Методика развития речи неговорящих детей. Методика развития понимания речи у неговорящих детей (I этап)

Программа «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей дошкольного возраста»

Составитель: Степанова И.И.,

учитель-логопед

Москва, 2016

Пояснительная записка

Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность и адресована детям с тяжёлым недоразвитием речи. Программа направлена на формирование и развитие всех функций речи (коммуникативную, познавательную и регулирующую).

Достоверных статистических данных о распространенности тяжёлых речевых нарушений в детской популяции нет. На сегодняшний день дошкольники с недоразвитием речевых навыков составляет многочисленную группу детей с нарушениями развития. При общем (системном) недоразвитии речи важно своевременно начать коррекционно-развивающую работу, т.к. у детей с речевыми нарушениями наблюдается слабая (полное отсутствие) мотивация к речевой деятельности, недостаточная сформированность представлений об окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе.

Теоретической основой программы являются программы, разработанные Баряевой Л.Б., Гаврилушкиной О.П.,Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В., Нищевой Н.В.

Данная программа реализуется в тесном взаимодействии с родителями обучающихся.

Новизна программы. Использование программы предполагает большую гибкость, т.к. практика показывает, что детей с особыми образовательными потребностями часто показывают коррекционным педагогам в возрасте 4-6 лет. Если ребёнок включается в коррекционное обучение не в раннем дошкольном возрасте, то программа позволяет начать обучение со времени его зачисления. Время освоения содержания программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребёнка. В программе даются рекомендации родителям.

Цель программы: развитие (пробуждение) у ребёнка речевой активности, формирование навыков свободно и адекватно пользоваться средствами языка.

Задачи первого этапа (ориентировочно ранний – младший дошкольный возраст).

    Формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, развивать

    положительное эмоциональное отношение к занятиям.

    Развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, способность взаимодействовать с окружающими.

    Развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную активность.

    Формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления.

    Работать над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий).

    Формировать общие речевые умения.

Психолого-педагогическая характеристика детей, обучающихся по программе.

Группа неговорящих детей неоднородна – это могут быть дети с временной задержкой речевого развития, с сенсорной и моторной алалией, с интеллектуальной недостаточностью, с расстройствами аутистического спектра. Чтобы речь ребёнка развивалась полноценно необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи.

К группе неговорящих детей относятся дети, имеющие различные нарушения развития: речевые (алалия, временная задержка речевого развития); эмоционально-личностные (РАС), нарушения слуха и интеллекта, комплексные нарушения развития.

Одним из ведущих признаков у детей с тяжелыми речевыми расстройствами является позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам (Л.С.Волкова, Т.Б.Филичева и др.). У детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь элементы речи. Наиболее выразительным показателем отмечается отставание активного словаря при понимании обращенной речи. Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами («би» - машина поехала, «ли» - пол). Лепетные слова либо включают фрагменты слова (петух - «угу», киска - «тита», дедушка - «де»), либо звукосочетания, не похожие на правильное слово (воробей - «ки»). Имеется незначительное количество слов-корней, искаженных по звучанию («пать» -спать, «акыть» - открыть). Используемые детьми слова являются аморфными по значению, не имеют точного соответствия с предметами и действиями. Так, в речи одного ребенка слово «лапа» обозначает и лапы животных, и ноги человека, и колеса машины. Слово «лед» соотносится со всеми предметами, которые имеют гладкую поверхность (зеркало, оконное стекло, крышка стола). В то же время дети часто обозначают один и тот же предмет разными словами (жук - «сюк», «тля-кан», «теля», «атя»). Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов (открывать - «древ», играть в мяч - «мяч») и наоборот (кровать- «спать», самолет - «летай»).

Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и эмоционально-волевой сферы. Наблюдается недостаточная устойчивость внимания, низкая вербальная память, имеются трудности запоминания, снижен уровень развития познавательной деятельности. Для детей данной категории требуется больше времени для включения в работу, наблюдается быстрое истощение деятельности.

Для неговорящих детей характерна возбудимость, связанная с различной неврологической симптоматикой. Для них также свойственна пассивность, сензитивность, склонность к спонтанному поведению, зависимость от окружающих.

Программа «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей дошкольного возраста» рассчитана на год обучения , общая продолжительность обучения составляет 36 часов .

Форма и режим занятий: 2 раз а в неделю индивидуальные, по дгрупповые занятия.

Продолжительность занятия: 20- 30 минут.

Ожидаемые результаты реализации программы:

К концу работы по программе дети могут научиться:

    осуществлять речевое высказывание по результатам действия с игрушками, воспроизводить звукоподражания («Ляля топ-топ», «Машина би-би» и т.д.);

    понимать простые речевые инструкции, выполнять простейшие инструкции («Где ляля? Дай лялю», «Где зайка? Покажи зайку?» и т.д.);

    выполнять совместные действия по речевой инструкции сначала со взрослым, затем со сверстником («Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч» и т.д.);

    отвечать на вопросы «Как тебя зовут?», «Кто это?», «Что это?»;

    понимать действия, изображенные на картинке;

    понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и

    действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);

    называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды ( карман, рукав и т. д.);

    обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);

    выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

    отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

Критерии эффективности программы. Критерием эффективности программы является достаточный уровень речевого развития ребенка по всем параметрам, приближенным к нормативному развитию ребенка (понимание речи, лексика, грамматика) и необходимый для осуществления полноценной коммуникации.

Учебно-методический план

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Диагностика.

Обследование речи ребенка. Выявление уровня речевого развития.

Лексическая тема «Семья».

Лексическая тема «Игрушки».

