель-логопед обязательно объясняет ученику, за что он ставит ребенку ту или иную оценку. «Два» на логопедическом занятии ставить не рекомендуется. Домашние задания, как правило, не задаются.

Рабочие тетради хранятся на логопедическом пункте в специальных папках по группам. Тетради для проверочных работ хранятся отдельно от них. Эти тетради являются дополнением к «Общей речевой карте», поскольку отражают состояние письменной речи учеников и дают представление о степени усвоения ими коррекционного материала.

Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения имеются только у тех учеников, с которыми проводится эта работа. В тетради-дневнике логопед отмечает дату проведения занятия, его тему, лексический материал, здесь же записываются задания на дом. Ученики хранят свои тетради-дневники дома и приносят их с собой на каждое занятие.

Расписание занятий (в двух экземплярах) учитель-логопед составляет после комплектования групп в сентябре. Оба экземпляра заверяются подписью директора школы, при которой находится логопедический пункт. Первый экземпляр заверенного расписания хранится у лица, поставившего свою подпись, а второй - на логопедическом пункте.

Паспорт логопедического кабинета представляет собой небольшую тетрадь, в которой записано все оборудование, находящееся в кабинете, наглядные, учебные и методические пособия, учебники и методическая литература. Вместо паспорта логопедического кабинета учитель-логопед может составить картотеку.

Паспорт логопедического кабинета или картотека составляются независимо от того, располагается логопедический пункт в отдельном кабинете или занимает часть учебного класса или часть любого другого помещения.

Отчет о проделанной профилактической и коррекционно-образовательной работе за учебный год учитель-логопед составляет в конце учебного года по следующей форме:

ОТЧЕТ

о работе логопеда (ф.и.о), проделанной в 200_____ /__ уч. году

на логопедическом пункте при школе №

района города (области)

Всего выявлено с нарушениями речи учащихся

Классификация речевых нарушений

Сведения о движении детей

Общее недоразвитие речи

Нарушение письма, обусловленное

Фонетические нарушения

Заикание

итого

элементами ОНР

фонетич. нарушен.

без фонетич. нар.

с фонетич. нар.

без фонетич. нар.

с фонетич. нар.

без фонетич. нар.

с фонетич. нар.

Принято на логопункт

Выпущено

Оставлено для продолжения коррекционной работы Выбыло

К данной таблице прилагается текстовой отчет, в котором учитель-логопед рассказьшает о выполнении им пунктов плана методической работы на учебный год. Отчет составляется в трех экземплярах. Два экземпляра сдаются старшему логопеду или инспектору районного отдела (управления) образования, а третий остается на логопункте.

8.1.7. Сроки хранения документации

Хранению на логопедическом пункте подлежат: Журнал учета посещаемости логопедических занятий, Журнал обследования устной и письменной речи учащихся, Общая речевая карта обследования устной и письменной речи, тетради для проверочных работ, отчет о проделанной за учебный год работе и паспорт или картотека логопедического кабинета.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий с вложенными в него Общей речевой картой обследования устной и письменной речи учащихся и отчетом о проделанной за учебный год работе хранится на логопедическом пункте до полного выпуска с логопункта всех учеников, занесенных в этот журнал, т.е. не менее 2 лет. Столько же хранятся тетради для проверочных работ.

Журнал обследования устной и письменной речи учащихся хранится на логопедическом пункте до окончания школы всеми занесенными в него учениками, т. е. не менее 8 лет. Такой длительный срок хранения обусловлен тем, что Журнал обследования устной и письменной речи учащихся является документом, в котором зафиксированы все ученики прикрепленных к данному логопедическому пункту школ, имеющие речевые нарушения, и сделаны отметки о принятых к этим детям мерах. В практике логопедической работы нередки случаи, когда возникает необходимость установить, был ли вовремя выявлен тот или иной ребенок, имеющий речевые нарушения, какая помощь была оказана этому ребенку. Поэтому сведения об учениках, имеющих речевые нарушения, должны находиться у учителя-логопеда в течение всего времени, пока эти дети учатся в школах, прикрепленных к данному логопедическому пункту.

Паспорт логопедического кабинета или картотека находится на логопедическом пункте постоянно.

В пособии рассматриваются вопросы организации и содержания деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, его аттестации в соответствии с существующими в настоящее время нормативными и инструктивно-методическими документами.
Учителя-логопеды и представители администрации учреждений для детей школьного возраста найдут в пособии материалы, являющиеся результатом обобщения практического опыта в работе с детьми, имеющими нарушения речи и способствующие оптимизации учебно-коррекционной работы в условиях школьного логопункта, повышению уровня профессиональной компетентности.

Школьный логопункт: организация и содержание работы.
Считаем важным напомнить, что в каждом регионе, любой другой административно-территориальной единице существуют свои, местные нормативные акты, регулирующие образовательную деятельность, в том числе и учителей-логопедов, но эти локальные документы не должны противоречить феде-ральным и ухудшать условия работы специалистов.

Также в пособии имеется раздел, содержащий материалы из опыта работы учителей-логопедов школьного логопункта и способствующий более рациональной и эффективной реализации на практике требований и рекомендаций документов федерального значения. Например, сначала перечисляются необходимые в организации деятельности учителя-логопеда школы виды логопедической документации, согласно требованиям Министерства образования РФ, а затем представляется каждый из них и поясняются особенности его оформления и ведения с учетом собственного опыта работы.

Содержание
Введение
Организация работы учителя-логопеда и логопедического пункта
Общие положения по организации логопедической работы в школьном логопункте
Должностные обязанности учителя-логопеда
Требования к квалификации по разрядам оплаты
Нормативно-правовое обеспечение аттестации учителей-логопедов общеобразовательных учреждений
Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Нормативно-правовые основы образовательной деятельности учителя-логопеда
Распределение рабочего времени учителя-логопеда
Организация логопедической работы
Основные требования к содержанию и оформлению логопедического кабинета
Оборудование логопедического кабинета
Требования к содержанию и оформлению логопедического кабинета
Основные требования к ведению и хранению логопедической документации
Документация учителя-логопеда
Основные требования к хранению документации
Алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-развивающих занятий
Коррекционно-развивающие занятия и требования к их проведению
Принципы коррекционно-развивающего обучения и средства для их реализации
Звуки [с], [с"]
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок
Психолого-дидактический анализ и оценка коррекционно-развивающего занятия
Приложения
Приложение 1. Варианты логопедических заключений, учитывающих природу и структуру речевых нарушений
Приложение 2. Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт
Приложение 3. Вариант заполнения и ведения речевой карты
Приложение 4. Наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
Приложение 5. Примерное тематическое планирование логопедических занятий
Приложение 6. Консультации и методическая работа
Приложение 7. Примерная схема самоанализа деятельности учителя-логопеда
Список использованной и рекомендуемой литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Школьный логопункт, Организация и содержание работы, Бачина О.В., Вилочева М.П., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения, Бессонова Т.П., 2010
  • Звуки «С», «З», «Ц», я вас различаю, Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет, Ильякова Н.Е., 2009
  • Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР, Коржаева Е.Е., 2011
  • Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников, Письменная связная речь, Часть 3, Андреева Н.Г., 2010

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа - это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Основные задачи логопедической службы

1.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.

2.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

3.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач :

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправ ленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины , вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы

Организация работы логопедической службы

Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

На логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке: общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения - фонетические дефекты речи; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.

В первую очередь на логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление учащихся на логопедический пункт производится из числа обследованных детей в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта общеобразовательного учреждения не более 25 человек.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время с учётом режима работы ОУ.

Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального занятия – 20 –40 минут.

Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, родители и руководители ОУ.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.