Лексическая тема «Мебель». Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Развитие понимания чужой речи. Совершенствование диалогической речи. Обучение пониманию вопросов по сказке

Лексическая тема «Посуда». Расширение предметного словаря по теме. Формирование глагольного словаря: буду есть, буду пить, буду мыть, буду варить. Пополнение словаря прилагательными, обозначающими основные цвета

Лексическая тема «Домашние птицы». Активизация речевого подражания. Развитие словаря существительными. Воспитание умения слушать литературное произведение (Сутеев В. «Цыпленок и Утенок»). Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению предлога у в значении у кого. Развитие диалогической речи

Лексическая тема «Домашние животные». Развитие пассивного словаря (существительные, прилагательные, глаголы). Формирование активного словаря. Обучение узнаванию предметов по словесному описанию. Активизация речевого подражания. Развитие диалогической речи

Лексическая тема «Дикие птицы». Развитие активного словаря глаголами летать, клевать, кричать, сидеть. Развитие импрессивной речи, различение противоположных по значению прилагательных большой – маленький. Формирование грамматического строя речи, образование и различение глаголов 3-го лица единственного и множественного числа: что делает? Что делают? Развитие речевого слуха, упражнения в узнавании и различении звуковых сигналов

Лексическая тема «Цветы». Расширение словаря существительными (одуванчик, ромашка, колокольчик, мак). Формирование общих представлений о цветах. Закрепление умения группировать предметы по признакам. Закрепление знаний основных цветов и умения их различать. Формирование умения составлять предложения по картинкам. Развитие диалогической речи

Лексическая тема «Календарь». Формирование общих представлений о времени года. Закрепление умения составлять предложения по картинкам. Развитие речевого слуха, упражнения в узнавании и различении звуковых сигналов

Диагностика

Выявление динамики речевого развития ребенка

Всего

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ Ы

Занятие№1. Диагностика. Обследование речи ребенка. Выявление уровня речевого развития.

Занятие №2. Лексическая тема «Семья». Формирование умения показывать и по возможности называть членов своей семьи

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, чувства ритма (Упражнение «Хлопай как я»). Уточнение и развитие словарного запаса по теме «Семья», формирование умения показывать членов семьи (по семейным фотографиям и сюжетным картинкам). Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, няня, ляля).

Преодоление речевого негативизма, стимулирование желания говорит ь . Формирование положительного эмоционального настроя на совместную со взрослым работу.

Рекомендации родителям . Учить называть родителей, родственников (мама, папа, баба, тетя и т.п.). Рассматривать фотографии всех членов семьи, показывать где мама, где папа.

Занятие №3. Лексическая тема «Игрушки». Учить находить игрушки. Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать игрушки.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а], [о], [и] (Упражнение «Назови звук»). Уточнение и развитие словарного запаса по теме «Игрушки» (Упражнение «Внимательные глазки»). Формирование обобщающего понятия «игрушки». Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками. Вызывание междометий. (Мячик упал в воду- «Ах! Ах! Ах!»; Кукла качается на качелях- «Ух! Ух! Ух!»; У мишки болит лапа- «Ох! Ох! Ох!»; Упали кубики- «Эх! Эх! Эх!» и т.д.).

Рекомендации родителям . Расставлять перед ребенком знакомые игрушки и называть их. Предложить произносить звуки, которые производят эти игрушки (машина – «би-би», паровозик – «ту-ту», молоточек – «тук-тук» и т.п.).Читать стихотворения А.Барто «Игрушки».

Занятие №4. Лексическая тема «Части тела». Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Формирование словаря по лексической теме (голова, руки, ноги, спина, живот и т.д.)

Воспитание слухового внимания (Упражнение «Кто позвал?»). Формирование умения договаривать слова, словосочетания в потешках и стихотворениях на материале лексической темы «Части тела и лица» (Упражнение «Где же наши ручки?»). Обучение ориентировке в строении собственного тела (Упражнение «Покажи на себе и на кукле») . Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики, зрительного внимания (Упражнение «Собери Буратино»).

Занятие №5. Лексическая тема «Туалетные принадлежности». Учить соотносить предмет со словесным обозначением (мыло, щетка, расческа и т.п.)

Рекомендации родителям. Показать ребенку туалетные принадлежности: мыло, зубную щетку, зубную пасту, полотенце, расческу. Четко произносить их названия, рассказать и показать ребенку, для чего они нужны, как ими пользоваться. Рассказывать русские народные потешки «Водичка», «Расти, косонька, до пят»

Занятие №6. Лексическая тема «Одежда». Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Пополнение активного словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет, пассивного словаря – за счет существительных, обозначающих детали одежды: воротник, кармашки.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, чувства ритма (Упражнение «Хлопай как я»). Закрепление названий частей лица и тела, ориентировки в строении собственного тела (Упражнение «Собери пупса»).

Уточнение и развитие словарного запаса по теме «Одежда». Формирование обобщающего понятия «обувь». Развитие подражания движениям (использование жестов «на», «дай») и речи взрослого, повторение слов НА и ДАЙ (Упражнение «Магазин одежды») . Развитие зрительного внимания, умения находить одинаковые по цвету предметы (Упражнение «Найди два одинаковых платья»), умения группировать предметы по цвету (Упражнение «Наряди кукол»).

Рекомендации родителям. Знакомить ребенка с названиями предметов одежды. Учить самостоятельно одеваться и раздеваться. Поощрять самостоятельность ребенка, тренировать его в застегивании и расстегивании пуговиц. Читать ребенку стихи и сказки русских авторов.

Занятие №7. Лексическая тема «Обувь». Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Развитие подражательности, стимулирование речевого подражания.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, умения различать их по одной из характеристик (тихий - громкий) (Упражнение «Внимательные ушки»). Уточнение и развитие словарного запаса по теме «обувь». Формирование обобщающего понятия «обувь». Формирование умения употреблять глагол повелительного наклонения (Упражнение «Дай задание игрушкам»). Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, зрительного внимания (Упражнение «Разрезные картинки»).

Занятие №8. Лексическая тема «Мебель». Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Развитие понимания чужой речи. Совершенствование диалогической речи. Обучение пониманию вопросов по сказке.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие фонематического восприятия, способности различать гласные звуки по принципу контраста (Упражнение «Внимательные ушки»). Уточнение и расширение словарного запаса по теме «Мебель». Формирование обобщающего понятия «мебель». Формирование умения д ифференцировать в импрессивной речи формы существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже (Упражнение «Один-много»). Обучение узнаванию предметов по их назначению (Упражнение «Что для чего»).

Рекомендации родителям. Вместе с ребенком рассмотреть мебель, которая есть в доме. Поупражнять ребенка в назывании предметов мебели. Побеседуйте об их назначении. Прочитайте сказку «Три медведя».

Занятие №9. Лексическая тема «Продукты питания». Расширение словаря существительными по теме. Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению глаголов: буду пить, буду есть.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам (Упражнение «Что звучит?»). Уточнение и расширение словаря по теме «Продукты питания», формирование обобщающего понятия «продукты питания». Формирование понимания противоположных по значению глаголов (Упражнения «Что делает?», «Назови действия»).

Рекомендации родителям. Поощрять ребенка использовать в речи слова: суп, каша, хлеб, сок, чай, молоко, есть, пить, хочу, дай. Расскажите ребенку русскую народную сказку «Колобок».

Занятие №10. Лексическая тема «Посуда». Расширение предметного словаря по теме. Формирование глагольного словаря: буду есть, буду пить, буду мыть, буду варить. Пополнение словаря прилагательными, обозначающими основные цвета.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам (Упражнение «Будь внимательным»). Уточнение и расширение словаря по теме «Посуда», формирование обобщающего понятия «посуда». Обучение узнаванию предмета для выполнения названных действий (Упражнение «Подбери предмет»). Формирование двухсловной фразы по модели: существительное в именительном падеже + глагол (Упражнение «Кто что делает»). Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики, зрительного внимания (Упражнение «Разрезные картинки»).

Занятие №11. Лексическая тема «Домашние птицы». Активизация речевого подражания. Развитие словаря существительными. Воспитание умения слушать литературное произведение (Сутеев В. «Цыпленок и Утенок»). Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению предлога у в значении у кого. Развитие диалогической речи.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания, развитие слухового внимания, обучение дифференциации высоких и низких звуков (Упражнение «Кто как голос подает?»). Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние птицы». Закрепление обобщающего понятия «домашние птицы». Обучение употреблению существительных в родительном падеже (Упражнения «Чего не хватает?», «Кого нет?»). Расширение глагольного словаря (неопределенная форма глагола) (Упражнение «Кто что умеет делать?»), обучение ответам на вопросы, развитие диалогической речи. Развитие внимания, памяти.

Рекомендации родителям. Потренируйте ребенка в узнавании и назывании петуха, курицы, цыпленка, гуся, утки на картинках. Предложите ему изобразить этих птиц и показать, как они кричат. Почитайте ребенку народные потешки «Петушок», «Гуси-гуси».

Занятие №12. Лексическая тема «Домашние животные». Развитие пассивного словаря (существительные, прилагательные, глаголы). Формирование активного словаря. Обучение узнаванию предметов по словесному описанию. Активизация речевого подражания. Развитие диалогической речи.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания, развитие слухового внимания (Упражнение Кто в домике живет?»). Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные». Закрепление обобщающего понятия «домашние животные». Обучение пониманию предложных конструкций с предлогами ПОД, ЗА, ОКОЛО (при демонстрации действий) (Упражнение «Кто где?»). Обучение выполнению двухступенчатых инструкций (Упражнение «Поручения»).

Рекомендации родителям. Потренируйте ребенка в узнавании и назывании кота, собаки, коровы, коня, козы. Предложите ребенку изобразить домашних животных и показать, как они кричат. Почитайте русские народные потешки, сказку «Репка».

Занятие №13. Лексическая тема «Дикие птицы». Развитие активного словаря глаголами летать, клевать, кричать, сидеть. Развитие импрессивной речи, различение противоположных по значению прилагательных большой – маленький. Формирование грамматического строя речи, образование и различение глаголов 3-го лица единственного и множественного числа: что делает? Что делают? Развитие речевого слуха, упражнения в узнавании и различении звуковых сигналов.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитиефонематического восприятия (различение близких по артикуляции гласных звуков [о]-[у]) (Упражнение «Разноцветные флажки»). Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие птицы». Формирование обобщающего понятия «дикие птицы». Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (Упражнения «Скажи ласково», «Назови детеныша»). Развитие зрительного внимания, формирование умения находить одинаковые предметы (Упражнение «Найди двух одинаковых птичек»).

Занятие №14. . Лексическая тема «Дикие животные». Пополнение активного словаря существительными – названиями животных. Развитие диалогической речи, обучение отвечать на вопросы по простым сюжетным картинкам. Развитие речевого слуха, упражнения в узнавании и различении звуковых сигналов.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания. Развитие фонематического восприятия (Упражнение «Правильно-неправильно»). Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Формирование обобщающего понятия «дикие животные». Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа (Упражнения «Про кого я расскажу?», «Подбери признак»).

Рекомендации родителям. Побывайте с ребенком в зоопарке или цирке, где он сможет понаблюдать за животными. Введите в словарь ребенка глаголы прыгать, бегать, спать, стоять. Прочитайте ребенку и разучите с ним небольшие стишки.

Занятие №15. Лексическая тема «Транспорт». Уточнение и обогащение словаря. Обучение пониманию пространственных отношений, выраженных предлогами: на, за, около, от, из. Формирование грамматического строя речи, согласование местоимений мой, моя с существительными мужского и женского рода.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания. Развитие слухового внимания, различение транспортных шумов (Упражнение «Звуки улицы»). Уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт». Формирование обобщающего понятия «транспорт». Обучение пониманию наречий, выражающих пространственные отношения (впереди-сзади, вверху-внизу, далеко-близко, справа-слева) (Упражнение «Что где?»). Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, зрительного внимания (Упражнение «Разрезные картинки»).

Рекомендации родителям. На прогулках вместе с ребенком понаблюдайте за транспортом, потренируйте его в назывании транспорта. Дома используйте для этого картинки в книжках. Почитайте ребенку рассказы и стишки о транспорте. Поощряйте ребенка в стремлении самостоятельных высказываний и заучивании небольших стишков.

Занятие №16. Лексическая тема «Цветы». Расширение словаря существительными (одуванчик, ромашка, колокольчик, мак). Формирование общих представлений о цветах. Закрепление умения группировать предметы по признакам. Закрепление знаний основных цветов и умения их различать. Формирование умения составлять предложения по картинкам. Развитие диалогической речи.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания. Развитие фонематического восприятия (Упражнение «Слушай внимательно»). Уточнение и расширение словаря по теме «Лето. Цветы». Формирование обобщающего понятия «цветы». Составление предложения по выполняемому действию. Обучение выполнению двухступенчатых инструкций. Развитие диалогической речи. Закрепление знания основных цветов и умения их различать (Упражнение «Букет для мамы»).

Занятие №17. Лексическая тема «Праздники» (мамин праздник, Новый год). Дальнейшее пополнение словарного запаса существительными. Обучение узнаванию предметов по словесному описанию. Закрепление умения составлять предложения по сюжетным картинкам.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, умения различать их (Упражнение «Что звучит?»). Развитие умения подбирать прилагательные к существительному (Упражнение «Моя мама»). Обучение употреблению существительных в предложном падеже с предлогом О (Упражнение «О чем мечтает мама?»).

Рекомендации родителям. Сделайте вместе с ребенком открытку, посвященную празднику. Побеседуйте с ребенком о том кого поздравляют. Поощряйте стремление ребенка к самостоятельному высказыванию.

Занятие №18. Лексическая тема «Календарь». (Времена года). Формирование общих представлений о времени года. Закрепление умения составлять предложения по картинкам. Развитие речевого слуха, упражнения в узнавании и различении звуковых сигналов.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Воспитание правильного диафрагмального дыхания, выработки длительной воздушной струи (Упражнение «Кораблики»). Уточнение и расширение словаря по теме «Лето». Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой. Развитие диалогической речи (Упражнение «Чтение сказки»).

Рекомендации родителям . Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило, понаблюдайте его приметы. Почитайте ребёнку потешки, стихи детский поэтов о времени года.

Занятие №19. Диагностика. Выявление динамики речевого развития ребенка

Методическое обеспечение программы

    Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

    Логопедия / Под ред. Л. Волковой. - М., 1989.

    Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. – М.: ПАРАДИГМА, 2012.

    Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада. - СПб., Детство-пресс, 2014.

    Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3-7 лет). - Спб., Детство-Пресс, 2011.

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный проект)/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М., Просвещение , 2008.

К средствам развития речи детей можно отнести лю­бую деятельность, которую направляет, планирует и ко­торой руководит взрослый. Это обучение, игра, бытовая и повседневная деятельность, труд, восприятие произве­дений искусства, наблюдение, экскурсии, праздники и раз­влечения и др.

Ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития у детей познаватель­ных способностей, усвоение ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словарного запаса, формирования речевых умений и навыков. Основ­ная форма обучения - занятие . По дидактическим целям выделяют такие типы занятий :

Занятия по сообщению нового материала;

Занятия по закреплению умений и навыков;

Занятия по обобщению и систематизации знаний;

Итоговые, проверочные занятия;

Комбинированные (объединенные).

Общие дидактические требования к занятиям

1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения.

2. Коррекционная направленность занятия, определя­ющая содержание и методику его проведения.

3. Оптимальная интенсивность нагрузки.

4. Воспитывающая и развивающая направленность обучения.

5. Использование приемов обучения в соответствии со структурой занятия.

7. Доступность в содержании и приемах обучения на занятии.

8. Использование разнообразных наглядных средств обучения.

9. Эмоциональный положительный фон занятия.

10.Сочетание коллективного характера обучения на занятии с индивидуальным и дифференцированным под­ходом.

11.Применение разнообразных форм закрепления ма­териала на занятии и в другой деятельности.

12. Речевая активность каждого ребенка.

13. Учет результатов занятия.

Не всякий программный материал по развитию речи может быть преподнесен путем обучения на занятии. Боль­шая группа словаря - бытового, природоведческого ха­рактера и др. - легче усваивается в практической деятель­ности. Обучение сочетается с другими средствами разви­тия речи: это предметная и игровая деятельность, самооб­служивание, ручной и хозяйственно-бытовой труд, конст­руирование, изобразительная, музыкальная деятельность. Эти виды деятельности являются эффективным средством формирования навыков речевого общения, активизации словарного запаса разговорной речи. Естественные жиз­ненные ситуации, понятные ребенку, способствуют разви­тию его речевой активности, самостоятельным высказы­ваниям, формированию умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Следует учитывать, что у умственно отсталых обуче­ние развивается по тем же законам, как и у нормально развитых детей, но с очень большим опозданием. Дети не умеют общаться между собой, не испытывают в этом по­требности. Это значит, у них отсутствуют коллективные виды деятельности, прежде всего - игра. Вначале устанавли­вается и развивается общение со взрослым, обращение с просьбами, выполнение элементарных поручений. Общение со взрослыми и развитие предметной деятельности форми­руют предпосылки общения между детьми. Этим процессом необходимо специально руководить, создавать ситуации, требующие общения, подсказывать средства общения, по­могать организовывать игры, совместную деятельность де­тей, не нарушать эмоциональную сторону общения

В работе по развитию речи применяются разные груп­пы методов и в основном - в сочетании: наглядные (экс­курсия, метод демонстрации, наблюдения, осмотр поме­щения, рассматривание предметов и игрушек); словесные (коллективный разговор, чтение произведений детской литературы, пересказ, беседа, чтение стихов, рассказ); практические (игра, практические действия, труд).

Словесные приемы:

Речевой образец,

Прием имитации;

Объяснение;

Указания;

Словесное упражнение;

Повторение (сопряженное, отраженное, индивидуаль­ное, хоровое);

Вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, реп­родуктивные, поисковые);

Оценка детской речи.

Наглядные приемы:

Показ предмета, движения, игрушки, картинки;

Показ с называнием;

Приемы работы с техническими средствами обуче­ния (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы).

1. Игра должна быть доступна по содержанию и дви­жениям, решать задачи коррекционного воспитания и обу­чения.

2. Игра должна быть интересна детям.

3. Игра избирается с учетом психофизических и воз­растных особенностей детей.

4. Игра должна соответствовать программному ма­териалу.

5. Перед проведением игры проводится подготови­тельная работа, направленная на уяснение правил, игро­вых действий, цели.

6. Педагог руководит игрой, оказывает детям диффе­ренцированную помощь.

7. Большинство игр требует оснащения.

Система работы по формированию речи у неговоря­щих умственно отсталых детей предполагает использова­ние разнообразных методов и приемов работы, дидакти­ческого наглядного материала, различных видов деятель­ности и ситуаций естественного общения.

Поэтапное формирование устной речи у детей с нарушенным интеллектом

Первый этап . Развитие понимания обращенной к ре­бенку речи .

Задачи :

Развить у детей понимание отдельных простых просьб, обращений к нему;

Учить предметным действиям, пониманию сопровож­дающей эти действия речи;

Учить соотносить предметы и действия с их словес­ным обозначением;

Формировать интерес к игрушкам и игре, учить иг­ровым действиям;

Вызвать подражательную речевую деятельность де­тей в форме любых звуковых проявлений;

Учить детей выражать желания словесно, однослов­ным или двухсловным несинтаксированным предложением.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на I этапе.

Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого

Задание 1. Показать предметы из ближайшей окружа­ющей обстановки по просьбе взрослого.

Задание 2. Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.

Задание 3. Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бе­жать).

Задание 4. Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.

Задание 5. Научить понимать вопросы Что? Кого?, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?

Задание 6. Научить понимать вопросы Кто это? Что это? Кто? Что?, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?

Задание 7. Научить понимать вопросы Где? Куда? От­куда? На чем?, выясняющие местонахождение предметов.

Задание 8. Научить понимать вопрос Чем?

Задание 9. Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).

Задание 10. Разложить картинки в нужной последовательности.

Задание 11. Понимать вопросы к простой сюжетной кар­тине.

Задание 12. Совершать действия с отобранными предме­тами по инструкции педагога.

Игры

«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоро­вод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне - бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птич­ку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи

Игры

«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Пере­ложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамид­ки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картин­ку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».

Естественные бытовые ситуации

Задание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)

Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)

Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)

Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)

Задание 5. Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)

Задание 6. Чем приколачивает? Что приколачивает? (мо­лотком, картину и др.)

Задание 7. Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)

Если вашему ребенку уже исполнилось 2,5 – 3 года, а он еще не говорит, общается с вами посредством мимики, жестов, отдельных звуков, это значит, что пора начинать действовать, даже если в семье есть родственники, которые заговорили поздно. Тянуть с запуска речи опасно. В этой статье специалисты центра развития «Каркуша» расскажут, что вы можете сделать дома и когда нужно обратиться за профессиональной помощью.

Убедитесь, что ребенок здоров

Длительное отсутствие речи может быть связано с последствиями тяжелых инфекций, перенесенных в раннем детстве, сложной беременностью и родами, нарушениями слуховой функции, поражениями ЦНС, а также со стрессом. Именно поэтому так важно сначала убедиться, что у ребенка нет проблем со здоровьем. Обязательно посетите педиатра, отоларинголога, невролога, логопеда и пройдите необходимые исследования. Ранняя диагностика и коррекция нарушений – это половина успеха развивающих занятий.
Создайте дома благожелательную спокойную атмосферу. Малыши чутко реагируют на изменения эмоционального климата в семье. Если папа с мамой часто ругаются, дети инстинктивно стараются привлекать к себе как можно меньше внимания.

Начинайте прямо сейчас!

Не откладывайте начало занятий на завтра. Сегодня нужно ехать к бабушке, завтра в магазин, послезавтра в отпуск. Дни незаметно складываются в года. Занятия должны проходить регулярно, при каждой возможности. Чем раньше вы начнете, тем быстрее и легче ребенок нагонит своих говорящих сверстников.

1. Уберите телефон, выключите телевизор

Игры на планшете и мультики, «развивающие» говорящие медведи и куклы – спасение для перегруженной делами мамы, но они очень вредны для молчащего ребенка. Когда ему отводится роль пассивного наблюдателя, необходимости говорить просто не возникает. Чем проще будет игрушка, тем больше вероятность, что ребенку захочется ее «озвучить». Купите набор обычных кубиков, конструктор, самую простую куклу, ограничьте просмотр мультиков и игры с планшетом. Ребенок должен исполнять главную роль в игре. Первое время помогайте ему разыгрывать простые ситуации, которые ему хорошо знакомы.

2. Разговаривайте с ребенком

Если малыш не говорит, это не значит, что ему неинтересно то, что вы ему говорите. Постоянно общайтесь с ним, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка. Произносите слова медленно, четко, громко, следя за артикуляцией. Для малышей основной источник знаний – взрослые, он учится, подражая родителям, так дайте своему сыну или дочери правильный образец.

Вначале упростите все слова до двух-трех слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести самостоятельно, например, не «бабушка», а «баба». Желательно, чтобы в словах использовались в основном те звуки, которые малыш уже знает. В частности, звуки «м», «п», «б» обычно появляются первыми в речи, независимо от родного языка. Постепенно усложняйте слова.
Если в семье для общения используют несколько языков, при ребенке должен звучать только один из них. Не путайте малыша, сначала дайте ему овладеть материнским языком, а потом уже другим.

3. Пойте песни, читайте стихи

Если ребенок произносит некоторые звуки, пропевайте их вместе с ним, добавляя к согласным гласными, например: ААААА, БА-БА, ПА-ПА, МО-МО, БО-БО и т. д. Это простое, но эффективное упражнения подготовит речевые органы к произнесению более сложных слов.

Читайте вместе короткие детские стихи, народные потешки и пестушки, как правило, в них недлинные слова с похожими звуками. Через некоторое время, когда ребенок запомнит их, специально сделайте ошибку, дайте ему возможность досказать.Устоять перед искушением поправить взрослого могут не все карапузы.

Если вы поете ребенку перед сном, ограничьте репертуар двуми-тремя песенками и меняйте произведения как можно реже.

4. Покажите, как говорить

Логопеды советуют завести альбом с картинками, на которых изображены бытовые предметы, животные, члены семьи. Вместе с ребенком рассматривайте их, называя изображение: «Это баба Маша», «Это киса», «Это деда Миша» и т. д. Когда ребенок запомнит слова, постройте из них простые схематичные предложения, используя слова-действия: «Миша, дай», «Киса, иди» и пр. Если вы увидели в магазине альбомы для развития речи, выбирайте те издания, где большие яркие картинки и даны четкие инструкции, как с ними работать.

Используйте в речи простые конструкции типа «дай ручку», «где мишка?», «покажи носик», терпеливо повторяйте одни и те же слова и фразы. Опирайтесь на то, что ребенок способен усвоить.

5. Развивайте сенсорное восприятие

Нервные окончания на пальцах и внутренней стороне ладони связаны с центрами речи и памяти головного мозга. Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику, делайте микромассаж ручек. Разрешайте ребенку пересыпать крупу, играть с цветным рисом, песком, водой, пуговицами, фасолью и другими мелкими предметами. Купите малышу набор музыкальных инструментов: ксилофон, дудочку, барабан, губную гармошку. Учите различать цвета, формы, величину, количество. Разнообразные тактильные, зрительные, слуховые впечатления помогут быстрее запустить речь и развить высшие психические функции.

6. Побуждайте ребенка говорить

Задавайте простые вопросы («где киса?»), обращайтесь с посильными просьбами («дай ложку»), спрашивайте, как у него дела, что он видел на улице и т. д. Во время игры вызывайте у него желание подражать вам. Например, во время пряток открывайте глаза со звуком «ку-ку!», при игре с паровозиком имитируйте его гудок: «ту-туууу!» и так далее. Слова должны иметь эмоциональную окраску: удивляйтесь «Ух ты!», радуйтесь «Ура!», выражайте огорчение «Ай!», «Эх»…Если ребенок повторяет за вами только гласные, это уже результат.

Многие дети-молчуны выражают свои желания и просьбы жестами и мимикой. По мере возможности пресекайте эти «разговоры». Делайте вид, что не понимаете, когда речь идет о предмете или действии, названия которых малыш прекрасно знает, но не хочет сказать вслух.

Сохраняйте спокойствие

Когда ребенок долго не говорит, это может раздражать, вам может даже казаться, что он отстает не только в речевом развитии. Ни в коем случае не сердитесь, не срывайтесь на ребенка, не угрожайте, иначе он надолго замкнется в себе.

Стоит ли обращаться за помощью к логопеду?

Да, если самостоятельные развивающие занятия не дали никакого результата в течение 2-3 месяцев, при условии, что они проходили часто и регулярно. Логопед объективно оценит речевое развитие малыша и даст вам четкие рекомендации, что делать дальше, при необходимости направит к другим специалистам.

Развитие психических функций

Занятия с неговорящим ребёнком нужно начинать с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления.

Целью коррекционно-педагогической работы является последовательное развитие психических функций, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка. При этом коррекционно-­педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учёт возможностей ребёнка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».

Развитие двигательных функций

Необходимо обеспечить и полноценное моторное развитие малыша.

Моторное развитие способствует формированию у детей раннего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. При выполнении движений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь - движения становятся точными, координированными

Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста является стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).

В ходе коррекционно-развивающей работы решают следующие задачи : формирование контроля над положением головы и её движениями; обучение разгибанию верхней части туловища; тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти); развитие поворотов туловища; формирование функции сидения и самостоятельного присаживания; обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении и ползание на четвереньках; обучение вставанию на колени, затем на ноги; стимуляция самостоятельной ходьбы и бега и коррекция её нарушений.

В развитии ручной моторики используют: действия с предметами; соотносящие действия; расстегивание и застёгивание; обучение сжиманию и разжиманию кулаков, сильному сжиманию одной рукой другую; поочерёдному сгибанию и разгибанию пальцев правой, левой руки; делать решётку из пальцев; поочерёдному соединению большого пальца и указательного, среднего, безымянного, мизинца; ритмичному выполнению движения «ладонь-кулак-ладонь»; развитие умения захватывать предмет щёпотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами - указательным и большим); развитие и совершенствование хватательных движений; обучение захватыванию больших предметов двумя руками, а маленьких - одной рукой. В процессе выполнения упражнений у детей совершенствуются двигательные функции; нормализуется состояние тонуса мелких мышц; развивается точность движений рук (согласованность движений обеих рук), зрительно-моторная координация; развивается праксис позы при подражании движениям взрослого. Ребёнок учится конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук), подготавливают ребёнка к рисованию, письму.

Сенсорное развитие

В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание , направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности. Решение двух вышеназванных задач осуществляется на базе предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста (от 1 года до 3-х лет).

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию дети учатся выделять и учитывать цвет, форму, величину; при выполнении практических действий, учатся группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине; при выборе из четырёх разновидностей, соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине; активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец).

Логопедический массаж

Логопедический массаж необходим ребёнку с задержкой речевого развития. Используя методику О.А.Новиковской, проводят упражнения:

  • «Смешная песенка». Перебирая пальцами по губам, произносить звук похожий на.. Б-Б-Б.. Движения пальцев вправо, влево.
  • Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.

Упражнения для языка

  • «Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.
  • «Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки... та-та-та...

В коррекционно-развивающей работе используется логопедический массаж, предложенный К.А.Семёновой, Е.Ф.Архиповой («Логопедическая работа с детьми раннего возраста» - 2006г.)

Логопедический массаж нормализует тонус мышц и моторику артикуляционного аппарата. В раннем возрасте, а именно, шести, семи месяцев нужно начинать делать массаж руки ребёнка.

Артикуляционная гимнастика

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Задачи коррекционно-педагогической работы по развитию артикуляционного аппарата: развитие подвижности языка (умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы и т.д.); развитие достаточной подвижности губ - умения вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами; развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении (это очень важно для произношения звуков).

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается принцип последовательности (от более простого к более сложному). Все упражнения проводятся в игровой форме. Артикуляционную гимнастику дети выполняют, сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. В конце года дети выполняют упражнения с индивидуальным зеркалом.

Игры

«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне - бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи

Игры

«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Пере ложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».

Естественные бытовые ситуации

Задание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)

Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)

Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)

Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)

Задание 5. Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)

Задание 6. Чем приколачивает? Что приколачивает? (мо лотком, картину и др.)

Задание 7. Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)

Игры

«Угадай, кто кричит», «Громко - тихо», «Кто как кричит?» А. Барто, «Птицеферма», «Кормление птенцов» - речевая гимнастика, «Кот и мыши» (слово «мяу»), «По езд» (звук У), «Лошадки», «Накорми телят» (ммуу).

Задание 3. Развитие длительного направленного рото вого выдоха (на звуке Ф)-

Задание 4. Чей пароход лучше гудит? (на звуке У)

Задание 5. Успокой куклу. Произношение звука А.

Задание 6. Кто как кричит? (Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу)

Задание 7. Улыбнемся Петрушке, (звук И)

Задание 8. Покажи и назови. (Катя, гуси, кот, конь)

Задание 9. Игра «Волшебный сундучок» (это дом, это Катя, это киса, это утка, это гусь, это мишка и т.п.)

Задание 10. Когда это бывает? (приметы времен года)

Задание 11. Игра «Автомобили», (произношение «6и-би...»)

Задание 12. Угадай, кто сказал. Сказки «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Задание 13. Игра «Эхо». (Ау, Оля, Ау)

Выполняя в игровой форме артикуляционную гимнастику, упражнения по звуковой культуре речи, играя, дети постепенно овладевают произношением звуков: а, у, о, и, э, м, п, б, ф, в, к, г

В звукоподражаниях (ау, уа, иа, э-э-э, ммуу, п-п-п, фф-уу, в-в-в, ко-ко, га-га, мяу, аи, ой, у-у-у, о-о-о).

Игры

«Шоферы и строители», «Что мы делали - не скажем...», «Кто сказал «мяу»», «Покорми животных», «Посмотри и назови», «Куда пойдешь, что найдешь», «Кто как кричит», «Гуси - гуси», «Волк, пастух и гуси», «Кому что нужно», «Магазин», «К кому пришел, от кого ушел волк», «День рождения куклы Тани», «Кто что делает», «Отгадай, кто к нам пришел», «Высоко - низко», «Кто что ест», «Кто где сидит», «Угадай, что это».

Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения

Научить понимать простые нераспространенные предложения;

Учить выполнять простые действия по речевой инст рукции;

Учить понимать и строить словосочетания типа гла гол в повелительном наклонении + существительное в ви нительном падеже;

Учить употреблять в речи словосочетания типа гла гол + существительное в винительном падеже; глагол + существительное в творительном падеже; прилагательное + существительное; глагол + наречие;

Учить употреблять в общении предложения типа под лежащее + сказуемое, выраженное глаголом настоящего времени 3 лица;

Учить понимать и употреблять предложения типа подлежащее + сказуемое + дополнение; подлежащее + ска зуемое + обстоятельство;

Учить различать некоторые формы словоизменения и число существительных;

Учить некоторым продуктивным способам словооб разования существительных и глаголов;

Учить воспроизводить слого-ритмическую структу ру двусложных и трехсложных слов.

Виды пересказа

1)Выборочный пересказ.

Задача: выделить из рассказа только отдельные эпи зоды.

2) Краткий пересказ.

Задача: сохраняя последовательность, выделить толь ко основное, существенное.

3) Творческий пересказ.

Задача: продолжение рассказа с добавлением приду манных фактов.

Приемы обучения пересказу

Образец чтения произведения,

Вопросы,

Объяснения, указания,

Упражнения,

Обращение к личному опыту детей,

Показ наглядного материала,

Подсказ слова или фразы,

Совместный пересказ педагога и ребенка,

Отраженный пересказ,

Пересказ по частям,

Пересказ по ролям,

Игра-драматизация,

Инсценировка,

Хоровое проговаривание,

Оценка речи детей.

Приемы обучения

Ведущий прием - вопрос. Вопросы поискового и проблемного характера требуют умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Для чего? Как узнать?

Вопросы стимулирующего характера: Про каких же ребят можно сказать - это друзья?

Простые, репродуктивные вопросы: Где? Сколько? Кто?

Последовательность предъявления вопросов в беседе: сначала репродуктивные для оживления памяти и опыта детей, затем 1 - 2 поисковых вопроса, в заключение -1-2 обобщающих вопроса.

Построение беседы

Начало беседы. Цель - вызвать, оживить в памяти детей впечатления. Используются вопросы-напоминания, загадки, стихи, картины, фотографии, предметы.

Основная часть беседы. Выделяются микротемы, этапы. Например, в беседе «О здоровье» выделены этапы:

1. Свежий воздух (в помещении, на прогулках).

2. Утренняя зарядка.

3. Чистота рук.

4. Закаливание.

Конец беседы. Эта часть кратка, эмоциональна, практически действенна, может содержать пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.

Литература

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М, 1981.

2. Васильева КН., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 1996.

3. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1993.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. -М, 1985.

5. Жукова НС. Формирование устной речи: Учебно-мето дическое пособие. - М: Соц. - полит.журнал, 1994. - 96 с.

6 Жукова НС. и др. Преодоление задержки речевого раз вития у дошкольников. - М: Просвещение, 1973. 220 с.

7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте - М: Медгиз, 1962. - 268 с.

8. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост В.И. Селиверстов. - М, 1977.

9. Кузьмина НИ., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М., 1977.

10. Недоразвитие и утрата речи /Под ред. ЛИ. Белякова и др. - М, 1985.

11. Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, ЕМ. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 1989. - 528 с.

12. Нарушение речи у дошкольников /Сост. Р.А. Белова - Давид. - М., 1972.

13. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1994.

14. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной.- М.: Просвещение, 1967. 367 с.

15. Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи: В2ч.-М., 1994.

Методика работы с неговорящими детьми.

Основные направления коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми:

  1. Развитие познавательной деятельности: развитие различных форм общения ребёнка с взрослым; формирование познавательной активности; развитие знаний об окружающем и понимание обращённой речи; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); формирование предметной деятельности.
  2. Стимуляция развития голосовых реакций, звукоподражания и собственной речевой активности.
  3. Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми включает следующие направления.

Появление первых слогов в речевой практике малыша - самый долгожданный этап для любого родителя. Как правило, далее следует этап формирования умения общаться с окружающими при помощи слов. Однако что делать, если ребенок молчит и не проявляет самостоятельной активности в освоении способов коммуникации? В таком случае требуется специально организованная работа по диагностике причин возникновения расстройства и коррекционная помощь специалистов. Методов, приемов и разнообразных программ по запуску речи у неговорящих детей на сегодняшний день в обиходе специалистов огромное множество. Осталось только разобраться, существуют ли универсальные (подходящие для всех) методы и программы и как подобрать способы развития речи для конкретного ребенка.

Симптомы появления расстройства

Можно ли на ранних возрастных этапах определить появление речевых нарушений? Конечно же, да, если знать, на что обратить пристальное внимание.

На этапе появления ребенка на свет - это шкала АПГАР, которая измеряет общее состояние новорожденного. Оценка ниже 5 баллов свидетельствует о том, что малыш нуждается в помощи специалистов до определенного возраста и чем раньше начнется коррекционная работа и адаптация, тем лучше.

Гуление, поведение ребенка во время вскармливания, реакция на внешние раздражители (или ее отсутствие), моторная активность способны многое подсказать наблюдательным родителям. Особое внимание уделяют формированию сенсорных систем: слух, зрение, тактильные ощущения, обоняние - поскольку их своевременное развитие позволит избежать появления такой проблемы, как запуск речи у неговорящих детей. Проще говоря, все перечисленное - это фундамент, на котором возводится "храм" речи. Если есть прорехи в основании, выстроить красивое здание не удастся.

Причины «молчаливого» развития ребенка

Как ни странно, на формирование речи ребенка влияют многие факторы: плохая экологическая обстановка, рискованное поведение будущих родителей, социальные факторы, а также наследственные заболевания. Молчание ребенка нередко является симптомом серьезных органических нарушений или патогенных процессов в организме (глухота, слепота, гидроцефалия и др). Любые педагогические приемы не дадут никакого результата, если будут проигнорированы рекомендации врачей.

Запуск речи у в современных методиках рекомендуют начинать с двухлетнего возраста. Однако это не означает, что работа по формированию познавательных, мыслительных процессов, памяти, двигательной активности не проводится. От того, насколько хорошо развиты перечисленные характеристики, во многом зависит успешное применение методов, приемов и способов педагогического воздействия.

Когда начинать коррекционную работу с малышом

Запуск речи у неговорящих детей начинается с развития и налаживания взаимодействия сенсорных систем (вкус, прикосновение, запах и т. д.). Возраст ребенка в данном случае не играет большой роли, поскольку миновать первую ступень развития невозможно без последствий. Поэтому и годовалый, и двухлетний малыш должны пройти этап сенсорной интеграции, после которого и начинается работа по формированию речевых навыков. Естественно, что раннее освоение сенсорных эталонов дает преимущество ребенку в дальнейшем освоении окружающего пространства.

Почему развитие возможно только через игру

Дитя - зеркало семьи во многом потому, что природа снабдила его подражательностью. А методом развития, который сполна использует эту врожденную особенность, является игра. Запуск речи у неговорящих детей происходит с опорой на наблюдаемые ежедневно действия и события, которые переносятся в игру (подражание звуку летящей пчелы, работы бытовой техники, транспорта и т. д.). Со временем изменится мышление и восприятие мира малышом, а вслед за ними и ведущая (развивающая) деятельность. Но до 5 лет - это игра.

Программы и методики, часто предлагаемые родителям

Современный рынок образовательных услуг не обделен курсами запуска речи у неговорящих детей. Единственное, что должно насторожить родителя - это применение каких бы то ни было программ, приемов и методов по отношению к ребенку без предварительного изучения (диагностики) актуальных его потребностей и физиологического статуса. Ведь методы работы с детьми, испытывающими нарушения слуха, отличаются от методов взаимодействия со слабовидящими ребятами. Как нет одинаковых нарушений развития, так и не может быть одинаково положительного результата от применения одной и той же методики к разным категориям логопатов. Поэтому осведомленность родителя о характере и степени нарушения развития ребенка позволяет выбрать из всего множества программ и курсов именно то, что подойдет для малыша на актуальном этапе его развития.

Наибольшей популярностью у логопедов пользуется методика запуска речи у неговорящих детей автора Новиковой-Иванцовой Т. Н. (сокращенно МФЯС). Это система педагогического воздействия на логопата, которую следует совмещать для большей эффективности с наблюдением у врача (с медикаментозным, физиотерапевтическим воздействием, если требуется, и т. п.).

Нейрологопедические программы запуска речи у неговорящих детей включают в себя обычно использование методов сенсорной интеграции, стимуляцию при помощи аппаратуры Томатиса, применение современного (IT) программного обеспечения, арт-терапии (ритмо-, свето-, музыкотерапии).

Своевременное обращение к специалистам - залог успеха

В идеале было бы неплохо, чтобы за развитием ребенка от рождения наблюдали разнопрофильные специалисты. Но если такой возможности нет, то затягивать с визитом к логопеду, неврологу и педиатру не стоит, если в 2,5 - 3 года в обиходной речи малыша появилось только несколько невнятных слов или же он общается при помощи жестов и звуков.

Чем раньше начнется комплексная помощь врачей и педагогов в развитии и адаптации ребенка к окружающему миру, тем быстрее и благополучнее будет проведена коррекционная работа. Не стоит забывать о том, что сенситивный период развития речи заканчивается к 7 - 8 годам и дальнейшие попытки исправления нарушения будут более трудозатратными и болезненными.

Список обязательных мероприятий для развития речи ребенка

  1. Полное медицинское обследование всех сенсорных систем ребенка.
  2. Обязательные консультации (и наблюдение) узкопрофильных специалистов (лор, стоматолог, невролог, эндокринолог и т. п.).
  3. Если требуется, прохождение курса массажа и физиотерапии.
  4. Консультации у логопеда, психолога с целью определения дальнейшего взаимодействия.
  5. Ежедневные занятия по коррекции речи и психологического статуса (такой режим желателен, поскольку в этом случае возможно достаточно быстрое достижение определенных результатов; если возможность отсутствует, хотя бы три раза в неделю).
  6. Применение родителями в повседневной жизни ребенка игр на запуск речи у неговорящих детей, рекомендованных логопедом и психологом.
  7. Наполнение пространства вокруг ребенка сенсорным разнообразием (для формирования эталонов следует избегать крайностей вроде «девочки предпочитают розовый, а мальчики - голубой или синий цвета»).
  8. Забота о разнообразии двигательной активности малыша (это позволит быстрее сформироваться такому важному органу, как внутреннее ухо, и вестибулярному аппарату).

Терпение и труд все перетрут.